Живи и помни почему андрей стал дезертиром. Жизнь Настены в доме мужа


Война… Она не только вызвала ужасные последствия, но и оказала сильнейшее влияние на каждую сторону жизни человека, в том числе и на литературу. В течение мирных лет после победы писатели и поэты старались осмыслить войну, и их взгляды развивались: со временем стали появляться произведения, освещающие те страницы войны, о которых не говорилось прежде. Одно из таких произведений – повесть «Живи и помни» Валентина Григорьевича Распутина, в которой поднята тема дезертирства и рассказано о трагедии русской женщины.

Главная героиня повести – деревенская женщина Настена, обладающая широкой душой, способностью к искреннему сочувствию и сопереживанию. Он добра и милосердна, любит трудиться и живет по совести, поэтому, вероятно, и остановил на ней свой выбор Андрей Гуськов. Они, как и вся деревня, жили в труде, в работе, но не имели детей, что было их большой бедой. Однако размеренную жизнь прервала война, и Андрей Гуськов покинул свою семью, чтобы защитить родину.

Почти всю войну прошел Андрей, но в начале холодной победной весны, глубоко надеясь на отпуск и не получив его, отправился не в часть, куда должен был, а в родную Атамановку. Он стоял перед нравственным выбором, и сделав его, отделил себя от всей страны, от народа-победителя. И выбор этот гораздо более горький и тяжкий, чем смерть от вражеской пули.

В деревне Андрей решается открыться только Настене, понимая, что без нее прожить он не сможет, тем самым лишая ее всякого спокойствия и подставляя под удар. Теперь Настена вынуждена жить, постоянно борясь с самой собой: лгать и скрываться, что рушит ее систему взаимоотношений с миром, с людьми, которые были для нее всем.

Звериное начало Андрея, проявившееся еще с самой первой встречи героя с Настеной, постепенно берет над ним верх, что отражается и на поведении героя, и на его внешнем облике. Андрей звереет, находит новые оправдания своему преступлению. Даже в долгожданной беременности Настены, которая не вызывает теперь у нее такой радости, какую могла бы вызвать в мирное время, он видит пользу своего побега. В герое все громче говорит эгоист, он деградирует и превращается в того, кого не сможет спасти даже Настена.

Андрей погубил Настену, но он заплатит за содеянное в высшей степени: его жизнь не продолжится, он умирает как человек. На героиню пришелся главный удар, она – этический центр повести. Трагедия Настены в том, что все ее лучшие качества были направлены на сочувствие преступнику, дезертиру. И повесть эта не о дезертире, как заметил А.Овчаренко, а о Настене, «о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях».

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы про­жить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу после ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не только среди советских читате­лей, но и очень скоро получила европейское признание.

«Живи и помни» - это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глу­бина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и, как следствие, поступков людей ставит эту книгу в ряд классичес­ких произведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступни­чество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачи­вается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и по­мни», мы получаем возможность проследить за мыслями, чувства­ми и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные моти­вы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он чест­но пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его на­правят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернугься-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это - судьба, назад дороги нет. Вы­нужденный скрываться в лесу отлюдей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспо­коит только собственная участь. Он даже не задумывается, что тол­кает свою жену на преступление перед собственной совестью и пе­ред людьми; в своем будущем ребенке Гуськов видит лишь продол­жение себя, а не самостоятельного человека, которому из-за эгоиз­ма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нрав­ственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший по­томства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, по­тому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвер­галась осуждению.

Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце Настены разрывается на части: с одной сторо­ны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту чело­века, с которым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страш­ную тайну и поэтому, почувствовав вдруг себя одинокой, оторвана от народа.

Настена - нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрыва­ет все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предатель­ства, проходит по ней до конца».

Сочинение

Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и.духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.

«Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино- ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.

Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

Главный герой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а лётом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана как живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны.

Автор утверждает, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, выявить для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощад но. Он старается предоставить своим героям возможность для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые для окружающих героев людей, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает. Автор вводит в свою повесть много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «..долюшка русская, долюшка женская». И жизнь во время войны, и ее счастливый конец отразились на судьбе деревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: «Век живи - век люби».

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе