Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Александр Башлачев

27 мая 1960 года Александр родился в городе Череповец. Отец: Башлачев Николай Алексеевич. 1936 г.р. ЧМЗ. теплосиловой цех, начальник участка. Мать: Башлачева Нелли Николаевна. ШРМ №4, преподаватель химии. В период с 1967 по 1977 учился в городе Череповце,в средней школе. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником.

В 1978 уволился и поступил в Уральский государственный университет (г. Свердловск), на факультет журналистики. В это время часто ездит в Череповец, где пишет тексты для Череповецкой группы «Рок-Сентябрь».

В 1983 году появляется первая известная нам песня - «Грибоедовский вальс». Чуть позднее, в этом же году, появляются несколько других известных произведений. Окончив университет, вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист». Там он писал статьи про завод, а позже про кафе - Буратино.

В мае 1984 года посетил питерский рок-фестиваль, там купил себе гитару. В сентябре того же года на квартире у своего друга Леонида Парфёнова показал свои песни А. Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого Саша уехал из Череповца в Москву с серией квартирников. Потом в Ленинград, где и остался. Как говорил Саша: «В Москве можно жить, а в Ленинграде стоит жить!»

Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали».

В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом «Третья столица». Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А. Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.

Апрель1986 г. - запись на домашней студии А. Липницкого на Николиной горе альбома «Вечный Пост». Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня».

1987 г. - редкие квартирные концерты. Весна - съемки в документальном фильме А. Учителя- «Рок». В процессе съемок от участия в них отказался. Из фильма убраны все кадры с участием Башлачёва.

Основное событие этого года с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Август - написана последняя песня. Не сохранилась. С этого дня новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии, совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне V фестиваля). Сентябрь - съемки в фильме «Барды покидают дворы», от участия в которых в процессе работы отказался.

В 1988 году несколько концертов в Москве. 29 января на квартире Марины Тимашевой был последний концерт Башлачева.

17 февраля 1988 года покончил с собой, выбросившись с девятого этажа.
Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок.

Сайты, посвященные Александру Башлачёву:
http://www.bashlachev.org/
http://bashlachev.spb.ru/

Аудио, фото, видео на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец - 17 февраля 1988, Ленинград) - советский поэт , рок-бард, автор и исполнитель песен . Один из представителей советского андеграунда .

Биография [ | ]

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны . После окончания школы в 1977 году пробовал поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова , однако не поступил из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв познакомился с будущим журналистом Леонидом Парфёновым . В 1977-1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате . В 1978-1983 годах учился в Свердловске в Уральском государственном университете на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким , по приглашению которого отыграл серию «квартирников » в Москве и Ленинграде . Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. Первый концерт-квартирник Башлачёва в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова , второй - через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках . В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба , поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка » . В это же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни . Позже эта запись вышла под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считал себя директором Башлачёва .

На следующий год Башлачёв окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб . С помощью того же Фирсова с марта 1986 года был официально трудоустроен в котельной «Камчатка» . В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Весной 1987 года был занят на съёмках в документальном фильме Алексея Учителя «Рок ». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события .

В июне 1987 года выступил на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, затем выступил на рок-фестивале в Черноголовке . В августе 1987 года участвовал в съёмках фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался. 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Смерть [ | ]

Дискография [ | ]

  • 1989 - () - запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием .
  • 1990 - () - запись сделана в январе -го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 - (), (2CD) - запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня .
  • 1992 - (3), (2CD) - запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке .
  • 1994 - - записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му » на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор - Вячеслав Егоров «Аквариум» .
  • 1994 - (2CD) - записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1995 - Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) - записано 18 марта 1985 года с Шевчуком . Расширенная часть концерта Александра Башлачёва выпущена в 1997 году под названием
  • 1996 - - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 - - записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 - - записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко .
  • 1998 - - записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 - - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 - - записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1998 - - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1999 - - запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал - Александр Башлачёв; гитара - Андрей Шаталин ; клавиши - Павел Кондратенко ; бас, перкуссия - Святослав Задерий
  • 2002 - - 1, 2, 7 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3-6 - записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8-11 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 - записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 - записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка - Борис Гребенщиков. 15-20 - записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
  • 2006 - «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.
  • 2014 - «Серебро и слёзы », трибьют-альбом , посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года . В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост , они же записали большую часть аккомпанемента .

