Икона для семьи и благополучия. Шесть особых икон,которые должны присутствовать в доме

Статья расскажет вам о том, какие иконы помогают сохранить мир, благополучие и здоровье в семье.

Каждый верующий человек обязательно имеет дома одну или несколько икон. Они служат не только символом веры, но и своеобразным связующим звеном для общения с Господом. Некоторые семьи даже заводят в своих домах настоящие иконостасы (определенные места, как правило, углы, увешанные множеством разнообразных икон).

Однако истинно верующего человека характеризует не количество икон, а правильных их выбор для дома и семьи. Они нужны для того, чтобы во время молитв ваши прошения были услышаны, чтобы просящий получил ту помощь, на которую рассчитывает.

Прежде всего, самый главный образ, который должен присутствовать в доме, где живет православный человек – лик Спасителя. Это икона Иисуса Христа. Ему часто молятся на исцеление и лечение болезней. Вторая важная икона – образ Девы Марии Пресвятой Богородицы. Ее заслуженно считают верной заступницей женщин и детей и потому в иконе часто обращаются с трудностями деторождения, зачатия, вынашивания плода, обретения духовного и телесного женского здоровья.

ИНТЕРЕСНО: Образ Христа и Богородицы – два начала (мужское и женское). Это два символа жизни и гармонии. Поэтому в каждом доме должны присутствовать эти две иконы. Чаще всего семья получает их во время венчания или женитьбы, так как их берут для благословения на счастливый брак и после хранят как реликвию и обереги.

Выбор третье важной иконы в доме для человека зависит только от того, какой образ жизни ведет человек, какие трудности в семье, чего не хватает дому. Никто не должен диктовать вам условия и правила в выборе «обязательных» икон. Выбирать образы Святы вы должны по велению сердца и души.

Изучите варианты:

  • Образ Святого Николая Угодника (Чудотворца) – этот Святой помогает человеку благополучно разрешить любую сложную жизненную ситуацию. Кроме того, Николай чудотворец может помочь вам разрешить финансовые затруднения и добиться благополучия в доме и семье. «О чуде» его так же просят и по поводу проблем со здоровьем, исцеления, а так же обретения счастья в жизни.
  • Именная икона – ее выбирает каждый человек индивидуально, ориентируясь на свое имя при крещении. Считается, что Святой, являющийся заступником человека, обязательно позволит ему достичь в жизни любых успехов, благополучия и счастья.
  • Икона «Семистрельная Богородица» — Считается, что этот образ, который будет размещен напротив любой двери в доме (входная или же в спальню), защитит семью от любого зла, ссоры и скандала, а так же «нехороших» людей, которые могут попасть в дом.
  • Икона Троицы Животворящей – эта икона, на которой изображены образы трех ангелов. Они воплощают собой единение и любовь.
  • Икона «Рождество Христово» — считается «семейной» иконой, которая будет оберегать домашний мир и лад.

ВАЖНО: Некоторые уверены в том, что самые главные иконы для дома – это «праздники Божие»: икона «Крещения», «Сретения», «Благовещения» и «Покрова».

Что важно при хранении икон дома:

  • Иконы следует уважать и почитать
  • Их не нужно ставить в угол только потому, что они должны быть в доме, а не потому, что вы этого хотите.
  • Регулярно протирайте иконы, убирая с них пыль
  • Иконы должны быть вывешены или расставлены на видном месте.
  • Расставляя иконы на поверхностях, расстилайте салфетки или скатерти под ними.
  • Не ставьте рядом с божественными иконами «мирские» декоративные сувениры.

Молитва и святой, оберегающие дом от пожара, врагов и воров: икона, текст молитвы

Назначение каждой иконы – помогать человеку молиться и сосредотачиваться на своих мыслях. Важно знать, что настоящими считаются только те иконы, что бы освящены в церкви, если нет – этот образ Святого будет лишь предметом искусства.

Существуют иконы, которые, как считается, защищают и оберегают дом от любых невзгод:

  • Ссоры и скандалы между людьми
  • Невзгоды и бедствия (пожары, к примеру)
  • Ограбления
  • Попадание в дом плохих и недоброжелательных людей, завистников.

Мало просто повесить икону в своем доме, необходимо часто и искренне молиться перед образом о защите своего жилища. Делать это можно с иконами Спасителя и Богородицы – самыми «мощными и сильными» образами. Подойдет так же икона «Богородицы Семистрельной» (оберегает от любого зла). Этот образ будет защищать жилище и не позволит проникнуть в него «плохому» человеку.

