Какой конфликт лежит в произведении челкаш. Анализ рассказа «Челкаш» (М

В рассказе «Челкаш» два персонажа — Челкаш и Гаврила.

Принято было считать, что в этом рассказе Горький романтизирует босяка. Однако текст рассказа не даёт оснований для такого вывода, Горький скорее жалеет его. Мы не узнали из рассказа, почему так сложилась судьба Челкаша, что сломало его, превратило в босяка. Есть лишь смутный намёк на горькую «чашу, которую судьба дала ему испить». Но
одно очевидно — душа его жива. Перечитайте то место рассказа, где Челкаш вспоминает о прошлой крестьянской жизни.

Эти воспоминания воодушевляют его, в них столько поэзии, душевного тепла. Ясно, что не босяцкая жизнь сделала Челкаша таким душевно щедрым, каким мы встречаем его на страницах рассказа, что основы этого характера закладывались в его прошлом, в прошлой крестьянской жизни. Для Челкаша главное в крестьянской жизни свобода, независимость: «Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо … ты можешь от всякого потребовать уважения к себе».

Слова Челкаша — это подлинный гимн крестьянской жизни, земле. Именно здесь, в крестьянском труде, подлинная свобода. Свобода босяка Челкаша иллюзорна, он каждую минуту может быть схвачен и отправлен за решётку. При
всей внешней независимости он — несвободен и понимает это. Потому так больно ранят его слова Гаврилы: «Вот глядь-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго».

Одиннадцать лет босячества отделили Челкаша от прошлой крестьянской жизни, но она продолжает будоражить его воображение, наполняет теплом сердце. Расскажите о прошлой жизни Григория (Челкаша). Обратите внимание на то чувство глубокой любви к земле, которым окрашено это воспоминание, и на чувство одиночества, «выброшенности навсегда из того порядка жизни».

Что произошло с крестьянством после революции? Как жили крестьяне в годы советской власти? Вспомните уже изученные произведения, в которых рассказывается о тех преобразованиях, которые произошли в деревне после революции. В чём состояла суть этих преобразований, как отразились они на жизни деревни, на сельских жителях? Почему Русская деревня стала умирать? В каких произведениях русской и родной литературы отражён процесс гибели деревни? Не тянет больше земля крестьянина к себе, отлучили людей от земли, и оказались обездоленными и люди, лишённые земли, и земля, оставленная без крестьянского присмотра. Подумайте, справедливо ли это высказывание. Мотив независимости, воли, свободы звучит на протяжении всего повествования.

Кажущейся свободе босяка противопоставлена свобода самостоятельного крестьянина, хозяина. Для Гаврилы свобода — это не только «сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь, гуляй, знай, как хошь». Он высказывает серьёзную мысль: «Бога только помни». Как вы понимаете эти слова? Можно ли считать, что Гаврила сознаёт, что свобода — не вседозволенность, она ограничена нравственными нормами, которые даны в религии? Нарушил ли сам Гаврила христианскую заповедь, какую? Есть ли в вашей религии такая же заповедь? Какую христианскую заповедь нарушает Челкаш? Что понимает под свободой Челкаш и что Гаврила?

Обратите внимание на двойственность чувства, которое испытывает Челкаш к Гавриле. С одной стороны, ему нравится этот наивный, доверчивый и добродушный парень «с чистыми голубыми глазами». Он пробуждает в нём воспоминание о прошлой жизни.

В каких ситуациях у Челкаша появляется «холодное, злобное» чувство к Гавриле, в груди «нечто вроде ожога»? Какие слова Гаврилы больно ранили Челкаша? Можно ли предположить, что «злобное, холодное» чувство появлялось потому, что, глядя на Гаврилу, Челкаш понимал, как сам низко пал, занимаясь воровством, а потом пропивая легко полученные деньги, что в глубине души он понимал справедливость слов Гаврилы: «Тёмен ты … », «Чай, таких-то, как ты, — много! шатающих … », «Ненужный на земле человек»?

