Как тянуть жребий по электронной почте. Можно ли в ситуации, где нужно сделать выбор, бросать жребий

Когда-то, на заре своего воцерковления, дали мне несколько брошюрок "для новоначальных". Запало в памяти то место в одной из них, в котором говорилось о способе узнавания воли Божией через жребий. Предлагалось написать возможные варианты на бумажках, спрятать их за иконочки в красном угле и помолиться три раза, после чего достать из-за иконочек готовый ответ.
Честно говоря, не вижу здесь никакой разницы - узнавать волю Божию таким образом или же через старца - ибо в обоих случаях исход ответа зависит от твоей личной просьбы Богу в виде молитвы. Ибо перед походом к старцу имеется обычай также читать молитву, чтобы наперед точно создать себе в душе уверенность в том, что ответ будет именно от Бога, а не от человека. Помолившись перед жребием, ты также уверен в том, что Бог твою молитву не презрит.
Во-вторых, "мифологическое", точнее, религиозное сознание (впрочем, как и суеверное) базируется на том положении, что СЛУЧАЙНОСТЕЙ В ЭТОМ МИРЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
В-третьих, этот способ освящен библейскими примерами. Апостолы бросали жребий на двенадцатого своего коллегу. Язычники-неверы бросали жребий, чтобы узнать о виновности пророка Ионы (и сам пророк этот результат подтвердил вплоть до повеления исполнить волю жребия - бросить виновника в море). Жребий же указал на виновника нарушения всеобщего поста Ионафана. Церковь этим способом избирала патриархов... И так далее...

Существует даже чин молитвы перед жребием:
"Господи Иисусе Христе, Апостолам Твоим жребием волю Свою открывый и Апостола Матфия жребием на служение Себе призвавый, старцу Алексию Патриарха Всероссийского Тихона в жребии указавый, дай, Господи, и мне неключимому узнать волю Твою и дай сил со смирением принять и исполнить ее. И не вмени мне этого прошения в грех, да не буду с теми богоубийцами, у Креста Твоего метавшими жребий об одежде Твоей, но да буду с теми боголюбцами, которым Ты, Господи, жребием открывал волю Свою. Не дай врагу нашего спасения посмеяться надо мной, но сотвори со мной по милости Твоей. Ты, Господи, дал обетование рабам Своим, что будут их молитвы услышаны, услышь и мою молитву и скажи мне путь, в онь же пойду. Аминь".
Насколько понимаю, конкретных канонов по этому поводу нет, поэтому внутри церкви мнения сильно расходятся. Схиигумен Савва всем своим чадам - в том числе архимандриту Рафаилу Карелину - рекомендовал данный способ ("Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать “Царю Небесный”, трижды “Отче наш”, трижды “Богородице Дево, радуйся” и “Верую”. Только надо иметь живую веру и уповать на Бога"). Однако, отец Рафаил так и не дерзнул этим советом воспользоваться. При этом задававшему ему подобный вопрос о жребиях он ответил, что если уж жребий брошен - то обязательно нужно его исполнить. Отец Димитрий Смирнов - категорически против. Сравнивает с гаданием. По-моему, он тут явно не прав, ибо таким же образом можно гаданием назвать и посещение старцев - и тогда все старчество на помойку вместе с ликом преподобных оптинских... Кстати, ведь многие к старцам и обращаются как к оракулам, так что...))))
Епископ Серафим (Домнин) о жребии писал, что есть такой в церковном предании обычай, и обосновывал его словами книги Притчей: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Как говорится в святоотеческой литературе, имей на все свои дела свидетельство из Писания. И вот оно, свидетельство))
Столько длинное теоретическое предисловие является весьма необходимым постольку, поскольку этот древний обычай стал причиной моей прелести (или "прелести" - узнаю после смерти). Именно он довел меня до нынешнего состояния. Пожалуй, расскажу ситуёвину подробно.

