Князь-витязь святослав игоревич, сын ольги. Великий князь святослав игоревич

князь Святослав Игоревич (храбрый) 942 - март 972.
Сын князя Игоря и княгини Ольги.
князь новгородский 945-969 г.
великий князь киевский с 964 по 972 г.

Великий князь, который навсегда вошел в историю Руси как князь воин. Мужеству и самоотверженности князя не было придела. О Святославе Игоревиче известно не очень много, историки например спорят о дате его рождения. Однако, несмотря на некоторую туманность и неизвестность, летописи донесли до нас некоторые факты, по которым мы можем охарактеризовать Святослава.

Первый раз имя Святослава упоминается в летописи, описывающей события 945 года, когда мать Святослава княгиня Ольга направилась с войском к древлянам отомстить за смерть мужа князя Игоря. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем малышом, поэтому копье улетело недалеко и упало перед конем, на котором сидел Святослав. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов - только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству вести войны обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд.

С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Внутренние дела государства не особо интересовали Святослава. Не любил князь сидеть в Киеве, его прельщали новые завоевания, победы, и богатая добыча. Он всегда вместе со своей дружиной участвовал в сечи. Носил простые воинские доспехи. В походах не имел шатра, ни возил с собой возов, котлов и мясо. Питался вместе со всеми, зажарив на костре, какую либо дичь. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть -предупреждение: «Хочу на вы идти».

Первый большой поход Святослав совершил в 964 году - против Хазарского каганата. Это было сильное иудейское государство в низовьях Волги, которое обложило славянские племена данью. Дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил захватил и разрушил столицу иудейской Хазарии город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе. На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае - город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Второй большой поход Святослав совершил в Болгарию в 968 году. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. Прийти на выручку союзной державе русский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 году князем Игорем. К тому же Византийский царь прислал дары золотом, сопровождавшим просьбу о военной помощи. Кроме того Болгария уже приняла христианство, а как известно князь Святослав был последователем древней веры предков и большим противником христианства. На уговоры своей матери принять христианство он отвечал: «Вера христианска - уродство есть!»

Святослав с 10-тысячным войском разгромил 30-тысячное войско болгар и захватил город Малую Преславу. Этот город Святослав назвал Переяславцем. Святослав даже хотел перенести столицу из Киева в Переяславец, мотивируя это тем, что этот город находится по середине его владений, и «сюда стекаются все блага из Греческой Земли» (Переяславец находился на пересечении торговых путей на Балканы и в западную Европу). В это время Святославу поступили тревожные известия из Киева, о том, что город осадили печенеги. Болгарский царь Петр вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. Оставив часть дружины в Переяславце, князь поспешил в Киев и разбил печенегов. Через три дня княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае.

Пока бил печенегов, в Переяславце поднялось восстание, и болгары выбили русских дружинников из города. Князь никак не мог смириться с таким положением дел, и опять повел войска на запад. Он разгромил войско царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потерял многих воинов и не пошел дальше, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец.

В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Там, в городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии, отрезанное от родной земли, войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол.

Наконец, 22 июля 971 года русские начали свой последний бой. Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Некуда нам деться, надо биться - волею или неволей. Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». И ответили ему воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань - этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно.

Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный".

Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так погиб князь Святослав Игоревич. Случилось это в 972 году.

Как уже говорилось, саму Киевскую Русь Святослав в 970 г., перед походом в Дунайскую Болгарию, разделил между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу - Древлянская земля, а Владимиру - Новгород.

годы правления: 957-972 )

  СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (?- 972) - князь киевский с 957 г.

Сын князя Игоря Старого и княгини Ольги . Впервые имя Святослава упоминается в летописи под 945 г. После гибели в древлянской земле его отца он, несмотря на то что был еще очень мал, участвовал с Ольгой в походе против древлян.

Святослав рос истинным воином. Жизнь он проводил в походах, ночевал не в шатре, а на конской попоне с седлом под головой.

