Зачем нужна трудовая книжка.

В последнее время происходят изменения в трудовом и пенсионом законодательстве страны, но это еще совсем не значит, что трудовые книжки утратили свой смысл. И для начала давайте разберемся, что это такое.

Трудовая книжка – главный документ о трудовой деятельности человека, предназначенный для учета его трудового стажа. А появилась она еще в начале прошлого века в качестве документа, на основании которого выдавались продовольственные карточки. Официальным же “днем рождения” стало 20 декабря 1938 года. Именно в этот день было принято постановление правительства “О введении трудовых книжек”. Тогда же была установлена плата за бланк трудовой книжки – 25 копеек, а за ее утерю взимался штраф 25 рублей.

В трудовых книжках работников, по большому счету отражается их профессиональная биография: образование и квалификация, продвижение по служебной лестнице, отношение к труду. На их основе устанавливались все виды трудового стажа для назначения государственных пенсий, пособий по социальному страхованию, а также должностных окладов (в случаях, когда это зависит от продолжительности трудового стажа), выплаты вознаграждения за выслугу лет, процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и т.д.

При заключении трудового договора человек, поступающий на работу, предъявляет работодателю в числе остальных документов трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. Если же у работника произошла утеря или повреждение этого документа, новый работодатель обязан по письменному заявлению (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую.

Так как трудовая книжка является основным документом в сфере профессиональной деятельности, она значительно повышает у ее владельца чувство ответственности за работу, способствует укреплению дисциплины, значительно облегчает задачу правильного подбора кадров, позволяет существенно упорядочить работу органов социального обеспечения по назначению пенсий.

Работодатель же, со своей стороны, открыв трудовую книжку потенциального сотрудника, может видеть причины увольнения с предыдущих мест работы, что может повлиять на его решение о приеме этого человека на работу. Хотя, в большинстве случаев, кадровые службы предприятий впервые открывают трудовую книжку соискателя уже после того, как принято решение о его приеме.

Также трудовая книжка выполняет функцию своеобразной защит прав ее владельца. Ведь в случае увольнения сотрудника закон обязывает работодателя делать запись, в которой он ссылается на конкретную статью закона, по которой было совершено увольнение. Трудовая книжка во время выполнения работником своих должностных обязанностей хранится в отделе кадров и может быть выдана только в случае увольнения. Сотрудник не может потребовать получить ее на руки, но может попросить у работодателя копию трудовой книжки или выписку из нее. По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, а также выписки из трудовой книжки.

Обязательно нужно следить за тем, чтобы все записи с мест работы были заверены соответственными печатями. Отсутствие печати работодателя на записи об увольнении делает недействительными все записи о работе у него. Поэтому может получиться так, что этот период не засчитают работнику при оформлении пенсии. В таком случае лучше обратиться к своему предыдущему работодателю и поставить печать.

В 2012 году руководством страны был поднят вопрос о том, нужна ли трудовая книжка. Многие государственные чиновники утверждают, что этот документ является устаревшей формой подтверждения профессиональной деятельности субъекта и его трудового стажа. Некоторые кадровики считают, что записи, сделанные в трудовой, не всегда отражают реальное положение дел. Пойдя навстречу не совсем добросовестному работнику, сотрудники отдела кадров вместо указания статьи, по которой он уволен, пишут, что увольнение произошло по взаимному согласию сторон.

Почему появился вопрос об отмене трудовых?

Весомым фактором, который не свидетельствует в пользу продолжения ведения трудовых книжек, является бумажная волокита. Сейчас в законодательстве, регламентирующем трудовые отношения, установлено, что работодатель должен завести (при первичном трудоустройстве) либо вести (при последующей смене места работы) трудовую книжку на каждое лицо, которое проработало у него более 5 дней. В случае его перевода на другую должность, в другое подразделение, награждение или поощрение, не говоря уже об увольнении, все это должно быть отражено в данном документе. Поскольку все записи совершаются вручную, это занимает много времени. Кроме того, ответственность за правильное ведение и сохранность трудовых книжек полностью лежит на работодателе в лице кадрового работника.