Случилось однажды так, что мама привезла мне в монастырь деньги и отдала мне в руки, чтобы я распорядилась ими. Раньше до того я всегда »брыкалась» и не брала, а в этот раз почему-то взяла, якобы чтобы передать бухгалтеру. А сама тут же атаковалась всеразличными помыслами: если отдать бухгалтеру или благочинной, то непременно эта жалкая тысяча рублей уйдет на очередное мороженое для насельниц в матушкино отсутствие — грех один будет (как раз в то время все подобные денежные передачки кончались мороженым), лучше отдать местным многодетным малоимущим, а еще лучше отдать маме обратно, но если обидится?.. И так далее и тому подобное, так что сама не знала, что же лучше, а некого было спросить, т.к. все духовники и игуменья были как раз в отъезде, а решать надо было скорее, чтобы избавиться от помыслов и вернуться к молитве (да и пустынники советуют не дать деньгам переночевать у себя, лучше сразу с ними разбираться). Так вот, с трепетом, ужасом и усугубленной до верхнего предела молитвой я бросила жребий и выпало — оставить себе. Этого варианта я совсем не ожидала, поэтому решила, что здесь, видимо, воля Божия так устроила — но для чего?.. Зачем мне в монастыре деньги? Или для всяких предметов, требующихся для моего послушания (всяких канцелярских штучек), или же Бог соизволяет мне на мое давнее желание отшельничества? Вопрос этот меня взволновал еще более, поворот дела был серьезный. Поэтому я решила дополнительно обратиться к прп. Онуфрию Великому, иконка которого почему-то оказалась кем-то поставленной в библиотеке (никто не знал, откуда она там взялась). Я решила, что он-то уж точно знает, способна ли я к отшельничеству или нет, ведь он на опыте все прошел сам… Попросила его, чтобы ответ был указан так: я брошу жребий в виде бумажных комочков с ответами, какой из них подкатится ближе к иконке — тот и ответом будет!.. Как же я удивилась, что эти комочки полетели как-то СТРАННО: один из них под углом в 90 градусов улетел в сторону, будто кто-то его отбросил, а второй в икону прямо стукнулся!.. Я поняла: это знамение, ответ ДАН! Выпало отшельничество!.. И как только я это увидела, в сердце наступила тихая радость и появились слова: "Господь не отвергает твоего усердия!.."
Я побоялась впасть в прелесть и отправилась к нашей Старице, как только она приехала в монастырь. В "Старце Силуане" пишется о том, что необходимо ловить самое первое слово духовника, а то, что будет не первым - то человеческое... Первым же моим вопросом было: как относиться к жребиям? Она ответила, что как к воле Божией, что Церковь не отвергает этого способа. По всем законам "первого слова" она подтвердила волю Божию!.. Но как только я рассказала подробнее, то она стала уже как-то по-человечески рассуждать и ничего конкретно не ответила. Кстати, даже игуменья говорила, что прав благословлять на отшельничество у них нет… (Лишь впоследствии выяснилось, что на Кавказе пустынничают отнюдь не наумовцы, а чада старца Кирилла).
Я стала пассивно ожидать развязки данной истории, в полной уверенности, что Господь Сам все сделает.
Между тем, помыслы об отшельничестве расцветали во всех подробностях, и я стала планировать приобретение самых необходимых вещей. Самой необходимейшей штуковиной должен был бы стать чугунный котелок литра на два размером, да такой, чтобы и на костре его можно было бы подвесить, и на печку поставить. Вот только больно как-то жалко было тратиться на него из единственной тысячи рублей, да и приобретение само, и поиск товара в монастырских условиях были почти невозможны. И вот - очередное знамение! Случайностей не бывает! Пошла я на очередное послушание - пасти коров. И в одно прекрасное утро в одном из лесов нашла выброшенный кем-то такой вот именно котелок!.. Господь уже вещественно стал подавать знаки и готовить мне все необходимое!.. Но и тут я на всякий случай бросила жребий - брать ли мне этот котелок, для меня ли он тут находится... И выпало - конечно, для меня! Радости моей предела не было))

