Молодежная субкультура: рэперы.
(ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем , хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си » (англ. MC - Microphone Controller или Master of Ceremony ). Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине , сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.
Направления хип-хопа
Многие считают, что хип-хоп, это только музыка и особый стиль одежды. Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл. То есть хип-хоп, это КУЛЬТУРА. Это нельзя правильно объяснить словами, нельзя потрогать и понюхать. Хип-хоп для всех разный и индивидуальный. Для всех он значит что-то своё. Допустим, два человека считают себя частью хип-хоп культуры. Один безумно любит крутиться на голове, а второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в баллончиках. Их ничего не соединяет... Почти... То есть хип-хоп, это не что то конкретное. Это культура, включающая в себя направления, например:
- Рэп, Фанк, Битбокс (Музыкальное)
- Брейк данс, Крамп (Танцевальное)
- Граффити (изобразительное)
Каждый человек может заниматься одновременно и рэпом, и граффити, и брейк дансом. Всё это прекрасно объединяется в одно слово ХИП-ХОП.
1970-е
Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса , района Нью-Йорка , в первой половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями »), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования : она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си » были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» - то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960-1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба .)
Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк , поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1974-1978 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.
Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в исполнении The Sugarhill Gang и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни (сингл разошёлся тиражом 8 мил. экз.), большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.
1980-е
В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, - в первую очередь, к Гэри Ньюману, широко сэмплировавшимся, - технологические находки которых, вкупе с развившимся «брейкбитом » - ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка . Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень (см. электро). Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка Бамбата , Грандмастер Флэш и Whodini, - именно их записи 1980-84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC , Mantronix, Beastie Boys , каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции записывали и панк-команды, например, The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка), принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком , кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэмми », и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer , Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»).
1990-е
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre ; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк , наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг . Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями - ритм-энд-блюзом , рэгги и даже джазом . Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких представителей с каждой из сторон - Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди - рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем , который попытался возродить заряд провокации и социального протеста.
2000-е
В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры - Скотт Сторч, The Neptunes , Тимбалэнд - способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка . Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.
Эстетика субкультуры
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода , коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство - «граффити » (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская », «Суета и движение», «Ребята по соседству », «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале »; рэпперы также всё больше начинают становится киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и современной афро-американской субкультурой становится сложно.
Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки(как правило с прямыми козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Nike, дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афро-американцам.
Русский хип-хоп
Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году , когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп» .
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом . Первые русскоязычная группа появились в 1989-х гг., её имя - Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («ЮГ », «Объединенная Каста», «Крёстная Семья», «EK Playaz»), которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad. B. Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления. В настоящее время хип-хоп получил достаточно широкое распространение среди молодёжи.
Исполнители из России
- Смоки Мо
- Баста
Ссылки
- Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 147-151.
Хип-хоп /Рэп | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
История | Начало истории хип-хопа - Old School - Golden Age - New School (хип-хоп) | |||||||||||||||||||||||||||
Персоналии | Исполнители - Битбоксеры -
Никогда не обижай тех, кто стоит на физре в конце шеренги. Они вырастают, покупают с первой зарплаты золотую цепуху и превращаются в бабочек в рэперов с приставкой Lil. Lil PeepЛил Пипа знали многие, а после трагической смерти о нем услышали все. Хороший был человек – выступал против гомофобии, помогал слушателям бороться с депрессией и совсем не жалел себя.
Lil Uzi VertГлавный Лил в пищевой цепочке. Мультики про бывшую и ксанакс, фиты с Ники Минаж, Фарреллом Уильямсом и The Weeknd, топ среди прослушиваний на саундклауде – это все он, Лил Узи Верт. Клип, который окончательно застолбил за ним первое лил-место:
Тепель Узи Верт может позволить себе все. Даже шестиметровый стейдждайвинг:
Lil PumpЛил-школа долго спорила, кого из них сбайтил FACE, но больше всего вопросов было от Лила Хейди и Лила Пампа. В 2018 всем пора разойтись своими дорогами. Его Сиятельство – так теперь нужно обращаться к Лил Пампу.
Лилу Яти 20 лет, он вошел в список Hip Hop Cash Kings 2017 от журнала Forbes. Расходимся?
Не понимаешь, за что?
А еще в этом году у него будет фиток с Лил Пампом. В общем, все ок у пацана. Лил Уэйн – лучший рэпер из тех, что у нас есть. Так он сам сказал. Не человек, а конфета.
У Лила Уэйна всепобеждающая улыбка. Он оттюнинговал свои зубы бриллиантами – дорогой человек должен улыбаться соответствующе! На свет улыбки летят мощные артисты. Эминем, Дрейк, Ники Минаж, Крис Браун и деда Баста Раймз – всем бы таких внимательных друзей.
Lil KateНаша Катя в интернациональной лил-семье. Лил Кейт – артистка лейбла «Газгольдер», так что про ее маму лучше тоже не шутить. Пацаны тут рядом.
Lil SkiesЕсли ты уже понял секрет успеваемости в новой школе рэпа, не понимаем, почему ты еще дома. Чем больше татуировок на лице, тем ты круче. Полюбуйся на Лил Скайс и посчитай миллионы прослушиваний.
Лил Скайс не любит автотюн, он за естественный флоу. Может, это твой Лил, если ты тонкая натура?
Lil MortyТемная лошадка. Но рекомендации уже топ.
Корпоративы, свадьбы, похороны – Лил Морти работает в любых условиях.
