Как проходят похороны в тайланде. Ритуальные услуги

В Таиланде проходят настоящие королевские похороны - пятидневное прощание с покойным королем Таиланда Пхумипхоном Адулъядетом (Рамой IX), который правил 70 лет. Началось всё в четверг с буддийской церемонии чтения мантр в тронном зале Дусит Маха Прасат Большого королевского дворца в Бангкоке.

Впрочем, смотрите сами.

Во времена царствования Короля Рамы IX, Таиланд, из преимущественно аграрного общества стал второй по величине экономикой в ЮВА. В Таиланде реализованы более 4 000 королевских проектов, направленных на развитие экономики и человеческих ресурсов.

1. Это королевский крематорий в Санам Луанге построенный исключительно для торжественной погребальной Церемонии Короля Рамы IX. Его украшают статуи божеств и мифических существ, а сам Королевский крематорий символизирует гору Сумеру, центр Вселенной согласно буддийской космологии. После пятидневных похорон этот шедевральный крематорий будет просто снесен. (Фото Kittinun Rodsupan):

2. Тысячи людей в черном ждут начала церемонии похорон, 26 октября 2017. Церемония пройдет в строгом соответствии с традициями буддизма, индуизма и брахманизма. (Фото Christopher Furlong):

Чиновники говорили, что по предварительным расчетам, стоимость погребальной церемонии Короля Таиланда Пхумипона Адульядета составит 500 миллионов батов. При необходимости бюджет может быть увеличен

3. Королевская охрана. (Фото Anthony Wallace):

Пятидневное прощание с покойным королем Таиланда Пхумипхоном Адулъядетом (Рамой IX) началось в четверг с буддийской церемонии чтения мантр в тронном зале Дусит Маха Прасат Большого королевского дворца в Бангкоке.

4. Значок с изображением короля. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

5. (Фото Aaron Joel Santos):

6. Люди в черном, некоторые улыбающиеся, с фотографиями короля, 26 октября 2017. Кстати, правление Пхумипона Адульядета - одно из самых долгих в мировой истории. (Фото Christopher Furlong):

7. Погода испытывала на прочность людей. (Фото Ye Aung Thu):

8. Кремации монарха предшествовала многочасовая похоронная процессия, в ходе которой гробовая урна с телом короля была доставлена на площадь Санам Луанг. Таиланд, 26 октября 2017. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):

9. Королевская гвардия у Большого королевского дворца. Здесь, на вершине построенного погребального помоста будет водружена гробовая урна. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

10. Поклон ушедшему королю. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

11. Королевский врач. Вообще, не только погода испытывала на прочность людей, пришедших проводить любимого монарха: тысячи обращались за медицинской помощью к медикам-волонтерам в течение всего дня в четверг, ночи и утра в пятницу. (Фото Anthony Wallace):

12. Гвардия - элита и гордость армии. В боях она выручает войска на самых горячих участках, а в мирное время ее красивая форма и безупречная выправка служит примером для других солдат. А вот Королевская гвардия Тайланда появилась в 1859 году как спецслужба по… отпугиванию ворон в королевском дворе. Сегодня тайские гвардейцы устраивают ежегодное зрелище для туристов и являются важной частью военной традиции страны. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):

13. Все цвета и элементы гвардейской формы очень продуманы. В ярко-красных и белых мундирах несут службу личные телохранители короля Тайланда, в форму желтого цвета одеты артиллеристы, а ткань небесного оттенка используют для пошива формы гвардейцев Военно-воздушных сил. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):


14. А это новый король Таиланда Маха Вачиралонгкорн, он же единственный сын покойного правителя Пхумипона Адульядета. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

15. Поклон королю. (Фото Soe Zeya Tun | Reuters):

16. Тем временем, похоронная процессия двигается дальше. (Фото Jorge Silva | Reuters):

17. (Фото Kittinun Rodsupan):

18. Высокие шапки позаимствованы у британских гвардейцев, но вместо медвежьей шкуры тайцы используют перья: все-таки климат тут другой. (Фото Anthony Wallace):