Работодатели и потенциальные работники, особенно из числа школьников, достигших 14 лет, студентов или пенсионеров, желающих подзаработать, все чаще сталкиваются с ситуацией, когда при оформлении на работу заключается не трудовой, а гражданско-правовой договор. Следовательно, в трудовую книжку не вносятся данные о стаже и выполняемых функциональных обязанностях. Период, в течение которого работник выполняет свою деятельность по такому виду договора, естественно, не учитывается при расчете будущей пенсии.

Доводы в пользу ведения трудовых

Однако существуют и сторонники, которые на вопрос о том, нужны ли сейчас трудовые книжки, дают положительный ответ. Это обусловлено тем, что опытный специалист, едва открыв трудовую, получает всю необходимую информацию о лице, намеревающемся занять место в конкретной организации. С ее помощью можно отследить трудовую деятельность, сроки, в течение которых работник занимался определенным видом деятельности, поощрения, которые он получал, а также любые другие моменты.

Российское законодательство о трудовых книжках

Действующее российское законодательство содержит правовые нормы, свидетельствующие о том, что ключевым документом, подтверждающим стаж и трудовую деятельность конкретного лица, является трудовая книжка.

Основные положения закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Трудовой кодекс РФ}
  2. Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках»}
  3. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

Все эти документы, а также приложения к ним дают положительный ответ на вопрос о том, нужна ли сейчас трудовая книжка.

Для чего нужна трудовая книжка?

Несмотря на то, что в последнее время активизировалась дискуссия относительно нецелесообразности ведения трудовых книжек, этот документ продолжает играть весьма важную роль. Многие организации требуют у работников предоставить трудовую книжку. Это происходит в следующих случаях:

  1. при поступлении на работу или на службу}
  2. при расчете различных выплат, например, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, выплат по больничному листу, отпускных и т.д.
  3. при оформлении трудовой пенсии}
  4. при получении кредита}
  5. при оформлении заграничного паспорта и в иных случаях.

Чем заменить трудовую книжку

Нигде в мире для подтверждения трудового стажа работника не используется трудовая книжка. На Западе большее внимание уделяется предоставленному резюме лица, которому работодатель доверяет. Однако если у последнего возникли некоторые сомнения относительно записей, содержащихся в портфолио, менеджер по персоналу может попросить предоставить ему рекомендации с предыдущих мест работы либо контакты, по которым он сможет самостоятельно связаться с руководством последнего места трудоустройства. В России такая практика не получила должного распространения, за исключением случаев, когда о потенциальном сотруднике «замолвили словечко» знакомые или родственники.

К сожалению, в России резюме и письменные характеристики бывших работодателей не имеют никакой юридической силы. Несмотря на то, что трудовой договор, заключенный при поступлении на работу (службу) между работником и работодателем, устанавливает основные права и обязанности обеих сторон соглашения, размер заработной платы, порядок ее выплаты и некоторые другие моменты, он не может быть использован органами Пенсионного фонда при начислении пенсии. Для этих целей все равно придется предоставить трудовую книжку.

В качестве аналога действующей в настоящее время трудовой книжки предлагается ввести электронную пластиковую карту, на которой будет храниться вся необходимая информация о лице как о работающем гражданине, а именно:

  • паспортные данные}
  • пенсионная карта}
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Главным преимуществом ее создания и использования является удобство и отсутствие необходимости собирать пакет документов.

Однако на внедрение в практическую деятельность электронного инструмента, подтверждающего трудовую деятельность конкретного лица, потребуется достаточно продолжительный период времени. Это повлечет необходимость внесения соответствующих изменений не только в практическую деятельность кадровых служб, но и в законодательство различного уровня.

Таким образом, единственно возможным документом, содержащим основные сведения о стаже работника, его должности, функциональных обязанностях, награждениях за трудовые успехи и причины увольнения, продолжает оставаться трудовая книжка.

