«Комет» (первый поход). Рейдер "Комет"

Все мы знаем о том, что Вторая Мировая Война, развязанная фашисткой Германией, началась 1 сентября 1939 года после нападения вермахта на Польшу. Но что мы знаем о совместном параде вермахта и частей РККА в Бресте, в том же 39 году, и о том, что парадом командовали генерал – майор танковых войск Гудериан и комкор Кривошеев?

Или о том, что сразу после начала войны, английский и французский флота были развернуты в центральной Атлантике с целью перехвата германского грузового и пассажирского флотов, но те ушли через северную Атлантику в Мурманск?

красным цветом показано направление движения немецких кораблей, синим прямоугольником места рассредоточения Флотов союзников

Или о том, что передача в 1940 году Советскому Союзу практически построенного тяжелого крейсера «Лютцов», переименованного в «Петропавловск», подразумевала аренду военно – морских баз на Кольском полуострове, которые использовались подводными лодками и десантными кораблями во время норвежской операции?

тяжёлый крейсер «Петропавловск», бывший «Лютцов»

И, наконец о том, как в 1940 году по Северному Морскому Пути (СМП) в Тихий океан был проведен вспомогательный крейсер крингсмарине «Комет». Наверное, это и есть – Неизвестная Война…


Северный морской путь (СМП)

судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.

СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Дальний Восток — от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.

Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы специальные службы: пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций.

(Большая Советская Энциклопедия)

Посмотрите на карту, и все станет понятно. Использование СМП кроме использования кратчайшего пути в Тихий океан, позволяло провести рейдер в безопасных условиях, не опасаясь встречи с частями британского Флота, развернутого в Мировом Океане. У меня нет цели очернения СССР или показа его как одного из агрессоров. Никогда не было, нет, и не будет абсолютной правды и истины. Войны справедливые и войны не справедливые – это все пропаганда. Каждый преследует свои цели, а страдают и умирают те, кому, как правило, эти цели совершенно неинтересны. Итак, 1940 год. Северная Атлантика. Вспомогательный крейсер гитлеровской Германии «Комет». В Германии не забыли успешный опыт деятельности рейдеров в Первой мировой и к началу Второй, в Океан вышли новый гончие. Гончие Фюрера, ставшие наследниками Гончих Кайзера.


« Ко́мет» (« Комета », нем. Komet ) - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны . HSK -7, бывшее торговое судно «Эмс» (нем. Ems ), в германском флоте обозначался как «Судно № 45», во флоте Великобритании — «Рейдер „B“».

Технические параметры

Размеры: длина 115,4 м, ширина 15,3 м, осадка 6,5 м

Водоизмещение: 7500 т (3297 брт)

Одна палуба, 4 грузовых люка

ГЭУ: 2 × 6-цилиндровых двухтактных дизеля MAN (3900 л. с.)

Максимальная скорость: 16 узлов

Запас топлива: 2485 т

Дальность плавания: 61 000 миль при 9 уз.,

Автономность плавания: 236 дней

В начале Второй мировой войны было реквизировано, переоборудовано на верфи Howaldtswerke AG во вспомогательный крейсер и в этом качестве 2 июня 1940 года пополнило ряды Кригсмарине .

Самый малый из подобных кораблей, «Комет», помимо мощного артиллерийского и минно-торпедного вооружения, имел на борту быстроходный катер, предназначенный для торпедных атак и постановки мин, и гидросамолёты.

Вооружение

6 × 150-мм С/16 L/45 (боезапас 1500 шт.)

1 × 75-мм Schneider-Creusot L/35

зенитные спаренные 2 × 37-мм С/30 L/83 (боезапас 4000 шт.)

зенитные автоматы 4 × 20-мм С/30 L/65 (боезапас 8000 шт.)

400 мин EMC

2 сдвоенных палубных и 2 подводных (траверзных) торпедных аппарата 533-мм(боезапас 24 торпеды)

малый катер «Метеорит» (тип LS2)

самолёт Ar.196A-1

Экипаж — 267 человек (включая 17 офицеров).

(Википедия)


вспомогательный крейсер "Комет"

Военно – морское сотрудничество Германии и России происходило стремительно, в условиях абсолютной секретности. Инициатором такого сближения был главнокомандующий ВМС Германии гроссадмирал Эрих Редер (Erich Johann Albert Raeder, 1876 — 1960).

Свое принципиальное согласие на сотрудничество советское руководство выразило одновременно с оформлением дополнительных протоколов к советско-германскому пакту 1939 года.

Германии обещали предоставить право использовать Мурманск для базирования судов, обслуживающих немецкие подводные лодки, проводившие операции против флота Англии и ее союзников в Северной Атлантике, Норвежском и Баренцевом морях. Уже 17 сентября 1939 года в Мурманск прибыли два германских судна. Русские предложили немцам использовать в качестве базы Западную Лицу — губу к западу от Кольского залива, куда бы мог заходить любой немецкий корабль, здесь Германия создала военно-морскую базу "Норд".

Гроссадмирал Редер на совещаниях 30 декабря 1939 года и 26 января 1940 года доложил Адольфу Гитлеру о подготовке использования северной коммуникации Советского Союза. В результате было решено в течение арктической навигации 1940 года провести операцию под кодовым наименованием "Фалль Грюн" , организовав переход в Тихий океан специально подготовленного судна. Руководство Кригсмарине отдало приказ о подготовке к отправке в Тихий океан вспомогательного крейсера Северным морским путем вдоль берегов Сибири. Для этой операции был выбран грузопассажирский теплоход «Ems» полным водоизмещением около 7500 тонн, который имел два мощных дизеля. Этот теплоход был построен в Бремене фирмой «Дешимаг» для «Северогерманского Ллойда». Судно было спущено на воду 16 января 1937 года, его срочным порядком переоборудовали и вооружили на заводах фирмы «Ховальдтсверке» в Гамбурге. На корабле подняли флаг Кригсмарине, и он вошел в состав ВМС Германии как вспомогательный крейсер с новым наименованием «Komet». Этот рейдер стал шестой боевой единицей первой серии немецких вспомогательных крейсеров.

гроссадмирал Эрих Йоханн Альберт Редер

Экипаж укомплектовали лучшими специалистами с большим опытом длительных плаваний, прошедшими специальную подготовку.

На корабле имелось достаточное количество пассажирских кают, чтобы разместить экипаж из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения принимались из расчета автономного плавания длительностью не менее года. Разнообразные припасы позволяли кораблю действовать в тропических, арктических и антарктических водах. «Комет» получил сильное вооружение, не хуже чем у легкого крейсера. На нем установили шесть орудий, девять скорострельных зенитных установок, пять торпедных аппаратов и 400 мин заграждения. На борту имелся быстроходный катер, оборудованный для скрытных постановок мин. Вооружение дополняли оборудование для постановки дымовых завес и мощная радиостанция. С загруженным запасом топлива корабль мог пройти 50 тысяч миль.

На борту имелся гидросамолет Ar-196, изготовленный компанией "Arado Flugzeugwerke, GmbH". Такими самолетами в качестве палубной авиации были вооружены многие немецкие линкоры. Он был специально разработан для обеспечения нужд морской авиации Кригсмарине.

