Дом пашкова банкетный зал. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно

Дом Пашкова – одно из самых восхитительных зданий Москвы, и я всегда мечтала побывать внутри этого дворца.

Всегда он казался неприступным. Со стороны Кремля он смотрится великолепно, но никакого входа там нет. Главный вход в дом Пашкова находится с противоположной от Кремля стороны – в тихом Староваганьковском переулке. Словно Пашков в насмешку царям развернул свой дом к Кремлю задом.

Вид на дом Пашкова со стороны Кремля

Сколько бы я ни проходила по Староваганьковскому переулку, ворота всегда были закрыты.

Точный адрес: Староваганьковский пер., 3,5 стр.1. Ближайшее метро — Боровицкая.

Дом Пашкова на карте

Как попасть в дом Пашкова

Стоило набрать в поисковике «экскурсия в дом Пашкова », как тут же вывалилось сразу несколько предложений от разных фирм. Моя мечта оказалась легко осуществимой.

Сначала я остановилась на фирме «Шаг за шагом». Стоимость экскурсии – 1000 рублей. Но потом я посмотрела другие предложения и выбрала самое дешевое – за 700 рублей – на сайте Ленинской библиотеки . Дом Пашкова в настоящий момент используется как одно из зданий Ленинской библиотеки, и кому как не хозяевам этого здания организовывать экскурсии.

На сайте http://leninkatour.ru/ekskursii/ забронировала 2 места на удобную дату. Вскоре мне перезвонила девушка и сказала, что сеанс, на который я записалась, не состоится, и предложила выбрать другой. – Хорошо, я подумаю и перезвоню, — ответила я.

И в один из дней выдалось у меня свободное время, я позвонила девушке и спросила, можно ли явиться на экскурсию в 3 часа дня. – Да, конечно, — встреча группы – возле главного входа без 5 минут 3. Деньги отдадите при встрече.

Так что все оказалось очень просто. К назначенному времени мы с мужем подошли к главному входу в дом Пашкова. Там уже в ожидании стояло человек 12.

Пока ждали, рассматривали ближайших «соседей» дома Пашкова. Прямо напротив усадьбы возвышается доходный дом Шамшиной, спроектированный Шехтелем и Благовещенским.

А непосредственно к усадьбе Пашкова примыкает невысокая церковь Святого Николая в Старом Ваганькове. Из таблички на церкви мы узнали, что построена церковь была в 1541 году, и что сюда ходил молиться Гоголь.

Церковь была открыта, и мы вошли в нее.

Как нам впоследствии рассказала экскурсовод, прежде на Ваганьковском холме было около 40 церквей. Впоследствии большая часть их была разрушена. При прокладке Староваганьковского переулка у церкви отрезали левый придел в честь 40 Севастийских мучеников. Забор вдоль переулка выложен как раз из камней этого разрушенного придела.

В самой церкви очень красивый потолок. Церковь маленькая, уютная. Правый придел сохранился, он посвящен Сергию Радонежскому.

К назначенному времени вышел экскурсовод. Собрал деньги с тех, кто не оплатил заранее. Все мы пришли сюда от самых разных фирм: кто-то купил билеты за 1000, кто за 700 (пенсионеры – за 400), и все попали на одну экскурсию. В группе нас было 16 человек.

Сначала мы прошли на территорию усадьбы, и некоторое время нам гид рассказывала про историю этого дома и его хозяина.

История дома Пашкова. От дворца до библиотеки

Петр Егорович Пашков был сыном денщика Петра I. Начинал его отец денщиком, а впоследствии занимался расследованием многочисленных случаев растраты государевой казны. И как-то очень сильно разбогател на этом поприще.

Петр Егорович значительно приумножил отцовское наследство. Он занимался винным откупом, и на торговле спиртным сколотил огромное богатство. Торговля водкой считалась занятием не достойным благородного человека, и среди дворян таким людям руки не подавали. Возможно, это обстоятельство повлияло на решение Пашкова приобрести себе землю напротив Кремля и выстроить дворец, который красотой своей мог поспорить с царскими палатами.

