Конспект занятия "я имею право на имя". Конспект занятия в старшей группе «Моё имя Мое имя старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 68» муниципального образования

г. Братск

Конспект игрового круга общения

«Наши имена»

Подготовительная группа

Подготовила:

Сысоева О. М.

Воспитатель

г. Братск – 2013 год.

Задачи : Самопознание. Формирование адекватных форм поведения.

Повышение самооценки.

Материал : Игрушка – сердечко, куб, музыкальное сопровождение, листы бумаги с буквами (имена детей), цветные карандаши, восковые мелки, мольберт.

Ход :

Ребята, интересно, а вы узнаете друг друга по голосу? Проверим! Встанем в круг. Все закроют глаза, до кого я дотронусь тот, откроет глаза, говорит фразу: «Меня зовут!», а мы отгадываем, кто это (игра «Чей голос?»).

Замечательно, отлично знаете друг друга по голосам. У меня в руках сердечко (игрушка). В сердце человека живут такие чувства, как любовь, доброта, нежность. Я предлагаю его вам! Будем передавать это сердечко по кругу, и называть свое имя ласково.

А теперь передаем сердечко по кругу друг другу, повторяем ласковые имена всех предыдущих соседей и называем свое ласковое имя.

Правда, приятно слышать свое имя, сразу на сердце становится тепло и радостно.

Пройдет время, вы станете взрослыми, и вас будут называть по имени отчеству. Тот, кто услышал свое имя отчество, поприветствует нас рукой (вот так – показ): Алексей Николаевич, Селина Сергеевна, Аркадий Алексеевич, Кирилл Андреевич, Юлия Олеговна, Сергей Михайлович, Никита Максимович, Ринат Тахирович, Виталина Алексеевна, Даниил Владимирович).

Сегодня я предлагаю вам поздороваться друг с другом по–взрослому. Под музыку мы с вами просто прогуливаемся по залу, как только музыка перестает играть, находим себе пару и здороваемся за руку (вот так – показ), называя свое имя и отчество: «Здравствуйте, я …».

А теперь присядем на ковер, так чтобы всем было удобно (снижая динамику голоса и придавая ему таинственность). Мы уже знаем, что мы все разные и у каждого из нас есть свое мнение на любой вопрос. Ответьте, пожалуйста, что вам больше понравилось слышать свое ласковое или взрослое имя? (выслушиваю мнения детей).

Вы все-таки еще дети, поэтому любите, когда вас называют нежно и ласково, но придет время, и вам будет приятно слышать свое большое взрослое имя.

У каждого имени есть своя песенка. Придумайте песенку своему имени, и пропойте нам ее, а мы повторим песенку каждого имени.

– Узнаем, кто был самым внимательным: чьи имена похожи, песенка звучала одинаково? (Юля – Ринат – Кирилл – Сергей; Селина – Никита – Аркаша – Алеша).

– У какого имени самая длинная песенка? (Ви-та-ли-на).

– Поднимите руки те, на чьи имена похоже мое имя Ольга?

Ребята, представьте, если бы ваше имя можно было потрогать руками, каким бы оно было наощупь? (выслушиваю детей ). А если бы ваше имя можно быть понюхать, то чем бы оно пахло? Если бы ваше имя можно было попробовать на вкус, каким бы был вкус? А если бы ваше имя было цветным, то какого цвета оно было бы?

Вот листочки с именами, вы их сами вчера написали по трафарету, предлагаю вам их раскрасить, буквы могут быть одного цвета или разного, в цветочек, в полоску, в клеточку; оранжевые, как апельсин, желтые, красные, как яблок или другими. Такими, какими вы их себе представляете… (дети рисуют под спокойную музыку и вывешивают рисунки на доску ).

Имена получились разными, потому что и вы все разные, но я знаю, что у нас в группе замечательные дети – умные, внимательные, добрые, наблюдательные.

А сейчас поиграем в игру «Послушай и запомни». Я буду говорить о вас, тот, кто узнал, что я говорю о нем, поднимет руку. Остальные запомнят, что я говорила.

Этот мальчик любит рисовать, особенно морских обитателей. У него есть два брата, один старший, другой младший (Ринат).

Он любит собирать конструктор. У него есть старшая сестра, она ходит в первый класс (Сережа).

Эта девочка любит рисовать и лепить. У нее есть младшая сестра, которая ходит в наш детский сад (Юля).