В 964 г. дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по р. Десна, вступила в земли вятичей, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских булгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Князь захватил и разрушил столицу Хазарского каганата г. Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе.

В 968 г. Святослав по настойчивым просьбам Византии, основанным на русско-византийском договоре 944 г. и подкрепленным солидным золотым подношением, отправился в новую военную экспедицию - против Дунайской Болгарии. Его 10-тысячное войско разгромило 30-тысячное войско болгар и захватило г. Малый Преслав. Этот город Святослав назвал Переяславцем и объявил столицей своей державы. В Киев он возвращаться не хотел.

В отсутствие князя печенеги напали на Киев. Но приход небольшой рати воеводы Претича, принятой печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева.

Святославу с частью дружины пришлось вернуться в Киев. Разгромив печенежское войско, он объявил матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце-на-Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все добро: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед ". Вскоре княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае.

Здесь он разгромил войско болгарского царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная до Балканских гор. Весной 970 г. Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Разбив армию византийцев, Святослав, однако, не пошел далее. Он взял с греков "дары многие" и вернулся назад в Переяславец. Весной 971 г. новое византийское войско, усиленное флотом, напало на дружины Святослава, осажденные в г. Доростол на Дунае. Осада продолжалась более двух месяцев. 22 июля 971 г. русские войска под стенами города потерпели тяжелое поражение. Святослав вынужден был начать переговоры о мире с императором Иоанном Цимисхием.

Встреча их произошла на берегу Дуная и подробно описана византийским хронистом. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки смогли лишь по рубахе, которая была чище, чем у других дружинников, и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо.

Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских порогов, его поредевшее войско поджидали извещенные греками печенеги. В неравном бою дружина Святослава и он сам погибли. Из черепа Святослава печенежский князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать чашу для пиров.

Правление Святослава (кратко)

Правление князя Святослава - краткое описание

Основную часть своей жизни русский князь Святослав провёл в боевых походах. Его первое боевое крещение состоялось в возрасте четырех лет. Данный поход на древлян был организован матерью Святослава великой княгиней Ольгой, которая решила таким образом отомстить за своего мужа князя Игоря, которого древляне жестоко убили. По славянской традиции вести войско мог только князь, и именно четырёхлетний Святослав метнул первый копьё, тем самым отдав приказ войску.

Внутренние государственные политические дела совсем не интересовали Святослава, и поэтому все права на решение данных вопросов он предоставил своей матери. Князь был настоящим воином, а его дружина была мобильной, так как Святослав не брал с собою ни шатров, ни каких-либо удобств. Кроме того, князь пользовался авторитетом даже у врагов, так как никогда не нападал исподтишка, а предупреждал противника об нападении.

В 964 году князь Святослав выступает в поход в Хазарию. Маршрут его проходит через земли вятичей, плативших дань хазарам. Святослав заставляет их платить дань Руси и снова выступает в путь (к Волге). После разбития Волжской Булгарии великий князь-воин в 965 году полностью побеждает хазар, захватив их основной город Белую Вежу. Данный поход был окончен с захватом Прикавказья.

Отдых в Киеве от ратных трудов был не продолжителен, так как прибывшее посольство Никифора Фоки попросило помощи против болгар, которые жили на придунайских землях. Данный поход также увенчался успехом. Более того князь Святослав даже захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец.

В 968 году во время отсутствия в Киеве Святослава печенеги окружили город. Только благодаря призванному Ольгой воеводе Петичу кочевники отступили. После возвращения в Киевские земли князя были и вовсе прогнаны далеко за границы государства.

После смерти 969 году княгини Ольги Святослав оставляет своих сыновей (Ярополка, Владимира и Олега) править, а сам выдвигает дружину в новый военный поход против болгар, который окончился очень плохо для русской дружины, где в ходе войны с греками Святослав заключил мирный договор по которому он должен был покинуть земли, выдать пленных и препятствовать любым нападениям на Византию.

