Над чем заставляет задуматься собачье сердце. Cочинение «Собачье сердце

Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Повесть написана удивительным языком, полным едкого сарказма, по вместе с тем она воспринимается как глубокое, философское произведение.
Булгаков делает героев повести символами эпохи. Профессор Преображенский - настоящий российский интеллигент, представитель уходящей категории общества. Вместе с ним уходит многое, что было важным и нужным для людей. Высказывания профессора могут показаться смешными. Но юмор отнюдь не умаляет их актуальности. «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении... Пусть: раз социальная революция - не нужно топить»; «почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»; «Почему убрали ковер с парадной лестницы?» «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
С точки зрения шариковых, которые по сути своей являются символом новой эпохи, эстетика быта совершенно не нужна. Вместе с этим «новые люди» готовы отказаться от всего, что создавалось веками. Стремление построить новую жизнь воспринимается ими как необходимость полностью уничтожить то, что было сделано ранее. В уста профессора Преображенского Булгаков вкладывает множество метких замечаний.
«Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?... Разруха не в клозетах, а в головах».
Меткие и очень точные замечания высказывают многие персонажи повести. В том числе и бездомный пес еще до превращения в человека, который отличается редкостной наблюдательностью и умом. Реальная жизнь послереволюционной России предстает перед нами во всем своем пугающем правдоподобии. Мрачные картины встают перед нами с самого начала повести. Вьюга как символ печали; запущенные пустые улицы как символ нищеты, убогости. В самом начале повести мы смотрим на обстановку глазами бездомной дворняги. Ничто не радует наш взгляд. Вот пробегает мимо девушка-машинистка, которая зарабатывает сущие копейки «по девятому разряду четыре с половиной червонца».
Для создания объективной картины не может быть незначительных деталей. Образ машинистки также неслучаен. Молодая девушка выглядит столь несчастной, замерзшей, полуголодной, что мы начинаем понимать, как несправедлива и уродлива действительность. А как много говорит фраза: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».
Булгаков в своей повести ставит очень серьезные вопросы - он заставляет задуматься о нравственности людей, с которыми мы сталкиваемся на страницах произведения. Повсюду царит воровство. Никто не заботится о соблюдении порядка, страна приходит в упадок, общество деградирует.
И на фоне этой деградации появляется новый человек, Шариков. То, что в повести Булгакова этот новый человек еще совсем недавно был бродячим псом, очень символично. Особенно важно, что будучи собакой, Шариков отличался большей порядочностью и вызывал искреннее сострадание и симпатию. Став человеком, он вызывает только отвращение.
Новый человек, который в повести представлен Полиграфом Полиграфычем Шариковым, полностью соответствует требованиям «новой жизни», является «продуктом» своей эпохи. Он бездуховен, необразован, неблагодарен, туп, агрессивен. Он чувствует себя настоящим хозяином жизни, не обращая внимания на кого бы то ни было.
Заслуживает пристального внимания и донос на профессора Преображенского. Это свидетельствует о полном отсутствии у Шарикова каких бы то ни было человеческих качеств. Отличительными чертами этого персонажа являются подлость, зависть, ненависть ко всему и всем вокруг.
Хозяин жизни, а именно таковым стал чувствовать себя «новый человек» после революции, очень силен. Он не останавливается ни перед чем, не думает о морали и нравственности. Фантастический эксперимент в повести - это отражение реального, огромного социального эксперимента - революции. Персонаж повести Шариков не смог стать человеком, перед нами всего лишь Существо, отдаленно на него похожее.
Рядом с «шариковыми» оказываются те, кто слабее и уязвимее. И общение с «новыми людьми» приносит исключительно страдания. Невозможно представить себе что-то более чудовищное, чем общество, в котором всем распоряжаются «ша-риковы», эти бессердечные и злобные создания. В повести профессор Преображенский находит «управу» на Шарикова, он просто превращает его обратно в собаку. Но социальный эксперимент - революция - не имеет обратного хода. И именно поэтому повесть оставляет ощущение некоторой недосказанности. Писатель ставит проблему, предоставляя возможность читателям думать о ней. Поэтому даже сегодня, по прошествии значительного периода времени, мы можем задуматься об обществе «шариковых», отголоски которого ощущаем до сих пор.

1. Фантастические мотивы в повести Булгакова «Собачье сердце».
2. Реальная действительность в произведении.
3. Русская интеллигенция и пролетариат.
4. Мрачный юмор Булгакова.

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» заставляет нас задуматься о грандиозном событии в России начала XX века - Великой Октябрьской революции. То, как автор описывает современную ему действительность, заслуживает пристального внимания. Повесть Булгакова - это неприкрытая сатира. Однако юмор в произведении не самоцель. Писатель не ставит перед собой задачу только лишь развлечь читателя, его авторский замысел намного глубже. Сам сюжет повести можно с полным правом назвать фантастическим. Талантливый ученый Ф. Ф. Преображенский сделал уникальную операцию, которая превратила собаку в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. За этим событием последовали очень сложные проблемы. Человек, который появился в результате эксперимента, оказался обладателем целого ряда весьма непривлекательных черт. Шариков туп, агрессивен, жесток. Его подлость и низость очевидны, ни к кому он не испытывает теплых чувств, он так же игнорирует любые правила и нормы.

Все события в повести разворачиваются на фоне глобальной социальной катаклизмы - революции. Происходит столкновение старого уклада жизни с новым. Жизнь самого ученого заставляет задуматься о том, как общество жило до революции. Сам образ жизни профессора, его привычки олицетворяют мирную и спокойную дореволюционную жизнь.

Немудрено, что профессор Преображенский не понимает и не принимает революции, ведь она ставит под угрозу весь уклад жизни, который был дорог и важен ему и многим другим людям. Образ профессора Преображенского близок самому автору. Можно с уверенностью сказать, что самому Булгакову близок его герой.

Профессор Преображенский весьма резко высказывается о пролетариате, не любит его. Русская интеллигенция, к которой принадлежит профессор, видит пролетариат опасностью, причем агрессивной и неуправляемой. Профессор Преображенский не скрывает своих убеждений, хотя это может повлечь для него серьезные проблемы. Правда, у ученого есть высокопоставленные защитники, ведь он светило с мировым именем, значит, может надеяться на сохранение своего статуса и неприкосновенности.

В повести показаны детали новой жизни. Мы видим отношение профессора ко всему, что творится вокруг. Ученый не скрывает своей неприязни: «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении, не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить черед черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

Детали быта, о которых мы узнаем благодаря метким суждениям русского интеллигента, говорят о многом. Революция лишила людей минимального комфорта. На самом деле революционеры ставили перед собой высокие цели, ради чего преобразовывали мир. Но чего стоят эти цели на самом деле, если в домах стало холодно, грязно, неуютно. Разве к этому нужно было стремиться? Разве голодный человек, живущий в неотапливаемом доме, может считать себя счастливым? Над Россией проводился глобальный и страшный по своей сути эксперимент. Его можно сравнить с операцией, которую профессор провел над бездомной собакой. Булгаков не случайно так много внимания уделяет бытовым деталям. Быт начинает восприниматься более глобально, философски. Символы дореволюционной жизни противопоставляются голоду и разрухе, которая стала неизбежным спутником перемен. Разрушение, страх, смерть, голод - вот то, что стало уделом России. Революция не принесла с собой ничего другого. В прошлое ушли натопленные дома, чистые и уютные квартиры, накрытые столы, безмятежность и спокойствие. Забывается русская культура, и во многом в этом виноваты большевики. Булгаков устами своего героя высказывает отношение ко всему, что творится в России. Он воспринимал перемены в обществе как величайшую трагедию, изменившую жизнь родной страны. Блестящая сатира писателя позволяет наиболее точно и метко подметить все, что творится вокруг: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?», «...Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха», «... разруха не в клозетах, а в головах».

Юмор автора нам, современным читателям, кажется очень точным и метким определением всего, что творилось в те годы. Новые хозяева жизни не принесли стране ничего хорошего, напротив, смогли быстро разрушить все, что было ценного. Россия, которой «сделали операцию», предстает в повести страшной. В самом начале произведения мы смотрим на окружающий мир глазами бездомного пса. А он абсолютно честен, ведь ему нет смысла притворяться. И жестокая вьюга как нельзя лучше соответствует окружающей обстановке. Это настоящий апокалипсис, конец света. Ведь закончена мирная, нормальная жизнь. Страна стала другой и теперь уже она полностью утратила черты прежней России. Воровство стало нормой, законы направлены на соблюдение интересов Шариковых. У власти преступники.

Шариков и ему подобные стремятся «все отнять и поделить». На самом деле Булгаков ничего не преувеличивал. Он показал реальную жизнь советской России в первые годы после революции. Великое деяние - революция - по сути своей оказалось чудовищной «операцией», навсегда изменившей страну.

Сам профессор своей операцией над бездомной собакой создал ужасное чудовище, монстра, который стал опасен для общества и его творца. Большевики сделали то же самое над страной. И она стала опасной для всех, в том числе для тех, кто был сторонником революции.