У иконы «Владимирской», а так же «Тихвинской» нужно просить о том, чтобы дети были послушны, смиренны и защищены от «дурного влияния». Еще один оберег для дома – икона Богородицы «Остобрамская». Известна она тем, что способна «гнать прочь» любой негатив из дома, а так же «нечистую силу».

«Образ Спиридона Тримифунтского» призван защищать дом и его жителей от любых невзгод и помогать в делах, приобретениях. Такие же свойства есть и у «Неопалимой Купины» , ее свойство защищать от огня, пожаров и всего, что связано с этим бедствием. Ее хорошо вешать тем людям и жилищам, что однажды уже попали в пожар и пострадали от этого, либо же просто бояться огня.

«Образ Иоанна Воина» — хороший оберег для тех людей и домов, что не защищены от врагов, воров, грабежа. Обратите внимание, возможно, вас часто обворовывают или выносят что-то из дома, а может, вам просто надоела череда финансовых неудач – Иоанн Воин поможет избегать таких ситуаций.

— такая икона настоящий защитник дома и его жителей от «злого и дурного глаза», любых магических воздействий и зависти. Икона устраняет весь негатив, скапливающийся в помещении, налаживает атмосферу и дарит гармонию.

ВАЖНО: Сила каждой иконы не в красиво изображенном образе или «правильно» подобранном лике Святого, а в вашей истинной вере и том, насколько часто вы молитесь перед иконами.

«Тихвинская» икона

«Семистрельная» икона

«Владимирская» икона

Молитвы:

Семейная икона и молитва — хранительница домашнего очага, помогающая в любви и семейной жизни, счастье: фото иконы, текст молитвы

«Семейные» иконы следует обязательно освящать в церкви, чтобы они были действительно священными. Кроме того, следует часто молиться и посещать церковь. Считается, что иметь дома следует икону только тому человеку, что крещен и придерживается православной веры. Чтобы защитить свою семью от любого зла необходимо завести дома иконостас – место, где можно разместить все необходимые вам, близким и помещению иконы.

Какие иконы защитят семью:

  • Образ поможет вам защитить всех своих близких от любого зла и обмана, чужой корысти и наговоров.
  • Икона поможет вам всегда и везде обретать успех, одерживать победу и первенство.
  • «Образ Николая Чудотворца». Лик этого Святого станет вашим защитником в любых делах и решениях, наделит дом и его жителей благодатью, убережет от нищеты и разных нужд.
  • Образ Святого поможет вам обрести здоровье для всех близких, как душевное, так и телесное.
  • Поможет легко преодолеть все жизненные трудности.
  • Икона «Святая Троица». Подарит каждому жителю дома любовь и понимания, мудрость.
  • Образ «Иверской Божьей Матери». Данная икона защищает домашний очаг, утешает каждого просящего в бедах.

Икона и молитва, приносящая удачу, благополучие, деньги в дом, семью: фото иконы, текст молитвы

Если вы будете верить во Всевышнего, чтить и уважать свою веру, вы обязательно сможете привлечь в свою жизнь благодать, везение. Удачу и любовь.

Какие иконы помогут с молитвами достичь благополучия:

  • Икона Богородицы «Семистрельной». Это не только мощный оберег для дома, но и для человека. Образ помогает достичь благополучия всем жителям.
  • Убережет всех жителей дома от пагубных привычек и растрат, позволит им обрести достаток в доме.
  • Эта икона помогает всем просящим обрести благополучие в семье, доме и браке. Матерям надо молиться на эту икону о здоровье своих детей и близких, об исцелении от недугов и увечий.
  • Эта икона поможет обрести здоровье. На нее можно молиться всем, кто заботится о близких, об исцелении и здоровье, благополучии всей семьи.
  • образы, в молитвах к которым человек обретает благословение на счастливую семейную жизнь. Она помогает хранить супружескую верность.

Самая сильная икона и молитва от болезней, которая помогает в здоровье, исцелении: фото иконы, текст молитвы

Молиться Высшим силам должен каждый человек, когда у него, либо его близких, появляются проблемы со здоровьем.

