Китайцы какие они по менталитету. Отношение к иностранцам

В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий -- землю, воду, огонь, дерево и металл, от которых произошло все во Вселенной, все явления природы, качества людей, их состояния: пять состояний погоды -- дождь, холод, жара, ветер, ясная погода; пять видов злаков -- просо, конопля, рис, пшеница, бобы; пять благ -- долголетие, богатство, здоровье, добродетель, естественная смерть, а также пять вкусов, пять цветов, пять металлов, пять добродетелей и пр. Все эти производные так же, как ян и инь, наполнены смыслом, символичны и взаимодействуют друг с другом.

В эпоху Чжоу складывается культ Тянь (Неба) как высшего начала, руководящего всем, что происходит на земле, по законам справедливости. В книге «Шуцзин» говорится: «Только небо наблюдает за народом, ведает справедливостью, посылает урожай и неурожай. Без неба погибнет народ. От милости неба зависит его судьба» . Жизнь каждого человека и даже императора связана с велениями Неба, невыполнение которых грозит всевозможными бедствиями: засухами и наводнениями, пожарами и болезнями. Поэтому жизненный путь каждого предопределен и строго регламентирован согласно ритуалам и предписаниям буквально со дня рождения до смерти. Это касалось всего: цвета и фасона одежды, движений и жестов, манеры поведения. Жить и вести себя не так, как предписано, означало «потерять лицо».

Считалось, что любое нарушение установленных правил может разгневать Небо, поэтому общество жестоко карало виновного, вплоть до физического уничтожения нарушителя. Среди других божеств выделялись божества Солнца, Луны, которым посвящались специальные праздники, и звезд. Поклонение звездам сочеталось с сохранившимися тотемными представлениями, поэтому звездное небо было поделено на 12 частей, каждая из которых носила имя тотема: мышь, бык, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья и дракон. Согласно солнечному зодиаку каждый из годов 12-летнего цикла получил имя священного животного и требовал особых культов. Такие же культы были связаны с различными месяцами, неделями, и даже день был поделен на двухчасовые отрезки, каждый из которых надлежало посвящать занятиям, предписанным социальным статусом человека.

Через эти культы человек мог общаться с небом. Даже жизнь императора была регламентирована: когда он должен идти поклоняться предкам, когда, облачившись в особую одежду, должен выехать в поле на желтом воле, чтобы провести первую борозду, когда должен был осенью выйти в поле с золотым серпом, чтобы дать знак к началу жатвы. Все было решено за него заранее. За соблюдением этих правил наблюдал специальный совет особо приближенных сановников. Таким образом, император должен был снискать расположение Неба к своему народу. Кроме главных божеств космического масштаба, мир для каждого китайца был населен огромным количеством добрых и злых духов. Каждому явлению природы, ремеслу, каждой сфере жизни сопутствовали духи, например: доу-шэн -- дух, защищающий от оспы; цзинь-цюань -- дух, охраняющий колодец; лэй-цзу -- дух, ведающий громом; ли-ши -- дух рынков, ма-мин -- дух шелковичного червя, а кроме них, дух долголетия и дух войны, дух домашнего очага и духи предков. Даже человек, по китайским поверьям, имел не одну душу, а девять или десять: три связаны с духовным миром человека, а шесть или семь были связаны с его телесной сущностью. При рождении сначала появляются телесные, а потом- духовные, при смерти -- наоборот. Для защиты от злых духов и ублаготворения добрых существовало огромное число обрядов, которые надлежало выполнять перед началом каждого дела или в процессе него. Ни о каком пренебрежении к этим обычаям или неполном выполнении их не могло быть и речи, поэтому они во многом сохранились до XX века. Желание раз и навсегда упорядочить мир отражалось и в административном устройстве государства, и в иерархической системе общества Китая. Среди разных социальных слоев можно упомянуть наследственную аристократию из родов, получивших в свое владение землю от правителей-ванов. Некоторые из них были наделены властью. Как позже в средневековой Европе, в Китае еще с VII века до н. э. появляются аристократы, не имеющие собственных владений и составляющие слой, напоминающий рыцарство: они назывались да-фу и занимались преимущественно военным делом.

При династии Чжоу каждое княжество возглавляли вельможи, правившие с помощью сановников. Различный ранг этих сановников, относившихся к знати, зависел от размера собственности. Те, кто имел так называемые «дома», стоял выше владельцев «полей». Но и те, и другие пользовались правами аристократов и жили за счет труда земледельцев. Однако собственники «полей» уже относились к низшему социальному слою и назывались «мужами». Среди мужей были и такие, кто сам обрабатывал свои земли и добывал себе пропитание другим трудом. «Мужи,- пишет И. И. Семененко в книге о Конфуции,- занимали промежуточное положение между знатью и простолюдинами». Разветвленной бюрократической системе, которую представлял собой Китай, были необходимы чиновники -- ши. Они не имели титулов и наследственных уделов, но были образованны и вхожи в высшие слои общества. Уже в империи Цинь было 20 рангов чиновников, получавших твердое жалованье, чаще всего зерном. Будучи лишенными богатств, да-фу и ши создали для себя особый кодекс чести, который строго соблюдали и гордились этим. Это была аристократическая этика, согласно которой существовали особые нормы поведения на поле боя и при исполнении государственных должностей, обязательной была верность и преданность господину до последнего дыхания. К средним векам в Китае образовалась сложная, но стройная система управления страной. Отбор кандидатов на ту или иную должность, в отличие от других государств, где большую роль играли родственные, личные связи или протекция, уже с VII века до н. э. осуществлялся с помощью экзаменов. Тот тип экзаменов, который существовал в средневековом Китае, известен всему миру до сих пор и успешно применяется. Кандидат должен был знать наизусть сочинения древних, в особенности Конфуция, давать толкование заданному тексту, уметь рассуждать на философские темы и сочинять стихи. Экзамены проходили в суровой аскетической обстановке: каждый находился в отдельном помещении, где, кроме письменных принадлежностей, не было ничего, экзаменующемуся выдавалась особая одежда, поскольку экзамен -- это тоже своего рода ритуал, вопросы не были известны заранее, каждый ответ давался письменно и под девизом.