палубный гидросамолет Ar-196

Командиром корабля назначен опытный морской офицер, имевший репутацию отлично специалиста-гидрографа с большой практикой плаваний в Арктике, ком цур зее (капитан первого ранга) Роберт Эйссен. Кстати, результатами гидрографических исследований по маршруту перехода, уже в годы войны с СССР успешно пользовались немецкий подводники, да и знаменитый поход линейного крейсера «Адмирал Шеер» в Карское море был во многом возможен благодаря походу «Комета. Между прочим, после возвращения в Германию, Эёссен был произведен в контр – адмиралы. Достаточно показательно, на мой взгляд.

контр – адмирал Роберт Эйссен

Между прочим, Для Эйссена служба на рейдере была не в новинку. Ещё в годы Первой Мировой войны на борту вспомогательного крейсера «Метеор» участвовал в нескольких боевых походах к берегам Мурмана, а в июне 1915 года ставил мины в Горле Белого моря. Позднее он был назначен командиром уже нового «Метеорa», специально построенного для проведения исследований в условиях Арктики. Он хорошо изучил особенности плавания в арктических водах, когда занимался гидрологическими работами у границы льдов Гренландии и Исландии .

3 июля 1940 года, как раз в то время, когда английский Флот, вместо того, чтобы перекрывать немцам выход в Океан готовился к уничтожению французского, своего недавнего союзника, в сопровождении двух тральщиков «Комет» вышел из Готенхафена (Гдыня, Польша) и направился к норвежскому порту Берген.

Девятого июля «Комет», уже под именем советского ледокольного парохода «Семен Дежнев», вышел из Бергена и направился на восток. Вообще наименование рейдера в зависимости от районов плавания постоянно менялось. Фактически, у него на борту находилось не менее пяти комплектов судовых документов, в том числе для советских пароходов «Семен Дежнев» и «Дунай», германского теплохода «Донау» и японского парохода «Токио-Мару».

В соответствии с утвержденным планом переход «Комета» по арктическим морям должны были обеспечивать ледоколы Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП). Для этого уже 15 июля в бухте Варнека (остров Вайгач) рейдер должен был принять на борт советских ледовых лоцманов.

Ирония судьбы… Фашистский рейдер последовательно вели советские ледоколы: «Ленин», «Иосиф Сталин» и «Лазарь Каганович». До нападения на СССР оставалось меньше года.

Но срок начала перехода по Севморпути неожиданно изменился. Вероятно, это было связано с тем, что в состав экспедиции особого назначения (ЭОН-10) входила наша подводная лодка Щ-423, которая, возможно» еще не была готова к арктическое переходу. Кстати, существует версия, что переход подлодки был спланирован не случайно. Она, в случае изменения обстановки, по приказу из Москвы, должна была уничтожить рейдер….

Но это только одна из версий. А пока, стоя у острова Колгуев, в ожидании разрешения на переход, германский командир, не теряя времени даром, готовил экипаж к боевым действиям. Тревоги и учения следовали одно за другим, не прерываясь ни на день, ни на ночь. Немцы…



остров Колгуев

В печальную годовщину разгрома немцами союзнического полярного конвоя PQ 17 хочу рассказать еще об одном малоизвестном эпизоде войны в Арктике. А именно о проводке немецкого вспомогательного крейсера "Комет" из Баренцева моря в Тихий океан через Северный морской путь летом 1940 года. Об этом событии у нас не любят вспоминать, как и о некоторых других аспектах Советско-Германского предвоенного сотрудничества. Тем не менее, говорить об этом надо. Как сказал один видный государственный деятель современности, нельзя выковывыривать из булочки изюм, оставляя все невкусное другим.
Хорошо известна любовь Гитлера к океанским рейдерам, этим кораблям-одиночкам, призваным мешать судоходству, топить торговые корабли с военными и невоенными грузами союзников. Помимо собственно военных кораблей, для этих целей использовались так называемые вспомогательные крейсеры - переоборудованные корабли торгового флота. Лучшие быстроходные суда реквизировались, на них устанавливалось артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Все это тщательно маскировалось, чтобы жертва рейдера не разглядела волка под овечьей шкурой.
Одним из таких "волков" стал банановоз "Эмс", спущенный на воду в 1937 г. С началом Второй мировой он был реквизирован и встал на "реконструкцию" на верфи Howaldtswerke AG. 2 июня 1940 переоборудование было закончено. Корабль получил название "Ко́мет» («Комета», нем. Komet) и вошел в состав Германских ВМС

Сухогруз "Эмс"

"Комет" получил солидное вооружение:

6 150-мм орудий С/16 L/45 (боезапас 1500 шт.)
1 орудие 75-мм Schneider-Creusot L/35
зенитные спаренные 2 × 37-мм С/30 L/83 (боезапас 4000 шт.)
зенитные автоматы 4 × 20-мм С/30 L/65 (боезапас 8000 шт.)
30 мин EMC
2 сдвоенных палубных и 2 подводных (траверзных) торпедных аппарата 533-мм (боезапас 24 торпеды)
малый катер «Метеорит» (тип LS2) для постановки мин
2 гидросамолёта Ar.196A-1 для разведки

Кроме того, было произведено частичное бронирование, установлены сьемные наставные борта для маскировки орудий. Кроме того, имелся целый набор средств маскировки: парусиновые обвесы, фальшивые грузовые стрелы и др. Командовать кораблем был назначен капитан цур-зее Роберт Эйссен. Итак, летом 1940 г. "Комет" был готов к войне на море, осталось только вывести его на оперативный простор, на трансокеанские коммуникации союзников в Тихом и Индийском океане


В феврале 1940 года в Наркомате внешней торговли СССР состоялись переговоры с германскими представителями по вопросу проводки по Севморпути 26 немецких судов с Востока на Запад и двух с Запада на Восток. Имеющиеся документы подтверждают успешный ход переговоров. Прошло всего семь заседаний, а немцы получили то, чего желали — "зеленый свет" на проход своих судов по Северному морскому пути. Определился и груз — соевые бобы. Кроме груженых пароходов предполагалось провести с Запада на Восток два судна в балласте (без груза). Среди них и будущая гроза английского транспортного флота — "Комета".
В ходе переговоров число судов, которые должны были следовать по трассе Восток — Запад, немцы, по непонятным причинам, снизили до 10, а 3 апреля 1940 года германское посольство получило телеграмму из Берлина об аннулировании переговоров с СССР по вопросу проводки Северным морским путем и этих 10 пароходов. Представитель посольства объяснил отказ от перегона пароходов тем, что неприятель (Англия и Франция) усилил на Дальнем Востоке свои военно-морские базы, а в соответствии с этим и контроль за прибрежными колониями нейтральных стран, в портах которых и застряли до окончания войны многие германские суда, в частности те, которые намечались к проводке Северным путем.
Советская сторона, согласившись на проведение оставшихся двух судов по направлению Запад — Восток, оговорила ряд условий, одним из которых был строжайший режим секретности. Это и понятно: шла война, СССР фактически являлся нейтральной страной и международные осложнения были ни к чему. Также скрупулезно обсуждались условия проводки, лоцманское, бункерное, продовольственное и медицинское обеспечение. Немцы были согласны выполнить все наши требования, их, кажется, тоже удовлетворял столь быстрый и благоприятный исход переговоров. Участник встреч господин Гекинг заявил, что "он чрезвычайно рад такому быстрому и благополучному разрешению такого большого и важного для Германии вопроса..

