Когда родился андерсен. Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник

В городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки.

В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков.

Через три года безуспешных попыток стать драматическим артистом Андерсен решил писать пьесы. После прочтения его драмы "Солнце эльфов" совет дирекции Королевского театра, отметив проблески дарования юного драматурга, решил просить короля о назначении юноше стипендии для обучения в гимназии. Стипендия был получена, персональным попечителем Андерсена стал член дирекции театра советник Йонас Колин, который принял деятельное участие в дальнейшей судьбе молодого человека.

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность.

На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии.

Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В том же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление "Теневые картины" (1831) и сборник стихов "Фантазии и эскизы". За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме — со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма "Агнета и моряк", сказка-повесть "Ледяница".

Андерсен более девяти лет жил за пределами Дании. Он посетил многие страны — Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения "Базар поэта" (1842), "По Швеции" (1851), "В Испании" (1863) и "Визит в Португалию" (1868).

В 1835 году вышел в свет роман писателя "Импровизатор" (1835), принесший ему европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы "Всего лишь скрипач" (1837), "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1857), "Петька-Счастливец" (1870).

Главный вклад Андерсена в датскую драматургию — романтическая драма "Мулат" (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях "Дороже жемчуга и злата" (1849), "Оле-Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости.

Венец творчества Андерсена — его сказки. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность ("История одной матери"), подвиг любви ("Русалочка"), силу искусства ("Соловей"), тернистый путь познания ("Колокол"), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом ("Снежная королева"). Многие сказки автобиографичны. В "Гадком утенке" Андерсен описывает собственный путь к славе. К лучшим сказкам Андерсена также относятся "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и др.

Всего с 1835 по 1872 год писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.

Среди произведений Андерсена, вышедших во второй половине его жизни (1845-1875) — поэма "Агасфер" (1848), романы "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1853) и др. В 1846 году он начал писать свою художественную автобиографию "Сказка моей жизни", которую окончил в 1875 году, последнем году своей жизни.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена — высшая международная награда в современной детской литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года — художники, за вклад в детскую литературу.

С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

В связи с 200-летием со дня рождения писателя был объявлен ЮНЕСКО годом Ганса Христиана Андерсена.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание.

В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики.

В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину 1830-1840-х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу.

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года.

За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Произведения Ханса Кристиана Андерсена

Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах.

«Разбойники в Виссенберге» (1819; трагедия)

«Альфсоль» (1819; трагедия)

«Вечер» (1826; стихотворение)

«Умирающее дитя» (1826; стихотворение)

«Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (1829; первое прозаическое произведение)

«Любовь на Николаевой башне» (1829; водевиль)

«Теневые картины» (1831; эссе, написанное после поездки в Германию)

«Агнета и Водяной» (1834)

«Импровизатор» (1835, русский перевод - в 1844; роман)

«Только скрипач» (1837; роман)

«Сказки, рассказанные для детей» (Everi, fortalte for born; 1835-1837; сборник сказок; в мае и декабре 1835 - первые два сборника, в апреле 1837 - третий сборник)

«Стойкий оловянный солдатик» (1838; сказка)

«Книга картин без картин» (1840; сборник новелл)

«Мулат» (1840; пьеса, направленная против расового неравенства)

«Базар поэта» (1842; сборник путевых очерков - первый вариант автобиографии)

«Соловей» (1843; сказка)

«Гадкий утенок» (1843; сказка)

«Снежная королева» (1844; сказка)

«Девочка со спичками» (1845; сказка)

«Сказка моей жизни» (Mit livs eventir; 1846, русский перевод - в 1851, 1889; автобиография)

«Тень» (1847; сказка)

«Мать» (1848; сказка)

«Две баронессы» (1849; роман в 3 томах)

«Быть или не быть» (1857; роман)

«Первенец» (комедия)

«Дороже жемчуга и злата» (пьеса-сказка)

«Бузинная матушка» (пьеса-сказка)

«Оле-Лукойе» (пьеса-сказка)

Список литературы

Источники информации:

К.Паустовский «Великий сказочник». Ханс Кристиан Андерсен «Сказки». М. «Художественная литература» 1992

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект "Россия поздравляет!"