Краткая хронология записей [ | ]

Названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом. В скобках римская цифра (I -VII ) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.

Видеография [ | ]

Память [ | ]

Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище

Музей [ | ]

Памятники [ | ]

Бюст А. Башлачёва на стене здания череповецкой филармонии

Фестивали и концерты [ | ]

  • 21 февраля 1988 года [ ] состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
  • 20 ноября 1988 года во Дворце спорта «Лужники» состоялся концерт памяти Башлачёва, на котором выступили специально приехавшая из США на этот концерт Джоанна Стингрей и группа «Кино ». На этом концерте впервые в СССР из партера были убраны стулья и поднята сцена, как это принято на концертах рок-музыки. Однако, выступление Виктора Цоя было прервано, когда его оборвали, пустив фонограмму песни Башлачёва «Время Колокольчиков», которой должен был завершиться концерт, после чего зрителям было велено покинуть зал. Зрители стали бурно выражать свое недовольство, но лидер группы «Кино» вновь появился на сцене и успокоил толпу .
  • 27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор - общественный деятель Светлана Кунина.
  • В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения «Палитра N» .
  • 27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
  • 27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор - мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
  • 26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор - череповецкая мэрия.
  • 25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачёва - Николая Носкова , финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
  • 24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачёва, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин , «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор - общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru . Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова , Вячеслава Бутусова , Юрия Шевчука , Константина Кинчева , Олега Сакмарова , Федора Чистякова , Севы Новгородцева .

Музыкальные посвящения [ | ]

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад,
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь - это поезд Свердловск-Ленинград - и назад!»

«Разные люди», 19??

  • Смерть А. Башлачёва упоминается в песнях:
  • Памяти А. Башлачёва посвящены песни «Солнце за нас» (при жизни) из альбома «Шестой лесничий » и «Шабаш » (как песня, так и весь альбом) из одноимённого альбома группы «Алиса »
  • В песне Славы КПСС «5500» - «Мой товарищ Башлачёв молча выпал из окна»

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в «Шестом лесничем» есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется «Солнце за нас». Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

  • в песне Александра Логунова «Бди, брат» есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • У группы «Немного нервно» в песне «Ты и твои женщины» - строчка «Нет у меня ни Башлачёва, ни Летова, Ни змеиного яда, ни дверей восприятия.» .
  • в песне «Жизнь красивая» из альбома «Прозрачный» (группа «ДДТ»") есть строчка, посвящённая Башлачёву. («Я узнал тебя в час рождения яблок, листьев, гуманных замыслов, и в башлачёвское наводнение я найду ещё пару главных слов»)
  • В песне «Мужество заваривать чай» с альбома «Галя Ходи» (группа ДДТ) есть строчка: «Твой чай пили СашБаш, Майк Науменко, Цой, теперь пришло наше время косить отстой»
  • Юрий Наумов посвятил песню «Ночной Полёт» Башлачёву:

Ночной Полёт (часть 2-я)

Шаг из окна...
Жажда весны больше сна;
и я взлетел над ледовым безумьем,
над нервным сплетением
каменных тел.

«Юрий Наумов»

  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Некому берёзу заломати» - Дмитрий «GARM» Левин [ ]
    • «Русское поле» - Максим Касьянов
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф
    • «Прощание» - Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» - Александр Щербина
    • «Зимняя баллада» - группа «Гудвин и Банда-на»
    • «Патроны» - Николай Макеев (группа «М4») [ ]
    • «Дороги» и «Просвистела» - Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ »)
    • «Казак» и «Вымыты дождём» - Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин ») на концертах признаётся, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» - Константин Кинчев (группа «Алиса »)
    • Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» - Яна Дягилева [ ]
    • «Вороны» - Эдуард Старков (группа Химера)
    • «Памяти А. Башлачёва» - группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачёва» - исполнитель Decorator
    • «В тесте» - группа Серебро
    • «СашБаш» - Алексей Витаков
    • «Разведчик» - НАТЕ!
    • «Памяти Александра Башлачёва» - Максим Цепелев (группа «Дети одной реки»)
    • «Ложь» - Ольга Ступина
    • «Штурмуя небеса» - Lounа
    • «Связной» - Максим Ляшко

Поэтические посвящения [ | ]

  • Стихотворение Янки Дягилевой «А. Б.»
  • Стихотворение Александра (Шамана) Красовского «Памяти Башлачёва»
  • Стихотворение Николая Стародубцева (Звездодуба) «Манифест удивлённых»

Театр [ | ]

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачёва.