3 июля 1940г. в 18:30 «Комет» вышел из Готенхафена (немецкое название Гдыни) в Норвегию, он перешел сначала в Берген, а 6 июля прибыл на рейд Кристиансанда. Здесь вспомогательный крейсер дозаправился с небольшого танкера «Эссо» (Esso), быстро покинул
норвежскую базу и направился в сторону советского Заполярья. Первый этап своего пути «Комет» прошел замаскированный под советский пароход «Дежнев» (3578 брт, Мурманск).
4 августа в точке 69°18"с.ш., 56°19"в.д. должно было состояться рандеву с русскими ледоколами, но в точке встречи ледоколов не было. То ли по безалаберности, то ли «держали марку», то ли политическое руководство страны никак не могло принять окончательное
решение. Тем не менее 13 августа «Комет» получил радиограмму из штаба с сообщением, что советский ледокол «Ленин» ждет его у входа в пролив Маточкин Шар с инструкциями и картами. Задержку объяснили отсутствием пилотов, которых пришлось искать, вызывать, ждать, а потом за ними заходить... В своем дневнике Эйссен охарактеризовал эти объяснения двумя словами - «советский балаган».
Из-за сложной ледовой обстановки встреча с советскими ледоколами несколько раз откладывалась. Наконец, 13 августа радиограмма из Берлина сообщила, что ледокол «Ленин» будет ждать их в проливе Маточкин Шар. На следующий день, не обнаружив в точке рандеву обещанного судна сопровождения, Эйссен без лоцмана вошёл в пролив и здесь выяснилось, что «Ленин» с караваном судов ушёл уже неделю назад. Приняв на борт двух советских лоцманов, «Комет» (на этот раз в качестве торгового судна «Донау») продолжил путь по Карскому морю, однако вскоре опять вынужден был вернуться, так как ледокол был уже далеко и находиться тут было небезопасно.

19 августа было получено разрешение следовать дальше, но только 25 числа произошла встреча с ледоколом «Ленин», который провёл их в море Лаптевых, где передал «Комет» ледоколу «Иосиф Сталин». С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Здесь его встретил ледокол «Малыгин», однако, из-за малой скорости хода последнего, Эйссен на свой страх и риск отказался от его услуг. Пройдя между Медвежьими островами он был встречен ледоколом «Лазарь Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось в условиях тяжёлой ледовой обстановки. В ночь на 1 сентября на «Комете» произошла поломка рулевого управления, однако силами своих механиков её удалось устранить.

Разумеется, опытные Советские моряки сразу распознали "волка в овечьей шкуре". Вот кое-что из донесений:
"Германский пароход "Комета" — вспомогательный крейсер — по вахтенному журналу, команда из 200 человек, труба переделанная, борта двойные, командный мостик бронированный. Везут: артиллерийские снаряды, торпеды для подлодок, самолеты — части. Вооружен — но оружие спрятано в трюмах". Водоизмещение судна составляло 6 -7 тысяч тонн.
Другой наш источник отмечал великолепно экипированную штурманскую службу немецкого корабля: "... новый хороший теплоход, оборудованный всеми последними навигационными приборами. Его эхолот (прибор, с помощью которого определяется глубина), его гирокомпас во многом отношении превосходят по своей точности приборы, установленные на наших судах".
Отмечалась в донесениях и отлично поставленная на "Комете" радиослужба: " имеет прекрасно оборудованную радиостанцию... круглые сутки одновременно, не снимая наушников, сидят 6 радистов. Седьмой человек из радистов не слушает сам, он имеет чин офицера". Мощность передатчика обеспечивала прямую радиосвязь с Берлином.
Под стать механизмам был укомплектован и экипаж. "Командование крейсера не скрывало... что они военные офицеры и что на борту команда состоит из военных моряков. Во время нашего пребывания на борту ежедневно производился полный военный церемониал". Значительная часть команды (особенно радисты) свободно владела английским и русским языками.

Не забывали немецкие моряки и о разведке Севморпути — ведь они были в своем роде первопроходцами. По всему маршруту проводилась тщательная фотосъемка. Как докладывали наши моряки и лоцманы: "фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина берега (так в тексте. — Авт.), фотографировали ледоколы, под проводкой которых шли". При малейшей возможности делали промеры глубин; немцы высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали... Тщательно слушали эфир радисты крейсера, принимая не только всю корреспонденцию из фатерланда, но и переговоры наших судов, самолетов и береговых радиостанций. Судя по всему, перехватили они и радиограмму начальника Главсевморпути И.Папанина, от которой веет традиционной российской беспечностью: "...нет сомнения, что немцы посылали одно суденышко только с целью изучить трассу, покажи, так сказать, им трассу... пусть ледокол проведет его через лед".
Мог ли предположить известный полярник, что менее чем через год фашистские войска вторгнутся на нашу территорию и начнется самая кровопролитная война в истории Советского Союза. Как и все советские люди, И. Папанин находился под впечатлением фильма "Если завтра война..." — будем воевать малой кровью и только на чужой территории.
"Покажи, так сказать, им трассу", — радировал он, не предполагая, что опыт ледового плавания "Кометы", доскональное изучение навигационных условий Северного морского пути поможет фашистским рейдерам и подводным лодкам в 1943-1944 годах пиратствовать в наших северных водах. Несомненно, этот опыт использовал и немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", потопивший несколько наших торговых судов и разрушивший залпами своих орудий полярный поселок Диксон. И словно в отместку за легкомысленные решения руководителей страны и Севморпути этот корабль 25 августа 1942 года потопил легенду советского Северного флота — ледокол "Александр Сибиряков", который ровно за 10 лет до трагедии совершил первое в мире сквозное плавание по Северному пути, пройдя за одну навигацию из Белого моря в Берингово. Использовали полученные в ходе проводки сведения и германские подводные лодки, на счету которых наши разгромленные конвои, погибшие торговые суда и боевые корабли; Беломорской флотилии и Северного флота.

Дорого обошлась стране эта беспечность, последствия которой мы смогли ликвидировать ценой больших людских потерь и утраты значительного числа боевых и транспортных кораблей.
Проводка тем временем подходила к концу. "Комету" с нетерпением ждали в месте боевого базирования немецких кораблей.
И только в финале этой ледовой эпопеи у руководства Севморпути появились сомнения: что же они делают — проводят боевой корабль, который будет сеять смерть и разрушения. И. Папанин срочно радирует руководителю экспедиции: "...ввиду специфичности военного характера немецкого парохода, верните его обратно на запад одним из ледоколов по вашему усмотрению. Дважды в день молнируйте его позицию. Исполнение радируйте".
Показателен ответ начальника проводки на эту радиограмму: "Вашу 25 не понял. Кого вернуть на запад: пароход или Крэпшта (представитель посольства Германии на "Комете". — Авт.). Жду немедленный ответ разъяснениями".
На разъяснения ушли почти сутки... А "Комета" уже подходила к чистой воде. Командиру крейсера было предложено вернуться на Запад, мотивируя тем, что в Беринговом проливе их поджидают американские корабли. Однако немцы заняли жесткую позицию. Из справки ГТУ НКВД СССР: "На предложение... согласно распоряжения тов. Папанина вернуться обратно заявил, что он (командир крейсера) подчиняется только своему правительству, имеет задание идти для выполнения своей работы и что ему объявлено, что он является полновластным хозяином корабля и как найдет нужным, так и сделает. На разговор... что не разрешит Москва — придется возвращаться — командир заявил, я Москве не подчиняюсь и если завтра к 8 часам утра не будет положительного ответа, я иду по своему заданию на восток. Если не снимете от меня ледовых лоцманов, я их высажу на берег в районе Биллингса или в другом удобном месте и пойду по назначению".
Именно это немцы и сделали. На ледокол "И.Сталин" уходит с "Кометы" прощальная радиограмма: "Выражаем вам благодарность за удачное шефство над нашим походом через Арктику и за проводку через льды моря Лаптевых. Желаю арктической работе благополучного развития в дальнейшем и Вам личного здоровья и успеха. Капитан. 27.8.1940 года".

В течение 1940-1941 годов рейдер совместно со вспомогательным крейсером "Орион" разбойничал на международных судоходных трассах, сделав набег даже на Галапагосские острова.
Но с каждым месяцем немецким рейдерам в Индийском океане приходилось все труднее. Торговые суда почти перестали выходить в море в одиночку и дожидались в портах формирования конвоев. Боевые корабли союзников научились быстро прибывать на место завязавшегося боя, а использование в операциях самолетов позволило засекать рейдеры даже вдали от берегов.
Получив приказ возвращаться, "Комета", проскочив все заслоны, смогла вернуться в Германию. Через год рейдер был послан в новый поход, но уйти далеко от базы он не успел. В октябре 1942 года "Комета" была потоплена в бою с английским эскадренным миноносцем.
Так свершилось возмездие.

27 августа 1940 - командир вспомогательного крейсера «Комет» германских Кригсмарине капитан цур зее (капитан I ранга) Роберт Эйссен радиограммой поблагодарил ледокол «И. Сталин» за проводку через льды моря Лаптевых. С 13 августа по 3 сентября 1940 года советские ледоколы «Ленин», «И. Сталин» и «Л. Каганович» осуществляли проводку немецкого рейдера Северным морским путем. До ноября 1941 года рейдер «Комет» пиратствовал в Тихом и Индийском океанах, а затем и в Атлантике.

«Комет» («Комета», нем. Komet) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-7, бывшее торговое судно «Эмс» (нем. Ems), в германском флоте обозначался как «Судно № 45», во флоте Великобритании — «Рейдер „B“».
Летом 1940 с помощью СССР прошел Северным морским путём из Северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан. В 1940—1941 годах вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании. Тоннаж потопленных и захваченных им судов Антигитлеровской коалиции составил 42 000 брт.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Торговое судно «Эмс» было построено в Бремене фирмой «Дешимаг» для «Северогерманского Ллойда». Спущено на воду 16 января 1937 года. Одно из судов серии сухогрузов (четыре систершипа — «Драу», «Айдер», «Иллер» и «Мюр», и два полу-систершипа, «Саар» и «Мемель»)
В начале Второй мировой войны было реквизировано, переоборудовано на верфи Howaldtswerke AG во вспомогательный крейсер и в этом качестве 2 июня 1940 года пополнило ряды Кригсмарине.
Самый малый из подобных кораблей, «Комет», помимо мощного артиллерийского и минно-торпедного вооружения, имел на борту быстроходный катер, предназначенный для торпедных атак и постановки мин, и гидросамолёты.

В процессе переоборудования на «Эмсе» было установлено шесть 150-миллиметровых орудий, замаскированных откидными щитами, десять торпедных аппаратов (также под маскировочными щитами) и девять зенитных орудий. Перед выходом в плавание на борт было приняты четыреста якорных мин (значительно больше, чем это было положено по штату даже для более крупных рейдеров), быстроходный катер, специально предназначенный для скрытных минных постановок, и большой запас артиллерийских снарядов и торпед.

В специальном корабельном ангаре был также размещен гидросамолет типа «Арадо». Наличие на борту самолета позволяло рейдеру вести дальнюю разведку в море, в том числе и ледовую. Радиосвязь и радиоразведку на корабле обеспечивали шесть высококлассных радистов, свободно владеющих русским и английским языками.

Официально крейсер имел на борту большой запас топлива, который позволял ему осуществить переход по Севморпути на Тихий океан без дозаправки, Другие запасы обеспечивали автономную деятельность рейдера как в арктических, так и в тихоокеанских водах. Кстати, что еще было в трюмах рейдера, вообще неизвестно.

Руководителем этой ответственной экспедиции был назначен капитен цур зее Роберт Эйссен, который еще в годы Первой мировой войны на борту вспомогательного крейсера «Метеор» участвовал в нескольких боевых походах к берегам Мурмана, а в июне 1915 года ставил мины в Горле Белого моря. Позднее Р. Эйссен был назначен командиром уже нового «Метеорa», специально построенного для проведения исследований в условиях Арктики. Он хорошо изучил особенности плавания в арктических водах, когда занимался гидрологическими работами у границы льдов Гренландии и Исландии,

Еще на совещаниях 30 декабря 1939 года и 2 января 1940 года Главком ВМФ Германии гросс-адмирал Эрих Редер доложил Гитлеру о необходимости во имя спасения 35 немецких судов, застрявших в портах стран Юго-Восточной Азии, использовать Севморпуть, абсолютно в то время закрытый для плавания иностранных судов.
Далее получилось так, что основной частью выполнения плана «Зеленый случай» была признана необходимость прохода в летнюю навигацию 1940 года по Севморпути от Мурманска до Берингова пролива какого-нибудь немецкого рейдера.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПЕРВЫЙ ПОХОД

Под командой капитана цур зее Роберта Эйссена корабль вечером 3 июля 1940 года покинул Готенхафен и, в сопровождении сил охранения, направился через Датские проливы вдоль побережья Норвегии на север. В Кристиансанне он дозаправился топливом и пресной водой и переждал тревогу, вызванную появлением западнее Скагеррака британских военных кораблей.

Девятого июля «Комет», уже как советский ледокольный пароход «Семен Дежнев», вышел из Вергена и направился на восток. Вообще наименование рейдера в зависимости от районов плавания постоянно менялось. Фактически, у него на борту находилось не менее пяти комплектов судовых документов, в том числе для советских пароходов «Семен Дежнев» и «Дунай», германского теплохода «Донау» и японского парохода «Токио-Мару».

