Александр герасимов сталин и ворошилов в кремле. Первый красный офицер

) зацепился за картину Герасимова "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле".

Сначала возник вопрос:
-- Почему отсутствует пролет решетки ограждения?
И сразу второй:
-- Где именно герои прогуливаются?
На второй вопрос ответ очевиден:
-- Как где? В Кремле. Это явствует из названия картины.
И действительно -- по тому как сходятся стены к Водовзводной башне, ясно, что мы внутри многоугольника Кремля, а не Большом Каменном мосту, как я подумал сначала.

Но минуточку. В Кремле нет таких высоких гор, чтобы были выше Кремлевской стены. И мостов тоже нет. Так где же они? Не на крыше же? Откуда на крыше брусчатка?
Или это фантазия соцреалиста?

Взглянем на панораму этого места:

1 -- это та самая Водовзводная башня Кремля.
2 -- предполагаемая точка "съемки". Там как раз уголок Оружейной палаты высовывается рядом с Боровицкой башней. Почему? Потому, что вид отсюда будет прямо как на картине на Софийскую набережную (3).
3 -- Софийская набережная, на которой экскаватор на картине что-то роет, видимо ремонтируют или расширяют.
4 -- Боровицкая улица Кремля, по которой и могли бы гулять вожди после дождя, кабы она была на высоте третьего этажа Оружейной палаты.
5 -- Дом правительства, видимый и на правом краю картины.

Так, выходит, Боровицкая улица?
Посмотрим:

Гм... В асфальт закатали... Посмотрим покрупнее тротуарчик в тени дерев...

А вот и решеточка! Та самая! Есть контакт!

Так почему же пролет отсутствует в решетке на картине?
-- Видимо, чтобы воду Москва-реки показать.

Только не учел Герасимов, что убирать пролеты на улице, поднятой фантазией на 30 метров над землей, небезопасно для жизни любимых вождей всех народов!

Я б такому не то, что Сталинскую премию не дал, но и выводы бы сделал...

С Третьяковской галереей, предложив блогерам написать о картинах из фонда музея. Мне досталось полотно Александра Герасимова «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»

Художник Александр Герасимов начинал как импрессионист. Но потом, быстро поняв, что в Советском Союзе у этого стиля нет никаких перспектив, переквалифицировался в социалистические реалисты. Ученик Серова, Коровина и Архипова, сделал блестящую карьеру, став придворным художником, академиком, первым президентом Академии Художеств СССР. Лауреат четырех Сталинских премий. Одна из них – Сталинская премия первой степени (1941) как раз за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». С формулировкой: «За выдающиеся произведения в области искусства и литературы». С нее были сделаны бесчисленные репродукции, а самого Герасимова стали называть «Веласкесом Сталина».

Картина была написана на заказ – специально к 20-летию Красной Армии. На ней должен был быть изображен Величайший Гений Всех Времен и Народов. Выбор соратника оставался за художником.



Герасимов дружил с Климентом Ворошиловым и пользовался его покровительством. Известно не менее дюжины портретов Наркома Обороны кисти Герасимова. И художник решил польстить и достойно отплатить своему покровителю – он мог изобразить рядом со Сталиным, например, Буденного, Молотова или Калинина.

Картина написана в жанре соцреализма, хотя мокрый после дождя асфальт, блики, облака и листва выдают и юношеское увлечение импрессионизмом. В этой картине Герасимов использовал свой любимый пейзажный мотив обновления природы, когда «разбегаются облака и чувствуется сок освеженной дождем зелени».

Смысл картины прост: во взорах Сталина и Ворошилова читаются сила и непреклонная большевистская воля вести и дальше народ от победы к победе. Чужой земли мы не хотим ни пяди. Малой кровью и на чужой территории. Первоначально полотно называлось «На страже мира», но так как стража не удалась и через год началась Вторая Мировая война, то название пришлось сменить. В народе картину назвали «Два вождя после дождя».