Лучшие удостаивались степени и получали право сдавать экзамены на вторую степень, а выдержавшие их -- на третью. К экзаменам допускался любой, независимо от социальной среды. Получивший должность имел огромное влияние, так как на своем месте он был высшей властью, судьей, сборщиком налогов, назначал на работы, которые должен был выполнять каждый простолюдин на пользу государства. Высшая ученая степень -- цзиньши давала право на высокий государственный пост, так как на экзаменах присутствовал сам император. Была в Китае и Академия наук -- Академия ханьлинь, куда входили особо знаменитые ученые мужи, они толковали законы, составляли императорские указы, могли быть назначены наставниками наследников престола или советниками императора. Основу той части общества, которая производила блага, составляли земледельцы, организованные, как и в Египте, в общины, где также все, даже личная жизнь, было регламентировано. Еще Шан Ян в своих реформах разбил каждое поселение на пять или десять дворов, и все должны были следить друг за другом и отвечать друг за друга. Чиновники разных уровней следили за строгим исполнением системы круговой поруки, а также за тем, чтобы все отбывали общественные повинности, которых было немало от мелких повседневных до грандиозных государственных строек. На строительство Великой стены мобилизовали миллионы крестьян, превращенных в государственных рабов, а также воинов, пленных и даже женщин, которые в бесчеловечных условиях со свойственным китайцам терпением и старанием, вошедшим в поговорку, возводили это величайшее в мире сооружение с башнями и проходами, служившее не только для защиты от северных кочевников, но и как транспортная магистраль: между наружными и внутренними зубцами могла проехать колесница. Многие погибали от непосильного труда, плохого питания, эпидемий и жестоких наказаний. Много легенд и песен об этом строительстве сохранилось в памяти народа, одна из них -- «Плач Мэн Цзян-нюй у Великой стены».

Эта женщина, крестьянка, десять лет ждавшая мужа, отправилась к стене на розыски и не нашла его. Ее плач потряс стену, обвалилась глыба, и обнаружился труп заживо замурованного ее мужа. В Китае на государственном уровне существовала система подавления всего индивидуального в человеке, пренебрежение к личности. Личностью мог считаться только властелин любого ранга или мудрец; для простолюдина, да и для всякого, кто вступал в конфликт с государством, оно воспринималось как враждебная сила, сметающая все на своем пути. Можно было пробиться из низов к должности или быть низвергнутым, а в массе все были безлики и бесправны. Чем же объясняется доведенное до степени утонченного издевательства над человеческой природой гражданское послушание, существовавшее в Китае испокон веков? Конечно, там были смуты и кровавые восстания, которые кровавыми же средствами подавлялись, но в целом народ безмолвствовал, беспрекословно подчиняясь власти. Видимо, главным регулятором гражданского послушания были этические нормы, прежде всего конфуцианские, возвеличивающие совершенство мудреца, сохраняющего свое лицо, не поддающегося ненужным эмоциям, верного и почтительного, а также страх перед гневом Неба.

Согласитесь, национальный характер определяет не только поведение представителей какого-либо народа, но и во многом формирует основы его внешней политики. Знание и понимание характерных черт менталитета позволяют правильно оценивать ситуацию, делать выводы, а также интерпретировать и предугадывать те или иные действия со стороны рассматриваемого государства. В предыдущей статье была вскользь затронута тема миропонимания китайцев. Вопрос очень интересный, обширный и, безусловно, заслуживающий более подробного анализа.

Столь своеобразный менталитет китайцев сложился в результате влияния многих факторов: изоляции от внешнего мира, специфической письменности, тяжелых условий ведения сельского хозяйства, религиозных и философских учений. Какие же основные черты национального характера жителей "Поднебесной" можно выделить?

Замкнутость. Склонность к интроверсии проявляется у китайцев на самых различных уровнях: от личностного до государственного. Дурным тоном считается открытое проявление эмоций, более того, они подменяются сложным комплексом этических ритуалов, что в глазах европейца может выглядеть как лицемерие. Если один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считает другого развитым и образованным человеком, даже в том случае, если они прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время разговора один на один с малоизвестными людьми китаец ведет себя специфически: сохраняет неподвижными положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, не шевелится совсем, только губы слегка движутся, а голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор считается попросту неприемлемым. Лицо остается беспристрастным или выражает елейность. Китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что по их представлениям так делают только враги или ненавидящие друг друга люди. Очевидно, именно эта черта национального менталитета сохраняла Китай закрытым от внешних связей на протяжении большей части его истории. Неприхотливость. Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в повседневности. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера. «Рис и овощи для еды, вода для питья, да голова на плечах -- вот, что необходимо мне для счастья». Конфуций.