В соответствии с утвержденным планом переход «Комета» по арктическим морям должны были обеспечивать ледоколы Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП). Для этого уже 15 июля в бухте Варнека (остров Вайгач) рейдер должен был принять на борт советских ледовых лоцманов. Но срок начала перехода по Севморпути неожиданно изменился. Вероятно, это было связано с тем, что в состав экспедиции особого назначения (ЭОН-10) входила наша подводная лодка Щ-423, которая, возможно» еще не была готова к арктическое переходу.
Поэтому еще в районе Нордкапа Эйссен получил радиограмму от руководства ГУ СМП о задержке выхода в Арктику, «Комету» было предложено зайти в Мурманск, где и дожидаться начала проводки. Но Эйссен категорически отказался от этого предложения, мотивируя невозможность посещения советского заполярного порта нарушением соблюдения секретности перехода «Комет» по Севморпути. И, как следствие, «Комет» примерно на две недели «задержался» у северного побережья Норвегии, где за это время он успел встретиться еще с одним рейдером — тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер», а затем сопроводил в финский порт Петсамо финский же пароход «Эстер Торден».

Для перехода «Комет» была изначально подготовлена надежная легенда прикрытия. Она предусматривала, что Норвежское и Баренцево моря германский рейдер будет проходить замаскированным под новый советский ледокольный пароход «Семен Дежнев».
Для этого некоторые отличия силуэта немецкого вспомогательного крейсера от силуэта советского ледокольного парохода устранялись с помощью парусиновых обвесов и других специальных приспособлений, изготовленных еще на верфи «Ховалвдтсверке». Там же были изготовлены другие дополнения в этот «джентльменский набор», которые позволяли весьма существенно изменять силуэт рейдера за счет изменения высоты мачт, формы и высоты дымовой трубы, а также количество колонок грузовых стрел.
Все это позволяло океанскому оборотню полностью менять свой силуэт. Более того, для надежного прикрытия «Лже-Дежнева» в советских водах руководство ГУ СМП вообще убрало из акватории Баренцева моря настоящего «Дежнева», кардинально изменив планы летней эксплуатации этого судна, Действительно, вместо того чтобы работать на трассе Мурманск — Шпицберген в интересах советского треста «Арктикуголь», «Дежнев» был отправлен в Карское море для доставки снабжения на самые отдаленные полярные станции этого региона. Таким образом, была создана идеальная легенда прикрытия для германского рейдера, так как, с одной стороны, новый советский ледокольный пароход вообще уходил из Баренцева моря (от лишних «глаз»), а с другой — шел в тех же районах Карского моря, где следовал и его немецкий двойник.

Замаскированный под советский ледокольный пароход «Дежнёв», корабль обогнул мыс Нордкап и достиг района севернее острова Колгуев. Там, занимаясь боевой подготовкой экипажа и гидрографическими исследованиями, некоторое время ожидал подхода советских судов, которые должны были его сопровождать на следующем участке пути.
Из-за сложной ледовой обстановки встреча с советскими ледоколами несколько раз откладывалась. Наконец, 13 августа радиограмма из Берлина сообщила, что ледокол «Ленин» будет ждать их в проливе Маточкин Шар.

На следующий день, не обнаружив в точке рандеву обещанного судна сопровождения, Эйссен без лоцмана вошёл в пролив и здесь выяснилось, что «Ленин» с караваном судов ушёл уже неделю назад. Приняв на борт двух советских лоцманов, «Комет» (на этот раз в качестве торгового судна «Донау») продолжил путь по Карскому морю, однако вскоре опять вынужден был вернуться, так как ледокол был уже далеко и находиться тут было небезопасно.

19 августа было получено разрешение следовать дальше, но только 25 числа произошла встреча с ледоколом «Ленин», который провёл их в море Лаптевых, где передал «Комет» ледоколу «Иосиф Сталин». С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Здесь его встретил ледокол «Малыгин», однако, из-за малой скорости хода последнего, Эйссен на свой страх и риск отказался от его услуг.

Пройдя между Медвежьими островами он был встречен ледоколом «Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось в условиях тяжёлой ледовой обстановки. В ночь на 1 сентября на «Комете» произошла поломка рулевого управления, однако силами своих механиков её удалось устранить.

Когда суда уже вышли на чистую воду и находились в районе острова Айон, была принята радиограмма от начальника Главсевморпути И. Д. Папанина с требованием вернуть немецкий корабль назад под предлогом того, что в районе Берингова пролива появились враждебные Германии корабли. Эйссен подчиниться отказался и, в конце концов, разрешение следовать дальше на восток было получено. «Комет» продолжил оставшийся путь в одиночку и в начале сентября прошёл Берингов пролив. Во время непродолжительной остановки в безлюдной бухте Анадырь шедший до этого под японским флагом «Комет» вновь замаскировался в советский «Дежнёв» и 10 сентября 1940 вышел в Тихий океан.
Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике.

Переход по Северному морскому пути «Комет» совершил за рекордно короткий срок — всего за 23 суток, из которых только пятнадцать были ходовыми. Обычно на такой переход караваны советских кораблей и судов затрачивали не менее 26 ходовых суток.
А в это время настоящий "Семен Дежнев", действительно побывав в 15 отдаленных арктических пунктах, в ноябре вернулся в Мурманск и в начале декабря 1940 года ушел на Шпицберген для работы в Айс-фьорде по планам треста «Арктикуголь».
Хотя в целом скрытность и секретность перехода «Комета» в Тихий океан была сохранена, но некая информация все же достигла Британских островов.

Так, 2 ноября 1940 года в одной из английских газет появилась статья о проводке Северным морским путем с запада на восток подводной лодки и германского парохода, которые несомненно рассматривались как один отряд судов Кригсмарине. О последствиях, которые повлек за собой выход в свет этой информации, мы узнаем ниже.

Направляясь в отведённый ему район крейсирования, «Комет» выдержал сильный шторм и 30 сентября 1940 подошёл к Каролинским островам. Через два дня при посадке разбился имевшийся у него на борту гидроплан, что существенно уменьшило его разведывательные возможности.
Возле острова Ламотрек Кригсмарине назначило «Комету» рандеву с другим вспомогательным крейсером — «Орионом». 14 октября возле этого острова крейсер встретился с судном снабжения «Кульмерланд», 18 октября к ним присоединился «Орион» с транспортом «Регенсбург». На совещании капитаны судов запланировали совместные действия в течение следующего месяца.

Немецкий рейдер "Комет", замаскированный под японское судно

29 октября «Комет» (замаскированный под японский пароход «Манийо Мару»), «Орион» («Майебашу Мару») и «Кульмерланд» («Токио Мару») в качестве разведывательного судна взяли курс в район острова Науру, рассчитывая найти там подходящие цели и разрушить фосфатные разработки на самом острове. Свою первую за весь поход потенциальную жертву — американский теплоход «Таун Элвуд» — пришлось отпустить, так как Америка ещё сохраняла нейтралитет и военных грузов на борту судна не было. Следующую цель, новозеландский пароход «Холмвуд», потопили артиллерией, предварительно сняв команду. Через два дня — новая цель, британское пассажирско-рефрижираторное судно «Рэнгитин». Судно отказалось остановиться, передало в эфир предупреждение и, в соответствии с указаниями Кригсмарине, было потоплено орудийным огнём. Встреченное по пути к Науру ещё одно судно, австралийский пароход с грузом фосфатов «Трейона», было остановлено, экипаж был снят, судно потоплено торпедой.

