Моисеев балет. Балет Игоря Моисеева: мировое признание

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Г осударственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Первый в мире профессиональный ансамбль народного танца вместе с Натальей Летниковой.

1. «Ноги потом, сначала неси душу» , - говорил Игорь Моисеев на репетициях. Труппа первого в мире ансамбля народного танца объездила весь Советский Союз. Исчезающие переплясы и обряды артисты переносили на сцену прямо из фольклорных экспедиций.

2. Как танцуют в Болгарии, Венгрии, Румынии… Программе «Танцы славянских народов», которая до сих пор живет на сцене, уже 70 лет. Ставил ее Игорь Моисеев, не выезжая за рубеж. И на первых же гастролях специалистов поразила точность попадания.

3. Концертный зал Чайковского - родная сценическая площадка моисеевцев. Ансамблю, уже известному и даже выступавшему на приемах в Кремле, было негде репетировать. Сталин лично предложил выбрать здание. Игорь Моисеев предпочел бывший Театр Мейерхольда на Тверской.

4. «ГАНТ СССР» - Государственный ансамбль народного танца… и танк. Во время Великой Отечественной войны коллектив объехал Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Артисты заработали полтора миллиона рублей и отдали деньги на строительство танка для Советской армии.

5. Творческий прорыв железного занавеса. 60 лет назад Ансамбль Моисеева стал первым советским коллективом, попавшим на гастроли в капстрану. Франция восторженно приняла танцоров. В прессе ансамбль окрестили балетом, признав его высокое искусство.

6. И снова единственный в мире. Моисеевцы - обладатели невиданной для танцевального коллектива роскоши: собственного симфонического оркестра. 35 музыкантов классических и народных инструментов сопровождают выступления танцоров с 1940-х годов.

7. «Кто назовет себя солистом - сразу уволю» , - говорил создатель коллектива. В ансамбле нет солистов и нет кордебалета: «Все учат всё». Зато есть своя школа и собственный стиль. Отбор в коллектив жесткий, все артисты танцуют и в сольных партиях, и в массовке.

8. Высшая форма признания для моисеевцев - тот факт, что творчество коллектива народ считает своим. Как танец «Бульба». Игорь Моисеев придумал его, наблюдая за сбором картошки в Белоруссии, а годы спустя увидел свою постановку уже в качестве фольклора.

9. Ансамбль Моисеева встречали аншлагом 60 стран мира. Танцоры выступали на лучших концертных площадках планеты, в том числе в Ла Скала и Опера Гарнье. За свои постановки Игорь Моисеев получил около 30 иностранных наград и медаль «Пять континентов» ЮНЕСКО.

10. Хореографические миниатюры и балеты, танцевальные картины и сюиты. Высокий стиль Игорь Моисеев привнес в народный танец из танца академического. Солист и балетмейстер Большого 70 лет руководил своим ансамблем, поставил 300 танцев, и 110 лет со дня рождения Игоря Моисеева отмечают на первой сцене мастера.

Сегодня Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отмечает юбилей. Ровно 80 лет назад Моисеев, солист и балетмейстер Большого театра, провёл первую репетицию с небольшой группой энтузиастов-любителей народного танца. Так начался путь коллектива к международному признанию. В свой восьмидесятый день рождения ансамбль дарит поклонникам большие представления на главных концертных площадках страны, в числе которых - Историческая сцена Большого театра и Зал имени Чайковского. Сообщает Елена Ворошилова.

Девяносто пять артистов балета прогоняют класс-концерт. Экзерсисы у станка сменяются танцами народов мира. В 1965-м программа «Дорога к танцу» принесла Игорю Моисееву Ленинскую премию, а ансамблю - статус академического.

«Моисеев - гениальный режиссер и философ. Творчество несет добро, поэтому оно современно», - убеждена директор Академического ансамбля народного танца имени Моисеева Елена Щербакова.

Елена Щербакова в ансамбле с 1969-го. Солистка, педагог-репетитор, директор. Ведет репетиции по-моисеевски жестко. Новички давно усвоили - вышел на сцену - выкладывайся на все сто.

«Традиция перед номером - одеть костюм, проверить, чтобы все было удобно, поэтому в полную ногу надо проходить, чтобы на концерте выложиться», - рассказывает солист ансамбля Иван Макаров.

Создавая ансамбль народного танца, Моисеев не изменил балету. Ученик Горского - он соединил классический с народно-сценическим танцем и сказал новое слово в хореографии.

В репертуаре ансамбля - двести номеров. И это все - наследие Моисеева. Адыгейский танец на котурнах, поставленный Асланом Хаджаевым, - исключение. Чтобы не упасть с деревянной платформы, требуется навык.

«Главное - осанка, держать спину, нам сказали, что после репетиции спина должна болеть. На деревянной обуви нужно», - отмечают артистки ансамбля Мария Ионова и Анастасия Сорокина.

