Божества смерти в культурах разных народов. Славянская богиня смерти Мара

Мара , Марена, Морёна, Маржана, Маржена - в славянской мифологии - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, имя родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", "смерть". В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Также богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.

Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали) во время празднования древнего праздника Масленицы, а так же в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай.

Мара не уступала в красоте Ладе , и вопреки распространенному мнению не является ее антиподом. Также Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила в дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Также темная богиня водила дружбу с Ягой, женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и различными энергиями.

По одной из легенд Мара одно время была женой Кащея. Хитрая и обольстительная богиня фактически напросилась в жены Кащею, обменяв свою свободу на жизни трех небесных дев и трех Ирийских богатырей. Однако в итоге Мара обманула Кащея, она сковала древнего мага чародейскими цепями в казематах его же собственного дворца. Позже Мара неоднократно предпринимала попытки женить на себе Дажьбога. И в один прекрасный день ей это удалось, хотя счастье было недолгим. В результате Марена так и не обрела семейного счастья, оставшись наедине со своей силой. Вместе с тем, богиня вовсе не озлобилась на весь мир, а лишь исправно продолжала выполнять свои сезонные функции – в одно время года посылать урожай, а в другое – лютовать по всей земле вьюгами да морозами.

Безусловно, зима – физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы славяне праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело.

Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Сложно сказать, насколько негативно или позитивно наши предки оценивали образ Мары. Она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором можн оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, краеугольный камень бытия, единство жизни и гибели, «обязательное» зло . Мару почитали и славили не меньше остальных богов, поэтому неправильно говорить, что это исключительно негативный персонаж.

В далекой лесной избушке светлоокая Морена склонилась над очередной нитью Жизни, которую она собирается перерезать своим серпом. Дочь великой Лады и самого Сварога, покровительница женского начала, подземного мира и символ окончания телесной жизни.
Марена Свароговна имеет много имен: Маара, Мор, Морена и Мара, всемогущая владычица Зимы, которая укрывает землю ледяным саваном, чтобы та могла отдохнуть и набраться сил. Относится к пантеону древнеславянских богов, считается родной сестрой Лели и Живы.

Поклонялись Морене на территории Киевской Руси. Первоначально богиню почитали, как хранительницу домашнего очага, плодородия и Мать всего живого. Постепенно Мора трансформируется в злобную вестницу увядания, немощной старости и болезни. Символ богини – белый, словно саван или зимний снег, цвет, который в старину надевали во время скорби.

Встречается упоминание о Маре в скандинавской мифологии, где она представлялась ночным демоном. Существо садилось на грудь спящему и вызывало кошмарные видения. Но Мара могла издеваться не только над людьми, но и над домашним скотом.

У басков существует богиня Мари – покровительница природы и правосудия, которая влюбляет в себя мужчин либо ведет себя с ними, словно тиран.

Одни источники предполагают, что владения покровительницы Жизни и Смерти находятся ледяных скалах, размещенных на далеком севере. Именно в холодных пещерах богиня прячется от людских глаз и находит желанное уединение. Другие легенды гласят, что живет Мора в зеркальном дворце, добраться до которого можно только через Калинов Мост. Он соединяет два берега бездонной реки Смородины, и надежно охраняется многоглавым змеем.

Существовал у наших предков погребальный обряд, связанный с Мореной. Женщин, доживших до глубокой старости, которые являлись хозяйками всего рода, подобно богине, после смерти относили в специальную деревянную избушку на «куриной ноге», роль которой исполнял пень. Таким способом они переходили в распоряжение Моры, или Яги, и становились новыми ягишнями.

Образ Морены можно встретить в сказке о Василисе Прекрасной, которая отправилась в избушку на куриных ножках в поисках огня. Дом Яги-Мары был окружен забором из человеческих костей и черепов, которые также являются символом богини. А домашнюю работу выполняли оторванные руки и ноги, которые Морена забирала у умерших людей, чтобы те служили своей хозяйке.

В некоторых древних сказаниях Морена превращается в злобную девку Маринку, которая желает искусить богатыря Добрыню, заморочить славному молодцу голову и женить на себе. Славяне также считали, что Морена была женой самого Кощея Бессмертного, который так любил пакостить людям и насылать на них беды.