На стоянке в Науру было обнаружено ещё три судна: норвежский транспорт «Винни», новозеландский «Тристар», австралийские «Комата» и «Трюайдек», они также были потоплены, экипажи предварительно сняты. 8 декабря соединение германских кораблей было готово обстрелять порт Науру, но погода не позволила этого сделать. Корабли отошли к острову Эмирау и высадили там пленных. С этого момента пути кораблей разошлись: «Комет» пошёл к Рабаулу, «Орион» в связи с требующимся небольшим ремонтом вернулся к Ламотреку, а «Кульмерланд», выполнив своё назначение, ушёл в Японию.
Пропажа потопленных немцами судов не прошла незамеченной, в территориальных водах Австралии и Новой Зеландии было объявлено военное положение, началось патрулирование морских коммуникаций.

Эйссен через некоторое время вернулся к идее уничтожения промышленных и портовых сооружений на Науру, акции вполне в духе немецких рейдеров времён Первой мировой войны. Подойдя к острову, он 27 декабря 1940 года направил туда своих представителей для предупреждения властей острова, с тем, чтобы избежать возможных жертв, и одновременно угрозой физического уничтожения пресечь возможную попытку местных радистов выйти в эфир. Администрация Науру приняла эти условия.
«Комет» в течение часа из всех орудий обстреливал остров: склады, хранилища топлива, промышленные объекты. Обстрел привёл к большим разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев прекратились.

Нападение на Науру вызвало большой международный резонанс, в том числе и в Японии — она тоже сильно зависела от этого ценного сырья, которого надолго лишилась из-за этой акции. Правительство Японии заявило, что эти действия германского рейдера ставят под вопрос обслуживание немецких судов в японских базах. Как следствие этого, Эйссен получил выговор от руководства Кригсмарине, носивший, впрочем, формальный характер. Незадолго до этого, 1 января 1941 года, ему было присвоено звание контр-адмирала.

Учитывая активизацию действий флотов союзников в этом районе, было принято решение передислоцироваться в Индийский океан.

1 января 1941 года «Комет» двинулся на запад. Переход осуществлялся по морю Росса, у самой кромки Антарктиды, в надежде встретить китобойные суда противника, однако попадались лишь японские промысловики.

На острове Кергелен были обнаружены большие запасы продовольствия, брошенные из-за войны; они пополнили трюмы «Комета». Во время стоянки был также произведён осмотр корпуса судна. 11 марта корабль отправился на рандеву с «Пингвином», который находился в Индийском океане вместе с судном снабжения «Альстериор» и своим вспомогательным судном «Адъютант». Затем шесть недель находился в восточной части Индийского океана, но так и не встретил ни одного судна противника. 8 мая он переместился ещё восточнее — на коммуникации между Австралией и Коломбо.

После гибели «Пингвина», вспомогательное судно последнего «Адъютант» присоединилось к «Комету», было оборудовано для постановки мин и направлено к Новой Зеландии. После постановки мин вблизи Веллингтона оно 1 июля вновь присоединилось к «Комету», но из-за неполадок в двигателе вскоре было затоплено.

В середине июля «Комет» пополнил запасы топлива и продовольствия от судна снабжения «Аннелиз Эссбергер», после чего повернул на восток.

14 августа 1941 года на пути к Чили «Комет» обнаружил и потопил британское судно «Остралинд». Через три дня он встретил голландский теплоход «Кота Нопан» с ценным грузом — каучуком, оловом и марганцевой рудой. На него была направлена призовая команда и оба судна продолжили свой путь в Европу. Ещё через двое суток был потоплен британский пароход «Девон».

В западной части Тихого океана «Комет» встретился с «Атлантисом» и с судном снабжения «Мюнстерланд» шедшим из Иокогамы. Пополнив запасы топлива и продовольствия, «Комет», замаскировавшись под португальский пароход «Тома» вместе с «Кота Нопан» обогнул мыс Горн. Здесь они разделились и направились в Европу. 6 ноября «Комет» находился в 180 милях от прорывателя блокады «Оденвальд», экипаж которого затопил своё судно, чтобы избежать его захвата противником.

16 ноября 1941 во Францию успешно пришёл «Кота Нопан», а 26 ноября, встреченный своими подводными лодками, прибыл в Шербур и «Комет». 28 ноября он с мощным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября 1941 был уже в Куксхафене, затем перешёл в Гамбург. Экипажу была организована торжественная встреча, в Берлине в присутствии нацистского руководства прошло чествование моряков.

Совершив кругосветное путешествие, «Комет» провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой в общей сложности около 87 000 миль в четырёх океанах.

ВТОРОЙ ПОХОД И ГИБЕЛЬ

Второй поход с новым экипажем под командой капитана цур зее Ульриха Брокзина начался в осенью 1942.
Всего лишь через неделю после выхода из Гамбурга «Комет», несмотря на сильное охранение, был атакован британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего сдетонировали боеприпасы; судно раскололось на две части и ушло на дно. Погиб 251 человек, спасённых не было.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4 июля 2006 года останки рейдера «Комет» были обнаружены исследователем Иннесом Маккартни (англ. Innes McCartney ) в Ла-Манше на глубине 70 метров. Было установлено, что в результате взрыва корабль разломился пополам и перевернулся.

Изготовитель "Дешимаг " Спущен на воду 16 января 1937 года Статус Потоплен 14 октября 1942 года Основные характеристики Водоизмещение 7500 т
3297 брт Длина 115,4 м Ширина 15,3 м Осадка 6,5 м Двигатели 2 × 6-цилиндровых дизеля Скорость хода 16 узлов Дальность плавания 61 000 морских миль Автономность плавания 236 дней Экипаж 267 человек Вооружение Артиллерия 6 × 150-мм
1 × 75-мм Зенитная артиллерия 2 × 37-мм
4 × 20-мм Минно-торпедное вооружение 6 × 533-мм торпедных аппаратов
30 морских мин EMC
тка LS2 Авиационная группа 2 самолёта Arado Ar 196 A-1 Медиафайлы на Викискладе

История создания

Торговое судно «Эмс» было построено в Бремене фирмой «Дешимаг» для «Северогерманского Ллойда». Спущено на воду 16 января 1937 года .

Одно из судов серии сухогрузов (четыре однотипных судна - «Драу», «Айдер», «Иллер» и «Мюр», и два полу-систершипа, «Саар» и «Мемель»).

Технические параметры

  • Размеры: длина 115,4 м, ширина 15,3 м, осадка 6,5 м
  • Водоизмещение: 7500 т (3297 брт)
  • Одна палуба, 4 грузовых люка
  • ГЭУ: 2 × 6-цилиндровых двухтактных дизеля MAN (3900 л. с.)
  • Максимальная скорость: 16 узлов
  • Запас топлива: 2485 т
  • Дальность плавания: 61 000 миль при 9 уз.,
  • Автономность плавания: 236 дней

В начале Второй мировой войны было реквизировано, переоборудовано на верфи Howaldtswerke AG во вспомогательный крейсер и в этом качестве 2 июня 1940 года пополнило ряды Кригсмарине .

Самый малый из подобных кораблей, «Комет», помимо мощного артиллерийского и минно-торпедного вооружения, имел на борту быстроходный катер, предназначенный для торпедных атак и постановки мин, и гидросамолёты.