Как показывает современная жизнь, данные о каждом человеке хранятся в электронной базе. При необходимости сотрудник кадровой службы может обратиться к ее помощи. Пенсионный фонд воспользуется при начислении пенсии. Именно в электронном виде больше информации, чем в документе у человека. Так нужна ли трудовая книжка? Может отказаться от нее, ведь с ней больше проблем.

Рассмотрим неудобства

При потере документа сотруднику необходимо собирать большое количество справок, бумаг, чтобы доказать, что он имеет большой трудовой стаж. Зачем это делать, если на каждого гражданина в пенсионном фонде заведено личное дело, куда вносят все данные о работе. Но может информация о тех людях, которые работали в прошлом веке, не внесена в базу? Скорее всего, это так, человеку самолично придется доказать, что он работал с такого-то года и по такой в определенной фирме. Так что, наверное, отменять еще рано.

Если работник имеет трудовую книжку, доказывающий стаж, и в нем обнаруживается ошибка, то подтверждать необходимо через суд, что документ принадлежит именно этому гражданину. Если бы книжки не было, то и доказывать не пришлось, так как информация хранится в пенсионном фонде. Если книжка на руках неправильно оформленная и в пенсионном фонде информация имеется, по закону человек должен доказать свою причастность к деловым свидетельствам. Видите, сколько бюрократической волокиты. Депутаты хотят упростить жизнь граждан, удалить из нее еще одну ненужную беготню по инстанциям. Компетентные органы будут собирать информацию о сотруднике, если что-то понадобиться, всегда можно сделать распечатку в пенсионном фонде. Нужен ли трудовой документ? Скорее нет, чем да, меньше бумажных проблем для сотрудников.

Если отменить необходимые рабочие бумаги, то работник отдела кадров лишается большого количества проблем. Например, если специалист не вышел на свою деятельность, пропал без вести, то книжку нужно хранить 75 лет. Это проблема для фирмы.

Депутаты утверждают, что при устройстве на работу между сторонами заключается трудовой договор. На каждом предприятии, где работает человек, такой договор присутствует. Одна часть остается у работника. Этот документ служит доказательством. Значит, на вопрос – «Нужна ли трудовая?», можно ответить – «Не нужна!». Но в трудовом договоре не написано когда гражданин уволился, не описаны другие передвижения, поощрения, а также выговоры. Значит, все-таки отмену пока рано производить.

Что говорят руководители?

Сложность заключается в том, если отменить трудовые свидетельства, то доказать компетентность специалиста будет достаточно сложно. Например, пришел он трудоустраиватьс я, принес резюме, в нем указал виды работ, рекомендательное письмо и так далее. Но в резюме включены только хорошие данные, а плохие решил не оглашать. Руководитель берет человека, он подводит компанию, оказывается он любитель гулять, уволили с прежнего места за прогулы. Нужна ли трудоваясегодня? Руководители утверждают, что нужна.

Индивидуальные предприниматели рассказывают, что при приеме смотрят на профессиональные качества, а не на записи в документе. Опрос, тестирование, каверзные вопросы смогут выявить профи и помочь отказаться от безответственного. Трудовой договор играет важную роль. Все договора, что есть у работника необходимо хранить. Но это неудобно, их нужно складывать в специальную папку, чтобы они не мялись. Они занимают много места. Так необходима ли трудовая книжка? И вновь видим, что без нее сложно, люди так привыкли к этому аккуратному, миниатюрному дневнику. Но отвыкать все-таки необходимо. Меньше бюрократии, больше пользы.

