Живопись буддизма. Китайская живопись чань буддизма

Тханка "Белая Тара"

Обычно тханки пишут на загрунтованном холсте 75х50 см, однако их также строят из песка, рисуют на стенах, изготавливают в стиле аппликации, вышивают, и так далее. Размер может быть разной: например, для торжественных церемоний и праздников создают тханки огромной величины — до нескольких десятков метров, а для ношения на теле создают миниатюрные изображения, которые вкладывают внутрь гао (ладанок).


"Классическая" тханка состоит из листа, на котором нарисовано или вышито изображение, тканевой основы и следующих элементов: шелковой накидки, кожаных уголков, двух деревянных цилиндров наверху и внизу, с металлической или деревянной ручкой на конце нижнего цилиндра.

Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.


Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения.


Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости.

Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:




Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

Тханки на золотом фоне.

Для создания тханки художник мог купить целый слиток золота, но использовать в работе всего несколько грамм. Сначала художник расплавлял золото, специальным образом очищал его и делал из него листы вроде фольги, которые потом резал на мелкие кусочки и размалывал в ступке, пока золото не превратится в обычную пыль.

Перемолотое золото заливали в отдельной емкости водой и оставляли до утра. На утро золотой осадок подвергали дополнительной обработке и очистке, а затем снова расплавляли и повторяют весь процесс сначала, чтобы извлечь из золота все примеси. Таким образом к моменту завершения приготовления золотой краски от целого слитка оставалось совсем немного

Тханки на красном фоне.

Тханки на черном фоне.


Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.





Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.

Основная "тема" тханок — различные Будда-аспекты или реализованные буддийские мастера.

Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.






В Тибете исторически сложились три основные школы тханка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507-1554).


Стиль карма-гадри начал свое развитие еще при V и VI Кармапах, но только при VIII Кармапе этот стиль окончательно утвердился в восточном Тибете.


VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:


1) формы, рисунок согласно индийским канонам;


2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;


3) композиция и ландшафты в тибетской манере.


Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.


Третий стиль — менсар (мангсар) , или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

Говоря о тханкописи, в первую очередь необходимо отметить, что тханка - это не просто некий вид этнической живописи, относящийся к определенному времени и соответствующей культуре, но сложное символическое изображение различных просветленных энергий, содержащее огромный объем информации. Цель этого изображения - передать тому, кто на него смотрит, энергию Будд, и эстетический аспект тханки подчинен именно этой цели.

Тханка рисуется согласно садхане - текстовому описанию визуализации Йидама, Бодхисаттвы или Будды, - и должна максимально соответствовать ей. Таким образом, тханкопись - это не способ самовыражения художника, но в большей степени практика Дхармы. И здесь важнее всего внутренние процессы и изменение сознания тех, кто потом будет созерцать тханку, а также самого художника в процессе ее создания.

Буддийская живопись ТХАНКИ


Тханки (танки или тхангка) это религиозные картины, прежде всего тибетской традиции, которая сложились, начиная с седьмого по двенадцатый век. Истоки буддийской тханки лежат в индийском религиозном искусстве, но непальский, китайский и кашмирский стиль также повлиял на его развитие. Тханка это живопись на специальном холсте, который обшит в шелковую парчу. Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.
Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения. Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости. Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.
Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:
  • Тханки с разными цветами в фоновом режиме.
  • Тханки на золотом фоне.
  • Тханки на красном фоне.
  • Тханки на черном фоне.
  • Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.

    Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.
    Купить тханку можно у нас в магазине в Москве, у нас есть тханки разных размеров, стилей, есть старинные тханки, а также изображения мандалы божеств.

  • Китайская живопись чань буддизма

    Чань буддизм появился в Китае в 6 веке н.э. Основателем школы Чань буддизма по преданию считается Бодхидхарма, прославленный индийский буддист, ставший первым патриархом Чань буддизма в Китае. Его принял император Ву-адепт буддизма прославившийся строительством монастырей, переводами буддийских писаний обращением множества мужчин и женщин в монахи. В сунское время появляются художники — чань буддисты. Их творчество так же глубоко связано с изображением природы и человека в ней.