Вооружение

Экипаж - 267 человек (включая 17 офицеров).

Боевые действия

Первый поход

Выход в море

Под командой капитана цур зее Роберта Эйссена корабль вечером 3 июля 1940 года покинул Готенхафен и, в сопровождении сил охранения, направился через Датские проливы вдоль побережья Норвегии на север. 6 июля прибыл в Кристиансанн , где дозаправился топливом, пресной водой и переждал тревогу, вызванную появлением западнее Скагеррака британских военных кораблей.

Переход по Северному морскому пути

Советское руководство согласилось на проводку крейсера лишь после длительных переговоров с германской стороной . Несмотря на подписанный ранее пакт Молотова-Риббентропа (1939) и конфиденциальный договор о торговом сотрудничестве (1940) , советское руководство желало сохранять видимость нейтральности и поэтому уделяло большое внимание секретности операции . Вначале была достигнута договоренность о проводке 26 судов, включая четыре вспомогательных крейсера, Однако позднее, вследствие различных трудностей, было решено ограничиться одним судном. Этим судном и стал «Комет» .

Замаскированный (ещё в Кристиансанне) под советский ледокольный пароход «Семён Дежнёв», корабль обогнул мыс Нордкап и достиг района севернее острова Колгуев . Там, занимаясь боевой подготовкой экипажа и гидрографическими исследованиями, некоторое время ожидал подхода советских судов, которые должны были его сопровождать на следующем участке пути (нейтральный на тот момент Советский Союз согласился тайно помочь «Комету» пройти вдоль северного побережья СССР по Северному морскому пути ).

Из-за сложной ледовой обстановки встреча с советскими ледоколами несколько раз откладывалась. Наконец, 13 августа радиограмма из Берлина сообщила, что ледокол «Ленин» будет ждать их в проливе Маточкин Шар . На следующий день, не обнаружив в точке рандеву обещанного судна сопровождения, Эйссен без лоцмана вошёл в пролив и здесь выяснилось, что «Ленин» с караваном судов ушёл уже неделю назад. Приняв на борт двух советских лоцманов , «Комет» (на этот раз в качестве торгового судна «Донау») продолжил путь по Карскому морю , однако вскоре опять вынужден был вернуться, так как ледокол был уже далеко и находиться тут было небезопасно.

Это был единственный случай прохода корабля кригсмарине Северным морским путём. Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике .

Тихий океан

Направляясь в отведённый ему район крейсирования, «Комет» выдержал сильный шторм и 30 сентября подошёл к Каролинским островам . Через два дня при посадке разбился имевшийся у него на борту гидроплан, что существенно уменьшило его разведывательные возможности.

«Комет» в течение часа из всех орудий обстреливал остров: склады, хранилища топлива, промышленные объекты. Обстрел привёл к большим разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев прекратились.

Нападение на Науру вызвало большой международный резонанс, в том числе и в Японии, поскольку она тоже сильно зависела от этого ценного сырья, которого надолго лишилась из-за этой акции. Кроме того, возникший в результате обстрела пожар уничтожил крупный штабель фосфоритов, уже закупленный японцами. Правительство Японии заявило, что эти действия германского рейдера ставят под вопрос обслуживание немецких судов в японских базах. Как следствие этого, Эйссен получил выговор от руководства кригсмарине, носивший, впрочем, формальный характер. Незадолго до этого, 1 января 1941 года , ему было присвоено звание контр-адмирала.

Учитывая активизацию действий флотов союзников в этом районе, было принято решение передислоцироваться в Индийский океан .

Индийский океан

После гибели «Пингвина» вспомогательное судно последнего «Адъютант» присоединилось к «Комету», было оборудовано для постановки мин и направлено к Новой Зеландии. После постановки мин вблизи Веллингтона оно 1 июля вновь присоединилось к «Комету», но из-за неполадок в двигателе вскоре было затоплено.

В середине июля «Комет» пополнил запасы топлива и продовольствия от судна снабжения «Аннелиз Эссбергер», после чего повернул на восток.

Возвращение

16 ноября во Францию успешно пришёл «Кота Нопан», а 26 ноября, встреченный своими подводными лодками, прибыл в Шербур и «Комет». 28 ноября он с мощным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября был уже в Куксхафене , затем перешёл в Гамбург . Экипажу была организована торжественная встреча, в Берлине в присутствии нацистского руководства прошло чествование моряков.

Совершив кругосветное путешествие, «Комет» провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой в общей сложности около 87 000 миль в четырёх океанах.

Второй поход и гибель

Второй поход с новым экипажем под командой капитана цур зее Ульриха Брокзина начался в осенью 1942.

Всего лишь через неделю после выхода из Гамбурга «Комет», несмотря на сильное охранение, был атакован британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура . Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего детонировали боеприпасы; судно раскололось на две части и ушло на дно. Погиб 251 человек, спасённых не было.

Результаты

Потопленные и захваченные суда, совместно с «Орионом»:

Дата Название судна Тип Принадлежность Тоннаж, брт Груз Судьба
1940-11-25 25 ноября Holmwood грузовое судно Новая Зеландия 00546 546 потоплено артиллерией
1940-11-27 27 ноября Rangitane пассажирский лайнер Великобритания 16712 16 712 потоплено артиллерией
1940-12-06 6 декабря Triona грузовое судно Австралия 04413 4 413 фосфаты потоплено артиллерией и торпедами
1940-12-07 7 декабря Vinni грузовое судно Норвегия 05181 5 181
1940-12-07 7 декабря Komata грузовое судно Австралия 03900 3 900 потоплено подрывными зарядами
1940-12-08 8 декабря Triadic грузовое судно Австралия 06378 6 378 потоплено подрывными зарядами
1940-12-08 8 декабря Triaster грузовое судно

Немецкие рейдеры называли «странными судами». Появляясь из «ниоткуда», они уничтожали корабли противника и бесследно исчезали…

Военный план немецкого командования предусматривал переоборудование двадцати шести торговых судов в крейсеры. Первые из них вышли в море еще в 1939 году, остальные - в первой половине 1940-го. Гитлер заранее договорился с Японией об использовании ее якорных стоянок. В нейтральных водах постоянно находились специальные суда снабжения, с которых производилась заправка рейдеров топливом, продовольствием, пресной водой и боеприпасами, передавались планы дальнейших боевых действий.

Сбор данных о рейдерах был «головной болью» для многих разведок мира. Во-первых, потому, что рейдеры соблюдали строгое радиомолчание, прерывая его только на время «рандеву» с судами снабжения или при возвращении на свои базы. Во-вторых, потому, что они тщательно планировали свои перемещения в морском пространстве, обходя места, где ими могли заинтересоваться. Успешной работе рейдеров в значительной мере способствовала прекрасная маскировка. Даже если рейдер был опознан или вызывал обоснованные подозрения, пользы от этого было мало. Экипажи быстро перекрашивали судно, устанавливали ложные надстройки, дымовые трубы, мачты, и уже через два-три дня информация не соответствовала действительности.

