Когда есть слезы, есть надежда.

Итак, завершился десятый сезон возрожденного британского сериала "Доктор Кто". В какой-то степени можно сказать, что это - тоже " ", за которой последует большой шотландский исход: проект покидают Двенадцатый Доктор Питер Капальди (правда, его зрители еще увидят в рождественском выпуске), обворожительная Мисси в исполнении Мишель Гомес, а также сценарист Стивен Моффат, ответственный за развитие Доктора с 2009 года. В адрес последнего то и дело сыпались упреки - если безмолвствовали поклонники Доктора, то за критику самоотверженно бралась .

Но последние два эпизода - "Будь вечны наши жизни" (World Enough and Time) и "Падение Доктора" (The Doctor Falls), созданные Моффатом, заставляют взять часть обвинений обратно и приятно удивляют неожиданными поворотами сюжетных линий и многочисленными отсылками к обширному наследию, связанному с образами и приключениями первых восьми Докторов.

В них мы видим стремительное (правда, не всегда синхронное, но и на это есть любопытное объяснение) развитие событий на огромном космическом корабле, неумолимо движущемся в сторону гигантской черной дыры. Вскоре после высадки и предварительной рекогносцировки оказывается, что корабль захвачен киберлюдьми с Мондаса - заклятыми врагами первых двух докторов времен "Десятой планеты". Билл, как единственный человек в компании Доктора, разлучается со своими спутниками и становится свидетелем антиутопической картины, разворачивающейся за пределами "госпиталя", в котором отдельных счастливчиков, страдающих от болезней на все более ядовитом и ветшающем урбанистическом этаже-мире, превращают в киберлюдей, иммунных ко всем недугам.

И вновь безнадежную ситуацию спасают силы, явленные в бессчетном количестве произведений мировой классики - любовь и страдание оказываются способны во многом свести на нет старания беспощадного "колдовства", принимающего в данном случае формы изощренной биоинженерии.

Не менее интересна линия с Мисси и появившимся (как черт из коробочки) Мастером. Помимо достаточно запутанной (и до сведения челюстей политкорректой) притчи о том, что пол для антагонистов Доктора - дело непостоянное и меняющееся с последующими воплощениями, зрителей ждет неожиданное развитие образа Мисси, а также весьма элегантное объяснение особенностей их взаимоотношений в реальном времени.

Последний эпизод, с новым прочтением кочующей фабулы "красавицы и чудовища", поражает накалом эмоций и в очередной раз поднимает Двенадцатого Доктора на новые высоты. Отчаяние, обманутость, немощь, потерянность, безысходность и верность долгу - через весь этот калейдоскоп чувств и все круги собственной рефлексии приходится проходить Доктору во время своего падения. Без надежды, без свидетелей и без награды. И то, как Доктор идет на свой последний бой, обнажает в нем глубокую связь с более ранними своими воплощениями (что так часто раздражает и вызывает непонимание у тех, кто начал смотреть "современный сериал", не заглянув в предысторию), делает из него глубоко трагического персонажа, понимающего свою обреченность и, тем не менее, идущего до конца.

В одиночку и врукопашную сражаясь с киберлюдьми, он припоминает свое прошлое, словно бы заново проживая жизнь, со всеми ее победами и поражениями. Смертельным ранением является даже не столб пламени, разрывающий грудную клетку, а реплика "доктора не нужны", ранящая его в самое сердце, ибо брошена она тем, кто никогда ранее не сомневался в человечности обладателя аж двух пламенных моторов. Но, даже сдаваясь, Доктор не делает самого последнего шага к краю пропасти.

Постапокалиптическая картина не дает шансов на сколько-нибудь положительный исход, однако в данном случае помощь подоспевает совсем уж неожиданно. А перед этим, закрывая глаза, Доктор изрекает, что напоследок хотел бы увидеть звезды - типичная поэтическая мечта землян, над которой Доктора так любят подтрунивать, стала, как ни странно, предсмертным желанием Доктора. А также неосознанной мольбой о помощи без малейшего упования на то, что она будет услышана.

Пробуждение Доктора - коллективный призыв всех тех, кто так нуждался в нем все эти годы. Галерея образов, преимущественно женских, сменяющих друг друга, заканчиваются призывом Ривер Сонг. Но даже она не в силах вдохнуть в него жизнь, в отличие от другой личности, чей оклик, по-видимому, может проникнуть в самые глубины сознания. Перед приходящим в себя Доктором проносится вихрь из самых драматичных моментов жизней в Четвертой, Десятой и Одиннадцатой его реинкарнациях.

Доктор уходит. Но в его собственных словах нет хладнокровного мужества Кристофера Экклстона, надрывного отчаяния Дэвида Теннанта и сентиментальности Мэтта Смита. "Доктор, который выжил" (а именно на эту трактовку намекает остроумная визуальная отсылка к Гарри Поттеру) подчиняет свои эмоции силе воли: "Я не хочу меняться!". "Что бы то ни было, я остаюсь", - провозглашает он, понимая всю двоякость своего положения: если он и не сможет остаться в своем текущем обличье, то дать обет следовать своим идеалам ему под силу.

Но зашкаливающий драматизм происходящего был бы попросту неестественен, если бы на смену ему не пришел ироничный британский юмор. Когда Капальди в очередной раз говорит, что он - "тот самый Доктор", таинственный незнакомец его ненавязчиво поправляет и голосом детского врача (и, парадоксально, Аргуса Филча) утешает: ну, полноте, он всего лишь один из многих. И право на такое заявление имеет только… самый Первый, прошедший через все. И протягивающий руку своему собрату.

«Без надежды. Без свидетелей. Без награды».

В закладки

1 июля вышел финальный эпизод 10 сезона «Доктора Кто». Это последний сезон для Стивена Моффата («Шерлок») как шоураннера и Питера Капальди в роли Доктора. Дальше - рождественский спецвыпуск, ну а потом - чёрт знает.

Но пока что не будем заглядывать в будущее, лучше поговорим о прошлом. Всё-таки эпоха ушла.

В материале есть спойлеры .

«Там, где есть слезы, есть надежда»

Десятый сезон «мягким перезапуском» не просто так: предыдущие события Моффат оставляет в прошлом, вводит новую спутницу - Билл, которую играет очень талантливая актриса Пёрл Маки.

Билл задаёт много вопросов, ну а Доктор честно на них отвечает: в 10 сезоне есть обязательный минимум данных, чтобы новичку было комфортно смотреть. Безумная во всех смысла история с Кларой из прошлых сезонов забыта: туда ей и дорога.

Я надеюсь, мы ещё увидим Билл в сериале. Одна из самых «живых» спутниц Доктора

Этим сезоном Стивен Моффат словно прибирается за собой. Исправляет всё, что натворил. Делает так, чтобы Чибнеллу было где развернуться, подготавливает почву и возвращает всё на свои места.

Десятый сезон шоу вышел очень разрозненным: я ждал, что хотя бы часть сюжетных арок найдёт своё отражение в финале, но на него повлиял только во многом неудачный первый эпизод, и всё. В сезоне не было масштабных событий, не было серьёзных конфликтов, не было важных для вселенной идей и концепций за исключением финальных серий.

Рождение киберлюдей действительно жуткое (несмотря на внешний вид)

Была в мире «Доктора Кто» такая раса - Тишина. Они обитали среди людей, но никто о них не знал. Стоило только потерять Тишину из виду, как воспоминания о них сразу улетучивались, как будто и не было. Ирония в том, что с тех пор, как Доктор победил Тишину, больше о них никто не вспоминал.

