Как проходят похороны у цыган. Традиции и обряды разных народов, вероисповеданий

Цыгане с особым трепетом относятся к усопшим и надгробья оформляют особенно старательно. В Румынии, где концентрация цыган особенно велика, кладбища выглядят очень весело. Украина - не исключение. Предлагаю прогуляться по цыганскому кладбищу в Донецке и посмотреть на могилы как криминальных авторитетов, так и простого народа. Цыганских поселков в Донецке несколько. Но есть места, где обычаи ромов предстают перед нами во всем великолепии. Это цыганские кладбища.

Как и повсюду в мире, места компактного проживания ромов в Донбассе - территории со своими законами и обычаями, куда коренное украинское население старается без особой нужды не заглядывать. Общины цыган, как правило, очень закрыты. Чужакам туда вход заказан.


1. Одно из таких кладбищ расположено на границе Донецка и Макеевки, в поселке завода «Стройдеталь», который является местом компактного проживания ромов. Хоронят на нем не только цыган, но цыганские захоронения составляют значительную часть.

2. Могилы цыган отличаются от славянских захоронений помпезностью и особым стилем. Умершие, как правило, изображены на них в полный рост или за обеденными столами, иногда вместе с автомобилями и на лошадях. Фотографии подписаны не только паспортными фамилиями, но и родовыми прозвищами, которыми цыгане пользуются между собой.

3. Могилы богатых цыган отличаются от могил бедных особым шиком. Портреты на них обычно велики. Они иллюстрируют, как весело и хорошо жилось похороненным при жизни.


5. Тщательно прописываются даже такие детали, как торговые марки спиртных напитков на столе, позволяющие составить представления о кулинарных предпочтениях цыганской элиты.

6. Могилы бедняков мало отличаются от большинства кладбищенских захоронений.
7. Родовые прозвища цыган обычно пишутся рядом с паспортными данными либо на обратной стороне памятника. Иногда они звучат, как фамилии, иногда - как уголовные клички.

15. Традиция писать на лицевой стороне официальные данные, а на обратной - прозвища, весьма любопытна. Она как бы свидетельствует о двух сторонах жизни цыганского народа - официальной и теневой.

17. Бросается в глаза очень большое количество могил, принадлежащих молодым людям. Высокая рождаемость цыган, по всей видимости, компенсируется невысокой продолжительностью их жизни. Мало кто прожил больше 60 лет.

Обряды цыган при похоронах заключаются в следующем. Все вещи умершего должны быть закопаны в могилу вместе с ним. Цыгане верят в загробную жизнь, поэтому многие кладут в могилу и новые вещи, и старые, которые могут пригодиться душе человека.

Если цыган болеет и умирает медленно, то его по обряду желательно перенести в специальное место — шатер, где он может спокойно умереть. По традиции, если цыган умер в своей кровати — это место загрязнено, поэтому кровать выкидывается.

На поминках цыгане веселятся, поют песни, танцуют. Иногда поминки могут длиться несколько дней.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Погребальные обряды на кладбище

Обряды цыган на кладбище имеют свои особенности. По традиции, цыгане очень ответственно относятся к такому обряду как погребение. Также цыгане испокон веков уважали усопших людей, особенно из табора.

Еще при живых родителях дети у цыган должны начинать копить деньги и средства на похороны. Так как обычно сам процесс похорон — должен быть красивым и богатым.

По обрядам цыган они большое значение придают и памятнику на могиле усопшего. Нужно, чтобы памятник был богатым, из хорошего материала.
С другой стороны, цыгане считают смерть грязной, нехорошей. И относятся к этому также.

Какие обряды погребения у азиатских цыган?

Азиатские цыгане отличаются от обычных цыган. Они живут на территории Средней Азии, говорят на таджикском языке.
Обряды у таких цыган также отличаются от обычных.

