Метаморфозы характеристика образов дедала и икара. Дедал и икар в мифологии древней греции

Сочинение


Дедал и Икар. В мифе об Икаре Овидий разрабатывает одну йз своих основных тем - губительность для человека всяких попыток выйти за пределы положенного ему природой, преодолеть человеческий жребий.

Афинский мастер Д., способный творить чудеса своим искусством, долгое время жил на Крите. Там он, среди прочего, построил лабиринт, в который царь Минор заключил Минотавра. Пожелав вернуться на родину, Д. не получил на это позволения Миноса и тогда задумал небывалый способ бегства: он сделал для себя и своего сына И. крылья из крепленных воском перьев птиц, чтобы перелететь через море. Но в воздухе отрок И. «начал веселиться отважным полетом», забыл о наставлениях отца и слишком приблизился к солнцу. Воск растаял, крылья распались, и И. упал в море, которое вместе с телом погибшего получило и его имя (восточная часть Эгейского моря в древности называлась Икарийским морем). Миф об И. сходен с мифом о Фаэтоне. В изложении обоих сюжетов Овидий многократно подчеркивает это сходство. Оба героя гибнут из-за своей юношеской горячности и неопытности; обоих влечет «стремление к небу»; смерть обоих - результат опрометчивости горячо любящих отцов. Когда Д. привязывает к плечам сына крылья, у него дрожат руки и «увлажняются ланиты», подобно ему, Феб-Гелиос тяжело вздыхает в предчувствии горя, помогая сыну взойти на колесницу. Как и Феб, Д. дает сыну бесполезные наставления о том, как вести себя в небе и каким знакам-созвездиям следовать, чтобы не сбиться с дороги. Потеряв сына, Д. проклял свое искусство; бог солнца после гибели Фаэтона «отказался служить Вселенной».

Другие сочинения по этому произведению

Филемон и Бавкида - характеристика литературного героя Характеристика образов Филемона и Бавкиды Характеристика образов Пирама и Фисба Характеристика образов Девкалиона и Пирра Характеристика образа Психеи

Имя: Дедал (Daedalus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: выдающийся художник и инженер

Семейное положение: не женат

Дедал: история персонажа

Персонаж греческой мифологии. Знаменитый изобретатель, инженер и художник. Построил Кносский лабиринт на Крите для царя . Царь поселил там , быкоголового отпрыска собственной жены Пасифаи, которая сошлась с белым быком. До этого Дедал сконструировал для Пасифаи деревянную «корову», внутрь которой царица забиралась, чтобы соблазнять быка. Дедалу приписывается также изобретение различных инструментов.

История происхождения

Дедал упоминается как божество в микенских текстах. Как действующее лицо – появляется в сатировой драме упоминает Дедала в «Илиаде». Герой появляется также в греческих комедиях, например, у Аристофана.


В древности Дедалу приписывались различные строения, изобретения и конструкции, помимо знаменитого лабиринта на Крите. Это статуя богини на острове Делос, статуя в Кноссе, деревянное изображение в фиванском храме и прочие изваяния, о которых греческий драматург писал, будто те создавали визуальную иллюзию движения. Изображений Геракла Дедал создал несколько. Одно из них по легенде Геракл разбил сам, возмущенный чрезмерным сходством.

Мифы и легенды

Биография Дедала начинается в Афинах. Дедал происходит из старого афинского рода. Согласно мифологии, сама богиня Афина научила героя мастерству. Однако изобретателя изгнали из города за совершенное им убийство.


У Дедала был талантливый племянник Талос, которого герой взял в ученики. Однако Талос оказался настолько хорош как изобретатель, что Дедал почувствовал в нем потенциального соперника. Самолюбивый Дедал решил избавиться от Талоса, чтобы юноша не отнял у него со временем звание лучшего среди инженеров.

Герой заманил юношу на горную кручу и столкнул оттуда вниз. Однако богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу, правда, несколько своеобразно - превратила того в куропатку. Самого же Дедала как преступника вынудили бежать из города.

Изобретатель отправился на Крит, где услугами Дедала взамен на предоставленный приют и защиту долгое время пользовался царь Минос. Мастер оставил на Крите прекрасные произведения искусства и инженерии, например, статуи царя Миноса и царских дочерей. Но принес и неприятности.