Библиография [ | ]

(Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

Примечания [ | ]

  1. Александр Башлачёв - рок-бард, поэт
  2. Окуджава Б. Люблю оттого, что болит… // Огонёк (Москва). 1988. № 25. с. 24.
  3. БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЕВА
  4. Татьяна Кокина-Славина «Зачем Гребенщиков носил с собой запасные джинсы и почему дамы обожали Башлачева» // kokina.ru, 2010
  5. Екатерина Борисова. Друг народа // FUZZ : Журнал. - 2003. - Вып. № 11 .
  6. Фотография похорон, из бонус-трека фильма (неопр.) . Александр Башлачёв - фотогалерея . Йа-Хха. Авторский сайт Рашид Нугманова. Проверено 3 апреля 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  7. 17 февраля 1988 года погиб поэт Александр Башлачев
  8. Святослав Задерий . О СашБаше, о Кинчеве, о себе, о жизни // Забриски Райдер № 6, 1997

Башлачёв Александр Николаевич (род. 27 мая 1960, Череповец – умер 17 февраля 1988, Ленинград) – российский поэт, автор песен и исполнитель. Член Ленинградского рок-клуба, признанная легенда русского рока. В музыкальной среде также известен как СашБаш. За свою недолгую жизнь Александр написал чуть более сотни стихотворений, причём свои самые известные произведения создал в течение двух лет.

Александр Башлачев – биография

Будущий поэт родился в городе Череповец в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевич Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. Александр не был единственным ребёнком в семье – его младшая сестра Елена родилась в 1968 году. Склонность к творчеству у мальчика обнаружилась в раннем возрасте – как говорил сам Александр на творческом вечере газеты «Рокси», своё первое стихотворение он написал когда ему было три года. На том же выступлении он прочёл одно из его четверостиший, заметив, что тогда он не знал значения всех слов, но чётко осознавал понятие рифма:

Налётчик был бывалый ас.
Он вывел самолёт из пике,
И самолёт пришёл домой,
Как будто ехал коммюнике.

Как вспоминала Нелли Николаевна, Александр довольно быстро научился читать, причём никто его этому не учил. В дошкольном возрасте он мог бегло читать «взрослые газетные» тексты и был хорошо развит. Уже в школе у Башлачёва проявилась склонность к гуманитарным предметам и особенно к литературе. Тогда же он начал проявлять интерес к музыке, самостоятельно научившись играть на пианино и отказавшись от дальнейшей учёбы в музыкальном классе, считая, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.

Среднюю школу Александр закончил в 1977 году. Мама поэта надеялась, что он поступит в технический институт или университет, однако сам Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам. По окончании школы он отправился в Ленинград поступать на факультет журналистики и блестяще прошёл первый экзаменационный тур. Но препятствием для поступления послужило отсутствие публикаций, из-за чего Саша был вынужден вернуться в Череповец, где устроился работать художником на металлургический комбинат. В Ленинграде СашБаш знакомится со своим земляком Леонидом Парфёновым, впоследствии ставшим известным журналистом.

Параллельно работе Башлачёв поступает в школу юного журналиста, работавшую при череповецкой газете «Коммунист». Там он делает ряд публикаций, которые позже помогут ему осуществить задуманное и стать студентом, осваивающим интересующую специальность. В апреле 1978 года Александр увольняется с завода, а летом поступает на факультет журналистики в Уральский государственный университет Свердловска (Екатеринбург), который заканчивает в 1983 году. После этого он возвращается в Череповец, где становится штатным корреспондентом «Коммуниста», в котором пишет на разные темы, в том числе и о музыке. В газете он работает до 1984 года.