Для строительства дворца был приглашен Василий Баженов, который к тому времени уже находился в опале у Екатерины. Ни один из его проектов ей не пришелся по вкусу. (Советую сходить в музей Щусева и посмотреть макет Кремлевского дворца, который сделал Баженов по повелению Екатерины – царица хотела кардинально перестроить Кремль, и, слава Богу, что этот проект не осуществился. Макет, однако, впечатляет, и общие черты дома Пашкова с тем дворцом прослеживаются).

Тем не менее, не сохранилось ни одного документа, подтверждающего авторство Баженова. Есть только косвенные признаки. Мне, честно говоря, обидно за Баженова. Все его работы словно сметены с лица земли. Остался дом Пашкова – и тот оспаривают.

Начинается усадьба от ворот, которые сверху украшены маской, причем маска эта выточена из белого камня, а вовсе не лепнина.

Обратите внимания на эти «висюльки» на верху колонн: при порывах ветра они раскачиваются, я видела это своими глазами.

От ворот идет узкий проход, который заканчивается широким двором с клумбой, разбитой перед домом.

Некоторое время мы слушали экскурсовода во дворе и при этом рассматривали здание. Необыкновенно красивый, статный дворец, торжественный и благородный.

При Пашкове вокруг дома были разбиты сады. Спуск к Моховой улице был в те времена более пологим, сама Моховая – значительно уже, а за Моховой текла Неглинка, еще не убранная под землю. Сохранилось описание немца Иоганна Рихтера, в котором он упоминал, что по саду ходили павлины и китайские гуси, в клетках сидели попугаи, а публику по выходным пускали гулять в этот чудесный парк. Было единственное требование – чтобы человек был прилично одет.

Экскурсовод сказала, что дом развернут к Кремлю вовсе не из-за фронды, а потому что каретам въезжать на крутой Ваганьковский холм было не с руки.

Наверху дома Пашкова находится бельведер с вазонами. В вазонах тоже высаживали цветы. А венчала купол дворца золоченая статуя Миневры (по другим источникам — Марса). Сейчас вместо статуи из купола здания торчит металлический штырь.

Жили во дворце сам Пашков со своей супругой да многочисленная дворня. Детей у них не было.

После смерти дом перешел к двоюродному брату Пашкова. А в 1839 году здание у наследников было выкуплено государством.

В 1862 году в Москве было решено организовать первую публичную библиотеку. Москва в то время сильно отставала от столичного Санкт-Петербурга по количеству культурных заведений: музеев, театров, галерей. Для выправления положения из Петербурга в Москву решили передать коллекцию предметов искусств графа Румянцева-Задунайского. Николай Петрович Румянцев был страстным коллекционером. С особым увлечением он собирал редкие книги, рукописи, карты.

Для размещения его коллекции картин и книг был выбран дом Пашкова, в котором и открылся «Московский публичный и Румянцевский музеум».

В 1924 году коллекция картин была расформирована, картины передали в другие музеи, а в доме Пашкова остались только книги. На основе библиотеки Румянцева возникла Ленинская библиотека. Сейчас в доме Пашкова располагаются три отела Ленинки: рукописей, нотных записей и картографический.

Экскурсовод сказала, что каждый желающий может с паспортом прийти в Ленинку, стать членом библиотеки и посещать дом Пашкова по мере надобности.

Интерьеры

После вводной части мы прошли в дом, сдали вещи в гардероб и по парадной лестнице поднялись в просторный зал.

От первоначальной планировки дома ничего не сохранилось. Практически весь объем дома занимает один зал, по обеим сторонам которого сверху пристроены галереи.

На старых фотографиях изображено, что когда-то этот зал был разделен на секции, на стенах были развешаны картины. После расформирования коллекции картин перегородки сломали, все помещение занимал огромный читальный зал.

Сейчас зал стоит пустой. Из его окон открывается вид на Кремль.

Такое ощущение, что Ваганьковский холм выше Боровицкого

Собственно, кроме вида на Кремль, смотреть здесь больше нечего. Внизу стоит плоская ваза из черного камня.

На лестнице на стене висит барельеф отца собирателя коллекции – генерала-фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

Перед входом на верхнюю галерею стоит мраморная скульптура «Читающая девушка» итальянского скульптора Маньи.