Скучна, пуста и непритязательна жизнь без сказок. Ханс Кристиан Андерсен прекрасно это понимал. Пускай характер у него был не из легких, но открывая дверь в очередную волшебную историю, люди не обращали на это внимания, а с удовольствием погружались в новое, неслыханное раньше повествование.

Семья

Ханс Кристиан Андерсен - всемирно известный датский поэт и прозаик. На его счету более 400 сказок, которые даже сегодня не теряют своей популярности. Знаменитый сказочник родился в Однесе (Датско-Норвежская уния, остров Фюн) 2 апреля 1805 года. Он выходец из бедной семьи. Его отец был простым башмачником, а мать - прачкой. Все детство она бедствовала и просила подаяние на улице, а когда умерла, то ее похоронили на кладбище для бедных.

Дед Ханса был резчиком по дереву, но в городе, где он жил, его считали слегка не в своем уме. Будучи по натуре человеком творческим, он вырезал из дерева фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями, а многим такое искусство было совершенно непонятно. Кристиан Андерсен плохо учился в школе и до конца жизни писал с ошибками, но с самого детства его привлекало сочинительство.

Мир фантазий

В Дании есть легенда, что Андерсен был выходцем из королевской семьи. Эти слухи связаны с тем, что сам сказочник в ранней автобиографии написал, что играл в детстве с принцем Фритсом, который спустя годы стал королем Фредериком VII. А среди дворовых мальчишек у него друзей не было. Но так как Кристиан Андерсен любил сочинять, то вполне вероятно, что эта дружба была плодом его воображения. Исходя из фантазий сказочника, его дружба с принцем продолжалась, даже когда они стали взрослыми. Кроме родственников, Ханс был единственным человеком со стороны, которого допустили к гробу покойного монарха.

Источником этих фантазий были рассказы отца Андерсена, будто он дальний родственник королевской семьи. С раннего детства будущий писатель был большим мечтателем, а воображение его было поистине буйным. Не раз и не два он устраивал дома импровизированные спектакли, разыгрывал различные сценки и заставлял взрослых смеяться. Сверстники же его откровенно недолюбливали и часто издевались.

Трудности

Когда Кристиану Андерсену было 11 лет, умер его отец (1816 год). Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать на пропитание. Трудиться он начал в подмастерьях у ткача, позже работал помощником портного. Потом его трудовая деятельность продолжилась на фабрике по производству сигарет.

У паренька были удивительные большие голубые глаза и замкнутый характер. Ему нравилось сидеть в одиночестве где-то в уголке и играть в кукольный театр - свою любимую игру. Эту любовь к кукольным представлениям он не растерял и во взрослом возрасте, пронеся в душе до конца своих дней.

Кристиан Андерсен отличался от своих сверстников. Иной раз казалось, будто в теле маленького мальчика живет вспыльчивый «дядька», которому палец в рот не клади - по локоть откусит. Он был слишком эмоциональным и все принимал слишком близко к сердцу, из-за чего часто подвергался физическому наказанию в школах. По этим причинам матери пришлось отдать своего сына в еврейскую школу, где не практиковались разные экзекуции над учениками. Благодаря этому поступку писатель прекрасно знал о традициях еврейского народа и навсегда сохранил с ним связь. Он даже написал несколько рассказов на еврейскую тематику, к сожалению, на русский язык их так и не перевели.

Годы юности

Когда Кристиану Андерсену исполнилось 14 лет, он направился в Копенгаген. Мать предполагала, что сын вскоре вернется. По сути, он был еще ребенком, и в таком большом городе у него было мало шансов «зацепиться». Но, покидая отчий дом, будущий писатель уверенно заявил, что станет знаменитым. Прежде всего он хотел найти работу, что пришлась бы ему по душе. Например, в театре, который он так любил. Деньги на поездку он получил от человека, в чьем доме часто устраивал импровизированные спектакли.

