Екатерина шипулина инстаграм официальный. Личная жизнь, жена и дети дениса мацуева

В «Спартаке» вы исполняете предводительницу куртизанок Эгину. Мужчины после спектакля откровенничали: «Шипулина ТАК танцует сцену соблазнения воинов! Хочется выбежать на сцену и немедленно заняться с нею сексом».

- Григорович ставил балет таким образом, что зрители сами должны обо всём догадаться. Это ведь не стриптиз-клуб - здесь нельзя допустить пошлости, вульгарности, балерина не должна переходить дозволенную грань. Раз мужчины так отзывались о моей Эгине, значит, мысль хорео-графа я до публики донесла. (Улыбается.)

- Хореограф Фокин говорил: «речь» тела балерины должна быть наполнена смыслом. А если вариация маленькая, попробуй-ка успеть «сказать»!

- В маленькую вариацию действительно нужно вложить много души, сил. К примеру, балет «Пахита». У каждой балерины - только минута-полторы, чтобы показать, на что она способна. А большие роли - отдельный разговор. В период подготовки ходишь как зомбированная, всё время продумываешь образ, движения, чтобы на сцене это были не пустые жесты… Даже взмах ресниц балерины неслучаен.

- Ваша мама, заслуженная артистка России Людмила Шипулина, была ведущей балериной. Сейчас она известный педагог…

- Иногда мне кажется, что моя мама больше мама её ученицам, чем мне. Говорит: «У моих девочек премьера, мне надо купить подарочки». - «Мама, кто твоя дочь?!» Со мной она бывает чаще учительницей. Строгая, волевая, никаких компромиссов. Самая ужасная критика исходит именно от мамы. Она говорит: если всегда хвалить, никакого прогресса не будет.

- Сейчас балерины практически делают вертикальный шпагат. Майя Плисецкая писала в своей книге, что в её время это считалось пошлым.

- Эстетика балета тогда была совсем другой. Педагог, балерина Большого Марина Семёнова ненавидела, когда кто-то из её учениц высоко поднимал ногу. Подходила и била по лодыжке. Тогда не крутили столько пируэтов, как сейчас, не так высоко прыгали. Мне кажется, этот прогресс связан с определёнными артистами. У кого-то от природы невероятный шаг. Такой артистке начали подражать. А потом уже пошло - кто выше, кто дальше, кто быстрее.

- Слышала от балерин: они не помнят дня, чтобы не болело тело...

- Балетные говорят: если у тебя что-то болит, значит, всё нормально, ты жив и надо идти работать. У меня был момент, когда безумно болело бедро. Чтобы с утра встать с кровати, я перекладывала ногу руками. Не могла ею пошевелить, сильно хромала. Кто меня видел, был в шоке: «Катя, ты что, пойдёшь работать в таком состоянии?» - «Да, сейчас выпью таблетку, расхожусь и к вечеру буду танцевать». Меня недавно проверяли профессора. Выяснилось, что в моих коленках рефлексов нет. Они бьют молоточком, а нога не дёргается. (Смеётся.) Есть современные балеты, где со всего размаху на коленку падаешь. Но, когда в раж входишь, не замечаешь боли. У многих из нас так называемый «привычный вывих». Подворачиваешь ногу, побрызгаешь лекарством, проглотишь таблетку - и вперёд.

Когда я только пришла в театр, была как пионерка. Температура 38°, а я иду танцевать. Оглядываюсь назад и понимаю: сейчас в таком состоянии я бы ни за что не вышла на сцену. А раньше был страх: что подумают, вдруг не поверят? Наверное, только с возрастом начинаешь беречь здоровье.

«Могу есть 24 часа в сутки»

- Я по себе знаю: если натрёшь ногу, настроение испорчено. А для балерины сценическая обувь - отдельная тема…

- Я сейчас танцую в американских туфлях. Они из пластмассы. Их можно стирать в стиральной машине. И по 3 месяца танцевать в одной паре.

- Спортсмены держат строгий режим - в питании, в распорядке дня. Что нельзя балерине?

- Не пойду с парашютом прыгать, если вечером спектакль. А вообще я эстремальный человек. Катаюсь и на водных лыжах, на коньках. У меня в багажнике - теннисные ракетки, футбольный мяч, коньки, кроссовки для фитнес-клуба, купальник для бассейна. Что касается еды, то мне повезло: пошла конституцией в маму. Могу есть 24 часа в сутки, и с весом всё нормально.