По религии азиатские цыгане — это мусульмане. Поэтому и обряд погребения происходит по мусульманским традициям. Также они и молятся. Так как, в основном, азиатские цыгане — это кочевой народ, поэтому у них нет кладбищ. Хоронят они не с таким шиком, как другие цыгане. Также организуется шатер, специальное место, где можно попрощаться с умершим. Хоронят на том месте, где на данный момент остановились. Обряд цыган веры в то, что душа в течение 40 дней находится рядом с живыми, у кочевников — утрачивается.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech ). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты. Собственно, сама эта мода заимствована у молдован.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

В жизни нужно обязательно сделать одну вещь: увидеть цыганские похороны.

— Изя, когда станешь взрослой, возьмешь в жены Галю из Украины.
— Ма, а на кой мне Галя?
— Это же очевидно! Её родные живут в деревне, у них свои поросята и сало. Станешь толстеньким и розовощёким. А затем на развод подашь и возьмешь в жену Сару, она — еврейка.
— Ма, страшнее Сары я никого в этой жизни не видел.
— Вообще-то у её родителей связи есть, а они точно в жизни не помешают. А после развода с еврейкой возьмешь в жены Азазу.
— Мам, а от цыганки какой толк?
— Какие они устраивают похороны, ты бы знал!

И это правда, у цыган похороны проходят божественно. Сравнивая с похоронами в Египте, можно с точностью сказать, что фараонам есть чему поучиться.

Самых старых представителей цыганского народа, которые уже совсем скоро умрут, боятся в наших медицинских учреждениях сильнее всего. Если вдруг случится, что он умрёт в больнице, то начнётся невероятный скандал, ведь вся родня со всей планеты приедет и начнёт кричать и орать на разных языках. Но это далеко не конец. Если взять в руки видеокамеру, то можно будет в дальнейшем создать настоящий ужастик: цыганские девушки и женщины, словно умалишенные срывают волосы с головы, причем не только со своей, бьются головой об пол, лежат и ревут на бетоне (они устраивают этот «конкурс» по той причине, что кто прольёт меньше слёз и проявит меньше всех скорби будет порицаем). Мужская часть просто кричит на разных языках непонятно на кого, но увидев одного из медиков, начинаются долгие и бессмысленные разборки: «Как так получилось, что наш 120-летний дедуля Януш умер так внезапно и всего за пару дней? Это вы виноваты!» Может даже дойти до драки, в которой пострадают не только работники мед. учреждения, но и техника. Если по какой-то причине дед не воскрес даже после драки, то его родственникам ничего не остается делать, кроме как начинать подготовку к похоронам. Похороны у разных групп цыган, соответственно, разные. Красивее всего хоронят крымы, а также кишиневцы: родственники усопшего за несколько дней выкапывают под землей настоящий особняк, делают в нем ремонт, которого нет у многих живых людей на поверхности. Учитывая тот факт, что погибший человек предпочитает лежать, ему покупают самую новую кровать и другие принадлежности.

Одной из самых дорогих вещей является гроб, цена которого бывает больше, чем стоимость вашей квартиры. На гроб они надевают самую дорогую ткань, которую только можно найти, затем стелют везде ковры. Естественно, это всё также зависит от того, насколько богатым был цыган при жизни. Также в гроб кладут те вещи, которые необходимы живому человеку: бритва, а также сменные лезвия (хотя при жизни многие цыгане уже давно позабыли, что такое бритва и как ей пользоваться), духи, тапки, телефон и зарядку к нему (вдруг зазвонит когда-нибудь), темные очки, деньги и все в таком духе. Усопший в своем гробу больше похож на тележку для продуктов, в которой лежат всякие мелочи по акции «каждая за 100 рублей». Доходит даже до того, что умерший цыган, который любил при жизни есть копченое мясо, будет гнить вместе со своим любимым блюдом.