Глубже всех смог постигнуть творчество Герасимова наш министр культуры Владимир Мединский: «Когда смотришь на полотна Герасимова, понимаешь, что речь идет не только о коммунистической пропаганде и агитации, а о том, что люди действительно верили в то, что изображали. Они стремились к совершенству, хотели сделать мир лучше. И вера их, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые остались нам в наследство. Это образцы совершенного мастерства».

После разоблачения культа личности Герасимов попал в опалу. Он был снят со всех своих постов. Его картины убрали в запасники. Но история полотна на этом не закончилась.

В семье художника хранилась картина Герасимова "Колхозное стадо"(1959). В 1991 году работа была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях. Ее исследование показало, что «стадо» написано поверх другого сюжета. Оказывается, Герасимов решил замалевать один из своих старых эскизов. Часть краски смыли и перед зрителями открылась совершенно уникальная картина.

В центре полотна доярка с недоумением рассматривает двух вождей гигантского размера. Они как мираж в пустыне закрывают собой весь горизонт.

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Александр Герасимов – единственный в мировой истории живописец, который будучи при жизни сначала импрессионистом, а потом соцреалистом, смог стать после смерти еще и постмодернистом.

Не знаю, как было до революции или на заре советской власти, но вот сейчас войти простому человеку в Кремль на экскурсию можно только через одни ворота, расположенные под Троицкой башней. Из этих же ворот выезжают и все правительственные машины, так что, если очень повезет, можно увидеть какое-нибудь высокое лицо, приезжавшее на встречу с лицом еще более высоким.

Подойти к воротам можно через Александровский сад, взобравшись по тропинке прямо под кремлевскими стенами. Зимой под этими стенами устраиваются ледяные горки, а летом там круче всего во время сильного дождя: кремлевские водосточные трубы из каких-то соображений сделаны очень короткие, и изрыгающиеся из них потоки воды это почти всемирный потоп …

После одного из таких дождей, видимо, и была нарисована картина «И.В.Сталин и К.А.Ворошилов на прогулке в Кремле», которую в народе так и назвали «Два Вождя после Дождя».

Место, где нарисованы вожди, - совсем рядом со входом на территорию Кремля, точно напротив Оружейной палаты и Алмазного фонда. В Алмазном фонде находится алмаз Шах в 90 карат, его история очень интересна. Шах, а в придачу еще два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, двадцать старинных манускриптов и оружие были получены Россией в 1829 году за гибель автора «Горя от ума» Александра Грибоедова, который был убит толпой фанатиков в Тегеране. «Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, простреленной на дуэли» - пишет Пушкин в «Путешествии в Арзрум».

Похоронен Грибоедов в Грузии на горе Мтацминда, и жена его, шестнадцатилетняя грузинская княжна, так никогда после гибели Грибоедова и не вышедшая замуж, написала на его могиле пронзительные строки: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя душа моя?»

Лучшее же место Кремля - это, без сомнения, Соборная площадь, которая находится на самой высокой точке кремлевского холма. Четыре прекрасных белокаменных собора и колокольня Ивана Великого, бывшая в течение нескольких веков самым высоким зданием России, глядят друг на друга и на нас на этой площади. И никому, слава Богу, нет дела, что соборы построены вперемешку русскими, итальянцами и даже одним англичанином. Соборная площадь как бы лишний раз говорит нам, что мир един, а красота не зависит от национальности. Есть на площади одно волшебное место - если встать точно напротив колокольни Ивана Великого и начать приближаться к ней, опустив голову, а потом, метрах в десяти от стен, резко задрать ее и посмотреть в небо, то колокольня покажется двухмерной театральной декорацией, парящей в воздухе. Попробуйте!

Ну а после Соборной площади вы утыкаетесь в два знаменитых экспоната, - Царь-пушку и Царь-колокол. Оба всегда вызывают у меня улыбку - ну в самом деле, зачем выставлять пушку, которая никогда не стреляла и стрелять не может, и колокол, который никогда не звонил и звонить не будет? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Возможно, вам интересно, бывает ли в Кремле Путин? Наверное, когда-то бывает, но никто не знает, когда именно, и пока что ни один человек не видел его прогуливающимся здесь после дождя.

