Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!".

Тема: «Что за прелесть эти сказки»
Цели: создать условия для пробуждения интереса к творчеству А.С. Пушкина;
развивать воображение, любознательность;
воспитывать интерес к сказкам Пушкина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
- Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок. Помните, как Юнна Мориц писала:
Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
3. Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока: «Что за прелесть эти сказки»
И говорить мы будем о сказках написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие! С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. (Слайд 1)
4.Эпиграфом нашего урока будут слова:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
(Слайд 2)
Учитель:
- В одном из своих писем к брату Льву, Александр Сергеевич писал: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Ребята, прежде чем поведём разговор о сказках, давайте послушаем сообщение о писателе. Его приготовила нам ученица….
5. Рассказ ученицы об А.С.Пушкине. (Слайд о семье)
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра I арапа Ганнибала.
Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщаться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы Карамзин, Жуковский, Батюшков и другие.
Пушкин получил первоначальное домашнее образование у гувернёров и учителей французов, языком общения был французский. А любовь к русскому слову Пушкин перенял от своей няни - Арины Родионовны Яковлевой. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.
Учитель:
Николай Константинович Доризо написал стихотворение об Арине Родионовне, послушайте его.
6.(Учащиеся читают стихотворение.) (Слайд о няне)
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Учитель:
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про девицу-лебёдушку, про селезня и серую утицу. Саша лежал в кроватке, а песня плыла – текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами. И он сам уплывал в сон.
Впоследствии поэт вспоминал свою няню в своём стихотворении:
7.(Ученик читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.)
Я ждал тебя… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Учитель:
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет, и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель:
В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: "У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет –песни поет". Из них сперва родился эпиграф к тетради, в которой были записаны сказки, а затем пролог к поэме "Руслан и Людмила". Пролог указывает на некий чудесный, фантастический, волшебный, мифологический славянский мир.
Дети, ученица… нас сейчас познакомит с этим чудесным произведением.
(Звучит увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила».)
8.Ученица читает отрывок из поэмы «У лукоморья дуб зелёный»… Слайды
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Учитель:
-Во время осенних каникул вы, ребята, прочитали 5 сказок Пушкина. Давайте их вспомним.
(Слайд - даты издания и история написания сказок)
Ваши впечатления о прочитанном.
Какая сказка полюбилась больше? Почему?
Кто вам оказывал помощь при чтении сказок?
- А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки.
Вопросы:
1 Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
2 Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)
3 Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)
4 Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)
5 В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой? (Сказка о рыбаке и рыбке)
6 Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)
7 В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)
8 Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)
9 В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)
10 Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)
11 Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)
12 На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)
13 Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
Учитель:
-Сейчас я раздам карточки, на которых написаны слова персонажей сказок Пушкина. Получивший карточку должен так прочитать, чтобы остальные быстро вспомнили, кому принадлежат слова, и назвать из какой сказки отрывок.
1«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
2«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
3«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
4 «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
5«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
6«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».
7 «За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
8 «Вот в чём горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром».
9 «Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Учитель:
- Ребята, кто желает рассказать отрывок из сказки наизусть? (желающие рассказывают отрывки)
-Люди любят и ценят сказки А.С.Пушкина. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких и поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова! Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет, утешает.
К сказкам Пушкина обращались композиторы, художники. Николай Александрович Римский-Корсаков " ...был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды". Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки "Руслан и Людмила", а став композитором, и сам обратился к творчеству А.С. Пушкина. Композитор Римский-Корсаков создал 2 оперы на сюжеты сказок Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Опера Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане..." погрузила художника Врубеля в мир музыки и театра. Им в 1900г была написана картина "Царевна-Лебедь»
Она находится в Москве в Третьяковской галерее.
(Слайд - Михаил Врубель «Царевна-лебедь» 1900г. «Третьяковская галерея»)
-Я предлагаю, вам познакомится с работами художников, которых вдохновили сказки Пушкина на творчество.
(Слайд-цветные репродукции художников)
Учитель:
Сейчас прозвучит отрывок из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Прослушайте внимательно эту музыку и попытайтесь угадать, к какому эпизоду сказки она была написана.
(Звучит музыка «Полёт шмеля»)
(Слайд - отрывок из «Сказки о царе Салтане»: полёт шмеля)
Учитель:
- Ребята, у вас на столах сказки А.С.Пушкина. В основном это книги, взятые из библиотеки. Но среди этих книг я увидела совершенно новые яркие книжки. Расскажите, как эта книга появилась у вас.
(Небольшие рассказы детей о появлении у них книг).
9.Итог.
Учитель:
- Я очень рада, что знакомство со сказками Пушкина в вашей жизни произошло. Завершая наш урок, мне бы хотелось услышать от вас, что вам понравилось на уроке, о чём вы расскажите своим близким?
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днём одним
С ним и любите, и мечтайте.
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите,-
Жить нам без Пушкина нельзя.
(В конце урока каждый учащийся получает диск со сказками А.С.Пушкина.)