Первый год жизни в столице не приблизил сказочника к исполнению своей мечты ни на шаг. Как-то раз он пришел в дом известной певицы и начал упрашивать ее посодействовать ему с работой в театре. Чтобы избавиться от странного подростка, дама дала обещание, что поможет ему, но так своего слова и не сдержала. Только спустя много лет она признается ему, что, впервые увидев, подумала, будто он лишен рассудка.

В то время писатель был долговязым, худым и сутулым подростком, с тревожным и скверным характером. Он боялся всего: возможного ограбления, собак, огня, потери паспорта. Всю жизнь он страдал от зубной боли и почему-то считал, что количество зубов влияет на его писательскую деятельность. А еще он до смерти боялся отравиться. Когда скандинавские дети прислали любимому сказочнику сладости, он в ужасе отправил подарок своим племянницам.

Можно сказать, что в подростковом возрасте Ханс Кристиан Андерсен сам являлся аналогом Гадкого Утенка. Но у него был на удивление приятный голос, и то ли благодаря ему, то ли из жалости, но он все-таки получил место в Королевском театре. Правда, успеха он так и не достиг. Ему постоянно доставались роли второго плана, а когда началась возрастная ломка голоса, и вовсе выгнали из труппы.

Первые произведения

Но если говорить кратко, Ханса Кристиана Андерсена не сильно огорчило увольнение. В то время он уже писал пьесу на пять актов и отправил королю письмо с просьбой финансового содействия в издании его произведения. Помимо пьесы, в книгу Ханса Кристиана Андерсена вошли стихи. Писатель сделал все, чтобы его работа продавалась. Но ни анонсы, ни рекламные акции в газетах не привели к ожидаемому уровню продаж. Сказочник не сдавался. Он понес книгу в театр в надежде, что по его пьесе поставят спектакль. Но и здесь его ожидало разочарование.

Учеба

В театре сказали, что у писателя отсутствует профессиональный опыт, и предложили ему учиться. Люди, которые сочувствовали несчастному подростку, направили просьбу самому королю Дании, чтобы тот разрешил ему восполнить пробелы в знаниях. Его Величество прислушался к просьбам и предоставил сказочнику возможность получить образование за счет государственной казны. Как гласит биография Ханса Кристиана Андерсена, в жизни его произошел крутой поворот: он получил место ученика в школе города Слагельса, позже - в Эльсиноре. Теперь талантливому подростку не нужно было думать, как заработать на пропитание. Правда, школьная наука давалась ему тяжело. Его все время критиковал ректор учебного заведения, к тому же Ханс чувствовал себя некомфортно из-за того, что был старше своих одноклассников. Учеба закончилась в 1827 году, но писатель так и не смог освоить грамматику, поэтому до конца жизни писал с ошибками.

Творчество

Рассматривая краткую биографию Кристиана Андерсена, стоит уделить внимание его творчеству. Первый лучик славы принес писателю фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Это произведение опубликовали в 1833 году, и за него писатель получил награду от самого короля. Денежное вознаграждение дало возможность Андерсену осуществить поездку за границу, о которой он всегда мечтал.

Это стало стартом, взлетной полосой, началом нового жизненного этапа. Ханс Кристиан понял, что может проявить себя и на другом поприще, а не только в театре. Он начал писать, и писал много. Различные литературные произведения, в том числе и знаменитые «Сказки» Ханса Кристиана Андерсена вылетали из-под его пера, как горячие пирожки. В 1840 году он еще раз попробовал покорить театральные подмостки, но вторая попытка, как и первая, не принесла желаемого результата. Зато в писательском ремесле он имел успех.