Морена может увязаться хвостом за понравившимся ей человеком, поэтому наши предки ежегодно устраивали ритуальные прощания с зимой. Делали из соломы чучело, ростом с девушку или ребенка, наряжали его в красивые одежды, венок и бусы, и ставили под ритуальным деревом, в ветви которого вплетали ленты и цветы. Юноши брали девушек за руки, и прыгали через огромный костер, а после праздника сжигали чучело Мары или топили в реке, чтобы избавиться от болезней, жизненных неприятностей и смерти. Отголоски этих языческих ритуалов можно встретить в современных обрядах, приуроченных ко дню Ивана Купала. К сожалению, молодые люди воспринимают прыжки через огонь, как веселую забаву и не более.

Встретить культ Морены можно у староверов, которые продолжают хранить языческие традиции. Мора – одна из главных в пантеоне славянских богов, которая остается проводником в мир вечной жизни. Некоторые историки предполагают, что образ Марены стал прототипом Девы Марии – матери Сына Божьего.

Обязательно есть представители темного мира. Смерть как нечто неизбежное для всего живого волновала человечество с незапамятных времен. Именно поэтому люди привыкли объяснять уход из жизни близких проявлением божественной воли. Какая же она, богиня смерти, на самом деле?

Смерть - женского пола?

Практически во всех культурах среди злых и темных богов есть представители обоих полов. Однако смертью и продолжительностью жизни людей чаще всего распоряжаются именно богини. Исследователи объясняют данную тенденцию по-разному. С одной стороны, божество по сути своей не может быть плохим или хорошим. Все, кроме верховного бога, лишь исполняют свои обязанности, контролируя жизнь людей в той или иной сфере. Соответственно, и богиня смерти не стремится истребить все живое, а просто забирает с собой души людей в назначенный час. Но не стоит забывать и о том, что богам не чужды чувства и эмоции. А это значит, что лишний раз вводить их в гнев не стоит.

Боги смерти в культуре разных народов

Античность характеризуется большим количеством богов и богинь. Древние греки и римляне верили в то, что все явления природы и сферы деятельности человека контролируются высшими силами. Царством мертвых в античной культуре правил бог смерти Аид и его супруга Персефона (Прозерпина) - повелительница темных созданий и душ умерших людей. Славяне в древности называли свою богиню смерти и темных сил Мара, или Морана. В Древнем Египте царством мертвых управляли сразу Анубис, Меритсекерт, Селкет и некоторые другие божества. Своя богиня смерти имеется и в индуизме. Ее имя Кали, она считается одной из ипостасей Великой богини матери-Деви.

Божество смерти у древних славян

Богиня смерти в славянской мифологии имеет несколько имен.

Вот наиболее часто употребляемые из них: Морена, Марена, Мара, Мора, Маара, Моровая Дева. Простым смертным божество являлось в разных обличьях: то молодая и красивая девушка с черными волосами, то женщина в саване, то страшная старуха с косой. А некоторые утверждали, что можно увидеть Мару и в образе скелета с обнаженными костями. Богиня смерти властвует в загробном царстве, но иногда приходит и в мир людей. Наибольшая вероятность встретить ее - в темных пещерах, сырых гротах и иных мрачных местах. Славянская богиня смерти иногда являлась к людям, чтобы предупредить о грядущих событиях. Но специально искать встречи с ней не стоило, так как, подобно свирепому охотнику, владеет темная дева различными видами оружия и не всегда она готова отпустить людей, увидевших ее в том или ином обличье.

Какими силами наделена Мара - богиня смерти?

Славяне верили, что самая зловещая богиня способна управлять ходом времени. По своему желанию Мара может замедлить его или вовсе остановить. Любопытно, что это божество способно оказывать влияние на время локально и глобально. Большую часть своего времени Мара проводит в Нави - мире теней, однако, в отличие от своего соратника Чернобога, она может в любой момент попасть и в человеческое царство. Славянская богиня смерти управляет жизнь и смертью. Она способна умертвить любого, в том числе и бессмертное существо. Но при этом своей волей Мара может даровать вечную жизнь или воскресить. Существуют у этой богини и свои приспешники. Существ, выполняющих поручения владычицы царства мертвых, смертные чаще всего видят в облике красивых молодых девушек с темными волосами.