Секунду помедлив, жирно перечеркнул написанное, улыбнулся и начал с новой строки: У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том… Скрипнула дверь, и большой серый кот легко прыгнул на стол, улёгся среди бумаг. «Каков нахал», - подумал Пушкин, но перо уже вновь бежало по белому листу: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…




1)Ветер по морю … И кораблик … ; Он бежит себе в … На поднятых … Мимо… крутого, Мимо … большого; Пушки с … палят, Кораблю … велят. 2)Знайте, вот что не …: Ель в лесу, под елью …, Белка … поёт, И … всё грызёт, А орешки не …, Всё … золотые, … - чистый изумруд; Вот что … зовут.


Ответы на задания: 1)Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2)Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт, И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом – то зовут.


























Сопоставь литературного героя со сказкой. Гвидон Чертенок Елисей Звездочет Дворянка Кот ученый «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «У Лукоморья»


Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»? «Сказка о царе Салтане»«Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде»«Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке»«Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке»).«Сказка о рыбаке и рыбке»).




Наступило утро. Голубеет высокое небо. Ослепительно белеют снега. Ночью пришла зима. Пушкин в накинутом полушубке вышел на крыльцо и воскликнул: «Вот оно – моё Лукоморье! Здесь так глубоко и вольно дышится. Здесь тёплый дом, добрые соседи и старая няня моя…»



Нестандартный урок по внеклассному чтению

« Что за прелесть

эти сказки!...»

(по произведениям А.С.Пушкина)

Учитель : Хафизова Эльвира Рашитовна.

Тема: «Что за прелесть эти сказки!...»

Цель: обобщить знания по произведениям А.С. Пушкина; развивать речь

учащихся;

Оборудование: плакат – портрет А.С. Пушкина; рисунки детей; плакат с

Изображением сказок Пушкина;

Ход урока:

I Организационный момент.

Динь – дилинь звенит звонок

Начинается урок!

II Сообщение темы, постановка целей урока.

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Прочитайте тему нашего урока.

Кто так говорил, как вы думаете?

Сегодня мы вспомним произведения

А.С. Пушкина, побываем в его поэтическом мире.

III Вступительная беседа об А.С. Пушкине.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает

вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда

проучивает чертей. Всё это очень интересно! И всё это придумал

А.С. Пушкин.

Воспитывали мальчика французские гувернёры. Маленький Саша рано

библиотеки своего отца Сергея Львовича Пушкина.

В 12 лет Александра Сергеевича отдали в Царскосельский лицей,

где он проучился 6 лет. В этом лицее Пушкин полюбил литературу и решил

стать поэтом.

Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства.

Ещё ребёнком он бывал у своей бабушки в деревне Захарово, где цвели

черёмуха и липы, колыхалась тень от берёзы. В стихах Пушкина можно

найти все четыре времени года.

За свои стихи, призывавшие к свободе, Пушкин в ранней молодости

был выслан из Петербурга на юг России, а потом на север – в село

Михайловское. Больше двух лет прожил Пушкин в этом глухом селении.

Только одна старушка, няня – Арина Родионовна, которая воспитывала его

ещё в младенческие годы и преданно любила его, была с ним всё время.

Пушкин по настоящему крепко любил свою няню и написал несколько

трогательных стихотворений, к ней обращённых.

