«Красота не спасёт мир» или О крылатых выражениях, смысл которых мы на самом деле не знаем. Мир спасет красота? «Красота спасет мир» - кому принадлежит это высказывание

Всеевропейский конкурс красоты - 1930
Впервые конкурс красоты был проведен в 1920 году. К 1930 году конкурс стал неимоверно популярен и очень престижен. Он собрал самых красивых представительниц народов Европы.

«Мисс Европа — 1930» проходил в Париже, победительницей стала представительница Греции Алики Диплараку.


В Греции конкурсы красоты начали проводиться с 1929 года. Причем проведение подобного конкурса считалось делом государственного масштаба: в числе зрителей находилось не только всё светское столичное и провинциальное общество, но и члены правительства, премьер-министр и члены королевской фамилии с придворными.

Алики Диплараку родилась в семье известного адвоката и получила блестящее образование: будущая мисс Европа разговаривала совершенно свободно на четырех языках. Алики Диплараку стала всемирно известной благодаря своей красоте и почетным титулам, которыми наградила её европейская печать — Спартанка, Афинянка и Гречанка с большой буквы, — объездила весь мир, читая лекции о Древней Греции и греческой культуре, пропагандируя свою родину и приглашая своих собеседников посетить землю, где родилась европейская цивилизация.

Мисс Ирландия. Вера Курран

Мисс Бельгия. Дженни Ван Парис

Мисс Германия. Дорит Нитиковски

Мисс Венгрия. Мария Папст

Она же...

Мисс Италия. Мафальда Мариоттино

Мисс Югославия. Стефани Дробняк

Мисс Испания. Елена Пла Момпо

Мисс Испания. Елена Пла Момпо

Мисс Голландия. Рие ван дер Рест

Мисс Англия. Марджори Росс

Мисс Австрия. Ингеборг фон Гринбергер

Мисс Болгария. Коника Чобанова

Мисс Чехословакия. Милада Досталова

Мисс Дания. Эстер Петерсен

Мисс Румыния. Зойка Дона

Мисс Румыния. Зойка Дона

Мисс Турция. Мабеджель Намик

Мисс Россия. Ирина Вентцель

Родилась в 1911 г. (Ессентуки, Ставропольской губернии). Отец И. Венцель был Кутаисским вице-губернатором. Николай Эдуардович (лютеранин) умер во Франции 11 ноября 1926 года. Дед мисс России был генерал-майором. В 1920 году Ирина была вывезена в Константинополь, сперва переехала в Болгарию, затем во Францию. Жила в предместье Парижа. Училась в рисовальной школе. В 1929 г. на конкурсе самой красивой читательницы журнала «Иллюстрированная Россия» получила первый приз. В 1930 г. на конкурсе того же журнала избрана как «Мисс Россия».

Мисс Россия, мисс Австрия и мисс Голландия

PS Мой выбор: Англия, Италия, Россия... Среди претенденток есть такие, чьё участие в конкурсе вызывает недоумение, например, мисс Испания. Но, это ИМХО

Истина вовсе не в вине. Нет никакого здорового духа в здоровом теле. Зато есть крылатые выражения, смысла которых мы на самом деле не знаем. Самые распространенные заблуждения собраны в этом материале…

«Красота спасет мир»

  • Неправильный контекст : Красота спасёт мир
  • Правильный контекст : Красота не спасёт мир.

    Эта фраза, приписываемая Достоевскому, на самом деле была вложена им в уста героя «Идиота», князя Мышкина. Сам Достоевский в ходе развития романа последовательно демонстрирует, насколько Мышкин оказывается неправ в своих суждениях, восприятии окружающей реальности и, в частности, в этой фразе.

    «Жизнь коротка, искусство вечно»

  • Неправильный контекст : Настоящее искусство останется в веках даже после смерти автора.
  • Правильный контекст : Жизни не хватит на то, чтобы освоить все искусство.