Скульптуру оставили, потому что











  • Дом Пашкова считается одним из самых красивых и интересных старинных особняков Москвы. Присоединившись к экскурсии, Вы узнаете много неожиданных фактов о событиях, происходивших здесь, историях, которые скрывают его величественные фасады, и людях, в то или иное время имевших отношение к этому загадочному дому.

    Михаил Булгаков увековечил дом Пашкова в своем романе «Мастер и Маргарита», Иоганн Рихтер назвал его «волшебным замком», а Михаил Веневитинов – «самым изящным зданием России». Этот особняк действительно удивляет своей безупречной красотой.

    В ходе экскурсии по Дому Пашкова мы посетим:

    • все его залы, комнаты и окружающую территорию;
    • отделы картографии и рукописей;
    • изучим нестандартную планировку усадьбы.
    В продолжение экскурсии по Дому Пашкова в Москве Вы узнаете:
    • какое отношение имеет чудесное видение Дмитрия Донского к этому удивительному месту;
    • легенду белокаменного колодца, расположенного во дворе особняка;
    • историю «Московского Сократа»;
    • почему Булгаков выбрал для сцены прощания Воланда с Москвой террасу Пашкова дома;
    • как выглядит глобус ацтеков;
    • какую роль в судьбе усадьбы сыграли Иван Рерберг, Илья Машков, Евгений Шевинский, Алексей Щусев и другие известные личности;
    • почему Лев Толстой на протяжении 40 лет регулярно посещал это место;
    • историю строительства особняка, его первого владельца и архитектора, создавшего этот архитектурный шедевр в стиле классицизма.
    Дом Пашкова построен на Воздвиженке, на Ваганьковском холме. Есть версия, что именно здесь, в глубинах этого холма, под фундаментом здания находится легендарная библиотека Ивана Грозного. Гуляя по территории усадьбы, Вы увидите Кремль с неожиданного ракурса, встретите читающую девушку и посмотрите на Москву глазами булгаковских персонажей. Присоединившись к нашей экскурсии, Вы получите огромное количество уникальной информации и массу впечатлений.

    Пешеходная экскурсия

    Многие дворянские усадьбы, расположенные в центральных районах Москвы, отданы в распоряжение посольств иностранных государств. Несмотря на то, что эти прекрасные образцы старинной архитектуры утратили свое прямое назначение, они продолжают украшать столицу.

    Длительность экскурсии: 2 часа

    Пешеходная экскурсия

    Если Вы любите мистику и тайны или, может быть, у Вас есть заветное желание, то Вам непременно нужно посетить пешеходную экскурсию «По следам московских привидений», которая проведёт Вас в этот таинственный и мистический мир, где обитает нечисть Москвы.

    Длительность экскурсии: 2 часа

    Пешеходная экскурсия

    История и деятельность самого загадочного мирового сообщества скрыта от широкой публики. Завеса тайны, которая покрывает всё, что связано с масонским орденом, будоражит воображение, порождая множество мифов и самых невероятных теорий. «Вольным каменщикам» приписывают непосредственное участие в геополитических процессах, влияние на ход истории и связи с оккультными силами.

    Длительность экскурсии: 3.5 часа

    Автобусная экскурсия

    Москва – один из самых неординарных городов мира. Его облик формировался на протяжении многих веков, а исторические катаклизмы и фатальные события вносили в общую картину свои коррективы. У столицы, которую мы знаем сейчас, свой характер, порой непредсказуемый и даже шокирующий.

    Зима не время лежать под одеялом!
    Летом хочется в парк или на пляж, а не ходить по старым пыльным помещениям.
    Музеи, выставки и прочие интересности сами себя не посмотрят!
    Поэтому давайте встали и пошли окультуриваться)

    Я как-то даже и не думала о том, что в дом Пашкова водят экскурсии и что там вообще внутри.
    Оказалось очень даже интересно и красиво!


    Почему-то я себе не связывала этот дом никак с библиотекой, что стоит рядом. Оказывается тут тоже есть архивы и читальные залы - совершенно для меня неожиданно!
    От оригинального внутренного содержания ничего не осталось. Даже планировки совершенно другие. Поэтому смотрим снаружи на то, что было - а был дом и конюшни, которые позднее соединили переходами. Слева бывшие конюшни, справа пристроеный переход.
    А внутри смотрим на обновленные интерьеры.