Этот мальчик любит строить постройки из кубиков. У него есть старший брат (Алеша).

Она любит играть на детском компьютере. У нее нет ни брата, ни сестры (Виталина).

Этот мальчик любит играть с мелкими игрушками – динозавриками. У него есть старшая сестра и младший брат (Аркаша).

Эта девочка любит играть в дочки-матери. У нее есть две сестры: старшая и младшая (Селина).

Этот мальчик любит собирать конструктор лего. У него нет ни брата, ни сестры (Даниил).

Он любит строить постройки из деревянных кубиков. У него есть две старших сестры (Кирилл).

А сейчас я задам вопросы, а вы ответьте на них:

Кто любит строить постройки из кубиков (Алеша, Кирилл)

Кто любит играть в дочки-матери? (Селина)

У кого нет братьев и сестер? (Виталина, Даниил)

У кого есть две старшие сестры? (Кирилл)

Кто любит играть с игрушками – динозавриками? (Аркаша)

Кто любит рисовать? (Юля, Ринат)

У кого есть одна старшая сестра? (Сережа)

У кого есть младший брат, который ходит в наш детский сад (Никита).

Как хорошо вы знаете друг друга. Есть повод повеселиться, устроим дискотеку (в центр круга ставят куб). Пока звучит музыка, мы танцуем так, как нам хочется. Но как только кто-то из нас встанет на куб и станет танцевать там, мы все поворачиваемся лицом к нему и выполняем движения, которые он нам показывает. Встать на куб может каждый по очереди, как только он почувствует, что хочет этого. Внимание, дискотека начинается (дети танцуют ).

Мне понравилось, а вам? (если дети перебивают друг друга – давайте сначала послушаем Кирилла, …).

Настроение, каково? (ответы детей). Прекрасно, зарядились радостным, задорным настроение на целый день!


Тема урока: «Имя»

Учитель:

Цель :

Осмысление истоков духовно-нравственной жизни человека в окружающем нас мире.

Задачи :

· Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого.

· Познакомить учащихся с происхождением имен.

· Познакомить какую роль играет имя в жизни человека.

· Учить слушать слова собеседника.

Оборудование и материалы :

· Библия,

· плакаты «Твое имя», «Неси ответственность за свое имя», «Береги имя».

Литература :

· Словарь русских личных имен,

· книга « Уроки этики»

(Дети в начале урока садятся на стуликах в круг)

I. Присоединение к теме

На доске: « Хорошо там и тут, где по имени зовут »

Вы согласны с этой мудростью?

Как вы думаете, зачем нужно имя?

(Дети рассуждают, каждый высказывает свои мысли)

Да, без имени жить очень неудобно. Давайте представим, что ни у кого из нас нет имени. Как вы должны будете обратиться ко мне?

Учитель.

Вас в классе много, как я к вам могу обраться на уроке?

Можно показать рукой.

Ну, а если мы в лесу, разбрелись кто куда, а мне кого-то из вас нужно позвать. Как я могла бы сделать, не зная ваших имен?

Действительно, очень трудная ситуация. Мы убедились, что без имени жить неудобно.

У имен, как и у всех слов в языке своя биография, история, свои приключения. Своя судьба. Наука, которая и изучает имена называется антропонимика от греческого слова антропос - «человек», онома-«наука». Существуют


специальные словари русских имен.(Показать словарь )

В нем около 2600 русских личных имен. При них даны формы отчества, уменьшительные и ласкательные формы. Указания на происхождения имен.

Вы знаете из Библии, что на шестой день Бог сотворил человека.

Вспомните, как он назвал первого мужчину?

Адам - « взятый из земли» т. к. Бог его сотворил из праха земного.

Какое имя Бог дал жене Адама?

Ева – «мать людей»

В минуты рождения каждый человек получает божественный дар – имя. Это самое любимое и приятное слово человека.

А попробуйте назвать человека ласково. (Дети называют по очереди )

Тогда он испытывает ни с чем несравнимые чувства благодарности и радости, тем приятнее и легче будет общение с ним.

Имя дается неслучайно – кого из вас крестили в храме?

