«Жизнь и смерть Марины Абрамович. Перформанс — самое честное из искусств

Перфоманс - один из самых неоднозначных видов современного авангардного искусства. Его главное предназначение - шокировать публику.
По сути это своего рода представление, в которое часто вовлекается публика, своеобразный синтез театра абсурда, музыки и спецэффектов.
Направление зародилось среди представителей богемы в 60-х годах прошлого века в Западной Европе и США.

Яркий представитель перфоманса Марина Абрамович. Свои акции она устраивает уже около 40 лет.
Вот лишь некоторые, самые скандальные из них.

«Dragon Heart»


Во время перфоманса Марина Абрамович лежала в центре горящей звезды, с намотанным на голову огромным питоном.

«Ритм 0»


Акция проходила в галерее Studio Mona (Милан). Разложив на столике всевозможные предметы, Марина предложила зрителям действа воспользоваться ими, и сделать что-нибудь с ее телом. Зрители для начала принялись разрезать одежду на художнице. Акцию пришлось прервать в тот момент, когда самый смелый засунул в рот Марины дуло пистолета.

«Смерть себя»


Марина Абрамович и немецкий художник Улай решили дышать одним воздухом, соединив свои рты специальным агрегатом и вдыхая друг друга. Их хватило на 17 минут, после которых оба упали без сознания.
Смысл перфоманса, по объяснению его авторов, исследовал возможность человека поглощать жить его ближнего.

«Балканское барокко»


Перфоманс выглядел просто ужасающе. Художница сидела на огромной горе окровавленных костей, перемывая их.
Акция посвещалась жертвам войны в Югославии.

«Дом с видом на океан»


В течении двух недель женщина жила на открытой платформе, напоминающей квартиру, которая была подвешена на стене галереи. Она не имела возможности спуститься вниз, поскольку лестница была изготовлена из острых, обагренных кровью ножей. Все это время Марина находилась на глазах у посетителей галереи, ничего не ела и молчала.

«The art is present»


Акция длилась 716,5 часов и стала одний из самых долгих перфомансов в истории. По задумке Марина должна была посмотреть в глаза как можно большему количеству посетителей выставки, каждый взгляд фиксировал фотограф. За время перфоманса художница обменялась взглядами с 1500 человек.
Марина Абрамович
Марина Абрамовић
Дата рождения:
Жанр:
Награды:
Работы на Викискладе

Биография

Автор получившей известность инсталляции «Отношения в пространстве» (1976). Полностью раздетая художница и её возлюбленный немецкий художник Улай (Ulay; Уве Лейсипен) изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей. Их совместная работа продолжалась с 1976 по 1989 год . Композиция «Коммунистическое тело, Капиталистическое тело» (1980-е) стала протестом против разделения людей идеологическими барьерами. Инсталляции Марины Абрамович иногда вызывали шок у зрителей (в 1988 году один из зрителей упал в обморок на выставке). В 1997 году Марина Абрамович получила престижную премию «Золотой лев» на Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко» - художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии .

Ритм 0, 1974 год

Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович создала один из своих наиболее сложных и известных перформансов. Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике. Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала: "Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <...> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния".

Работа с Улаем

Марина Абрамович в России

В октябре 2011 года в московском Центре современной культуры «Гараж» открылась «крупнейшая ретроспектива» Марины Абрамович под названием «В присутствии художника» , которую курировал директор центра MoMA PS1 (англ.) русск. и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка

Марина Абрамовић Учёба
  • академия художеств ( )
  • Academy of Fine Arts, Belgrade [d] ( )

Биография

Абрамович родилась в Белграде в Сербии. Её двоюродным дедом был патриарх Варнава из Сербской православной церкви . Её родители были югославскими партизанами во время Второй мировой войны. Отец Марины Войо был командующим, которого приветствовали как национального героя после войны. Её мать Даница была майором в армии, а в 1960-х директором Музея Революции и Искусства в Белграде.

В 14 лет она попросила своего отца купить ей масляные краски. Один из друзей отца решил показать ей, как ими пользоваться: он положил холст на пол, выплеснул на него смесь из красок и подорвал. На этом примере Марина поняла, что в искусстве «процесс важнее результата» .