Склонность к простым логическим конструкциям. Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью, показателем чего являются, например, пословицы и поговорки. «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». «Пришло счастье -- будь бдителен; пришло горе -- будь стоек», -- гласит китайская мудрость.

Предприимчивость. «Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит профессия парикмахера, повара или портного, -- описывает японский профессор Хаясэ адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. -- Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячее торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастает постоянными потребителями и заводит на них бухгалтерскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему удается получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобретения лавочки. Потом он превращается в оптового торговца, которым безденежные люди предпочитают расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретает участок земли и строит на ней фабрику, нанимает работников». По этой причине в большинстве стран Юго-восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импортно-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов. Китайцы владеют 30% капиталов Малайзии и Сингапура, 30% служащих Малайзии -- китайского происхождения.

Коллективизм. Сложные климатические и природные условия страны, особенно необходимость строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Прагматичность. Ограниченность в ресурсах еды, полезных ископаемых, земли выработала в китайцах гипертрофированную бережливость, прагматизм и расчетливость. Прагматичный китаец рассчитывает до малейших деталей наиболее экономный путь для достижения своей цели. В условиях постоянного недоедания выросли поколения, которым было важно не тратить лишнюю энергию.

Мифологизированный полководец Чжугэ Лян, описанный в китайском аналоге «Войны и мира», книге «Троецарствие», совершает, по мнению китайцев, поступки, достойные подражания. Своеобразие моральных устоев жителей Поднебесной может подчеркнуть эпизод, описывающий бегство отряда Чжугэ от преследующих его врагов. На ночь преследуемые, уставшие и голодные воины находят убежище в доме владельца придорожной харчевни. На следующий день бедняк и его семья, поделившиеся с Чжугэ Ляном последней едой, будут убиты его солдатами. Чжугэ принимает такое решение из опасения, что преследователи, допросив его благодетеля, смогут узнать направление движения отряда Чжугэ. Союзник -- временно выгодный партнер, в понятии китайских стратегов. Получив все выгоды от дружбы с СССР, китайское руководство поспешило объявить о своих претензиях к нашей стране. Нынешнее состояние российско-китайских отношений базируется на определенном балансе взаимных интересов.

Жестокость. По мнению многих этнопсихологов, ввиду жесткого подавления индивидуального начала и строгих норм поведения у представителей азиатских народов, и у китайцев в частности, накапливается большое количество внутренней агрессии. Так описывает свои наблюдения одна наша соотечественница, прожившая несколько лет в Китае: "Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости - один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, - и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных. Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более: животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям, и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов...

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»- спрашиваю мужа. «Не знаю…» - напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и - все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже- с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. (Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось. Мы с мужем были единственные из присутствующих, кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение - и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: "Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите - офицеру! Скажите!"

Письменность. Как было сказано выше, не последнюю роль в формировании психологического портрета китайцев сыграла письменность. Во-первых, язык изолировал их от других людей и за 5 тысяч лет создал огромные различия между Китаем и всем остальным миром. Во-вторых, существует зависимость между письменным китайским языком и мышлением жителей этой страны. Иероглифы в некотором смысле защищают Китай от вторжения чужой культуры и навязывания зарубежных традиций. Иностранные слова, записанные при помощи иероглифов, приобретают новое содержание. Так, название американского напитка «кока-кола», записанное при помощи 4 иероглифов «ке коу ке ле», буквально переводится как «можешь рот, можешь радость». Зависимость между китайским мышлением и письменным языком хорошо можно продемонстрировать при помощи передачи китайскими иероглифами слова «братство». Для русского это слово означает «родственные отношения, общность, дружба». Китайцы передают на письме это слово при помощи двух знаков -- «старший брат» и «младший брат». В их понимании это подчиненные отношения, при которых младший брат зависит от старшего. Поэтому в период советско-китайской дружбы оказаться в положении «младшего брата» для китайцев было оскорбительно. Китайцам не нравилось то, что СССР занимал более высокое положение по сравнению с одной из древнейших стран мира.

Не такие, как мы. Китайская ментальность -- зеркальное отражение менталитета европейцев. «Система программного обеспечения» в голове китайца работает как бы наоборот. Белая стрелка в компасе китайцев показывает на юг, порядок слов в китайском предложении прямо противоположен порядку слов в большинстве языков мира, китайский цвет траура -- белый. Поведение китайца также является практически полной противоположностью поведению европейца. Китайская вежливость -- это в нашем понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчет. Китаец, приглашающий вас войти в помещение первым, предполагает, что вы уступите ему это право. Зачастую китайцы воспринимают и истолковывают действия иностранцев по-своему. Классическим подтверждением этому может явиться интервью, данное Мао Цзэдуном американскому журналисту, о том, как в 1950 году ему прислуживал лично И.В. Сталин: во время визита в Москву, на котором китайский лидер вымаливал у советского руководства помощь (в том числе и в создании китайского ядерного оружия), на «ближней даче» Сталин, выполняя роль гостеприимного хозяина, лично подал Мао чай и перед сном застелил ему постель. Эти действия Мао Цзэдун затем истолковал как стремление советского руководства услужить Китаю, а лидера величайшей страны, разгромившей фашизм, представил как своего личного денщика.