Гаврила наивен, доверчив, набожен. Вначале он искренне поверил, что Челкаш предложил ему поехать с ним ловить рыбу. Когда же понял, что идёт на тёмное дело», стал шептать слова молитвы, просить Челкаша отпустить его, укорял Челкаша: «Грешно тебе … душу ведь губишь! Он обещает, если всё закончится благополучно, отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Однако на вопрос Челкаша: «Пошёп бы ещё раз на такое дело ради 200 рублей?» — отвечает утвердительно, несмотря на насмешливое замечание Челкаша: «Стой! А как душу-то загубишь?»

Вид денег меняет Гаврилу. Перескажите сцену, в которой Гаврила униженно просит Челкаша дать ему деньги. Какие чувства вызывает у вас эта сцена? Какие чувства к Гавриле испытывал Челкаш?

Очень просто назвать Гаврилу жадным, как это делает Челкаш. Однако вспомните, каким тяжёлым трудом доставались крестьянину деньги, на что собирался Гаврила потратить деньги, которые просил у Челкаша.

В чём проявились бесхитростность, простодушие Гаврилы? Попробуем разобраться в чувствах Гаврилы, объяснить его поступок.

Взволнованный, возбуждёный только что полученными деньгами, которые стали для него настоящим богатством, способным круто изменить всю его жизнь, Гаврила тут же теряет их, даже не поняв, что случилось. Хотел ли Гаврила убить Челкаша, когда запустил в него камнем? Какие чувства испытал Гаврила, когда совершил свой греховный поступок
и увидел, что Челкаш лежит в луже крови?

Подумайте над его словами: «Брат, прости! Дьявол это меня … сними грех с души». Как вы понимаете эти слова? Верите ли вы в искреннее раскаяние Гаврилы? В искренность его просьбы опрощении?

Развиваем свою речь Челкаш называет Гаврилу телёнком. Объясните, каково значение этого слова в данном контексте. Как вы понимаете выражения «темное дело», «больно тёмен ты»? В каком значении употреблено в этих словосочетаниях слово «тёмный», какие ещё значения этого слова вы знаете?

Расскажите, как вы понимаете следующий художественный образ: «вереница грузчиков, несущих хлеб в животы судов, чтобы заработать несколько фунтов хлеба для себя». Какую картину рисует ваше воображение? Объясните выражение: «лицо, искажённое восторгом жадности». Вспомните, что восторг обычно воодушевляет, вдохновляет, освещает лицо. Вероятно, вы никогда не встречали словосочетания «восторг жадности». Тут создан выразительный художественный образ. Раскройте его значение.

Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью.

Писатель по-новому показал психологию отверженных людей. Он не жалеет своих героев, не идеализирует их, не связывает с ними никаких надежд. Горький показывает их независимость от общества, презрение к богачам, свободолюбие. В каждом рассказе описана драматическая ситуация жизни простого человека в жестоком мире. Все герои — люди со сломленной судьбой, но не желающие унижаться и лгать. Они стремятся вырваться из «духоты» окружающей мрачной действительности, протестуют, но их анархический бунт бессмыслен. «Сытое» общество равнодушно к нищим.

Герой рассказа М. Горького Гришка Челкаш прекрасно чувствует себя в порту, где вместе с напарниками промышляет воровством. Он «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш своим внешним видом выделяется из толпы портовых оборванцев. Он похож на хищную птицу, степного ястреба. Зорко вглядываясь в прохожих, он прицельно ищет жертву. Челкаш ищет Мишку, с которым собирается «на дело», но узнает, что тому отдавило ногу и его увезли в больницу. Расстроенный Челкаш знакомится с деревенским парнем Гаврилой, которому представляется рыбаком. Вор умело ведет разговор «по душам», втирается в доверие к новому знакомому.