В 1964 году её отец оставил семью. В интервью 1998 года Абрамович описывала, как её «мать взяла на себя полное управление в военном стиле надо мной и моим братом. Мне не разрешили выходить из дома после 10 часов вечера до 29 лет. <…> Все перформансы в Югославии я свершала до 10 часов вечера, потому что в это время должна была быть дома. Это было абсолютное безумие, но все мои порезы, хлестания, поджигания, которые могли лишить меня жизни, - всё делалось до 10 вечера» .

Она была студенткой университета искусств в Белграде с 1965 до 1970 годы. В 1972 году закончила свои исследования в Академии изящных искусств в Загребе в Хорватии. С 1973 до 1975 годы преподавала в Академии изящных искусств в Нови-Саде , давая первые сольные выступления.

С 1971 до 1976 года Марина была замужем за Нешем Париповичем .

В 2016 году на сайте издательства Penguin Random House появилась информация, что 25 октября 2016 года художница выпустит автобиографию «Walk Through Walls» .

Перформансы и инсталляции

Инсталляции Марины Абрамович иногда вызывали шок у зрителей: в 1988 году один из зрителей упал в обморок на её выставке.

«Ритм 0»

Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович в 1974 году создала один из своих наиболее сложных и известных перформансов. Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике.

Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями.

Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала:

Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <…> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния.

Работа с Улаем

Главными концепциями, которые они исследовали, были личность и индивидуальность художника. Постепенно Абрамович и Улай решили создать коллективное существо, называемое «другое», и говорить о себе как о частях двухголового тела. Они одевались и вели себя как близнецы, и не имели друг от друга секретов.

На одном из первых совместных перформансов в 1977 году , названном «Отношения во времени», Марина и Улай сплели свои волосы и просидели спиной друг к другу в подобном положении 17 часов. На протяжении первых 16 часов они находились только под взором сотрудников галереи. На каждый час отводилось только 3 минуты перерыва, в которые делалась съёмка. Только на 17-й час перформанса, когда Марина и Улай были на грани полного изнеможения, была приглашена публика. Идея заключалась в акцентировании внимания на том, что, подпитываясь энергией публики , человек повышает уровень своих возможностей, в данном случае просидев в таком положении ещё час.

Для перформанса «Смерть себя» художники соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перформанса оба упали на пол без сознания с лёгкими, наполненными углекислым газом. Этот перформанс исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её.

В инсталляции «Отношения в пространстве» (1976) полностью раздетая художница и Улай изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.

Композиция «Коммунистическое тело, Капиталистическое тело» (1980-е) стала протестом против разделения людей идеологическими барьерами.

В течение перформанса «Энергия покоя / Остаточная энергия», проведённого Мариной и Улаем в 1980 году, Абрамович держит лук, в то время как Улай держит стрелу, нацеленную на её сердце, и натянутую тетиву. На протяжении 4-минутного перформанса микрофоны, установленные на Марине и Улае и присоединённые к их сердцам, отслеживали их сердцебиение и передавали этот звук в надетые на них наушники. Идея перформанса заключается в показе безграничного доверия, существующего между партнёрами.

В 1988 году, после нескольких лет натянутых отношений, Абрамович и Улай решили предпринять духовное путешествие, которое окончит их связь. Они отправились в путь с противоположных концов Великой китайской стены и встретились посередине. По словам Абрамович, «Этот поход превратился в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я - от Жёлтого моря. После того как каждый из нас прошёл 2500 километров, мы встретились и простились навсегда» .

«В присутствии художника»

Первая ретроспективная выставка Марины Абрамович состоялась в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства . Во время этой выставки Мариной Абрамович был сделан новый перформанс - «В присутствии художника» (The Artist is Present) . Идея перформанса заключалась в том, чтобы Марина могла, посредством внимательного взгляда, установить контакт с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом. Перформанс длился 736 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям . В первый день перформанса она встретилась с Улаем. Художница не смогла сдержать чувств и расплакалась .

Абрамович в России

В октябре 2011 года в московском Центре современной культуры «Гараж» открылась «крупнейшая ретроспектива» Марины Абрамович под названием «В присутствии художника» , которую курировал директор центра MoMA PS1 (англ.) русск. и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка Клаус Бизенбах . В рамках этой выставки было показано около 50 работ Марины Абрамович, созданных на протяжении четырёх десятилетий . Четыре работы были показаны в формате «реперформанса» специально отобранными и обученными художницей перформерами . Сама Марина Абрамович со 2 по 6 октября провела в «Гараже» пятидневный мастер-класс, в ходе которого она обучала будущих участников её реперформансов своей авторской методике .