- Слышала, вы влюблены...

- Я уверена, что чувство влюблённости очень помогает. Когда человек любит, у него горят глаза, он с позитивным настроем идёт на работу, у него всё лучше получается.

Сейчас многие балерины спокойно рожают детей, а потом снова выходят на работу. Я с ребёнком тоже затягивать не собираюсь…

Досье

Екатерина Шипулина родилась в 1979 г. в Перми в балетной семье. Вместе с сестрой-близнецом Анной училась в Пермском государственном хореографическом училище. С отличием окончила Московскую государственную академию хореографии. Ведущая солистка Большого театра.

Екатерина Шипулина - прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка РФ (2009). Она с одинаковой лёгкостью исполняет, как классические, так и современные постановки. В её репертуар входят практически все балетные спектакли театра. Талантливая и искромётная она сразу притягивает к себе внимание публики. Начиная свой путь с кордебалета, с "шестёрок" в "Щелкунчике" и "Жизели", "четвёрок" в "Баядерке", она смогла доказать своё право на сольные партии в самых значимых постановках главного музыкального театра страны.

А начиналось все в Перми в 1979 году, когда в "балетной семье" Шипулиных родились близняшки - Катя и Аня. В детстве девочки очень много времени проводили в театре и поэтому никого не удивило, когда в десятилетнем возрасте сёстры поступили в Пермское государственное хореографическое училище. В 1991 году родители принимают приглашение в столичный театр им. Станиставского и Немировича-Данченко. Когда встаёт вопрос о переводе сестёр в Москву, Аня совершенно неожиданно отказывается от продолжения занятий балетом. В отличие от неё Катя поступает в Московскую Хореографическую Академию, где её педагогом становится Людмила Литавкина. В училище по началу приходится нелегко - повышенные нагрузки и высокие требования, а еще дополнительные спецпредметы, которых не было в Перми. Но Екатерина прекрасно справляется со всеми трудностями и в 1998 году с отличием заканчивает Академию и принимается в труппу Большого театра. Её новыми педагогами становятся Марина Кондратьева, а позднее Татьяна Голикова и Надежда Грачёва. Но главным и самым строгим её учителем, конечно, является мама - Людмила Шипулина.

Репертуар Екатерины Шипулиной

1998
гран па («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1999
подруги Жизели («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева)
кобылицы, Царь-девица («Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова)
мазурка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина)
Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А.Моцарт, хореография М. Лавровского)
три дриады, вторая вариация в гран па, Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)

2000
«две пары» в III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Жена Наследника («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана) — Первая исполнительница (мировая премьера)
Фея Золота, Фея Сирени («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа) — первая исполнительница
вторая вариация в картине «Грезы Раймонды» («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка»)

2001
Мирта («Жизель» в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева)
Польская невеста, три лебедя («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского)
Гамзатти («Баядерка»)

2002
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»)

2003
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Генриетта («Раймонда»)
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети)
Седьмой вальс и прелюд («Шопениана»)

2004
Китри («Дон Кихот»)
па де де («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина)
солистка IV части («Симфония до мажор»)
Ведущая солистка («Магриттомания» Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова) — первая исполнительница в Большом театре
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)

2005
Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера)
Действие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина) — первая исполнительница в России
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) — была в числе первых исполнителей этого балета

2006
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов)

2007
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) — была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки) — первая исполнительница
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)

2008
солистка («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона)
солистка I части («Симфония до мажор»)
Жанна, Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки) — была в числе первых исполнителей
пара в зеленом (в числе первых исполнителей балета в Большом театре), пара в желтом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)

2009
Медора («Корсар») — дебютировала на гастролях Большого балета в США

2010
солистка в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина) — участница премьеры в Большом театре
солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского. хореография Дж. Баланчина)

2011
Флер де Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)
Флорина («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)
партия в балете «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта (хореография У. МакГрегора) — участница премьеры в Большом театре

2012
ведущая партия в «Изумрудах» (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина)
солистка («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)

В 2001 и 2003 гг. принимала участие в Международном фестивале классического балета имени Р. Нуреева, проходящем в Казани (танцевала Повелительницу дриад в балете «Дон Кихот»).
В 2011 г. — участница совместного проекта Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато, «Думка» на музыку П. Чайковского в постановке А. Бартон, «Cinque» на музыку А. Вивальди в постановке М. Бигонцетти).