    Возникает живопись, которую создают художники чань, и которую можно назвать » Живопись чань».

    Восемь благородных монахов. (фрагмент)


    Художники придерживались стиля Се-и, который характеризуется простыми и широкими штрихами, в ней ценится символический и чувственный образ, полет фантазии, несмотря на кажущуюся небрежность
    (вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах.
    Лян Кай один из классиков «лапидарной кисти».
    Он видел в искусстве способ запечатлеть и уловить то, что наиболее неповторимо в своей свободе и открывается мысленному взору в момент просветления. Чань буддизм искал путь к истине через созерцание, способствующее духовному прозрению, когда человек сливается с окружающим миром. Усилием духа постигает он свое единение с миром.


    Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности. В максимально концентрированном виде живописцы доносят свое ощущение в дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной».

    На примере картины Лян Кая «Поэт, прогуливающийся по болотистому берегу» мы видим истинную картину Чань, отражающюю чань -убежденность в том, что глубокое понимание возникло спонтанно, как будто пришло только что из космоса. «Пустота» присутствует в открытом космосе, в реке и в средней части горы. Спонтанность проявляется в методе выполнения мазков Лян Каем. Это спонтанность работы мастера повышает эмоциональность картины. «Необузданность» мазков усилена прозрачностью форм земли. Если бы все было четко определено в картине, не было бы взволнованности и озаренности, которая ее пронизывает. Этот пейзаж отражает ум художника в момент вдохновения.



    Так же Му Ци писал пейзажи.

    Обезьяна с детенышем. Му Ци

    Ся Гуй (1195-1224) — китайский художник-пейзажист династии Сун. Для его стиля характерна композиция, в которой лишь небольшая часть пейзажа видна, тогда как все остальное скрыто в тумане. В дополнение к его инновации в композиции, его мазки были богаты и разнообразны. Сохранилось немного его работ. Однако, он считается одним из величайших художников Китая.

    Эта работа «Вид на Водопад» (观瀑 图) изображает угол горы Кси. Три путешественники сидят в павильоне и обсуждают водопад на вогнутой части горы справа от них. Облако и туман скрывает основную часть горы, только линия горной вершины открывается. Перед Павильоном сосны, небольшая лодка с тентом причалена к берегу. Видимый на половину берег реки и кусты слева от павильона особенно ярки. Они не только расширяют пространство работы, но и соответствует вершине холма выше. Пейзаж я вызывает особое ощущение цельности и духовной свободы.

    Жилище рыбака после дождя

    Ся Гуй. Жилище рыбака после дождя

    Ся Гуй Далекий вид
    В эпоху Юань Чань философия стала популярной среди образованных китайцев. Чань картина — наглядное пособие для медитации — изображала пейзажи, растения, или святых Чань. Литераторы возродили старую идею — живопись, как бессловесный стих и стихи, как живопись без образов.


    Из-за бледных тонов, принятых этими художниками в их попытке изобразить несущественность всех вещей, их стиль стал известен как «Призрачная живопись». Это видно на примере картины Цянь Сюаня, в болезненно лирическом произведении которого цветовая палитра предназначена для того, чтобы вызвать печаль.

    Приверженцем чань-буддизма был художник и теоретик живописи Дун Цичан (1555-1636); он верил в переселение душ, полагая, что в каждом художнике, несмотря на кажущуюся самостоятельность, живет дух какого-либо художника из прошлого. Впрочем, так же считали и Ми Фэй и Чжао Мэнфу. Прославившая его эстетическая теория, изложенная в трактате «Суть живописи», тоже была выстроена в тесной связи с чань. Дун Цичан ставит в ней «живопись учёных» вэньжэньхуа, ведущую своё начало от Ван Вэя, выше академической придворной живописи. Он рассматривает «живопись учёных» как одну из буддийских духовных практик, способ тренинга, способствующий гармонизации личности и долголетию.