Горький с большим мастерством дает портреты героев, показывает их психологию, а сам рассказ — это небольшая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Гаврила откровенно рассказывает Челкашу свою историю. Оказывается, он находится в крайней нужде, ему нужны деньги, иначе с хозяйством в деревне не справиться. За бедного парня не идут замуж девушки, а как в деревне быстро заработать, он не знает. Челкаш предлагает парню стать его напарником, но не говорит, что за работа ждет наивного сельского жителя. Для начала вор ведет его обедать. Гаврилу поражает, что Челкашу дают в долг. Это вызывает доверие к вроде бы «жулику» на вид. Гаврила напивается, а Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… Малого было жалко, и малый был нужен».

В рассказе Горький использует прием контраста, рисует два психологических портрета. Даже описание ночного моря и облаков автор использует как психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении воздушных масс».

Ночью Челкаш предлагает Гавриле в лодке отправиться «на работу». Парень, ворочая веслами, уже догадывается, что они плывут не на рыбную ловлю. Испугавшись, Гаврила просит отпустить его, но Челкаш со смехом отбирает у него паспорт, чтобы не убежал. Украв что-то «кубическое и тяжелое», Челкаш возвращается в лодку, сказав Гавриле, что тот заработал за ночь полтысячи. Далее развивается тема искушения деньгами. Челкаш радуется, что они ушли от охранников и, расчувствовавшись, рассказывает Гавриле о своем детстве в деревне, о жене, родителях, о военной службе и о том, как им гордился отец. Он сам выбрал свою судьбу, он смелый человек и любит свободу. Материал с сайта

На греческом корабле герои отдают товар и получают деньги. Увидев гору бумажек, Гаврила хватает свою долю денег дрожащими руками. Теперь он уже представляет себя первым деревенским богачом. Видя возбуждение Гаврилы, Челкаш думает, что жадность у деревенского парня в крови. Уже на берегу Гаврила не может совладать с собой и набрасывается на Челкаша, требуя отдать ему все деньги. «Дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», Челкаш отдает деньги, за что Гаврила униженно его благодарит. Челкаш думает, что никогда не стал бы таким низким и жадным, потерявшим рассудок из-за денег. Гаврила признается, что хотел убить Челкаша, тогда вор отбирает у него все деньги, а когда поворачивается уходить, в голову ему летит брошенный Гаврилой камень. Раненый Челкаш истекает кровью, но с презрением отдает деньги Гавриле, который просит у него прощения. Челкаш уходит, оставив деньги на песке. Гаврила поднимает их и твердыми шагами идет в противоположную сторону. Волны и дождь смывают кровь на песке, ничто больше не напоминает о драме между двумя людьми.

Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому не нужны. В этом заключается романтический пафос рассказа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл жизни и проблема свободы
  • челкаш проблематика
  • проблема духовной свободы человека челкаш
  • странные поиски смысла жизни по рассказам горького
  • проблема гордости в литературе

В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов - так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными духом. Главное для них - это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о каком особом жизни, далеко от обыденности. Но найти его не могут, поэтому идут бродяжничать, поются, кончают жизнь самоубийством. Один из таких людей изображен в рассказе «Челкаш». Челкаш - «старый волк, хорошо знакомый гаванском люда, ожесточенный пьяница и ловкий, смелый вор». В нем чувствуется что-то опасное, холодное и хищное. «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцьких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худоба и этой походкой, что прицеливается, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбужденной и яркой... ». Челкаша устраивает жизнь, что он ведет: он сам себе хозяин, а «впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости.

Главное, что он ценит в жизни - это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей. Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. В Гаврила свои взгляды и мысли о воле: «Гуляй, как хочешь. Бога только помни ». Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным. «Отпетые ведь ты... Нет тебе пути...» - говорит он. Наверное, в подобных словах есть доля правды, так как они выводят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление. Вот как он реагирует на слова Гавриила: «он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенной ему этим молоденьким теленком, которым он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он где-то там деревню, дом в нем, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик ». Между тем Челкаш и Гаврила имеют общее социальное происхождение: оба они из крестьян. Но Челкаш давно порвал с сельским средой, он «чувствовал себя... выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, которая течет в его жилах. Однако, многие особенности крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. Привязанность к земле и хозяйства, даже скупость.