Прошло полгода, и случилось одно огромное искушение, с которым мне никто не помог справиться, а Старица ясно сказала, что справляться я здесь должна одна. И я ушла из монастыря. Также жребием определила, что именно сейчас ПОРА, что нужно податься на Алтай (причем в более-менее конкретную местность; посмотрела потом в Интернете карту и храмы — все совпадает, в том числе и с моей совестью)).
Честно сказать, процесс ухода был первым звоночком о том, что что-то как будто идет не по плану... План был таков: я пешком доберусь до автовокзала, откуда поеду прямиком на Алтай. Но меня перехватили сестры на лошадях, и тут я впервые засомневалась в правильности этого пути... Что-то пошло не так, что-то я не предусмотрела...
Меня лишили послушничества через снимание подрясника и отправили домой. К тому же и все монастырские вещи у меня в итоге забрали, а значит - все вещи вообще, так что путешествовать на Алтай стало не в чем. Пришлось принять выжидательную тактику и приостановиться в миру. И разобраться, почему Господь на Алтай сразу меня не пустил.
Когда я нашла в интернете массу полезностей на тему выживания в дикой природе, я поняла, что Бог просто-напросто избавил меня от преждевременной смерти. Для чего-то мне надо бы пожить подольше)) Кстати, ведь и умереть "в подвиге" случай представлялся еще в процессе побега из монастыря - тогда я едва не утонула в болоте, была уже по пояс, но спаслась молитвой Богородице - каким-то чудом удержалась на тонкой-претонкой веточке, непонятно каким образом вытянувшей меня из трясины и при этом сразу и сломавшейся))
Оказывается, не все в жизни идет по плану человеческому - реальный План гораздо хитрее!
Но разочарование в собственном планировании на время превратилось в разочарование жребием. И вместо того, чтобы в очередной раз его кидать, я стала размышлять логически, пытаясь разобраться в непонятных судьбах Божиих. Предположив, что Господь хочет от меня обучения отшельничеству, я предприняла поездку на . Дело окончилось все же жребием. Он сказал, чтобы я уезжала в Россию замуж - именно за того самого бывшего монаха, судьба с которым меня познакомила на просторах интернета непосредственно после ухода из монастыря... Я уточнила: когда? Жребий ответил, что когда моя наставница сама меня выгонит. Это показалось мне нереальным, но - увы - случилось сие непосредственно на следующий же день! И это вновь стало для меня очередным знаком верности моего пути.
Для верности я предприняла последнюю проверку. А именно, предположила возможность ошибочности жребия по причине единоличностной молитвы. И решила проверить его молитвой совместной. Итог - все верно.
Мои духовные сухумские брат с сестрой посчитали, что все это блажь и полнейшая прелесть. Моим аргументом против этого был случай с Авраамом: ведь тот решился тоже на явное попрание Заповеди (на убийство) в полной уверенности, что узнал волю Бога. Так что и в моем случае, мол, Господь может остановить руку Авраамлю и пресечь ошибочное действо...
Вот тут самое странное и больное произошло. Когда я приехала в Россию, меня мой будущий муж не встретил. И это я восприняла именно как отвращение руки Авраамли от убийства... И я поехала в ближайший монастырь к своей давней знакомой.
Три дня, проведенные там, были мучительнейшим временем. Я раздваивалась мозгами до шизофрении, не могла никак понять - ошибся ли жребий... И если ошибся - то Бога нет. Между тем, Его реальность реальнее, чем я сама... И в конце концов, я поняла, что от меня требуется Поступок. Чтобы сохранить веру и рассудок, нужно все же сделать по жребию.
И когда решение было принято, отошла всякая шизофрения, на душе неастал мир)) И это не смотря на все канонические проклятия в мой адрес...
Не даром аж двое человек мне внушали в последнее время, что единственное лекарство от прелести - это побывать в ней и пережить ее... Возможно, до конца жизни этот вопрос так и не будет решен для меня однозначно, ведь вариант прелести я вполне допускаю. Оттого и боль, оттого и "держи ум твой во аде" выполняется поневоле.
Дивны дела Божии!))

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Большое спасибо за исчерпывающий ответ. Б-жьих Вам благословений. Скажите, пожалуйста, когда в жизни возникают ситуации, где нужно сделать выбор, как поступать? Конечно, в первую очередь это молитва и ожидание ответа от Б-га. Можно ли в таких случаях бросать жребий? Не будет ли это искушением Б-га? Что об этом говорит Тора? Какое мнение Мудрецов? С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Юрий! Большое спасибо Вам за теплый отзыв и за Ваши очень интересные вопросы.