В это же время Киев снова был окружён печенегами, которые и разбили войско Святослава, убив князя. После него на киевский престол взошёл его сын Владимир.

из книги

Альберт МАКСИМОВ

РУСЬ, КОТОРАЯ БЫЛА-2

Альтернативная версия истории

ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР

Итак, Свенельд, возвращаясь из Болгарии, спокойно уходит в Киев, где, оказывая влияние на Ярополка , старшего сына Святослава , захватывает от его имени власть в стране. По ТВ у Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир . Вскоре в битве между войсками Ярополка и другого его брата - Олега последний погибает.
Летопись сообщает, что древлянский князь Олег Святославич до этого на охоте убил сына Свенельда Люта, что и послужило причиной военных действий. Любопытная деталь: Олег был древлянским князем, а именно из-за древлянской дани погиб Игорь. Я думаю, что, возможно, и здесь боевые действия начались именно из-за дани. Свенельд, вероятно, уже считал древлянские земли своей вотчиной, послал туда с войском своего сына Люта, а Олег, защищая свои права, убил его.
Согласно АВ после гибели Олега ПЛЕМЯННИК Святослава Владимир, правивший в Новгороде=Ярославле «испугался и бежал за море». В данном случае нужно считать это бегством в Тмутаракань. Но что же послужило причиной такого панического страха? Ярополк согласно летописи не конфликтовал со своим родным (по ТВ) братом Владимиром, а случай с Олегом - особый, здесь имелась веская причина - убийство Люта. Если же принять альтернативную версию, что Владимир не родной брат Ярополка, а только лишь кузен, да и то не стопроцентный, так как у их деда Игоря было несколько жен, то ситуация заметно проясняется: если Ярополк не пожалел РОДНОГО брата Олега, то полуродному кузену есть чего опасаться.
Слово «родной» выделено не случайно. Информации об Олеге Святославиче немного. Летописи полагают Олега средним среди братьев. Но по АВ Владимир вовсе не родной брат Ярополка, да и намного его старше. А является ли Олег родным братом Ярополку?
Польский историограф Бартош Папроцкий в 1593 году ссылался на какие-то имеющиеся у него «анналы русские и польские». Речь у Папроцкого шла о происхождении знатного моравского рода Жеротинов. По утверждению поляка родоначальником рода Жеротинов был некий русский князь, который был сыном князя Колги Святославича и соответственно племянником князя Ярополка. Этот некий князь был отправлен в Чехию отцом (т. е. Колгой) из опасений перед Ярополком, от руки которого вскоре Колга и погиб. Без сомнения, речь идет о князе Олеге=Колге.
Итак, у Олега был сын, вероятно, от знатной чешки. Олег явно знал о грозившей ему опасности, но по летописи (т. е. по ТВ) смерть Олега была довольно случайна, а Ярополк сильно переживал смерть брата. Но Олег, из сообщения Папроцкого, не просто опасался за свою жизнь, он боялся и за своего сына! А это уже говорит только об одном: Ярополк хотел уничтожить ВСЮ свою родню, всю верхушку правящего рода, вот почему в это же время Владимир так «испугался и бежал за море».
Но был ли все-таки Олег родным братом Ярополка? В те времена нравы были суровы, но все же не настолько, чтобы убивать грудных (а по ТВ сын Олега мог быть только младенцем) детей родных братьев. Но был ли сын Олега грудным младенцем? Сколько же лет могло быть ему? Для этого нужно вернуться к детству князя Святослава.
В 946 году Ольга идет мстить древлянам за убийство ими князя Игоря. Ее сын «Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок». Сколько же лет могло быть Святославу? По летописным данным Святослав родился в 942 году. Что ж, четырехлетний княжич как раз мог бросить (пусть на полметра, но мог) копье перед началом сражения. В таком случае Олег - второй сын Святослава - мог родиться в лучшем случае в 959 году (и то с невероятной натяжкой), а гибнет Олег в 977 году, уже имея сына. Временная цепочка настолько неестественно напряжена, что трудно это не заметить. Ну никак не мог Олег быть отцом в это время. Или… он не был родным сыном Святослава. Может, поэтому и опасался он Ярополка? Не родной брат, а какая-то там вода на киселе. А для Свенельда он и вовсе был чужим, как и Владимир.
