Краткое содержание смерть в венеции томаса манна. «Смерть в Венеции», художественный анализ новеллы Томаса Манна

Коллекция сочинений: Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика героев)

А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного воен­ного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году приступает к осуществлению замысла коме­дии "Горе от ума». В связи с работой комедию заканчивает только через несколько лет.

"Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и является образцо­вым произведением. В нем нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука. Все детали не сочинены, а взяты из московских гостиных и перенесены в книгу.

Комедия "Горе от ума» - одно из самых ярких произве­дений не только писателя, но и всей литературы.

Основной конфликт комедии - столкновение консерва­тивного дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит Молчалин, к "новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий главный герой, он не только умнее всех прочих, но и положительно умен. Ему принадлежат 300-400 душ, и он возвращается после отдыха на кислых водах в Москву. До его приезда Мос­ква была носительницей старых взглядов (город тирании об­щественного мнения и преклонения перед мундиром и чина­ми). Защищал этот город Фамусов, а прислуживался у него Молчалин. По мнению автора, в отличие от Чацкого, это глав­ный отрицательный персонаж комедии, глупый любовник и сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в нем эти черты, ведь все иногда бегают в поисках впечатлений за противополож­ным полом. То есть одной он говорит одно, а другой - другое. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья», даже "собаке дворника, чтоб ласкова была».

Чацкий - человек честный, искренний, способный трез­во и независимо мыслить, видеть пороки и противоречия свое­го общества. Особенно ярко показывает Грибоедов эти каче­ства, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лице­мера Молчалива.

Чацкий, приехав, сразу отправляется к Софье в надежде найти ответ на прежние чувства - и не находит. Но его по­разили две перемены: она необыкновенно похорошела и ох­ладела к нему - тоже необыкновенно. У него возникает со­мнение, что она влюблена. Он пытается узнать, кто это, и по возможности вернуть чувства и расположение Софьи.

Чацкий -сторонник новых рассуждений о жизни, он не старается кого-то переубедить. Он выступает за введение новых порядков и поэтому с самого начала неодобрительно относится к членам фамусовского общества и Молчалину в том числе. Поначалу Чацкий всем приходится по душе. За него даже хотят выдать дочь одной графини, но та, узнав о том, что он не очень богат, опровергает это. Молчалин же пробивается по жизни сам. Он служит секретарем у Фамусова. В сцене бала он услужливо восхваляет шпица Хлестовой, чем заслуживает ее расположение.

На протяжении всей комедии продолжается сюжетный мотив "падения»: Чацкий, едва появившись в доме, расска­зывает, что по дороге падал много раз. Но падение Молчалива с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, "риф­муется» с образцовым падением фамусовского дяди Максима Петровича: "Упал он больно - встал здорово». Это вписывает его в ту неизменную московскую традицию, против которой выступал Чацкий.

Молчалин видит в своем благополучии: "И награжденья брать, и весело пожить». А Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести поль­зу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым». В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодниче­ство, карьеризм. Он "служить бы рад», но ему "прислужи­ваться тошно».

Единственное, для чего он приехал в Москву, - это уви­деть Софью. А когда он узнает, что она влюблена в Молчалина, начинает всячески ругать его.

В итоге Софья застает Молчалива в объятиях своей слу­жанки Лизы. Чацкого, находившегося наедине с Софьей, после этого увидел Фамусов и посчитал, что это свидание. Чацкий должен покинуть дом и уехать.

По существу, никто из них не выиграл. Чацкий уехал, разо­чаровавшись, Молчалин покинул дом в стыдливом положении.

Мораль комедии такова: во всем, что получим мы от жизни плохого, подчас виноват наш ум. (Самый лучший при­мер - Чацкий.)

"Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пере­жило их, прошло невредимо гоголевский период и проживет еще много эпох.

Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.

В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», который наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Чацкий уверен, что в его время все изменилось:

Нет, нынче свет уж не таков.

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.

Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.

Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.

Для того, чтобы более ярко показать характер Чацкого, в комедии рисуется и его антипод – Молчалин. Этот человек очень изворотлив, способен найти подход к любому влиятельному лицу.

Мировосприятие Молчалина, его жизненная позиция ни в коей мере не укладывается в моральный, нравственный кодекс жизни. Он один из тех, кто служит чину, а не делу. Молчалин уверен, что такая форма общественных отношений единственно верная. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Кроме того, это человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Именно такие перспективы вынуждают героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать в себе чувства к девушке, но симпатия его фальшива. Если бы отцом Софьи был не Фамусов – она была бы ему безразлична. И если вместо Софьи была более посредственная девушка, но дочь влиятельного человека – Молчалин все равно изображал бы любовь.

Удивителен и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что свидетельствует о его стремлении казаться кротким и уступчивым:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, – Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, как Алексей Степаныч. Чацкий язвительно говорит Софье об истинном положении дел:

Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина – его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.

Таким образом, Чацкий и Молчалин – совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молоды, живут в одно и то же время. Но насколько различаются их натуры! Если Чацкий – человек прогрессивный, наполненный идеями «нового времени», то Молчалин – порожденье «фамусовской Москвы», продолжатель их идей.

В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за философией жизни Молчалина, но будущее несомненно за Чацким и его сторонниками, количество которых увеличивается с каждым днем.

Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающе­еся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, ду­шевную пустоту, борется против идеалов, це­лей, стремлений старой Москвы, позорит шу­товство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обще­ством, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он ока­зался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.