    Ворота шикарные. Со львом - признак знатного и титулованного рода.
    Сверху над колоннами висят маленькие шишечки хмеля.

    Хозяева дома и церковники не очень друг друга любили. Дому хотелось побольше земель у храма оттяпать, храм не дал. Поэтому около храма были построены конюшни, так сказать из мести) высокие отношения!

    Вид из дома Пашкова в сторону Кремля совершенно потрясающий! Представляю каково тут летом или на закате, например. Сказка.
    А сейчас приходится довольствоваться таким вот весьма печальным видом.

    Но все равно класс! Необычно с этого ракурса видеть.

    Граффити и вид на кашпо на крыше здания. Туда во время торжеств помещались настоящие живые цветы по периметру всего дома. Наверное красиво было.

    Ну и внутренних помещениях теперь так.
    Вот это самое впечатляющее! Большой зал со множеством окон и люстрой. Тут сейчас устраиваются балы, приемы, мероприятия.
    Можно посмотреть по хештегам в инсте.

    Шахматный пол.

    На потолке великолепные девы! Кариатидами интересно можно их назвать? Название красивое, наверное можно, пусть они ничего и не поддерживают))

    Это не лепнина, это лепнинища!

    Понравился мне этот зал, поэтому я его и так и эдак)

    И вид тоже понравился. Отсюда новый старый Владимир не такой уж и большой, как хорошо, что его не сделали больше.
    А лучше бы и вовсе сделали фонтан или клумбу. Но это мое личное мнение. Я вообще люблю малую скульптурную форму, а если и памятники, то деятелям науки или искусства.

    Забрались повыше и фото в другую от Кремля сторону. Тут вид не очень. Дома слишком высоки и близко. Навесают, как стена на мой взгляд.

    Вазочка с хрустальными цветами в центре люстры!

    Чудесная у нас была экскурсовод! Экспрессивная, интересно и не скучно вещающая. Очень понравилось.

    И еще раз люстра.
    Кстати, в этом зале охватывает совершенно потрясающее ощущение. Сразу хочется пуститься в вальс. В платье, с партнером в бабочке.

    По зданию расставлены пара скульптур. Обе с историей и очень красивые.

    Эта совершенно потрясающе сделана! Как будто это был не камень, а нечто мягкое и податливое, из чего можно было сделать такую тонкую работу. Волосы, платье, кожа. Потрясающе. Можно даже потрогать и тактильно восхититься.

    По разные стороны здания стоят четыре девы. Времена года. Это не оригинальное название, это их сейчас так называют для удобства.

    Вот мы и внизу. Тут хочется кружиться, кружиться!

    И ходить только в шикарном платье. С бокалом шампанского в руке и веером. И ловить восхищенные взгляды кавалеров. И потом в танце пытаться никому не отдавить ногу)

    Королевский балкон. Жаль, но выйти нельзя, а хотелось бы.

    Огромная ваза из цельного куска камня! Была давно предавно подарена дому, потом во время эвакуации, когда дом начал разваливаться из-за строительства метро, была уперта кем-то себе чуть ли ни на дачу, потом найдена и уперта обратно и во время этих приключений немножко пострадала. Треснула и отколота в паре мест. Зато вот жизнь у вещи! Кто-то стоит себе в музее и скучает, а тут прямо триллер и приключение)

    Цезарь, т е генерал.
    Про него у меня информация как-то не задержалась в голове.

    Шикарнейшая чугунная лестница!

    Библиотечный читальный зал! Обожаю такие места, они мне кажутся ужасно уютными и очаровательными.

    Ящички с каталогами

    Музыкальный зал, в котором проводятся концерты и мероприятия.

