Мультфильм Destino: совместное творение Сальвадора Дали и Уолта Диснея. Destino

Сальвадор Дали считал Уолта Диснея сюрреалистом, и, может, поэтому в 1946 году Великий Мистификатор сотрудничал с Великим мультипликатором. Итог зрители смогли увидеть лишь в 2003 году.

Мультфильм приобрел всемирную известность, но зрители задаются вопросом: что все-таки там непосредственно «от Дали», а что - продукт Диснея? Что ж, ответ сюрреалистичен, как сама судьба «Дестино»!


Сальвадор Дали приехал в Америку в 1945 г., но вовсе не из-за мульти-повода. Визит состоялся . «Королю Ужасов» нужны были декорации для фильма, но Дали был взбешен кино-адаптацией его идей: вместо подвешенных к потолку роялей - жалкие имитации! Так что на выставке своих картин в галерее «Бинью» сюрреалист представил публике еще и «псевдо-газету» «Dali News» с разоблачением Голливуда и… анонсом грядущего проекта с Уолтом Диснеем. Приятная встреча двух творцов определила судьбу нового замысла: их интересы совпали.

Аниматор на волне своей новаторской работы 1940 г. «Фантазия» увлекся идеей синтеза мультипликации и высокого искусства. А Дали постоянно искал новые возможности для воплощения своих снов и фантазий. И, хотя художник запросил огромную сумму за работу, поставив условия и об авторских правах, контракт был подписан. Окрыленный Дали говорил о создании «фильма новыми способами», в котором «…Благодаря мастерству Диснея впервые станет возможным увидеть часы в движении». И дело двинулось!


Сальвадор Дали получил в свое распоряжение режиссера, художников-мультипликаторов Джона Хенча и Боба Кормака, и музыку. Анимация задумывалась под балладу «Destino» мексиканца Армандо Домингеса, и Дали пленило само слово, в переводе - «судьба». Её повороты в воображении Дали постоянно менялись, появлялись новые образы и картины.

«Девушка идет по дороге и… оказывается верхом на огромном слоне с ногами членистоногого насекомого в окружении разнообразных чудовищ… Мы видим пирамиду… рядом с церковью, плывущей над прудом, образованным двумя человеческими ладонями, из которых вырастают два кипариса. Вокруг пруда на велосипедах разъезжают голые люди. Все они исчезают в пруду» - слова Дали о будущем мультфильме из интервью журнала «Arts».

Какие-то моменты напоминали идеи существующих картин Дали - он желал «оживить» работу 1939 г. «Лебеди, отражающиеся в виде слонов», включить образ «девушки, прыгающей через веревочку», другие известные картины. Ведь художник создавал не мультфильм, а средство погружения в персональный мир сюрреализма Сальвадора Дали!

Дисней, первоначально определивший «Дестино» как «обычную историю любви девушки и юноши», был ошеломлен фантазиями и представленными работами Дали.

Художник создал 22 картины и около 135 набросков, и Джон Хенч подготовил 18-секундный фрагмент мультфильма. Ибо Диснея после Второй Мировой войны волновал вопрос: будет ли затея коммерчески успешной? Увы, спустя восемь месяцев с момента начала работы «роды» так и не состоялись: Дисней отложил проект по финансовым причинам. Однако спустя полвека племянник Уолта Диснея - Рой, работая над новой версией легендарного мультфильма студии - «Фантазия - 2000», обнаружил в архивах наработки Дали! Он загорелся идеей закончить дело Мастеров еще и потому, что по давнему контракту оригиналы работ художника будут принадлежать студии Диснея только после завершения мультфильма.


Сальвадор Дали. Дизайн для Дестино

Новый мир на черепахе

Рою Диснею повезло: 95-летний Джон Хенч, «тот самый» соратник Дали, согласился лично работать с командой из 25 художников. Нашлись дневники жены сеньора Сальвадора - Гала, где записаны мысли-фантазии супруга. Были использованы 5 картин и наброски Дали, а также новые работы художников. Осенью 2003 года, спустя 58 лет после начала работы, состоялась премьера «Дестино» на французском кинофестивале в Анси.

Оригинальная 18-секундная сцена осталась в мультфильме без изменений, так что ищите черепах!

Сальвадор Дали считал Уолта Диснея сюрреалистом, и, может, поэтому в 1946 году Великий Мистификатор сотрудничал с Великим мультипликатором. Итог зрители смогли увидеть лишь в 2003 году.

Мультфильм приобрел всемирную известность, но зрители задаются вопросом: что все-таки там непосредственно «от Дали», а что - продукт Диснея? Что ж, ответ сюрреалистичен, как сама судьба «Дестино»!


Сальвадор Дали приехал в Америку в 1945 г., но вовсе не из-за мульти-повода. Визит состоялся . «Королю Ужасов» нужны были декорации для фильма, но Дали был взбешен кино-адаптацией его идей: вместо подвешенных к потолку роялей - жалкие имитации! Так что на выставке своих картин в галерее «Бинью» сюрреалист представил публике еще и «псевдо-газету» «Dali News» с разоблачением Голливуда и… анонсом грядущего проекта с Уолтом Диснеем. Приятная встреча двух творцов определила судьбу нового замысла: их интересы совпали.

Аниматор на волне своей новаторской работы 1940 г. «Фантазия» увлекся идеей синтеза мультипликации и высокого искусства. А Дали постоянно искал новые возможности для воплощения своих снов и фантазий. И, хотя художник запросил огромную сумму за работу, поставив условия и об авторских правах, контракт был подписан. Окрыленный Дали говорил о создании «фильма новыми способами», в котором «…Благодаря мастерству Диснея впервые станет возможным увидеть часы в движении». И дело двинулось!


Сальвадор Дали получил в свое распоряжение режиссера, художников-мультипликаторов Джона Хенча и Боба Кормака, и музыку. Анимация задумывалась под балладу «Destino» мексиканца Армандо Домингеса, и Дали пленило само слово, в переводе - «судьба». Её повороты в воображении Дали постоянно менялись, появлялись новые образы и картины.

«Девушка идет по дороге и… оказывается верхом на огромном слоне с ногами членистоногого насекомого в окружении разнообразных чудовищ… Мы видим пирамиду… рядом с церковью, плывущей над прудом, образованным двумя человеческими ладонями, из которых вырастают два кипариса. Вокруг пруда на велосипедах разъезжают голые люди. Все они исчезают в пруду» - слова Дали о будущем мультфильме из интервью журнала «Arts».

Какие-то моменты напоминали идеи существующих картин Дали - он желал «оживить» работу 1939 г. «Лебеди, отражающиеся в виде слонов», включить образ «девушки, прыгающей через веревочку», другие известные картины. Ведь художник создавал не мультфильм, а средство погружения в персональный мир сюрреализма Сальвадора Дали!

Дисней, первоначально определивший «Дестино» как «обычную историю любви девушки и юноши», был ошеломлен фантазиями и представленными работами Дали.

Художник создал 22 картины и около 135 набросков, и Джон Хенч подготовил 18-секундный фрагмент мультфильма. Ибо Диснея после Второй Мировой войны волновал вопрос: будет ли затея коммерчески успешной? Увы, спустя восемь месяцев с момента начала работы «роды» так и не состоялись: Дисней отложил проект по финансовым причинам. Однако спустя полвека племянник Уолта Диснея - Рой, работая над новой версией легендарного мультфильма студии - «Фантазия - 2000», обнаружил в архивах наработки Дали! Он загорелся идеей закончить дело Мастеров еще и потому, что по давнему контракту оригиналы работ художника будут принадлежать студии Диснея только после завершения мультфильма.


Сальвадор Дали. Дизайн для Дестино

Новый мир на черепахе

Рою Диснею повезло: 95-летний Джон Хенч, «тот самый» соратник Дали, согласился лично работать с командой из 25 художников. Нашлись дневники жены сеньора Сальвадора - Гала, где записаны мысли-фантазии супруга. Были использованы 5 картин и наброски Дали, а также новые работы художников. Осенью 2003 года, спустя 58 лет после начала работы, состоялась премьера «Дестино» на французском кинофестивале в Анси.

Оригинальная 18-секундная сцена осталась в мультфильме без изменений, так что ищите черепах!


Может показаться, что эксцентричный сюрреалист Сальвадор Дари и неутомимый романтик Уолт Дисней имеют мало что общего. Однако в реальной жизни они были не только друзьями, они восхищались работами друг друга, и даже сотрудничали вместе - и результатом этого сотрудничества стал удивительный мультфильм "Destino" .




Недавно в музее Семьи Уолта Диснея в Сан Франциско открылась выставка “Disney and Dalí: Architects of the Imagination ” ("Дисней и Дали: Архитекторы Воображения"). На первый взгляд кажется, что между этими двумя мэтрами мало что общего: у одного мышки танцуют и поют о любви, у второго длинноногие слоны выступают фоном, а на переднем плане плавятся часы. Однако многочисленные экспонаты выставки говорят совершенно о другом: даже будучи еще лично не знакомыми, Уолт и Сальвадор прекрасно знали о существовании друг друга и жаждали встречи.