Художник Александр Герасимов начинал как импрессионист. Но потом, быстро поняв, что в Советском Союзе у этого стиля нет никаких перспектив, переквалифицировался в социалистические реалисты. Ученик Серова, Коровина и Архипова, сделал блестящую карьеру, став придворным художником, академиком, первым президентом Академии Художеств СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий. Одна из них – Сталинская премия первой степени (1941) за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». С формулировкой: «За выдающиеся произведения в области искусства и литературы». С неё были сделаны бесчисленные репродукции, а самого Герасимова стали называть «Веласкесом Сталина».

Картина была написана на заказ - специально к 20-летию Красной Армии. На ней должен был быть изображен Величайший Гений Всех Времен и Народов. Выбор соратника оставался за художником.

Герасимов дружил с Климентом Ворошиловым и пользовался его покровительством. Их даже связывали дружеские отношения. Известно не менее дюжины портретов Наркома Обороны кисти Герасимова. И художник решил польстить и достойно отплатить своему покровителю – он мог изобразить рядом со Сталиным, например, Буденного, Молотова или Калинина.

Картина написана в жанре соцреализма, хотя мокрый после дождя асфальт, блики, облака и листва выдают и юношеское увлечение импрессионизмом. В этой картине Герасимов использовал свой любимый пейзажный мотив обновления природы, когда «разбегаются облака и чувствуется сок освежённой дождём зелени».

Смысл картины прост: во взорах Сталина и Ворошилова читаются сила и непреклонная большевистская воля вести и дальше народ от победы к победе. Чужой земли мы не хотим ни пяди. Малой кровью и на чужой территории. Первоначально полотно называлось «На страже мира», но так как стража не удалась, и через год началась Вторая Мировая война, то название пришлось сменить. В народе картину назвали «Два вождя после дождя».

Но глубже всех смог постигнуть творчество Герасимова наш министр культуры Владимир Мединский: «Когда смотришь на полотна Герасимова, понимаешь, что речь идет не только о коммунистической пропаганде и агитации, а о том, что люди действительно верили в то, что изображали. Они стремились к совершенству, хотели сделать мир лучше. И вера их, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые остались нам в наследство. Это образцы совершенного мастерства».

После разоблачения культа личности Герасимов попал в опалу. Он был снят со всех своих постов. Его картины убрали в запасники. Но история полотна на этом не закончилась.

В семье художника хранилась картина Герасимова «Колхозное стадо» (1959). В 1991 году работа была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях. Её исследование показало, что «стадо» написано поверх другого сюжета. Оказывается, Герасимов решил замалевать один из своих старых эскизов. Часть краски смыли и перед зрителями открылась совершенно уникальная картина:

В центре полотна доярка с недоумением рассматривает двух вождей гигантского размера. Они как мираж в пустыне закрывают собой весь горизонт.

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Александр Герасимов – единственный в мировой истории живописец, который, будучи при жизни сначала импрессионистом, а потом соцреалистом, смог стать после смерти ещё и постмодернистом.

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963) «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». 1938 г.
Холст, масло. 296 x 386 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


В 1938 г. на юбилейной выставке Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-Морского флота наибольшее внимание зрителей привлекал центральный зал, в котором выставлялись произведения, посвящённые вождям Коммунистической партии и Советского правительства. Одно из почётных мест в этом зале занимало большое полотно A.M. ГЕРАСИМОВА «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле».

СТАЛИН и ВОРОШИЛОВ стоят на асфальтовой дорожке Кремля, а перед ними открывается широкая панорама огромной строящейся Москвы. Вожди смотрят в сторону возводящегося на месте снесённого Храма Христа Спасителя Дворца Советов. Перед их взорами предстают многочисленные новостройки: огромное здание Дома Правительства, возвышающиеся над старыми домами Замоскворечья фабрики и заводы, гранитные набережные Москвы-реки и новый широкий Каменный мост. Столица живет кипучим созидательным трудом, строится, вместе с ней строится вся страна и крепнет советская Отчизна.