Особенности культа Мары

В честь богини смерти на Руси не строили храмы или алтари. Почести Маре можно было воздавать в любом месте. Для этого изображение божества вырезали из дерева или изготавливали из соломы, после чего выбранное для ритуала место обкладывали камнями, а перед идолом устанавливали один крупный камень, служивший алтарем. После завершения обрядов идола сжигали или скидывали в реку, а все ритуальные принадлежности убирали. Самым главным праздником богини Мары считалось 15 февраля. Иногда также жертвы божеству приносились при сильных эпидемиях. Любопытен тот факт, что отголоски древнего культа дошли и до наших дней. В современной России все еще отмечается Масленица - день начала весны. Но не все знают, что сжигаемое чучело на этом празднике символизирует вовсе не отступающую зиму, а Мару. Существует мнение, что обряд со сжиганием соломенной куклы заимствован из ритуала человеческого жертвоприношения богине смерти. По версии некоторых историков, на Руси сооружали огромные чучела, полые внутри. И перед разведением костра внутрь заходили люди, решившие по своей воли принести себя в жертву или приговоренные к смертной казни преступники. После чего чучело поджигали, и оно сгорало вместе со всеми, кто находился внутри.

Как бы там ни было, языческие божества в наш век забыты, среди них и Мара - богиня смерти. Фото же с прекрасного и веселого праздника Масленицы наверняка найдется в альбоме каждой российской семьи. Из всего этого можно сделать вывод, что историю знать полезно, но жить надо в соответствии с традициями и обычаями своего времени. Не отказывайте себе в удовольствие полакомиться блинами и сжечь чучело на Масленицу. И не бойтесь гнева древней богини смерти.

Символ смычки двух богов, это Дый олицетворяющий мужское начало и Мара, богиня смерти и женского начала. Оберёг соединяющий обоих богов. В писаниях древних славян, значился как соединительный процесс двух миров, что впоследствии произошло соединение двух рун вместе. Сила данного талисмана дарует такую мощь, вряд ли какой оберёг, может сравниться с данным видом. Воспроизвести удалось благодаря историческим фактам, изложенным в виде рисунков и летописей на древнем языке предков. Редкое сочетание в значении оберега.

Богиня смерти и плодородия. Покровительница светлой смерти и хранительница мёртвых душ. Её действия могут воскрешать мёртвых и умертвить живых людей, в том числе и саму природу и всё, что связано с ней. Владыка над двумя мирами Навь и Явь, что в переводе значит мёртвые и живые. Бросалось спокойствие во всём: в делах, разговорах и что самое интересное она никуда не спешила.

Значение имени Мара

Имеет много имён: Чума, мор, Красивая смерть. Ещё одно значение это Водянистая, Морящая. Неоднозначная расшифровка имени. Вселяет страх и ужас при одном упоминании. В разных странах ассоциируется по разным именным значениям. На сегодняшний день в России её называют Марина водянистая.

Образ тёмной богини и её родословная

Богиня со светлой кожей имела чёрные как смоль глаза, проваливающийся взгляд в бездну тёмного царства. Её красота не уступала ни одной мифологической богини. Длинные как шлейф тёмные волосы, расплёскивались волнами по всему грациозному телу высокой девушки. Образ воплощал в себе холодящие тело достоинства. Манящая красота манила к себе многие взоры богов. Нежное и ласковое создание с голосом ангела с одной стороны и с проводами медлительности в иной мир.

Наши дни

Много очевидцев, побывавших в клинических смертях, говорят об образе богини по-другому. Например, что это длинноволосая девушка с тёмными глазами. Ласкова и приветлива в своих поступках и проводи тельных движениях в потусторонний мир. Она как будто бы берёт за руку и ведёт в темноту. Но при этом моменте у всех проходит страх и наступает ровное спокойствие. Голос не командный, но достаточно чётко дающий понять то, что от вас требуется.

Версия мифов гласит, что Мара дочь Чёрного змея, который охраняет Калиновый мост. Это своего рода переход из царства живых в царство мёртвых людей. Второе суждение говорит о том, что родословная упирается корнями в древние поколения Ясуней.