Александр Башлачёв – творчество

Первые литературные произведения Александр начал сочинять в школьные годы. В 1974 году вместе со своим приятелем Максимом Пермяковым Башлачёв пишет роман «Агент 0013, или Супермен в СССР», который пользовался большим успехом среди однокашников будущего рок-барда. К слову, высокую оценку получали и его программные сочинения, которые всегда попадали в число лучших.

Первые известные поэтические произведения Александр написал в старших классах. Поначалу это были юмористические зарисовки, которые зачитывались на школьных мероприятиях или в дружеской среде. Известно также, что будучи учеником девятого класса СашБаш написал политическое стихотворение, к сожалению, не сохранившееся, в котором между собой вели беседу поэт Владимир Маяковский и руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев. В 1979 году по предложению Ирины Корниенко, учившейся в том же Уральском государственном университете, только на курс старше, Башлачёв принимает участие в сочинении романа в письмах, некоторые из которых сохранились.

Участие в «Рок-сентябре»

В 1979 году Александр Башлачёв знакомится с музыкантами череповецкой группы «Рок-сентябрь», для которой начинает писать тексты песен. Коллектив активно выступал на дискотеках и имел большой успех. В том же году группа принимает участие в смотре-конкурсе самодеятельных групп, проходившем в Вологде, где исполняет песню на стихи Башлачёва «Нет войне!», а осенью выступает на череповецком фестивале «Красная роза», где также исполняет несколько песен авторства Александра.

Благодаря участию в «Рок-сентябре» СашБаш открывает для себя мир современной русской рок-музыки. В 1980 году коллектив принимает участие в конкурсе «Золотой камертон», где также выступает Юрий Шевчук со своим « ». Вскоре музыканты начинают сотрудничать, а Юрий и Александр становятся приятелями. В 1983 году Шевчук вместе с «Рок-сентябрём» записывает альбом «Компромисс», а в свободное от записи время часто общается с Башлачёвым, обсуждая творческие вопросы, музыку и литературу.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» фактически прекращает своё существование. Лидер коллектива Вячеслав Кобрин знакомится с лидером таллинской группы Magnetic Band Гуннаром Грапсом, который предлагает ему стать гитаристом коллектива. Кобрин переезжает в Таллин, где и живёт по сей день. Благодаря этим переменам Башлачёв принимает решение заняться сольным творчеством.

Башлачёв – сольное творчество

Весной 1984 года СашБаш отправляется в Ленинград, где посещает рок-клубовский фестиваль. Тогда же он покупает свою первую гитару, которую осваивает самостоятельно. В том же году он сочиняет свои самые известные песни, в числе которых «Время колокольчиков», «Чёрные дыры», «Подвиг разведчика», «Осень» и многие другие. Начинается период квартирных концертов Башлачёва.

Сначала Александр пел песни для своих друзей. Он делал это охотно, а для пущего эффекта надевал на руку браслет с колокольчиками, перезвон которых можно услышать на большинстве сохранившихся записей. В сентябре 1984 году дома у Леонида Парфёнова Башлачёв играет свои песни Артемию Троицкому, который приходит в неописуемый восторг и предлагает автору срочно ехать покорять столицу. В конечном итоге СашБаш перебирается в Ленинград, где проживает у своей фиктивной супруги Евгении Каменецкой.

Пик творческого расцвета музыканта пришёлся на 1985 год. Александр даёт множество концертов, делает несколько полупрофессиональных записей. В этот же период многие выступления СашБаша фиксируются на плёнку и впоследствии будут выпущены официально на компакт-дисках. Александр знакомится с ведущими отечественными рок-музыкантами, в том числе с Константином Кинчевым, Виктором Цоем, Петром Мамоновым, Борисом Гребенщиковым, а также принимает участие в фестивалях рок-клуба, членом которого он становится в 1987 году. В отличие от других участников клуба, он был принят в него без предварительного прослушивания.

В 1986 году сделаны самые известные записи Башлачёва. В январе его песни записывает Александр Агеев на своей домашней студии. Эта фонограмма становится самой известной. В полной версии она издаётся под названием «Лихо» на двух компакт-дисках (уже после смерти автора), а её фрагменты используются для формирования различных сборников, в том числе изданных на виниле «Время Колокольчиков» и «Всё Будет Хорошо».