Вот и эпоха Моффата, кажется, не останется в памяти надолго. Я смотрю сериал с перезапуска в 2005-м, но помню в основном работы предыдущего шоураннера - Рассела Т. Дэвиса, который занимался сериалом до 2010 года. Да, многие яркие эпизоды для него написал Стивен Моффат: «Пустой ребёнок», «Тишина в библиотеке», «Не моргай». Но Дэвис ставил во главу угла концепции удивительных миров, и именно этим сериал запоминался.

Но сейчас, когда всё уже почти закончилось, становится очевидно - Моффат не сделал сериал хуже, он сделал его совершенно иным, сместил акценты. Последние эпизоды сезона подчёркивают то, что было самым важным в его «Докторе» - эмоции. А эмоции быстро выветриваются из головы.

Финальный конфликт, честно говоря, выдался несколько пресным - вновь киберлюди, вновь практически полное отсутствие логики, да и масштаба в истории не хватает.

Всё дело в смещённом акценте. В сериал возвращается лучший друг и злейший враг Мастер, да ещё и сразу в двух ипостасях - женщина Мисси из настоящего и Мастер в исполнении Джона Симма из прошлого. Мастер искренне ненавидит Доктора, а Мисси - проявляет симпатию, исправляется. Моффат показывает, что даже такое омерзительное существо как Мастер, который раньше не глядя уничтожал целые миры, может испытывать сострадание.

Мастер и Мисси, будучи одним и тем же существом, даже флиртуют между собой. Более того, у Мастера на Мисси «встаёт»

На отношениях Доктора и Мастера ставится особый акцент. Нечто подобное Моффат провернул в «Шерлоке», но здесь он идёт дальше. Доктор в открытую сообщает, что когда-то был влюблён в своего друга, ставшего затем врагом. Повелители времени - самая цивилизованная раса во Вселенной, которая давно преодолела гендерные условности и стереотипы. Так Доктор говорит Билл, которая в первой же серии открывает зрителю свою гомосексуальность.

Стивен Моффат, по сути, сделал из Доктора супергероя. «Обожаю, когда меня окружают. Ведь все смотрят только на меня» - говорит он в финальной серии. И наконец-то приходит осознание: авторы разводили пафос на протяжении многих сезонов для того, чтобы показать простую вещь. Огромное самомнение Доктора - это иллюзия, которая направлена против его врагов. Напускная гордыня служит только сохранению жизни во вселенной.

Глядя в глаза Мастеру, Доктор рассыпается в объяснениях и пытается склонить его на свою сторону. И этот монолог целиком характеризует Доктора-супергероя, каким его видит Моффат.

Победа? Думаешь, в ней дело? Я не пытаюсь победить. Я делаю это не потому, что хочу победить кого-то, не потому, что я кого-то ненавижу или пытаюсь обвинить. Не потому, что это забавно. И, видит бог, не потому, что мне это легко даётся, ведь так бывает не всегда.

Я делаю это потому, что это правильно. А главное – это доброе дело. Вот и всё. Дело в доброте. Если я сбегу сегодня, многие погибнут. Но если я останусь и буду сражаться, то некоторые смогут выжить. Быть может немногие, может ненадолго. Знаешь, возможно, в этом нет никакого смысла. Но это лучшее, что я могу сделать. Я останусь здесь, пока не умру. И ты тоже умрёшь! Однажды. Как это произойдёт? Думал ли ты об этом? За что ты умрёшь? Я есть то, за что я стою. А за что я стою - то меня и погубит. ​

Протяжный женский всхлип тонет во тьме, отскакивает от толстых стен и возвращается эхом к владельцу. Поразительно, что может сделать время и коробка без окон и дверей со внутренним «я» повелителя времени. Казалось, два простых элемента - время и изоляция, еще более простая формула, а результат - ужасающий.

Итог страшен, но до него еще надо дойти. Что же сломало даму в строгом платье темно-фиолетового цвета?

Она сломала себя .