В то время как у Ворошилова имеются все знаки отличия высокопоставленного советского военачальника (звёзды, медали, нашивки и т.д.), Сталину всё это не нужно, поскольку в воображении зрителей он уже утвердился в качестве сакрального центра всей страны.

Сталин и Ворошилов показаны художником как вдохновители и организаторы Советского государства, их фигуры в широких, развеваемых ветром плащах полны энергии, целеустремленности, спокойствия и решительности. Если Сталин олицетворяет политическую власть, то Ворошилов - Красную Армию. Именно так и задумал написать их Герасимов - как «олицетворение мощи, единства, величия, непоколебимости и уверенности всех народов нашего великого Союза, с одной стороны, и мощи и героизма Красной Армии, с другой, в их сплоченности и монолитности». Первоначально картина была названа - «На страже мира». Советский народ, воплощённый в Сталине, находится под защитой армии, воплощённой в Ворошилове. Парапет является дополнительным символом защиты. Заграждение неожиданно и несимметрично нарушено только в одном месте - чтобы детальнее показать реку и, что важнее, массы людей на набережной.

Позже Герасимов утверждал, что, создавая полотно, он предвидел приближение войны: «Облака как бы предчувствовали то, что должно произойти. Видно, что будет весенняя гроза, что туча пронесётся, она не будет страшной, и опять наступит ясный день. Предчувствие должно было хорошо кончиться...»

Композиция произведения очень лаконична, в фигурах вождей нет обычной парадной застылости и пышности. Сейчас, конечно, можно говорить и упрекать A.M. ГЕРАСИМОВА в лакировке действительности, в служении власть имущим и многих других грехах. Но если немного отвлечься от политической подоплеки этого произведения, то, как художник, Герасимов проявил себя в этой картине не только замечательным портретистом, но и тонким мастером пейзажа, органически связанного с содержанием всей картины.

Художник запечатлел древние стены Кремля с гордо высящейся Водовзводной башней с рубиновой звездой, Москву-реку, величаво несущую свои воды у подножия этих седых стен, Замоскворечье... С большим мастерством передал ГЕРАСИМОВ свежесть весеннего утра после недавно прошедшего дождя, влажность асфальтовой дорожки у Кремлевского дворца, клубящиеся серебристые облака, кое-где разорванные просветами ярко-голубого неба, кристальную чистоту воздуха. Картина написана в серебристой гамме красочных тонов, для неё характерны мощь и смелость живописного решения образов и вместе с тем законченность в самых мельчайших деталях.

Появление картины «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», конечно же, вызвало живой отклик всей общественности. Сегодня, учитывая время написания этого произведения, нетрудно понять, почему печать тех лет называла его «самой значительной картиной выставки». Действительно, картина A.M. Герасимова полна торжественности, монументальности и величия, которые заключались в значительности уже самой темы. В 1941 г. полотно было удостоено Сталинской премии 1 степени, которая присуждалась «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы».

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963) «Колхозное стадо». 1959 г.
Холст, масло.
Частное собрание.

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963) «Колхозное стадо (И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле)». 1930-е - 1940-е, 1959 гг.
Холст, масло.
Частное собрание.


Картина «Колхозное стадо» хранилась в собрании семьи художника, с 1991 года бытовала в различных европейских коллекциях, появлялась на торгах аукционного дама MacDougall’s в Лондоне. Уже в Москве технологическая экспертиза под верхним слоем выявила недописанный вариант знаменитой работы «Сталин и Ворошилов в Кремле».

После расчистки неба Александр Герасимов невольно «стал» автором вполне современной картины в духе соцарта. Особенно хороша фигура доярки в центре - обернувшись, она в изумлении смотрит на вождей. Удивительным оказался тот факт, что в архиве художника сохранился один из отрезанных фрагментов первоначальной картины, который, дополнив основное полотно, сделал его уникальным музейным экспонатом.