Грабарь художник. Последний пленэрист России

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских , принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.).

В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

Настоящий «человек-оркестр» Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) был первым художником в нашей стране, получившим высокое звание Заслуженного деятеля искусств, реставратором, исследователем, организатором Общества по охране памятников и архитектором. Кажется, он умел и делал абсолютно все. А о себе всегда говорил просто:

«Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда»

Будущий гений мирового искусства родился в Будапеште в семье русского общественного деятеля. Детство Грабаря было непростым: мальчику приходилось часто разлучаться с родителями, и при обилии родственников он оставался на руках у совершенно чужих людей.

Эти условия сформировали сильный характер юного художника, который позволил ему написать «книгу своей судьбы» такой, какой он хотел ее видеть.

С малых лет Игорь мечтал о живописи и отличался целеустремленностью, трудолюбием и невероятной страстью к искусству. Он тратил огромное количество бумаги, на которой выводил не обычные детские «закорючки», а копии генеральских портретов из издания «Нива». Позже Грабарь писал о своем детском увлечении:

«Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей»

Игорь рос очень деятельным ребенком. В восемь лет он решил исполнить одну из главных задач каждого мужчины: начал строить настоящий дом в дедовском имении. А через год мать привезла неугомонного сына в одну из гимназий Рязанской губернии, где преподавал отец будущего художника. Но им не удалось долго быть вместе – отца перевели в Измаил, а сын продолжил учиться в Егорьевске.

В рязанской гимназии к юному художнику пришло увлечение живописью, которое еще больше проявилось в годы учебы в московском лицее цесаревича Николая. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. А вот сама Москва была куда благосклоннее к Грабарю, она встретила его огромной Всероссийской художественно-промышленной выставкой, на которой во всем своем великолепии перед юношей предстали картины и , и , Флавицкого и .

На уроках в лицее Грабарь учился работать с масляными красками и писать с натуры: он рисовал виды, открывающиеся из лицейских окон, делал портреты окружающих, составлял натюрморты и сочинял разнообразные сцены из жизни лицея.

А выходные и праздничные дни Грабарь использовал в свое удовольствие и проводил время в . Юноша был вхож в московский круг людей, связанных с искусством, и его часто можно было встретить в иконописном училище или на квартирах у студентов Московского училища живописи.

Прилежный ученик окончил лицей с золотой медалью и отправился «грызть гранит науки» в Петербургский университет. Высшее образование Грабарь получал на историко-филологическом факультете, но живопись оставалась его главной страстью. Став студентом, Игорь начал сотрудничество с журналом «Нива», из которого когда-то копировал . Теперь он сам рисовал их, писал биографии художников и был автором критических статей.



Филолог-первокурсник преуспевал не только в знании языков. Из окна комнаты одного из своих друзей он написал этюд «Крыши под снегом», который имел огромный успех среди его товарищей из Академии художеств. Они отмечали необычную диагональ композиции и уходящую вдаль перспективу картины. Эта и ряд других работ студенческого периода говорили о значительном даровании Игоря Грабаря.

Успешно окончив университет, Игорь Грабарь опять стал учиться. В 1894 году он поступил в Академию художеств на курс Репина, где открыл для себя идеи импрессионизма и познакомился с современными направлениями европейской живописи.

Интерес к далекой культуре подтолкнул Грабаря к тому, чтобы провести каникулы в поездке по Берлину, Парижу, Риму, Флоренции, Неаполю и Венеции. Шедевры мастеров эпохи Возрождения настолько вдохновили художника, что он решил и дальше путешествовать по миру, занимаясь самообразованием.

В Россию Грабарь вернулся только в 1903 году и сразу начал выставлять свои работы на московских художественных выставках. Теперь на его картины обращали внимание современники на родине и за ее границами, и художник получал огромное количество лестных отзывов. Критики считали его картины «едва ли не лучшими» и наперебой удивлялись тому, что эти работы принадлежат кисти автора, недавно вступившего на путь творчества.

И похвалы были вполне заслуженными, ведь именно в это время Грабарь написал свои лучшие ранние пейзажи, среди которых «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь».