Весной того же года Александр Башлачёв записывает альбом «Вечный Пост». Запись проходит на студии группы «Звуки Му», располагавшейся в то время на даче Александра Липницкого на Николиной горе. Александру ассистирует звукорежиссёр Вячеслав Егоров, работавший в то время с группой «Аквариум». Но результат автора не устраивает и он уничтожает запись. Впоследствии для официальных изданий будет использоваться копия, которую СашБаш подарил Александру Липницкому.

На протяжении 1987 года Башлачёв даёт немногочисленные квартирные концерты, а также выступает на 5-ом фестивале Ленинградского рок-клуба. Это выступление снимали на видео и в 2015 году запись выпустили на DVD. Новых песен рок-бард не пишет, 1987 годом датированы лишь некоторые четверостишия. Последняя песня – «Вишня» – им была написана весной 1986 года. Александр пребывает в депрессии и в поисках выхода из неё некоторое время живёт на даче у Ирины Линник (Комаровская сестричка, в среде рок-музыкантов её также называли ведьмой), которую впоследствии пытался убить лидер группы «Ноль» .

Летом Башлачёв получает приглашение принять участие в документальном фильме Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным». Александр принимает приглашение и даже записывает для этой картины в студии Ленинградского Дома Радио несколько песен. Но в последний момент, уже находясь на съёмочной площадке в Киеве, он отказывается от участия в фильме. Несколькими месяцами ранее он точно также отказался от участия в фильме Алексея Учителя «Рок».

К началу 1988 года состояние депрессии Башлачёва усиливается. Он практически не играет концертов, а на немногочисленных выступлениях выглядит усталым. 29 января дома у Марины Тимашевой состоялся последний из записанных на плёнку квартирный концерт СашБаша, впоследствии изданный в седьмом томе антологии от издательства «Отделение Выход». После Александр сыграл ещё несколько квартирников, на которых исполнял и песню «Архипелаг гуляк», но, к сожалению, их записи не сохранились.

Зимой 1988 года поэт соглашается принять участие в съёмках фильма «Город» режиссёра Александра Бурцева по сценарию художников-митьков Виктора Тихомирова и Дмитрия Шагина. Сцену с участием Башлачёва должны снимать 17 февраля 1988 года. Утром участники картины собрались, оператор сделал несколько планов, посадив вместо героя похожего паренька и снял эмоции зрителей. Но вместо СашБаша на площадку пришла Марьяна Цой и сообщила о его гибели.

Смерть Александра Башлачёва

Александр Башлачёв погиб утром 17 февраля 1988 года, выбросившись из окна квартиры своей фиктивной жены Евгении Каменецкой. Как она рассказывала в фильме «Смертельный полёт», накануне поэт пребывал в расстроенных чувствах и хотел разговаривать с собравшимися, но из-за сильной усталости они не были готовы пойти ему навстречу. Утром Евгению разбудил звонок в дверь. На пороге стоял милиционер, который и сообщил о произошедшей трагедии.

Организацией похорон занималась Марьяна Цой. Похороны Башлачёва прошли 23 февраля 1988 года. Траурную церемонию снимала на плёнку группа Алексея Учителя. Позже эти страшные кадры были опубликованы в качестве бонуса на DVD-издании фильма «Рок». На гроб музыканта положили гитару. Башлачёв похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга, квартал №3, участок №3. Рядом с могилой поэта стоит дерево, которое поклонники украсили колокольчиками, звон которых в ветреную погоду служит ориентиром.

6 июня 2005 года Александра Башлачёва заочно отпели по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. Разрешение на отпевание и благословение получил основатель группы «Алиса» Святослав Задерий.

Личная жизнь Александра Башлачёва

В 1985 году Александр фиктивно женился на Евгении Каменецкой. Заключение брака было вызвано необходимостью получения Башлачёвым ленинградской прописки. По стечению обстоятельств, именно из окна Евгении СашБаш выпал утром 17 февраля.

В конце сентября же 1985 года у Александра родился сын Иван. Имя матери – Татьяна Авасьева. Младенец появился на свет неизлечимо больным и вскоре умер. Ему посвящена баллада «Ванюша». Не исключено, что именно в этот момент произошёл надлом, вызвавший у поэта депрессию, которая в конечном итоге и привела к трагической развязке.