Китай - давний сосед России на Дальнем Востоке. История взаимоотношений между нашими странами насчитывает порядка 350 лет, за это время были как периоды мирного сосуществования, так и поры противостояния и конфликтов. Для того, чтобы правильно оценивать ситуацию и определять приоритетные направления внешней политики по отношению к Пекину, необходимо понимать психологию его населения, его ценности и мотивы. Особую важность это приобретает сейчас, когда восточный сосед оказывает все большее влияние Россию и все мировое сообщество.

Стереотипное понимание китайцев такое:

1. Геронтократия - власть и наибольшим уважением в обществе пользуются старшие. От молодежи и людей среднего возраста ожидается,что они будут приспосабливаться к их требованиям и не создавать им неудобств.
2. Иерархичность - очень строгая вертикаль распределения обязательств в обществе. Равенство, в китайском понимании, никогда не было сколько-нибудь значимой ценностью - это всегда сумятица и путаница. В любом варианте взаимодействия люде сгначала сверяется значимость человека,затем выстраиваются отношения руководства и подчинения.
3. Коллективизм - интересы общества,народа руководителей выше интересов отдельных людей. Коммунисты же.
4. Патернализм - государство как "большая семья".
5. Материализм,натурализм - китайцы всегда были близки к природе,но очень рано начали осмыслять природу органически,а не духовно. Поэтому отношение природе очень техническое,прозаическое, что очень отличает китайца от русского или японца - и сближает скорее с евреем.
6. Трудоголизм - адовые работяги.
7. Схематизм мышления - проявляется даже в художественном творчестве. Очень "нумерологическая" нация.
8.Часто говорят, что у китайцев нет чувства юмора. Это не совсем так, но пронизанная благоговением и уважением к огромному числу общественных ценностей культура сильно блокирует троллинг, юмор и подобные "демократические" проявления общественного духа. Юмор очень физический, уплощенный,часто сводится к комедии положений. Политическая сатира не развита - оскорбление общественных лиц и деятелей абсолютно неприемлемо.
9. Прямота и непосредственность - китайцы куда прямолинейнее и грубее в личном общении,чем русские, и этим резко отличаются от японцев. Китайцы даже русскому человеку кажутся из-за такой "непосредственности" хамами.
10.Китайская молодёжь любит рэп. Китайское быдло похоже на российское быдло образца 80-х-90-х.
11. Китайское общество похоже на Россию "бытовым сурвивализмом" - все очень хитрожопые, интриганистые,все висит "на связях" и очень высок риск наткнуться на обман и мошенничество, нужно очень много знать и во всем ориентироваться. Примерно как в Россия. Социальная сплоченность гораздо выше,чем у нас и даже чем в СССР, но при этом социальное доверие низкое.
12. Китайские комиксы,по контрасту со всем сказанным выше - тоньше, поэтичнее, целомудренее японских. В них больше этнического национализма, сильнее мотивы государственного, профсоюзного и сословного долга, в то время как японцы чаще делают акцент на личной преданности, законопослушности или экологических ценностях. Сложно описать одним словом то,что очень варьирует от автора к автору.
Больше драконов, фениксов, журавлей и характерных для китайской мифологии мотивов. Гораздо сильнее выражены мотивы женской дружбы - в японских это скорее исключение. Японцы тему религии(не-синтоистской) и идеологии часто сводят к психологическим или семейным обстоятельствам или к элементу фансервиса, китайцы же серьёзны. Религия или учение той или иной школы или секты - это объединяющий элемент клана или даже целого сообщества. Китайцы скорее поощряют раннее взросление, чем инфантилизм, продолженный во взрослую жизнь. Тип человека "неопределившегося" с ориентирами в жизни, сомневающегося, находящегося на границе разных состояний японцами воспринимается в комиксах скорее снисходительно, понимающе, игриво, наставительно, китайцами - резко негативно и подозрительно, как мутная мразь. которая пытается воспользоваться состоянием "двойных привилегий".
13. Китайцы - одни из самых строгих, авторитарных и требовательных родителей.
14. Ценят спорт, бодрость духа, здоровый образ жизни, любят собираться большими группами и заниматься китайскими упражнениями.
15. Китайцы почти всеядны. Суп из черепахи, слюна ласточек, жареный собачий окорок, пауки,змеи, кошки, скорпионы, "тысячелетние яйца", пельмени всех сортов - у китайцев практически нет пищевых предрассудков,свойственных другим народам, таким как арабы, европейцы или индусы."Можно есть, всё,что на четырёх ногах - кроме стола; всё,что плавает - кроме лодки; всё,что летает - кроме самолёта, всё,что с волосами - кроме родителей". Кроме китайцев-буддистов разве что. Китайцы вообще любят пожрать и выпить не дураки.
16. Чиновничье самодурство - не исключение, а культурно-историческая норма жизни. "Я начальник - ты дурак"
17. Консерватизм. Редкий китаец интересуется культурами других стран. Самостоятельность мышления не особо ценится. Экзотофилов среди китайцев чрезвычайно мало - а в России такого,напротив, очень много. Китайцы менее любознательны в глобальном смысле,но пытливы в мелочах и деталях.