Если после прочтения этой статьи Вы не получили однозначного ответа, обратитесь за быстрой помощью:

Е. Майорова

Недавно мне позвонила коллега - директор по персоналу по производству и продаже торгового оборудования, и задала вопрос: что делать с трудовой книжкой уволившегося сотрудника, но не пришедшего забрать ее из отдела персонала? Вопрос весьма актуальный ввиду того, что в отделах персонала и подразделениях, отвечающих за ведение кадровой документации, периодически по разным причинам скапливается определенное количество трудовых книжек. Почему сотрудники не забирают трудовые книжки из отделов персонала? Где и сколько возможно хранить трудовую книжку уволившегося или "исчезнувшего» сотрудника? Какие действия отделу персонала нужно предпринять для передачи трудовой книжки ее истинному владельцу? И, наконец, какие последствия могут ожидать компанию за фактически незаконное задержание трудовой книжки в отделе персонала? К сожалению, перечисленные вопросы решаются директорами по персоналу коммерческих компаний каждый раз по своему собственному усмотрению. Хотя действовать им необходимо по заранее разработанному алгоритму и в соответствии с трудовым законодательством.

«ОБИЖЕННЫЕ» РАБОТНИКИ

Почему сотрудники оставляют собственные трудовые книжки в отделах персонала компаний? Что заставляет их совершать столь неординарные поступки, несмотря на то, что трудовая книжка является обязательным документом при устройстве на любую работу.
Приведем некоторую «условную» классификацию таких работников.

- «Неосведомленные».
- «Убегающие» от наказания.
- Имеющие вторую трудовую книжку.
- «Наказанные» работодателем.

«НЕОСВЕДОМЛЕННЫЕ»

Обычно это молодые люди от 18 - 25 лет, для которых трудовая книжка пока не стала основополагающим документом, имеющим решающее значение в жизни. Фактически, данная категория включает всех тех, кто только начинает трудовой путь. Частично их «забывчивость» объясняется неполной осведомленностью в области трудовых отношений. Так, например, многие абсолютно ничего не знают о том, что трудовая книжка должна быть в обязательном порядке заведена на их первом месте работы. Способствуют этому неведению инспектора отделов кадров, которые не осведомляют новых сотрудников о записи приема на работу, сделанной в трудовой книжке. Таким образом, становится понятным, почему работник так никогда и не сможет узнать о существовании личной трудовой книжки.

«УБЕГАЮЩИЕ» ОТ НАКАЗАНИЯ

К данной категории можно отнести практически всех материально ответственных сотрудников. Именно их можно «наказать», да и «провиниться « перед компанией им не составляет особого труда. Другие сотрудники все же в большей степени не подвержены каким-либо существенным «карам» со стороны компании. В качестве примера разберем следующий случай. У менеджера по продажам, заключившего договор об индивидуальной материальной ответственности и занимающегося развозом товара по розничным точкам или по магазинам, не принадлежащим компании, в определенный момент времени может возникнуть множество непредвиденных вариантов, в дальнейшем имеющим негативные последствия для его личной карьеры: частичная потеря товара, внезапное закрытие розничной точки без возможности какой-либо связи с ее руководителем, ошибки в просчетах товарных единиц при получении их со склада или при передаче их в магазин и т.д. Когда такому менеджеру становится известно, что он попал в сложную и трудноразрешимую ситуацию, он, решая уйти от денежного наказания, оставляет трудовую книжку в отделе кадров.

ИМЕЮЩИЕ ВТОРУЮ ТРУДОВУЮ КНИЖКУ

В связи с поправками в трудовой кодекс от 6 октября 2006 года о возможности заведения новой трудовой книжки, в случае если сотрудник, устраивающийся на новую работу, заявляет письменно о ее пропаже или отсутствии, сотрудники отделов кадров могут совершить данный акт, не опасаясь никаких штрафных санкций со стороны внешних инстанций.

Практика показывает, что работники активно пользуются этим обстоятельством и иногда идут на подлог - не работая и имея на руках трудовые книжки, они устраиваются работать в компании с просьбой завести трудовую книжку по причине утери первой.

В частности, это касается молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Получая пособие на ребенка от государства,
согласно Постановлению Правительства РФ N 865 от 30. 12. 2006 г., и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, они реально
идут на обман государства.

