Интересные вопросы по капитанской дочке. А

Расскажите о жизни дворянского недоросля.

Вся жизнь Петруши Гринева до его во­енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу­чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла­ва и получила такое название).

Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба­тюшка нанял француза мосье Бопре - бывшего парикмахера и солдата. Обучив­шись разговорному русскому языку, Боп­ре зажил со своим учеником «душа в ду­шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест­надцати лет стали голуби, чехарда и про­чие домашние развлечения.

Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?

Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же­нился на дочери одного из своих сосе­дей - бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет­руша. Матушка была занята по хозяйст­ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален­дарь.

Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален­дарь в решениях отца?

Дворянские недоросли обычно начина­ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз­вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо­ван их успехами. Это обстоятельство заста­вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан­том!

Объясните, как раскрывает смысл главы по­словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.

Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен­ным законам. И среди них один из глав­ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю­дей лежит служение отчизне.

Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.

Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу­ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра­щать. И это Петруша сделал. «С неспо­койной совестию и с безмолвным раска­янием выехал я из Симбирска».

На этой странице искали:

  • Расскажите о жизни дворянского недоросля
  • воспитание петруши гринёва
  • расскажите о жизни дворянского недоросля капитанская дочка
  • капитанская дочка ответы на вопросы по главе 1
  • какие причины вызвали перемену в судьбе петруши

Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется "Капитанская дочка"?

Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения - попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами - история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

Объясните причины, по которым повесть получила свое название.

Повесть получила название "Капитанская дочка" потому, что все самые яркие события жизни героя - рассказчика Петра Гринева - были связаны с его любовью к Маше Мироновой - дочке капитана, геройски погибшего во время пугачевского восстания.

Перескажите кратко события экспозиции повести.

Предлагаем один из вариантов пересказа, в который войдет содержание первых глав.

"Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на службу. При этом он убежден, что службу нужно начинать не в столице, а в более трудных условиях, и отправляет сына в Оренбург.

По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проигрыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы - Белогорской крепости".

Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали развертываться события.

Охарактеризуйте наиболее напряженные моменты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?

Сюжетная линия, которая рассказывает о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?

Повесть Пушкина является исторической, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конкретные и реально происходившие исторические события, в ней даже вымышленные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпохи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.

Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: "Береги честь смолоду". Выписывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предваряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного народного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова.

См. ответ на вопрос 4 к главе I.

В какой из глав, как вам показалось при чтении, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.

Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм "Мирская молва - морская волна" говорит и об обширности и о непостоянстве суждений окружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает размышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор "Капитанской дочки" - оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость восторжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Савельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

Какое из портретных описаний героев повести вам запомнилось? Попробуйте создать словесный портрет.

Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоздать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предлагает подбор цитат, которые рисуют портрет этого героя. Напомним начало (глава II): "Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока…" Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужика, который помог ему выбраться из сумятицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не вожатый, а вождь, руководитель восстания. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная - его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особенно тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один - глазами Гринева, а другой - глазами Савельича.

Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет - описание злодея, которого боится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савельич. Он не рассматривает деталей, не оценивает своих впечатлений, а безоговорочно осуждает этого человека. Однако заметим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания ("Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?"). для Савельича пьяница, злодей, атаман, бродяга.

Как вы понимаете слово "самозванец"? Почему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?

В XVIII веке на захват власти мог претендовать только тот человек, которого народ считал "помазанником Божиим", человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II - Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую крепость (глава XI).

Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: "…Пугач, ворвавшись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: "Как я давно не сидел на престоле!" В мужицком невежестве своем он воображал, что престол церковный есть царское седалище". Пушкин не включил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?

В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список вещей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, заставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что написал его холоп.

Подготовьте сообщение о том, как изобразил Пушкин Пугачева - руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие особенности этой необычной личности способствовали длительному успеху повстанцев?

В повести "Капитанская дочка" перед читателем самозванец, который воспользовался создавшейся в тех краях ситуацией. Отношение автора к бунту как к явлению бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, решительность, находчивость, стремительность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и недостатки, и даже отчетливое представление всего, что его ждет в результате подавления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значительную.

Наверное, даже его невежество помогало ему быть признанным вождем, что создавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

Создайте краткое описание внешности одного из героев повести.

Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

Какую роль в повести играет пейзаж? Заметили ли вы такое описание картин природы, которое не связано с развитием сюжета? Почему таких описаний нет? Как вы это объясните?

В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, описание бурана в степи предшествует развитию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно описать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сентиментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

В романе приводится текст народной разбойничьей песни "Не шуми, мати зеленая дубравушка…". Сравните это произведение с исторической песней "Правеж" и подумайте, что общего и в чем разница в описании "суда царя над разбойником".

Сравнение двух народных песен интересно именно противоположным отношением к государям. "Дар", который получает от царя разбойник в песне "Правеж", - справедливый, а в любимой песне Пугачева царь жалует разбойничка по-иному - "двумя столбами с перекладиной". Выбор этой песни самим Пугачевым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью "Капитанская дочка" А. С. Пушкина: время, которое изображено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.