Какие иконы можно выбрать:

  • Икона «Целительница» . Помогает женщинам в родах и просящим исцелиться от болезней души и тела.
  • Образ «Серафима Саровского» . Этой иконе принято молиться о том, чтобы исцелиться обрести здоровье.
  • «Образ Николая Чудотворца». Лик этого Святого станет вашим защитником и поможет обрести здоровье, исцелиться от недугов.
  • «Образ Казанской Божьей Матери». Поможет легко преодолеть болезни.
  • Икона «Святая Троица». Подарит каждому жителю дома здоровье, силу и мудрость.

Образ «Серафима Саровского»

Святой и молитва, оберегающие детей и их здоровье: икона, текст молитвы

О здоровье и благополучии детей следует молиться Пресвятой Богородице – она заступница всех детей. Дева Мария поможет обрести им то, чего они желают, успеха в жизни, защитит их любого зла.

Сильная православная молитва-оберег всем святым о помощи, в благодарность, на все случаи жизни: текст

Сильная молитва о обретении благополучия

Видео: «Православная икона в семье»

К которым мы обращаемся к Богу. И молятся не иконе, а именно им, нашим заступникам. Как и оберегает не икона, а тот, кто на ней изображен, если молитва к нему возносится искренняя и от всей души. Тогда будет и просимое благополучие, и лад, и любовь, и достаток в семье.

В домах православных непременно есть два обязательных образа – Господа Иисуса Христа и его Пречистой Матери. Остальные – по желанию или семейной традиции. Это могут быть иконы святых покровителей членов семьи, нередко – Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, Святой Троицы. А какие приобрести иконы для семейного благополучия и любви?

Какие святые принесут счастье в семью?

Когда говорят о семейных проблемах, беспокоятся о благополучии в семье, чаще всего вспоминают о муромских чудотворцах . День их памяти – 8 июля – вполне можно назвать русским аналогом Дня всех влюбленных. Эта святая чета олицетворяет истинную любовь и супружескую верность.

Чтобы понять, почему это произошло, стоит хотя бы вкратце знать историю их любви.

Муромский князь Петр, получив престол в наследство, решил отречься от него, узнав, что бояре по каким-то причинам желают разлучить его с горячо любимой супругой . И в изгнание они отправились вместе. Однако те же бояре, испугавшись начавшейся в Муроме смуты, нижайше попросили князя вернуться.

Все в княжеской семье складывалось достойно. Они вырастили двоих сыновей и дочь, жили в мире и согласии, и время их правления было вполне счастливым . А состарившись, сиятельная чета постриглась в монахи в разных монастырях с именами Давид и Ефросинья. Однако похоронить себя будущие святые заповедали вместе – в одном, специально заранее изготовленном, гробу, который разделяла на две половины тонкая перегородка.

Петр и Феврония, как жили согласно, так и упокоились в один день . Завещание не было исполнено, и погребены они были каждый в своем монастыре, а на следующий день город был потрясен чудом: тела супругов оказались в подготовленном для них гробу.

Обращаясь к святым Петру и Февронии, юные просят о ниспослании любви, а люди более зрелые – семейного благополучия.

Вот с этой молитвой можно обращаться к образу святых:

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имярек), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

Еще одним примером супружеской является чета Адриана и Наталии . Жили они в царствование ярого гонителя христиан – императора Максимиана. Язычник Адриан был женат на христианке Наталии и занимал высокий пост начальника императорской судебной палаты.

По долгу службы ему доводилось неоднократно видеть, с каким достоинством и мужеством шли на муки и казнь за веру христиане, и это перевернуло его воззрения – Адриан стал сторонником христианства, за что и сам подвергся аресту, мучениям и смерти. Наталия до последнего мига не оставляла мужа, а после казни Адриана скончалась на его могиле.

Семейному благополучию покровительствуют и родители Пречистой Девы – святые праведные Иоаким и Анна. Эта чета является идеалом супружества, тоже сопричастным Божьему чуду – рождению в преклонных летах долгожданного, вымоленного ребенка.

Икона Пресвятой Богородицы тоже стала предметом поклонения. С древних лет на Руси учрежден одноименный праздник, который отмечается осенью – 14 октября. С этого дня начиналась пора осенних свадеб, и будущие невесты ходили в храмы помолиться, в том числе и Божьей Матери, о счастливом замужестве и даровании благополучия новой семье.