Схема наверняка черная, но все равно прислушайся. Посвящается первому советскому эксперименту В данной статье автор совместно со своей коллегой социальным психологом Макаровой Евгенией рассматривает популярную у современной молодежи субкультуру рэперов. По нашему общему мнению данная субкультура является одним из элементов «вестернизации» «глобального мира», частью которого является Россия. Субкультура реперов существует достаточно долго на территории нашей страны и на данный момент переживает сложный момент интеграции в мир шоу-бизнеса и поп-культуры. Мы постараемся рассмотреть с Вами историю возникновения данной субкультуры в мире и России, определить социальные метки данной субкультуры, такие как сленг, одежда, музыка, возраст и география участников, а так же рассмотрим ее взаимодействия с другими субкультурами. Специфика российской действительности накладывает определенные отличи я российской рэп культуры по сравнению с американской. Мы надеемся, что наша статья позволит читателю сформировать свое мнение о субкультуре рэпа без влияния «шаблонов и штампов», а так же погрузиться в мир музыки, звука и речитатива, мир, который формирует сейчас наше будущее. История возникновения субкультуры репа в миреНачинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «Диско». Мы постараемся отразить наиболее важные события в жизни репа, но объем нашей статьи не позволяет отметить все события и их участников. « Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:
Общие роли в репе:
Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на другом конце земного шара зарождали движение скинхед-культуры (См. Статью «Современны молодежные субкультуры: скинхеды»). Первоначально общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент представляли собой больше конферансье, чем-то значение, которое существует в настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а тальке подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к. музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив). До появления большого количества выходцев с Ямайки, ди-джей в США был рядовым наемным исполнителям, который ставил ту музыку, которая нравилась его заказчикам, но отнюдь не всегда подходила по вкусу посетителям дискотек. Дискотеки в США к тому времени носили статус мероприятий больше ориентированных на средний зажиточный класс, а большая часть простой молодежи не могла себе позволить приобрести билет в дорогой клуб. К тому же многие клубы были закрыты для посещения афроамериканцами, т.к. в США на то время процветал бытовой расизм. Ямайские ди-джеи изменили ситуацию на 360 градусов - появились подпольные дискотеки, которые были доступны для широких масс и где ди-джей определял, что будут слушать посетители танцполя. Один из наиболее популярных ди-джеев DJ Кул Херк - (настоящее имя Клайв Кэмпбелл), придумал название фанатам новой музыки: «b-boys» и «b-girls» - сокращение от «break boys/girls» - «парни/девушки, пляшущие брейк». DJ Кул Херк для удобства танцоров повторял инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и играл каждый брейк минут по десять. В это время публика расступалась и «крутые» танцоры по очереди соревновались друг с другом. Брейк согласно молодежному сленгу того времени обозначал «что-то сумасшедшее в танцевальном исполнении». Общество восприняло появление новой субкультуры с типичным для него консерватизмом, перефразировав «b-boys» и «b-girls», как «bad boys» - «хулиганье» и «flygirls» - «мушки», смазливые, броско одетые уличные девушки. К 1972 году «b-boys» и «flygirls» стали оформленным движением - со своей музыкой, одеждой и «оторванным», бесшабашным стилем жизни. Большое количество брейкерских танцевальных групп (В Нью-Йорке называются «crew» , а в Лос-Анджелесе «clic», - бригада, артель, банда), делят территорию городских кварталов в Бронксе и Гарлеме для исполнения танцев на своем перекрестке. Между танцами и танцевальными соревнованиями (баттлами - battle) они ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро. Танцевальные группы постоянно разваливались и, менялись, собирались под новым названием. Группы были любительские и общее количество их насчитывало несколько сотен. Самыми известными и существующими по сей день, танцевальными группами были легендарные «Rock Steady Crew» и «New-York City Breakers». Именно их «баттлы» позднее были засняты на видео и оказали огромное влияние на становление хип-хоп культуры в целом. Ди-джеи во время концертов, благодаря изобретению ди-джея Градмастера Флэша (Grandmaster Flash) сдвоенных проигрывателей виниловых пластинок, соединяли и смешивали ритмичные основы с мелодичными композициями другой пластинки. Популярность музыки росла, и ди-джеи стали продавать кассеты с записанными сетами (длинными дискотечными «живыми» концертами, где микшировались ритмы и басовые партии в стиле диско и фанк, поверх которых МС начитывали рэп). Распространение записей сделало рэп популярным не только в Нью-Йорке, но и в других городах США. До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера») в исполнении, ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с репом. Первоначально отношение к данной мелодии было, как к музыкальной шутке (заимствование чужой мелодии считалось плагиатом), что не мешало ей стать очень популярной (было продано более 2-х миллионов копий по всему миру). Этот сингл принято считать первой студийной записью репа и где термин «hip hop» был впервые употреблён. Сама мелодия была записана афроамериканской группой из другого штата, случайно собранная за день до записи, где трое МС и несколько ди-джеев наложили свой текст на ритм и партию бас-гитары тогдашнего хита Chic «Good Time». В самой мелодии были даны типичные рифмы и темпы музыки, а так же акцент на темы хип-хопа: секс, состязания МС, детали бытовой и социальной жизни, показное тщеславие и издевательство над «музыкальными соперниками». Прорывом на массовый музыкальный рынок послужили несколько факторов: кино, музыкальные ТВ-каналы и журналы. Активное развитие электронной поп-музыки не обошло влиянием и хип-хоп. Технологические новинки «брейкбит» и техника ямайского «даба» развивали хип-хоп. Ди-джеи, чьи музыкальные труды принято относить к «старой школе» («Old school»), Кертис Блоу, Африка Бамбаата (Africa Bambaataa), Грандмастер Флэш, Яростная Пятерка (The Furious Five), Скулли Ди (Scholly D) и Фэт Бойз (Fat