Фильмы

Цитаты

У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство - если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй Мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребёнком, и они отдали меня бабушке. Однажды, я ждала бабушку, когда она молилась в церкви. Там я увидела купель - ёмкость, в которую надо было окунуть пальцы перед тем, как перекреститься. Я подумала, что если выпью всю воду, то стану святой. Мне было шесть лет. Я встала на стул и выпила эту воду. Мне только плохо стало. В святую я не превратилась. А вообще всё детство я провела на кухне. Кухня была центром моей вселенной. Там я рассказывала бабушке свои сны, а она рассказывала мне разные истории. Там мы посвящали друг друга во все тайны. Это было место встречи и взаимопроникновения повседневного и духовного .

Многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни .

См. также

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #11908273X // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. Internet Movie Database - 1990.
  3. Marina Abramovic
  4. Demaria, Cristina (August 2004). “The Performative Body of Marina Abramovic”. European Journal of Women"s Studies . 11 (3): 295.
  5. Judith Thurman, Profiles, "Walking Through Walls, " The New Yorker , March 8, 2010, p. 24.
  6. Marina Abramović (неопр.) . Lacan.com. Проверено 11 декабря 2013.

Рубрика: , Март 12, 2015 - 12:17 , Tags ,

Работы сербской художницы-перформансиста Марины Абрамович, по праву, считаются одними из самых интересных и заслуживающих внимание проектов в сфере современного искусства. Они оказали влияние на творчество многих молодых художников, стиль которых пребывал на этапе формирования. Из множества перформансов художницы мы постарались отобрать 5, по нашему мнению, лучших.

Одним из наиболее социальных проектов Марины Абрамович был „Балканское барокко“, который оценили на Венецианской биеннале престижной премией „Золотой лев“. Суть работы заключается в критике явления, которое можно обозначить как чёрное пятно в истории, практически, каждого народа – войне. В данном перформансе художница сидела на полу и перемывала гору окровавленных костей в память жертв Югославской войны.

Главной особенностью всего творчества Абрамович можно назвать способность рисковать и жертвовать чем-то, а иногда и собой, ради искусства и собственных идей. В проекте „Ритм 0“ художница оставила для себя наиболее пассивную роль – оставаться неподвижной на протяжении 6 часов. Основным заданием было проанализировать взаимодействие публики с самим художником во время работы, и искусством как явлением. В зале находилось 72 предмета, которые было разрешено применять по отношению к художнице по своему усмотрению. Некоторые из вещей могли доставлять удовольствие, другие – боль и увечья, а некоторые даже представляли опасность для жизни, такие как нож, или заряженный пистолет. Поначалу публика вела себя достаточно дружелюбно, но, увидев власть в своих руках, понемногу начала действовать агрессивней, позже Абрамович вспоминает: „Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <…> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния“. Таким образом, многие человеческие качества, которые нельзя проявить в социуме, оказались на поверхности, а люди показали себя как достаточно жестокие существа.

Еще одним проектом, основанным исключительно на доверии, но уже не публике, а любимому человеку был проект „Энергия покоя“. На протяжении нескольких минут Абрамович держала лук, а Улай – стрелу, натянутую и нацеленную прямо в сердце Марины. В это время динамики транслировали ритм сердца и учащенное дыхание художников. Любое неосторожное движение Улая или Марины могло закончиться фатальной ошибкой, но проект получился более чем интересным и запоминающимся.

Окончание долгого периода отношений и совместной работы Марины и Улая тоже были оформлены как перформанс. В 1988 году они запланировали духовное путешествие с противоположных концов Великой китайской стены. Пройдя по 2500 км, они встретились посередине и приняли решение проститься навсегда.

Этот список закончит один из последних проектов Абрамович „Присутствие художника“, который состоялся в 2010 в Нью-Йоркском музее современного искусства. На протяжении нескольких суток заданием художника было смотреть в глаза зрителям, которые постоянно сменяли друг друга. За более чем 700 часов перформанса, Марина встретилась взглядом примерно с 1500 людьми, одним из них был и Улай. Стоит упомянуть, что это было их первой встречей после последнего совместного проекта в 1988 году. На несколько секунд художница поддалась эмоциям и расплакалась, но любовь к искусству оказалась сильней и уже через мгновение перформанс продолжился как ни в чем не бывало.