С такими же мольбами припадают и к образам Богоматери, называемым «Феодоровская», «Иверская», «Семистрельная», «Неупиваемая Чаша», «Нечаянная Радость», и к любым другим, поскольку икон, посвященных Пресвятой Богородице , неисчислимое множество, а Она – одна Заступница и Помощница во всех наших проблемах.

Икона Апостола Симона Кананита (Зилота) отражает первообраз ученика Христова, на свадебном пиру которого Иисус совершил свое самое первое чудо – превращение воды в вино. К нему обращаются с той же молитвой.

О счастливой семейной жизни молятся святым мученикам Гурию, Самону и Авиву. Они считаются покровителями женщин, уже имеющих семью.

Засвидетельствованы нередкие случаи помощи святых блаженных Ксении Петербургской и по молитвам перед их иконами в семейных неурядицах, о достатке, ниспослании мира в семье, счастливого брака.

Святую мученицу Параскеву, нареченную Пятницей , также считают хранительницей семейного благополучия и счастья.

Как правильно расположить образа?

Место, где предполагается разместить иконы, не должно быть случайным. Как правило, их помещают в так называемом красном углу – самом дальнем в комнате (чаще всего правом) и самом освещенном; на стене жилища, обращенной к востоку. Однако в нынешних условиях это не всегда реально, поэтому стоит располагать образа так, чтобы молиться не в тесноте.

Создавая «домашний иконостас», надо помнить, что центральными иконами являются образа Спасителя и стоящий слева от него – Богоматери . Справа от Иисуса Христа располагается образ Иоанна Предтечи. В этом же ряду или выше – икона Святой Троицы. Триптих Спаситель–Богородица–Предтеча называется Деисус, что в переводе с греческого означает «моление, прошение, преклонение».

Иконописные изображения святых, которые человек решает поместить у себя дома, не должны быть расположены выше этих икон и также икон Святой Троицы и апостолов.

Не принято вешать иконы на гвоздиках – их надо ставить на специальной полочке или киоте . Нельзя размещать образа, как художественные полотна, вразброс, в соответствии с дизайнерскими воззрениями. Такая бессистемность способна лишить настоящего молитвенного настроения, необходимого при молитве спокойствия и сосредоточенности.

Иконы располагаются выше уровня глаз, и между ними и молящимся (и даже его взглядом) не должно быть каких-либо преград типа столика или комода. Если в красном углу помещены главные иконы, то в остальных комнатах вполне достаточно поставить по одной.

Образ в спальне рекомендуется располагать у изголовья кровати . Не стоит прислушиваться к сомнительному мнению, что, дескать, в спальных помещениях не ставят. Оно основано на «целомудренном» суеверии, будто не надо святым смотреть на сцены супружеской близости. Интимная жизнь супругов не является грехом, а от Всевидящего Ока все равно не укрыться, даже если все иконы спрятать в чулан.

Если в квартире есть детская, в ней образ Ангела-хранителя или святого, имя которого носит малыш, помещается так, чтобы, лежа в кроватке, ребенок мог его видеть.

  • Не располагайте иконы рядом с чисто мирскими предметами типа статуэток или косметических наборов, техники и предметов бытового назначения.
  • Не стоит также помещать их с другими живописными изображениями , особенно полупристойного содержания, а также светскими книжными изданиями.
  • Кощунственным видится размещение иконы на телевизоре.

Каким бы богатым по количеству образов ни был иконостас, как бы художественно они ни были оформлены, никогда не надо забывать, что сами по себе иконы не сделают человека более благочестивым, если этого благочестия нет у него в душе, если молитва его перед святыми образами поверхностна и бездумна. Еще раз хочется повторить: семейное благополучие, достаток, любовь – всего этого можно достичь с помощью глубокого и искреннего моления.

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте.

Юлия Алексеевна Цезарь

Потомственная ведьма. Таролог. Рунолог. Мастер Рейки.

Написано статей

Икона – это святой образ, посредством которого человек общается с Богом. Только при условии искренности молитвы Иисус и святой помогают и оберегают. Какие выбрать и поставить иконы в доме, чтобы уберечь семью от болезней и ссор.

Иконы-обереги – зачем их вешают в доме

Назначение иконы – защита в сложных жизненных ситуациях. Лик святого, изображенный на полотне, помогает сосредоточить мысли и эмоции на молитве. Считается, что обратиться к Богу можно в любую минуту, если для этого есть повод, но человеку довольно сложно сконцентрироваться свои усилия на молитве, поэтому икона является символом, который настраивает на нужную энергетику.