В давние времена на Руси поклонялись разным богам, была языческая вера. Но по приказу князя Владимира в 988 году всех русских людей крестили, и наши далекие предки перешли в христианскую веру. После крещения людям давали христианские имени. Они были разными по происхождению: греческие, латинские, иудейские. Все они были внесены в святцы те в церковный календарь имен. Имена имели свое значение. Виталий(лат.)- жизненный, Владимир(др. русское) – владеет миром, Виктор(лат.) – победитель, Василий (греч.) –царь, Андрей(греч.) – мужественный, храбрый, Галина(греч.)– спокойствие, Екатерина(греч.) - чистая, Ирина(греч.) - мир.

Имя человеку давали после крещения. В церковном календаре посвящен какому-то святому. Когда в церковь приносили крестить ребенка, то священник спрашивал, какого числа тот родился. Смотрел в святцы, находил имя святого, и такое же имя давал ребёнку, а этот день считался днем именин, т. е. днем рождения имени. Все мы знаем свои дни рождения, потому что их отмечают в семье.

А кто из вас знает свой второй праздник - именины? Отмечают ли тебе день именин.

Сегодня вы узнаете у своих родителей или бабушек когда у вас именины, а я вам назову лишь некоторые из них: Светлана-2апреля, Вера, Надежда, Любовь, Софья – 30 сентября , Людмила - 30 сентября, Ксения - 6 февраля , Андрей – 13июля, Илья-2августа.

Раньше это был любимый семейный праздник. Ароматный запах именинного каравая наполнял весь дом. Для именинника звучала именинная песня «Как на ….. именины испекли мы…» Эта песня дошла и до наших дней. Помните ли вы эту песню?

Еще на Руси издревле существует, и сохранилась до наших дней традиция имянаречения. Малыша могли назвать именем отца, матери, деда, прадеда. Появились родовые имена.

Проследите историю своего рода, может быть и вы носите такое имя, а может вас назвали в честь святого в день которого тебя посчастливилось появиться на свет. Оно будет тебя защищать на протяжении всей жизни.

Вы носите имена многих великих и славных людей, Не посрамите свое имя, помните о мудрых традициях продолжите славные дела предков.

II. Ресурсный круг.

Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово, сидящему слева. Второй учащийся повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово, сидящему рядом. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передает эстафету дальше. Последний в круге, учитель, воспроизводит свою информацию, обращаясь к каждому ученику, завершает словом о себе.

Какие чувства возникали во время этого занятия?


Экспертная оценка.

1) Работа в паре. Подчеркните, без каких слов не может обойтись день рождения? Объясните, почему выбрали эти слова?(семья, друзья, песня, подарок.)

2) Может быть, вам это покажется странным, но имя человека часто отражает характер и влияние на него

Вспомните, как в сказках зовут ленивых и глупых?

Емеля, Устя, Фома, Мартын.

А добряков как зовут?

Иван, Савва, Егор.

Это нашло отражение в пословицах и поговорках. Поиграем в лото с пословицами. Я каждую пословицу разделю на две части. Одну оставлю у себя, а другую отдам кому-то из вас. Мы вместе с вами должны собрать пословицу. Для этого я буду читать первую часть пословицы, а вы, подобрав по смыслу, зачитаете вторую.

Мели Емеля, твоя неделя.

Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.

Шутил Мартын, да спрятался под тын.

На бедного Макара все шишки валят.

(Проверка пословиц с доски)

III. Рефлексия.

Какую тему рассматривали на занятии?

Что обозначает имя?

Имя – отличительное название, которое дается при рождении.

Каждый из нас имеет одно имя в течение всей жизни, а называют нас по-разному в разном возрасте. Например, девочку зовут Катя, когда она вырастет, станет девушкой – Катерина, затем Екатерина Анатольевна или для близких тетя Катя. Но у каждого из нас есть свое собственное имя т е имя, которым нас называют самые близкие люди: Анна – Анночка – Аннушка – Анюта – Аня –Нюра – Нюша - Нюся. Наверное, услышав такое отношение к себе, вы охотнее отзоветесь на просьбу. Ребята, вслушайтесь еще раз, как красиво, ласково, мелодично звучат ваши имена: Леночка, Анюта, Ксюша, Коленька, Никитушка, Сереженька. Так давайте не искажать их, не оскорблять музыку их звучания. Давайте беречь свое имя и имена других людей, это ведь наша ценность. Имена достались нам в наследство, они прошли долгий путь пока дошли до нас. Имена достойны, чтобы к ним бережно относились. Я думаю, что сегодняшнее занятие нас многому научило.

Тема : Наши имена и фамилии

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Ход занятия

Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад. Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей? (По внешнему виду, по одежде, по имени)

У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля. Я Саша. Я Катя. Я Вася...) Как красиво звучат ваши имена!

Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка? Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские, девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вырастешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрослым ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши родители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надюша, Наденька и т. д.)

У каждого имени есть своя древняя история. Существует словарь русских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозначает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.

Людмила (милая людям)

Владимир (борец за мир)

Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.

Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Павлика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?

Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось все больше и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.

Придумывали фамилии и по профессиям. У кузнеца фамилия Кузнецов, у столяра - Столяров, у плотника - Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д.

Фамилии исстари переходят от отца.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий личность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое придумают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)

У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Александровна и т.д.

Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважительно. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дружелюбно.

Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)

Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразнить их, придумывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые знают все.

Александр - великий поэт А. Пушкин,

Валентина - первая женщина-космонавт В. Терешкова,

Петр - государь Земли Русской Петр I,

Владимир - великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.

Вы вырастете и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.

Нина Белова
Конспект занятия в старшей группе «Наши имена»

Конспект занятия в старшей группе .

Воспитатель Белова Нина Александровна

Тема : «Наши имена » .

Цель :

дать представления об образовании русских имен , значении имени для человека , по-знакомить с понятием «тёзка» ,

развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам,

формировать навыки вежливого обращения к окружающим, воспитывать чувство са-моуважения,

продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз и т. д., соотносить палочки Кюизенера с цифрами.

Продолжать формировать гендерные представления.

Материал : кукла-младенец, карточки, палочки Кюизенера, буквы, календарь, мяч, игра «Как растет твоё имя» .

Ход занятия:

I. Вношу куклу- младенца. Ребята, вот родился младенец, маленький человечек. Что нужно сразу сделать? Правильно, придумать ему имя, назвать его. Но чтобы назвать этого малыша, что мы должны знать? (мальчик это или девочка) . сегодня мы с вами пого-ворим об именах .

У каждого человека, живущего на Земле, есть имя. Для чего человеку дают имя? (По имени можно узнать , девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить, молодой это человек или пожилой). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имен . У вас тоже есть имена .

Дидактическая игра «Назови своё имя» (Дети передают мяч и называют своё имя или показываю буквы – ребёнок называет имя с этим звуком).

II. Всё в мире совершенствуется, меняется, меняются и имена . Раньше на Руси наши предки имели другие имена . Например, Добрыня. Как вы думаете, что означает имя Добрыня? (Делающий добро) . Любомир? (Любящий мир) . Владимир? (Владеющий ми-ром) . Мальчику могли дать имя Лев. Как вы думаете, почему? (Родители хотели, чтобы ребёнок был сильный и храбрый) . Имена бывают разные , бывают редкие : Варвара, Нонна, Савва, Клавдия, Агафья, Анфиса. Какие редкие имена вы знаете , встречались в русских народных сказках? (Василиса, Дарья, Пелагея) . Раньше детям давали имена при крещении , и только те, которые были записаны в Святцах. Сейчас родители могут выбрать любое по-нравившееся имя или тоже обратиться к специальному календарю, где записаны все рус-ские имена . У меня есть календарь, но он не специальный, хотя здесь тоже можно выбрать имя.

Вот сейчас мы и придумаем имя нашему младенцу. (Выбираем имя по календарю) .

III. У каждого человека своя история имени . Могут быть у девочек имена , как названия цветов. Вы знаете такие имена ? (Лилия, Роза, Маргарита) . Почему родители да-ют детям такие имена ? (мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными, как цветы) .

Скороговорка

Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

Каждое имя что-нибудь обозначает. Многие имена пришли к нам вместе с христианской религи-ей из Греции.

Например :

Иван – значит «божий подарок»

Александр – «защитник людей»

Максим – «величайший»

Никита – «победитель»

Ирина – «мир, покой»

Вера – «от слова «верить»

Софья – «мудрость»

Каждому человеку приятно слышать своё имя.

Физминутка – игра «В нашей группе » .

В нашей группе дав Максима ,

Владик, Лиза, Яна, Дима.

Саши два и три Артёма,

Ласково зовём их Тёма.

Насти две, Катюша, Лёша,

У него есть друг хороший.

Это Ваня. Он у нас

Собирается в первый класс.

Есть Валера и Семён,

Очень дружен с Полиной он.

Никита есть, Камилла,

Две Софьи, одна Дина.

Вот такая у нас картина!