Этот пост у меня уже назревал давно, просто не могла точно сформулировать свои наблюдения в определенные очертания. Я живу в Гуанчжоу, на юге Китая, поэтому речь пойдет о южных китайцах. Ведь южные и северные китайцы очень сильно отличаются. Конечно, живя и работая здесь, я соприкасаюсь с южно-китайским менталитетом каждый день. Жить здесь или быть на время - две большие разницы. Так что, вот мой взгляд изнутри:

1) Ведение бизнеса

У нас в России принят жесткий стиль в бизнесе, надо во что бы то ни стало урвать свой кусок, показать свой железный характер, требовать, а не просить, припугнуть и получить желаемое. Жесткий значит сильный. В Китае же агрессия - это признак дурного тона. Своим привычным поведением, подпирая китайца к стене, мы вызываем у него отторжение и дискомфорт, ведь из-за нас он может "потерять свое лицо". У китайцев есть такое понятие социального лица - то, каким видят его окружающие, и это напрямую влияет на его внутренний мир и деловую репутацию. Потеря этого самого социального лица - катастрофа и унижение.

Когда я только приехала в Китай, я была такая: "Хо-хо, я такая крутая, я же из России, у меня образование, универ, я вся такая жесткая, сильная, умею добиваться своего, диктую свои условия, умею, когда надо надавить и вообще трепещите передо мной". Но пара-тройка сорванных договоренностей из-за моей напористости эту спесь из меня быстро выбили. Я поняла, что действую на другой территории и работать по прежним правилам НЕЛЬЗЯ.

И тут я стала присматриваться к стилю ведения бизнеса и переговоров в Китае, начала подстраиваться под их стиль и дело пошло. Надо сказать, что с таким отношением, я сама стала спокойнее, как человек. И мне это мое состояние очень нравится. Можно сказать, что это моя приобретенная черта в Китае. Есть чему поучиться у народа с тысячелетней историей.

Агрессия - это хамство. Меня очень удивляет, что по ходу ведения бизнеса, некоторые люди позволяют себе такое хамство. Сначала все хорошо-хорошо, потом какая-то проблема, которую можно решить, но процесс хамства уже запущен.

2) Разные ожидания

Российский человек по умолчанию ждет ото всех "кидалова". Надо быть всегда настороже, никому не доверять, держать руку на пульсе, требовать, контролировать, чтобы не нарваться на обман. Мы везде ждем подвоха. Честно, у меня потребовался не один год, чтобы избавиться от этого ощущения.

Свой страх перед обманом мы пытаемся контролировать с помощью документов, печатей, заранее утвержденных на бумажке сроков и сумм.

Неприятный инцидент у меня был на заводе. По переписке и по телефону мне была озвучена одна цена, приезжаю на переговоры - эта же цена, потом переговоры затягиваются и цена меняется в итоге. Причем, менеджер так и говорит "Я ошиблась, дала вам неверную цену". Тут по идее начинаешь думать "Эти китайцы меня обманули. Они меня за дуру держат?". Легче развернуться и уйти. Я решила не включать эту логику, а попробовать их понять. Мне очень хорошо все объяснили, показали завод. И тогда я ушла с полной уверенностью, что обмануть-то меня никто и не пытался, просто так вышло. У меня был выбор - соглашаться на эту цену или нет. Я согласилась и не прогадала.

3) Разные формальности

Это тоже продолжение нашего страха быть обманутым. Только формальная сторона. Чтобы уберечься, мы начинаем требовать кучу всяких бумажек. Как положено. Но с китайцами такая штука не всегда прокатывает. Честно скажу, когда начнется проблема,эти бумажки вас не спасут. Если вас хотят обмануть, то обманут с бумажками или без

Однажды я была на заводе в одной маленькой деревне. Все посмотрели, все хорошо, все устраивает, давайте оформлять заказ. Я прошу договор и инвойс. "Инвойс? Что это такое? Неее, не слышали!!!" Мое первое желание было - бежать отсюда, это обман, кидалово. Но... стоп. Вырубаем российскую логику. Начала вникать в суть, звонить друзьям. Оказывается, в провинции Гуандун в маленьких заводах, где работают 7-8 человек и директор, не знать, что такое инвойс - это не редкость. Инвойс и сейлс-контракт я сама им сделала, они подписали и поставили печати. Потому что так хочет клиент и ему так безопаснее.

Очень часто бывает, что вместо счета выпишут какую-нибудь бумаженцию. Клиент совсем отказывается это понимать и принимать. "Счет такой не бывает, он бывает вот таким" - и приходится подгонять все под эти принятые формы. Так что будьте готовы ко многому.

4) Разный подход к проблемам

У нас в России любят рассчитывать все риски и проблемы заранее. Предупрежден - значит вооружен. Также любят заранее все посчитать, обговорить цены и все. Но с китайцами такое отношение не прокатывает. У них постоянно все меняется. Почему? Потому что они решают проблемы по мере поступления. Они заранее не обсуждают, что будут такие и такие проблемы, мы решим вот так-то и так, и будет вот такая цена.