    В латинской фразе «Ars longa, vita brevis» искусство не «вечно», а «длинно», то есть «обширно»: речь здесь идёт о том, что изучению искусства придётся посвятить целую жизнь, но, скорее всего, всех книжек все равно прочитать не успеешь.

    «В здоровом теле здоровый дух»

  • Неправильный контекст : Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.
  • Правильный контекст : Нужно стремиться к гармонии между телом и духом.

    Это вырванная из контекста цитата Ювенала «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano» - «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Речь идет о том, что нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается.

    «Растекаться мыслью по древу»

  • Неправильный контекст : Говорить или писать запутанно и длинно; никак не ограничивая свою мысль, вдаваться в ненужные подробности.
  • Правильный контекст : Смотреть со всех точек зрения.

    В «Слове о полку Игореве» эта цитата выглядит так: «Растекался мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мысь - белка.

    «Народ безмолвствует»

  • Неправильный контекст : Люди пассивны, безразличны ко всему.
  • Правильный контекст : Народ отказывается принимать то, что ему навязывают.

    В финале трагедии Пушкина «Борис Годунов» народ молчит не потому, что его не волнуют насущные проблемы, а потому, что не хочет принять нового царя:
    «Масальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом (Народ в ужасе молчит). Что же вы молчите?
    Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
    Народ безмолвствует».

    «И ты, Брут?»

  • Неправильный контекст : Удивление, обращение к предателю, которому доверяли.
  • Правильный контекст : Угроза, «ты следующий».

    Согласно одной из версий, Цезарь адаптировал слова греческого выражения, которое стало поговоркой у римлян. Полностью фраза должна звучать так: «И ты, мой сын, почувствуешь вкус власти». Произнеся первые слова фразы, Цезарь как бы заклинал Брута, предвещая его насильственную смерть.

    «Человек создан для счастья, как птица для полета»

  • Неправильный контекст : Человек рожден для счастья.
  • Правильный контекст : Счастье для человека невозможно.

    Это крылатое выражение принадлежит Короленко, у которого в рассказе «Парадокс» его произносит несчастный инвалид от рождения, без рук, добывающий пропитание своей семье и себе сочинением изречений и афоризмов. В его устах эта фраза звучит трагично и опровергает сама себя.

    «Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить»

  • Неправильный контекст : О шекспировском Отелло.
  • Правильный контекст : Цинично о человеке, в услугах которого больше не нуждаются.

    К Шекспиру это выражение не имеет никакого отношения, так как заимствовано из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). Эту фразу там произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа.

    «Истина в вине»

  • Неправильный контекст: Выпивший человек говорит правду.
  • Правильный контекст: В вине может и истина, но здоровье - в воде.

    А дело в том, что цитируется лишь часть перевода латинской пословицы «In vino veritas, in aqua sanitas». Полностью он должен звучать как «В вине правда, в воде - здоровье».

    «Пусть расцветает сто цветов»

  • Неправильный контекст : Богатство вариантов и разнообразие - это хорошо.
  • Правильный контекст : Пусть критики критикуют.

    Лозунг «Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ» выдвинул объединивший Китай император Цинь Шихуан. Кампания по поощрению критики и гласности оказалась ловушкой, когда стало объявлено, что лозунг был частью другой кампании, с названием «Пусть змея высунет голову».

  • Как показали недавние исследования ученых Йельского университета, у очень многих людей при виде нежного и милого существа появляется подсознательное желание причинить ему боль и страдание - пусть и под видом (или в сочетании с нежностью). Что это, "агрессивная симпатия" или "фрустрированнная нежность"? А может быть, просто самый обычный садизм?

    Вот уже больше столетия назад великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский сказал свою знаменитую фразу: "Красота спасет мир!". Увы, на самом деле, ситуация обстоит несколько по-другому. Речь даже не о том, что, несмотря на наличие красоты, мир за все эти годы так и не избежал чудовищных мировых войн и других неприятностей помельче.