Успех и ненависть

В мир выходит сборник «Книга с картинками без картинок», 1838 год ознаменовался выходом второго выпуска «Сказок», а в 1845-м мир увидел бестселлер «Сказки-3». Шаг за шагом Андерсен становился знаменитым писателем, о нем говорили не только в Дании, но и в Европе. Летом 1847 года он посещает Англию, где его встречают с почестями и триумфом.

Писатель и дальше продолжает писать романы и пьесы. Он хочет прославиться как романист и драматург, вот только истинную славу ему принесли сказки, которые он тихо начинает ненавидеть. Андерсен больше не хочет писать в этом жанре, но сказки появляются из-под его пера снова и снова. В 1872 году, в канун Рождества, Андерсен написал свою последнюю сказку. В этом же году он по неосторожности упал с кровати и получил тяжелые увечья. От травм ему так и не удалось оправиться, хотя после падения он прожил еще три года. Умер писатель 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Самая первая сказка

Не так давно в Дании исследователи обнаружили неизвестную до того времени сказку «Сальная свеча» Ханса Кристиана Андерсена. Краткое содержание этой находки простое: сальная свеча не может найти свое место в этом мире и впадет в уныние. Но однажды она встречает огниво, что разжигает в ней огонь, на радость окружающим.

По своим литературным достоинствам это произведение значительно уступает сказкам позднего периода творчества. Оно было написано, когда Андерсен еще учился в школе. Он посвятил произведение вдове священника г-же Бункефлод. Таким образом, юноша пытался ее задобрить и отблагодарить за то, что она оплачивала его непутевую науку. Исследовали сходятся во мнении, что это произведение наполнено слишком большим количеством нравоучений, здесь нет того мягкого юмора, а только мораль и «душевные переживания свечи».

Личная жизнь

Ханс Кристиан Андерсен никогда не был женат, и детей у него не было. В целом он не имел успеха у женщин, да и не стремился к этому. Однако любовь у него все-таки была. В 1840 году в Копенгагене он познакомился с девушкой по имени Дженни Линд. Спустя три года он напишет в своем дневнике заветные слова: «Я люблю!» Для нее он писал сказки и ей посвящал стихи. Но Дженни, обращаясь к нему, говорила «братец» или «дитя». Хотя ему было почти 40 лет, а ей - только 26. В 1852 году Линд вышла замуж за молодого и перспективного пианиста.

На склоне лет Андерсен стал еще более экстравагантным: он часто посещал публичные дома и подолгу там засиживался, но никогда не прикасался к девушкам, что там работали, а только говорил с ними.

Как известно, в советское время зарубежных писателей часто выпускали в сокращенном или переработанном варианте. Это не обошло стороной и произведения датского сказочника: вместо толстых собраний в СССР выпускались тонкие сборники. Советские писатели должны были любое упоминание о Боге или религии убирать (если не получается - смягчать). У Андерсена нет нерелигиозных произведений, просто в одних работах это заметно сразу, а в других теологический подтекст спрятан между строк. К примеру, в одном из его произведений есть фраза:

Все было в этом доме: и достаток, и чванливые господа, но не было в доме хозяина.

Но в оригинале написано, что в доме нет не хозяина, а Господа.

Или взять для сравнения «Снежную королеву» Ханса Кристиана Андерсена: советский читатель даже не подозревает, что когда Герде страшно, она начинает молиться. Немного досадно, что слова великого писателя переиначивали, а то и вовсе выбрасывали. Ведь настоящую ценность и глубину произведения можно понять, изучив его от первого слова до последней точки, поставленной автором. А в пересказе уже чувствуется что-то поддельное, бездуховное и ненастоящее.

Несколько фактов

Напоследок хотелось бы упомянуть о нескольких малоизвестных фактах из жизни автора. У сказочника был автограф Пушкина. «Элегия», подписанная русским поэтом, сейчас находится в Датской Королевской библиотеке. Андерсен же не расставался с этим произведением до конца своих дней.

Ежегодно 2 апреля во всем мире отмечают День детской книги. В 1956 году Международный совет по детской книге присудил сказочнику Золотую медаль - высшую международную награду, которую можно получить в современной литературе.