Надо сказать, что, в конце концов, «обман» будет раскрыт путем проведения проверки фонда социального страхования и принято решение о взыскании неправомерно выплаченных сумм у таких «изобретателей». Кстати, положительный ответ работодателя на просьбу нового работника оформить новую трудовую книжку возникает не из хорошего отношения к новичку, а из-за боязни штрафа по причине осуществления приема на работу без оформления трудовой книжки (нарушение положения статьи 65 Трудового кодекса (ст. 5.27 КоАП). Получается, полагаясь лишь на слова работника, инспектора отделов персонала способствуют возникновению у работника второй, а иногда и третьей трудовой книжки. Следовательно, - N-я трудовая книжка после увольнения может спокойно
храниться сколь угодно долго в отделе персонала очередной коммерческой компании, невостребованная сотрудником. Кроме того, многие инспектора оформляют дубликаты трудовых книжек с обозначением и подробным описанием всего трудового стажа со слов работника, что является нарушением трудового законодательства. В этом случае отделы кадров нарушают пункт 31 Правил
ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утвержденных Постановлением Правительства № 225 от 16 апреля 2003 г.). Хотя статьей 66 ТК РФ предусмотрено наличие одной трудовой книжки установленного образца, которая является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, на сегодняшний момент «обладание» работником двумя и более трудовыми книжками - распространенное явление на рынке труда, которое к тому же никак не наказуемо. Конечно, работнику впоследствии придется доказывать свой «параллельный стаж», подтвержденный несколькими трудовыми книжками, но этот момент в жизни работника приходится на более отдаленный период, а именно - лишь при начислении пенсии.

«НАКАЗАННЫЕ» КОМПАНИЕЙ
К сожалению, на рынке труда до сих пор встречаются компании, не гнушающиеся незаконной «экспроприацией» трудовой книжки. «Трудовую книжку не отдавать этому сотруднику» - гласит вердикт руководства. Директора по персоналу вынуждены подчиниться. Обстоятельства, «вынуждающие» к совершению таких воздействий на сотрудника, например, может быть воровство сотрудника (обычно в связи с невозможностью подать в суд на сотрудника из-за отсутствия прямых улик и письменных доказательств). В данном случае работодатель несет ответственность за то, что работник из-за отсутствия трудовой книжки будет какое-то время лишен возможности трудиться, и, соответственно, должен оплатить ему среднюю заработную плату до момента передачи ему трудовой книжки.

Письмо с уведомлением или звонок «как другу» - что выбрать? Трудовая инспекция, осуществляющая проверку кадровых документов, в первую очередь, обращается к содержимому сейфа на предмет наличия «лишних» трудовых книжек, хранящихся без законных на то оснований. Необходимо помнить, что законным основанием для хранения трудовой книжки давно уволившегося сотрудника можно считать наличие определенного пакета документов, в комплекте с «забытой» трудовой книжкой. Опираясь на данные практики, можно отметить, что первое, что совершают кадровики, когда забытая трудовая книжка находится в сейфе, это звонят бывшему сотруднику в попытке обратиться к нему с просьбой забрать ее из отдела персонала. Видимо, предпочитая указанный вариант как более быстродействующий. На практике вышеупомянутые действия, как правило, позитивных результатов не дают. Трудовая книжка продолжает «дамокловым мечом висеть» в качестве глобальной проблемы отдела персонала, реально ставя
работодателя впоследствии в позицию обвиняемого - ведь телефонный звонок не может служить в дальнейшем каким-либо доказательством для трудовой инспекции о том, что обращение к сотруднику состоялось. Предпочтительнее службе персонала выслать на адрес, указанный в трудовом контракте «исчезнувшего» сотрудника определенный перечень документов, обязательных к предъявлению трудовой инспекции в случае наличия «лишних» трудовых книжек в сейфе уже не работающих в компании сотрудников.

При этом рассмотрим два наиболее часто встречающихся варианта.