В 1999 году балерина была удостоена второй премии на Международном конкурсе "Приз Люксембурга", а в 2001 она также была второй на Международном конкурсе артистов балета в Москве. В 2002 она получила молодёжный грант премии "Триумф". В 2004 году она была объявлена лауреатом приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет» (номинация «Восходящая звезда»). В 2005 году Екатерина Шипулина стала победительницей конкурса «Золотая лира» («Женское лицо года. Творческая элита Москвы»).

В предпремьерные дни репетиции обычно начинаются в десять утра, а заканчиваются в одиннадцать вечера, а ещё спектакли, гастроли. Несмотря на это у Екатерины находится время для занятий спортом (футбол, теннис, коньки). Себя артистка считает экстремальным человеком. Чего стоит случай, когда балерине случайно сломали руку в начале спектакля, но танцовщица отработала так, что зритель даже не догадался об этом. А еще Екатерина не против погружения с аквалангом или прыжка с парашютом. Мы желаем балерине новых ролей и счастья в наступающем Новом году!

Знаменитый пианист и прима-балерина Большого театра вместе уже много лет

Фотография: Instagram.com Денис и Екатерина

Знаменитый пианист Денис Мацуев и прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина готовятся стать родителями. Об этом сообщил инсайдер сайт во время одного из мероприятий в рамках конкурса «Новая волна» в Сочи. Сам Денис информацию не подтвердил, но и не опроверг.

«Вы знаете, я не комментирую личную жизнь. Привет Вадиму Вернику!» - со смехом сказал пианист в телефонном разговоре с корреспондентом сайт

В 2012 году в журнале ОК! вышло интервью Вадима с Денисом , где пианист, которому на тот момент было 37 лет, рассказал об отношении к семье и детям: «Это нельзя планировать. Когда-то это произойдет, я знаю, что у меня будут дети. И это случится, может быть, даже в самое ближайшее время. Это же как импровизация, как вдохновение, как полет, химия такая, знаешь, либо она есть, либо ее нет. Пока что все мои любовные романы всегда заканчивались большой дружбой. Я страшно влюбчивый человек и сейчас нахожусь в таком романтическом состоянии и не хочу его пока менять».

Об отношениях Денис и Екатерина тоже практически не говорят. Известно, что они познакомились на открытии ресторана у общих знакомых и что вместе они уже много лет. На фотографиях Екатерины

Знаменитый пианист Денис Мацуев почти ничего не рассказывает о личной жизни. Исключение делает редко и только для своих друзей. Вчера Денис стал гостем нового выпуска шоу "Вечерний Ургант", где впервые рассказал Ивану Урганту о новорожденной дочери от балерины Екатерины Шипулиной. По словам Мацуева, дочь назвали Анной и у малышки уже есть любимые музыкальные произведения.

На вопрос Ивана о том, как изменилась жизнь Дениса с появлением ребенка, пианист ответил, что пока никак, если он и будет что-то менять, то только после 2021 года.

До этого у меня уже, к сожалению, все расписано. Простой пример сегодня: я прилетел из Тель-Авива, вчера у меня там был концерт с Зубином Мета, израильским филармоническим оркестром, завтра у меня концерт в Петербурге, в "Октябрьском", мы играем джазовую программу. Вот у меня есть время для прихода к тебе, в мою любимую студию, и есть час на то, чтобы увидеть Анну Денисовну.

Денис Мацуев и Иван Ургант

Денис, как угадал Иван, уже проверял наличие музыкального слуха у Анны Денисовны и, как оказалось, успел познакомить дочь со многими выдающимися классическими произведениями.

Играл концерты и Чайковского, и Рахманинова, и даже Прокофьева. Ее любимое произведение - "Петрушка" Стравинского. Скажем, недетское произведение. А вот 2-й концерт Листа ей очень не нравится. Не знаю почему...

Известно, что дочь Дениса и Екатерины родилась в октябре прошлого года. Прима-балерина также не рассказывала об этом подписчикам в соцсетях и прессе, лишь однажды, в День матери, она выложила свое фото с округлившимся животом.

Беременная Екатерина Шипулина

Биография

Личная жизнь

У Екатерины есть сестра. Супруг балерины - пианист Денис Мацуев . 31 октября 2016 года у пары родилась дочь .