Еще при жизни Андерсену поставили памятник, проект которого он лично утвердил. Сначала проект изображал писателя сидящего в окружении детей, но сказочника это возмутило: «Я бы и слова не смог сказать в такой обстановке». Поэтому детей пришлось убрать. Теперь на площади в Копенгагене сидит сказочник с книгой в руке, в полном одиночестве. Что, впрочем, не так далеко от правды.

Андерсена нельзя назвать душой компании, он мог долгое время находиться наедине с собой, неохотно сходился с людьми и, казалось, жил в мире, который существовал только в его голове. Как бы цинично это ни звучало, но его душа была словно гроб - рассчитанная только на одного человека, на него. Изучая биографию сказочника, можно сделать только один вывод: писательство - это одинокая профессия. Если открыть этот мир кому-то еще, тогда волшебная сказка превратится в обычную, сухую и скупую на эмоции историю.

«Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная Королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине» и еще не один десяток сказок подарило миру перо автора. Но в каждой из них есть одинокий герой (главный или второстепенный - это неважно), в котором можно узнать Андерсена. И это правильно, ведь только сказочник может открыть дверь в ту реальность, где невозможное становится возможным. Если бы он вычеркнул себя из сказки, она бы стала простой историей без права на существование.

Информационная справка:

Самые популярные сказки Андерсена известны по всему миру. Иногда его герои грустные или несчастные, но всегда добрые и справедливые. Какие из них ребёнку понравятся больше, вы узнаете, прочитав всю коллекцию.

Как читать сказки Андерсена?

Чтобы понять, чему учат произведения писателя, нужно прочитывать их внимательнее, стараясь разглядеть мысль писателя за сказочным сюжетом и постараться объяснить смысл сказки ребёнку любого возраста. Особенность книг Андерсена для детей в том, что за простым повествованием могут скрываться удивительно глубокие идеи.

Какие сказки читать, ребёнок постарше решит сам. Для младшего родители должны выбрать маленькие произведения с позитивным окончанием сюжета, где добро побеждает зло. В противном случае впечатлительный ребёнок может очень расстроиться. Для чтения на ночь выбирайте лучшее, чтобы гарантировать малышу спокойный сон.

Особенность творчества сказочника

Писатель был из очень бедной датской семьи, и долгое время пытался стать знаменитым. Литературные опыты начал рано, но известность пришла к тридцати годам, когда вышел первый сборник для детей и пошли восторженные отзывы.

Сколько бед ему пришлось перенести за жизнь – неизвестно. Видимо поэтому Андерсен много пишет о самых простых предметах, украшая их сказочной сутью, которой так не хватало в жизни. Описание происходящего не всегда отличается радостью и позитивом, но характеристика бытовых событий под сказочным углом и фантазия автора просто поражает.

Предлагаем полное собрание сказок Андерсена, список которых достаточно большой. Среди них, наверное, самая известная «Снежная королева» и многие другие. Бесплатные возможности чтения и распечатки. Хорошо структурированный текст, удобный для восприятия. Короткие и длинные сказки без сокращений.

Биография

ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

    «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

    Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

    Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы?


    «ГАДКИЙ УТЕНОК»

    Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально-вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя.

    Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН

    Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример:

    В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ

    Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день.

    Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям.

    Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой.

    Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен.

    «ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...»

    В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка?

    Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал.

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»...

    Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

    Приходится только посочувствовать его друзьям, ибо им приходилось, общаясь с Андерсеном, учиться терпению. Да и как можно было вести себя с человеком, который на людях стремится говорить только о себе, который вечно жалуется, что болен, или плачет, если кто-нибудь ему перечит...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    «ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР»

    Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

    Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома.

    Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.)

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ

    Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал.

    В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным».

    Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!..

    События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему».

    В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен:
    - Ах, мой милый Андерсен,
    Андерсен, Андерсен!
    Ах, мой милый Андерсен,
    Все, все пройдет!..