Эдуард Бернетт Тайлор: биография. Взгляды Э

Тайлор, Тэйлор (Tylor) Эдуард Бернетт (2.10.1832, Лондон, - 2.1.1917, эллингтон, Сомерсетшир), английский этнограф, исследователь первобытной культуры. С 1883 хранитель этнографического музея Оксфордского университета, с 1896 первый профессор основанной тогда кафедры этнографии (в то время называлась кафедра антропологии) этого университета. Главные труды - «Первобытная культура» (т. 1-2, 1871, рус. пер. 1939) и «Антропология» (1881, в рус. пер. «Введение к изучению человека и цивилизации», 4 изд., 1924). Наряду с Г. Спенсером и др. Т. - создатель эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Историю культуры Т. идеалистически рассматривал как самодвижение идей в области техники, хозяйственной и духовной жизни человека, выражавшееся в развитии форм тех или иных орудий, видов искусства, верований и культов. Наибольшее внимание Т. уделил истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, он вскрыл исторические корни многих непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Созданная Т. анимистическая теория происхождения религии долгое время была господствующей в науке, хотя впоследствии обнаружилась её ограниченность: Т. понимал религию только как явление индивидуальной психологии, а не как факт общественного сознания. См. Анимизм .

  • - Эдуард Барнетт - англ. этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии...

    Энциклопедия культурологии

  • - - американская писательница. Нравоучительная проза о детях: роман "Маленький лорд Фаунтлерой" , повесть "Маленькая принцесса" . Ч33 Ч426...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Эдвард Барнет - антрополог, общепризнанный лидер раннего английского эволюционизма...

    Новейший философский словарь

  • - русский математик. Адъюнкт, экстраординарный акад. , ординарный акад. Петерб. АН. Племянник Н. И. Фусса и его ученик; правнук Л. Эйлера. Род. в Петербурге...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - псевдоним, под которым появлялись исторические романы немецкого историка Адольфа Гаусрата...
  • - двенадцатый президент Сев.-Амер. Штатов, см. Тэйлор...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый английский антрополог. Род. в 1832 г. К тому времени, когда Т. выступил на научное поприще, три отрасли знания, составляющие в совокупности науку антропологию - пальэтнология, физическая...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Фрэнсис Элиза, американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произведения для детей...
  • - Бёрнетт Фрэнсис Элиза, американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произведения для детей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тэйлор Эдуард Бернетт, английский этнограф, исследователь первобытной культуры...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тэйлор Эдуард Бернетт, английский этнограф...

    Большая Советская энциклопедия

  • - американская писательница. Нравоучительная проза о детях: роман "Маленький лорд Фаунтлерой" , повесть "Маленькая принцесса" ...
  • - ТАЙЛОР Эдуард Бернетт - английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером - создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Та́йлор, Тэйлор Эдуард Бернетт, английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером — создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Э́йхвальд Эдуард Иванович, естествоиспытатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Труды по систематике растений и животных, палеонтологии, геологии, минералогии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Словарь синонимов

"Тайлор Эдуард Бернетт" в книгах

ЭДУАРД VI ИОАННА ГРЕЙ ЭДУАРД СЕЙМУР, ГЕРЦОГ СОММЕРСЕТ. ИОАНН ДОДЛЕЙ, ГЕРЦОГ НОРФСОМБЕРЛЕНД /1547-1554/

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

ЭДУАРД VI ИОАННА ГРЕЙ ЭДУАРД СЕЙМУР, ГЕРЦОГ СОММЕРСЕТ. ИОАНН ДОДЛЕЙ, ГЕРЦОГ НОРФСОМБЕРЛЕНД /1547-1554/ По непреложному закону судеб преемниками тиранов и деспотов были почти всегда либо женщины, либо люди бесхарактерные, тупоумные, либо, наконец, дети. Другими словами, после

Эдуард Лоб

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Эдуард Лоб С Эдуардом я познакомилась в его квартире-студии, на веселом приеме-вернисаже мексиканского художника Камаччо. Народу было много, вся латиноамериканская богема, друзья, знаменитые коллекционеры, художники Макс Эрнст, Дора Мар, Арп. В галерее такой грандиозный