Царь Минос должен был принести в жертву богам белого быка. Этот зверь вышел из моря по воле Посейдона специально для того, чтобы Минос заклал его как жертву. Однако царь, очарованный красотой быка, пожалел зверя и оставил в собственном стаде, а в жертву богам принес другого, обычного быка. Разгневанный отомстил царю. Пасифая, жена Миноса, прониклась к белому быку противоестественной страстью и пожелала возлечь с ним.

Чтобы утолить это желание, царица воспользовалась услугами Дедала. Мастер изготовил для нее деревянную «корову», полую изнутри и с отверстием, так, чтобы царица могла проникнуть в корову, а бык - в царицу. Чтобы сделать «приманку» привлекательной для быка, Дедал обил конструкцию свежесодранной коровьей шкурой, а чтобы перемещать - приделал колеса.


«Корову» выкатили на луг, и царица забиралась в нее всякий раз, когда испытывала тягу к быку. Эти развлечения обернулись рождением чудовищного ребенка - человека с бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Царь Минос не мог убить новорожденного, боясь снова оскорбить Посейдона, но пожелал спрятать чудовище подальше. Для этого Дедал построил на Крите лабиринт, взяв за образец египетский. В этот лабиринт бросили Минотавра, который жил там и питался человеческим мясом. Чудовищу бросали преступников, а раз в девять лет прибывал корабль из Афин, который привозил дань - четырнадцать афинских девушек и юношей на съедение Минотавру.


После того, как афинский герой убил Минотавра и освободил соотечественников от чудовищной дани, лабиринт опустел. Сам Тесей сбежал с Крита вместе с дочерью Миноса , а разгневанный царь запер в лабиринте Дедала и его сына .

Так собственное строение стало для Дедала тюрьмой. Такая жизнь тяготила мастера, и тот решил сбежать из плена. Дедал сконструировал крылья по образцу птичьих для себя и сына. Перья на этих крыльях были скреплены воском, и лететь нужно было осторожно, не приближаясь чересчур к солнцу, чтобы воск не растаял, и не опускаясь слишком низко к воде, чтобы крылья не намокли.


Дедал и Икар улетели из критского лабиринта, но юноша погиб по дороге, когда летел над морем. Икар забыл наставления отца и поднялся слишком высоко. Воск растаял, крылья развалились, и Икар упал в море.

Поздние греческие авторы интерпретируют эту часть мифа в рационалистическом ключе. Якобы в форме истории о крыльях в мифологии запечатлелось воспоминание о том, как были изобретены косые паруса. По этой версии, Дедал с сыном сбежали с Крита на корабле с новыми, косыми парусами.

Это более совершенный тип парусов, при помощи которых можно использовать не только попутный, но боковой и встречный ветер. Дедал изобрел эти паруса, а до этого греки пользовались исключительно прямыми парусами. Икар в этой версии утонул, просто упав за борт.


Так или иначе, сам Дедал спасся и осел на Сицилии. Злопамятный Минос хотел вернуть Дедала и для этого пошел на хитрость. Гонцы Миноса возвестили по всем греческим землям, что царь объявил «конкурс». Минос обещал щедрую награду тому, кто сможет продеть нитку сквозь витую морскую раковину, так, чтобы нитка вошла в один конец, прошла одну за другой извилины и вышла во второй конец. Критский царь знал, что это дело по силам только Дедалу и мастер даст о себе знать.

Правитель, приютивший Дедала, польстился на обещанную награду, и мастер в благодарность за помощь и гостеприимство научил того, как выполнить задание Миноса. Однако, выполнив задание, сицилийский правитель не получил награды, а лишь спровоцировал гнев Миноса, который потребовал выдать Дедала. Сицилийцы не пожелали расставаться с Дедалом и придумали хитрость. Правитель пригласил Миноса в гости и зазвал в баню, где критского царя облили кипятком.


Дедал после этого переехал на Сардинию, где воздвиг множество сооружений. Там мастер женился и взял себе учеников.

Цитаты

«Воск, растопившись, потек; и голыми машет руками
Юноша, крыльев лишен, не может захватывать воздух.
Приняты были уста, что отца призывали на помощь,
Морем лазурным, с тех пор от него получившим названье». (Овидий)

