Классный час про театр в начальной школе. Классный час в начальной школе на тему: Театр

Классный час.

Тема : Мы и театр.

Цели:

  • познакомить детей с историей возникновения театра;
  • дать представления о различных театрах в родном городе;
  • вспомнить профессии людей, работающих в театрах;
  • познакомить с правилами поведения в театре;
  • повторить правила этикета при общении;
  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;
  • воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Организатор обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре.

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Организатор : кто из вас знает, как появился театр? (1сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» . (2,3 сл.) Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году. Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: (5,6 сл.) В Драматическом театре ставятся пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем , драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

(7,8 сл.) В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением , балеты – выражение чувств,движением. Есть театры Кукол.(9сл.) Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные(10 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы.(11сл.) Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.(12сл.)Ростовые по росту которые бывают на много выше человека.

(13сл.) Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Организатор: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Организатор: А вот и он!(14сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Организатор: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Организатор: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Организатор : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Организатор : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (15,16сл.)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Организатор : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Организатор : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Организатор : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль « Дюймовочка ». Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Организатор : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Организатор : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Организатор : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей.

  • Приготовь заранее одежду.
  • Умойся, расчешись.
  • Выйди из дома заранее.

Организатор : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Организатор : проходим дальше, что мы должны сделать?

Дети: снять верхнюю одежду.

Организатор: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе.

Организатор : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Организатор : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Организатор : вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.(17сл.)

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Организатор : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Организатор : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Организатор : посмотрите на свои билеты на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места. Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. (18,19,20,21,22сл.) Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Организатор : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Организатор : конечно же, нет, ведь можно обсудить все во время антракта . А что такое антракт?

Ответы детей.

Дети: разговаривать в полголоса, не бегать.

Организатор : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?(17сл.)

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения .

  • Будь вежлив с работниками театра и друзьями;
  • Будь аккуратен и опрятен;
  • Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;
  • Не шурши фантиками и не разговаривай;
  • Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;
  • В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;
  • Веди себя скромно и воспитанно.

Организатор: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Организатор : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:

  • Профессия человека, исполняющий разные роли.
  • Перечисли Театры, какие ты знаешь.
  • Главные герои кукольного театра.
  • Место, где продают билеты.
  • Как должен выглядеть человек, идущий в театр.
  • Место в театре, где можно перекусить.

Организатор: я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.(23сл.)

Дети :

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!


Цели и задачи:

Воспитание человека достойного, красивого, толерантного.
Понимание различий людей, живущих в многокультурном обществе.
Учиться слушать и слышать друг друга.
Учиться уважать мнения одноклассников.
Развитие зрительной и слуховой памяти, абстрактного мышления, комуникативных способностей.
Учиться любить и понимать театр.
Учиться хорошим манерам.

Форма работы: коллективная.

  1. Музыкальное оформление
  2. .

    На перемене и несколько секунд после звонка на урок звучит музыка (увертюра к балету П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

  3. Оформление доски
  4. .

    Тема классного часа на доске прописывается крупными буквами:

    “Театр уж полон…” А.С. Пушкин

    В левом углу доски записаны основные требования к работе:

    класс - “поле внимания”

    “мнение каждого - величайшая ценность”

    В правом углу доски театральный словарик:

    Гардероб

    Оркестровая яма

    Дарить цветы

    Аплодисменты

    Мороженое

    Также на доске можно разместить театральные афиши, програмки.

  5. Собственно классный час.
  6. Учитель. Здравствуйте! Тема нашего классного часа сегодня “Театр уж полон…” (показать на доске) Мы будем говорить о театре. Давайте не только говорить, но и слушать друг друга, давайте не только говорить и слушать, но и слышать друг друга. Обязательные условия, которые сегодня будут все выполнять:

    1. Наш класс-поле внимания

    2. Мнение каждого - величайшая ценность (показать эту запись на доске, важно задействовать слуховую и зрительную память)

    И так “Театр уж полон…” Что можно увидеть и услышать за этой фразой? (пауза)

    Угасающие огни нарядных люстр.

    Шелестящее шуршание щелка, открывающего таинственную глубину сцены.

    Серый сумрак зрительного зала, наполненный дыханием и легким шорохом красивых одежд.

    Радостное ожидание чуда …

    Для меня театр – это праздник, а для вас?