Нет-нет-нет, она сломалась еще давно, как фарфоровая кукла с хрупкими ножка-ручками. Только вот эта фарфоровая кукла в виде дамы в строгом платье темно-фиолетового цвета не такая хрупкая, какой кажется казалась. На протяжении многих лет и многих жизней в ней был стержень, который надломился после одной произнесенной фразы. Она сломала ее, вернее, тот, кто ее произнес. А коробка с четырьмя стенами просто доделала начатое.

Остаться наедине со своим собственным «я» - пытка для таких, как она. А каких? Таких, которые считают себя машинами без чувств? Таких, кто абсолютно уверен, что у них нету души, после всего, что они сделали? Да, таких. Таких, как Мисси.

Внутри все сжимается, до боли терзая сердце… одно. Второе, похоже, уже не бьется от раздирающей душевной боли. Мысли роем летают в голове и ускользают так же, как и все перед глазами, покрытыми мутной пеленой. Собственное тело будто объявило бойкот - дама в строгом платье темно-фиолетового цвета не может сконцентрироваться на чем-то одном и просто подняться на ноги. Кожаные сапоги давят, причиняя саднящую боль, но это ничто, по сравнение с болью, поселившейся в обеих сердцах.

Мисси смеется над собой сквозь зубы, проклиная собственный разум, который против нее:

«Кто же так говорил?» - до боли знакомый голос повторяет ту простую фразу, и это раздражает намного сильнее, чем недавно утихшая барабанная дробь. По началу фраза успокаивала и помогала сконцентрироваться - расставить все события по полочкам, осознать, что произошло, отметить старт, когда Мисси начала меняться. А теперь обрывистая фраза стучит по стенкам сознания, вынуждая лезть на одну из четырех стенок.

«Кто же ты, таинственный незнакомец?» - голос срывается. Слезы и смех смешиваются воедино уже в который раз, превращаясь в истерику.

«Дай вспомнить твое имя. Имя, имя » - протяжный смех пугает даже саму Мисси: с каждой произнесенной буквой обрывисто произнесенной фразы костяшки на руках чувствуются слабее, а на одной из четырех стен струйкой бежит кровь.

«Я имею право знать твое имя, ведь этой убогой фразой ты сломал меня, не хуже этой коробки. Из-за этой фразы я здесь!»

Смех становится громче, голосовые связки болят от перенапряжения. Раньше Мисси никогда бы не позволила давать волю всем скопившемся эмоциям, ведь раньше она была дамой в строгом платье темно-фиолетового цвета, от которого всегда пахло лавандой. Сейчас же от платья, да и во всей этой коробке пахло отчаянием с нотками безумия. Аккуратные локоны растрепались и превратились в лохмы, свисавшиеся на лицо. Бледные и изящные руки изменились до неузнаваемости.

«А это все ты виноват,» - Мисси облокотилась спиной на стену и съехала по ней вниз, - «Ты виноват во всем, что со мной произошло, ведь это ты сказал мне ту фразу, ты разрушил мою жизнь, поэтому, я должна знать хотя бы твое имя!! »

Глупые, неразумные мысли и вопросы затмевали собою важные. Вопросы и события до того, как/зачем/кто/почему поместил Мисси в эту коробку, были так же затуманены той фразой. Похоже, она сведет с ума.

«Имя! И м я!» - новые силы позволили вскочить и бездумно (как всегда в этой коробке) бегать от одной стене к другой, точно отскакивать от них кинутым попрыгунчиком. Все продолжалось до тех пор, пока ноги не подкосились, и Мисси не упала вперед, чудом не разбив нос.

Казалось, это падение поглотило последние теплящиеся в ней силы - она продолжила лежать посередине комнаты без окон и дверей, не шевелясь. Смех утихал, превратившись в сип, а затем в сдавленный всхлип - она и правда сходит с ума.

«Фраза» - шепот темнота сглатывает охотнее и не возвращает эхом владельцу.