Арина Родионовна пела Пушкину старинные песни и рассказывала

сказки, которые он потом переложил в стихи. Пушкин в своём письме к брату

Льву писал: «Что за прелесть эти сказки!... Каждая есть поэма!»

IV Викторина по сказкам.

Сейчас мы вспомним сказки Пушкина, приоткроем дверь в мир сказки.

1) – Я называю героев и предметы из сказки, а вы должны назвать сказку:

Старик со старухой («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Три девицы («Сказка о царе Салтане…»)

Царь Дадон («Сказка о золотом Петушке»)

Царица – мачеха («Сказка о мёртвой царевне…»)

Чёрт («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Царевна – лебедь («Сказка о царе Салтане…»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Чернявка («Сказка о мёртвой царевне…»)

Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке».)

Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) – Проверим, как вы внимательно читали сказку:

Какими словами в «Сказке о мёртвой царевне» царица обращалась к

волшебному зеркалу?

Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лёжа

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда

с укоризной? (Не гонялся, бы ты, поп, за дешевизной).

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик

со своею старухой у самого синего моря.)

Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся,

государыня рыбка!)

Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.)

Что отвечало зеркало царице? (Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех

V – Каждый из вас должен был подготовить дома наизусть отрывок из сказки.

А остальные должны отгадать: кто и из какой сказки произносил эти

- «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября». (Царь «Сказка о царе Салтане».)

- «Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…».

(Царевна – лебедь «Сказка о царе Салтане».)

- «Кабы я была царица,

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря».

(Третья – сестрица. «Сказка о царе Салтане».)

- «Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

(Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане».)

- «Мы объехали весь свет:

За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо».

(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане».)

- «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

- «Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Не печалься, ступай себе с богом».

(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «Что за диво!

Всё так чисто и красиво

Кто – то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

(Старший из семи богатырей. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Ой вы, молодцы честные

Братцы вы мои родные, -

Для меня вы все равны

Все удалы, все умны…»

(Царевна. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»

(Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- « Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «За такое одолженье, -

Говорит он в восхищенье, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою».

(Царь Дадон. «Сказка о золотом Петушке»).

VI Физминутка.

VI Инсценирование (пантомима)

Вы просмотрите отрывки из сказок. Отгадайте сказку, слова, которые

вы должны были услышать.

VII Разгадывание кроссворда.

VIII Отгадывание сказок по рисункам, плакату.

IV Итог урока

Чем занимались на уроке?

О чём говорили?

Какие сказки Пушкина были использованы?

    Герой «Сказки о Попе и работнике его Балде».

    Кого подарил звездочёт царю Дадону?

    В кого превращался князь Гвидон?

    Имя князя в «Сказке о царе Салтане…».

    Сказка о мёртвой…

    Имя царя в одной из сказок Пушкина.

    Чем ловил старик золотую рыбку?

    Имя работника в «Сказке о попе и работнике его Балде».

10. К кому обращается царевич Елисей?

11. К кому обращается царевич Елисей?

Физ. Минутка.

Вы наверное устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»!