Выросшая в коммунистической югославской семье, Марина Абрамович стала не только одним из самых выдающихся перформансистов XX века, но и, пожалуй, самым влиятельным художником среди женщин в мире.

Перформанс — вид современного искусства, при котором произведением считается непосредственно художественный акт или процесс.

Страдание как основа искусства

Вся жизнь Марины Абрамович нераздельно связана с художественным миром. Она уверена, что без страданий и испытаний, встречающихся на пути человека, невозможно создавать настоящие произведения искусства. Именно поэтому красной нитью, связывающей ее перформансы, проходит тема боли и ее преодоления. А в качестве объекта выступает, как правило, ни много ни мало собственное тело художницы. Она подвергает себя страданиям, исследуя возможности физического тела и пределы человеческого разума.

В самом известном своем перформансе «Ритм 0» Абрамович дала зрителям полную свободу, свое пассивное тело и набор случайных предметов, позволив распоряжаться всем этим, как кому захочется. Среди предложенных ею вещей были розы, пистолет, перья, мед, ножницы. Во время перформанса публика поначалу нерешительная стала вести себя более агрессивно, в результате чего одежда художницы оказалась порвана, кожа порезана, а на саму нее был нацелен пистолет. Этот перформанс явился своего рода кульминацией в череде предыдущих художественных актов Абрамович с названиями «Ритм 10», «Ритм 9», «Ритм 8» и т. д., в ходе которых она теряла сознание, калечила себя, задыхалась от недостатка кислорода, испытывая себя в стремлении найти границы своих возможностей.

Испытание доверием

Абрамович не ограничивалась только физическими страданиями. В 1976 году в Амстердаме она познакомилась с Уве Лейсипеном, немецким художником, выступавшим под псевдонимом Улай. В дуэте с ним были придуманы и воплощены перформансы, раскрывавшие сущность моральных качеств человека. В ходе перформанса «Энергия покоя» Марина и Улай, отклоняясь друг от друга, тянули на себя: она — лук, держась за его середину, а он — тетиву, держась за конец стрелы, направленной в сердце Абрамович. Впоследствии Марина называла этот перформанс одним из самых сложных в своей карьере, так как он был полностью построен на доверии между ней и Улаем. Эксперименты художники проводили не только над собой, но и над публикой, устраивая зрителям психологические испытания. Например, обнаженные Абрамович и Улай на несколько часов встали в проеме двери, ведущей в музей. Посетителям необходимо было протискиваться между ними, чтобы попасть внутрь, причем проход был настолько узким, что человек мог зайти только боком, повернувшись лицом к Улаю или Абрамович.

Возвращение к истокам

После жизни в Австралии и Тибете Абрамович увлеклась темой национального самосознания. В 1997 году за перформанс «Балканское барокко» она получила премию Венецианской биеннале. В течение нескольких дней она, облаченная в белое платье, очищала от мяса и мыла щеткой 1500 говяжьих костей, сидя прямо на горе из них. Во время перформанса художница распевала народные балканские песни и рассказывала истории. Таким образом она хотела привлечь внимание к имевшему место в то время конфликту на Балканах . Но Абрамович довольно редко бывает остро политична. Обращаясь к теме тела, она в 2007 году выпускает видео сборник «Балканский эротический эпос», рассказывающий о балканских народных верованиях и традициях, в которых задействованы половые органы человека.

«Я никогда не хотела иметь мужское тело. Мне кажется, что женщины в любом случае сильнее. Сама способность женщины давать жизнь делает её сверхчеловеком, а остальное неважно»

Художник без пола

В своих работах Абрамович почти никогда не затрагивает тему секса и гендерной принадлежности, однако она всегда отдает предпочтение именно женскому началу. «Я - женщина. Я - художник. Но я не художник-феминист. У художников нет пола», — утверждает она, когда речь заходит о женских мотивах в ее искусстве. «Я никогда не хотела иметь мужское тело. Мне кажется, что женщины в любом случае сильнее. Сама способность женщины давать жизнь делает её сверхчеловеком, а остальное неважно». В одном из своих последних перформансов «В присутствии художника» она несколько часов подряд сидела за столом и смотрела садящимся напротив нее людям в глаза. Но когда напротив сел ее бывший возлюбленный Улай, с которым они расстались довольно болезненно, она не выдержала и расплакалась. Амбрамович написала манифест, где призывала «Никогда не влюбляться в художников». Все же у человека, каким бы выдержанным и стойким он ни был, всегда есть лимит психических возможностей.