    Один взрослый билет - 700р

    Но голод не тетка, поэтому, традиционно, после каждого музея идем изучать какое-нибудь новое и интересное место с чем-нибудь вкусным.
    В этот раз выбрали Кухмистерскую Профессора Пуфа. Отличное небольшое, очаровательное и ужасно вкусное место!
    http://www.professorpuf.ru/

    Порции большие, меню интересное, мы еле смогли выбрать, что имено нам попробовать.
    У меня юшка с черной лапшой и морепродуктами, которых было очень много, вкусно все невероятно! Креветки, мидии в панцире, зверюшки в ракушках.
    У Светы юшка с белыми грибами и уткой - наваристая, потрясающая!
    Местные настоечки - цитрусовая очень уж алкогольная, а вот вишня с нотками копченого дерева - просто сказка!
    После мороза и для аппетита по рюмашке самое оно.
    И потом невероятный малиновый чай!

    На горячее у меня были пельмешки в соусе с олениной - омномном! У Светы огромный вкусный круассан с копченой белой рыбой - пальцы откусить можно.
    Рекомендую место к посещению, в общем, как вы поняли.

    Очередной отличный день. Обожаю открывать новые места и культурные и питательные.
    Теперь хочется на экскурсию в основное здание библиотеки сходить.

    Удалось попасть на экскурсию в Дом Пашкова, предположительно построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Это одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Сейчас оно принадлежит Российской Государственной Библиотеке.

    Пашков дом стоит на Ваганьковском холме и имеет необычную планировку, несущую в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству: узкая трапециевидная воронка, соединяющая въезд с парадным двором; противопоставление центрального объемного здания – более мелким служебным помещениям. Оригинальность решения - въезд располагается в переулке, а не со стороны главного фасада.

    Название “Ваганьковских холм” трактуют по-разному: кто-то говорит, что оно произошло от слова “ваганить”, то есть развлекаться, потому что на этом месте было то ли место привала у путешественников, недалеко от впадения Неглинки в Москва-реку, то ли «государев потешный двор». Другая версия обращается к старинной мере веса (вага) и трактует название как место то ли таможни, то ли, наоборот, беспошлинной торговли.

    В целом же, история этого места хоть и древняя, но все же вполне типичная для Российского Государства. Например, во времена Ивана Грозного здесь располагалось новосозданное силовое ведомство, Опричный двор, лично царю подчинявшееся, ну, вы понимаете.

    Так, царь Алексей Михайлович в XVII веке решил, что хорошо бы напротив Кремля устроить себе на этом месте резиденцию, по каковому поводу все, кто жил на этом месте, были выселены в тогдашний пригород за реку Пресню без долгих рассуждений насчет частной собственности. Очень жизненно, по-моему. А потом Тишайший царь передумал и решил строить дворец в Коломенском. Типикал рашн стайл.

    Территория переходила из рук в руки, тут была и Стрелецкая Слобода, и дом Меньшикова в голландском стиле. В конце концов, участок достался ростовщику и «первому русскому водочному королю» Петру Пашкову, чей папа начинал денщиком у Петра I и дослужился сначала до вице-губернатора Воронежа, потом до губернатора Астрахани, хотя до вступления в должность так и не дожил, скончавшись по дороге туда. Я же говорю. Типикал. Рашн. Кстати, этой же семье принадлежало здание на Моховой, в котором сейчас располагается журфак МГУ, оно было запланировано как “отдельное здание под проведение в нем балов”. Ну, а как, не к себе же домой гостей водить, помилуйте (хотя, по словам экскурсовода, опочивальне располагались во флигеле, а не в основном здании дома Пашкова). Но вернемся все же к нашей теме. Итак, сборщик податей от спиртного заказывает проект у Баженова. Потом в 19 веке после пожара дом восстанавливает Осип Бове.

    Въезд со стороны переулка

    У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Оно и понятно, ведь из-за крутого спуска со стороны Кремля карета подъехать к зданию не могла.

    Вместо этого со стороны Моховой был организован пейзажный парк с фонтанами и прудами, в которых плавали редкие черные лебеди, привезенные специально для такого случая из Шотландии, и играли музыканты. До нашего времени ни лебеди, ни музыканты, к сожалению, не дошли, да и ограду сада снесли в 30-х годах.