Рейдеры использовали жесткую тактику, ни в коем случае не допуская того, чтобы настигнутая жертва передала в эфир сигнал бедствия или сообщение о нападении. Они либо открывали огонь без предупреждения, либо предупреждали настигнутое судно, что любая передача в эфир грозит ему гибелью. Часто пираты нападали ночью. На борту большинства морских разбойников находился небольшой гидросамолет типа «Арадо», который позволял и избегать встреч с военными кораблями, и обнаруживать в море очередные жертвы…

Однако в немецкой системе рейдерства были и слабые стороны. Прежде всего - снабжение. Поисковые операции, проведенные в 1942 году с помощью радиопеленгационных станций, успешно завершились «вычислением», а затем уничтожением судов снабжения. Это был сильный удар по рейдерству.

Активное использование рейдеров нанесло весьма значительный экономический ущерб странам антигитлеровского блока. О его масштабах можно судить даже по отдельным эпизодам. В марте 1940 года рейдер «Атлантис» потопил 22 торговых судна союзников. Апрель того же года - крейсер «Орион» потопил 10 английских судов, поставил минные заграждения у портов Новой Зеландии. Рейдер «Тор» уничтожил 12 судов. Самый результативный рейдер - «Пингвин». Им захвачено и потоплено судов общим тоннажем 180000 тонн, включая 2 плавбазы и 12 китобойных. Рейдер «Михель» уничтожил судов общим тоннажем 60000 тонн.

О рейдере «Комет» необходимо рассказать более подробно.

Германия вела успешные военные действия на Севере еще в кайзеровские времена: минные заграждения в горле Белого моря в 1915–1916 годах, «неограниченная» подводная война в Норвежском, Северном и Баренцевом морях… Немецкие подводные лодки беспощадно топили военные корабли и торговые суда союзников, шедшие в Мурманск и Архангельск. Они отправили на дно британский крейсер «Гэмпшир» с лордом Китченером, военным министром Англии, который попытался в 1916 году нанести официальный визит в Россию.

Интерес немцев к Северу не ослабевал и в последующие годы. В 1931 году германский дирижабль «Граф Цеппелин», зафрахтованный советским правительством, облетел обширный район Арктики. Сделанные им во время этого полета фотокарты успешно применялись немецкой разведкой в военных действиях против СССР в 1941 году. С приходом к власти Гитлера интерес к Северу на предмет использования Арктики и Северного морского пути в своих целях достиг в Германии апогея, тем более что советское руководство не препятствовало в этом своему союзнику, а наоборот, гостеприимно распахивало перед ним все двери.

В 1940 году военно-морской атташе Германии в Москве капитан 2-го ранга Норберт фон Баумбах по поручению командования кригсмарине запрашивает и получает «добро» от Кремля на проводку Северным морским путем одиночного военного судна. Эта операция получила кодовое название «Фалль Грюн». В Европе в это время уже вовсю полыхала Вторая мировая война. Разрешив проход германского военного судна Северным морским путем, Советский Союз тем самым нарушал свой нейтралитет и фактически вступал в войну на стороне фашистской Германии.

Военным кораблем, отправившимся в поход через Северный Ледовитый океан, стало бывшее грузопассажирское судно «Энс», переоборудованное во вспомогательный крейсер «Комет». Его командиром был назначен опытный офицер - капитан 1-го ранга Роберт Эйссен, хорошо знавший Арктику. Корабль вмещал до 300 человек личного состава, в автономном плавании мог находиться в течение года, а по вооружению превосходил лидера эсминцев того времени.

В июне 1940 года «Комет» пришел в Норвегию, где его секретную миссию пришлось приостановить - у пролива Скагеррак появились английские эсминцы. Проведя в Бергене дозаправку горючим и пресной водой, он двинулся дальше, замаскировавшись под советский ледокольный пароход «Дежнев». В ожидании ледокольной проводки в Баренцевом море «Комет» ушел севернее, подальше от трассы арктического судоходства. Эйссен занимался отработкой боевой подготовки корабля и экипажа.

Под видом германского грузового судна «Донау» «Комет» в середине августа, не дождавшись ледокола, с большой долей навигационного риска начал движение по проливу Маточкин Шар. В одной из глухих бухточек он подобрал двух советских лоцманов, специально оставленных ледоколом «Ленин» для проводки германского судна, и двинулся было дальше на восток. Но плавание без ледокола было очень опасно, и кораблю пришлось вернуться в Маточкин Шар и встать на якорь в ожидании сообщения с ледокола «Ленин», который уже двигался навстречу от острова Диксон.

В том же августе «Комет» попал в жестокий шторм в районе архипелага Норденшельда и встал на якорь вблизи острова Тыртова. Не имея на этот район навигационных карт, Роберт Эйссен полностью положился на проводку советских лоцманов. Однако у Тыртова рейдер был снова задержан - в это время ледокол «Сталин» проводил советскую подводную лодку Щ-423, совершавшую переход из Полярного во Владивосток. Отправив ледокол «Ленин» обратно на запад к району своей проводки, «Сталин» вернулся за немецким рейдером и, ведя за собой «Комет», продолжал двигаться на восток. На 78° северной широты в условиях сплошного тумана оба судна попали в тяжелые льды, но выбравшись, поменяли обстановку проводки. «Сталин» возвращается к очередному каравану, а «Комет» на полном ходу устремляется в Восточно-Сибирское море, где встречается с ледоколом «Каганович». И опять остановка - теперь уже аварийная: восточнее Медвежьих островов рейдер, уже под проводкой «Кагановича», попал в тяжелейший лед и получил повреждение рулевой машины. После аврального ремонта суда на минимальной скорости проходят еще 60 напряженных ледовых миль.

Первого сентября, войдя в чистую воду, ледокол «Каганович» в районе острова Айон передает на «Комет» приказ Москвы вернуться обратно на запад - откуда он и пришел. Р. Эйссен в полном недоумении отказывается от такого предложения и, сделав официальное заявление о личном решении продолжать самостоятельное движение на восток, высаживает советских лоцманов в Чаунской губе и следует дальше уже без проводки и обеспечения.

Что же случилось?

Разрешение на проводку немецкого корабля Севморпутем давал лично Сталин. Про это узнала английская разведка. В Кремле заметались: чтобы сохранить статус нейтрального государства, советское правительство попыталось и уйти от конфликта с Англией, и сохранить союзнические отношения с Германией, сделав в итоге вид, что «Комет» на свой страх и риск прошел Северным морским путем.

«Комет» преодолел последний рубеж многолетних льдов у мыса Шелагинский, пройдя ночью Берингов пролив, 6 сентября 1940 года, замаскировавшись под японское судно, вырвался на оперативный простор. Расстояние от пролива Маточкин Шар до Берингова пролива в 3300 морских миль (включая 720 во льдах) было пройдено за 23 дня. Севморпуть выставил Германии счет за комплекс услуг по ледовой проводке в сумме 950000 рейхсмарок, который был незамедлительно оплачен.

Вспомогательный крейсер «Комет», любезно пропущенный Сталиным в Тихий океан, два года наносил удары по судам антигитлеровской коалиции. В ноябре 1942 года «Комет» попытался выйти во второй рейд по судоходным коммуникациям, но уже при прохождении пролива Ла-Манш был атакован и потоплен английским самолетом «Каталина».