    Ученики………………………………………………

    (Дать возможность каждому ученику, присутствующему на классном часе, высказать свою точку зрения! Нельзя обсуждать сказанное ни учителю, ни детям, очень важно выполнение условия “Мнение каждого – величайшая ценность”. Ученикам можно немного помочь вопросами: А для тебя (имя) театр - это что? “Театр уж полон…” - что ты (имя) слышишь за этой фразой? “Театр уж полон – что ты (имя) видишь за этой фразой? Учитель говорит: “Спасибо” каждому, кто высказал свое мнение. Не имеет значения много или мало, интересно или неинтересно,…, ответил ученик. Отвечая, дети не встают. Учитель побуждает к ответу учеников не только фразой, но и жестами, мимикой, движением тела. Руки учителя – обращены к классу ладонями вверх; никаких закрытых поз. Ни к чему слишком много ходить по классу. Очень важны интонации, с которыми учитель произносит каждую фразу, каждое слово.)

    Учитель. Всем спасибо! Какие мы все разные! А теперь, послушайте следующие утверждения и найдите в них ошибки. (Текст написан на карточках, учитель зачитывает их по очереди, все подряд, при этом делая паузы между ними)

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец, так удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

    Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы вообще никогда не начинались бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, что бы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка или реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников

    Не будьте эгоистом. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Учитель . Надеюсь, вы поняли эту игру в “перевертыши”? А теперь, пожалуйста, сами постарайтесь поставить все с головы на ноги. (Учитель еще раз зачитывает тексты, а ученики обсуждая информацию, сами находят ошибки.)

    Учитель. А вот театральный словарик (показать на доске) Кто знает значение этих слов?

    Ученики. (Ответы на вопросы учителя. Идет обсуждение театральных терминов, написанных на доске)

    Например:

    Акт – театральное действие, часть спектакля.

    Аплодисменты – форма выражения благодарности.

    Занавес не только отделяет сцену от зрительного зала. Он отделяет суету, разговоры, мелочь повседневных забот и поедание пирожных от того, за чем мы пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.

    Гардероб – это место, куда наиболее “культурная” часть публики начинает собираться задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль.

    Дарить цветы – один из самых древних и самых красивых театральных обычаев.

    Мороженое, принесенное в зал, - это лучший способ испортить себе костюм и соседям настроение.

    Учитель. Сегодня мы с вами решили, что театр – это праздник, ….(перечислить то, что говорили дети) А чтобы не испортить этот праздник себе и тем, кто рядом следует соблюдать правила этикета.

    (Если останется время)

    Учитель . В разные исторические эпохи правила этикета были разными. Вот один из примеров, подтверждающий это. (Учитель зачитывает текст )

    В лондонском театре давали трагедию Шекспира “Король Лир”. Страшные события трагедии приблизились к кровавой развязке. На сцену вышел Лир – знаменитый английский актер Гаррик, неся на руках тело погибшей дочери Корделии. Но неожиданно Гаррик разразился не рыданиями, а хохотом. Тряслась от смеха и “бездыханная” Корделия. Занавес упал. Впервые в истории театра король Лир остался в живых.

    Кто же так рассмешил великого артиста? Один почтенный лондонский адвокат. Он пришел в театр не один, а с собакой (в XVIII веке это позволялось). Адвокат расположился в первом ряду, а пес – у ног хозяина. Забыв обо всем на свете, зачарованный театрал утирал пот и слезы париком. А к концу спектакля нахлобучил парик на своего пса, который, положив лапы на край сцены, с любопытством разглядывал артистов. Этого пса в парике и увидел Гаррик. Ну, как тут не умереть со смеху!

    Учитель. Наш классный час заканчивается. Мы учились слушать и слышать друг друга, мы говорили о театре… И вновь я обращаюсь к вам с просьбой послушать и услышать друг друга (обратная связь) Продолжите любую из этих фраз:

    Сегодня мне…

    Я тот, который в театре никогда не станет…

    Этот классный час…(слово каждому ученику, учитель может быть первым или последним, а может первым и последним )

    Учитель. Сегодня мне с вами было хорошо и уютно. Спасибо вам!

  7. Заключение.

Звучит театральная музыка.

ЦЕЛИ:

    Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.

    Закрепить знания школьников о правилах поведения.

    Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    Слайд1

Загадка: Там по сцене ходят, скачут,
то смеются, а то плачут!
Хоть кого изобразят,-
Мастерством всех поразят.
Отгадка : театр

    Сообщение темы.

Слайд 2

Беседа по теме.