Если говорить о работниках медицинских учреждений, то нормально они одевают лишь цыган, а всему виной событие, произошедшее несколько лет назад. Как известно, покойным людям не одевают верхнюю одежду через голову, дабы не возиться с продеванием рук и так далее. Одежда попросту разрезается и обволакивает усопшего. Но одна цыганка очень хотела попрощаться со своим родственником и обняла его, да так, что он аж присел в гробу. Из-за этого все увидели, что пиджак разрезан. Конечно, такого никто не ожидал, а цыганский народ был взбешён до невозможности. Мужская часть собрала своих братьев и пошла бить санитаров в морг. Хоть они и действовали в рамках инструкций, но, видимо, таким людям объяснить это невозможно. После этого случая всех усопших хоронят в одежде, бережно продевая руки через рукава.

После того, как тело умершего благополучно полежало несколько дней дома, родственники выносят его. Естественно для всей этой процедуры также необходим батюшка. К слову, святой отец очень удивиться, если увидит хотя бы одного цыгана, который умеет правильно крестится. После процедуры батюшка удивится снова, так как цыгане платят солидно: крупная сумма денег это не вся благодарность цыганского народа. Они также вручат работнику церкви несколько килограмм колбасы, мяса и других продуктов. Именно поэтому попы любят проводить цыганские похороны.

Поговорим о том, что происходит на само кладбище. Это больше сравнимо с фильмами о зомби, где миллионы восставших из мертвых стонут и издают странные звуки. Вот приблизительно такую картину вы увидите на кладбище. Чем ниже опускается гроб с покойным, тем сильнее будут издавать звуки цыгане. Некоторые персоны даже прыгают вслед за усопшим, правда, их потом достают оттуда. После проведенной церемонии не месте упокоения стелются ковры. Затем в могилу родные начинают кидать деньги. Если семья богатая, то купюры будут крупные. После нескольких минут выкидывания денег в пустоту начинается закапывание гроба землей. Интересно, насколько сильно удивятся археологи, которые через несколько сотен лет раскопают подобные коттеджи, а внутри них не только кости, но и бритвы, солнцезащитные очки, а также телефон.

Поминать усопшего начинают в тот момент, когда он ещё находится дома. Почти в любое время года столы цыгане ставят на улице. Рядом с гробом курят так сильно, что покойного практически не видно из-за дыма. Но вопреки всеобщему заблуждению, цыгане не поют наших песен на поминках. После того, как трупа поцелуют в лоб и попрощаются, люди начинают пить, причем довольно много. Учитывая то, что на столе бывает по несколько ярусов еды, никто ни в чем себе не отказывает. Похоже на цыганскую свадьбу, но без шампанского.

Несколько раз мне на глаза попадались посты о том, что на похоронах кости кидают на землю. Все по той причине, что цыгане закапывают все отходы с поминального стола. Даже тазики ставят, дабы скидывать отходы, у них это — важная часть поминок. Но на Титовке все происходит не так. Дело в том, что наши цыгане — не чемпионы по баскетболу, именно поэтому попасть в таз довольно трудно, легче просто кидать все на землю, а затем экскаватором закопать все под землю.

Пьянство, или так называемые цыганские поминки продолжаются несколько дней. Все эти дни каждый из представителей народа с опухшими лицами говорят другим о том, что сегодня во сне они видели своего усопшего родственника и общались с ним. Естественно, большинство таких историй — не более, чем выдумка. Делается это ради того, что у наших цыган общаться с мертвыми — значит возведение погибшего в ранг святого.

Каждый из поминальных дней отмечается также яро, будь то девять дней, сорок дней, или вообще год. Так могут отмечать и 25 лет со дня смерти, если останется хоть один цыган, который напомнит.