boys) и другие на протяжении первой половины 80-х годов формировало субкультуру репа, как таковую. «Жёсткий» анти-кокаиновый сингл в 1983 году «White Lines (Don"t Do It)» записанный Грандмастер Флэш и Мелле Мел (Melle Mel), становится «классическим» рэп гимном и международным хитом. За несколько лет хип-хоп выходит из андеграунда в мейнстрим. Во второй половине новые коллективы появились на сцене: Run DMC, Mantronix, Beastie Boys. Каждый из этих коллективов принес новое в рэп, например: Beastie Boys стали первым («белым»!) рэп коллективом достигших коммерческого успеха вообще в хип-хопе, а в 1984 Run D.M.C. выходит на рэп сцену со своим новым «коммерческим» стилем, золотыми цепями и спортивной одеждой. Они даже записали песню, посвященную их кроссовкам, под названием «My Adidas» (записав песню, они отправили ее производителю спортивной одежды, который потом стал их основным спонсором). Марка одежды была важной частью их имиджа, фирма «Adidas» заплатила группе шестизначную сумму, чтобы они носили и пропагандировали их одежду, что сделало Run D.M.C. первой группой спонсируемой компанией одежды. В 1986 году Run DMC записала вместе с культовой группой «Аэросмит» хип-хоп версию песни «Шагай этим путем» («Walk this way»). Песня стала настолько популярной, что на нее сняли клип, который показали по ТВ-каналу MTV, который можно считать первым хип-хоп клипом. Альбом «Ад поднимается» (Raising’ Hell, 1987 г.) был распродан в США в количестве трех миллионов экземпляров. Музыкантов сфотографировали для обложки престижного журнала «Биллборд» (Billboard) и Rolling Stones. Известным представитель хип-хоп культуры и художник граффити по прозвищу Fab Five Freddy стал одним из героев первого фильма про хип хоп - «Wild Style» («Дикий стиль»). Это был малобюджетный фильм, сценарий которого был написан в 1981, а фильм закончили снимать в 1983 году. Его режиссер Чарли Эхерн, познакомился на Манхэттене с Фредди, который, сильно рискуя, решил показать, что представляет из себя эта новая субкультура «граффити» в Южном Бронксе. Выход фильма массово популяризировал хип-хоп в среде школьников и студентов. Вскоре после этого, коллега Эхерна, Майкл Холман снял фильм «Graffiti Rock» («Рок-граффити») для кабельного телевидения, которое было не так подвластно цензуре. В 1983 году фирма Paramount выпустила на экраны ставший популярным художественный фильм «Flashdance» («Вспышка танца») о жизни профессиональной танцовщицы балерины. Несмотря на то, что кинофильм описывает современный эстрадный танец, в нем заснялись в одном из эпизодов танцевальная брейк группа «Rock Steady Crew» и сам «Крэйзи Легз» (Crazy Legs), впоследствии лауреат престижных хореографических наград, педагог и заслуженный «b-boy» США. Этот, а также вышедшие, вслед за ним ряд, культовые фильмов непосредственно о брейке («Breakin’», «Style Wars», и «Beat Street»), создали международный интерес молодежи к культуре хип-хопа и репа. К середине 80-х годов рэп перестал быть музыкой сплошного веселья, дискотек и вечеринок. В нем все чаще появляется социально-агрессивные речитативы. Рэп стал служить средством самовыражения афроамериканцев, которым было много что рассказать о своем социальном статусе, политических правах и бытовом расизме. С другой стороны стали появляться коммерческие спонсоры, которые благодаря возросшей силе маркетинга, стали понимать какое влияние могут оказывать популярные реперы на молодежь при выборе тех или иных товаров и услуг. Сильное влияние на субкультуру рэпа оказала во второй половине 80-х и начале 90-х годов группа «Враг общества» («Public Enemy»). Записывая на пленку реальные трудности жизни и проблемы афроамериканского сообщества Америки, их темы гнева и отчуждения вызывали волну критики в СМИ США. «Don"t Believe The Hype» («Не Верь В Обман») был ответом «Public Enemy» средствам массовой информации об их отрицательном представлении. Всего за 30 дней в 1988 году «Public Enemy» выпускают свой второй альбом «Потребуется нация из миллионов человек, чтобы удержать нас» («It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back»), который впоследствии становится платиновым. В 1989 году эта группа создала саундтрек к фильму режиссера Спайка Ли «Делай, что надо» («Do the Right Thing»), в котором он описывает столкновения на расовой почве в гетто с полицией. В этом же году группа стала использовать стиль одежды Афроамериканской организации «The Black Panthers» («Чёрные Пантеры») черные береты и камуфляж. МС Хэммер (MC Hammer, настоящие имя и фамилия Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился в 1962 г.) оказал большое влияние на «коммерческий» рэп. МС Хэммер вырос в религиозной семье, и он не сталкивался с теми невзгодами улицы о которых пел в своих синглах. Однако МС Хэммер был хорошим певцом и не менее одаренным танцором. Его второй диск «Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer Don’t Hurt ‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным тиражом и оказался наиболее раскупаемым альбомом в истории рэпа. А Песня из этого альбома - «Это нельзя потрогать» (U Can’t Touch This), завоевала премию «Грэмми» в двух номинациях. МС Хэммер окончательно показал, что «коммерческий» рэп это выгодное вложение денег для медиа-корпораций и звукозаписывающих компаний. В конце 80-х годов формируется несколько тенденций, которые оказали большое влияние на всю субкультуру в целом. Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг. музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство, западные обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник особый стиль Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. К середине 90-х гг. центр рэп-движения переместился в Калифорнию. Произошло разделение рэп культуры на два крыла:
Родиной репа считается Нью-Йорк, и реперы этого города не признавали значимым рэп из других мест, часто называя его «детским», «отстоем» и т.п. Однако конфронтация не ограничивалась лишь словесными нападками, битва шла на уровне потребителя. Диски «Западного побережья» (Лос-Анджелес) не пускались на полки магазинов, радиостанции и кабельные каналы на «восточном побережье». Конфронтация за рынки сбыта привлекло к себе внимание и участие организованного криминала. Причем последнее крыло «южное побережье» возникло как часть нового стиля в репе - гангста-рэп («gangsta rap» - «гангстерский рэп»). Данный стиль раздробился на три крыла (юг («южное побережье» - Хьюстон), запад, восток). Для этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие ненормативной лексики в текстах, которые в основном посвящены криминальной тематике и нередко автобиографичны. Рост влияния шоу-бизнеса на рэп-культуру приводил к росту поклонников репа, а так же становлением рэпа частью всемирной массовой культуры. Однако рост и благополучие МС, ди-джеев, их групп никак не влиял на реальное положение дел в районах-гетто. Основополагающая часть культуры репа разваливалась, молодежь наизусть знала тексты «коммерческих» кумиров, но сочинять свои рэперские стихи перестала. Брейкерские танцевальные бригады стали ориентироваться на клипмейкеров и заработки на музыкальном ТВ. «Танцевальные и словесные баттлы» стали выходить из моды. К началу 90-х «баттлы» прекратились вовсе. Невидимая социальная сеть рэп-культуры перестала существовать и рэп перешел к следующей фазе своего развития. Рэп стал частью поп-культуры. В современной рэп-культуре женщины уже перестали быть авторами текстов, и сместились на роль исполнительниц. Эта возможность для репперш появилась в 1985 году. Мерседес Лэйдиз и Королевы Зулу были в числе первых женщин, которые читали рэп, но нигде не записывались. Первыми женщинами которые начали записываться были Sha-Rock из Funky Four Plus One More и Dimples D. В 1989 году «Квин Латифа» (Queen Latifah - «восточное побережье») открыла «коммерческий» рэп для других рэперш, став известной как «Raps First Lady». Песни подобно «Dance For Me» продвигают темы единства, а не соревнования среди чёрных женщин. Она также получила Грэмми в номинации «Best Solo Rap Performance» (Лучшая исполнительница) в 1994 году. Олицетворением «свободного» от поп-культуры репа на протяжении 90-х стал «гангста-рэп». Возникновение данного течения в первую очередь связано с «западной» группой «H.B.A.» (N.W.A.). N.W.A. расшифровывалось как «Niggas Wit" Attitude» - что-то типа «Нигеры Без Позы». Стиль группы был необычен - никакого «адидаса», африканских дредов и милитари-стиля; ничего, что указывало бы на принадлежность к «коммерческому» хип-хопу. Они были одеты в мешковатые штаны, толстовки, серебристо-черные цвета местных футбольных фанатов «L.A. Raiders» и немодными завитушками на головах (журналисты прозвали группу «Niggers With Activator» - «ниггеры с химией»). До возникновения данной группы, никто из афроамериканцев не использовал термин «ниггеры» в названии группы. В начале 90-х годов за употребление слова «ниггер» в американском обществе не афроамериканец мог получить крупный штраф или тюремный срок. Единственными, кто его в рамках сленга употребляли, были представители афроамериканских криминальных групп. Тексты группы были посвящены в основном следующим темам: секс, девушки, кокаин и «drive-by shooting» (любимого приема киллеров, при котором машина киллера останавливается на светофоре рядом с машиной жертвы). Использование криминального сленга, отсутствие сентиментальностей, с максимумом натурализма, мата стало отличительным стилем гангста-репа. Гангста-рэп подрывала систему фундаментальных ценностей, на которых рождалась «old school » или первоначальный рэп. До сих пор все, так или иначе, исповедовали неагрессивную идеологию: мы - афроамериканцы за добро, любовь и справедливость, культивируем подлинно гуманные «африканские» ценности, лучше танец, чем драка, и т.д. «Public Enemy» призывали к бунту, но ориентировали на бунт, как протест против социальной несправедливости и бытового расизма. Представители гангста-репа предлагали новую идеологию - криминальный имморализм и эгоизм. Группа N.W.A. включающая в себя: Dr. Dre, DJ Yella, MC Ren, Eazy E и Ice Cube, Tupac Shakur, основывала свою лирику на насилии, наркотиках и оружии, моментально получив освещение в средствах массовой информации. Предоставляя мрачное объяснение повышающемуся числу убийств среди молодых чернокожих людей в результате вражды банд и нарко-дилеров. Синглы подобно «Fuck The Police» раздражали ФБР, которые обвиняли группу в одобрении насилия, и ненависти к полиции, но «N.W.A.» утверждали, что они просто «репортёры» того, что действительно случается на улицах Лос-Анджелеса. Радио и телевизионные станции продолжали ставить их музыку, и альбом «Straight Outta Compton» (1988 год) стал «золотым» всего за 6-ть недель. Сцены гетто в песнях «N.W.A.» отдаленно напоминали социальную лирику «Furious Five» или «Public Enemy», но сходство было необходимым условием для того, что бы полиция не стала арестовывать представителей данного стиля за их реальные дела. Лидер «N.W.A.» Eazy-E (впоследствии умерший от СПИДа), Тупак Шакур и прочие исполнители гангста-репа спокойно признавались, что занимаются торговлей наркотиками и участвуют в криминальных разборках. К другим «бессмертным» достижениям «N.W.A.» относят создание настоящего лозунга гангсты «Life is aint nothing, but bitches and money», что при вольном переводе на русском языке обозначает что-то типа «Жизнь это ничего кроме телок и денег». Вскоре в 1990 году после своего образования группа распалась из-за финансовых недоразумений с менеджером. После развала наибольшее влияние на хип-хоп культуру оказали «гангста-выпускники» «N.W.A.»: Eazy-E, Dr.Dre, Тупак Шакур и Ice Cube. Так, например Айс Кьюб (Ice Cube) в 1990 году начинает свою сольную карьеру с выходом альбома «Amerikkka"s Most Wanted», в записи которого ему помогли «Public Enemy». Через десять дней после выхода, альбом достигает «золотого» статуса и, в конечном счете, был продан в количестве более, чем 1-го миллиона копий. Откровенные нападения Кьюба на «белую Америку», сильно разъярило ультра правые организации (неонацистов), кто внёс его имя в список тех, кого нужно убить, список был обнаружен полицией в 1993 году. Именно подобная активная деятельность Айс Кьюба послужила «последней каплей» в терпении «пронацистких» организаций в США. В итоге это все выразилось в то, что одним из главных идеологических врагов в любой точке мира для «бонхедов» и неофашистов стала фигура репера. Первая «западная реперша» Yo-Yo родилась и выросла в знаменитом Южном централе Лос-Анджелеса («South Central LA») смогла осуществить свою удачную карьеру благодаря помощи Айс Кьюба. Лирика Yo-Yo часто продвигала идеалы независимого государства, веры и самоуважения чёрных женщин, «Making The Way For The Motherload» был продан в количестве 400 тысяч