Репертуар

1998
  • Гран-па , «Баядерка » Л. Минкуса , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Вальс - Апофеоз , «Щелкунчик », хореография Ю. Григоровича
1999
  • Подруга Жизели , «Жизель » А. Адана , хореография Ж. Коралли , Ж.-Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева
  • Кобылица , «Конек-Горбунок » Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
  • Мазурка , «Шопениана » на музыку Ф. Шопена , хореография М. Фокина
  • Царица бала , «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского
  • Повелительница дриад , «Дон Кихот » Л. Минкуса , хореография М. Петипа , А. Горского в редакции А. Фадеечева
  • Царь-девица , «Конек-Горбунок » Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
2000
  • Две пары , III часть «Симфонии до мажор », музыка Ж. Бизе , хореография Дж. Баланчина
  • Жена Наследника , «Русский Гамлет » на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана
  • Фея Золота , «Спящая красавица » П. Чайковского , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Река Конго и Жена рыбака , «Дочь фараона » Ц. Пуни в постановке П. Лакотта
  • Фея Сирени , «Спящая красавица » П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 2-я вариация в картине «Грёзы Раймонды», «Раймонда » А. Глазунова , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 2-я вариация в картине «Тени», «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2001
  • Мирта , «Жизель » - балеты в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева
  • Польская невеста, Три лебедя , «Лебединое озеро
  • Гамзатти , «Баядерка
2002
  • Одетта и Одиллия , «Лебединое озеро » П. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича
2003
  • Классическая танцовщица , «Светлый ручей » Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского
  • Генриетта , «Раймонда », хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Эсмеральда , «Собор Парижской Богоматери » М. Жарра в постановке Р. Пети
  • Седьмой вальс и Прелюд , «Шопениана » на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
2004
  • Китри , «Дон Кихот »
  • Па-де-де , «Агон » И. Стравинского , хореография Дж. Баланчина
  • Солистка IV части , «Симфония до мажор », музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
  • Ведущая солистка , «Магриттомания»
  • Эгина , «Спартак » А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
2005
  • Гермия , «Сон в летнюю ночь » на музыку Ф. Мадельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера
  • Действие **, «Предзнаменования » на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина
  • Солистка ***, «Игра в карты » И. Стравинского в постановке А. Ратманского
2006
  • Золушка , «Золушка » С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов
2007
  • Солистка ***, «В комнате наверху » Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
  • Мехменэ Бану , «Легенда о любви » А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • Гюльнара *, «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
  • Солистка , «Класс-концерт » на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
2008
  • Солистка , Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона
  • Солистка I части , «Симфонии до мажор »)
  • Жанна и Мирей де Пуатье , «Пламя Парижа » Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
  • Вариация ***, Гран-па из балета «Пахита », хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки
2009
  • Медора , «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки (дебютировала на гастролях театра в США)
2010
  • Солистка ***, «Рубины» на музыку И. Стравинского, II часть балета «Драгоценности », хореография Дж. Баланчина
  • Солистка , «Серенада » на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
2011
  • Флёр де Лис , «Эсмеральда » Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
  • Флорина , «Утраченные иллюзии » Л. Десятникова в постановке А. Ратманского
  • Солистка **, Chroma Дж. Тэлбота и Дж. Уайта, хореография У. Макгрегор
2012
  • Солистка , «Изумруды» на музыку Г. Форе, I часть балета «Драгоценности », хореография Дж. Баланчина
  • Солистка *, Dream of Dream на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло
2013
  • Жизель , «Жизель » А. Адана в редакции Ю. Григоровича
  • Маркиза Сампьетри «Марко Спада » на музыку Д. Обера , хореография П. Лакотта по сценарию Ж. Мазилье
2014
  • Манон Леско , «Дама с камелиями » на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера
(*) - первая исполнительница партии; (**) - первая исполнительница партии в Большом театре; (***) - была в числе первых исполнителей балета в театре.

Награды

Напишите отзыв о статье "Шипулина, Екатерина Валентиновна"

Примечания

Ссылки

  • // «Труд» № 99, 25 декабря 2015
  • // «Аргументы и Факты» № 2, 13 января 2016.

Отрывок, характеризующий Шипулина, Екатерина Валентиновна

В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал.
«О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
– Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.
– Простите! – сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня!
– Я вас люблю, – сказал князь Андрей.
– Простите…
– Что простить? – спросил князь Андрей.
– Простите меня за то, что я сделала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.
– Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.
Петр камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке.
– Это что такое? – сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. – Извольте идти, сударыня.
В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери.
Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.

С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.