Возможность делать выбор — особая привилегия, дарованная человеку, отличающая его от всех остальных земных творений, и, по словам рава Хаима из Воложина, в каком-то смысле уподобляющая его Творцу. Вы правы, человек, который хочет поступать правильно, всегда имеет возможность найти ответ на вопрос, как это сделать в данной ситуации. Всевышний не бросает нас, Он привел нас в этот мир с определенной целью, и, если мы намерены следовать ей, даст нам все возможности для этого.

Какие же существуют способы выяснить, как лучше поступить? Прежде всего, конечно, нужно знать Законы Б-га. Зачастую, тщательно изучив соответствующий раздел, мы можем обнаружить, что наш вопрос снят. Например, мы раздумываем, что лучше — поехать в субботу с друзьями на экскурсию по их просьбе (и, доставив им тем самым удовольствие, выполнить заповедь «возлюби ближнего») или остаться дома, скажем, тоже для какой-нибудь полезной деятельности. Открыв же Законы субботы, мы обнаруживаем, что вопрос о поездке куда-либо в субботу не стоит вообще.

Хорошо сблизиться с мудрым и праведным человеком, который сможет и подсказать, каков закон в данном случае, и просто дать совет, когда книги законов молчат. Когда цадик искренне желает добра тому, кто спрашивает его совета (а праведники таковы, что судьба каждого еврея заботит их так, будто он их родственник), то он получает помощь Небес и его совет оказывается полезным.

Но не следует допускать, чтобы на наше решение влияли какие-либо внешние события, например, кошка перебежала дорогу, хлеб выпал из руки и т.п. Это называется нихуш , гадание, и отвергается Торой. Интересно, что в Торе и Талмуде мы находим несколько примеров, когда большие праведники занимались, на первый взгляд, именно нихушем . Разумеется, это не было гадание. Комментаторы объясняют, что происходило на самом деле, оставляя нам некоторую возможность видеть в происходящем вокруг намеки, знаки для себя. Однако с этим следует быть очень осторожными. Здесь нет места для раскрытия всей темы, рассмотрим лишь пример Элиэзера, верного раба Авраама, который отправился на поиски невесты для Ицхака. Остановившись у колодца, он, обращаясь в страстной молитве к Творцу, объявил: «Если девушка поможет мне напиться и напоить верблюдов, я пойму, что Ты сделал мне милость, указав на нее. Значит, она и есть суженая Ицхака». Так и случилось. Ривка проявила необыкновенную доброту, позаботившись о незнакомом страннике, и Элиэзер привел ее к Ицхаку. Говорят наши мудрецы: это пример настоящего гадания! И тут же возникает вопрос: неужели Элиэзер, ученый и праведный человек, которому Авраам поручил столь ответственное задание, — нарушил такой явный запрет ?

Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:4) запрещает поступать так, как Элиэзер. Комментарий Кесэф Мишнэ оправдывает Элиэзера, в соответствии с мнением Рамбама, тем, что тот не полагался на слепой случай, а просто проверял, есть ли в девушке главное качество, которое необходимо праматери еврейского народа — милосердие. Таким образом, хотя мудрецы именно на примере поступка Элиэзера учат, как выглядит запрещенный нихуш , сам Элиэзер вовсе не гадал . Раавад, споря с Рамбамом, утверждает, что в таком случае нет запрета гадать — ведь человек не полагается на какие-то суеверные приметы, а просто ищет намека от Всевышнего. Однако Раавад считает, что таким образом все равно не узнать, как на самом деле следует поступить, разве что намеки повторятся три раза. И если человек сам назначает способ проверки заранее, то это подобно жеребьевке, о которой сказано: «За пазуху бросается жребий, но от Б-га все решение его» (Мишлей 16:33).

Не вдаваясь в многочисленные подробности, о которых говорят законоучители, скажем, что подобный способ разрешения сомнений не стоит применять, не посоветовавшись с раввином. Если эта проверка базируется хотя бы частично на логике, то, возможно, она будет разрешена.