копий. Gangsta rap становится настолько привлекательным и популярным, что в него идут не только афроамериканцы. Латиноамериканские исполнители гангста-репа появляются уже в 1990 году. Выходит первый альбом «Hispanic Causing Panic» выпущенный латиноамериканцем Kid Frost"ом. Удачный выход первого латиноамериканского альбома открывает дорогу на сцену многим другим испанским/мексиканским исполнителям. В 1992 году дебютный альбом «Доктор Дре» («Dr. Dre») «Chronic» стал популярным на «западном побережье». Основная тема альбома поощрение использования марихуаны. Это стало началом новой тенденции в хип-хопе - употребление наркотиков. Cypress Hill (кубинские исполнители), как и Доктор Дре (Dr. Dre) призывали к употреблению марихуаны вместо алкоголя. Более того они пошли ещё дальше, проведя кампанию под названием «NORMAL - The National Organisation For The Reform Of Marijuana Laws» («Национальная организация за реформу законов о марихуане»). Музыка Cypress Hill была смесью фанковых сэмплов, гангста лирики, рассказов о наркотиках и оружии. Cypress Hill отразили успешную интеграцию латиноамериканских исполнителей в рэп музыку. Пару лет спустя после развала «N.W.A.» Доктор Дре вместе с «криминальным» продюсером Мэйрионом «Suge» Найтом организуют главный гангста-лэйбл «Death Row Records », который станет главной площадкой для Уоррена Джи (Warren G), Снуп Дога и Тупак Шакура. Звукозаписывающий лейбл приносит десятки миллионов прибыли своим основателям. Лирика гангсты - мат, открытый расизм, сексизм, классовая ненависть и гомофобия звучит практически в каждом дворе США и других странах, вне зависимости от цвета кожи или языка. Причем если рэп «старой школы» слушали в основном в гетто, то «гангста-рэп» слушали практически везде. Гангста-рэп стал «модным». Рэп о проститутках, наркотиках и насилии возмущали множество общественных организаций в Америке, и в результате было решено ввести этикетки «Parental Advisory» (купить альбом теперь, можно только с разрешения родителей). Попытки повлиять с помощью законотворческих инициатив и судебного преследования пресекаются слаженной работой лучших юристов и пиарщиков, нанятых владельцами уже богатого лейбла «Death Row Records ». Многие осужденные реперы покидают тюрьмы с условием работы только с лейблом. Таким примером послужил знаменитый рэппер Тупак Шакур, осужденный за изнасилование. Общественные организации и конгрессмены обвиняются в расистской цензуре при попытке влияния на гангста-культуру. Несмотря на общую неудачу сопротивления «гангста-проникновению» в молодежную среду, рэп-культура начинает предлагать альтернативные решения. В 1993 году занимающееся репом с 12 лет MC Lyte выпускает «Ruffneck», ответ на сингл Apache «Gangsta Bitch», в котором он пропагандировал шовинистские нападения на женщин. В «ответе» она обвиняла рэпперов в наличии у них бесконтрольного эгоизма. Сингл достиг «золотого» статуса за несколько недель. Были и многие другие примеры активного противодействия репа вне «гангсты». В том же году появляются «Ву-танг Клан» («Wu-Tang Clan»). «Wu-Tang Clan» - китайское боевое искусство, что означает «sword family» (семейство меча) - это команда из девяти нью-йоркских MC. Группа использовала боевые искусства для своей музыки и имиджа, часто микшируя саундтреки из фильмов про кун-фу. Апофеозом подобного развития стала так называемая война «западного и восточного побережья», которая вылилась в убийства ведущих исполнителей гангста-репа и других криминальных разборках. Жертвами личной неприязни стали «звезды» двух соперничающих лейблов с западного и восточного побережья. 7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом Найтом (совладельцем лейбла) возвращались с боксерского матча при странных обятаятельствах (сел не в свою машину, без бронежилета, без охраны и с открытым окном) подравшись в то же вечер с видным членом банды «Crips», в ночной клуб. На светофоре к ним подъехал белый кадиллак, опустил стекла и расстрелял из пистолета Glock 40-го калибра (13 выстрелов). Четыре пули попали в Тупака и лишь одна слегка задела Мэйрион Найта. На Восточном побережье большую роль в развитии рэп-движения играет Пафф Дэдди (Puff Daddy, настоящие имя и фамилия Шон Кумбз, Sean Combs, родился в 1970 г.) - владелец фирмы звукозаписи «Бэд Бой Энтертейнмент » («Bad Boy Entertainment» - главный конкурент «Death Row Records »). Главным музыкантом этой фирмы был Ноториус Би Ай Джи (Notorious B.I.G., настоящие имя и фамилия Кристофер Уоллис, Christopher Wallce, 1972-1996). Но он был убит через шесть месяцев после Шакура при схожих обстоятельствах. Второй альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после его смерти, стал шестикратно «платиновым». Официальные следствия не смогли доказать взаимосвязь этих убийств, а так же раскрыть их, но реакция представителей рэп-культуры говорила сама за себя. После смерти Тупака Шакура в 1997 году Доктор Дре неожиданно объявил, что гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул «Death Row Records ». Дре продолжает различные новые проекты, в частности один из них - «Эминем» (EMINEM), в последствии самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп-сцене. Мэйриона «Suge Knight» Найта, продюсера и владельца компании осуждают на 9 лет в тюрьму (в 2001 году освободился), и согласно законам Калифорнии ему запрещалось управлять «Death Row Records ». После чего один за другим следуют судебные иски. Афени Шакур (Afeni Shakur) мать Тупака обвинила компанию в обмане её сына, что послужило сигналом для массового разрыва контрактов с лейблом и многочисленным искам. Снупи Дог («Snoop Doggy Dogg»), у которого всё ещё был заключен контракт на запись шести музыкальных альбомов, разрывает выгодное сотрудничество с «Death Row Records». Вот что он сказал по этому поводу - «Я ухожу туда, где есть бизнес, и нет насилия, где всё делается на творческом потенциале вместо игр. Честно говоря, я боюсь за свою жизнь, сотрудничая с «Death Row Records». После окончания так называемой войны «гангста-рэп» окончательно уходит из под влияния криминала, под крыло различных лейблов и звукозаписывающих корпораций. Появляются новые «звезды» массового репа, возрождаются старые, шоу-бизнес зарабатывает прибыль на фильмах, альбомах и концертах. Смягчилась тематика репа, теперь он провозглашает красивый образ жизни, богатство, девушек и практически никакого криминала. Исследование, основанное