Интересные факты о балете 17 18 века. История русского балета: возникновение и прогресс

7 странных фактов о балете

В детстве все девочки мечтают стать балеринами, для большинства это остаётся лишь мечтой. Но даже став взрослыми, мы знаем о балете совсем мало

Детские мечты похожи на балерин - лёгкие и воздушные, в красивых платьях, окружённые восхищением. В маленьких головках с косичками балерины предстают не иначе как воздушными облачками - прекрасными и невесомыми. Потом девочки вырастают, косички отрезаются, и мечты сменяются целями.

А сегодня мы решили вернуться к этим детским мечтам и узнать о балете то, чего мы не знали тогда, и может быть, даже не подозреваем сейчас.

1. Только мужчины

Балет — это женский мир, в котором мужчина — лишь почетный гость. (Джордж Баланчин)

Сегодня балет считается в основном женским искусством, женщина в нём царит и правит. А когда балет только-только появился и до самого конца XVII века, танцевали в нём только мужчины. Для женщин это считалось неприличным, так как их массивные туалеты с длинными юбками и жёсткими корсетами не позволяли благородным дамам нормально двигаться, буквально придавливали к земле.

Мадмеуазель де Ла Фонтен

Первой профессиональной балериной в истории считается Мадмеуазель де Ла Фонтен. Она исполнила главную партию в балете «Триумф любви». С неё началось проникновение женщин в балет, а в XVII веке наступил перелом и женщины стали играть главную роль.

2. Выворотность

Все мы видели, как стоят балерины: их стопы неестественно выворачиваются носками врозь. В балете на самом деле 5 основных позиций рук и ног (и все они выворотные). А пришли они из фехтовального искусства. Ведь в балете участвовали только мужчины, причём благородного происхождения, а фехтование тогда было обязательным умением дворянина.

Позиции в балете и в фехтовании очень схожи, а выворотность ног помогает из каждой позиции двигаться в любом направлении. На самом деле у танцев и борьбы много общего — гораздо больше, чем просто позиции тела.

3. Без слов?

Первые балеты были вовсе не бессловесны. И включали в себя не только танцы. Точнее, это танцы были частью грандиозных представлений, которые могли продолжаться по 17 часов и включали в себя драматические чтения, диалоги, пение, конные представления, битвы, ну и танцы тоже.

А вот первые безмолвные балеты появились лишь спустя два столетия. Они назывались «балеты действия» и появились благодаря хореографам-новаторам (Новерру, Уиверу, Анджолини), которые совершили целую революцию в артистических костюмах. Громоздкие, стесняющие движения одежды были отвергнуты, так же как и маски (обязательные для представлений). И у танцоров появилась свободная пластика тела и возможность помогать танцу мимикой. Представления стали гораздо выразительнее и живее, и танец уже мог рассказывать без слов.

4. Непонятные названия

На самом деле они понятны, но французам. Все балетные движения традиционно именуются на французском, потому что именно во Франции была основана первая Академия танца. И все термины произошли от обычных французских слов. Например, гран жете (grand - большой, jeté от глагола jeter - кидать, бросать) - получается, «большой бросок» - это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону и максимальным раскрытием ног.

Из Франции увлечение балетом распространилось и в другие страны, но термины остались на французском, такое единообразие помогало ученикам преодолевать языковой барьер и спокойно постигать искусство танца в любой стране.

5. Пуанты

Сейчас пуанты - это визитная карточка балета. Однако и так тоже было не всегда. Сперва для танцев использовались туфли на каблуках (изобретённые Людовиком XIV). Первая балерина, отказавшаяся от каблуков в пользу мягких туфель, была Мари Салле, она также укоротила юбку и сбросила панцирь корсета. Такой гибкий и хрупкий образ балерины, с короткой юбкой и облегающей туникой в XVII веке считался верхом неприличия, зато выглядело это очень артистично.

Мария Тальони в балете Сильфида. Литография Шалон и Лэйн

Но, несмотря на эти ранние попытки, лавры первой танцовщицы на пуантах достались Марии Тальони. И это оправданно. Мария готовилась выступить в главной роли в балете «Сильфида», который рассказывает о фольклорном персонаже, фее, духе воздуха - вечно юной и лёгкой, крылатой Сильфиде. Чтобы передать эту воздушность и невесомость Мария придумала балансировать на самом носочке ноги - на пуанте (en pointe - на фр. означает «на носочке», «на пике», «на острие»). Для того, чтобы это можно было сделать, сапожник Марии создал обувь, укреплённую на носке пробкой, чтобы на него можно было переместить весь вес - так и появились пуанты.