Через три года после гибели Олега Владимир с собранной дружиной возвращает себе Новгород и затем, включив в дружину воинов из состава славян, чуди и кривичей, идет на Ярополка в Киев. Дальше я могу привести слова из книги Франклина и Шепарда «Начало Руси: 750-1200»: «…даже если допустить, что он сумел уговорить славян и финно-угров идти с ним в такой дальний поход, шансы свергнуть Ярополка были у Владимира невелики… Владимир не решился подойти к Киеву ближе Дорогожичей, в нескольких километрах к северу от города». Но Ярополк почему-то бежит. Не потому ли бежал юный Ярополк, что Владимир не был его младшим, к тому же полузаконным, братом, как свидетельствуют летописи (ТВ), а старшим в их княжеском роду (по АВ)? И, следовательно, Владимир имел больше прав на власть, чем Ярополк.
В конце этой истории Ярополк был убит, а что стало со Свенельдом, летопись не сообщает. Вероятно, он или погиб, или бежал к своим союзникам печенегам, где и умер от старости.
Согласно «Повести временных лет» матерью Владимира была Малуша - ключница княгини Ольги. По Никоновской летописи: «Володимер бо бе от Малки, ключницы Ольжины. И бе рождение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде св. богородице». То есть Владимир родился в Будутине, куда отослала Ольга в гневе Малушу.
В «Повести...» сказано: «Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин». Историки предполагают, что речь идет о древлянском князе Мале, убившем князя Игоря. Малуша (Малка), бесспорно, считается славянкой. Пока не отрицая этого мнения, тем не менее отмечу, что оно все же не так и бесспорно. Приведенный выше фрагмент из Никоновской летописи позволяет считать, пусть и с натяжками, село Будутино родиной Малуши.
«…в Будутине веси…»: здесь слово «весь» - это небольшое село, но весью называли и финно-угорский народ, живший в районе Приладожья и Белого озера. Эту фразу при некоторых обстоятельствах можно понимать как то, что Будутино - село народа веси. Впрочем, Малуша могла быть и волжской булгаркой. Правителя Булгарии, правившего в Х веке, звали Алмушем. Сравните: Малуша и Алмуша. Если это так, то не удивляет тот факт, что именно Владимира стали называть каганом. Если он внук или, скорее, правнук Алмуша, булгарского кагана, то таким образом понятно, как он получил этот титул. Насколько это правдиво, определить, вероятно, уже невозможно.
Здесь следует отметить и одну из версий Фоменко и Носовского. Слово «малик» (МЛК) означает «царь», отсюда может следовать, что отец Малуши Малк (Мал) Любчанин означает просто «царь», а сама Малуша - это царица или царевна. При таком подходе по-иному трактуется и прозвище ее отца. Любчанин может означать уже не принадлежность его к городу Любечу, а звучать «царь любимый».
По нашим летописям у Малуши был брат Добрыня, ставший известным воеводой у Владимира и новгородским посадником. Если по ТВ Малуша была рабыней, наложницей у Святослава, а это следует из летописей, то какой незавидной должна была быть участь ее брата, сына древлянского князя Мала, убившего князя Игоря, отца Святослава? Меня долго смущала фигура Добрыни, было здесь что-то лубочное, нереальное. И вот у древнего польского историка Стрыковского обнаружил: «Бысть в Новегороде гость знатный Каплушка Малец, имея 2 дочери, Малушу и Добрыню. От сей Малуши, бывшей казначеи при Ольге, родися Святославу сын Владимир». Стрыковский пользовался какими-то промежуточными летописями, где говорилось, что Добрыня была сестрой Малуши. Ну вот, все и встает на свои места. Не было никакого братца Добрыни, все это выдумки тех, кто смело исправлял нашу историю, как выдумка и то, что Владимир был сыном Святослава.
Наконец, почему-то считается, что раз Малуша ключница у Ольги, то, значит, рабыня. А между тем ключница - это по нашим временам что-то вроде управделами при президенте. У ключницы хранились ключи от кладовых, полных добра, и не каждому Ольга в этом смогла бы довериться. Прав был Татищев, когда писал, что «чин ключницы при дворе был великий».