на информации о доходах исполнителей в 2006 году, провел журнал Forbes. «Jay-Z» оказался на первом месте в списке самых богатых рэпперов. Согласно изданию, в прошлом году «Jay-Z» заработал $34 миллиона, в основном благодаря альбому Kingdom Come и коммерческой деятельности. Второе место списка Forbes занял эксцентричный «50 Cent» с $32 миллионами. Большую часть дохода музыканту принес собственный лейбл «G-Unit», продажа одежды и выпуск рингтонов. Почетное третье место присуждено «Sean "Diddy" Combs» за $28 миллионов. В прошлом году дела рэппера шли весьма неплохо, благодаря программе «Making the Band», на канале MTV, линейки одежды Sean John, выпуску альбома «Press Play» и сети ресторанов Justin. Продюсер «Timbaland» оказался на четвертой строчке с $21 million. «Dr. Dre» и «Eminem» заняли 5 и 6 место заработав $20 и $18 миллионов соответственно. Седьмое место «Snoop Dogg» было обеспеченно $17 миллионами. «Kanye West» (он же Пафф Дэдди) и Pharrell Williams были награждены 8 и 9 местом за одинаковый доход в $17 миллионов. Закрывает первую десятку Scott Storch с суммой в $17 миллионов. Помимо упомянутых рэпперов в список «Hip Hop Cash Kings» вошли T.I., Jermaine Dupri, Swizz Beatz, Ludacris, Outkast, Ice Cube, Chamillionaire, The Game и другие. История возникновения репа в РоссииК сожалению, история современного российского репа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи. Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким: «С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет/Что это просто невозможно - на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...» Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты. «Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп». Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха. Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев». В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки». Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года. Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье ниже. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России. Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России. Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов» . «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках». Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues ). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз. Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа: Первый этап (1987-1993) - так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) - был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза; Второй этап (1993-1998) - период «хип-хоп-соула» - обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода - общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи; Третий этап - Современный этап - «нео-соул» (nu soul ). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х. Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры. Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало. Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах. Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд"Эрос, Бьянка - являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах. Нужно констатировать - хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр. Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа - Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» - 2H Company, Трэш-Шапито, Кач. Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова. Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения. Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп - это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура. Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m , Noize MC , рэппершей Mad-A . В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E. В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года. Виды рэп-культуры: Стили и течения.Как и в любом музыкальном направлении, в рэпе существует масса разнообразных стилей, которые объединяет в большинстве случаев либо их происхождение, либо смешение определенных схожих компонентов взятых из различных музыкальных направлений. Возможно, эти различия четко видимы лишь непосредственно для самих «создателей» того или иного течения, но для стороннего наблюдателя, часто не имеющего особого представления о конкретной стилистике какой-либо молодежной группы, эти границы смазаны. Именно поэтому «обывателями» субкультура рэпа воспринимается как объединение молодежи, с определенными незначительными расхождениями (например, в названиях групп), как некая «толпа одинаковых и непонятных исполнителей». Всего в современном рэпе существует свыше 20-ти различных направлений, каждый из которых имеет свою историю, богатую учениками школу, стиль звучания и преданных фанатов по всему миру. Подробные описания этих стилей мы опустим в нашей работе, но Вы сможете ознакомиться с ними в . Помимо музыкальных различий, существуют различия в социальных ролях рэп-культуры, которые отличаются как своим поведением, так и манерой одеваться и сленгом. Мода и социальные роли в молодежной субкультуре рэпа.Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида. Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде. Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением. В «идеальной» субкультуре участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Данный протест часто эксплуатируют различные производители товаров и услуг в своих рекламных и маркетинговых акциях. Производители одежды, табака и алкоголя, музыкальные лейблы, развлекательные учреждения, телевидение и радио каналы все заинтересованы в лояльном и надежном потребителе. Начиная с 80-х годов крупные производители спортивной одежды активно работают с хип-хоп культурой в США. Как Вы заметили огромную роль для становления рэпа и вообще хип-хоп культуры играли несколько районов Нью-Йорка (Гарлем, Бронкс). Все что начинали носить «лидеры улиц» начинала носить вся субкультура и огромное количество «белых американцев», которые увлекались брейк-дансом, граффити или рэпом. Молодежные субкультуры, создают собственную культуру , которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство. В приведенной ниже таблице рассмотрим 4 основные социальные роли в субкультуре (хип-хоп культуре). Вполне возможно, что существуют и другие представители рэп культуры в нашей стране, но мы остановимся на наиболее ярких и заметных.