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На вопрос О чем заставляет задуматься повесть Булгакова "Собачье сердце"? заданный автором Ётёпа Кропинов лучший ответ это насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в России в 1917 г.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: О чем заставляет задуматься повесть Булгакова "Собачье сердце"?

Ответ от Sedlex [гуру]
О том, что краснопузые хуже псов.


Ответ от Просватать [гуру]
О том, что любое неестественное вмешательство в развитие человека, ход истории, жизнь природных ресурсов и т. д. - есть разрушение. О том, что иная собака умнее и добрее иного человека.


Ответ от Невроз [гуру]
Булгаков в своей книге показывает, что может произойти, когда происходит насильственное вмешательство в жизнь природы и общества. Из доброй ласковой собаки вдруг появилось агрессивное, злое, наглое существо, угрожая жизни окружающих. У Шарикова проявляются все отрицательные черты Клима Чугункина жулика, ьольшого любителя спиртного, бандита и драчуна. Хотя все отрицательные черты Шарикова налицо, он находит поддержку в лице Швондера, руководителя домкома, который берет опеку и шефство над Полиграфом Полиграфовичем. Швондер хоть и маленький начальник, но чувствует себя «большой шишкой» и ходит по дому в кожаной куртке, что было в то время признаком большого человека.
Книга «Собачье сердце» написана в сатирическом ключе, показывая пороки всего общества и отдельного человека, критикуя установленные порядки и нравы складывающегося строя. И власти понимали истинный смысл книги Булгакова, поэтому и отношения было соответствующими, мягко говоря, не совсем доброжелательными.
В книге «Собачье сердце» показан еще один важный нюанс, к чему привели революционные преобразования, насильственное свержение существующего строя и в результате гражданская война, когда отец на сына, брат на брата, гибель тысяч и тысяч русских людей. Мы воочию увидели, что происходит с государством, когда «кто был ничем, тот станет всем» и «государством может руководить даже кухарка» , мы увидели руководителей типа Швондера. К нашему несчастью такие «комиссары» в кожаных куртках встречаются и сейчас, им ничего не стоит обхамить человека, забюрократить любые хорошие начинания, засадить человека в тюрьму. И встречаются такие люди в любых отраслях: в экономике, в науке, в культуре и других областях деятельности человека.


Ответ от Косоглазие [гуру]
она несет народу мысль о том,
что благие побуждения ни к чему
хорошему не приводят. и лучше все
оставить как есть, пусть жизнь идет
своим чередом, как ей положено))


Ответ от Дмитрий Дикопольцев [активный]
она заставляет задуматься о том, что если человек - собака, то это навсегда.


Ответ от ЁЕРОЕ ИНКОГНИТО [гуру]
что собаки хороши лишь для шавермы и шашлыка


Ответ от [активный]
Из собаки никогда не получится человека а человек это прекрасно


М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский период жизни Булгаков был не только писателем, но и театральным деятелем, автором сценариев и постановок в московском художественном театре. Перу Булгакова принадлежат романы: "Белая гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита".

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести "Собачье сердце".

Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-ые годы. В рассказе - элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека - хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.

Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела. И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент - пересаживают бродячему псу гипофиз человека. Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам. Сформированное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора - Клима Чугункина - трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему "шестнадцать аршин" жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского - все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных - Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для него же стать начальником - значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести "Собачье сердце" профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917-ом году.

    М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский...

  1. Новое!

    М.А. Булгаков имел довольно неоднозначные, сложные отношения с властью, как и любой писатель советского времени, не сочинявший произведений, восхвалявших эту власть. Наоборот, из его произведений видно то, что он обвиняет ее в той разрухе, которая наступила...

  2. Повесть Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. («Студент». Лондон. NN 9, 10; «Грани». Франкфурт. N 69). В СССР она была издана в журнале «Знамя»...

    Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М.А.Булгаков так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий вперед и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием,...

    Повесть “Собачье сердце” принадлежит к числу произведений, посвященных Москве, описывающих сложное, противоречивое послереволюционное время. И вместе с тем в ней затронуты вечные, глобальные темы и вопросы, актуальные для человечества независимо от пространственно-временных...

    Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского - оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю и любой власти. Конфликт еще не созрел. Он только зарождается после того, как...

  3. Новое!

    Говорить о том, какое сердце у Шарикова - собачье или че­ловеческое, - можно по-разному, в зависимости от первона­чальной установки. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том,...