Эдуард

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Эдуард

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Эдуард Значение и происхождение имени: Эдвард - страж богатства (герм.).Энергетика и Карма имени: Эдуард - имя уверенное и твердое, оно предполагает четкие цели, способность к достаточному сосредоточению и вместе с тем гибкость. Чаще всего Эдик знает, чего он хочет в жизни, а

Эдуард

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Эдуард Происхождение имени англосаксонское - «защитник своего наследия». В раннем детстве расположен к ларингиту и фарингиту. Зимний - капризен, упрям, внешне похож на мать, а внутренне - на отца. Чрезвычайно добр. Настойчив в достижении задуманного, однако легко

Эдуард

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Эдуард Упорный, практичный и постоянный человек, материальную выгоду предпочитает честолюбивым мечтам. Однако создание положительного имиджа для него важнее выгоды. Эмоционально сдержан, даже холоден, к людям относится невнимательно и излишне

Эдуард VI

Из книги История Великобритании автора Морган (ред.) Кеннет О.

Эдуард VI Смерть Генриха VIII в 1547 г. и протекторат (до 1549 г.) одержимого, вечно колеблющегося графа Хертфордского - герцога Сомерсетского образовали вакуум центральной власти. На местах он сопровождался временной неспособностью властей графств подавлять вспышки насилия

Эдуард IV

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Эдуард IV Сей монарх прославился лишь красотой и мужеством, что полностью подтверждает имеющийся в нашем распоряжении портрет и та бесстрашная решимость, какую он проявил, обручившись сперва с одной женщиной, а потом женившись на совсем другой. Его супругой стала

1.4. Анимистическая концепция (Э.Б. Тайлор)

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

1.4. Анимистическая концепция (Э.Б. Тайлор) Вторая половина XIX в. в религиоведении прошла под безусловным доминированием так называемой анимистической теории происхождения религии, чему немало способствовали блестяще написанные и энциклопедически подробные труды ее

Бёрнетт Фрэнсис Элиза

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бёрнетт Фрэнсис Элиза Бёрнетт (Burnett) Фрэнсис Элиза (24.11.1849, Манчестер, - 29.10.1924, Нью-Йорк), американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произведения для детей. Более 20 изданий выдержала повесть Б. «Маленький лорд Фаунтлерой» (1886, рус. пер. 1889),

Из книги Клад для копирайтера [Технология создания захватывающих текстов] автора Слободянюк Элина Петровна

III. Местные тексты и древние издания: Бёрнетт Хиллман Стритер

Из книги Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала автора Эрман Барт Д.

III. Местные тексты и древние издания: Бёрнетт Хиллман Стритер Ученым-новозаветником, который в полной мере использовал методы классической текстологии, был Б. X. Стритер (Streeter), выпустивший в 1924 г. книгу «Четвероевангелие: исследование его происхождения» (The Four Gospels, A Study of

Альма-матер
  • Grove House School [d]

Э́двард Бёрнетт Та́йлор (в старой транскрипции Тэ́йлор ; англ. Edward Burnett Tylor ; 1832, Лондон - 1917, Веллингтон) - английский этнолог , культуролог , исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнологии и антропологии .

Биография

Тайлор родился в 1832 г. в лондонском предместье Камберуэлл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нём интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете . В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. - доцентом Абердинского университета . Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

Основные идеи

Основные работы

  • Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861).
  • Исследования в области древней истории человечества (1865).
  • Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).
  • Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. SNAC - 2010.
  4. Тайлор Эдуард Бернетт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред.

Могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Эдвард Бёрнетт Тайлор
Edward Burnett Tylor
200px
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:
Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Э́двард Бёрнетт Та́йлор (в старой транскрипции Тэ́йлор ; англ. Edward Burnett Tylor ; 2 октября (18321002 ) , район Лондона Кэмбервилл - 2 января ) - английский этнограф , культуролог , исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии .

Биография

Тайлор родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности.Вернувшись в Англию, Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете . В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г.- доцентом Абердинского университета . Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

Основные идеи

Считается отцом эволюционной теории развития культуры . Основоположник анимистической теории происхождения религии. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истории, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тайлор называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Тайлору, обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.

Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Опирался на работы Фридриха Клемма , расширил его понятие культуры. Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

Основные работы

  • Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861).
  • Исследования в области древней истории человечества (1865).
  • Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).
  • Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.

Напишите отзыв о статье "Тайлор, Эдуард Бернетт"

Примечания

Литература

на русском языке
  • Штернберг Л. Я. Тайлор, Эдуард-Бернет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Тайлор Эдуард Бернетт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
на других языках
  • Joan Leopold. Culture in Comparative and Evolutionary Perspective: E. B. Tylor and the Making of Primitive Culture. Berlin : Dietrich Reimer Verlag, 1980.
  • R.R. Marett. Modern Sociologists - Tylor. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1936.
  • Tylor, Sir Edward Burnett // New Illustrated Columbia Encyclopedia. 1979 ed.

Ссылки

  • Countries.ru

Отрывок, характеризующий Тайлор, Эдуард Бернетт

Я ошибалась...
На следующее утро появился Караффа. Он был свежим и очень довольным, что, к сожалению, не предвещало для меня ничего хорошего.
Усевшись в кресло прямо передо мной, но не испросив на это разрешения, Караффа ясно дал этим понять, что хозяин здесь он, а я являюсь всего лишь подсудимой в красивой клетке...
– Надеюсь, Вы легко перенесли дорогу, мадонна Изидора? – нарочито-вежливым тоном произнёс он. – Как Ваши покои? Вам что-нибудь нужно?
– О, да! Я бы хотела вернуться домой! – подыгрывая его тону, шутливо ответила я.
Я знала, что терять мне было практически нечего, так как свою жизнь я уже почти что потеряла. Поэтому, решив не давать Караффе удовольствия меня сломать, я старалась изо всех сил не показывать ему, насколько мне было страшно...
Это не смерть, чего я больше всего боялась. Я боялась даже мысли о том, что я уже никогда не увижу тех, кого так сильно и беззаветно любила – мою семью. Что, вероятнее всего, уже никогда больше не обниму свою маленькую Анну... Не научу её тому, чему учила меня моя мать, и что умела я сама... Что оставляю её полностью беззащитной против зла и боли... И что уже не скажу ей ничего из того, что хотела и что должна была сказать.
Я жалела своего чудесного мужа, которому, я знала, будет очень тяжело перенести потерю меня. Как холодно и пусто будет в его душе!.. А я даже никогда не смогу сказать ему последнее «прощай»...
И больше всего я жалела своего отца, для которого я была смыслом его жизни, его путеводной «звездой», освещавшей его нелёгкий тернистый путь... После «ухода» мамы, я стала для него всем, что ещё оставалось, чтобы учить и надеяться, что в один прекрасный день я стану тем, что он так упорно пытался из меня «слепить»...
Вот чего я боялась. Моя душа рыдала, думая обо всех, кого я так люблю. О тех, кого я теперь оставляла... Но этого было ещё мало. Я знала, что Караффа не даст мне так просто уйти. Я знала, что он непременно заставит меня сильно страдать... Только я ещё не представляла, насколько это страдание будет бесчеловечным...
– Это единственное, чего я не могу Вам предоставить, мадонна Изидора – забыв свой светский тон, резко ответил кардинал.
– Ну, что ж, тогда хотя бы разрешите мне увидеть мою маленькую дочь – холодея внутри от невозможной надежды, попросила я.
– А вот это мы вам обязательно организуем! Только чуточку позже, думаю – размышляя о чём-то своём, довольно произнёс Караффа.
Новость меня ошарашила! У него и насчёт моей маленькой Анны, видимо, был свой план!..
Я была готова переносить все ужасы сама, но я никак не была готова даже подумать о том, что могла бы пострадать моя семья.
– У меня к Вам вопрос, мадонна Изидора. И от того, как Вы на него ответите, будет зависеть, увидите ли Вы в скором времени свою дочь, или Вам придётся забыть о том, как она выглядит. Поэтому советую Вам хорошенько подумать, перед тем, как отвечать, – взгляд Караффы стал острым, как стальной клинок... – Я хочу знать, где находится знаменитая библиотека Вашего деда?
Так вот, что искал сумасшедший инквизитор!.. Как оказалось, не таким уж он был и сумасшедшим... Да, он был совершенно прав – старая библиотека моего дедушки хранила чудесное собрание душевного и умственного богатства! Она была одной из самых старых и самых редких во всей Европе, и ей завидовал сам великий Медичи, который, как известно, за редкие книги был готов продать даже свою душу. Но зачем такое понадобилось Караффе?!.
– Библиотека дедушки, как Вам известно, всегда находилась во Флоренции, но я не знаю, что с ней стало после его смерти, Ваше преосвященство, так как более не видела её.
Это была детская ложь, и я понимала, насколько наивно это звучало... Но другого ответа у меня просто так сразу не нашлось. Я не могла допустить, чтобы редчайшие в мире труды философов, учёных и поэтов, труды великих Учителей попали в грязные лапы церкви или Караффы. Я не имела права такого допускать! Но, пока что, не успев ничего лучшего придумать, чтобы всё это как-то защитить, я ответила ему первое, что в тот момент пришло в мою, воспалённую от дикого напряжения, голову. Требование Караффы было столь неожиданным, что мне нужно было время, чтобы сообразить, как поступать дальше. Как бы подслушав мои мысли, Караффа произнёс:
– Ну, что ж, мадонна, я оставляю вам время подумать. И очень советую не ошибиться...
Он ушёл. А на мой маленький мир опустилась ночь...
Всё это жуткое время я мысленно общалась со своим любимым, измученным отцом, который, к сожалению, не мог сообщить мне ничего успокаивающего, кроме лишь одной положительной новости – Анна всё ещё находилась во Флоренции, и хотя бы уж за неё пока что нечего было опасаться.
Но мой несчастный муж, мой бедный Джироламо, вернулся в Венецию с желанием мне помочь, и только там узнал, что уже слишком поздно – что меня увезли в Рим... Его отчаянию не было предела!.. Он писал длинные письма Папе. Посылал ноты протеста «сильным мира сего», которым я когда-то помогала. Ничего не действовало. Караффа был глух к любым просьбам и мольбам...
– А разве ты не могла просто исчезнуть?! Или «улететь», если на то пошло?.. Почему ты не воспользовалась чем-нибудь?!!! – не выдержав далее, воскликнула расстроенная рассказом Стелла. – Бороться надо всегда до конца!.. Так бабушка меня учила.
Я очень обрадовалась – Стелла оживала. Её бойцовский дух снова брал верх, как только в этом появилась острая необходимость.

Эдвард Бёрнетт Тайлор (в старой транскрипции Тэйлор ; англ. Edward Burnett Tylor; 2 октября 1832, район Лондона Кэмбервилл - 2 января 1917) - английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнологии и антропологии.

Биография

Тайлор родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. - доцентом Абердинского университета. Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

Основные идеи

Считается отцом эволюционной теории развития культуры. Основоположник анимистической теории происхождения религии. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истории, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тайлор называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Тайлору, обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.

Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Опирался на работы Фридриха Клемма, расширил его понятие культуры. Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

Основные работы

  • Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861).
  • Исследования в области древней истории человечества (1865).
  • Первобытная культура (1871).
  • Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).
  • Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.

Э́двард Бёрнетт Та́йлор (в старой транскрипции Тэ́йлор ; англ. Edward Burnett Tylor ; 2 октября (18321002 ) , район Лондона Кэмбервилл - 2 января ) - английский этнограф , культуролог , исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии .

Биография

Тайлор родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности.Вернувшись в Англию, Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете . В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г.- доцентом Абердинского университета . Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

Основные идеи

Считается отцом эволюционной теории развития культуры . Основоположник анимистической теории происхождения религии. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истории, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тайлор называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Тайлору, обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.

Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Опирался на работы Фридриха Клемма , расширил его понятие культуры. Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

Основные работы

  • Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861).
  • Исследования в области древней истории человечества (1865).
  • Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).
  • Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.

Напишите отзыв о статье "Тайлор, Эдуард Бернетт"

Примечания

Литература

на русском языке
  • Штернберг Л. Я. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Тайлор Эдуард Бернетт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
на других языках
  • Joan Leopold. Culture in Comparative and Evolutionary Perspective: E. B. Tylor and the Making of Primitive Culture. Berlin : Dietrich Reimer Verlag, 1980.
  • R.R. Marett. Modern Sociologists - Tylor. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1936.
  • Tylor, Sir Edward Burnett // New Illustrated Columbia Encyclopedia. 1979 ed.

Ссылки

  • Countries.ru

Отрывок, характеризующий Тайлор, Эдуард Бернетт

– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.