Пример из жизни. Раньше меня эта черта сильно бесила! А теперь я сама стала такой (о, ужас!ужас!). Сидишь на фабрике, обговариваешь детали заказа, все хорошо, оформляешь заказ и тут начинается: то этого нет, то такой цвет, то доступно это, а если хотите это, то вот такая цена. Поэтому если делать заказ, то заранее сказать "да", а потом обсуждать поступающие проблемы. Абсолютно все проблемы решаются только по мере их поступления. Поэтому всегда предупреждаю людей, что вот если мы обговорили эту цену, то цена эта самая минимальная и приблизительная, при добавлении опций, цена изменится.

И знаете, что? Это жутко удобно! Не надо тратить свою энергию на всевозможные "кабы" да "если". Но люди в России привыкли к другому и все условия оговаривают на "берегу", но, к сожалению, все нюансы и "сюрпризы" китайцев не предусмотреть.

5) Понимание дружбы

Вот здесь очень большие отличия. Если мы дружим в России бескорыстно, то в Китае дружба предполагает взаимные обязательства. Очень важно при установлении бизнес-контактов "дружить" с китайскими партнерами. Поэтому смело смешивайте личное и работу, так как это будет приносить лишь пользу. Китайцы ради друзей будут стараться хорошо работать и вам будет легче их понять. А в России смешивать работу и личное не принято, и может из-за этого так легко опуститься до агрессии? ("ты мне не друг")

6) Для китайцев нету понятия личного времени

Может, это из-за того, что они "дружат" с работой и на работе? И меня это немного напрягает. Ну, не можем мы россияне это воспринимать. Мне, например, письма и звонки от китайцев могут поступать независимо от дня недели и времени суток. Поэтому приходится лавировать.

7) Отказываюсь это понимать!

Что меня до сих пор шокирует - это вот такие истории:

Грузятся на складе стиральные машины. Где-то упаковка повредилась и машинка поцарапалась. На приемке говорю: "Вот здесь царапина. Не грузите". А мне в ответ удивленные китайцы: "А в чем проблема? Подумаешь, царапина, машинка-то цела и работает". Точно также со стульями, приборами, да и вообще со всем. Ну, как тут объяснить, что с царапиной - это уже негодный товар? Или если цвет отличается, даже на полутон, то это уже не то! Вот с этим у меня до сих пор трудности. Не знаю даже, с чем это связано.

8) Китайцы никогда не скажут "не могу"

Скорее всего они скажут, "невозможно" или "без вариантов", чем "я не могу это сделать". Поэтому если один китаец сказал вам "невозможно", то это еще не означает, что невозможно, идите к другому китайцу. Но если, допустим, то, что вы хотите только у этого китайца и он не может,значит, действительно, невозможно.

В заключение хотелось бы добавить,даже если люди сильно отличаются, схожего и общего у них гораздо больше. Иногда ловлю себя на мысли о том, что верю в библейскую легенду о Вавилонской башне. В любом деле ждет успех, если подходить с точки зрения сближения и понимания.

Согласитесь, национальный характер определяет не только поведение представителей какого-либо народа, но и во многом формирует основы его внешней политики. Знание и понимание характерных черт менталитета позволяют правильно оценивать ситуацию, делать выводы, а также интерпретировать и предугадывать те или иные действия со стороны рассматриваемого государства. В предыдущей статье была вскользь затронута тема миропонимания китайцев. Вопрос очень интересный, обширный и, безусловно, заслуживающий более подробного анализа.

Столь своеобразный менталитет китайцев сложился в результате влияния многих факторов: изоляции от внешнего мира, специфической письменности, тяжелых условий ведения сельского хозяйства, религиозных и философских учений. Какие же основные черты национального характера жителей "Поднебесной" можно выделить?

Замкнутость. Склонность к интроверсии проявляется у китайцев на самых различных уровнях: от личностного до государственного. Дурным тоном считается открытое проявление эмоций, более того, они подменяются сложным комплексом этических ритуалов, что в глазах европейца может выглядеть как лицемерие. Если один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считает другого развитым и образованным человеком, даже в том случае, если они прекрасно понимают, что это не соответствует действи­тельности. Во время разговора один на один с малоизвестными людьми китаец ведет себя специфически: сохраняет неподвижными положе­ние лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, не шевелится со­всем, только губы слегка движутся, а голос приближен к шепо­ту. Очень громкий разговор считается попросту неприемлемым. Лицо остается беспристрастным или выражает елейность. Китайцы избегают смотреть прямо на собесед­ника, потому что по их представлениям так делают только вра­ги или ненавидящие друг друга люди. Очевидно, именно эта черта национального менталитета сохраняла Китай закрытым от внешних связей на протяжении большей части его истории. Неприхотливость. Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Ис­покон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в повседневности. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении ши­роко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В резуль­тате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, стали целым комплек­сом взаимосвязанных черт их национального характера. «Рис и овощи для еды, вода для питья, да голова на плечах — вот, что необходимо мне для счастья». Конфуций.

Склонность к простым логическим конструкциям. Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чу­ждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает пред­почтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принци­пами, его логика отличается высокой предметностью, показате­лем чего являются, например, пословицы и поговорки. «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». «Пришло счастье — будь бдителен; пришло горе — будь стоек», — гласит китайская мудрость.