Иногда вы кричите друг другу : «Эй ты, иди-ка сюда!» это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли звать так человека? Вы отказываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если кто-то зовёт таким образом.

Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете . Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем.

Игра «Знакомство» .

Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как это сделать? Вы-зываю двух детей и предлагаю познакомиться.

Правила знакомства :

1. Если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание.

2. После знакомства говорят «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться. Или – рада нашему знакомству.

3. Надо подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то пер-вой руку подает девочка.

Итак, имя мы узнали.

Но тут ещё одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у по-дружки, у Оли?» Может кто-то из вас догадался, сколько?

Читаю :

Сколько имён у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Олей зовут эту девочку в школе.

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тётя её называет.

«Олька!» - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажи-ка, мне посчитает,

Сколько имён у подруги моей?

Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени . Ребята, а какое полное имя у Оли? – (Ольга) .

Да, бывают имена полные и неполные . Например, Екатерина – Катя, Катюша, Катенька или – Нина.

IV. Хотите узнать, как растет ваше имя?

Игра «Как растет имя»

Показываю три цветка : маленький, средний и большой. Рассказываю про своё имя. Вызываю ре-бёнка, он берёт цветы и рассказывает про своё имя.

V. А теперь, ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в сказку.

Раз – налево посмотри,

Два – направо посмотри,

Три, четыре – вверх и вниз

И по кругу пробегись

Глазки ты на миг закрой,

Целый мир перед тобой.

Открывай скорее глазки,

Попадем сейчас мы в сказку.

Я – фея, у меня волшебная палочка, я вас всех превращаю : девочек – в принцесс, мальчиков – в рыцарей. Вы должны помочь оживить сказочных героев – девочки-принцессы оживляют рыцарей, а мальчики –рыцари – принцесс.

Садитесь за столы и начинайте работать. Потом нужно придумать имя своему рыцарю или принцессе.

Итог : Молодцы, ребята. Вы сегодня много нового узнали о своих именах . Не забудьте рассказать своим родителям.

Публикации по теме:

Образовательные области: «Художественно - эстетическое развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Развивать умение.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Наши интересы и увлечения» Цель: Подведение итогов совместного воспитательно - образовательного процесса, как средства всестороннего развития личности ребёнка. Задачи:.

Конспект комплексного занятия в старшей группе Тема: «Кто живет в лесу» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1861 Загорье дошкольное отделение №4 Южного окружного управления образования.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Защитники Отечества» Тема: «Защитники Отечества» Цели: 1. Коррекционно - образовательные: Закрепить знания о всенародном празднике воинов; Уточнить, кто такие.

Конспект музыкального занятия в старшей группе Тема «Весенний перезвон». Программные задачи: 1. Закрепить понятие о вальсе, расширять и обогащать словарный запас детей. 2. Продолжать разучивание песен, формировать.

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наши имена» Тема: «Наши имена» (интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 п.Горноуральский

Подготовила и провела воспитатель 1 кв.категории Иванова Елена Александровна

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

« Наши имена и фамилии»

Цель : дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Ход:

    Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад.
    Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей?
    (По внешнему виду, по одежде, по имени)

    У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля? Я Саша. Я Катя. Я Дима.) Как красиво звучат ваши имена!

    Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка?
    Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские,
    девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вы
    растешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрос лым, ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать, по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши ро дители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надю ша, Наденька и т. д.) .

У каждого, имени есть своя древняя история. Существует словарь рус ских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозна чает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, роди тели тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.

Людмила (милая людям)

Владимир (борец за мир)

Береги свое имя с молоду!

Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.

- Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Пав
лика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?

- Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждо го было имя, чтобы различить друг друга. Но людей становилось все больше
и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаро вы, в селе Веселушки жили Веселовы.

Придумывали фамилий и по профессиям, У кузнеца фамилия Кузне цов, у столяра - Столяров, у плотника – Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д. Фамилии исстари переходят от отца.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку
исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий лич ность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое приду
мают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от
отца.

    Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)

    У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут
    уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Алек сандровна и т.д.

Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважитель но. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дру желюбно.

- Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у
каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)

Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразните их, при думывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит чело века, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые зна ют все.

Александр – великий поэт А. Пушкин.

Валентина – первая женщина – космонавт В. Терешкова.

Петр – государь русской земли Петр I

Владимир – великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.

Вы вырастете, и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.