11 мая 1986 года Башлачёва знакомится с Анастасией Рахлиной, которая становится его последней возлюбленной. Сама она считает их встречу не «знакомством», а «узнаванием». К тому времени Анастасия уже слышала Сашины песни, но попасть не его концерт ей не удавалось. Сама она описывает их встречу как случайную: Настя была в гостях у своей подруги Ольги, которой позвонил режиссёр Борис Юхананов, сообщивший, что находится поблизости вместе с приятелем и им нечего делать. Приятелем оказался СашБаш, с которым после этой встречи Настя уже не расставалась.

Осенью 1988 года, уже после смерти Александра, Анастасия родила сына Егора. Сегодня он является прямым наследником Башлачёва и обладателем прав на его произведения. 18 февраля 1998 года Настя с Егором приняли участие в программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Документальные фильмы о Башлачёве

На сегодняшний день снято два документальных фильма об Александре. Первый называется «Смертельный полёт». Его премьера состоялась на телеканале «Россия» в 2005 году.

Годом позже свой фильм о Башлачёве снимает Александр Липницкий. Эта документальная картина входит в цикл «Еловая субмарина», а её премьера состоялась на телеканале «Ностальгия». Кроме того, об Александре была снята телепередача из цикла «Как уходили кумиры».

Книги Александра Башлачёва

К сожалению, при жизни Александра не было выпущено ни одной книги его стихов. Издания стали появляться спустя много лет после его смерти. В 2010 году впервые была издана биография поэта и музыканта, которую составил Лев Наумов. Впоследствии книга была дополнена новыми материалами и переиздана.

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») - российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей - поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд» .

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино - практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) - далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 - уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, - сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня - «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. - «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» - ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 - этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком , спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года - необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко - всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» - он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов - именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. - съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года - с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня - «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате - «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича , песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко , поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой - был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, - похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа - родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов - тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, - Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» - чистой воды фантастика.

© (компиляция по материалам сети)

27 мая 1960 года Александр родился в городе Череповец. Отец: Башлачев Николай Алексеевич. 1936 г.р. ЧМЗ. теплосиловой цех, начальник участка. Мать: Башлачева Нелли Николаевна. ШРМ №4, преподаватель химии. В период с 1967 по 1977 учился в городе Череповце,в средней школе. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником.

В 1978 уволился и поступил в Уральский государственный университет (г. Свердловск), на факультет журналистики. В это время часто ездит в Череповец, где пишет тексты для Череповецкой группы "Рок-Сентябрь".

В 1983 году появляется первая известная нам песня - "Грибоедовский вальс". Чуть позднее, в этом же году, появляются несколько других известных произведений. Окончив университет, вернулся в Череповец, где год проработал в газете "Коммунист". Там он писал статьи про завод, а позже про кафе - Буратино.

В мае 1984 года посетил питерский рок-фестиваль, там купил себе гитару. В сентябре того же года на квартире у своего друга Леонида Парфёнова показал свои песни А. Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого Саша уехал из Череповца в Москву с серией квартирников. Потом в Ленинград, где и остался. Как говорил Саша: "В Москве можно жить, а в Ленинграде стоит жить!"

Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества, не участвуя в мероприятиях типа "рок-фестивали".

В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А. Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.

Апрель1986 г. - запись на домашней студии А. Липницкого на Николиной горе альбома "Вечный Пост". Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня - "Вишня".

1987 г. - редкие квартирные концерты. Весна - съемки в документальном фильме А. Учителя- "Рок". В процессе съемок от участия в них отказался. Из фильма убраны все кадры с участием Башлачёва.

Основное событие этого года с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз "Надежда". Август - написана последняя песня. Не сохранилась. С этого дня новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии, совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне V фестиваля). Сентябрь - съемки в фильме "Барды покидают дворы", от участия в которых в процессе работы отказался.

В 1988 году несколько концертов в Москве. 29 января на квартире Марины Тимашевой был последний концерт Башлачева.

17 февраля 1988 года покончил с собой, выбросившись с девятого этажа.
Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок.

Сайты, посвященные Александру Башлачёву:
http://bashlachev.spb.ru/