Малая родина определение. Малая родина - это значимый образ для формирования патриотизма


Повествователь выстраивает своё рассуждение с помощью вопросно-ответной формы изложения. Задавая в первом абзаце вопросы, он даёт ответы в следующем. Становится понятно, что для него малая родина - это место, где прошло детство человека, «то, что способно объять детское око». Основную часть текста занимают воспоминания повествователя. Он использует ряды однородных членов предложения: «тихая деревенская улица, тесный магазинчик, машинный двор за околицей», чтобы создать подробную картину своей жизни.

В описании чувствуется тёплая атмосфера безмятежного детства. Повествователь с доброй улыбкой говорит о нём, о дорогих сердцу воспоминаниях. Для ребёнка деревня была целой «мальчишеской Вселенной». Эта метафора показывает, что тогда для него весь мир, все его переживания и радости заключались в этой деревне. Малая родина подарила повествователю «крылья вдохновения», которые помогали идти дальше по жизни.

Малая родина - это место, связанное с детством, воспоминаниями. Она рождает в душе человека счастье.

О малой родине писали многие прозаики и поэты. С.Есенин в своём творчестве воспел Россию как страну с необычайными пространствами, красотой природы, верностью традициям. Он называл себя «поэтом золотой бревенчатой избы». Для него дороги воспоминания о родной деревне, о родном доме. Стихотворение «Письмо к матери» проникнуто печальным настроением. Лирический герой обращается к матери, он вспоминает места, где вырос и был счастлив. Он говорит, что много довелось ему пережить испытаний, что он хочет вернуться домой, туда, где покой, где всегда ждёт и любит мать: «Ты одна мне опора».

В лирике А.Блока тоже описана Россия. Он, как и С.Есенин, ценил родину не за торжественность и величественность, а за её простоту. В стихотворении «Россия» лирический герой, обращаясь к родине говорит: «Мне избы серые твои, ... как слёзы первые любви». Его любовь к родине - это очень личное чувство. В лирике поэта появился образ России-крестьянки: «А ты всё та же - лес да поле, да плат узорный до бровей». Любовь к традициям, красотам природы, к деревне и простоте быта пронизывает всё стихотворение.

Воспоминания о малой родине в душе человека рождают самые тёплые чувства. Там мы родились, там взрослели, набирались опыта, получали первые впечатления от жизни. Малая родина - это место, которое воспитывало нас, подарило вдохновение. Малая родина всегда связана с ощущениями счастья и покоя.

Обновлено: 2017-09-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Многие с трепетом вспоминают то место, в котором провели своё детство. Родная деревня представляется нам сказочным уголком, наполненным яркими впечатлениями. Так что же малая родина? Именно эту проблему поднимает известный советский писатель Носов Евгений Иванович в своём тексте.

Писатель отмечает: «малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновениями». А происходит это из-за того, что в детстве все эмоции кажутся более яркими, а происходящее более сказочным. Вот и автор изображает детские фантазии, показывая водяного, обитающего в омуте. Именно такие сказочные впечатления и дарит нам малая родина.

Позиция автора нам ясна. Для Е. И. Носова малая родина – это родная деревня, которая дарит ребенку яркие воспоминания и позволяет совершать маленькие открытия. Именно там человек впервые испытывает чувство восторга, переживает первые потрясения.

С мнением писателя трудно не согласиться, действительно, те впечатления, которые мы получим в детстве, на нашей малой родине, порой становятся самыми яркими в нашей жизни, а сама родная деревня самым желанным и любимым местом на свете.

Думаю, что многие русские классики затрагивавшие проблему малой родины, согласились бы с позицией Носова. Вот и в произведении Гончарова Ивана Александровича «Обломов» воспоминания о деревне, в которой вырос Илья Ильич, становятся самыми яркими и тёплыми для главного героя. Родная Обломовка представляется ему райским уголком, в котором царили спокойствие и умиротворение. Малая родина воспитала Илью Обломова, сделала его темперамент неспешным, а характер невозмутимым. Илья Ильич много раз возвращался к воспоминаниям об Обломовке, ведь именно там он испытывал самые яркие эмоции, совершил первые детские открытия.