Последний он выполнил во время поездки к друзьям в Подмосковье, когда природа постепенно пробуждалась от долгой зимы. Однажды художник вышел на прогулку и остановился около березы - она показалась ему удивительной из-за необычного расположения ветвей. Засмотревшись на чудесное дерево, он уронил палку. А когда нагнулся, чтобы ее поднять, вскинул голову, снизу взглянул на верхушку березы – и поразился открывшемуся ему виду:

«Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»

Художник быстро вернулся домой и набросал эскиз будущей картины, а на следующий день на другом холсте написал этюд.

Через четыре года на выставке Союза русских художников состоялась последняя крупная экспозиция картин Игоря Грабаря. На ней были представлены полотна «Неприбранный стол», «Дельфиниум» и «Сказка инея и восходящего солнца».

Сразу после этого художник вышел из Союза из-за раскола объединения. К тому времени известность Грабаря была достаточно велика. В Италии, например, о его творчестве выпустили монографию.

А он полностью отдал себя архитектуре и принялся за строительство больницы-мемориала. По предложению вдовы Григория Захарьина, Грабарь принялся за новый для себя вид деятельности в память о ее муже, замечательном русском враче. Вдохновившийся видами виллы Палладио, мастер создал настоящую «палладианскую» больницу. Но впоследствии новоиспеченный архитектор предпочел писать архитектуре, увлекшись историей русского зодчества.

А вскоре Игорь Грабарь занял должность директора Третьяковской галереи, где провел реформу экспозиции, разместив все картины в исторической последовательности. Еще через некоторое время он устроил в Лондоне выставку русского искусства, тем самым пойдя наперекор воле Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею. За подобные «выходки» художник имел неоднозначную репутацию среди коллег, которые называли его «Угорь Обмануилович Гробарь».

Некоторое время мастер не писал больших произведений, а форму поддерживал, рисуя натюрморты. Так, в 1920 году были созданы «драматические» полотна «Красные яблоки на синей скатерти» и «Туркестанские яблоки».

Именно в этих работах проявились ритм и пластика объемов, контраст фактур и противопоставление горячих и холодных цветов. Но сам Грабарь считал их своей неудачей и называл «натюрмортной зарядкой» .

Возвращение к более продуктивной художественной деятельности произошло в начале тридцатых годов, когда наряду с натюрмортами и пейзажами мастер написал камерные портреты своих близких и деятелей науки и искусства. «Портрет В.М. Грабарь, жены художника», «Автопортрет с палитрой», «Портрет академика С.А. Чаплыгина» отличались подлинным реализмом и вниманием к передаче света. В то же время художник уходил от научного импрессионизма и сосредотачивался на проблемах передачи цвета.

Грабарь долго пытался решить важную для него задачу: он хотел писать так, чтобы его картины отвечали зрительским, а не художническим представлениям о природе. Мастер старался понять причины эстетической дистанции между зрителем и художником, поэтому при работе над картиной он забывал о том, кем является на самом деле, и ставил себя на место публики.

В более позднем творчестве язык живописи Игоря Грабаря стал сдержаннее, а мотив – выразительнее. Это хорошо видно, например, на картине «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день», тематика которой посвящена городскому пейзажу со скромными московскими улочками.



Игорь Грабарь был одним из немногих художников, чей творческий путь был достаточно долог - он писал почти 60 лет. Поэтому в его работах нашли воплощение и отголоски художественного наследия прошлого, и смелые и яркие ростки будущего живописи.

Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник . Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты . Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.

Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Грабарь картины с названиями

Березовая аллея

Васильки. Групповой портрет

Дама у пианино

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

Майский вечер

Мартовский снег

Московский дворик

Натюрморт

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871-1960) - русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева . Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель русского движения в Закарпатье и Галиции. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж. В 1876 году Э.Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров. В течение 1879-1880 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями.

С 1880 по 1882 годы Игорь Грабарь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина . В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе . К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне - посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель. Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все – в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909–1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н.Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И.Левитане (1913, в соавторстве с С.Глаголем) и В.А.Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906–1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913–1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918–1930, с 1944 – научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В.Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В.И.Ленин у прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1–13, 1953–1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

В истории русского искусства 20-го века не было человека более разностороннего, проявившего себя в самых разных его областях, чем Игорь Эммануилович Грабарь. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, художник, преподаватель и писатель, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, мужества и решимости, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.