«А жадный ты! .. Нехорошо... Впрочем, что ж? Крестьянин... »- замечает Челкаш. По-разному герои относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их «в землю», то Челкаш никак не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: «Ну, скажи мне, - заговорил Челкаш, - придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей родит, кормовне будет хватать, ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть... Ну и что? Многие в этом вкуса? »

Смысл жизни для него в другом. Свободное босяцьке жизни, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за его жадность, корысть. Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, который завершается победой неодолимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится «душу загубить на всю жизнь». Но после вопроса Челкаша: «Ну если бы две радужных?» (200 рублей) настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: «Так ведь, может... и не потеряешь! - Улыбнулся Гаврила. - Не потеряешь, а человеком на всю жизнь сделаешься. Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. По украденную мануфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез замышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Челкаш вызывает большую симпатию автора и читателей, «На! Жеры... - крикнул он, дрожа от волнения, острой жалости и ненависти к этому жадного раба. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.

Неудивительно, но Челкаш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, ненужным на земле человеком. Мечта Гаврилы осуществляется. «Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположный тому, где исчез Челкаш». Эта, казалось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых, поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня. Во-вторых, Гавриилу и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действительно, «... вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, что не помнит себя. Никогда не станет таким!..». Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, оно не утратило своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищания большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - все это привело к тому, что многие из людей считает деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов - так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них - это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности. Но найти ее не могут, поэтому уходят бродяжничать, спиваются, кончают жизнь самоубийством.
Один из таких людей изображен в рассказе “Челкаш”. Челкаш - “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. В нем чувствуется что-то опасное, холодное и хищное: “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал”.
Челкаша устраивает жизнь, которую он ведет: он сам себе хозяин, а “впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости”. Главное, что он ценит в жизни - это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей.
Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, который случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. У Гаврилы свои представления о свободе: “Гуляй, как хошь. Бога только помни”. Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным. “Пропащий ведь ты... Нет тебе пути...” - говорит он. Наверное, в подобных словах есть доля правды, потому что они выводят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление. Вот как он реагирует на слова Гаврилы “больно ты закомурист... темен ты...”: “он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик”.
Между тем Челкаш и Гаврила имеют общее социальное происхождение: оба они из крестьян. Но Чел-каш давно порвал с деревенской средой, он “чувствовал себя... выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах”. Тем не менее, многие особенности крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. Привязанность к земле и хозяйству, даже скупость. “А жаден ты!.. Нехорошо... Впрочем, что же? Крестьянин...” - подмечает Челкаш.
По-разному герои относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их “в землю”, то Челкаш никак не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: “Ну, скажи мне, - заговорил Челкаш, - придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей народит, кормов не будет хватать; ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть... Ну, и что? Много в этом смаку?” Смысл жизни для него в другом.
Вольная босяцкая жизнь, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за его жадность, стяжательство.
Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, которая завершается победой неодолимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится “душу загубить на всю жизнь”. Но после вопроса Челкаша: “Ну ежели бы две радужных?” (двести рублей) настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: “Да ведь, может... и не загубишь! - улыбнулся Гаврила. - Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься”.
Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. За украденную мануфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез замышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Челкаш вызывает большую симпатию автора и читателей. “На! Жри... - крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем”. Не удивительно. Чел-каш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, ненужным на земле человеком.
Мечта Гаврилы осуществляется. “Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш”. Эта, казалось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых, поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня. Во-вторых, Гавриле и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действительно, “...вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!..”
Хотя со времени написания рассказа “Челкаш” прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

Темы

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
  • Проблемы

    • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
    • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

    Смысл

    Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

    Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

    Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!