Проблему малой родины затрагивал и известный советский писатель Владимир Галактионович Короленко в своём произведении «Парадокс». Автор описывает деревенскую жизнь двух братьев. Сама деревня становится для мальчишек увлекательным местом открытий. В бочке они обнаруживают целый подводный мир и начинают ловить рыбу самодельными удочками. Часть экипажа, выброшенная хозяевами, позволяет братьям отправляться в фантастические приключения. Все эти игры и впечатления, подаренные детям малой родиной, надолго останутся в памяти мальчиков и будут согревать их в трудные жизненные моменты.

Получается, что малая родина – это то место, которое дарит человеку детство, наполненное яркими эмоциями и незабываемыми впечатлениями.

(353 слова)

Обновлено: 2018-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
.

Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

Литература

  1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
    Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
  2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
  3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
    475 с.

Бред! Полный бред!

Бред! Полный бред!

Она просто - Родина!

На Родину!

Регистрационный номер 0074167 выдан для произведения:

А существует ли она «малая родина»?

И в разговорах, и в печати встречается фраза «малая родина». Меня всегда интересовало - понимают ли люди, что это такое? О чем они говорят? Вероятнее всего нет. Иначе бы они постеснялись - зачем же умалять Родину? К сожалению, людям и так редко задумываются над словами, а, если эти слова, к тому же, встречаются в СМИ, то тем более.

А если поразмыслить? «Малая Родина»? Если она существует, как таковая, то где-то должна быть еще и «Большая Родина». А возможно еще и «Средняя Родина». Ну, а тот, кто когда-нибудь играл в футбол, предположит наличие еще и «Полусредней Родины».

Бред! Полный бред!

Но есть еще один вопрос - почему она «Малая»? Из-за своих размеров? Из-за своей значимости? Действительно такое стыдно сказать - «малая родина» - ерунда какая-то. Вот «Большая Родина» - это здорово, звучно, эффектно.

Бред! Полный бред!

Родина всегда одна, не может быть у человека целого набора «родин». Родина не бывает, ни малой, ни большой, ни низкой, ни высокой, ни широкой, ни узкой - никакой!

Она просто - Родина!

Потому что Родина - та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего - где ты провел детство, где ты вырос и возмужал. Ведь самые светлые наши воспоминания всегда связаны исключительно с детством. А как же иначе - ведь, тогда, в детстве, мы не знали о том, что существует смерть - тягостное расставание с близкими людьми навсегда. Не знали о мучительных болезнях, о боли и душевной и физической, о страданиях. Не задумывались о быстротечности жизни. Не думали как обидно умирать, оставляя навсегда этот прекрасный и загадочный мир, оставляя любимых людей, любимые вещи, недоделанные дела, непознанные тайны. Тогда мы не представляли всех ужасов немощной старости. А, наоборот, с каждым годом, росли, взрослели, становились сильней, умней и красивей, и думали, что так будет вечно.

Но это оказалось не так. Поэтому, когда грусть и страдания томят нашу душу, когда мы устаем от неудач или боль, как коршун, терзает наше сердце, то ты мысленно возвращаемся туда, где все это началось - туда, где всегда светит солнце, где родители вечно молодые, где нет забот и печалей - в свое раннее детство. А следовательно - на свою Родину!

На Родину!

Не на «малую родину», а на свою, единственную в мире, Родину. Туда, где стоит твой дом, из окна которого, ты познавал мир, двор где ты играл весь день напролет и откуда тебя никак не могла затащить домой мать. Улица, по которой ты шел в школу. Кусты, где ты впервые поцеловался. Школа - твоя школа, где были, и друзья, и враги, и любовь, и разлука, и победы, и неудачи - все ТВОЕ и только ТВОЕ!

Да, конечно, Родина не имеет четко очерченной границы. У каждого она - своя. У кого-то больше, у кого-то меньше. Все зависит от образа жизни. Один провел все детство в одном дворе и на одной улице, у другого оно расширилось на другие улицы, а то и на иные города. Для меня, например, до сих пор бесконечно дорог дом совсем в другом районе Москвы, только потому, что там жила мой первая любовь. И, сейчас, несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, я возвращаюсь к нему, так, как будто бы пришел к себе домой - провожу рукою по его стенам, трогаю ручку двери (которая не изменилась с той поры!) и пусть ее имя, процарапанное мною когда-то на стене, уже несколько раз закрашивали и замазывали, так что следа от него не осталось, я все равно помню, где оно было и прижимаясь щекою к этому месту - понимаю - это Родина!