Дедал был самым знаменитым художником и скульп­тором в Афинах. Он умел высекать из мрамора такие статуи, что они казались живыми. Дедал также изобрел топор и бурав. За убийство своего племянника Тала, Дедал был осужден афинским ареопагом на смертную казнь, однако ему удалось бежать на остров Крит, где он и нашел приют у царя Миноса. Для царя Миноса, Дедал выстроил знаменитый Лабиринт с настолько запу­танными ходами, что выхода из него найти было не­возможно. Много лет царь Минос держал у себя Дедала как пленника и ни за что не хотел отпускать. Изобре­тательный ум Дедала подсказал ему путь, которым можно бежать — небо. Дедал набрал птичьих перьев, скрепил их льняными нитками и воском и сделал четыре боль­ших крыла: для себя и для своего сына Икара. Перед полетом Дедал учил Икара, чтобы тот не летел низко над мо­рем, иначе водяные брызги могут намочить перья, также Дедал запретил Икару приближаться к солнцу, чтобы горячие лучи не растопили воск. Ощущение полета увлекло Икара, и он, забыв о наставлениях отца, стал подниматься все выше и выше. От палящих солнеч­ных лучей воск растаял, перья разлетелись по ветру. Икар упал с огромной высоты в море и погиб в его вол­нах. В память об отчаянном Икаре люди назвали это море Икарийским. (Так действительно в древности называ­лась часть Эгейского моря между островами Самос, Парос и берегом Малой Азии).

Горюя о сыне, Дедал долетел до острова Сицилия и обрел там кров у царя Кокала.

Рассказывая историю Дедала и Икара, Овидий не раз об­ращает внимание на то, что людям опасно пытаться достичь того, чего им не положено по их человечес­кой природе, и что невозможно уйти от человеческой судьбы.

Дедал и Икар. В мифе об Икаре Овидий разрабатывает одну йз своих основных тем – губительность для человека всяких попыток выйти за пределы положенного ему природой, преодолеть человеческий жребий.
Афинский мастер Д., способный творить чудеса своим искусством, долгое время жил на Крите. Там он, среди прочего, построил лабиринт, в который царь Минор заключил Минотавра. Пожелав вернуться на родину, Д. не получил на это позволения Миноса и тогда задумал небывалый способ бегства: он сделал для себя и своего сына И. крылья из крепленных воском перьев птиц, чтобы перелететь через море. Но в воздухе отрок И. “начал веселиться отважным полетом”, забыл о наставлениях отца и слишком приблизился к солнцу. Воск растаял, крылья распались, и И. упал в море, которое вместе с телом погибшего получило и его имя (восточная часть Эгейского моря в древности называлась Икарийским морем). Миф об И. сходен с мифом о Фаэтоне. В изложении обоих сюжетов Овидий многократно подчеркивает это сходство. Оба героя гибнут из-за своей юношеской горячности и неопытности; обоих влечет “стремление к небу”; смерть обоих – результат опрометчивости горячо любящих отцов. Когда Д. привязывает к плечам сына крылья, у него дрожат руки и “увлажняются ланиты”, подобно ему, Феб-Гелиос тяжело вздыхает в предчувствии горя, помогая сыну взойти на колесницу. Как и Феб, Д. дает сыну бесполезные наставления о том, как вести себя в небе и каким знакам-созвездиям следовать, чтобы не сбиться с дороги. Потеряв сына, Д. проклял свое искусство; бог солнца после гибели Фаэтона “отказался служить Вселенной”.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Филемон и Бавкида – персонажи 8-й книги “Метаморфоз”. История о них рассказана как пример необходимости благочестия. Юпитер и Меркурий, приняв человеческое обличье, пришли во Фригию;...
  2. НАРЦИСС В “Метаморфозах” Овидий называет Нарцисса сыном речного бога Кефиса и нимфы Лириопеи. Юноша рос красивым, но гордым и самовлюбленным. Он отвер­гал любовь нимф, оттолкнул...
  3. Актеон – персонаж 3-й книги “Метаморфоз”, сын дочери Кадма Автонои, охотник, превращенный Дианой (Артемидой) в оленя и растерзанный собственными собаками. Существовало несколько вариантов мифа, по-разному...
  4. АКТЕОН Актеон действующее лицо 3-й книги “Метаморфоз”, сын Автонои, дочери Кадма, охотник, превращенный богиней Дианой (Артемидой) в оленя и растерзанный собственными собаками. В мифологии существовало...

С раннего детства мы любили слушать мистические истории о подвигах героев древности, особенно мифы и легенды. Ведь они рассказывали нам об силе, ловкости, мудрости человека, о любви и ненависти; мы погружались в фантастический мир, который нам недоступен.

Мифы. О чем они нам рассказывают?