Время восстания Пугачева четко определено историками и затем воспроизведено Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И "История Пугачева", и "Капитанская дочка" рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всегда подобны друг другу: это усиление трудностей жизни народа, которые вызываются и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

Время создания повести и исторического труда можно охарактеризовать, обращаясь к страницам жизни Пушкина. Тема властителя и народа звучит и в его "Медном всаднике" (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд "История Пугачева", а в 1833-1836 годах идет работа над "Капитанской дочкой". Тема народного восстания параллельно звучала и в неоконченной повести "Дубровский" (1832-1833).

Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события характерны для того года, когда вы отвечаете на вопрос.

С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева? Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым? Как описана "богоспасаемая" Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева? Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление? Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания? Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами? Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем? Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение? Что спасло Гринева? Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение? Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл? Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует? Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина? Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему? Какие качества Гринева проявились во время суда? Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему? Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев? Чем различается художественное изображение бунта в повестях "Дубровский" и "Капитанская дочка"?

В "Дубровском" руководит бунтующими крестьянами обедневший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта стали крестьяне Дубровского, которые не хотят от "доброго" помещика переходить к "злому". Бунт носит локальный характер. В "Капитанской дочке" во главе бунта стоит Пугачев - выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный характер - угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее - поставить "хорошего" царя вместо царицы-угнетательницы.

Объясните смысл эпиграфа к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и его функции.

Эпиграф "Береги честь смолоду", предпосланный всей повести "Капитанская дочка", раскрывает основной смысл истории жизни Гринева - в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

В чем выражается связь повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" с устным народным творчеством?

Связь с устным народным творчеством проявляется в эпиграфах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие - строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный поговорками и иносказаниями), в использовании А. С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

А. С. Пушкин одновременно с повестью "Капитанская дочка" писал "Историю Пугачевского бунта", где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?

Художественное творчество имеет иные принципы, чем историческое исследование. Отступая в чем-то от исторической конкретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный характер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейного образа злодея-душегуба.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что через неделю будет в Оренбурге. Как пытался Савельич отстоять барское добро? Объясните поведение преданного слуги. Какие эпизоды дополняют эту сценку? Савельич подал Пугачеву список вещей, которые пропали при разгроме избы, в которой квартировал Гринев. Он надеялся на то, что хорошее отношение Пугачева
    1. Какое суждение является верным? А. Образ Пугачева является центральным в повести Б. Образ Пугачева не является центральным, но важен для изображения русского бунта В. Образ Пугачева важен для раскрытия образа Гринева 2. Чем является повесть "Капитанская дочка" А. С. Пушкина? А. Объективным изложением реальных событий Б. Авторским вымыслом В. Пропущенным через художественное воображение автора историческим материалом 3. Какие эпизоды являются вставными элементами в повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина? А. Сон Гринева Б. Допрос башкирца В. Стихи Гринева Г. Разговор Пугачева
    Жанр произведения - историческая повесть, написанная в форме воспоминаний. Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпиграф. Основа исторических событий, описанных в повести, - восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов. Композиция. В завязке рассказывается о детстве и отрочестве Петруши Гринева, о жизни в родительском семействе. Кульминация повести - захват мятежниками Белогорской крепости и казнь капитана Миронова и его жены. Вторая кульминация - появление Гринева в захваченной крепости для спасения Маши.
    Место Гринева и Пугачева в повести. (Гринев и Пугачев - главные герой повести, хотя один из них - вымышленный персонаж, а второй - историческое лицо. Читатель видит Пугачева глазами Гринева при различных, иногда необычных обстоятельствах. Взгляд Гринева, честного, непредвзятого, искреннего человека, помогает увидеть в Пугачеве не "злодея", а сложную, незаурядную личность, позволяет понять и по достоинству оценить руководителя восстания.) История необычной дружбы. Кто такой Гринев. Его детство и юность. (Петр
    Декабристское восстание обострило интерес А. С. Пушкина к истории России. В русле этого интереса возникли драма "Борис Годунов", поэмы "Полтава" и "Медный всадник", научное исследование "История Пугачева", историческая повесть "Капитанская дочка" и другие произведения. Исторической основой повести "Капитанская дочка" послужило крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Оно привлекло внимание А. С. Пушкина еще во время ссылки в Михайловское. А в начале 30-х годов XIX в., когда по стране прокатилась волна крестьянских
    1. Какие произведения можно отнести к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина? А. "К Лицинию" Б. "Узник" В. "Памятник" Г. "На холмах Грузии" Д. "Для берегов отчизны дальной" Е. "К Чаадаеву" 2. Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллегории? А. "В Сибирь" Б. "Поэт и толпа" В. "Анчар" Г. "Арион" 3. Какие произведения А. С. Пушкина относятся к романтическим? А. "Деревня" Б. "Бахчисарайский фонтан" В. "Медный всадник" Г. "Анчар" Д. "Я помню чудное мгновенье" Е. "Цыганы" Ж. "Погасло дневное светило" 4. Какие стихотворения А. С. Пушкина посвящены теме дружбы? А.
    Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства. Неожиданная встреча Гринева с Зуриным в городке, куда они подъехали с Машей, была счастливой случайностью, Петр рассказал о своей судьбе, и они вместе решили, что Гриневу нужно остаться воевать в команде Зурина, отправив Машу с Савельичем к родителям Гринева. Немного месяцев отделяют обе встречи, но при первой

Ответ оставил Гость

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .

1) Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант?

2. Как звали отца главного героя?

3. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»?

4. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

5. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно?

6. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева?

7. За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин?

8. Кто отвлек Гринева во время дуэли?

9. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой?

10. Почему батюшка прогнал Бопре со двора?

11. Какое имя принял Пугачев?

12. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости?

13. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?

14. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

15.Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева?

16. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина?

17. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?

18. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным?

19. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету 2?

20. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру?

21. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

22. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург?

23. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения?

24. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

25. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?

26. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой?

27. Кто донес на Гринева?

28. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

На оценку «3» - ответить на 17-18 вопросов.

На оценку «4» - ответить на 19-22 вопроса.

На оценку «5» - ответить на 23-28 вопросов.

2) Кто я?

Вопросы и задания.

Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

1. К какому жанру принадлежит произведение «Капитанская дочка»:

1) повесть

3) роман-эпопея

4) комедия

2. Савельич являлся:

1) другом главного героя

2) родным отцом главного героя

3) отчимом

4) дядькой +

3. Петруша, ещё до того, как родился, был зачислен в:

1) Астаховский полк

2) Нижегородский полк

3) Александровский полк

4) Семёновский полк +

4. По какой причине отец Петруши разжаловал Бопре?

1) Потому что он не обладал дипломом учителя.

2) Из-за того, что волочился за женщинами +

3) По причине незнания наук

4) Из-за ведения разгульного образа жизни.

5. Савельича звали:

3) Архипом +

4) Владимиром

6. Реальные исторические лица, действующие в произведении:

1) Степан Разин, Николай I

2) Емельян Пугачёв, Пётр III

3) Ермак, Екатерина II

4) Емельян Пугачев, Екатерина II +

7. Самозванцем какого царя являлся Пугачёв?

3) Петра III +

4) Ивана IV

8. Повествователь произведения

1) Петруша Гринёв +

2) А. С. Пушкин

3) Маша Миронова

4) Емельян Пугачёв

9. Во что играли Гринёв и Зурин при первом знакомстве?

1) В бильярд +

2) В покер

4) В домино

10. Подарок Гриёнва Пугачёву на постоялом дворе:

1) собачья шуба

2) кроличий полушубок

3) заячий тулуп +

4) медвежья шкура

11. Имя дочки капитана:

4) Акулина

12. Какой герой перешёл на сторону Пугачёва?

1) Иван Игнатьич

2) Швабрин +

4) капитан Миронов

13. Основные события произведения разворачиваются в:

1) Светлогорской крепости

2) Бердской крепости

3) Красногорской крепости

4) Белогорской крепости +

14. Гринёв был:

1) штабс-капитаном

2) прапорщиком +

3) поручиком

4) полковником

15. Во время службы в крепости Гринёв был увлечён:

1) математикой

2) литературой +

3) музыкой

16. Гринёв дважды встречается на дуэли с:

1) Максимычем

2) капитаном Мироновым

3) Иваном Игнатьевичем

4) Швабриным +

17. Женой капитана была:

1) Акулина Панфиловна

2) Василиса Егоровна +

3) Марья Ивановна

4) Анна Ивановна

18. Сказка Пугачёва, которую он поведал Гринёву была о:

1) Чайке и Буревестнике

2) Лисице и Вороне

3) Змее и Соколе

4) Вороне и Орле +

19. Что хотел сказать Пугачёв Гринёву рассказанной ему сказкой?

1) Хотел выразить тем самым, что короткая, но свободная жизнь всегда лучше длинной, прожитой в неволе. +

2) Хотел сравнить себя с долговечной птицей.

3) Хотел сравнить единомышленника Гринёва с птицей.

4) Хотел показать Гринёву своё ораторское умение.

20. Почему произведение, которое рассказывает нам в основном о жизни героя, называется «Капитанская дочка»? Укажите одно неверное утверждение.

1) Капитанская дочка является лицом, от которого ведется повествование и на её долю выпадают самые тяжёлые испытания. +

2) Потому что дочка капитана проявила волю и справилась с тяжёлыми испытаниями, выпавшими на её долю.

3) Так как Маша обладает лучшими чертами русского характера.

4) Из-за того, что Маша – дочь капитана Миронова, который не перебежал на сторону самозванца и остался верным Родине и престолу, и воспитал благородную и честную дочку.