Важно понимать – не освещенная в храме икона останется просто красивым декором для интерьера. Освятите икону и только после этого перед ней можно молиться и использовать для защиты семьи.

Примечание: сегодня большой популярностью пользуются творческие наборы для вышивки икон. Конечно, Вы можете сделать своими руками такой оберег для семьи, но сходите в церковь и освятите вышитую икону, после этого она обретет свою силу.

Как правильно разместить семейные иконы в доме?

Наши предки размещали образы святых на восточной стене, однако, в современных домах не всегда возможно найти стену восточного направления, поэтому современные правила размещения святого лика в доме демократичны.

  1. Нельзя вешать иконы-обереги в непосредственной близости от источника шума, например, телевизора.
  2. Если Вы хотите, чтобы Вам в работе сопутствовала удача, можно разместить икону-оберег возле компьютера.
  3. Не желательно располагать иконостас возле художественных книг, ярких элементов декора.
  4. Лучшее место для размещения иконы, оберегающей семью, – комнатные растения и самостоятельно вышитые полотенца.
  5. Не вешайте в одном месте освещенные святые образы и те, которые не прошли обряд освещения.

1. Универсальные иконы.

  • Богородицы;
  • Спасителя;
  • Образ святого, который оберегает конкретного человека.

Перед этими иконами просят обо всем – будь это молитва о здоровье, просьба о покровительстве в новых делах, защите от злых помыслов.

2. Самые энергетически сильные образы-обереги от зла, порчи и грабежа.

  • Семистрельная – надежно оберегает дом и проживающих в нем людей от порчи, зла и магии. Повесьте икону в доме и любой человек с недобрыми намерениями и завистью не сможет переступить порог и навредить Вам. Вешают Семистрельную напротив входной двери.
  • Остобрамская – икона, которая оберегает не только от зла и черной зависти, но и помогает избежать в семье ссор. Повесьте в доме такой образ и обратите внимание, кто из знакомых или соседей перестанет к Вам заглядывать – они явно замышляют против Вас что-то недоброе.
  • Никиты Новгородского – мощный оберег от магии и порчи, у этого святого просят защиты от врагов и завистников, кроме этого, образ помогает преодолеть чувство страха.
  • Образ Владимирской и Тихвинской – молятся о здоровье, о послушании и мудрости детей, укреплении связей между поколениями.
  • Пантелеймона Целителя – достаточно поднести образ святого к постели больного, дать выпить освященной воды и трижды перекрестить.
  • Богородицы «Скоропослушницы» – оберегает от страданий, боли и хронических патологий, чтобы облегчить состояние больного, молиться нужно ежедневно.
  • «Умиление Серафима Саровского» – лучший выбор для тех, у кого в семье часто болеют дети, повесить ее нужно у постели ребенка.
  • Казанская икона Пресвятой Богородицы – помогает излечиться от заболеваний глаз, не только облегчает состояние человека, но и дает надежду на полное исцеление.
  • Божьей Матери «Феодоровской» – оберегает всех беременных женщин, помогает выносить и родить здорового малыша, повесить образ лучше всего у постели женщины.

К иконам - изображениям святых, Господа и Его матери - у большинства людей особое, трепетное отношение. Возникает зачастую оно само по себе, независимо, верующий человек соприкасается с ними или нет. Это связано с особой энергетикой, которую излучает тот или иной живописный образ. На Руси издавна существовала традиция иметь иконы, передающиеся из поколения в поколение представителям одного семейства, одного рода.

Икона семейная - понятие многозначное. Это могли быть образа, которые находятся в семье не одно поколение, являются как бы оберегами рода, защитниками его представителей. Наследует такую икону обычно старший ребёнок в семье. Или же она передаётся по женской линии. Или остаётся у одного из представителей мужского пола - продолжателя фамилии. Такая икона семейная может нести изображение Николая Чудотворца, лик Богородицы или Спасителя и т. д. Ею родители благословляют жениха и невесту на долгое и радостное супружество. Молясь перед образом, кто-то из семьи получает исцеление или иную важную помощь. Со временем икона семейная становится той самой реликвией, которая помогает сохранить мир в доме и лад между мужьями и жёнами, детьми и родителями, родовую память о пращурах - дедах и прадедах. Отсюда и отношение к ней как к бесценной святыне. А утеря её воспринимается как роковое предзнаменование грядущих бед для всего рода.