19. Королевская колесница Пхра Маха Пичай Ратчарот, или «Великая победа», была построена еще в 1795 году для похорон отца Рамы I. С тех пор в свой последний путь именно на ней отправились почти все таиландские правители, а также особо почитаемые члены королевской семьи. (Фото Damir Sagolj | Reuters):

20. Огромная колесница Великой победы весит почти 14 тонн, её тянут 222 военнослужащих королевской армии. (Фото Jorge Silva | Reuters):

21. (Фото Athit Perawongmetha | Reuters):

22. (Фото Athit Perawongmetha | Reuters):

23. Гробовая урна из сандала. Она состоит из 30 тысяч вырезанных вручную элементов и украшена преимущественно изображениями птицы Гаруда, на которой, как считается, душа монарха отправится в последний путь на вершину священной горы. (Фото Roberto Schmidt):

24. В гробовой урне было помещено тело покойного в металлическом саркофаге, в котором и была совершена кремация без открытого огня. Сама же урна осталась нетронутой. (Фото Wason Wanichakorn):

25. (Фото Jorge Silva | Reuters):

26. Королевский крематорий возле Большого дворца в Бангкоке, 26 октября 2017. (Фото Athit Perawongmetha | Reuters):

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Одна из урн с прахом короля была захоронена в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце

В Бангкоке прошел заключительный этап церемонии похорон короля Пхумипона Адульядета. В воскресенье урны с его прахом захоронили в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце, а также еще в двух королевских храмах.

Народ целый год прощался с любимым королем, который скончался в возрасте 88 лет в октябре прошлого года: за это время мимо его гроба прошло 12 миллионов человек.

В четверг, 26 октября, перед церемонией кремации сотни тысяч людей выстроились в большую очередь, чтобы проститься с королем, правившим страной более 70 лет.

Траур, который продолжался целый год, завершается в воскресенье в полночь по местному времени (в 20:00 по Москве). Это означает, что скорбевшие по смерти короля граждане Таиланда смогут сменить черные одежды на костюмы нейтральных тонов - синие и коричневые.

Похороны - заключительный этап прощания с покойным королем - продолжались пять дней: они начались в четверг с церемонии воздания почестей умершему королю в Большом королевском дворце.

В четверг тело Пхумипона Адульядета было кремировано в присутствии сына и наследника покойного короля - нового правителя Таиланда Маха Ватчиралонгкона, который сам зажег погребальный огонь. Именно он решал, какая часть праха его отца должна быть захоронена в усыпальнице Большого королевского дворца.

На подготовку похорон ушло много месяцев. Только золоченую колесницу высотой 11 метров кропотливо восстанавливали больше полугода. Ей 222 года, и используют ее лишь в 26-й раз.

Также за это время рядом со дворцом был построен большой крематорий. Место кремации украшено статуями мифологических животных - слонов, коров, львов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В знак траура многие жители Таиланда оделись в черное

Согласно буддийской традиции, ритуалы кремации повторяют цикл мироздания, а погребальный костер символизирует священную гору.

Пхумипон Адульядет находился на троне в период модернизации Таиланда и считался гарантом стабильности в стране, не раз за время его правления пережившей военные перевороты.

Тревога о будущем

Джонатан Хэд, корреспондент Би-би-си, Бангкок

Во время своего 70-летнего правления король Пхумипон воспринимался как богоподобная фигура, как сдержанный, вдумчивый человек, чье тихое влияние помогло Таиланду избежать конфликтов, подобных тем, что разворачивались в соседних странах.

В последнее десятилетие его правления в Таиланде наметилась сильная поляризация между сторонниками двух соперничающих между собой политических групп (оппозиционная партия Пхыа Тхаи и Демократическая партия), одна из которых (Демократическая партия) придерживается идеологии правоцентризма и роялизма и поддерживала тесные контакты с королевским двором.

Военный переворот, произошедший три года назад, заморозил конфликт, а пришедшие к власти генералы взяли на себя задачу обеспечить процесс постепенной передачи королевских полномочий сыну монарха.