Другое дело — жребий, который и Тора допускает для того, чтобы определить, например, какое животное будет принесено в жертву в Йом-Кипур, а какое отправится в пустыню к скале Азазел. Более того, наделы колен Израиля в Святой земле тоже были определены с помощью жребия. В Талмуде и Законах мы находим многократное использование жеребьевки для того, что определить, кому достанется честь выполнить определенную заповедь или получить порцию и т.д. Однако бросать жребий, чтобы решить жизненно важный вопрос, не стоит торопиться, не поискав других путей к решению. Известно, что в некоторых особо важных случаях наши учителя использовали так называемый жребий Виленского Гаона: открывали наугад страницы особого издания Танаха и выбирали определенную строку. Написанное там должно «намекнуть» на ответ. Возможно, это подобно другому «способу»: раньше было принято спрашивать первого встреченного ребенка, выходящего из хедера: «Какой стих (Торы) ты выучил сегодня?». Однако не каждый может удостоиться понять ответ на свой вопрос из того, что услышит.

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6-10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) - от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8).

Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21-26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это - лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.

Язычники тоже прибегали к жребию при необходимости принятия важных решений. Невозможно допустить, чтобы в этих занятиях людей, приписывающих результат жребия идолам, могла проявляться воля Божия. В поэме «Против Маркиона, в пяти книгах», приписываемой Тертуллиану, метание жребия язычниками приравнивается к прочим их непотребным занятиям - «следовать пустым идолам, производить себе толпу богов, метать жребии , гадать, называть звезды ложными именами, предсказывать судьбы рождающихся» (Кн.1. Гл.1).

Однако в тех случаях, когда некоторых язычников Божественный Промысл использовал как Свое орудие, результат жребия был проявлением воли Божией. Так, в начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Это вполне согласуется с тем, что написано в книге пророка Иеремии: «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего» (Иер. 27: 6). Пророк Иона, вопреки повелению Божиему сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис. Однако «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1: 4). Корабельщики-язычники прибегли к жребию, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону.

В истории Православной Церкви неоднократно прибегали к жребию для решения спорных вопросов. По жребию определили, где поставить раку новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописи сообщается, что в 1467 году в Новгороде прибегли к жребию в решениии вопроса о том, какому святому строить храм. В XVII веке жребием решались спорные дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена.

По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз - 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов - Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита - Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов - московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев - Новгородский митрополит Афоний - велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении.

По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605-1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему - Израилю» (1 Цар. 9: 15-16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума.

Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».

Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.

При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).

Вопрос: «Что делать, когда не знаешь как поступить? Какое из двух решений, будет правильным, если от этого может зависеть жизнь? Посоветовали мне два варианта: написать на бумаге ответы с разными решениями, прочитать по три раза "Отче наш", "Богородице, Дево радуйся", "Символ веры" и тянуть жребий. Или же прочитать вышеперечисленные молитвы, мысленно задать вопрос, и открыть Евангелие, на какой фрагмент упрешся взглядом или пальцем, там внимательно читать. Вариант с Евангелием бывает не всегда понятен с ответом. Можно ли так поступать, не кощунство ли это? Могут ли быть другие варианты? Как сделать правильнее, чтобы это принесло пользу и толк».