Имеет и другое значение термин «икона семейная». Так называют образ, написанный мастером на заказ и изображающий всех святых, которые покровительствуют членам данной семьи. В православии их называют «святые тезоименитые». И чем больше человек в семье, тем большее количество святых на иконе можно увидеть. Более того, на ней могут изображаться ангелы-хранители бабушек, дедушек, которых уже нет в живых. С какой целью это делается? Такой образ обладает огромной силой, т. к. подключён к христианскому эгрегору множеством «датчиков». Он сплачивает всю семью, помогает разрешить конфликты и спорные ситуации. Чем старее образ, тем больший сакральный смысл он приобретает. И сама икона для семейного благополучия чрезвычайно важна. Особенность её в том, что перед этой цветной «картинкой» люди молятся не только за себя, за благополучное разрешение собственных нужд, но и за своих близких, их здоровье, благополучие, счастье. Потому во главе образа художником рисовался либо Спаситель, благословляющий паству, либо Матерь Божья с покровом, защищающим своих чад. Существует и множество других вариантов композиции семейной иконы.

Хранительницы нашего очага

Но что делать, если у вас нет образа, передаваемого по наследству, а хочется иметь свой домашний оберег? Ещё какие иконы семейные существуют? Во-первых, со Божьей Матерью Казанской с Младенцем, а также с самим Христом. Именно ими даётся родительское благословение, они символизируют гармонию верность и покой. Богородица олицетворяет хозяйку дома, Спаситель - хозяина, Младенец - их детей. также относится к разряду семейных, очень сильных и значительных, чудотворных. Этот образ помогает тем, кто просит о любви, счастливом замужестве, находится в поиске своей половинки.

Также в качестве семейных рекомендуется иметь образы Семистрельной, Троеручницы, «Умягчения злых сердец», «Божья Матерь Неувядаемый Цвет». Первые две вешают обычно над входными дверями и напротив них. Они защищают весь дом и его обитателей от зла и скверны. Перед последней молятся за сохранение семьи, особенно если супруги находятся на грани развода. Желательно иметь образ и Божьей Матери Целительницы, чтобы здоровье физическое и нравственное в семье было на должном уровне. У неё просят, чтобы то или иное начатое дело окончилось благополучно.

Вообще в России около 100 икон, которые можно применять как семейные, чтобы защищать при их помощи благополучие своего рода.