    В послесунский период Южная школа расширялась, находя всё новых сторонников, тогда как Северная школа постепенно приходила в упадок. Южная школа достигла зенита к концу Минской династии, когда, стремясь избежать политических конфликтов при дворе, многие учёные предпочитали не службу, а затворничество, находя в чань необходимый душевный комфорт. Под влиянием этих событий, Дун Цичан, Мо Шилун и Чэнь Цзижу использовали теорию и постулаты чань для изучения исторического развития художественных стилей. Стремясь связать воедино духовную историю чань и историю живописи, Дун Цичан сделал вывод, что они развивались параллельно и из одной точки отсчёта — времён династии Тан (618-907 гг.).

    Тенистые жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня» width=»288″ height=»598″ /> Дун Цичан. Тенистые жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня

  • Китай:
  • Тибет: , .
  • Индия: письменность Сиддхам, ()
  • Вьетнам:
  • Буддизм: живопись ,
  • Путешествия: , Вьетнам, Тайланд, Индия
  • Статьи:
  • Буддийская живопись:
  • Предисловие
  • Иконометрия
  • Будда
  • Абсолютные Будды
  • Идамы
  • Бодхисаттвы
  • Женские божества
  • Цзонхава

    Едва ли будет преувеличением утверждать, что в тибетском и центральноазиатском буддизме иконография играет роль более значимую, чем в любой другой религии. Здесь она не просто служит объектом духовного поклонения и иллюстрацией (а для неграмотных людей - заменой) священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается вся символика буддизма, все без исключения его философские понятия, и это делает тибетскую картину объектом не религиозного поклонения, но йогической медитации. Поэтому на тибетском иконописце-лариве ответственности больше, чем на любом другом религиозном художнике; ларива создает не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображения, которые становятся проводниками сил высшей реальности. Поэтому великий Цзонхава в своем трактате «Зерцало, ясно показывающее метрику тела богов, а также изображения Будды» пишет не только разделы по собственно иконометрии, но и «Наставление о пользе изображений» и «Истинные качества дарителя и милостынедателя (то есть заказчика)», в которых он утверждает, что нельзя признавать искусства ни ради личной прихоти, ни даже ради самого искусства. Искусство должно служить высокой цели - учить людей добродетели и мудрости и тем способствовать благу народа, поэтому живопись может быть только культовой. Важно отметить, что в тибетском искусстве нравственные требования предъявляются не только по отношению к художнику, но и к заказчику картины.

    Корни тибетского искусства уходят в традиции культуры Древней Индии. Его формирование связано с великими достижениями культуры, антропологии, медицины, астрономии, математики, геометрии, логики и философии в едином духовно-нравственном комплексе. Характерной чертой индийского канона является знание анатомии человеческого тела и прославление его одухотворенной земной красоты, что не только не было отвергнуто буддизмом, но, напротив, - глубоко развито, примером чему может служить творчество величайшего монгольского скульптора Дзанабадзара, которого по ясной чистоте создаваемых им духовных образов можно сравнить с Рафаэлем и который пришел в своем творчестве к формулированию тех же пропорций, что и Альбрехт Дюрер. Но хотя в основе тибетского художественного канона лежит строгая система пропорций и количественных измерений, построенная на применении законов точных наук своего времени, его требования нельзя сводить только к линейке и циркулю. Главное здесь - не структура ради структуры, а эстетическая картина мира, понимаемая в единстве духовного и телесного начала . Поэтому в тибетском языке мы не встретим понятие «красота» как таковое, но три комплекса слов, передающих различные аспекты ее понимания:

  • dpe, byad, dpe byad - «размер, пропорция, симметрия, гармония», то есть красота как измеренность, уравновешенность, организованность;
  • bzang-ba, legs-pa, dbe-ba - «добрый, хороший», то есть красота как соответствие истинному порядку вещей, идеалу добра и святости;
  • mdzes, bkra - «пестрый, украшенный», то есть красота внешняя, нарядность формы. Эти три смысла в совокупности и дают буддийское понимание прекрасного.

    Как уже отмечалось, источниками тибетских иконометрических трактатов служили индийские каноны пропорций, как раннебуддийские, например «Пратималакшана» архата Шарипутры, так и более древние, например «Читралакшана». В них мы находим описание женской и мужской красоты, а также тела будды. Вот два из таких описаний.

