Конспект по литературному чтению В. Бианки "По следам"

Урок литературного чтения

В.Бианки «По следам»

3 класс

Тема: В.Бианки «По следам»

Цели: I Познавательные цели:

  1. продолжать работу по формированию правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
  2. совершенствовать умение составлять цитатный план;
  3. учить размышлять и делать открытия по прочитанному

произведению.

II Развивающие цели:

  1. развивать наблюдательность при работе с художественным словом;
  2. способствовать развитию умения находить эмоционально – выразительные средства в художественном произведении;
  3. обогащать словарный запас учащихся.

III Воспитательные цели:

1) воспитывать любовь к родной природе;

2) воспитывать чувство сопереживания, доброты и любви к людям.

Ход урока

I. Орг. момент

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

II. Проверка домашнего задания

а) В каком из трёх прочитанных на прошлом уроке стихотворений передаётся ощущение движения?

Б.Пастернак. «Первый снег» (Чтение)

б) В каком стихотворении поэту удалось по-детски почувствовать и передать ощущение праздника?

А.Башлачев. «Рождественская» (Чтение)

В) К какому стихотворению вы сделали иллюстрации?

Прочитайте стихотворение Давида Самойлова.

Рассматривание детских рисунков к стихотворению Д. Самойлова. Краткий анализ.

III. Cообщение темы урока

Мы читали с вами стихотворения о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес?

IV. Актуализация знаний

Портрет писателя.

О чем пишет В.Бианки?

Какие его произведения вы читали?

Выставка книг.

Чему учат книги В.В.Бианки? (Знать и любить природу).

Откройте учебник на с.66.

Как называется произведение?

Рассмотрите иллюстрации. Кто его герои?

Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

1)В стороне на снегу крестики тонких пальцев. (Птицы)

2) Кругом петли-дорожки (Мышь)

3) Вот кто-то по насту прыгал. Задние ноги у зверя длинные – следок от них тоже длинный. А передние ноги короткие, маленькие, - следок от них точечками. (Белка)

4) А эти следы густо натропили: тут у них и петли, и прыжки. (Зайцы)

5) Что за диковина? Невелика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди. (Барсук)

6) Машистые, словно собачьи следы.» (Волки)

Понравилась ли вам лесная прогулка?

А сейчас мы узнаем, по чьим же следам и зачем отправятся герои

Рассказа В.Бианки.

V. Первичное чтение и анализ частей

а) Чтение 1-й части (про себя)

Почему Егорке стало скучно?

Где живут Егорка и папа? Почему?

Чем заинтересовали мальчика неизвестные следы? Что он решил? Докажите словами из текста.

Что еще узнали о Егорке и его отце?

Какие у них были взаимоотношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоился о его безопасности).

Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения:

стадо куропачей (стая куропаток);

Сапоги валеные (валенки);

Без дела валандался (бездельничал);

охота пуще неволи (очень желать чего-то);

фузЕя, бердана (прочитайте в тексте).

Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

(«Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя».

«Охота пуще неволи»).

б) Чтение 2-й части.

Прочитайте текст второй части про себя и подготовьте вопросы к этой части.

Когда лесник заволновался, что сына нет дома?

Какие слова и выражения доказывают, что отец беспокоится и ждёт сына?

Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?

Отчего вздрогнул лесник?

Почему отец поспешил в лес?

Вопросы и задания учителя:

Найдите слова – действия отца.

Отложил, пошел починять, кончил стучать, зашел, поправил, зажег, вынул,

Поел, вышел, прислушался, вздрогнул, заскочил, выбежал, вскинул, слушает, сорвался, подвязал.

(Нарастает напряжение, волнение).

Как озаглавите эту часть?

(«… Не иначе на Егоркин след напали звери».)

А у вас напряжение и волнение возросло? Вы волнуетесь за Егорку?

Давайте отдохнем.

Физкультминутка

(поморгать глазами)

(посмотреть в окно)

(посмотреть влево – вправо)

(посмотреть вверх)

(посмотреть вниз)

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

в) Чтение 3-й части вслух без комментариев.

О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына.)

Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется? (Тихо. Темно.)

Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?

Озаглавьте эту часть.

(«Пропал парнишка!»)

д) Чтение 4-ой части. (Чтение с комментированием).

После 1 – го предложения:

Как можно сказать по-другому? (Начало рассветать).

После 2–го абзаца:

Почему так изменился лесник?

«Приладил лыжи и побежал по следу.»

Зачем отправился лесник в лес?

«Читает по снегу, как по книге»

«Мышковали тут…»

Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?

«А передние ноги короткие…»

А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки.)