В Америке на протяжении последних 50 лет активно развивается спортивный стиль одежды. Если раньше спортивная одежда использовалась только для занятий спортом, то в начале 80-х были сделаны первые попытки создать так называемый полуспортивный стиль одежды для повседневного ношения, удобный и вместе с тем элегантный. В 1981 году французский модельер Пьер Горше (Pierre Haurchet) написал книгу «Размышления о молодёжной моде». В течение нескольких лет он изучал, как одежда влияет на привлекательность людей, и нашёл те элементы одежды, с помощью которых парни и девушки могли стать симпатичнее. Пьер Горше соединил полуспортивный стиль и мешковатую хип-хоп одежду, и в результате этого получился так хорошо известный ныне всем стиль бэггер-прикидов или «wide-urban». Благодаря этому в конце 80-х появились новые фирмы, которые смогли создать свои популярные спортивные коллекции (с 2001 года в Нью-Йорке проводятся ежегодные фестивали «Urban Fashion Awards»). Так и ношение чересчур откровенной одежды, ставшей необходимой атрибутикой модных на Западе направлений рэп и хип-хоп, уже перестает вписываться в рамки концепции свободы самовыражения. В последние годы Америку буквально захлестнул бум на ношение приспущенных брюк, экстремально коротких юбок с низкой талией, а также других элементов одежды, минимально скрывающих тело. Такой стиль особо активно пропагандировался современными рэперами. Сейчас многие в Америке и за ее пределами часто жалуются на то, что рэп-культура навязывает людям слишком агрессивно-сексуальный стиль, в том числе и в одежде. И что ношение, к примеру, слишком приспущенных брюк в рэп-стиле уже давно перестало граничить со здравым смыслом и превратилось в вызывающую атрибутику, которая в том числе наносит вред не только общественной морали, но и здоровью. В некоторых штатах США уже ввели разного рода штрафы на ношение одежды в стиле рэп или хип-хоп. В крупных городах России довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах», изображающих из себя рэперов, с «презрением» или иронией. На то обстоятельство, что подобная рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других крупных российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Поэтому, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру не только как на музыкальное направление, а как на стиль жизни, прежде всего проявляющийся в манере одеваться, выглядеть как «рэперы от шоу-бизнеса» (демонстрировать статус). Практически с самого рождения рэп субкультуры, молодые люди стали выделяться и своей одеждой. А там где речь заходит об одежде, вскоре обязательно поднимаются темы стиля и моды. Некоторые рэперы со временем даже стали попадать в списки «Best Dressed» (самых хорошо одетых людей). Вражду российских рэперов с другими молодежными субкультурами прежде всего можно охарактеризовать, как непринятие большинством молодежных организаций культуры, пришедшей от «чернокожих» и внедрение ее в повседневную жизни молодежи. Прогноз развития рэп-культуры в России.Влияние западной культуры, моды, музыки достаточно сильно отразилась на мировоззрении российской молодежи. Но в отличие от Запада, мода на рэп и хип-хоп музыку в России выражается лишь манере молодых людей одеваться, двигаться и определенным образом доносить свои мысли до аудитории зрителей, также как это делали и делают именитые рэперы западной эстрады. В основном речь идет о культуре потребления, а не образе жизни. Рэп в России, по сути, является крупным коммерческим проектом, приносящим рэп-исполнителям и их продюсерам солидные гонорары. Отклик поклонников на творчество артистов, а также личностное и творческое самоутверждение в определенной среде шоу-бизнеса и самореализация вот те силы, которые мотивируют «звезд рэпа» продолжать свое культурное шествие по миру подростков и молодежи. Предположить, как именно в дальнейшем будущем будет проходить развитие рэп-индустрии в России достаточно сложно. Русский рэп в России тесно связан непосредственно с шоу-бизнесом, а точнее, является его неотъемлемой частью, и логично было бы предполагать, что рэп будет развиваться теми же темпами, что и другие массовые проекты в российском мире музыки и шоу. Вывод напрашивается сам собой - пока рэп музыка будет приносить моральное и материальное удовлетворение, как и тем, кто ее делает, так и тем, кто ее потребляет, - рэп в России будет развиваться и процветать, приобретая все новые формы, подвиды, сторонников, почитателей, а также врагов, недоброжелателей и, что естественно завистников, поскольку данный вид молодежной субкультуры считается достаточно «дорогим», в этом вы могли убедиться прочитав данную статью. Подводя итог, следует также заметить, что рэп является одним их видов тех субкультур, которые не навязываются обществу, а чтобы быть более точным, молодежи. Поскольку, как уже было неоднократно отмечено выше, молодежь, хоть и является достаточно внушаемой аудиторией, но в плане музыкальных пристрастий в основном ориентируется на веяния моды и интересы своей социальной группы, своей сферы личностной социализации. Но мода, как известно, явление достаточно непостоянное, и нет гарантии на то, что через определенное количество времени снова станет актуальной субкультура, например, хиппи... Как на это предстоит «правильно» реагировать нашему обществу, остается для нас загадкой и, естественно возможной благодатной почвой для различных социальных и научных исследований. Приведем в качестве послесловия текст одной песни: «Свобода слова» 1) Свободы слова нас лишили власти, Припев: Свобода слова! Дайте нам свободу слова! 2) Жалея детей, матерей, мы не идем на войну, Припев: Свобода слова! Дайте нам свободу слова!