    32 признака будды :

    1) руки и ноги округленные; 2) ноги красивой постановки; 3) пальцы на руках с перепонками; 4) руки и ноги мягкие, как у младенца; 5) семь главных частей тела выпуклы; 6) пальцы рук длинные; 7) пятки широкие; 8) тело массивное и прямое; 9) колени ног не выдающиеся; 10) волосы на теле направлены вверх; 11) голени как у антилопы; 12) длинные руки красивы; 13) половые органы скрыты; 14) кожа золотистого цвета; 15) тонкая кожа нежна; 16) каждый волос завит в правую сторону; 17) украшен пучком волос между бровями (урна); 18) верхняя часть тела как у льва; 19) плечи спереди округлые; 20) плечи широкие; 21) неприятный вкус превращает в приятный; 22) пропорционален, как дерево нъягродха; 23) на его темени возвышение - ушниша; 24) длинный язык красив; 25) голос подобен голосу Брахмы; 26) щеки как у льва; 27) очень белые зубы; 28) ровные зубы; 29) плотно прилегающие зубы; 30) сорок зубов; 31) глаза подобны сапфиру; 32) ресницы глаз наилучшие.

    18 признаков красоты женского тела :

    1) красивый цвет тела - бело-розовый или голубоватый; 2) глаза длинные, черные и голубовато-белые, глазные сосуды - красные; 3) нос, подобный молодому лотосу, высокий и соразмерный; 4) Губы красные, как плод бимба; 5) щеки ровные; 6) щеки с ямочками - знаком радости; 7) брови черные, постепенно утончаясь, сходятся на переносице; 8) груди и ягодицы обширные; 9) руки белые, как полная луна; 10) налитые груди немного свисают; 11) руки подобны сердцевине банана, икры округлые и тонкие в лодыжке; 12) сочленения незаметные, неискривленные; 13) ляжки упругие и округлые; 14) нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво; 15) талия тонкая, округлая; 16) ноги и руки нежные и упругие; I7) волосы густые, очень черные и не лохматые; 18) красота, премного украшенная и без блестящих украшений.

  • Здравствуйте, уважаемые читатели!

    Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играетискусство в .Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.

    В буддизме таким идеалом служит , причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.

    В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.

    Танкография

    Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.

    Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.

    Выполняется оно обычно на различных видах ткани:

    • льняной,
    • хлопчатобумажной,
    • шёлковой.

    Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.

    Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.

    Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.

    Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.

    После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.

    Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.

    Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.

    В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.

    Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.


    После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.

    Архитектура

    Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.

    Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были . Они являются символом чистой природы ума и просветления.

    Как правило, ступы имеют:

    • квадратное или круглое основание,
    • полусферическую, колоколо- или башнеобразную среднюю часть,
    • шпилевидное навершие.

    Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.

    Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.


    Ступа Боробудур

    Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.

    Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:

    • центральные южные ворота
    • ступа
    • главный храм
    • помещение для проповедей
    • северные хозяйственные ворота

    На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.

    Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.

    В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:

    • золото
    • серебро,
    • красный и черный лак,
    • цветное стекло,
    • фарфор,
    • фольга,
    • перламутр,
    • драгоценные камни.


    Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать .

    Скульптура

    Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).

    Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.

    В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.

    Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:

    • золото,
    • бронза,
    • раскрашенное дерево,
    • слоновая кость,
    • камень.

    Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.


    Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран.Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.

    Горловое пение монахов

    Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.

    Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.

    Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.

    Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.

    С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.


    В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:

    • Дзо-ке – при помощи обертонного «рыка»;
    • Ран-ке – медленно, сосредоточенно;
    • Янг-ке – протяжно, громко;
    • Гью-ке – особая техника горлового пения, применяемая только в тантрических монастырях.

    Игра на музыкальных инструментах

    В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:

    • во время богослужения,
    • при выполнении ритуалов,
    • в ходе религиозных процессий,
    • в мистериях Цам.

    В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.

    Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.

    В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.


    Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:

    • тембром,
    • элементами конструкции и декора,
    • ритмом,
    • отдельными звуками.

    Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.

    Садовое искусство

    Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.

    Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.


    Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.

    Заключение

    Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.

    Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!