Чтобы стать моисеевцем, надо пять лет отучиться в школе-студии. Ее открыли в 1943 году. Здесь учат не только танцу, но и воспитывают характер.

«Когда мы делали этот прыжок, упала, потом встала, надо доделывать до конца то, что хочешь сделать», - объясняет студентка школы-студии Ирина Смирнова.

Это первый курс. Им по тринадцать. Каждый день с трех до семи они делают класс. Никто не торопится уйти. И так было всегда.

«Мы никогда не смотрели на часы, репетиция идет, и мы не смотрим на часы, так были увлечены процессом», - вспоминает директор школы-студии Гюзель Апанаева.

Они уже сейчас понимают, преданность профессии и честность - главное в Ансамбле Игоря Моисеева, и они готовы пройти этот путь.

10 февраля 1937 года был основан Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — коллектив, у которого до сих пор нет аналогов в мире. Моисеев создал собственную технику и уникальный метод творческой интерпретации фольклора: в его постановках сочетаются все виды танцев, драматургия, симфоническая музыка и актёрское мастерство. Поэтому даже сейчас, по прошествии стольких лет, ансамбль продолжает гастролировать — и везде собирает полные залы. АиФ.ru предлагает вспомнить несколько любопытных фактов из его истории.

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР Игорь Моисеев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Умнов

Готовя новые номера, участники коллектива ездили в фольклорные экспедиции

Когда Игорь Моисеев в конце 1930-х создавал свой ансамбль, перед артистами стояла важная задача: танцоры должны были отображать на сцене всё многообразие фольклора СССР. Труппа ездила по всему Союзу, изучала исчезающие песни, танцы и обряды, а затем творчески интерпретировала их и включала в свою программу.

В ансамбле Моисеева все танцоры равны

Одной из отличительных черт коллектива является отсутствие в нём солистов и кордебалета. Один артист может исполнять и ведущие, и второстепенные роли.

Украинский танец в исполнении ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев достоверно воссоздал ряд восточноевропейских танцев

В 1940-х худрук ансамбля поставил программу «Танцы славянских народов» — в неё входили болгарские, венгерские, румынские и другие танцы. Поскольку выезд за границу в те годы был закрыт, Моисеев во время работы консультировался с историками, фольклористами и музыковедами. А когда в 1946 году труппа наконец отправилась на гастроли, зрители из Польши, Венгрии, Чехословакии и остальных стран были поражены точностью постановок.

Египетский танец в исполнении солистов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Выступление в Концертном зале имени П. И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. 2009 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Ансамбль Моисеева был первым советским коллективом, выехавшим на гастроли во Францию, Великобританию и США

В 1955-м коллектив «прорубил» железный занавес, отправившись на гастроли в Париж и Лондон. А в 1958-м артисты посетили США — тоже первыми из советских танцоров.

Во время войны на заработанные ансамблем деньги построили танк «ГАНТ СССР»

В 1940-х коллектив Моисеева гастролировал по Сибири, Дальнему Востоку, Забайкалью, Монголии. За свои концерты ансамбль выручил около полутора миллионов рублей — на эти деньги был построен танк «ГАНТ СССР» («Государственный ансамбль народного танца СССР») для Советской армии.

Игорь Моисеев на репетиции. 1984 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

Игорь Моисеев возглавлял ансамбль на протяжении 70 лет

Балетмейстер Моисеев руководил труппой в течение 70 лет — практически до самой смерти. Когда артист ушёл из жизни в возрасте 101 года, его место в коллективе заняла Елена Щербакова . Она пришла в ансамбль 16-летней девушкой, больше двадцати лет танцевала в труппе, а после работала педагогом в школе-студии при ГААНТ.

Дочь балетмейстера педагог Ольга Моисеева, и директор ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Елена Щербакова, 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Коллектив Моисеева выступал в Ла Скала и Опера Гарнье

ГААНТ — единственный профессиональный коллектив народного танца, который выступал на сцене миланского театра Ла Скала и парижской Оперы Гарнье (она же Гранд Опера).

По количеству представлений ансамбль народного танца попал в Российскую книгу рекордов Гиннесса

Коллектив объездил с гастролями более 60 стран и попал в Российскую книгу рекордов.

Артисты ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева исполняют молдавские танцы на открытии 77-го сезона в Концертном зале имени П. И. Чайковского. 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Все концерты ансамбля сопровождает малый симфонический оркестр

Изначально коллективу хватало группы народных и национальных инструментов, но в конце 1940-х, в связи с расширением репертуара, при ансамбле создали малый симфонический оркестр. Сейчас все концерты труппы проходят в сопровождении оркестра из 35 человек, причём иногда музыканты участвуют в представлении на сцене.

Репертуар коллектива состоит из примерно трёх сотен номеров

За 77 лет Игорь Моисеев поставил около 300 номеров: хореографических миниатюр, танцевальных картин, одноактных балетов, различных сюит. Некоторые из них были созданы ещё в довоенные годы, но до сих пор идут с аншлагами.