Итак, кто же такая Малуша? Булгарская принцесса, купеческая дочка, ключница у Ольги или просто какая-то рабыня? И самое главное: мать ли она вообще Владимиру? Увы, докопаться до истины в этом вопросе уже почти невозможно. Хотя попытаться следует, но об этом чуть ниже. А вот о вероятном возрасте матери князя Владимира решим вопрос сейчас.
По традиционной версии истории Малуша - дочь древлянского князя Мала, или по-другому Малка Любчанина. Князь Мал был убит Ольгой в 946 году, когда Святослав был еще очень мал. Отсюда получался вывод, что Малуша могла быть сверстницей Святославу, то есть родилась не ранее 940 года, если, конечно, Святослав не любил женщин в возрасте. Но такой вывод вступает в противоречие со сведениями «Саги об Олаве Трюггвасоне».
В этой саге говорится о правящем на Востоке в Гардарики конунге Вальдамаре. Мать его была настолько слаба от старости, что в палату ее вносили. Владимир правил в Новгороде в период с 972 по 980-е годы. Неужели сорокалетняя (так получается по ТВ) женщина выглядела такой старухой? Если же Владимир родился в начале сороковых годов (а это следует по АВ), то матери Владимира к 980 году могло быть примерно шестьдесят лет, если не больше. Согласно Татищеву Святослав родился в 920 году. Но, возможно, речь шла о рождении у князя Игоря в этом году не Святослава, а другого сына, по имени Улеб, будущего отца князя Владимира (это по АВ).
«Летописец Переяславля-Суздальского» утверждает, что князь Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, следовательно, он родился в 941-942 годах, что прекрасно согласуется с альтернативной версией истории и входит в явное противоречие с ТВ. Как видите, не все еще вычистили из летописей при их правке.
То есть Иоакимовская летопись, на свидетельствах которой Татищев и писал свою «Историю Российскую», просто спутала двух сыновей князя Игоря: безымянного (Улеба), сыном которого был по АВ Владимир, и Святослава. К примеру, Татищев говорит, что Святослав был женат на Предславе, дочери венгерского короля. Почему-то наши историки считают это известие выдумкой (в венгерских летописях нет такой принцессы). То, что венгерские источники о ней ничего не сообщают, это как раз не странно: сведениями о женщинах источники, как правило, скупы. Зато славянское имя венгерки удивляет. Тем не менее то, что Предслава могла быть женой Святослава, подтвердила одна из русских летописей. Верить ли этому?
Имя Предслава встречается в списке послов князя Игоря в договоре с греками и стоит шестым по счету. Здесь уже выдвигалась гипотеза, что эта Предслава, возможно, была женой Игоря, племянника князя Игоря. Роль этого забытого историей князя была вытеснена яркой личностью Святослава. Этот Игорь, под именем Икмор у греческих авторов, погиб в балканском походе Святослава, а имя его жены Предславы было перенесено летописцами на окружение Святослава.
Из того же договора Игоря с греками выходит, что женой Улеба была некая Сфандра, которая, получается, и должна быть матерью Владимира. А как же Малуша? Увы, летописные сведения о ней, скорее всего, позднейшая выдумка. Но Малуша тем не менее личность историческая, просто ее «переправили» в более ранние времена. То же, кстати, сделали и с Рогнедой, о которой мы будем говорить в следующей главе.
Полное имя Малуши - Малфрида. «Повесть временных лет» под 1000 годом сообщает вне связи с какими-либо событиями, что преставилась некая Малфрида. И, кстати, добавляет, что «в то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава». Больше событий под этим годом нет, как нет в «Повести...» больше известий о женщине по имени Малфрида. А вот Татищев на основании Иоакимовской летописи сообщает, что Малфрида была женой князя Владимира и родила ему сына Святослава. Речь идет о Святославе, который был убит Святополком Окаянным. Обратите внимание на татищевскую связку имен: Владимир - Малфрида - Святослав. Заменив тяжеловесное имя Малфрида на более ласковое славянское Малуша, мы получим связку Владимир - Малуша - Святослав. Ни о чем это вам не напоминает? По ТВ мы имеем связку Святослав - Малуша - Владимир. Люди-то разные, но имя - общее.