Встретиться им довелось во время Второй Мировой Войны, когда Сальвадор Дали бежал со своей женой от ужасов кровопролития в далекую Америку. Именно тогда два гения встретились и почти сразу же начали обговаривать как именно можно совместить их такие разные стили и направления в творчестве. Именно так и родился мультфильм “Destino”. Куратор выставки Тед Николау (Ted Nicolaou) описывает Диснея как "человека, который готов экспериментировать самыми разными способами." Дисней регулярно приглашал сторонних художников, чтобы привнести что-то новое и свежее в свои работы.




Из-за войны и финансовых проблем, результат совместного творчества Дали и Диснея смог полностью реализоваться только 60 лет спустя, уже после смерти обоих гениев. Странно видеть такой союз, однако он реален и благодаря современной технологии наконец-то стал доступен общественности. Всего 6 минут - и традиционная для Дисней история любви превращается в сюрреалистическую новеллу и невозможном.

Говорят, что любое начатое дело должно быть завершено. Но вот интересно, как бы отреагировал художник, если бы картину дорисовали за него? Или мультипликатор, если бы его работу довели до конца потомки? К сожалению, мы никогда не узнаем, топали бы от ярости ногами или же, наоборот, остались довольны, к примеру, Сальвадор Дали и Уолт Дисней, увидев своё общее незавершенное произведение оконченным.

Поток сознания, оригинальная анимация, причудливые ситуации и удивительное сочетание красок со звуками. Неторопливо идут кадры, напоминающие картины, и звучит душевная мелодия в стиле 50-х. Мультфильм Destino , название которого с итальянского переводится как «судьба», получил Гран-при Мельбурнского кинофестиваля и был номинирован на премию «Оскар».


Этот мультик очень стар – история его рождения началась в далёком 1945-м году. Мультипликатор Уолт Дисней был настолько впечатлен работами Сальвадора Дали, что предложил ему сделать вместе короткометражку. По странной случайности художник считал мультипликатора своим коллегой-сюрреалистом, поэтому с радостью согласился. За восемь месяцев работы появилась куча черновиков, набросков и даже 18-секундный ролик. Но вскоре работа над Destino прекратилась. Официальная версия – финансовые трудности, неофициальная – разногласия гениев из-за увлечения Сальвадора теориями Фрейда о «предопределенности судьбы».

Более 50-ти лет мультфильм «лежал в пыли», пока племянник Уолта – Рей Дисней не решил показать миру совместное творение двух гениев. Он собрал команду художников из 25-ти человек, получил разрешение у родственников Дали и раздобыл дневники Галы, жены легендарного сюрреалиста. Кроме всего прочего, Рей Дисней подключил к работе родителя «Микки-Мауса» – Джона Хенча, которому на тот момент исполнилось 95 лет! Бейкер Блодуорт стал продюсером, а Доминик Монфэри – режиссёром картины. Впервые «Судьба» была показана на французском кинофестивале в Анси в 2003-м году.

В основу этого мультфильма была положена баллада Армандо Домингеса. Destino буквально пронизан атмосферой творческого видения Дали, создается ощущение, что «декорации» выполнены не с помощью , а представляют из себя серию картин художника. О чём эта шестиминутная короткометражка? Сложно сказать. Мир превращений и движений, необъяснимые эмоции, странный, сюрреалистический смысл. Глядя на эту работу, понимаешь, что смотреть и видеть – это две разные вещи.

Мультфильм для многих может показаться бессюжетным и непонятным. Каждый зритель волен интерпретировать этот визуальный ряд по-своему. Кто-то увидит пустыню с двумя строениями, колоколом и , которые тянутся друг к другу, вырываются из оков и... никак не могут соединиться. А кто-то будет сопереживать девушке, которая поместила своё сердце в изваяние, убежала от пугающего времени, а затем поняла всю иллюзорность жизни. В этих двух версиях финал одинаково трагичен: колокол виден сквозь расщелину в пирамиде, а девушка так и не смогла встретиться со своим избранником. В финале же мы видим двух черепах – как символ долгих страданий любви.

Именно эти кадры с черепахами и стали результатом совместной работы двух художников! Они явно выделяется на фоне основного «действия» яркостью красок и своим особым настроением. Наверное, потомки специально сделали акцент на этом фрагменте, чтобы мир мог узнать почерк легендарных гениев.

Многие критики и зрители говорят, что Destino – это наркоманский психоделический бред. Что не стоило осквернять чужие наброски и претендовать на славу гениев. Но есть и другая точка зрения: можно попробовать открыть вместе с глазами своё сознание и хотя бы попытаться у в и д е т ь то, что хотели сказать авторы мультфильма.