6. Пачка

Ещё один характерный признак балета - это пачка. И её появлением мы тоже обязаны Марии Тальони. Её наряд сильфиды - лёгкое платье без рукавов с юбкой в форме колокола - стал основой для «романтического костюма».

Сейчас существует два вида пачек. «Романтическая» (её ещё называю «шопеновской») выглядит так: струящаяся ткань, юбка пышная длиной до колена или ниже, иногда к образу добавляются воздушные рукавчики - такой костюм придаёт образу балерины лёгкость и воздушность.

Но с развитием балетной техники понадобилась ещё большая свобода движений ног, и пачка укоротилась и уплотнилась. Такая пачка немного походит на блюдце, её стандартный радиус около 50 см и танцуются в ней балеты, считающиеся сегодня классическими.

Есть и ещё один вариант одежды балерины. Он называется «хитон». Наряд, в котором танцуют партию Джульетты - самый яркий пример.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.

Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»

Чтобы сшить балетную пачку, потребуется около 13-16 метров тюля и 2 дня работы.

За год балерина меняет более 300 пар балетных туфель.

Вес средней балерины составляет около 51 кг.

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.

Выдающаяся балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама артистка.

Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин.

Мужчина танцующий в балете поднимают за каждое выступление не меньше тонны, то есть он поднимает балерину около 200 раз.

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил балет в Туркменистане. «Я не понимаю балет, - заметил он. - Зачем он мне? ...Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов оставил балет под запретом.

  • Балет зародился в XV веке в Италии, и само слово «ballo», означающее «танец», - итальянское. Однако более полное развитие получил во Франции, Король Людовик XIV, бывший страстным танцором, в 1661 года открыл в Париже первую европейскую Академию танцев.
  • Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.
  • Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

  • В балетах прошлого существовала целая система условных обозначений. Если артист, к примеру, проводил по своему лбу ребром ладони, подразумевая, что у него на голове корона, это означало «король»; сложил крестообразно руки на груди, значит, «умер»; указал на безымянный палец руки, где обычно носят кольцо - «хочу жениться» или «женат»; стал делать руками волнообразные движения, значит, «приплыл на корабле» и так далее. Разумеется, все эти жесты были понятны лишь балетмейстерам, артистам и кучке балетоманов - постоянных посетителей балетов.

  • К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
  • Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»
  • Если говорить об истории происхождения балета, то писатели и культурологи говорят ещё об эпохе религиозных танцев египтян и евреев, а также о танцах в Древней Греции, которые неизменно сопровождали трагедию и комедию. Но всё жесовременный балет как искусство зародился в XV веке в Италии, а развиваться начал во Франции, благодаря открытию первой европейской Академии танцев.
  • Первая балетная школа в России открылась в 1738 году, через три года обучения из неё выпустилось 12 мальчиков и 12 девочек, которые и стали первыми профессиональными танцовщиками.
  • Костюмы балетных танцоров – их визитная карточка, а костюмерам приходится вкладывать огромные усилия для создания и поддержания первозданного вида костюмов. Чтобы сшить балетную пачку нужно закупить около 16 метров тюля, а затратить на это 2 дня работы. Всего за один год балерина меняет более 300 пар балетных туфель.
  • Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете, поднимает за каждое выступление не меньше тонны, поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.
  • Знаете, чего больше всего боятся танцоры балета? Веника, завернутого в газету, который кидают на сцену вместо букета плохим танцорам. Поэтому по сей день на тренировках часто звучит угроза-поговорка «дождешься веника в газете!». В целом балерины – весьма суеверны, например, считается, что заходить в гримерную нужно только с левой ноги.
  • Балет «Лебединое озеро» ассоциируется с Августовским путчем - его демонстрировали по советскому телевидению 19 августа 1991 года, отменив все запланированные передачи.
  • Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.

Детские мечты похожи на балерин – лёгкие и воздушные, в красивых платьях, окружённые восхищением. В маленьких головках с косичками балерины предстают не иначе как воздушными облачками – прекрасными и невесомыми. Потом девочки вырастают, косички отрезаются, и мечты сменяются целями.