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Это восклицание вышло из-под пера Александра Сергеевича Пушкина и касалось русских народных сказок, к которым каждый из нас приобщился ещё в раннем детстве. Многие века сказки передавались из уст в уста, потом появились фольклористы, перенёсшие многие сказки на бумагу, а 160 лет назад вышел из печати первый выпуск «Народных русских сказок» Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871) - главного и самого знаменитого собирателя и издателя русских народных сказок. Впервые его сказки увидели свет в 1855-1863 годах (вышли 8-ю выпусками). Записи сказок по большей части не принадлежали Афанасьеву (сам он записал десяток с небольшим сказок в Воронежской губернии), тексты сказок были извлечены из архива Русского географического общества, из записей другого выдающегося деятеля русской культуры - Владимира Ивановича Даля. В итоге получился огромный сказочный свод (свыше 600 сказок!), включивший в себя сказки из самых разных мест России, при этом многие из сказок приведены в нескольких вариантах. Сборник А. Н. Афанасьева стал первым научным изданием русских сказок.
Вскоре после выхода «Сказки» А. Н. Афанасьева стали популярной и любимой книгой русского читателя.
Русский филолог и этнограф академик И. И. Срезневский писал А. Н. Афанасьеву: «Перечитавши сам вашу книгу, я не спрятал её и от детей своих, и даже шестилетний мой Вячко заполз в нее своими глазёнками… Вследствие этого я, в должности отца, обращаюсь к вам с всепокорнейшей просьбой: нельзя ли вместе с этим изданием для учёных печатать сказки и для детей - голый текст, литературным правописанием, с переводом слов необщепонятных (под строкою) и с выпуском тех сказок, которые детям читать некстати?.. Покупателей будет много, пользы много, радости много, а труда вам на десяток часов».
Афанасьев выполнил просьбу и в 1870 году выпустил для детей специальный сборник под названием «Русские детские сказки», в который вошла 61 сказка: 29 сказок о животных, 16 волшебных и 16 бытовых сказок из основного собрания.
Во втором издании основного сборника Афанасьев разделил сказки по тематическим разделам (сказки о животных, волшебные, новеллистические, бытовые сатирические сказки, анекдоты). Все эти сказки составили три тома, а четвёртый вошли примечания и лубочные сказки. В предисловии ко второму изданию Александр Николаевич писал:
«Между разнообразными памятниками устной народной словесности (песнями, пословицами, поговорками, причитаниями, заговорами и загадками) весьма видное место занимают сказки. Тесно связанные по своему складу и содержанию со всеми другими памятниками народного слова и исполненные древних преданий, они представляют много любопытного и в художественном и в этнографическом отношениях. <…> Пора, наконец, и нам дельней и строже заняться собранием и изданием в свет простонародных сказок, тем более что, кроме поэтического и ученого достоинств подобного сборника, он может с пользою послужить для первоначального воспитания, представляя занимательные рассказы для детского чтения. Разумеется, предпринимая издание с этою последнею целью, необходимо допустить строгий выбор, но такой выбор легко будет сделать. Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями. Мысль эту разделяли лучшие из наших поэтов: Жуковский и Пушкин, познакомившие публику с некоторыми народными сказками, передавая их простое содержание в прекрасных стихах. Жуковский под конец своей жизни думал исключительно заняться переводом сказок различных народов; а Пушкин в одном из своих писем говорит о себе: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
Цель настоящего издания объяснить сходство сказок и легенд у различных народов, указать на учёное и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок».
Второе издание сказок вышло в 1873 году уже после смерти А. Н. Афанасьева, скончавшегося 5 октября 1871 года от чахотки. Любопытно, что три сказки, записанные лекарем Д. М. Петуховым в г. Дедюхино Пермского уезда («О хитрости царя Соломона», «Христов крестник» и «Риза на иконе») были изъяты из сборника тогдашней цензурой. Насколько они были нецензурными можете судить сами. Вот тексты этих сказок.

О хитрости царя Соломона

До Рождества Христова все умершие - грешные и праведные сидели в аду. И Анна-пророчица была тут же и всё пророчила, что родится Исус Христос и выведет всех праведных из аду. А праведные давно ждут и дождаться не могут избавления и говорят:
«Вот ты, Анна, пророчишь, пророчишь, а все ничто не сбывается, только нас морочишь!» Анна их уверила, что вправду всё то сбудется, что она пророчила.
Вот и родился Исус Христос и начал с апостолами ходить по земле; зашёл и в ад. Ад затрещал, Сатанаил закричал: «Аде, крепися!» Нет, ад все трещит. Господь повел из аду всех с собою, а царя Соломона оставил. Соломон и говорит: «Что же ты, Господи, всех выводишь из аду, а меня одного покидаешь?» Господь сказал: «Ты сам хитёр-мудёр, дак выходи на свои мудрости!»
Вот Соломон остался в аду и начал размеривать ад да приговаривать: «Вот тут будет церква, тут престол, а тут часовня». Сатанаил его остановил: «Соломон, что ты делаешь?» А он отвечает: «Да вот хочу здесь цер- кву строить, а вот тут часовню». - «Что ты, царь Соломон! У меня и прежде тесно было. Я рад, что избавился назойливых жильцов, а ты опять меня теснишь». - «Ну, Сатанаил, вот тебе три аршина в уголку - будет с тебя и этого места!»
Сатанаил рассердился и вытурил (выгнал) царя Соломона из аду вон. Соломон и пошел к царству небесному. Стучится у ворот и спрашивает: «Братие! Скажите, пожалуйста, которое житие лучше - старое ли в аду или новое в царстве небесном?» - «Нет, - говорят, - новое в царстве небесном лучше». - «Покажите-ка мне ваше житье хоть немножко! Я бы посмотрел на вас». Отворили ему дверь немножко, чтобы можно было заглянуть. Он смотрел, смотрел и засунул ногу. Стали рай затворять и прижали ему ногу-то. Он и закричал: «Ногу прижали! Ногу прижали!» Вот как отворили шире, Соломон и проскочил в царство небесное - да в уголок. Тут и остался, а не на переде, где заняли место первые.