    Дом Пашкова со стороны ул. Моховая. Источник фото: ru.wikipedia.org

    Эта лестница, спускающаяся к ул. Моховая, была построена не во времена Баженова, а значительно позднее, в 1934-м, да и сам Дом много раз реконструировался. В советские времена тот факт, что вход в дом располагался с противоположного от Кремля фасада, воспринимался как знак пренебрежения, поэтому в срочном порядке была добавлена лестница, которой для входа в здание никто не пользовался.

    Интересно, насколько по-разному воспринимается дом с двух сторон: со стороны Моховой он парадно развернут, а стороны Староваганьковского переулка – компактен, так как из-за узкого въезда флигели не видны.

    Бове внес изменения в проект Баженова (на реконструкции ниже).

    В изначальном проекте на куполе красовалась статуя Минервы, с которой ассоциировала себя Екатерина. При Бове потребность в подобных комплиментах отпала, так что статуи в новом проекте не стало.

    Обратите внимание на колонны при въезде, они интересно украшены подвесами, которые на ветру шевелятся. Этот же элемент прослеживается во внутреннем декоре.

    Фасад здания богато украшен: рустованный первый этаж, колонны коринфского ордера, статуи по бокам. Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы. Масштабность здания увеличивается за счет колоннады, соединяющей два этажа.

    Элементы фасада внутреннего двора, улыбчивые львы украшают замковый камень

    Скажу честно, в плане наполнения интерьеров смотреть в Доме Пашкова не на что, кроме фасада и бального зала, в который нас сразу и повели.

    Кессонированные потолки, шахматный пол, колонны, классическая люстра и светильники. И этот зал, как всегда, сдается в аренду. Вообще, во всем особняке вы не увидите мебели, кроме как в отделах библиотеки. Но это совсем другая история.

    Лепной декор на потолке. От него сложно оторвать взгляд.

    Опять эти колонны как на главном въезде.

    Лампочки для этого светильника несколько крупноваты 🙂

    Элементы декора – такие же, как в ГМИИ им Пушкина

    Конечно, фанатам рукописей и картографии это показалось бы интересно, но мне только с точки зрения декора.

    Эта кованная лестница левого флигеля. Не знаю, куда она ведет, но интересно, что лестницы двух флигелей одинаковы по стилю и при этом разнятся по форме: одна более прямолинейная, другая более изогнутая.

    Все-таки ковка меня всегда завораживала, особенно, если сделано со вкусом. В интернет пишут, что такие лестницы отливаются целиком, так как сварка не возможна, сложно себе такое представить, но в качестве сказки очень даже интересно.

    Ну это вам посмотреть, как выглядит отдел картографии Российской государственной библиотеки. Меня не впечатлило, в школе география мне не особо нравилась. Особенно утомителен был “глобус ацтеков” на черепахе посреди зала, предлагаемый к обозреванию вместо наследия московского дворянства. Это все-таки очень большая печаль, что в московском особняке все интерьеры сдуло жестоким и холодным ветром, наскребли только полторы статуи на лестничных маршах, да и that’s all, folks.

    Зал библиотеки мне, конечно, понравился. Прямо чувствуется дух. Особенно апокалиптичного вида аппараты для просмотра слайдов. Или аполептичного… Сгусток Средневековья в эпоху Силиконовой Долины прямо под нашими носами. Нет, ну, несколько мониторов, к чести РГБ, я все же при походе по залам наблюдала.

    Естественно, Дом Пашкова – это то место, которое стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы увидеть главный зал и посмотреть вид из окна на Кремль, кто еще не видел. Но только после того, как вы уже посмотрели Кусково, Абрамцево и Марфино. На Дом Пашкова для общего развития достаточно и с улицы посмотреть, снаружи дом выглядит крайне многообещающе, а внутри пусто и гулко.

    18 апреля 2008 года в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест удалось мне посетить дом Пашкова (Воздвиженка ул. 3/5, стр.1). Побывать там очень хотелось, ведь здание только открыли после затяжной реставрации: оно было закрыто на ремонт в связи с аварийным состоянием (просел фундамент из-за строительства станции метро «Боровицкая») в далеком 1988 году, то есть было недоступно всю мою сознательную жизнь.