А сегодня мы решили вернуться к этим детским мечтам и узнать о балете то, чего мы не знали тогда, и может быть, даже не подозреваем сейчас.

Барби Мечты о Балете

1. Только мужчины

Балет - это женский мир, в котором мужчина - лишь почетный гость. (Джордж Баланчин)

Сегодня балет считается в основном женским искусством, женщина в нём царит и правит. А когда балет только-только появился и до самого конца XVII века, танцевали в нём только мужчины. Для женщин это считалось неприличным, так как их массивные туалеты с длинными юбками и жёсткими корсетами не позволяли благородным дамам нормально двигаться, буквально придавливали к земле.

Мадмеуазель де Ла Фонтен

Первой профессиональной балериной в истории считается Мадмеуазель де Ла Фонтен . Она исполнила главную партию в балете «Триумф любви». С неё началось проникновение женщин в балет, а в XVII веке наступил перелом и женщины стали играть главную роль.

Кукла Краса Балета Блондинка

2. Выворотность

Все мы видели, как стоят балерины: их стопы неестественно выворачиваются носками врозь. В балете на самом деле 5 основных позиций рук и ног (и все они выворотные). А пришли они из фехтовального искусства. Ведь в балете участвовали только мужчины, причём благородного происхождения, а фехтование тогда было обязательным умением дворянина.

Позиции в балете и в фехтовании очень схожи, а выворотность ног помогает из каждой позиции двигаться в любом направлении. На самом деле у танцев и борьбы много общего - гораздо больше, чем просто позиции тела.

Кукла Время Весны

3. Без слов?

Первые балеты были вовсе не бессловесны. И включали в себя не только танцы. Точнее, это танцы были частью грандиозных представлений, которые могли продолжаться по 17 часов и включали в себя драматические чтения, диалоги, пение, конные представления, битвы, ну и танцы тоже.

Кукла Венди Праздничная Балерина

А вот первые безмолвные балеты появились лишь спустя два столетия. Они назывались «балеты действия» и появились благодаря хореографам-новаторам (Новерру, Уиверу, Анджолини), которые совершили целую революцию в артистических костюмах. Громоздкие, стесняющие движения одежды были отвергнуты, так же как и маски (обязательные для представлений). И у танцоров появилась свободная пластика тела и возможность помогать танцу мимикой. Представления стали гораздо выразительнее и живее, и танец уже мог рассказывать без слов.

Кукла Пуллип Пер Ноэль

4. Непонятные названия

На самом деле они понятны, но французам. Все балетные движения традиционно именуются на французском, потому что именно во Франции была основана первая Академия танца. И все термины произошли от обычных французских слов. Например, гран жете (grand – большой, jeté от глагола jeter – кидать, бросать) – получается, «большой бросок» - это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону и максимальным раскрытием ног.

Из Франции увлечение балетом распространилось и в другие страны, но термины остались на французском, такое единообразие помогало ученикам преодолевать языковой барьер и спокойно постигать искусство танца в любой стране.

Кукла Флок Гран Жете Малышка-Балерина

5. Пуанты

Сейчас пуанты – это визитная карточка балета. Однако и так тоже было не всегда. Сперва для танцев использовались туфли на каблуках (изобретённые Людовиком XIV). Первая балерина, отказавшаяся от каблуков в пользу мягких туфель, была Мари Салле , она также укоротила юбку и сбросила панцирь корсета. Такой гибкий и хрупкий образ балерины, с короткой юбкой и облегающей туникой в XVII веке считался верхом неприличия, зато выглядело это очень артистично.

Мария Тальони в балете Сильфида. Литография Шалон и Лэйн

Но, несмотря на эти ранние попытки, лавры первой танцовщицы на пуантах достались Марии Тальони . И это оправданно. Мария готовилась выступить в главной роли в балете «Сильфида», который рассказывает о фольклорном персонаже, фее, духе воздуха – вечно юной и лёгкой, крылатой Сильфиде. Чтобы передать эту воздушность и невесомость Мария придумала балансировать на самом носочке ноги – на пуанте (en pointe – на фр. означает «на носочке», «на пике», «на острие»). Для того, чтобы это можно было сделать, сапожник Марии создал обувь, укреплённую на носке пробкой, чтобы на него можно было переместить весь вес – так и появились пуанты.