Миф—это древнее предание, передающее понимание окружающего мира нашими предками, и поэтому никогда человечество не перестанет интересоваться ими. У разных народов есть свои сказания, но наибольшую известность получили мифы Древней Греции. Древнее население Греции прославилось своей неутомимой деятельностью, энергичностью, древние эллины старались найти объяснение появлению всего живого на Земле, природным явлениям и определить истинное положение человека в этом мире. Родился миф о в В те далекие времена этот город был центром торговли, ремесел, в нем занимались науками, и всевозможными искусствами.

Дедал был почетным жителем Афин, и жители города уважали его за непревзойденное искусство строителя, скульптора и резчика по камню. Но не только афиняне знали и уважали Дедала, в других он был знаменит по своим скульптурным и строительным произведениям: все говорили, что его статуи стоят как живые.

У Дедала жил в учениках племянник, и он стал превосходить своего наставника: еще в юные годы он придумал новый станок для работы с глиной, пилу из змеиных зубов и еще очень много других необходимых приспособлений. Благодаря своим изобретениям еще в юношеском возрасте он стал известен, от этого загордился и сделался самонадеянным. Дядя стал завидовать молодому мастеру, он опасался, что ученик превзойдет своего наставника, и он решился на преступление: поздним вечером он сбросил племянника с городской стены. После совершенного преступления его обуял страх: ведь его будут считать убийцей своего племянника.

Какова дальнейшая судьба Дедала?

После всех этих переживаний, как рассказывают мифы древней Греции, Дедал нашел приют и покровительство у критского тот сделал зодчего собственным живописцем. Минос приказал Дедалу сотворить особое укрытие для Минотавра, мифического животного с туловищем человека и головой быка, чтобы его не видели люди.

Знаменитый строитель соорудил Лабиринт (как повествует миф о Дедале и Икаре), где было множество ходов и замысловатых переходов, в нем было легко заблудиться. Они шли то вперед, то назад, и выйти оттуда было просто невозможно. Вот в таком запутанном месте и должен был жить Минотавр.

Для пропитания Минотавра Афиняне присылали по семь девушек и юношей, это была их дань критскому царю.

Но Дедал был остроумным человеком, и когда привезли пленников, он отдал царской дочери Ариадне клубочек ниток, с помощью которого они могли бы вернуться назад в случае, если Тесей в сражении с Минотавром одержит победу. Про это прознал критский царь и упрятал Дедала в темницу.

Как перебраться Дедалу через море?

Как рассказывает дальше миф о Дедале и Икаре, прославленному мастеру не по душе было заточение, и он стал задумываться о том, как незаметно покинуть свою тюрьму. Он осознавал, что критский царь не отпустит его добровольно, и решил лететь по воздуху. Для осуществления свой мечты он собирал разные птичьи перья, связывал их в особом порядке, как у птицы, и издалека его творение можно было принять за настоящие птичьи крылья. Для скрепления перьев он пользовался льняными шнурками и воском, и немного загибал их.

Маленький Икар, сын Дедала, любил смотреть на работу отца, но со временем и он начал помогать ему мастерить крылья. По окончании работы Дедал прикрепил крылья к своему телу, и стал парить над всеми, словно птица. После приземления отца к нему подбежал Икар и стал слезно умолять смастерить и ему точно такие же крылья, чтобы вместе путешествовать по воздуху. Вначале отец очень рассердился на сына за просьбу, но вскоре смягчился сердцем и смастерил мальчику крылья.

Дедал предупреждал своего сына, что крылья скреплены воском, и нужно лететь осторожно, не поднимаясь высоко в небо, где солнце было совсем рядом. Но непослушный Икар сделал по-своему - поднялся слишком высоко, воск стал плавиться от горячих солнечных лучей, крылья разрушились, и он упал в море. Уже позже люди назвали море в его честь - оно до сих пор называется Икарийским. Тело прибило к берегу, и могучий Геракл предал его земле на небольшом островке, который тоже носит имя горделивого юноши - Икарий.

О чем повествует миф о Дедале и Икаре?

Прочтя эту легенду, человеку захочется самому заниматься возвышенными делами, отойдя от повседневной обыденности. После того как человечество научилось передвигаться по суше и воде, оно стало задумываться и о передвижении по воздуху.

Образ Икара олицетворяет мысль, что любую, самую возвышенную мечту можно осуществить, добиться поставленной цели своим трудолюбием, усердием и мастерством. И созданные Дедалом крылья могут быть символом высшего мастерства.

Пренебрежительное отношение Икара к советам отца привело его к гибели, но он, забыв обо всем в захватывающем полете, стремился долететь до солнца. Это не понравилось олимпийским богам, и они жестоко наказали его.