Иногда образ жизни, наоборот, мешает ощутить ту единственность, ту «родимость» места, которое мы называем Родиной. Мне приходилось встречать, в особенности, детей военных, чье детство было настолько «рассыпано» по разным уголкам Земли, что из него «родина» не складывалась. Один класс - здесь, другой - тут. То пустыня, то - тайга. Чехарда и никаких привязанностей.

Мы растем и вместе с нами растет понятие Родины. Оно расширяется, но как? Мне кажется - в зависимости от каких-то, заложенных в нас духовно-эстетических приоритетов. Заложенных так глубоко, что мы не только не в состоянии их изменить, но даже не в состоянии в целом их понять. Меня всегда удивляло, почему одно мне нравится, а другое - почти в точности такое же - нет. Почему я ощущаю Ленинград - родным, а Выборг, который буквально в шестидесяти километрах от него - чужим. Почему Саратов - для меня лежит на родине, а Волгоград - на чужбине. Объяснить сложно.

Получается так, что те места, где мы чувствуем себя как дома увеличивает нашу Родину. Для каждого человека понятие Родины имеет свои размеры.

Но никто не осмелится «померится родинами» друг с другом - у кого длиннее! На такое кощунство человек не способен. Тогда откуда же взялась эта пресловутая «малая родина»?

Правящие круги всегда пытались объединить понятие «Родина» и «земли, которыми они владеют». Они переносили святость Родины каждого человека на все то, что им принадлежало. Их страна должна была превратиться для простого человека в его Родину, Большую Родину. Чтобы толкая людей на очередную бойню по защите собственных интересов и собственных территорий, придать этой бойне статус «священной» защите своей Родины.

А вот та, настоящая Родина, которая у каждого человека своя, по их мнению, становилось «малой родиной». Отнять ее было нельзя, чтобы не поколебать святость «Большой Родины», поэтому ей и придумали такое уменьшительно-уничижительное название. Малая - значит маловажная! Чтобы каждый гражданин понимал свою малость по сравнению с правителями. Ты мал и родина твоя малая! Мы - велики и родина наша огромная.

Помните лозунг периода застоя? «Наша Родина - СССР». Ничего более глупого нельзя придумать. Получалось так, что моя родина это и Сибирь с ее тайгой, и Средняя Азия с ее пустынями, и Украина со своим салом и Крайний Север со своей тундрой. А главное - чужие страны, типа Литвы, Азербайджана, Грузии, Татарии со своими собственными историей, культурой, традицией, религией, которую мы не только не знаем, но, и не понимаем, и не воспринимаем - тоже моя Родина. И смех и грех. Действительно, моя настоящая Родина на этом фоне казалась такой маленькой, такой несущественной, что вроде бы и вспоминать об этой ерунде не имело смысла. Вот так коммунистический режим пытался лишить нас истинной родины, подсовывая вместо него паллиатив - набор территорий в котором не было никакой логической связки, кроме того, что их все удалось захватить и на какое-то время удержать.

Надуманность «Большой Родины» ощутима - меняются правительства - а вместе с ними меняются и удерживаемые ими территории. Значит что - меняется Родина? Что за бред! Родина - она неизменна! Это то, что не подвластно никаким властителям. Ведь недаром говорят «Родина - мать». Нельзя найти другую мать, нельзя найти другую Родину.

Я еще могу понять лозунг - «моя родина планета Земля». В нем есть логика - на всей земле есть более-менее приемлемые места для существования человека.

Поэтому для меня нет «малой родины», нет большой Родины, для меня Родина только одна - знакомые по детству и по юности места и то, что мне близко по духу, по настроению, то куда я прихожу с ощущением собственного дома. А все остальное - всего лишь страна, гражданином которой я, по волю случая, являюсь.

Наталия Насонкина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель : закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина ; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал : слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг» , «Выложи герб города» , гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине . Кто мне скажет, что такое Родина ?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина ?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек . И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса» ? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус» , известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина ! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город , маленький, деревня) .

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли , где мы родились , где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья , где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя !

1 ребёнок :

Что мы родиной зовём ?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок :

- Малая родина – островок земли .

Под окном смородина , вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя .

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых . Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины .

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький ?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и : «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу .

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России» . Давайте разделимся на две команды : одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос : что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и : «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций) . Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие , солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра : «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг» . Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие : «Русский человек без родины не живёт » , «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха» . Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет» .

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам :

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу )

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей) . Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.