Предприимчивость. «Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит про­фессия парикмахера, повара или портного, — описывает японский профессор Хаясэ адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. — Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячее торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастает постоянными потребителями и заводит на них бухгал­терскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему уда­ется получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобре­тения лавочки. Потом он превращается в оптового торговца, которым безденежные люди предпочитают расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретает участок земли и строит на ней фабрику, нанимает работников». По этой причине в большинстве стран Юго-восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импорт­но-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов. Китайцы владеют 30% капиталов Малайзии и Сингапура, 30% служащих Малайзии — китайского происхождения.

Коллективизм. Сложные климатические и природные условия страны, осо­бенно необходимость строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психоло­гические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и пережи­вания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Прагматичность. Ограниченность в ресурсах еды, полезных ископаемых, земли выработала в китайцах гипертрофированную бережливость, прагматизм и расчетливость. Прагматичный китаец рассчитывает до малейших деталей наиболее экономный путь для достижения своей цели. В условиях постоянного недоедания выросли поколения, которым было важно не тратить лишнюю энергию.

Мифологизированный полководец Чжугэ Лян, описанный в китайском аналоге «Войны и мира», книге «Троецарствие», совершает, по мнению китайцев, поступки, достойные подражания. Своеобразие моральных устоев жителей Поднебесной может подчеркнуть эпизод, описывающий бегство отряда Чжугэ от преследующих его врагов. На ночь преследуемые, уставшие и голодные воины находят убежище в доме владельца придорожной харчевни. На следующий день бедняк и его семья, поделившиеся с Чжугэ Ляном последней едой, будут убиты его солдатами. Чжугэ принимает такое решение из опасения, что преследователи, допросив его благодетеля, смогут узнать направление движения отряда Чжугэ. Союзник — временно выгодный партнер, в понятии китайских стратегов. Получив все выгоды от дружбы с СССР, китайское руководство поспешило объявить о своих претензиях к нашей стране. Нынешнее состояние российско-китайских отношений базируется на определенном балансе взаимных интересов.

Жестокость. По мнению многих этнопсихологов, ввиду жесткого подавления индивидуального начала и строгих норм поведения у представителей азиатских народов, и у китайцев в частности, накапливается большое количество внутренней агрессии. Так описывает свои наблюдения одна наша соотечественница, прожившая несколько лет в Китае: "Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости – один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, – и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных. Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более: животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям, и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов...

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»– спрашиваю мужа. «Не знаю…» – напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и – все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже– с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. (Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось. Мы с мужем были единственные из присутствующих, кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение – и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: "Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите – офицеру! Скажите!"

Письменность. Как было сказано выше, не последнюю роль в формировании психологического портрета китайцев сыграла письменность. Во-первых, язык изолировал их от других людей и за 5 тысяч лет создал огромные различия между Китаем и всем остальным миром. Во-вторых, существует зависимость между письменным китайским языком и мышлением жителей этой страны. Иероглифы в некотором смысле защищают Китай от вторжения чужой культуры и навязывания зарубежных традиций. Иностранные слова, записанные при помощи иероглифов, приобретают новое содержание. Так, название американского напитка «кока-кола», записанное при помощи 4 иероглифов «ке коу ке ле», буквально переводится как «можешь рот, можешь радость». Зависимость между китайским мышлением и письменным языком хорошо можно продемонстрировать при помощи передачи китайскими иероглифами слова «братство». Для русского это слово означает «родственные отношения, общность, дружба». Китайцы передают на письме это слово при помощи двух знаков — «старший брат» и «младший брат». В их понимании это подчиненные отношения, при которых младший брат зависит от старшего. Поэтому в период советско-китайской дружбы оказаться в положении «младшего брата» для китайцев было оскорбительно. Китайцам не нравилось то, что СССР занимал более высокое положение по сравнению с одной из древнейших стран мира.

Не такие, как мы. Китайская ментальность — зеркальное отражение менталитета европейцев. «Система программного обеспечения» в голове китайца работает как бы наоборот. Белая стрелка в компасе китайцев показывает на юг, порядок слов в китайском предложении прямо противоположен порядку слов в большинстве языков мира, китайский цвет траура — белый. Поведение китайца также является практически полной противоположностью поведению европейца. Китайская вежливость — это в нашем понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчет. Китаец, приглашающий вас войти в помещение первым, предполагает, что вы уступите ему это право. Зачастую китайцы воспринимают и истолковывают действия иностранцев по-своему. Классическим подтверждением этому может явиться интервью, данное Мао Цзэдуном американскому журналисту, о том, как в 1950 году ему прислуживал лично И.В. Сталин: во время визита в Москву, на котором китайский лидер вымаливал у советского руководства помощь (в том числе и в создании китайского ядерного оружия), на «ближней даче» Сталин, выполняя роль гостеприимного хозяина, лично подал Мао чай и перед сном застелил ему постель. Эти действия Мао Цзэдун затем истолковал как стремление советского руководства услужить Китаю, а лидера величайшей страны, разгромившей фашизм, представил как своего личного денщика.