Боюсь, что читатели окончательно запутались в клубке, в который превратили нашу историю правщики. Поэтому, если я добавлю еще несколько странных и путанных летописных сообщений, труднее вам, думаю, уже не станет. Согласно «Повести временных лет» Владимир имел от Рогнеды четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, а от другой, безымянной, жены - Святослава и почему-то опять Мстислава. Один Мстислав явно лишний. В другом списке сыновей Владимира «Повесть...» среди 12 сыновей называет Мстислава только один раз. В главе, посвященной Ярославу Мудрому, этот парадокс летописи будет рассмотрен. Вывод там такой: Мстислав родной брат не Изяслава с братией, а Святослава, а Малфрида (не Рогнеда!) - мать не Святослава, а Изяслава и его братьев.
Почему же Иоакимовская летопись назвала Малфриду матерью именно Святослава? Для ответа на этот вопрос следует учесть, что Иоакимовская летопись - один из первых вариантов русских летописей, но отнюдь не первый. Это вариант, который по ряду причин оказался тупиковым, но он долго существовал и, естественно, неоднократно переписывался. Что-то от ее первоначального варианта взяла себе «Повесть...», а что-то уже позже вносилось в нее из самой «Повести...».
Иоакимовская летопись называет Малфриду матерью Святослава (одного из сыновей князя Владимира), но в те времена монахи-летописцы еще помнили, что тмутараканский князь Мстислав был родным братом Святослава. В то же время им необходимо было объявить Мстислава родным братом Ярослава Мудрого. Вот и появился на страницах «Повести...» князь Мстислав дважды, от двух разных матерей. Эта ошибка так и оказалась в «Повести...» неисправленной. При правке Иоакимовской летописи ошибку учли, и Мстиславу придумали отдельную мать - по имени Адиль.
Соединив, таким образом, имена Малфриды и Святослава (Владимировича), правщики истории сделали дубликат этих имен, получив Малушу, наложницу князя Святослава и мать Владимира.
Здесь уже говорилось, что князь Святослав, сын князя Игоря, якобы был женат на венгерской принцессе по имени Предслава. Имя отнюдь не венгерское. А вот что «Повесть временных лет» пишет о событиях 1015 года: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры». Почему же Святослав Владимирович бежал в Венгрию? Скорее всего, он-то и был женат на венгерской принцессе, но отнюдь не на Предславе. Предслава же - жена Игоря-Икмора и к угорским принцессам никакого отношения не имела.
Таким образом, информация о венгерской принцессе Предславе, на которой был якобы женат князь Святослав Игоревич, появилась путем слияния двух событий-преданий, о которых еще помнили первые летописцы. Это память о Предславе, жене Игоря - племяннике князя Игоря, погибшего в болгарском походе, и сведения о том, что Святослав Владимирович был женат на венгерской принцессе.
Какова была дальнейшая судьба Предславы? Этого никто не знает, как не знает и подробностей ее жизни. «Повесть временных лет» пишет о Рогнеде, «которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино». Не названо ли это село именем вдовы Игоря-Икмора, получившей сельцо в «пенсион»?
Мы закончили рассмотрение истории Руси времен первых Рюриковичей. Но правильнее было бы назвать эту династию - Игоревичами. Рюрика на Руси не было. Это всего лишь фантом болгарского князя Бориса. Да и летописный Олег, правивший, по летописям, пока Игорь, «сын» Рюрика, был мал, тоже оказался «слеплен» древними летописцами из двух исторических персонажей: венгерского князя Альмоша и князя (воеводы) русов Олега.
Начиная с Игоря, все герои древнерусской истории уже реальны. Однако многое в их биографиях довольно сильно искажено. Летописцы «забыли» об Улебе - старшем сыне князя Игоря. Улеб - отец князя Владимира, крестителя Руси. Но правильнее было бы назвать Владимира - крестителем Руси по греческому обряду. Владимир, как видите, оказался вовсе не сыном князя Святослава, а его племянником. Да и Олег, второй сын князя, тоже не сын Святославу. Кто он, об этом можно только строить предположения. Может быть, сын Игоря-Икмора, погибшего вместе с князем Святославом в болгарском походе? Что ж, по возрасту это вполне возможно, а имя Олег ему могло быть дано в честь деда - воеводы князя Игоря.