«Ты сказал мне это. Ты… твое имя такое знакомое. Кажется, что вот-вот слетит с кончика языка. Ты…»

Женщина могла поклясться, что собственный разум откровенно над ней шутит - это имя было произнесено намного больше раз, чем собственное. Оно такое легкое, но за ним всегда таилась какая-то разрушающая сила, которую Мисси никогда не хотела принимать. Это имя, произнесенное вслух, дарило надежду, которую женщина всегда ненавидела всей душой, если у нее такая еще есть. Имя, означающее, что помощь близко, что помощь идет…

Доктор

«Доктор» - с губ слетает имя, в очередной раз растворяясь во тьме.

«Доктор» - слезы и отчаяние берут верх - истерика перешла во вторую фазу.

Каждый следующий раз произнесенное вслух имя звучало тверже, уверенней и произносилось более быстро, словно Мисси боялась, что разум опять сыграет с ней злую шутку, и она забудет это имя. Оно стало жизненной мантрой. Оно подарило надежду, которую Мисси всегда ненавидела и теперь тоже ненавидит, но меньше, благодаря Доктору.

Мисси вскочила с пола и теперь, напевая имя, продолжила отталкиваться руками от одной стенке к другой. Дикий смех утонул в постороннем звуке материализации голубой синей будки. Завихрения ветра от ТАРДИС заставил пропасть все мысли из головы, а Мисси - замереть и и во все глаза смотреть на нее: ТАРДИС прилетела в эту коробку. ТАРДИС прилетела за ней .

Дверца скрипит. Резко и до боли знакомо, до приятной, сладостной боли. Собственное имя звучит чуждо и странно. Обеспокоенный, полный печали взгляд Доктора выбивает теперь все силы. Даже те, которые были на вечном адреналине. Ноги подкашиваюся, но колени не успевают встретиться с полом - плечи подхватывают родные руки и уже мягко опускают на пол. Лавина вопросов, обрушиваемая на Мисси Доктором остается без внимания: дама в помятом платье и растрепанными волосами пытается держаться прямо, пытается скрыть все чувства за маской безразличия.

«Фраза» - выдает Мисси, как обычно, лишая все смысла, - «Твоя фраза изменила меня, и из-за нее, я оказалась здесь» - слезы капают на мятое платье, а в это время теплые ладони блуждают по впалым щекам, стирая свежие дорожки от слез, - «Без надежды. Без свидетелей. Без награды»

«Прости. Мне так жаль, так жаль… Ты представить себе не можешь, как я горд тобой»

Доктору стыдно. Так стыдно, что он прячет голову на плече хрупкой дамы и вдыхает уже родной, еле уловимый запах лаванды и строгих женских духов. Мисси сидит на полу, поэтому упасть она уже не сможет, но почему кажется, что вот-вот упадет еще раз? Дыхание спирает, тело снова не слушается, оседая в чужих руках, но в этот раз Мисси этому даже рада. Она - мазохистка и понимает это только когда находится в опасном для сердец присутствии Доктора. Они бьются чаще, заглушая разум и стирая воспоминания прошлой вражды, стирая воспоминания прошлой жизни.

Так они и сидели. Сидели в объятиях друг друга в темной комнате без дверей и окон, освещаемой лишь тусклым светом единственного фонаря на полицейской будке, с надеждой, которую Мисси ненавидит теперь еще меньше, без свидетелей, которые никогда не нужны в такие редкие моменты и… с наградой, в виде Доктора. Свидание с собственным «я» изменило Мисси еще до этой треклятой коробки. Хотя, эта коробка не так уж и плоха, если знать, какое спасение последует после «милого» времяпровождения в этом плене.

Спасение в виде Доктора. Он - ее спасение после всех мучений в новой, исправленной им же, жизни. Доктор - новая жизнь Мисси.


1. Пилот (The Pilot)

- Чего мы не видим, когда смотрим на свое отражение?