С надеждой на лучшее, Вершинин Михаил Валерьевич, социальный психолог, «консультант по выходу», [email protected] Макарова Евгения Васильевна, социальный психолог, [email protected] Опубликованием этой статьи Авторы не преследуют коммерческих целей, а действуют исключительно в рамках научного исследования, выражая субъективное мнение без цели дискредитации упоминаемых юридических (физических) лиц, и сообщать заведомо ложные результаты. Авторы не преследуют цели популизации своих идей в свете последствий террористических актов, происшедших в России и мире. См. Котлер, Маркетинг менеджмент, 1998, с. 414 или Everett M. Roders. Diffusion of Innovations (New York: Free Press, 1983). Аллитерация - (от лат. ad - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин). Наиболее характерна А. для поэтики тех народов, в языках которых ударение падает на первый слог (германский, финский, некоторые из алтайских языков). Большая советская энциклопедия. СсылкиРэпера Face зовут на самом деле Иван Дремин, ему 20 лет родился он 8 апреля, в 1997 году, родной город Уфа. На данный момент он очень популярный исполнитель и свою известность получил с помощью социальных сетей вконтакте выложив там свой альбом. Что касается личной жизни молодого человека, то он очень часто был замечен с некой Марьяной Ро это блогерша, но официально они свои отношения не озвучивают. Настоящее имя рэпера Face — Иван Дремин. Молодой человек родом из города Уфы. Свой День Рождения Иван отмечает 8 апреля 1997 года. В нынешнем 2017-м году рэперу исполнилось 20 лет. По гороскопу Иван Овен, и, как известно, этот знак Зодиака отличается напористостью и упрямством. Несмотря на то, что Иван не отличался особыми успехами в школе, с детства он мечтал заниматься музыкой. Мечта рэпера сбылась: благодаря его упорной работе и заводным трекам, постепенно о рэпере Face узнало уже множество пользователей. У Ивана есть фан-группа ВКонтакте, которая насчитывает уже больше 6000 подписчиков. Как и у многих рэперов, у Face множество татуировок, которые являются частью хип-хоп-культуры. В частности, это надписи на руках исполнителя «Rock» «Star», татуировки на лице в виде надписей «Numb» и многие другие. Как заявил сам Иван, в украшении своего тела останавливаться он не собирается. Что касается личной жизни, то в данный момент парню приписывают роман с видеоблогершей Марьяной Ро (Рожковой). Репер Face биография, с кем встречается Фейс? Сколько зарабатывает рэпер. Он встречается с Марьяной РоРэпер Фейс неожиданно стал популярным, причем как только выложил свой альбом с треками в социальную сеть вконтакте так и стал известным. Настоящее имя Фейса — Иван Дремов, ему всего-навсего 20 лет, очень молодой, но талантливый. Композиции у Фейса очень даже неплохие: приятная музыка да и тексты со смыслом, сейчас Face часто выступает в клубах и на различных вечеринках, гонорары конечно не миллионы, но вполне приличные. Ходят слухи, что Фейс встречается с Марьяной Го (известный блогер) но все это пока ничем не подтверждено, возможно парень за счет этого слуха ловит свою волну хайпа. Страница в инстаграмм. Рэпер, которого называют Фейсом получил известность через интернет, когда выложил в социальной сети свой новый альбом. Его настоящее имя Иван Дремин, Фейс. Он молодой паренек и ему двадцать лет всего, у него все тело в татушках, так он проявляет свою натуру. Сейчас про них пишут с Марьяной и Якобы они встречаются, но они не подтверждают данной информации пока. Рэпер гастролирует и прекрасно зарабатывает, у него уже множество поклонников, даже критики пишут о том, что его песни не раздражают и прекрасно принимаются слушателями. У него все впереди, живет он в Москве, любитель социальных сетей, там общается с поклонниками. Рэпер Фейс или Иван Дремин родом из Уфы. Этот город действительно как говорится рождает талантов. оттуда например два музыканта некогда гремевшие в 90-х, это Юра Шатунов и Андрей Губин. Сейчас вот новое поколение. Иван покоил музыкальную индустрию необычным звучанием и качественным материалом. Ему всего 20 лет, а его имя (вернее псевдоним) на слуху практически у каждого. У молодого исполнителя приятные и лиричные композиции исполненные живо и с юмором в стиле ме рэп. Автор в песнях освещает молодежные тренды, включая одежду и стиль своей жизни. Личная жизнь В сети упорно ходят слухи, что Иван встречается с Марьяной Ро блогершей (бывшая девушка Ивана Гая), однако официально ни Фейс, ни Марьяна эти слухи не подтвердили. Не исключаю, что все это обычный пиар ход для раскрутки молодого музыканта. Заработки До боснословных гонораров парню конечно еще далеко, но даже сейчас он зарабатывает не плохо, правда концерты у него пока лишь клубные, да и лейблу своему он отдает часть денег. Самое главное, что он как музыкант растет вверх и все время повышает качество своего материала от пластинки к пластинке. Слушать его приятно.
Рекомендуем
|