Отвечает священник Максим Каскун:
- На кофейной гуще не советовали, Вам пальцем поводить? Бывает и такое, поводят, смотрят, что –то появилось, фигурка какая-то – значит то и есть. Потом к этому прилагается целая книжка с толкованиями и человек в соответствии с этим строит свою дальнейшую жизнь. На самом деле, это все игры, в которые православному христианину не стоит играть.
Что же касается самого жребия, то он как таковой имеет место быть в нашей жизни. Но, увы, по горькому опыту знаю: сам, своих друзей видел, кидающих этот жребий.
Господь открывает свою волю: представляете, человек тянет бумажку, достает, Господь говорит: -Ты монах. -Да, Господи!
И жениться на дочке профессора в академии. Второй тянет, ему опять говорит Господь: - Ты монах. – Да, Господи! Уезжает домой: женится, рожает детей, становится священнослужителем.
Поэтому предвосхищать волю Божию, не всегда полезно, потому что не всякий человек может понести это бремя, потому что, то что Господь хочет от нас, ведь в жребии мы говорим: -Господи, что Ты хочешь? А Господь хочет, чтобы мы все были монахи. Апостол Павел говорит: « Я желаю, чтобы Вы все были как я!» Но кому как Господь определил, и между хотением Божьим и его определением есть разница. Когда мы предвосхищаем, пытаемся приоткрыть завесу промысла Божьего, проникаем в эти вещи, и Господь говорит: - Я хочу, чтобы ты был монахом. А в жизни, ты, конечно, таким человеком не станешь, и все сложится так, как сложится.
Поэтому я в таких случаях, как правило, делаю так: если мне предлежит какое-то дело, или два дела, или три решения каких-то – то я начинаю делать, с молитвой, с раскаянием, с просьбой Господа о помощи. И молитва моя такова: «что Господи, вот какое дело состоится и устроится, значит, Ты благословил. Какое не пойдет, разрушится, значит не надо!» Если, даже, иногда душа и не комфортно себя чувствует, но зато в конце, когда видишь плоды такого похождения, понимаешь, что в этом случае какой-то человек появился, в храм стал ходить. В этом случае тоже кто-то пришел, какое-то общение завязалось. Это приносит тогда плоды.
А когда, мы приоткрываем завесу: ну и что толку? Господи на ком мне жениться: на той, на той, или на той? Вытягиваешь жребий, Господь говорит: - На той. Нет, Господи, на ней я не хочу. Поэтому жребий, все-таки для тех, кто готов на 100% , выполнить то, что он вытянет. Поэтому эти все вещи, они очень неприятны, когда ты их не выполняешь. Потом будут искушения, скорби разные. Поэтому делайте то, что будет получаться, а там Господь управит.

Зачастую, когда у человека случается какой-то ключевой момент в жизни, говорят что это судьба .

Так что же такое судьба?
Никто так и не может дать определения этому понятию, так как никто этого так и не понял. И, наверное, не поймет. Но, кое-что люди уже осознают до конца, какие то истины уже постигнуты. «Я хозяин своей судьбы» можно услышать на сегодняшний день. Однако большинство, кроме того, как заучить эту фразу, ничего не делал и не делает, дабы что-то поменять в своей жизни.

Бывают такие моменты, когда все валится с рук. Уже, казалось бы, ничего нельзя сделать – руки опущены, с места не сдвинется ничего.
И зачастую – это та ошибка, которую допускают в своей жизни многие. Вместо того, чтобы подняться с колен и вымыться от грязи, в которую окунула жизнь, такие люди говорят что «это судьба». И, казалось бы, все можно повернуть вспять, но людям легче разглагольствовать о судьбе.
Удобно, не правда ли?

Прежде, чем взяться за коррекцию своей жизни, нужно начинать с себя. Да, именно с себя, ведь не познав себя и своих возможностей, нельзя познать мир. Все начинается с человека. Прежде, чем на нее жаловаться, нужно поразмыслить на такие вопросы: «Что я сделал не так?», «Кого я обидел?», «Что я не сделал?» или «Что мне нужно?». Такие вопросы и ответы на них зачастую и складывают понятную картину.

Закон бумеранга никто не отменял. Многие люди, желая плохого другим, осуждая не праведно других, иногда не думают о том, что это может вернуться. Корыстность также является огромным минусом в карме, поэтому такие явления в жизни также необходимо исключить.
Уважение окружающих – это важное составляющее жизни каждого человека, не уважая других, можно зарыть носом и самому.

Необходимо делать именно положительные поступки, развивать бескорыстие, отказаться от чувства жалости и не путать это понятие с состраданием.
Также немаловажно окружить себя теми вещами, которые приносят не только радость, но и гармонию, духовности. Ведь духовность – это основная составляющая человеческой морали, душевного тепла, светлого взгляда на жизнь.


Больше книг, йоги, различных физических упражнений и .
Судьба человека не может быть написана. Нет не одной книги, где могла бы быть написана судьба каждого. Ибо ее творит каждый сам себе.
Другое дело – если человек понимает свои ошибки и желает их изменить. А действовать – это не просто желать. Это стремление к самоочищению и познанию, надежда пройти жизненную аскезу достойно.