Праздник в честь богини

По древнему календарю совпадал праздник на 12 день весны. Но так как время не стоит, а лишь двигается вперёд учёные подсчитали, что это день Божьей масленицы. Но в России каждый год отмечается в разный, выпавший день, потому что попадают високосные года и происходит постоянный сдвиг. Только при подсчёте узнаётся точная дата.

В народе это праздник Масленица. При сжигании чучела, подразумевалось воплощение из жизни в вечный сон. Этим славяне показывали проводы царицы в иной мир. Этот праздник почитали и чтили, готовились тщательно. Приносили подношения для задабривания богини, чтобы не разгневалась и отпускала с миром души усопших.

Символика богини смерти

Символ несущий негативную, двух значимую энергию. Замёрзшие потоки воды состоящие в спокойном недвигающемся состоянии. Знак потенциальной энергетической материи нескольких миров. Мир смерти, ада переплетается с живительным состоянием огненной стихии. Сплошные и продолжительные зигзаги бесконечностей всех направлений. Представление зимнего время года в покое, который готов проснуться по первому зову.

Использование символики

Только с разрешения Высших сил, можно было использовать символику, оберег, амулет данного вида. Простому человеку, не имеющему дара на уровне магии, стоял запрет. В неумелых руках происходили страшные вещи. Если воровство и присуждение чужих умений через амулет и действовало, то это наказывалось на другом уровне. Ведуны, для возврата амулета просили Мару наказать виновных. И это происходило мгновенно. Воры отдавали сами вещь, которую украли.

Справка! За такие дела платили своей жизнью. С ними происходили нелепые случаи, которые влекли за собой неестественную смерть.



Мара, Морена, Морана- Божество Смерти, Ночи и Зимы у Славян- Русичей. Данная Богиня почиталась как "Навья". То есть относящася к Нави (Загробному Миру). Слава о Ней до нашего времени дошла тоже в разных ипостасях, отображащихся в народном фольклоре и Оккультизме. Образы Её: "Кума Смерть", "Матушка Смерть", "Чёрная Вдова", именно сама "Смерть" собственной персоной. Сами имена Её изначальные на Древнеславянском языке происходят из корней слов: "Марь" и "Мор". Что в прямом значении само за себя говорит прямо: Смерть, Мор. Всё это свидетельствует о Её прямых основных функциях: Принесении Смерти всему живому, прерывание жизнетворящих явлений, остановка на целое полугодие, а то и более того многих Природных жизненно важных действий. Соответственно с Ней и было связано наступление самого сурового и "на более чем полугодовалый период усыпляющего Природу" времени года. Именно зимы. Конечно же это без труда увязывается с мировоззрением и миропониманием людей, живших в те времена- на Руси Дохристианской. Вот например: Осеннее Равноденствие- когда день становился меньше и увеличивалось в продолжительности Навье время (Ночь). Также и само "присечение" всех процессов флоры и уничтожение всего, что из почвы весной и летом выросло. Ещё и сам покров земной поверхности словно белым холодным "саваном". Ну и сами более чем полгода длящиеся суровые климатические условия. И неудивительно, что данный период считался Её временем "воцарения". И окончание его и по сей день традиционно связано с наступлением весны, и празднованием Масленницы- Комоедицы. И ещё с тех традиций празднуется уход зимы, времени Мары, публичным сжиганием её куклы, изготовленной из соломы в виде фигуры женщины. Ещё немало важно стоит отметить: Считалось, что когда кто то умирает- значит Богиня Мара пришла за ним, чтобы забрать в Навий Мир (На Землю Ушедших Предков). То есть так и говорилось прямо - "Мара забрала с собой его". И однозначно подтверждается, что с Данной Богиней контактировали во времена Руси Изначальной "Навьи Волхователи", Колдуны, Ведьмаки и т.п. И тем не менее, во все времена, даже во время и после тотальной христианизации Руси и усиленной борьбы с Язычеством, и вплоть до нашего времени с Ней- Марой в своих Оккультных обрядах контактировали и контактируют прежние и современные Оккультные Практики. И конечно же информация по Данному Божеству Славянскому попадала и попадает под исследования Учёных. Процитирую ниже результаты Их Научных Трудов:


==================================================

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения)


Воплощение Смерти, зимы

Мифология:Славянская

В иных культурах:Марс


Марена (польск. Marzan(n)a, Smiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) - в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.


ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ:


Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mor- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение - в духе народной этимологии, - корней *Mor- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.


У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:


Оригинал

Zelenega Jurja vodimo,

Maslo in jajca prosimo,

Jezi-babo zganjamo,

Mladoletje trosimo!


Перевод

Зелёного Юрия водим,

Масло и яйца просим,

Бабу-ягу прогоняем,

Весну рассыпаем!


32 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 335.


Четко обозначенная женская сущность ритуального "пожара" заставляет вспомнить этнографические данные о ежегодном обряде сожжения соломенного чучела Мары, Морены, Костромы, Купалы, широко распространенного в славянских землях. Однако между костром в форме женской фигуры и женским чучелом, бросаемым в бесформенный костер, есть существенное различие в самой идее обряда: чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.


Главным возражением против этой гипотезы является несомненная однократность весьма торжественного обряда, произведенного в древнем Шумске. И "пожары", оставившие зольники, и костры, в которых сгорали небольшие соломенные куклы Купалы или Костромы, были ежегодными, обычными. Здесь же перед нами уникальный обряд, аналогии которому не находятся.


2. Вторым, и более естественным, является предположение о жертвоприношении по какому-либо особому, исключительному случаю: стихийное бедствие, засуха, эпидемия.


Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и крадой возле него.


Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от "мор", "морить"), которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: "в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула"; "Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает" (иногда -- "титьки её на грядке висят").

====================================================


Это были Научные показания, во многом совпадающие с логической интуицией по данному вопросу и Оккультными выводами. Какую же информацию по Данной Богине получает и имеет Оккультная Практика? В этой части своего опуса я и постараюсь разъяснить предельно кратко и наиболее ясно. Имеются также и совпадающие с Научными сведения, что Божество Мара ещё и символизировала "Чёрную Луну"- или же современным языком выражаясь: "Новолуние". В Оккультизме такой день называется "День Мары". В традициях Элинов такие дни именовали: "Дни Гекаты". Точно также Богиня Морена нередко применяет Силы Марса. Основная планета- представитель Её Сил является Марс первостепенно, второстепенно - Луна. В Астрологии дни недели, присущие Маре есть вторник и понедельник. Как и было сказано выше, Морена является Божеством Смерти и Мира Нави- Загробного Мира. При контактировании с Ней вершатся в основном Ритуалы деструктивной направленности: На поражение врагов, на разрушения в основном. Иной раз иногда Её Сила и Энергия применяются в приворотах. Но в целом всё же в порчах и проклятиях, и в защитных обрядах- вершащих именно Её Жрецам и Волхователям. Также имеет свои образы - ипостаси в других Древних Язычествах: Она же нарекалась Геката у Древних Элинов, Она же Эрешкигаль в Шумеро- Аккадской традиции, Она же Кали в Индуизме. В традициях Вуду Она имеет тоже свой образ, именуемый Маман Бригитта. У Славян всегда описывалась и представлялась женщиной, облачённой полностью в чёрные одежды, с косой (С/Х орудием) и с невидимым лицом. Становится ясно и понятно ещё одно явление, почему в Деревенском Чернокнижии Её нарекают именно САМОЙ Смертью, приходящей за любым живым, кого захочет забрать в Мир Навий- на Землю Предков. И в отличии от заявлений нынешнего современного "неоязычества", самоназывающегося "родноверием" ныне, и базирующегося на крайне нелепых и фантастических измышлениях, Божество Морена 100% никогда не имела никаких сходств с некой "доброй феей". Которая попеременно и в зависимости от ситуаций якобы меняла свои образы: То якобы лютая- свирепая во всём чёрном и рваном одетая старуха, то либо в белом платьице добрая красивая девушка с косичкой. Данная информация от неоязычества- "родноверия" является не более чем нелепыми измышлениями. Интересующимся советую изучать информацию, подаваемую Исторической Наукой и Народной Литературой. И представленную строго от Первоисточников, нежели чем копаться в белиберде от всяких лжеучёных и новоявленных псевдоволхвов с подпольным компартийным истинным настоящим. Будьте внимательны и разборчивы! УДАЧИ!

При желании вы можете оставить отзывы о Маге Танатосе.