Поговорим о памятниках: высотой они под 2-3 метра, некоторые имеют надписи золотом, ну а самый основной атрибут — снимок погибшего во весь рост. На заднем фоне всегда делают то, что цыган любил: автомобили, удочки, да всё что угодно! У нас на кладбище на одном из памятников изображен огромный шприц, почти во всю длину. Забавно то, что на памятнике также изображают живых представителей народа. Живых людей на памятнике и на кладбище, странные у них традиции…

У тех цыган, кто богаче остальных, всегда ставят возле могилки беседку. Порой возводят целые часовни. Ну это те, у кого с деньгами совсем нет проблем. Естественно, без стола никуда, ведь при каждом посещении могилы усопшего группа родственников тащит с собой много тарелок, кастрюль и других столовых приборов. Выглядит как кафе на природе. После поминок родственники начинают ходить по всему кладбищу и поминать других людей, именно поэтому кладбище потихоньку превращается в настоящий заповедник для пьяниц. Иногда покойным тоже льют алкоголя в рюмку. Сигарету часто поджигают и оставляют рядом с памятником. После поминок всё недоеденное остается возле могилы, как и куча мусора и объедков.

Считаются самыми интересными в мире. Отчасти по той причине, что народ это кочевой, и своих обычаев, связанных со смертью, у него относительно мало. Осёдлые цыгане (а их с каждым годом становится всё больше) заимствуют погребальные обряды у постоянно проживающих в данной области людей и щедро делятся с ними собственными – из тех, что помнят.

Из устоявшихся погребальных традиций у цыган можно назвать две: почитание усопших, доходящее до обожествления с последующим созданием культа – и отвращение к смерти, в целом, восприятие её и всего, что связано с процессом умирания, «грязным». На первый взгляд эти вещи выглядят взаимоисключающими, однако цыгане сочетают их достаточно естественным образом.

Культ предков относится непосредственно к телу покойного. Цыганские похороны всегда пышные, богатые. Нередки случаи, когда родственники умершего специально копят деньги годами для того, чтобы похоронить его достойно: в склепе или гробу, с принадлежавшими ему при жизни предметами, или хотя бы поставить над могилой самое дорогое надгробье не просто с выгравированными датами, а с портретом усопшего во всю плиту. Раньше вещи покойного раздавались нищим, но сравнительно недавно было решено, что таким образом «нечистые предметы» могут вновь попасть в руки кому-нибудь из цыган, поэтому всю одежду и т.д. теперь спускают туда же, под землю. А в процессе умирания больной старается не осквернять своими прикосновениями ни постель, ни родных и близких.

Телу же редко обеспечивают погребение сразу после смерти. Оповещают и дожидаются всех, кто знал покойника при жизни, на что уходят дни, а порой даже недели. Все эти люди прощаются с мертвецом лично, заходя в шатёр с телом, разговаривая с ним, порой – угощая чаркой. По верованиям российских (православных) цыган, в течение 40 дней после смерти человека душа пребывает рядом с его телом, поэтому всё видит, слышит и, конечно же, понимает. Впрочем, у цыган-мусульман этот обычай сейчас если и не утрачен целиком, то сокращён до минимума.

После длительного прощания устраивают, как и полагается, поминки, которые, в свою очередь, продолжаются день или два. На третий день близкие родственники покойного объявляют окончание поминок… Но это не значит, что все могут разъехаться по домам. Напротив, застолье будет идти своим чередом ещё целые сутки, уже больше похожее на обычную цыганскую пирушку с песнями и плясками. Нередко для него выбирают самую роскошную квартиру или дом, для которого и купить люстру подвесную не жалко, настолько он богато обставлен, украшен золотом и похож на какой-нибудь театр или дворец. Кстати, если вас интересует продажа отелей в Болгарии по низким ценам - переходите по ссылке ранее.

Что касается кочевых цыган, они проделывают всё то же самое, но, не имея возможности (часто – средств) хоронить каждого с надлежащей роскошью, зачастую не покупают места на кладбищах, просто выкапывая могилу на том, мимо которого проходят – а то и просто где-нибудь в поле или в лесу.