ПАСХА - самый любимый в народе на Руси праздник... Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, является вместе с тем и любимейшим народным праздником, когда душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви, и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира. На церковном языке Св. Пасха называется «торжеством из торжеств», и название это как нельзя больше соответствует общенародному воззрению на этот праздник. Еще загодя начинает православный люд готовиться к этому торжеству, чтобы встретить его достойным образом, с подобающим благолепием и пышностью. Но особенно деятельно хлопочет и приготовляется деревня, где живее чувствуется связь со старинными обычаями и где крепче стоит православная вера. Чтение «страстей» в церкви Все хозяйственные хлопоты заканчиваются обыкновенно к вечеру Великой субботы, когда народ спешит в церковь слушать чтение «страстей». Читать «страсти» считается за честь, так как чтец перед лицом всего народа может засвидетельствовать свою грамотность. Но обыкновенно чаще всего читает какой-нибудь благочестивый старик, которого окружают слушатели из мужиков и целая толпа вздыхающих баб. Долго длится это монотонное, а иногда и просто неумелое чтение, и так как смысл читаемого не всегда доступен темному крестьянскому уму, то усталое внимание притупляется и многие покидают чтеца, чтобы помолиться где-нибудь в углу или поставить свечку св. Плащанице или же просто присесть где-нибудь в притворе и задремать. Последнее случается особенно часто, и наши корреспонденты из лиц духовного звания резко осуждают это неуважение к церковному богослужению, замечая, что спать в церкви, да еще в Великую ночь, значит то же, что совершенно не понимать всего происходящего в храме. Пасхальные молебны С первого же дня Св. Пасхи на протяжении всей Светлой седмицы в деревнях обязательно служат так называемые пасхальные молебны, причем духовенство расхаживает по крестьянским избам непременно в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которые иначе называются «богоносцами». «Оброшники» вербуются всего чаще из благочестивых стариков и старух, которые или дали обет всю Пасхальную неделю «ходить под Богами», или же желают своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость: чтобы перестала трясти лихорадка, чтобы сына не взяли в солдаты, чтобы муж не пьянствовал, не дрался во хмелю и не бил домочадцев. Но очень многие из мужиков берутся «носить Богов» с исключительною целью пьянствовать на даровщинку. Все оброшники, прежде чем приступить к своему делу, обязательно испрашивают благословения священника: «Благослови, батюшка, под Богов стать», и только, когда священник разрешит, принимаются за свои обязанности и «поднимают Богов», причем один носит свечи для продажи, другой кружку, в которую собирает деньги «на Божью Матерь», третий несет другую кружку, куда причт складывает весь свой доход, предварительно записав его на бумаге, четвертый, наконец, носит кадило и подкладывает ладан (этот последний оброшник считается крестьянами самым почетным: в редком доме ему не поднесут стакана). Все оброшники подпоясаны белыми полотенцами, а оброшницы, кроме того, повязываются и белыми платками, в память св. жен мироносиц, которые, по мнению крестьян, были также покрыты белым. Когда все «богоносцы» выстроятся у церкви, появляется в облачении священник, и вся процессия, с пением «Христос Воскресе», под колокольный трезвон, шествует в первый, ближайший от храма, двор. К этому времени в избе, перед «домашними Богами», зажигаются свечи, стол покрывается белою скатертью, причем на стол кладут ковригу или две хлеба, а под угол скатерти насыпается горсть соли, которая по окончании Богослужения считается целебной и дается от болезней скоту. Домохозяин без шапки, с тщательно умащенной и прилизанной головой, выходит навстречу «богам», а какая-нибудь молодайка с пеленою в руках «сутречает» на пороге избы Божью Матушку и, приняв икону, все время держит ее на руках, пока духовенство служит молебен. Во время молебна мужики очень строго следят и считают, сколько раз пропели «Исусе. Сыне Божий», и если меньше 12-ти раз, то хозяин при расчете не преминет выговорить священнику: «Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь, а сполна не вычитываешь». Но зато к чтению кондаков крестьяне относятся с большим равнодушием, и если священник не дочитывает до конца каждый кондак, то хозяева не обижаются: «Ведь и язык прибрешешь - в каждом дворе одно и то же», - говорят они и расстаются со своим священником самым миролюбивым образом, оделяя его деньгами и лепешками («одну лепешку тебе, папаша, а другую мамашечке отдай, пущай от нас гостинчик ей будет»). Кроме молебна в избе, многие крестьяне просят отслужить еще один молебен, уже на дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра. Для этой цели на дворе ставят столы, накрывают их скатертями, а поверх кладут «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезается на мелкие куски и скармливается домашним животным и птице, а скатерть, на которой стояла пасха, псаломщик по просьбе ба, подбрасывает вверх, насколько может выше: чем выше он подбросит, тем выше уродится лен. По окончании же молебна наиболее благочестивые крестьяне пристают к священнику с просьбами благословить их «повеличать Вуспение Божью Матушку», и если священник благословит, поют следующую самодельную молитву, которая приводит их в умиление: «О девица, Твое Успение славим, Прими наше хваление И подаждь нам радование, О предстоящих со слезами, О Маши, молись с нами, Будь похвальна и избрана Ты, Царица Небесная». По окончании этого песнопения иконы выносят со двора, причем матери кладут в воротах детей для исцеления