Ребята, кто из вас был в театре?

Что же такое театр?

Слайд 3

Что же такое театр?

Слово "театр" греческого происхожде ния. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище (слайд 2) .Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе со всем человечеством.Когда мальчишки играют в роботов или в космонавтов - разве это не спек такль, не представление? Или девчон ки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого - своя роль?

Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Гре цию.

В России появление национально го театра связано с народными игра ми и обрядами. В XI веке на Руси поя вились скоморохи - бродячие акте ры. В середине XVIII века появился и первый театр в Ярославле. Потом те атры возникали в других городах. По явились и писатели, которые писали пьесы для театра. Каждый день наши театры раскрывают свои двери перед сотнями юных зрителей.

Слайд4

Какие театры вы знаете у нас в Чебоксарах?

Чувшский драматический театр

Театр был основан в в . В переехал в . В присвоено звание академического, в - имя поэта . Здание театра было построено в 1961 Здание Чувашского государственного академического драматического театра является памятником архитектуры.

Русский драмтеатр

Летом в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован . Этот коллектив послужил основой труппы театра, открытого в 1922 г.

Чувшский государственный театр кукол

ГУК «Чувашский государственный театр кукол» - , расположенный в на , дом 15. В творческой практике театра органично сочетаются две линии: традиционно-европейская и национальная. За годы работы создано более 200 спектаклей.

Слайд5

Чувашский государственный театр оперы и балета

Театр открылся в первой чувашской оперой "Шывармань" ("Водяная мельница") Ф.Васильева

Музыкальный театр

Театр юного зрителя

Чувашский государственный театр юного зрителя им. был основан в . Первый спектакль «Молодой пласт» («Топай») по пьесе Л. Бочина состоялся - этот день считается днём рождения ТЮЗа

Но прежде чем попасть в театр, что необходимо сделать?

Слайд6

Нужно купить билет. А где и как это сделать?

Билеты нужно купить в кассе.

Посещение в театр и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни людям, нужно соблюдать некоторые правила этикета.

Слайд 7

Дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты, это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Но от самих вас зависит, принесет ли посещение театра радость или оставит равнодушным, вызовет чувство досады или огорчения.

Собираясь в театр не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15-20 минут до начала.

Слайд 8

Приходя в театр нужно неспеша раздеться, получить номерки, поправить прическу, и пройти в зал.

Слайд 9

Как правильно пройти к своим креслам?

    На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям.

    Они же могут встать, если так удобнее вас пропустить.

Слайд10

Во время спектакля не принято разговаривать, даже шёпотом, подпевать артистам или топать ногой в такт музыке, также нельзя говорить по мобильному телефону.

Слайд11
В зрительном зале неприлично есть,особенно во время представления Шуршание бумажек и другие звуки мешают окружающим. Слайд12
Во время антракта зрители могут сходить в буфет, где соблюдают очередь и разговаривают в полголоса.
Слайд13 После окончания спектакля зрители аплодируют и дарят артистам заранее принесённые цветы. Затем публика спокойно покидает зрительный зал. IV. Закрепление материала.

Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?

Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:

    Как нужно одеваться в театр?

а) повседневно;

б) празднично;

в) как на спортивное мероприятие.

2. За сколько времени нужно приходить в театр?

а) за полчаса;

б) за 5 минут;

в) когда начнётся спектакль.

3. Как правильно пройти на своё место?

а) лицом к сидящему;

б) спиной к сидящему.

4. Как вести себя во время спектакля?

а) кричать;

б) топать;

в) смотреть и слушать

г) разговаривать.

5. На какое место надо садится в зале?

а) на любое;

б) указанное на билете;

в) где будет свободно.

6. Что можно взять с собой в театр?

а) поп-корн;

б) конфеты;

в) ничего;

г) семечки.

V. Закрепление на практике.

Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давай те попробуем применить эти правила на практике.

Есть желающие?

(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)

VI. Беседа по стихотворению.

Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.

А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, двигать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея крутится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в девятый раз ползу.

Удивляются ребята.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхает –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала,

Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.

Ребята, увидела ли девочка спектакль?

Правильно ли она поступила?

Как надо было вести себя в данной ситуации?

VII. Кроссворд.

Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.