Знакомьтесь - Билл Поттс. Она работает в университете Святого Луки, подает картошку студентам, и в ее жизни ничего никогда не происходит. И вот однажды она узнает, что за этим миром скрыт другой. Знакомое лицо в воде и любовь, подошедшая к концу, не успев даже начаться, изменят ее жизнь навсегда - ведь именно в этот день Билл встретит Доктора.

Доктор: Представь, что все время происходит одновременно. Все мгновения твоей жизни разложены перед тобой как один большой город, в котором улицы - ряды домов, а дома - дни. День твоего рождения, день твоей смерти. День, когда ты влюбляешься, день, когда любовь подходит к концу. Целый город, построенный из печалей, радостей, скуки, смеха, стрижки ногтей. Лучшее место на свете. Время относительно для нас в пространстве наших жизней. Время и относительное измерение в пространстве. Это и значит жизнь.

2. Улыбнись (Smile)

- Или мой кабинет, или все, что когда-либо было и будет. Пока не закипел чайник - выбирай.

В далеком будущем на краю галактики находится сверкающий, идеальный город. Говорят, в этой новой колонии людей сокрыт секрет человеческого счастья. Но улыбки Доктор и Билл находят лишь на лицах черепов. Что-то живое прячется в стенах, эмодзи-боты наблюдают за ними из тени, а Доктор и Билл пытаются раскрыть ужасную тайну…

Билл: Я, наверно, с ума сошла, если мне не страшно, а очень интересно?
Доктор: Смайлики, селфи, мобильные устройства связи. Да это же просто утопия для непутевых подростков.
Билл: Что такое утопия?
Доктор: Вымышленное идеальное место.
Билл: Но это место ведь не вымышленное.
Доктор: И готов поспорить, вовсе не идеальное.

3. Тонкий лед (Thin Ice)

- Выходит, у ТАРДИС есть платья и она любит попадать в переделки? Кажется, я немножко в нее влюбилась.

В Англии эпохи Регентства подо льдом замерзшей Темзы что-то шевелится. Доктор и Билл прибывают на последнюю зимнюю ярмарку и берутся расследовать серию таинственных исчезновений - люди пропадают на льду! Билл предстоит узнать, что прошлое больше походит на ее мир, чем она предполагала, и что не все чудовища родом из далекого космоса.

Доктор: Гипотеза: подо льдом в Темзе что-то есть, и оно пожирает людей.
Билл: Ладно.
Доктор: Предложение: нужно взглянуть поближе.
Билл: Не вопрос.
Доктор: План: давай нас сожрут.

4. Тук-тук (Knock Knock)

- Слышала, как деревья скрипели, когда мы пришли сюда?
- Да, от ветра.
- Никакого ветра не было.

Билл решила съехаться с друзьями, и они отыскали отличный дом. Ну и что, что он на удивление дешевый, а домовладелец немного жутковат? Дует ветер, половицы скрипят, и Доктору кажется, что творится что-то неладное. Что скрывается в странной башне в сердце дома, и почему в нее нельзя никак попасть?

5. Кислород (Oxygen)

- Истинный облик Вселенной ты видишь, только когда она просит тебя о помощи.

Доктор, Билл и Нардол отзываются на сигнал тревоги из космоса и оказываются в ловушке на космической станции. В живых из экипажа остались только четверо, остальные убиты, но все еще ходят! В будущем, где кислородом торгуют, а скафандры ценнее тех, кто их носит, команда ТАРДИС борется за выживание с худшим злом на свете.

6. Экстремис (Extremis)

- Они читают «Истину» и выбирают ад.

В Еретикуме (тайной ватиканской библиотеке ереси) есть древняя книга, известная как «Истина» (The Veritas). За всю историю каждый, кому доводилось ее прочесть, тут же сводил счеты с жизнью. В интернете появился новый перевод этой книги, и угроза распространяется. Ватикан обращается за помощью к Доктору. Прочтет ли он «Истину»? И сможет ли выжить, узнав высшую правду?

7. Пирамида на краю света (The Pyramid at the End of the World)

- Страх бесполезен. Мы должны быть любимы.