    Однако, оказывается, красота не только не является "страховкой от зла" - но и часто способствует проявлению далеко не лучших свойств нашей души. Ладно бы это была, например, зависть, желание иметь вещь такую же, как у соседа - нередко вызывающая вражду. Но и сами по себе прекрасные творения природы тоже могут вызывать проявления довольно темных инстинктов.

    На соответствующую закономерность после серии исследований обратили внимание ученые Йельского университета в США. Ведь, правда - как часто, например, увидев красивенького малыша даже самые родные люди начинают сжимать и потягивать его щечки, явно имитируя настоящие щипки. Реальной боли, конечно, не причиняют, вовремя останавливаясь - но намерение, как говорится, налицо. Схожую реакцию может вызвать и милый котеночек, щеночек и т. д.

    Исследователи показывали группе испытуемых мужчин и женщин разные фотографии - и определяли их подсознательную реакцию, давая им в руки самые обычные полиэтиленовые пакеты с воздушными пузырьками. И оказалось, чем более нежным, милым и симпатичным оказывался объект на экране - тем сильнее руки зрителей сжимали указанные пакеты. Вплоть до полного раздавливания пузырьков с хлопком.

    То есть, например, изображения взрослых собак или мужчин такого эффекта не вызывало - а вот если демонстрировалось нечто более "кавайное", тогда студия просто взрывалась хлопками. В полном соответствии с, как выяснилось, не очень-то и шутливом выражением: "Какой красивый - так бы и съела!"

    Психологи пока не пришли к общему выводу - как следует назвать описанный социально-психический феномен. Одни предлагают термин "агрессивная симпатия", другие - "фрустрированная нежность". Последний, правда, выглядит несколько притянутым за уши. И, правда, слово "фрустрация" - означает подавление какого-то желания, эмоции. А в случае описанного выше поведения люди (культурные, во всяком случае) подавляют изо всех как раз не нежность - а агрессию, желание сдавить, ущипнуть, порой даже легонько придушить нежную шейку милого создания. Вместо того, чтобы, наоборот, его просто погладить и приласкать - что никоим образом не возбраняется, так что же тут "фрустрировать"?

    Вообще, отдавая дань уважения весьма показательной работе американских ученых, временами кажется, что в интерпретации полученных результатов они занимаются "открытием Америки". Поскольку практически одновременно с апологией Достоевским красоты, в 1886 году немецкий ученый Крафт-Эбинг внедрил термин, получивший с этого момента мировую известность - садизм. Хотя тот, кто послужил основой для данного названия умер за 70 лет до этого - им был не менее знаменитый маркиз де Сад.

    Теоретически садизм считается чисто "половым извращением". Спору нет, испытывание сексуального удовлетворения от какой-нибудь порки или связывания своей подруги именно таким извращением и является. Но, увы, это проявление человеческой психики, если хорошо подумать, стенами только БДСМ-клубов явно не исчерпывается - хотя проявляется не в столь открытых формах.

    Возьмем, например, самый "нежный возраст" - младший школьный. Задолго до изобретения Интернета с его соблазнами и порнографией в том числе и садистского характера, еще советские психологи описывали такое явление, как "инквизиционизм". Это когда мальчики (а нередко и девочки), начиная этак с 8-летнего возраста, с горящими глазами взахлеб начинают читать рассказы и целые книжки о, скажем, преследовании мнимых "ведьм" инквизицией. С очень красочным описанием всевозможных зверских пыток, применяемых к чаще молодым и красивым девушкам.

    Фактически вариантом того же "инквизиционизма" являются отнюдь не сострадательные чувства при ознакомлении с историями "детей-героев" периода Великой Отечественной войны, также нередко попадавших в застенки гестапо, героинь-комсомолок и т. д.

    Проходит немного времени до начала полового созревания - и вот одним из первых проявлений чувств мальчиков в отношении к понравившимся девочкам становится дергание их за косички. Что является не только способом обратить внимания, но, так сказать, первичной проверкой способности потенциальной "дамы сердца" терпеть боль и другие неприятности. Тоже, кстати, немаловажный фактор крепкого брака - пусть об этом школьники еще и не задумываются.