Христов крестник

В старое время было так: жил-был бедный крестьянин, и у того у крестьянина было немалое семейство - ровно шесть сыновей. Родился у него ещё седьмой сын. Надо было младенца крестить. Жена и посылает своего мужа искать крестного. Мужик на первый же день обошел всех богатых поселян, только никого не мог найти, кто захотел бы принять младенца. Все отказались, потому что к бедному не так-то охотно идти. На другой день жена опять посылает своего мужа искать кума. Тот опять никого не сыскал, идёт да сам плачет. Вдруг попадается ему навстречу незнакомый человек, и тот человек был сам Господь. Спрашивает он мужика: «О чём плачешь, старичок?» Тот отвечает: «Да вот родился у меня сын. Надобно его окрестить, да никто не идет ко мне в крестные, потому что беден». - «Не тужи, я твой кум. Пускай несут младенца в церкву. Я сейчас там буду». Мужик обрадовался, что нашел кума. Воротился домой и посылает бабушку с младенцем в церкву. Бабушка взяла ребенка и пошла. Приходит в церкву, а муж уже там. Вот как окрестили младенца, стала бабушка звать к себе кума хлеба-соли откушать. Кум отказался: «Мне, - говорит, - некогда!»
Прошло немало времени - эдак лет шесть или семь. Мальчик порядочный вырос. Настает Пасха Христова. Соседние ребятишки бегают по улице и говорят: «Завтра мы пойдем к своим крестным христосоваться, они нам по яичку дадут». Тот мальчик с ними же бегал. Услыхал такие слова, прибежал домой и давай спрашивать у матери: «Кто у меня крестный?» Мать и говорит: «Спрашивай у отца! Он, бестолковый, кого-то созвал и нам не показал, что за человек такой был». - «Ну да молчи, мама! Я завтра пойду в церкву и стану высматривать крестного. Может и найду».
Приходит к заутрене. Становится прямо против образа Спасителя и усердно молится, чтобы показал ему Бог крестного. По отходе утрени все вышли из церкви, а он остался и видит: выходит в царские врата неведомый человек, манит его к себе и дает два яичка. Одно велит отнести отцу, другое матери. «А сам, - говорит, - опять приходи в церкву. Тогда я тебе ещё яичко дам». Мальчик с радостью побежал домой. Прибегает, отдает отцу-матери по яичку и говорит: «Мне тятенька крестный дал, велел вам отдать, а мне наказал еще прийти».
Приходит к обедне и опять становится на то же место. По окончании службы невидимой силой подняло его до третьего неба. Сперва несли его двухкрылые ангелы, а потом шестикрылые серафимы подняли его до шестого неба, в предивную палату, где он узрел лик ангелов, праведников и пророков. Господь посадил его на престол, вручил скипетр и державу и оставил вместо себя. Тогда он увидел всю подвселенную. Сидит и смотрит: вон плывёт корабль, а на тот корабль наступают разбойники. Он и подумал: «Лучше б тому кораблю потонуть, нежели быть разграблену!» Корабль тотчас и потонул со всеми людьми и товарами. Потом увидел он, что в такой великий праздник не хотела жена с своим бедным мужем обед разделить, а ушла в чужие люди и стала с чужим мужиком пировать и любодейничать. Мальчик подумал: «Лучше бы тому дому сквозь землю провалиться, нежели такое распутство зреть!» - И дом провалился сквозь землю. В третий раз видит он, как разбойники под монастырь подкапываются, и опять подумал: «Как же у этих разбойников руки поднимаются на Божие храмы? Лучше бы тому монастырю опрокинуться да задавить их!» Монастырь сейчас опрокинулся и задавил разбойников.
Господь, видя такое нетерпение, удалил его с престола, дал ему яичко и велел ангелу отнести его на землю. Ангел понес его к отцу и на пути сказал ему: «Как будешь ты дома, то разговейся этим яичком и удались в пустыню. Там тебе будет спокойнее». Он так и сделал - разговелся и удалился в пустыню. Пробыл в ней двенадцать лет, потом преставился. Тело его было похоронено ангелом в той самой церкве, где это чудо совершилося.