Пирамида, которой уже пять тысяч лет, стоит посреди зоны военных действий, где вот-вот сойдутся в битве армии Китая, России и Америки. Загвоздок много, но одна беспокоит Доктора больше прочих - еще вчера никакой пирамиды на этом месте не было. Доктор, Билл и Нардол сталкиваются с инопланетным вторжением, которого раньше не бывало - перед захватом планеты пришельцам нужно согласие человечества.

8. Положение (The Lie of the Land)

- Прости, Билл, я очень хотел, чтобы ты поняла!
- Боже, это все взаправду, ты на самом деле это делаешь!

Весь мир в заблуждении, и правду видит только Билл Поттс. Теперь даже Доктор сражается не за тех, и именно Билл должна убедить его, что человечество в смертельной опасности. А если не удастся, ей придется просто убить своего лучшего друга.

9. Императрица Марса (The Empress of Mars)

- Выбор прост, Иракса. Прост и совсем не нов. Мы должны жить вместе. Или вместе погибнуть.

Доктор, Билл и Нардол прибывают на Марс и оказываются в гуще невозможного конфликта между ледяными воинами… и солдатами Викторианской эпохи. Марсианское войско пробуждается вокруг, а Доктору предстоит нелегкий выбор - ведь на этот раз люди вторгаются к ледяным воинам, а не наоборот. Земля объявляет войну Марсу, так чью же сторону выберет Доктор?

10. Пожиратели света (The Eaters of Light)

Давным-давно в туманах Шотландии исчез девятый римский легион. У Билл есть догадки о том, что могло с ним случиться, а у Доктора - машина времени. Но оказавшись в древнем Абердиншире, они находят угрозу страшнее любой армии - дверь в кургане, ведущую в конец света.

11. Будь вечны наши жизни (World Enough and Time)

- Меня зовут Доктор Кто.

Ради дружбы Доктор совершает большую ошибку. В ловушке на огромном космическом корабле, в горизонте событий черной дыры он видит смерть человека, которого поклялся защищать. Сможет ли он искупить ошибку? Или ничего уже не изменить? На этот раз главный враг Повелителя времени - само время…

12. Падение Доктора (The Doctor Falls)

- Без надежды, без свидетелей, без награды.

Мондасские киберлюди восстали, и пришел час последней битвы Доктора…

«Без надежды. Без свидетелей. Без награды».

В закладки

1 июля вышел финальный эпизод 10 сезона «Доктора Кто». Это последний сезон для Стивена Моффата («Шерлок») как шоураннера и Питера Капальди в роли Доктора. Дальше - рождественский спецвыпуск, ну а потом - чёрт знает.

Но пока что не будем заглядывать в будущее, лучше поговорим о прошлом. Всё-таки эпоха ушла.

В материале есть спойлеры .

«Там, где есть слезы, есть надежда»

Десятый сезон «мягким перезапуском» не просто так: предыдущие события Моффат оставляет в прошлом, вводит новую спутницу - Билл, которую играет очень талантливая актриса Пёрл Маки.

Билл задаёт много вопросов, ну а Доктор честно на них отвечает: в 10 сезоне есть обязательный минимум данных, чтобы новичку было комфортно смотреть. Безумная во всех смысла история с Кларой из прошлых сезонов забыта: туда ей и дорога.

Я надеюсь, мы ещё увидим Билл в сериале. Одна из самых «живых» спутниц Доктора

Этим сезоном Стивен Моффат словно прибирается за собой. Исправляет всё, что натворил. Делает так, чтобы Чибнеллу было где развернуться, подготавливает почву и возвращает всё на свои места.

Десятый сезон шоу вышел очень разрозненным: я ждал, что хотя бы часть сюжетных арок найдёт своё отражение в финале, но на него повлиял только во многом неудачный первый эпизод, и всё. В сезоне не было масштабных событий, не было серьёзных конфликтов, не было важных для вселенной идей и концепций за исключением финальных серий.