Вопросы по горизонтали:

    Что показывают в театре? (спектакль)

    Что такое «Лебединое озеро»? (балет)

    Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)

    Человек, который смотрит спектакль? (зритель)

Вопросы по вертикали:

    Человек, исполняющий роль? (актёр)

    Помещение, где продают билеты? (касса)

    Пропуск в театр? (билет)

    Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)

    Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)

VIII. Подведение итогов.

Какие правила поведения в театре вы запомнили?

Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?


РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.
ЧАС ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
(Для учащихся 13
— 15 лет)
Задачи : расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники, развивать память, фантазию, вкус.
Ход подготовки :
1. Выбрать из числа старших школьников ведущего (им может быть также пионервожатый или классный руководитель).
2. Создать творческую группу «театроведов», которые дадут задания школьникам: «историкам»

— подготовить рассказ об истории возникновения театра, о его развитии; «музыкантам»
— разработать музыкальную викторину; «актерам»
— провести игру «Сценическая импровизация»; «костюмерам»
— провести конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
3. Для проведения практических заданий пригласить артистов театра, участников школьной художественной самодеятельности.
4. Прочитать книги о театре (см.: Куликова К. Труба, личина и кинжал. Л., 1972; Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975; Макаров Л. С утра до вечера в театре.

Л., 1973).
План-конспект:
1. Вступительное слово ведущего (тезисы):
Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.
Актерское дарование
— явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант
— это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость...»
Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.
2. Выступление «историков». Рассказ о происхождении театра, о лучших театрах страны, известных актерах.
3. Выступление «музыкантов». Отгадайте, из каких музыкальных сказок звучит эта музыка и нарисуйте иллюстрации к ней («Приключения Буратино» А. Рыбникова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро» А. К. Лядова и др.).

4. Выступление «актеров». Игра «Сценическая импровизация».
«Актеры» рассказывают об искусстве сценической импровизации. Импровизация
— это такая игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из них никогда не имеет однозначного решения. Все зависит от воображения и фантазии играющих.
Задание 1. Разыграть ситуацию знакомства двух своих сверстников, встретившихся... на именинах у Мухи-Цокотухи.
Задание 2. Представить, что палка
— это тяжелая гиря. Продемонстрировать действия с палкой-«гирей». Можно взять книгу, мяч и т. п. и представить их себе совсем в другом качестве.

Например, с мячом обращаться, как с букетом цветов. Остальные участники игры должны угадать по действиям ребят, какой именно это предмет.

Задание 3. Разбить класс на две команды. Первая команда должна инсценировать басню И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», в которой участвуют не три исполнителя (Чтец, Обезьяна и Медведь), а пять (две Обезьяны, два Медведя и Чтец). Никакого зеркала в басне быть не должно: им будут «отражения»
— двойники Обезьяны и Медведя. Вторая команда может инсценировать басни И. А. Крылова «Квартет» или «Слон и Моська», (см.: Крыловский вечер в школе. М., 1969, с. 90
— 95).
Подведение итогов : какая команда лучше выполнила все задания.
5. Выступления «костюмеров». Конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
Ведущий выносит реквизит : бумагу, краски, ножницы, клей, кусочки материи и др. Каждой команде за 10
— 15 минут предлагается изготовить костюм: Черномора, Мальвины, доктора Айболита, Золушки, Карабаса-Барабаса (на выбор) и продемонстрировать его.
План дальнейшей работы :
1. Подготовить театральную игру-импровизацию для младших классов «Приходите к нам в театр!» (См.: Матвеев В. Ф. Октябрята

— дружные ребята! М., 1981, с. 152
— 157).
2. Побывать на спектаклях в ТЮЗе. Провести обсуждение одного из них.
3. Провести конкурс иллюстраций к просмотренному спектаклю.
Литература :
1.Абалкин Н. А. Рассказы о театре. М.: Мол. гвардия, 1981. 303 с., ил.
2.Александров Э. Люблю театр! М.: Дет. лит., 1971. 158 с., ил.
3.В школьном театре: Инсценировки произведений рус. писателей-классиков. М.: Дет. лит., 1971. 511 с., ил.
4.Сац Н. Дети приходят в театр. М.: Искусство, 1961. 312 с.
5.Шильгави В. П. Начнем с игры. М.: Просвещение, 1980, с. 7.