    Впрочем, прелестницы тоже не остаются в долгу - своим поведением провоцируя настоящие "турниры" между конкурентами в борьбе за ее сердце, ведущиеся не всегда по рыцарским правилам. По итогам которых выбирается не всегда сильнейший - но проверка физических и душевных качеств потенциального избранника путем серьезных испытаний идет полным ходом. Ну, а как иначе - в идеале ему ведь надо будет становиться мужем и отцом семейства, которое необходимо прокормить, защитить и т. д.

    И чего же тогда на этом фоне тогда удивляться описанному выше интересу и детей, и взрослых к описанию тех же пыток? В конце концов, изменить в уже случившейся истории ничего нельзя - зато можно полюбоваться стойкостью, терпением, мужеством главных героев и героинь таких сюжетов. Ведь останься они живыми - какими хорошие из них могли бы получиться мужья и жены, отцы и матери… Собственно, "инициации", жестокие испытания на грани (а нередко - и за гранью) настоящих пыток подростков и юных девушек с "выдачей билета" во взрослую жизнь, имевшие место почти во всех древних культурах - из той же "оперы".

    В зрелом возрасте, конечно, культурные стереотипы берут свое - и откровенный садизм (и связанный с ним мазохизм, получение удовольствия от собственных страданий) задвигаются на задворки подсознания. Правда, полностью никуда так и не деваясь. Например, если внимательно прочитать на медицинских сайтах виды травм, получаемые особо страстными любовниками, отнюдь не считающими себя какими-то "извращенцами" - просто диву даешься, какой изобретательной может оказаться "агрессивная симпатия" в виде укусов, синяков, царапин и даже переломов некоторых деликатных частей тела. Никакой камеры пыток в духе инквизиции или маркиза де Сада не надо.

    А можно, скажем, находить удовольствие от просмотра кровавых фильмов, "игр на выживание", личного участия в "адреналиновых" видах спорта, альпинизму или прыжкам с парашютом, например. В худшем случае - в постоянной тирании спутницы жизни (садизм) и неспособности последней уйти от этого ("комплекс жертвы", он же - почти классический мазохизм).

    Между прочим, "кавай" - японский термин, обозначающий "прелесть", красоту, стал известным всему миру после достижений японского аниме и манг-комиксов. А в этих подразделениях японской поп-культуры тоже имеет целый отдельный БДСМ-жанр, так называемый "хентай". В котором милые обаяшки с идеальными фигурками и огромными глазами, обычно "неглиже", подвергаются дичайшим пыткам, казням, зверским изнасилованиям, оказываются жертвами маньяков, монстров и т. д. Кстати, хентай, как и любой другой более безобидный "кавай" в Стране восходящего солнца не считается каким-то извращением, и потому увлечение им не возбраняется даже школьникам, особенно - пубертатного возраста.

    Так что цитированные в начале статьи данные, полученные американскими учеными, просто подтвердили давно известную закономерность: красота сама по себе автоматически никого не облагораживает - но, увы, может приводить и к не самым красивым чувствам у людей…

    Истина вовсе не в вине! Нет никакого здорового духа в здоровом теле! Зато есть крылатые выражения, смысла которых мы на самом деле не знаем.

    Есть мнение, что по-настоящему образованного человека отличает умение правильно подбирать слова в любой ситуации. Это крайне сложно сделать, если ты не знаешь значения тех или иных слов. То же самое происходит и с известными крылатыми фразами: некоторые из них настолько растиражированы в ложных значениях, что мало кто помнит их изначальный смысл. Самые распространенные заблуждения собраны в этом материале.

    «Работа не волк — в лес не убежит»

    Неправильный контекст: Работа никуда не денется, отложим ее.
    Правильный контекст: Работу придется делать в любом случае.

    Те, кто произносит эту пословицу сейчас, не учитывают, что волк раньше на Руси воспринимался как животное, не поддающееся приручению, которое гарантированно сбежит в лес, тогда как работа никуда не исчезнет и ее все равно придется выполнять.