Вариант 1. Сотрудник оформил увольнение: написал заявление, подписал обходной лист и ознакомился с приказом об увольнении. Но по каким-то причинам не приходит за трудовой книжкой. В этом случае компании-работодателю нужно уже на второй день после увольнения послать извещение, текст которого приводится ниже (Табл.1).

Вариант 2. Рассмотрим популярный на рынке труда пример: прогул сотрудника. Другими словами, в отделе персонала нет в наличии ни одного документа от сотрудника о его желании уволиться - ни заявления, ни приказа об увольнении. В этом случае необходимо сформировать пакет следующих документов.

Служебные записки от руководителя о факте отсутствия сотрудника на рабочем месте.
- Акты об отсутствии сотрудника на рабочем месте, подписанные не менее чем тремя сотрудниками компании.
- Письмо с уведомлением с просьбой явиться за трудовой книжкой.
- Форма объяснительной записки.
- Акт об отказе - написать объяснительную записку.

Все документы находятся в следующей Таблице 2:

Все копии отосланных документов компания обязана хранить в сейфе вместе с описью документов с печатью почтового отделения, осуществлявшего почтовое отправление пакета документов сотруднику, и кассовым чеком на оплату почтовых услуг вместе с «забытой» трудовой книжкой до момента ее передачи сотруднику.

Из правил от ведении трудовых книжек…

По закону компания-работодатель, а также лица, отвечающие за трудовые книжки, могут понести наказания в виде административных взысканий и штрафов. Из правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

Пункт 35. Работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении.
При увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в пункте 36 настоящих Правил).

При задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работника, работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения (прекращения трудового договора) в этом случае считается день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения работника (прекращении трудового договора) издается приказ (распоряжение) работодателя, а также вносится запись в трудовую книжку.

Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной в порядке, установленном настоящими Правилами. Пункт 36. В случае если в день увольнения работника (прекращения трудового договора) выдать трудовую книжку невозможно, в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия.

Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки.
Пункт 45. Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначенное приказом (распоряжением) работодателя.

За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

МЕСЯЦ НА РАЗДУМЬЕ
Не так давно Государственная дума рассматривала дальнейшую «судьбу» трудовой книжки, планируя ее изъять вообще из обращения, мотивируя это в частности тем, что необходимость трудовых книжек была вызвана в эпоху военного коммунизма, как документов, дающих право на полноценный продовольственный паек. Отсутствие трудовой книжки автоматически снижало продовольственный паек в два раза. Нужна ли сейчас так остро трудовая книжка, кроме отдаленного во времени оформления пенсии - данный вопрос обсуждали депутаты - ведь «при наличии свидетельства пенсионного страхования, рекомендательных документов, которые может подавать за себя сам работник, требовать наличие трудовой книжки не столь обязательно и не столь существенно». Тем не менее, несмотря на аргументацию противников трудовой книжки, она пока продолжает оставаться документом, подтверждающим трудовой стаж работника. Получается, когда трудовая книжка становится не нужна ее владельцу, он оставляет ее на «хранение» в компании, из которой уволился. Но отделам персонала чужая трудовая книжка тоже не нужна. Наоборот, за ее незаконное хранение компании-работодателю надлежит будет выплатить немалые штрафы. Фактически новые поправки в Трудовой кодекс относительно несложной кадровой процедуры оформления новой трудовой книжки по любому запросу сотрудника приводят к тому, что в скором времени в отделах персонала будут храниться полные сейфы трудовых книжек, забытых или оставленных умышленно своими «хозяевами». И тогда таким компаниям штрафов не миновать. Дабы избежать этого, отделу персонала необходимо предпринять все вышеуказанные шаги в течение месяца, и затем, если владелец трудовой книжки не откликнулся, его вполне можно уволить.