Молчалин молод, ровес­ник Чацкого, но полная его противоположность. Без­родный и бедный, он явился в Москву с единствен­ной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угож­дать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Мол­чалина никак не соответствуют его внутренним ка­чествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.

За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвест­ный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.

Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти про­тивоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчали­на, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.

Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».

Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии - «Горе от ума».

Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.


Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу.

Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова.

Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: «Кто так чувствителен и весел, и остер…». Раньше он служил чиновником, но бросил службу, потому что прислуживаться ему «тошно». Еще он служил в полку и не стал военным, так как и военные служат недобросовестно, а сам Чацкий понимает, что не будет счастлив в полку. Затем он путешествует, но и за границей не находит свое призвание, и возвращается на Родину.

Чацкий не хочет прожить свою жизнь скучно и бесполезно. Он любит Россию, говорит «И дым Отечества нам сладок и приятен», хочет быть ей полезен, но еще не знает чем. Воспитанный в традициях того общества, Чацкий не знает новых путей в жизни, поэтому кажется пустословом, просто обвиняющим всех вокруг.

Быть чиновником Чацкий не хочет, потому что в обществе Фамусова продвижение по службе возможно благодаря связям, попыткой выслужиться не своими личными качествами и деловыми навыками, а преклонением и лестью перед начальством. Для успешной карьеры нужно обладать такими качествами как низкопоклонство, угодливость, бессловесность. Для таких, как Фамусов, ничего не стоит унизиться перед начальником, лишь бы добиться своего. Никто из фамусовского общества не пытается сделать жизнь России лучше, принести пользу. Ини лишь ищут выгоды для себя.

Даже в образовании Фамусов видит плохое, он считает «ученье – вот чума, ученость – вот причина». Тем не менее, такие как Фамусов и его гости понимают, что не правы, но боятся каких-то перемен и того, что состояния надо будет добиваться своим умом и трудом.

Эти черты «века минувшего» и не любит Чацкий, он знает, что ему не место в таком обществе.

Его личная драма заключается в том, что он остается непонятым в доме Фамусова. Софья, ради которой он и приехал к Фамусову, любит другого, того который недостоин ее, и все черты Молчалина, которые считает унизительными Чацкий, Софья превращает в достоинства. Более того Софья становится как все, и не понимает Чацкого. Фамусовское общество приняло Чацкого за сумасшедшего, потому что его мнение резко отличается от их. Все таки смело высказывает свои мысли и обличает лжецов, называя вещи своими именами. Так, поняв, что ничего не изменилось в Москве, Чацкий покидает дом Фамусова.

Молчалин – секретарь Фамусова, живет в его доме и играет в комедии второстепенную роль, но через него видно, как он отличается от Чацкого. Отец Молчалина учил его угождать всем людям, начальнику, хозяину дома, где будет жить, и даже дворнику и его собаке, чтобы никто не держал на него зла, и он бы пользовался репутацией образованного и воспитанного человека.

Своими лучшими качествами Молчалин считает умеренность и аккуратность. Он всегда хвалит кого-нибудь из высших чинов или сыграет с ними в карты, или услужит для своей же выгоды. Также Молчалин считает, что «в его он не смеет своего суждения иметь», поэтому никому не перчит, завися от других.

Живя в чужом доме, Молчалин заводит роман с Софьей, как с дочерью влиятельного чина, ведет себя с ней робко. Но к Лизе испытывает искренние чувства, и по отношению к ней видно, что он вовсе не робок и стеснителен; ей он открыт, говорит свои мысли.

Чацкий презирает Молчалина, считает первое время, что Софья шутит о своем отношении к Молчалину. Узнав о взглядах Чацкого, Молчалин ужасается, он искренне поддерживает слух о сумасшествии Чацкого.

В общем, Чацкий и Молчалин совершенно разные. Молчалин живет по понятиям старого века, и все в жизни планирует по известному проверенному образцу, как все, и не считает нужным даже задуматься о сути происходящего. А Чацкий наоборот стремиться ко всему новому, потому что Чацкий начинает новый век, и в этом всё его значение и весь «ум».

Текст сочинения:

Комедия Грибоедова "Горе от ума" является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эҭи два разных общественных лагеря в комедии живописно представляюҭ Чацкий и Молчалин люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найҭи и общие черҭы, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два эҭих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, "ума искал", учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает
секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденъя получил.
Но вот автор сводиҭ их в комедии, и мы видим, насколько отличаюҭся друг от друга Чацкий и Молчалин, и эҭу непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление эҭих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняюҭ его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входиҭ сперва безмолвным, а после оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об эҭих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываюҭся о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив...
...он малый с головой,
И славно пишет, переводиҭ.
Чацкий дворянин и гордиҭся эҭим. Оҭ окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видиҭ в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетаюҭ его и возмущаюҭ:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить "делу, а не лицам", но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонары!
Опасный человек!
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
При батюшке три года служиҭ,
Тот часто без толку сердиҭ,
А он безмолвием его обезоружиҭ,
Оҭ доброты души простиҭ.
И между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступиҭ за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становиҭся незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает "дойҭи до степеней известных", что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче любят бессловесных" Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчиҭывать на поддержку и покровительство "сильных мира сего".
Оҭношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваюҭся две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минуҭ общения с эҭим подленьким и льстивым человеком рассеиваюҭ его подозрения:
С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистиҭ платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
Вот я пожерҭвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена "кривизной души" бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею ҭипичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий ҭип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой сиҭуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называюҭ лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время "Молчалины блаженствуюҭ на свете", но Чацкий двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив ҭипы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надеваюҭ.

Права на сочинение "Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на