Рождение киберлюдей действительно жуткое (несмотря на внешний вид)

Была в мире «Доктора Кто» такая раса - Тишина. Они обитали среди людей, но никто о них не знал. Стоило только потерять Тишину из виду, как воспоминания о них сразу улетучивались, как будто и не было. Ирония в том, что с тех пор, как Доктор победил Тишину, больше о них никто не вспоминал.

Вот и эпоха Моффата, кажется, не останется в памяти надолго. Я смотрю сериал с перезапуска в 2005-м, но помню в основном работы предыдущего шоураннера - Рассела Т. Дэвиса, который занимался сериалом до 2010 года. Да, многие яркие эпизоды для него написал Стивен Моффат: «Пустой ребёнок», «Тишина в библиотеке», «Не моргай». Но Дэвис ставил во главу угла концепции удивительных миров, и именно этим сериал запоминался.

Но сейчас, когда всё уже почти закончилось, становится очевидно - Моффат не сделал сериал хуже, он сделал его совершенно иным, сместил акценты. Последние эпизоды сезона подчёркивают то, что было самым важным в его «Докторе» - эмоции. А эмоции быстро выветриваются из головы.

Финальный конфликт, честно говоря, выдался несколько пресным - вновь киберлюди, вновь практически полное отсутствие логики, да и масштаба в истории не хватает.

Всё дело в смещённом акценте. В сериал возвращается лучший друг и злейший враг Мастер, да ещё и сразу в двух ипостасях - женщина Мисси из настоящего и Мастер в исполнении Джона Симма из прошлого. Мастер искренне ненавидит Доктора, а Мисси - проявляет симпатию, исправляется. Моффат показывает, что даже такое омерзительное существо как Мастер, который раньше не глядя уничтожал целые миры, может испытывать сострадание.

Мастер и Мисси, будучи одним и тем же существом, даже флиртуют между собой. Более того, у Мастера на Мисси «встаёт»

На отношениях Доктора и Мастера ставится особый акцент. Нечто подобное Моффат провернул в «Шерлоке», но здесь он идёт дальше. Доктор в открытую сообщает, что когда-то был влюблён в своего друга, ставшего затем врагом. Повелители времени - самая цивилизованная раса во Вселенной, которая давно преодолела гендерные условности и стереотипы. Так Доктор говорит Билл, которая в первой же серии открывает зрителю свою гомосексуальность.

Стивен Моффат, по сути, сделал из Доктора супергероя. «Обожаю, когда меня окружают. Ведь все смотрят только на меня» - говорит он в финальной серии. И наконец-то приходит осознание: авторы разводили пафос на протяжении многих сезонов для того, чтобы показать простую вещь. Огромное самомнение Доктора - это иллюзия, которая направлена против его врагов. Напускная гордыня служит только сохранению жизни во вселенной.

Глядя в глаза Мастеру, Доктор рассыпается в объяснениях и пытается склонить его на свою сторону. И этот монолог целиком характеризует Доктора-супергероя, каким его видит Моффат.

Победа? Думаешь, в ней дело? Я не пытаюсь победить. Я делаю это не потому, что хочу победить кого-то, не потому, что я кого-то ненавижу или пытаюсь обвинить. Не потому, что это забавно. И, видит бог, не потому, что мне это легко даётся, ведь так бывает не всегда.

Я делаю это потому, что это правильно. А главное – это доброе дело. Вот и всё. Дело в доброте. Если я сбегу сегодня, многие погибнут. Но если я останусь и буду сражаться, то некоторые смогут выжить. Быть может немногие, может ненадолго. Знаешь, возможно, в этом нет никакого смысла. Но это лучшее, что я могу сделать. Я останусь здесь, пока не умру. И ты тоже умрёшь! Однажды. Как это произойдёт? Думал ли ты об этом? За что ты умрёшь? Я есть то, за что я стою. А за что я стою - то меня и погубит. ​