Коллекционная Фарфоровая Барби Прима Балерина

6. Пачка

Ещё один характерный признак балета – это пачка. И её появлением мы тоже обязаны Марии Тальони. Её наряд сильфиды – лёгкое платье без рукавов с юбкой в форме колокола – стал основой для «романтического костюма».

Сейчас существует два вида пачек. «Романтическая» (её ещё называю «шопеновской») выглядит так: струящаяся ткань, юбка пышная длиной до колена или ниже, иногда к образу добавляются воздушные рукавчики – такой костюм придаёт образу балерины лёгкость и воздушность.

Но с развитием балетной техники понадобилась ещё большая свобода движений ног, и пачка укоротилась и уплотнилась. Такая пачка немного походит на блюдце, её стандартный радиус около 50 см и танцуются в ней балеты, считающиеся сегодня классическими.

Есть и ещё один вариант одежды балерины. Он называется «хитон» . Наряд, в котором танцуют партию Джульетты – самый яркий пример.

7. «Большая тройка»

Основные классические балеты, написанные П.И. Чайковским и поставленные М. Петипа, и образуют «большую тройку»: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Эти мастерские, истинно гениальные постановки знают все, и именно с них началось триумфальное шествие русского балета по всему миру.

J-Doll Улица Росси в Петербурге

Музыкальный «Щелкунчик» - самая любимая волшебная сказка, без которой не обходится ни одно Рождество в мире. А партия Одетты – Одилии из «Лебединого озера» в балетной среде считается негласным экзаменом на право называться настоящей Балериной.

Балет всё равно останется загадочным искусством. И всегда будет привлекать мечты девочек, потому что воплощает в себе грацию, лёгкость и красоту. И, наверно, эти мечты нужны, чтобы выросшая девочка ощущала в себе этот прекрасный цветок женственности, который выращивает в нас балет. И с каждым соприкосновением с балетом – будь то спектакль, кукла, модная нынче юбка-пачка - этот цветок всё больше хорошеет и расцветает.

Кукла Классическая Балерина

В статье использованы фотографии Emapyl, N.Razina,


Какая же девочка не мечтает стать балериной! Совершенные, физически красивейшие люди- артисты балета всегда были образцами для подражания. А чудесные образы балетных историй: сказочный новогодний Щелкунчик, умирающий лебедь, нежная Жизель, страстная Кармен запоминаются навсегда даже далёкими от искусства людьми.
Французское слово ballet произошло от итальянского глагола ballare, что означает «танцевать». Современный балет – это смесь классического, народных и национальных танцев, гимнастики, пантомимы и порой даже акробатики.
Особенно модным этот вид искусства стал во Франции, где расцвёл как пышное торжественное зрелище — придворный балет, с тех пор все термины балета на французском языке.
Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит музыка, ставшая основой классических балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Именно эти балеты Чайковского входят в пятёрку самых известных и популярных балетов мира. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное содержание, выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.
Интересные факты о балете
  • Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин.
  • По легенде итальянская балерина Мария Тальони (которая, кстати, ввела моду на пуанты и пачки и на могиле которой в наши дни юные артисты оставляют свои первые пуанты) во время гастролей в Россию на вопрос таможенников о драгоценностях показала на свои ноги. О ней много интересного пишут в сети, и её биография очень вдохновляет- почитать можно .
  • Балетные туфли- пуанты долго не живут. Среднестатистическая балерина за год меняет около трёхсот пар балетных туфель.
  • Балерины действительно должны быть очень стройными или даже худенькими. Средний вес балерины не превышает 50 кг.
  • Для изготовления одной балетной пачки требуется около 15 метров тюля, а на работу уходит несколько дней.
  • Среди людей балета хватает профессиональных суеверий. Так, многие балерины стараются заходить в гримёрку исключительно с левой ноги.
  • Самым большим оскорблением для балета считается веник, завёрнутый в газету и брошенный на сцену вместо букета цветов.
  • С 2001 года балет находиться под запретом в Туркменистане.
  • Самое известное в мире балетное представление — «Лебединое озеро».
  • К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
  • Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете, поднимает за каждое выступление не меньше тонны, поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.
  • Многие люди сомневаются в некоторой терминологии балета. Так, артистка балета называется балериной, а мужским эквивалентом этого слова является понятие «солист/артист балета» или «танцовщик» и никакое другое.
  • Международный День балета 1 октября.
  • Самые известные в России, не смотря на тысячи других не менее достойных имён, артисты балета- Анна Павлова и Майя Плисецкая, а из мужчин- Михаил Барышников и Цискаридзе.
  • Любой в России знает, как выглядит один из эпизодов балета "Лебединое озеро"- это "Танец маленьких утят". Людям далёким от балета он знаком по многочисленным пародиям и сцене из мультфильма " Ну, погоди!".
  • «Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет. Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук. Посмотрите видео - посмотрите, разве можно не поверить в то, что её руки стали крыльями?
Загадки о балете для знатоков

Кто из вас, друзья мои,
Гостью угадает?
Крыльев нет, но смотришь… и,
Кажется, летает.
Много раз она была
Героиней сказки.
Часто смотрит в зеркала,
Но не строит глазки.
То на ней одно трико,
То наряд старинный.
Дети, к нам сейчас придет
Тётя- … Балерина

Но балета красота –
Плод трудов упорных!
И не только мой здесь труд,
Танец ставим вместе
Я и тот, кого зовут
Главный… Балетмейстер

Он на танец смотрит сам
И дает советы,
Чтобы слишком часто вам
Не смотреть в … Либретто

А либретто – это
Просто напросто сюжет
Нашего балета.
Надо рассказать без слов
Зрителям так много:
Как цветут цветы весной,
Как бежит дорога,
Как над замком вдаль плывет
Тучек вереница,
А принцесса спит и ждет
Поцелуя принца.

Нужен год, а может два
При любых талантах,
Чтоб достигнуть мастерства
В танце на… Пуантах!

Вот еще одна совсем
Легкая задачка:
Юбку балерины все
Называют… Пачка!

Ах, как много складок тут –
Сосчитай попробуй!
К каждому спектаклю шьют
Мне наряд особый.
Но не думайте, что все
Лишь в наряде дело.
Чтоб как следует свое
Подготовить тело
К темпам, позам и прыжкам,
Нужно нам, актрисам,
Упражняться у станка –
Делать…Экзерсисы

См. Детям и взрослым о балете по книге И. Д. Дешковой
Видео "Первый урок балета" - эту разминку мы можем повторить! Или упражнения на растяжку, как в этом видео с детьми. Детям очень нравится воображать себя в балете, просто повторяя положение ног, движения рук. Могут пригодится и
карточки "5 основных позиций ног в балете"
- можно найти целую серию красивых упражнений.

Балетная йога (на англ. языке) - интересный опыт совместных занятий с ребёнком.
Что посмотреть
мультфильм "Щелкунчик и мышиный король" 1973 года с музыкой Чайковского
французский мультфильм 2017 года "Балерина" трейлер
Музыкальный фильм-сказка "Хрустальный башмачок" / 1960
Балет "Лебединое озеро "
"Спящая красавица" фильм-балет 1964 года
Балет "Щелкунчик"
Балет "Жар- птица"
Лондонский детский балет A Little Princess 2012
Snow White 2015
Балет на картинах художников:
Эдгар Дега
Анастасия Вострецова
Guan ZeJu
Андрей Атрошенко
Stephen Pan
Анна Разумовская
Юрий Кротов
Corinne Hartley
акварели китайского художника Liu Yi
Кристин Хейворт
Картины художника Константина Разумова с девочками балеринами:


Игра-танец «Балет, замри!»
Подготовьте музыкальную композицию, которая ассоциируется с балетом, например «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик». Пусть дети под музыку танцуют, но только музыкальное произведение останавливается, все должны замереть и не двигаться. Кто шевельнется или засмеется, выбывает из игры.

МК Как сделать детскую балетную пачку из лент, без шитья :
Почитать детям
Театральные сказки Илзе Лиепы
Ждём перевод на русский красивой книги об Анне Павловой
Хельга Банш: Мими-балерина
Щелкунчик и другие классические сказки-Книга с либретто балетов - Лебединое озеро, Жизель, Коппелия, Петрушка, Щелкунчик, Спящая Красавица
(Подробнее: https://www.labirint.ru/books/460467/)

Коллекция идей для поделок:
Без изящных силуэтов красавиц балерин нам не обойтись
Идея!