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему : «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
    — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Устный журнал на тему : «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
    — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
    — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13

    — 14 лет)

  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Беседа на тему : «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
    — 17 лет)
  • Беседа на тему : «Чудо, имя которому
    — книга» (Для учащихся 11
    — 12 лет)
  • Устный журнал на тему : «Наш друг
    — кино» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • Классный час - Наркомания - что это?
  • Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему : «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
  • Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
  • Классный час в 5 классе "Символика России"
  • Классный час "О культуре поведения в школе"
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
  • Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
  • Классный час «Здоровье -бесценное богатство"
  • Классный час "Ты имеешь право... "
  • Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час "Курение - За и против"
  • Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
  • Классный час на тему : "Права ребенка"
  • Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
  • Классный час "О том, как властвовать собой"
  • Классный час на тему : «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему : Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час "Как не надо себя вести"
  • Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
  • Классный час "Всего одна рюмка"
  • Классный час "Алкоголизм"
  • Классный час "Братковский язык"
  • Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
  • Классный час "Все правила этикета"
  • Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
  • Классный час на тему : "Хлеб - всей жизни голова"
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час "Я - гражданин России"
  • Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
  • Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
  • Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
  • Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
  • Классный час "Новогодний классный час"
  • Классный час "Что такое настоящая дружба"
  • Классный час "Александр Невский"
  • Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
  • Классный час "Вместе - дружная семья"
  • Классный час "Дружба дороже богатства"
  • Классный час "Что такое этикет?"
  • Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
  • Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
  • Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"

1. Вступительное слово учителя: Ребята, вы, наверное, не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед вами возникает особая жизнь. Невольно вы начинаете переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. В этом году исполняется 75 лет со времени открытия в Краснодаре (Екатеринодаре) театра кукол (1939). У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял Самуил Маршак. 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей «Летающий сундук». Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре. Точная дата рождения нашего театра, увы, не установлена; известен только апрель 1939.

2. Экскурсия по театру (презентация)

3.Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)

2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)

3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.)

4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум.)

5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

1. Место в задних рядах зрительного зала. (Галерка.)

2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).

3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)

4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)

5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)

6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. (Рампа.)

7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы. (Роль.)

8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет.)

По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое?

(Гардероб - это раздевалка.)

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас в театре настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вашу шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок.

4. Чтение рассказа

А теперь прослушайте небольшой рассказ артиста театра «Ты пришел в театр»:

«… Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет - оторвались.

Между тем дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя свет погас, и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем - это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь» (В. Кузьмин).

5. Обсуждение прочитанного

Какое неправильное поведение ребят вы заметили?

(Высказывания учащихся.)

6. Знакомство с памяткой

Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

Нельзя опаздывать к началу спектакля.

Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

Нельзя в театре занимать чужие места.

Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.

7. Экзамен «Хитрый этикет» (подведение итогов)

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета».

1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?

а) Следует, если их там принимают.

б) Не следует, если они вам не мешают.

в) Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.

2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

а) Не нужно.

в) Желательно, но не обязательно.

3. В какой одежде лучше всего посещать театр?

а) В свитере и джинсах.

б) В легкой декольтированной одежде.

в) В нарядной одежде по сезону.

г) В брючном костюме.

4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

б) Сколько угодно.

в) В любом, кроме большой меховой шапки.

г) Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.

5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.

б) Лицом к сидящим.

в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

а) Следует.

б) Не следует.

в) Желательно.

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

а) Обязательно.

б) Желательно.

в) Не следует.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?

а) Можно, если успеваешь это сделать первым.

б) Желательно.

в) Нежелательно.

9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?

а) Нельзя.

б) Нежелательно.

в) Можно в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.

б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.

в) Нельзя - подождите антракта.

13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.

в) Нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) Взять с собой несколько носовых платков.

б) Не предпринимать ничего особенного - окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.

в) В таком состоянии лучше остаться дома.

15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

б) Нежелательно.

в) Нельзя.

16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

а) Громким свистом и топаньем ногами.

б) Криками «браво» и вставанием.

в) Громкими и ритмическими аплодисментами (кроме концерта классической музыки).

17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?

а) Свистеть и топать ногами.

б) Немедленно встать и покинуть зал.

в) Молчать и не аплодировать.

18. Как вручить цветы актеру, певцу?

а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

б) Подойти к сцене и вручить исполнителю.

в) Передать через работников театра, концертного зала.

19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

б) Нельзя.

в) Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.

г) На ваше усмотрение.

8. Изготовление куклы для настольного театра.

Материалы: Набор ложек, шерстянные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки.

Способ изготовления:

Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.

Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Но можно также использовать и другие ткани, желательно плотные, чтобы держали форму. Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.

Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией, как в нашем варианте.