    Прочитала в интернете, что чтобы попасть, надо записаться на одну из двух экскурсий (строго по 20 чел в группе). Позвонила, записаться не дали, но сказали «попробуйте придти к 14, может пустим». Прискакала к двум часам и…свободно вошла. Саму экскурсию народ ждал долго, и чем дело кончилось, не знаю — ушла гулять по дому без нее. Также не знаю, насколько крупно мне повезло. Может вход для всех желающих уже давно открыт?..

    [Update от 2015 года: сейчас Пашков дом можно посетить с официальной экскурсией от Российской Государственной библиотеки, которой принадлежит здание. Вся информация доступа по ссылке — leninkatour.ru/dom-pashkova (цена : взрослые - 500 руб., школьники - 350 руб., пенсионеры и студенты - 250 руб.). Также в доме Пашкова проводят выставки, конференции и культурные мероприятия.]

    Если вам интересно посмотреть дом Пашкова изнутри, приглашаю к просмотру. Но предупреждаю, все помещения (главный зал и галереи), что нам на тот момент разрешили посетить, были абсолютно пустыми. В читальные залы не пустили.

    1. Краткая справка.

    2. Не самый типичный вид на дом Пашкова - из Староваганьковского переулка. Более привычный нам ракурс - со стороны Кремля, где оно возвышается на Ваганьковском холме.

    3-4. На фото справа - колокольня соседнего Храм Николая Чудотворца, «что в Старом Ваганькове».

    5-6. Въездные ворота дома Пашкова и восторженные барышни. «Красивые въездные ворота усадьбы, оформленные в виде триумфальной арки, фланкированной двумя парами ионических колонн. Около арки — редкость в Москве — вкопанные глубоко в землю пушечные стволы, заменявшие традиционные каменные колесоотбойные тумбы, страховку ворот от неаккуратных извозчиков.»

    7. Въездные ворота. Фрагмент.

    8. Входим. Дом Пашкова открывается во всей красе. Лично я впервые его вижу с этого ракурса. Бельведер здания, как известно, исходно имел более завершенный вид - его венчала скульптура Марса или Минервы (см. картинку), снятая по указу Павла I. Возможно однажды и ее восстановят.

    9-10. Поближе

    12-13. Заходим. У подножия лестницы висит граф Румянцев-Задунайский - отец основателя Румянцевского музея Николая Петровича Румянцева (дом Пашкова относился к зданию музея с 1861 года до Революции). Ну, и соседний светильник заодно.

    14. Поднимаемся по лестнице, заходим в пустой главный зал.

    15-16.

    17.

    18-19. А из «ихнего» окна площадь Красная видна.

    20. За это фото обещали стукнуть.

    21-22. Детали: люстра и светильник.

    23. И вагон огнетушителей.

    24. Лепнина.

    25-26. Выходим из зала. Лицезреем вазон.

    27-28. Мраморная лестница ведет на 3 этаж. И она же с другого ракурса.

    29. Вид из окна в пролете.

    30. И еще один вид. Символично, мне кажется.

    31-32. Люстра и фрагмент светильника.

    33. Люстра из «предбанника»

    34. Люстра из «предбанника». Фрагмент.

    35. Взгляд на «предбанник».

    36. Мы на галереях.

    37. А тетка на потолке.

    38. Снова вид из окна.

    39-40. Еще ракурсы. Справа вид на Боровицкую площаль, часовню Николая Чудотворца (2006 г.) и Храм Христа Спасителя (1994-1997 гг.). Слева - на бывшие доходные дома в Староваганьсковском переулке и на ул. Знаменка.

    41. Общий план.

    42. Внизу шахматная доска паркета.

    43. И журналисты.

    44. С соседнего «балкона» тоже активно снимают.

    45-46. Колонны (фрагмент) и дверная ручка (фрагмент).

    47-48. Переходим на середину и смотрим на прекрасную главную люстру

    49. Вот эту. Но, т.к. на экскурсии не была (и вот зря же!), рассказать мне про нее нечего. Старая ли, новая - неизвестно.

    50-51. Не мы одни.

    44. Спускаемся на 1 этаж. Ниже нельзя — закрыто. Табличка гласит, что там гардероб. Уходим, а поток желающих посетить дом Пашкова не иссякает.