Князь Святослав краткая биография для детей

В далёком 942 году в княжой семье рождается, в будущем великий полководец, и князь Святослав Игоревич. В трёхлетнем возрасте он остался без отца, и формально стал считаться князем. Желающая отомстить древлянам за смерть мужа княгиня Ольга, берёт своего четырёхлетнего сына в поход. Будучи совсем ещё мальцом в то время, Святослав впервые в своей жизни начал битву броском копья... Так и началась его славная история как полководца и князя.

Князь Святослав кратко говоря, был очень умелым и проворным воином, один летописец сравнил его с гепардом за его быстроту и резвость в бою, так же летописец подчеркнул умение князя подбирать себе лучших ратников в дружину. Он описал его не как напыщенного, и прихотливого князька, а как настоящего воина умеющего переносить все тягости военных походов, он спал под открытым небом, и не баловал себя яствами княжескими. Не принял он христианства как на том настаивала его мать, а остался язычником как и вся его дружина, он боялся что воины не поймут такого поступка...

В 964 году он начал свой первый крупный поход, против Хазар. Он выбрал путь не на прямую по степям, а
вдоль рек, по Оке и Волге. Союзниками его в походе, были Печенеги и Гузы. Взявши Итиль, Семендер, Саркел он полностью выбил Хазар с Волги, чем очень удивил Византию. И после этого, победоносно вернулся в Киев.

После того как великий князь разбил Хазар, в 968 году к нему прибыло посольство из Византии с огромной суммой золота и множеством разных даров, они предложили поход на Болгарию. Совсем скоро Святослав уже сидел в Переяславце в устье Дуная. Но вскоре он вынужден был вернутся в Киев, так как Печенеги его атаковали. Отбивши их от Столицы, он организовал поход, в последствии которого Каганат бы разбит окончательно. После смерти своей матери, он переустроил управление государством посадивши на киевское княжение Ярополка, в Новгороде Владимира, а над древлянами поставил Олега. После чего двинулся с дружиной на Болгарию снова.

После переворота в Византии, политическая обстановка немного изменилась, Болгары кинулись к ней за
помощью. Но пока в Византии размышляли то Болгары вступили в союз с Русичами. И в 970 году вместе с ними, а так же с остальными союзниками Печенегами и Венграми, напали на Византию. Греки сначала окружили Печенегов, и разбили их, потом взялись за основные силы Русичей с ними не было Святослава, он был в Доростоле, куда впоследствии плавно сместилась битва. Город был взят в трёхмесячную осаду. Войско с обеих сторон было изнеможено, Святослав в одной из битв был ранен. В конечном итоге Византия и Русь заключили договор, в последствии которого князь выдал всех пленных греков, и покинул Болгарию, также он обязался не нападать на Византию и защищать её от нападения племён. Тем временем Русь опустошалась печенегами, и когда князь возвращался, печенеги подстерегли его и в этой смертельной схватке князь был убит. Жизнь великого князя и полководца завершилась весной 972 года в устье реки Днепр.