Что такое наст? (Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).

«На поляне Егорка…»

Что это за малики?

Пыж , кусок войлока, кожи, картона, которым в охотничьем ружей отделяют порох от дроби или пули.

Вопросы и задания после чтения:

Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына? (Тревогу, надежду, гордость за сына.)

Повторите путь лесника, по каким следам он шел. (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, следы куропаток, обгорелый пыж.)

Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

Озаглавьте 4-ю часть.

(«Эх, лихой рос охотник…»)

Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?

Е) Чтение 5-й части. (Читает учитель).

Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.

Кто такой подранок? (Раненный охотником зверь).

Почему эта часть кончается двумя словами: «Ходу! Ходу!»

Озаглавьте её.

«Ходу! Ходу!»

VI. Итог урока

Что особенно взволновало вас в рассказе?

Вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?

Рассказ В. Бианки называется «По следам». Что мы узнали из прочитанных частей? (Кто шёл по следам, почему. Но ещё не узнали, куда приведут следы.)

Дом. задание:

  1. Дочитать рассказ, озаглавить части.
  2. Ответить на вопросы после текста.

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.

Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!

Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.

Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.

Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!

Отец у окошка сапоги валяные подшивает.

Тять, а тять!

Чего тебе?

Дозволь в лес: куропачей пострелять!

Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!

Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.

Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!

Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…

Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.

Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.

Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.

Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.

То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!

А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.

Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.

Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.

Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.

Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?

Поел. Вышел на крыльцо.

Темь непроглядная.

Прислушался - ничего не слыхать.

Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?

Воууу-уу!..

Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:

Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!

Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!

Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.

Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»

Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.

Вуу-ооуууу!..

Лесник остановился; выстрелил ещё.

Нет ответа. Только волки.

Плохое дело!

Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.

Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.

Прошёл лесник ещё вперёд и стал.

Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.

Тишь такая - прямо ушам больно.

Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.

Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.

Стрелял, кричал. Никто не отвечает.

И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.

Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.

Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.

Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?

Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.

Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!

Круг, значит, дал в темноте по лесу.

На дворе ещё раз выстрелил.

Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.

Пропал парнишка!

Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.

Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.

Мутный забелел свет за окошком.

Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.

Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.

Вышел на двор - светло. Снег блестит.

Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.

Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»

Приладил лыжи и побежал по следу.

Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.

Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.

А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.

Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.

Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.

Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.

Тут зверька с земли поднял.

Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.

Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.

«Меткий парнишка!» - думает лесник.

Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.

Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.

На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.

Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.

Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.

Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.

Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.

Привёл след к кусту - и стоп!

Что за леший?

Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.

Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!

Колесит по кустам, гонит зверя.

Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?

Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!

Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!

Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.

А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.

Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?

Ходу! Ходу!

Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.

А снег гуще, гуще.

Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.

Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.

Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено… На оба колена парнишка в снег упал…

А что там впереди торчит?

Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился…

И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.

Волки! Настигли, проклятые!

Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.

Глянул: бердана лежит Егоркина.

Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела…

Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!

Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.

Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.

За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько…

Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.

Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.

В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»

Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

Егорушка! - простонал лесник.

Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся… На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.

Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:

Тять, бердану мою подбери, бердану…

В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.

Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.

Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!

Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?

А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?

Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.

Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.

Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.

За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей

пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.
Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.
Вышел на двор - светло. Снег блестит.
Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.
Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»
Приладил лыжи и побежал по следу.
Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.
Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.
Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.
Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.
Тут зверька с земли поднял.
Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.
Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.
«Меткий парнишка!» - думает лесник.
Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.
Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.
На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.
Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.
Вон дальше снег в стороне взрыхлён, птичьи следы и обгорелый пыж на снегу.
Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.
Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.
Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.
Заторопился лесник дальше, сами ноги бегут, поспевают.
Привёл след к кусту - и стоп!
Что за леший?
Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.
Метров сорок прямо тянется след, а дальше колесить стал. Э, да тут звериные следы! Величиной с лисьи, и с когтями…
Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!
Кровь на снегу: пошёл дальше зверь на трёх. Правую, переднюю, Егорка ему зарядом перешиб.
Колесит по кустам, гонит зверя.
Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?
Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!
Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!
Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.
А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.
Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?
Ходу! Ходу!
Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.
А снег гуще, гуще.
Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.
Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.
Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено… На оба колена парнишка в снег упал…
А что там впереди торчит?
Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился…
И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.
Волки! Настигли, проклятые!
Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.
Глянул: бердана лежит Егоркина.
Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела…
Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!
Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.
Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.
За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько…
Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.
Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.
В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»
Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
- Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
- Егорушка! - простонал лесник.
- Сними, тять!
Лесник испуганно вскочил, обернулся… На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.
- Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.

Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:
- Тять, бердану мою подбери, бердану…
* * *
В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.
Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.
- Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!
- Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?
- А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?
- Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.
Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.
Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.
За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

Работа с текстом рассказа В. Бианки.

– О чём пишет В. Бианки?

Какие его произведения вы читали?

Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.)

– Как называется произведение?

Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации . )

Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам?

(дополнительные листочки с текстом из произведения В.Бианки)

Читаем в режиме изучающего чтения;

По ходу чтения карандашом подчеркиваем непонятные слова;

(читаем одну минуту)

Повторное чтение: жужжащее; с постукиванием; спотыкаясь о «камушки» (каждый вид по 1 минуте, каждый раз возвращаясь к началу

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был?

Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка – мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.)

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал... (Лось.) »

– А какой след в лесу может оставить человек?

– По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть 1 учащиеся читают про себя.

Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть.

Вопрос после чтения части 1:

– Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…)

Словарная работа .

– Объясните следующие слова и выражения:

Стадо куропачей (стая куропаток);

Сапоги валеные (валенки);

Без дела валандался (бездельничал);

Охота пуще неволи (очень желать чего-то);

Фузея, бердана (объяснения в тексте).

– Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради.

Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

– Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

– Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

– Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.

По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.

Мышковать – охотиться на мышей.

Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

Натропили – наделали тропинок из следов.

Предложения для озаглавливания.

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге что с Егоркой приключилось за ночь».

5. «…подранка разве охотник бросит?»

6. «…Волки! Настигли, проклятые!»

Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

– Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

– Егорушка! – простонал лесник.

– Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся...

На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

– Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:

– Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)

Часть 8 читают дети.

Словарная работа.

– Объясните, как вы понимаете следующее выражение:

мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.

Предложения для озаглавливания:

7. «Сними, тять!»

8. «Здоровый барсучище…»

2. Обобщающая беседа .

а) – Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия.

б) – Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали?

в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

г) – Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…)

Синквейн на тему “Книга В.Бианки”

Книга
Интересная, познавательная
Учит наблюдать, понимать, любить
Радость общения с природой
Друг человека

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Ольга Бородачева

Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки , его произведения это клад знаний о природе и жизни животных. Поэтому мы с ребятами с удовольствием читаем его рассказы, составляем вопросы, рисуем картинки, делаем поделки и аппликации. Такие произведения воспитывают в детях любовь к родной природе, животным, учат заботиться о птицах, животных, беречь природный мир. Предлагаю вашему вниманию вот такую небольшую викторину по произведению Виталия Бианки "По следам ".

1 Какое время года описано в произведении ? (Зима) .

2 Чем занимался отец мальчика когда он собрался в лес? (Подшивал сапоги) .

3 Кем работал отец мальчика? (Лесником) .

4 Как звали сына лесника? (Егорка) .

5 Сколько лет было Егорке(14 лет) .

6 Что привез отец Егорке из города? (Ружье одноствольное) .

7 Зачем пошел лесник в сарай? (Чинить сани) .

8 Каких птиц встретил Егорка в лесу? (Сорок, куропаток) .

9 Какие птицы спят зарывшись в снег? (Куропатки) .

10 Каких зверей встретил Егорка в лесу? (Белка, зайцев, волков, барсука) .

11 Где спрятался мальчик от волков? (На суку большого дерева) .

12 За каким зверем гнался Егорка? (За барсуком) .

13 Прочитав произведение расскажи как ты понимаешь значение слова «Лесная книга» ?

14 Назови главных героев произведения ?

15 Что тебе понравилось больше всего в произведении , расскажи?

Публикации по теме:

Вот такие замечательные персонажи из сказки Виталия Валентиновича Бианки получились у детей группы "Ромашка" после прочтения произведения.

Предварительная работа:изготавливаются персонажи сказки на основе дисков (фото персонажей данной сказки прилагаются после конспекта). Дети,.

КВН «Лесные тропинки В. Бианки» КВН «Лесные тропинки В. Бианки». Воспитатели: Постникова Л. В., Курбатова Е. Н. Цели, задачи: познакомить детей с жизнью и.

Литературная викторина для детей средней группы совместно с родителями «По следам любимых сказок» Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Спасибо вам, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех.

Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах. Программное содержание: Расширять и систематизировать представления детей о.

Проект по знакомству с творчеством Виталия Бианки «Удивительный мир животных и птиц» Паспорт проекта Вид проекта: информационно-продуктивный Длительность проекта: среднесрочный, 01.09.2015 г. – 06.11.2015 г. Участники проекта:.

Проект в группе общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки» «Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко открытые на мир глаза, непосредственность. Горячую отзывчивость на все. Мечту. И.