Приводя подробно примеры подобных документов, автор намеревался дать полную рекомендацию относительно конкретных действий и их документального подтверждения по реализации задачи законной передачи трудовой книжки ее владельцу. Компании работодателю вполне достаточно иметь на руках копии отосланных компанией документов, их опись и кассовые чеки за почтовые услуги с датой отправки, чтобы проверяющая трудовая инспекция однозначно интерпретировала сложившуюся ситуацию и не наложила штрафов.

О и правилах ее ведения и оформления говорится в (статья 66). Это ОСНОВНОЙ документ, подтверждающий между сотрудником и работодателем. Трудовая книжка содержит личные сведения о ее владельце, трудовой деятельности гражданина и его трудовом стаже . В ней отражаются все изменения, происходящие с человеком в его трудовой жизни ( , повышение, увольнение, смена должности и т.д.).

Согласно трудовому кодексу работодатель не имеет права принять в штат человека без трудовой книжки . Список документов, необходимых для заключения , представлен в статье 65 Трудового Кодекса. В этот перечень входит трудовая книжка, что говорит об обязанности гражданина, поступающего на работу, предъявить трудовую или ее заверенную копию (при ) работодателю.

По некоторым причинам у гражданина может не быть трудовой книжки . Законом предусмотрены следующие случаи:

  • Гражданин ранее не работал . Если лицо впервые устраивается на работу, работодатель оформляет ему трудовую книжку на основании принятия человека на первое место работы;
  • Трудовая книжка утеряна, находится в негодном состоянии (повреждена). Работодатель оформляет новую на основании заявления будущего сотрудника об утере старой.

Работодатель должен сделать запись в трудовой книжке о принятии человека на работу в первые пять дней . Все записи заверяются личной подписью владельца трудовой книжки.

Работа без трудовой книжки. Какие минусы?

Устраиваясь на работу без трудовой книжки, человек лишает себя гарантий и защиты государства .

Если работодатель не делает запись в трудовой, он не регистрирует работника в штате, не подает сведений о нем в налоговую, пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования . Это значит, что:

  • не начисляется трудовой стаж (является важным обстоятельством при оформлении трудовых пенсий или при приеме на новую работу);
  • не увеличивается накопительная часть пенсии (22% годового дохода работника);
  • не оплачиваются налоги ;
  • не оплачиваются больничные листы и отпуск (хотя некоторые организации позволяют себе такие расходы, в любой момент все может измениться);
  • отсутствуют (например, при );
  • официально нигде не зафиксирована (как и сам работник), ее стабильность зависит исключительно от совести работодателя;
  • после увольнения трудно добиться всех положенных выплат (но возможно, при );
  • слабые возможности развития (у компании, укрывающейся от налогов, довольно низкие перспективы, активный рост привлекает внимание - вероятность разоблачения);
  • высокая вероятность того, что предприятие закроют (при выявлении нарушений).

Обилие минусов «на лицо». Главное, что устроившись на работу к такому работодателю, гражданин оказывается практически беззащитным в суде . В случае мошенничества или каком-либо другом ущемлении прав человеку будет сложно доказать свою правоту.

Работа без трудовой книжки возможна, но несет за собой большой риск и малые перспективы .

Работа по совместительству. Нужна ли трудовая книжка?

Иногда гражданин располагает временем, чтобы работать в нескольких местах. Трудовой договор «по совместительству» оформляется, когда у человека уже есть основное место работы . В этом случае работник предоставляет только ее копию, а новый работодатель не делает запись в трудовой, так как она находится на хранении по основному месту работы сотрудника.

Однако если сотрудник пожелает сделать эту запись, он должен будет предъявить работодателю, хранящему его трудовую, документ, свидетельствующий о работе по совместительству . Таким документом может быть приказ о принятии на работу, выписка из этого приказа или справка с места работы по совместительству.

Такая запись делается только по желанию самого сотрудника и только работодателем по основному месту работы.

Нужна ли трудовая книжка? Конечно! Людям небезразличным к своему будущему стоит выбирать надежных работодателей , которые не боятся брать на себя ответственность за своих сотрудников.