от болезней, а взрослые только нагибаются, чтобы над ними пронесли образа. Но если в каком-нибудь дворе богатый хозяин закажет молебен с водосвятием, то матери ни за что не упустят случая и непременно умывают детей св. водою, утирают полотенцем и «вешают его на Божью Матерь» (т. е. жертвуют) или же утирают концом холста, который также жертвуют на церковь. Не ограничиваясь молебном с водосвятием, многие крестьяне в порыве благочестивого усердия просят отслужить акафист таким святым, которых не существует в действительности: как, например, «Плакущей» Божией Матери (чтобы самому не плакать), «Невидимой» Божией Матери, «Великой Пятнице», «Воздвиженской Пятнице» (прогоняет нечистого духа и колдовство), «Св. Субботе», «Св. Средокрестию» и пр. Священники, разумеется, отказываются служить молебны этим несуществующим святым, но к такого рода отказам мужики относятся скептически: «Ой, смотри, батя, - говорят они, - грех-то на тебе будет, коли ты, Матушку Плакущую забыл». Второй день Пасхи Хождение с иконами продолжается по всем дворам до самого вечера первого дня Св. Пасхи. А на второй день, после литургии, которая кончается очень рано, иконы несут на «поповку» (место, где расположены дома причта) и после молебна в доме священника крестьяне получают угощение от своего духовного отца. Само собой разумеется, что на «поповку» в таких случаях собирается все село. «Шум стоит на всю улицу, - говорит один из наших корреспондентов, описывая такого рода торжество, - кто благодарит, а кто ругается, оставшись недоволен за малое или плохое, угощение: «Коли к нам, это значит, придет, - раздаются голоса по адресу батюшки, - пьет, ест, сколько сам хочет, покуль в нутро не пойдет, а как к нему придешь - стаканчик поднесет, да и иди с Богом». «Впрочем, - прибавляет корреспондент, - недовольных бывает всегда очень мало, так как священники не скупятся на угощение, дорожа расположением прихожан и желая в свою очередь отблагодарить их за радушие и гостеприимство». С «поповки» иконы идут по ближайшим и дальним деревням, обходя решительно весь приход, причем каждая деревня заранее предупреждается, когда к ней «боги придут», чтобы крестьяне успели изготовиться. Чтобы закончить характеристику пасхальных молебнов, необходимо еще упомянуть, что иконы на ночь приносятся на хранение или в училище, или в дом какого-нибудь зажиточного и уважаемого крестьянина, который обыкновенно сам напрашивается на эту честь и просит священника: «Батюшка, отпусти ко мне Богородицу ночевать». Нередко случается, что по ночам в помещении, где хранятся иконы, прихожане уже сами от себя устраивают нечто вроде всенощного бдения: старухи со всей деревни, богомольные мужики и девушки, вымаливающие хороших женихов, собираются сюда и возжигают свечи, поют молитвы и коленопреклоненно молятся Богу. В прежнее время сюда же приносились так называемые «кануннички» (маленькие кувшинчики с медом), которые ставились перед образами на стол для поминовения умерших. «Кануннички», по всей вероятности, - изобретение раскольников (старообрядцев - прим. ред.), которые в былое время охотно приносили к образам и свои кувшинчики и простаивали на молитве с православными всю ночь. Но теперь «кануннички» строжайшим образом запрещены высшими духовными властями и повсеместно вышли из употребления. Пасхальные развлечения Пока духовенство не отслужило у крестьянина в доме молебна, ни он, ни его домочадцы ни под каким видом не смеют предаваться никаким праздничным развлечениям - это считается за большой грех. Но затем, когда «иконы прошли», в деревне начинается широкий пасхальный разгул. Взрослые «гостюют» друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера. Посещение колокольни вообще считается излюбленным пасхальным развлечением, так что в течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни. Другим специально пасхальным развлечением служит катание яиц и отчасти качели. Катают яйца преимущественно ребятишки, да разве еще девушки, которые соскучились без хороводов и песен (на Пасху светские песни и хороводы считают неприличием и даже грехом). Зато на качелях катаются решительно все. Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные» качели (в складчину,) и возле этих качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями. Но так как толпа почти всегда приходит сюда изрядно подвыпивши, и так как качели раскачиваются не самими катающимися, а зрителями, то очень нередки случаи, когда от пьяного усердия доска с катающейся парочкой перелетает через перекладину и происходят несчастья - увечья и даже смерть. Наконец, из числа пасхальных развлечений деревенского народа нельзя также не указать на обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. В этом отношении Пасха имеет много общего с масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами. Но на Пасху приглашают даже будущих сватов, т. е. родня обрученных жениха и невесты приглашает друг друга в гости, причем, как и на масленицу, во время обеда и всякой трапезы жениха с невестой садят рядом в красном углу, поят их обоих водкой и вообще делают центром общего внимания. Обычай требует при этом, чтобы жених ухаживал за невестой, но так как ухаживание это носит, так сказать, ритуальный характер, то естественно, что в нем много натянутости и чего-то деланного, почти фальшивого: жених называет невесту обязательно на «вы», по имени-отчеству, или просто «нареченная моя невеста», сгребает руками сласти с тарелки и потчует ими девицу, а после обеда катается с нею по селу, причем опять-таки обычай требует, чтобы нареченные жених и невеста непременно катались, обнявшись за талию: он ее, а она его. (Записки этнографа-беллетриста ХIХ века С.В. Максимова)