    «В здоровом теле здоровый дух»

    Неправильный контекст: Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.
    Правильный контекст: Нужно стремиться к гармонии между телом и духом.

    Это вырванная из контекста цитата Ювенала «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano» — «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Речь идет о том, что нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается.

    «Красота спасет мир»

    Неправильный контекст: Красота спасёт мир
    Правильный контекст: Красота не спасёт мир.

    Эта фраза, приписываемая Достоевскому, на самом деле была вложена им в уста героя «Идиота», князя Мышкина. Сам Достоевский в ходе развития романа последовательно демонстрирует, насколько Мышкин оказывается неправ в своих суждениях, восприятии окружающей реальности и, в частности, этой максиме.

    «Жизнь коротка, искусство вечно»

    Неправильный контекст: Настоящее искусство останется в веках даже после смерти автора.
    Правильный контекст: Жизни не хватит на то, чтобы освоить все искусство.

    В латинской фразе «Ars longa, vita brevis» искусство не «вечно», а «длинно», то есть «обширно»: речь здесь идет о том, что изучению искусства придется посвятить целую жизнь, но, скорее всего, всех книжек все равно прочитать не успеешь.

    «И ты, Брут?»

    Неправильный контекст: Удивление, обращение к предателю, которому доверяли.
    Правильный контекст: Угроза, «ты следующий».

    Согласно одной из версий, Цезарь адаптировал слова греческого выражения, которое стало поговоркой у римлян. Полностью фраза должна звучать так: «И ты, мой сын, почувствуешь вкус власти». Произнеся первые слова фразы, Цезарь как бы заклинал Брута, предвещая его насильственную смерть.

    «Растекаться мыслью по древу»

    Неправильный контекст: Говорить / писать запутанно и длинно; никак не ограничивая свою мысль, вдаваться в ненужные подробности.
    Правильный контекст: Смотреть со всех точек зрения.

    В «Слове о полку Игореве» эта цитата выглядит так: «Растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мысь — белка.

    «Народ безмолвствует»

    Неправильный контекст : Люди пассивны, безразличны ко всему.
    Правильный контекст: Народ отказывается принимать то, что ему навязывают.

    В финале трагедии Пушкина «Борис Годунов» народ молчит не потому, что его не волнуют насущные проблемы, а потому, что не хочет принять нового царя: «Масальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом (Народ в ужасе молчит). Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

    Народ безмолвствует».

    «Человек создан для счастья, как птица для полета»

    Неправильный контекст: Человек рожден для счастья.
    Правильный контекст: Счастье для человека невозможно.

    Это крылатое выражение принадлежит Короленко, у которого в рассказе «Парадокс» его произносит несчастный инвалид от рождения, без рук, добывающий пропитание своей семье и себе сочинением изречений и афоризмов. В его устах эта фраза звучит трагично и опровергает сама себя.

    «Истина в вине»

    Неправильный контекст: Выпивший человек говорит правду.
    Правильный контекст: В вине может и истина, но здоровье — в воде.

    А дело в том, что цитируется лишь часть перевода латинской пословицы «In vino veritas, in aqua sanitas». Полностью он должен звучать как «В вине — правда, в воде — здоровье».

    «Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить»

    Неправильный контекст: О шекспировском Отелло.
    Правильный контекст: Цинично о человеке, в услугах которого больше не нуждаются.

    К Шекспиру это выражение не имеет никакого отношения, так как заимствовано из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). Эту фразу там произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа.

    «Пусть расцветает сто цветов»

    Неправильный контекст: Богатство вариантов и разнообразие — это хорошо.
    Правильный контекст: Пусть критики критикуют.

    Лозунг «Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ» выдвинул объединивший Китай император Цинь Шихуан. Кампания по поощрению критики и гласности оказалась ловушкой, когда стало объявлено, что лозунг был частью другой кампании, с названием «Пусть змея высунет голову».