Риза на иконе

Жил в одном городе богатый человек, ездил в Нижний на ярмарку за разными товарами. Однажды случилось ему плыть с товаром по Волге. Плывет день и два - хорошо, а на третий поднялась сильная буря и потопила у него судно с людьми и с товарами, - только сам кое-как мог спастись на одной дощечке. Приплескало его к берегу, он очувствовался, вышел на берег и пошел домой пешком.
Приходит домой, рассказывает жене о своей беде. Жена плачет не столько о муже, сколько о богатстве. Вот этот бедняк не знает, как и пропитанье себе найти. Потому что жил он прежде богато, привык к роскоши, работать ему совсем не под силу. Стал он ходить в церкву, стал просить помочи у иконы Божьей Матери. Просит раз, другой и третий - икона все не дает помочи. Он осердился и говорит: «А когда так!..» И вздумалось ему: «Дай-ка я сниму с нее серебряную ризу». Улучил время, когда в церкви никого не было, и снял с образа ризу, смял её в комок и продал серебреннику. На те деньги опять стал торговать, и расторговался в пять лет так, что лучше прежнего стал жить. Как-то и вспомнил: «Что ж я - снял с Божьей Матери ризу, а новую-то не сделал!»
Заказал серебреннику ризу на образ и дал ему мерку. Серебренник скоро её изготовил, принес, отдает купцу. Тот взял ризу, пошел в церкву, и никто не заметил, как он одел ее на икону. А риза-то оказалась гораздо лучше прежней. Собираются прихожане в церкву, видят: риза не та. Сказали священнику, и тот удивляется: «Как же это могло случиться?» А во все время, когда икона стояла без ризы, никто того не видел; всем казалось, что она стоит в окладе; иные даже к ней прикладывались и ничего не замечали. Только тогда все и открылось, как появилась на иконе новая риза и как сам купец покаялся перед священником.

Ну, вот как-то так, а то нехорошо получается: Русский Топ и без русских сказок.

«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин

«В сказке сила, благодаря которой, ребенок познает мир и себя». С.Я. Маршак

Воспитание через сказку - это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности. Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

"Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." И. А. Ильин

Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми:

1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

  • «Отгадай название сказки»;
  • «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
  • «Что лишнее?».

2. Игры со сказками дома:

  • «Сочини новое окончание сказки»;
  • «Звукорежиссеры»;
  • «Пропущенный кадр»;

3. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

  • «Найди выход»;
  • «Новые сказки»;
  • «Сочини сказку».

4. Игры со сказками перед сном:

  • «Сказочная цепочка»;
  • «Встреча героев»;
  • «Пересказ сказки по первым слогам».

Как же поддерживать у детей интерес к сказке?

  • Необходимо завести детскую библиотечку. Вместе с ребенком вы можете окунуться в мир сказок, не только читая тексты, но и рассматривая иллюстрации к сказкам.
  • Поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, би-ба-бо, настольный плоскостной театр, игрушки – персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
  • Читайте литературу для родителей по использованию сказок в домашних условиях: в ней представлено множество заданий и игр. Одна из таких книг – «Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюковой.

Чтение сказки перед сном

  • Незадолго до отхода ко сну прекратить активные и шумные игры.
  • Принять ванну с успокаивающими и расслабляющими маслами.
  • Положить ребенка в постель и сказать: «Настало время сказки».
  • Чтение сказки.
  • После того, как малыш уснул, нельзя сразу прерывать сказку.