Похороны означают и завершение этого процесса передачи власти. И здесь возникает значительная тревога по поводу того, что произойдет, когда политическая жизнь в стране восстановится в полной мере при новом монархе - короле Ватчиралонгконе.

В общем сегодня я Вам расскажу о смерти по-тайски. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха - в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Первый день

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты - что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками - многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку - новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, - все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц - да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” - народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой - фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди - последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

В общем сегодня я Вам расскажу про похороны в Таиланде. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха – в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Как проходят похороны в Таиланде

Первый день.

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты – что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками – многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку – новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

– Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, – все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц – да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” – народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой – фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди – последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти (точнее похороны в Таиланде) подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

В отличие от России, в Таиланде на пенсию выходят в 55 - мужчины и женщины. У них не принято жаловаться на жизнь, ведь она только начинается: дети выросли и съехали из дома, а внуков нянчить - раз в неделю.

У тайских стариков есть свои клубы по интересам, и увлечения эти весьма рискованные.

1 Последний этаж одной из бангкокских высоток в . Длинный коридор, пластиковые стулья и и большие окна, за которыми несколько ресторанов и клуб по интересам.

2 Прикрытие этого места, как дом для престарелых - пожилые китайцы приходят поиграть в шахматы.

3 И часть из них действительно играет.

4 Иногда даже выигрывает.

5 Но большинство старичков заходят сюда совсем за другими развлечениями.

6 Внешне всё выглядит прилично: просто ресторан, столики. Дедушки пришли пообедать с внучками или племянницами. Сидят рядышком, разговаривают…

7 Но если приглядеться, у каждого дедушки - по “внучке”. Без посторонних. Или же они сидят и выжидают в одиночестве. Девушки не заставляют себя ждать, подсаживаются.

8 Пусть вас не подкупает невинность ситуации и почтенный возраст клиентов, они сюда не пельмени поесть пришли. Просто китайский менталитет и прожитые годы не позволяют сразу тащить девушку в койку.

9 За отдельным столиком сидят “матроны”: не все любят молодых.

10 Почему-то мне стало противно после посещения этого борделя для стареньких, хотя ничего грязного я там не увидел. Но следующее место будет ещё более неоднозначным.

11 Кстати, с крыши стариковского блудилища открывается один из лучших видов на Бангкок!

12 Если хотите побывать в этом месте, напишите моему товарищу Антону Дряничкину , он отведёт.

13 Это куда круче платных обзорный площадок.

14 Огородами китайских кварталов, спотыкаясь от тайских котов, пробираюсь к старому кладбищу.

15 Дома такие древние, что из них песок сыпется и деревья растут.

16 Пилить их нельзя под страхом смерти, это же баньян, под которым Будда обрёл просветление! Бывает, что на дереве живёт ангел, и тогда ему нужно поклоняться. Тайцы по-быстрому сооружают алтарь, и приносят туда красную фанту. Мне рассказали байку о том, что когда Кока-кола запустила этот напиток в Таиланде, он не понравился местным и продажи провалились. Тогда маркетологи запустили рекламну, где таец покупает красную Фанту в домик для духов, и на следущий день просыпается богатым и счастливым. Сейчас красная газировка - самая популярная в стране, причём люди её не пьют. Это для духов!

17 Милый городской парк. Подтянутые тайцы и китайцы бегают, занимаются спортом. Они молодцы, а я не очень.

18 Вот дед качается, чтобы потом навестить бордель под крышей.

19 Смотрите, что это там сзади?

20 Городской парк и уличные тренажёры стоят прямо на кладбище! В России только это было бы поводом для возмущения. Но тайцы пошли дальше.

21 Здесь построили беседки и открыли летние кафе, где можно покушать, но в первую очередь попеть.

22 Помянуть усопшего доброй песней - это так по-тайски!

23 Они реально не видят в этом ничего зазорного. Зато они наверняка сочтут постыдной русскую традицию есть и выпивать на могилах родственников…

24 Как вам традиции?

Понравился пост? Ставьте ему лайк и напишите комментарий. Завтра в 10 утра будет новый пост - увы, не про Таиланд. Но если хотите больше про эту страну -