Китай - давний сосед России на Дальнем Востоке. История взаимоотношений между нашими странами насчитывает порядка 350 лет, за это время были как периоды мирного сосуществования, так и поры противостояния и конфликтов. Для того, чтобы правильно оценивать ситуацию и определять приоритетные направления внешней политики по отношению к Пекину, необходимо понимать психологию его населения, его ценности и мотивы. Особую важность это приобретает сейчас, когда восточный сосед оказывает все большее влияние Россию и все мировое сообщество.

В качестве материала для публикации использовались работы преподавателя Военного университета, подполковника, Ю.О. Сердюка и доктора психологических наук, профессор а, полковника, В.Г. Крысько, а также

Менталитет китайского народа
Загадочная азиатская душа...


Среднестатистический китаец - кто он?

Казалось бы, все знают об этой нации абсолютно всё! Оказывается, что наш круг информации очень и очень мал. Кроме того, что этот народ является самым большим по численности в мире, кроме того, что предки их были строителями одного из Чудес Света - Великой Китайской Стены - кроме всего этого данная нация обладает удивительным менталитетом, что делает ее еще более непохожей на все остальные. Эта нация - китайцы.
Действительно, мораль и мировоззрение китайцев иногда не поддается здравому смыслу. Остается только думать о том, как с такими понятиями они живут в цивилизованном обществе.

Китай. Семья и отношения

В жизни среднестатистического китайца семья занимает первое и самое главное место. Потерять свою семью считается большим горем для человека. Иерархия в семье начинается с женщины, как ни странно. Действительно, в Поднебесной действует негласный матриархат . Женщина в семье исполняет роль главы, и ее мнение учитывается первым при решении каких-либо семейных вопросов. Так, например, смерть бабушки является практически многомесячным трауром для всех, так как именно бабушку называют хранительницей всех семейных традиций и обычаев, а также держательницей семейного бюджета. Дедушка же, наоборот, считается самым бесполезным членом семьи. Воспитанием детей в китайской семье занимаются все до единого родственники. Кстати, в связи с введением в Китае закона «одна семья - один ребенок» малышей часто называют «маленькими императорами».
К отношениям до свадьбы у китайцев особый подход. Если парень с девушкой начинают встречаться, то скорее всего, это на всю жизнь. Любопытно, что при этом девушка может состоять в отношениях сразу с несколькими парнями, и это в порядке вещей. Совершенно нормальным считается, если девушка сидит в кафе со своим молодым человеком, и при этом заигрывает с другим. Аргументируется это поведение тем, что молодая женщина выбирает себе партнера. Целоваться и проявлять свои чувства на публике у китайцев не принято, это считается моветоном. Кстати, сами жители Поднебесной тщательно скрывают свои настоящие эмоции.

Китай. Внешняя и внутренняя культура

Огромной фобией китайца является публичное проявление эмоций. Они искренне считают, что люди не должны видеть их истинные чувства. Раздраженный или обиженный никогда не выдаст свои чувства , а будет стоять и улыбаться натянутой улыбкой. Если китайцу весело, можно быть уверенным, что его лицо останется практически неизменным в плане эмоций. Вероятнее всего, на его лице не дрогнет ни один мускул, а само лицо примет маску серьезности.
Отдельно нужно коснуться темы культуры еды . Турист никогда не увидит мусор на столе, за которым едят китайцы. Не потому, что его моментально убирают, нет! Дело в том, что объедки они попросту сбрасывают под стол, объясняя это тем, что они не свинки, чтобы собирать мусор рядом с едой. Среди абсолютно нормальных и общепринятых вещей - привычки отрыгивать, чихать, кашлять, выпускать газы и сморкаться в общественных местах. Иногда даже создается впечатление, что окружающие люди ведут негласное соревнование на громкость чиханья или отрыжки. Особенно дико видеть такое поведение у молодых и красивых девушек.
Китайцы - закоренелые коллективисты, они напрочь лишены каких-либо эгоистичных проявлений. Каждый китаец стремится быть в толпе, в обществе. Одиночество - это большая фобия. Возможно, этим объясняется невероятная любовь этой нации ко всевозможным гаджетам и социальным сетям. Человек может сидеть на встрече с другом в кафе, и при этом оба они, скорее всего, будут общаться, не отрывая глаз от телефона или планшета.

Красота, мода и стиль в Китае

Никого из представителей этого народа не волнует, что о нем подумают окружающие. Каждый одевается так, как ему хочется. Можно даже не удивляться, увидев на улице старушку в шортах с мультипликационными персонажами или парня в женских брюках. Большая часть одежды считается универсальной как для женского, так и для мужского пола . Правда, на европейце азиатское сочетание предметов одежды и аксессуаров выглядело бы по меньшей мере нелепо. В Китае до этого просто никому нет дела.
Зато китаец посмотрит с пренебрежением и даже антипатией на загорелого человека. Загар в этой стране совершенно не приветствуется, а белая кожа считается эталоном. Люди с бронзовым оттенком кожи вызывают у жителя Поднебесной ассоциации с африканцами, которых китайцы считают слишком некрасивыми.

Вот такая удивительная нация живет на востоке евразийского континента. Перефразируя известное выражение о русской душе, можно сказать «загадочная азиатская душа». Мы часто говорим о тайнах Востока, которые не можем объяснить в силу своего менталитета. Действительно, Поднебесная полна своих загадок не только в архитектуре, культуре и искусстве, но даже и в людях, так непохожих на нас, европейцев.