Я концепция личности и рекламное воздействие. Общая характеристика «Я–концепции» в психологии

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования - внешние и внутренние психологические особенности - происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях... он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция - это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Какую роль играет Я-концепция в жизни личности?

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

«Я−концепция»–это социально-психологическая схема личности. Теория «Я−концепции» опирается на положения феномено­логического подхода, гуманистической психологии, символического интеракционизма, психоанализа. «Я−концепция»–это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально−оценочными компонентами этих представлений. «Я–концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно−регуляторную функцию в поведении личности».

Данный термин впервые появился в книге американского психолога У. Джемса «Принципы психологии». Это время, когда развивалось учение о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. У. Джемс ввёл данный термин и занимался разработкой «Я–концепции». Так, по Джемсу, личность представляет собой глобальное «Я» и состоит из эмпирического объекта и субъективного оценивающего этот объект сознания. В том числе Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя: Самооценка = Успехи/Притязания.

Структура «Я–концепции». «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· духовное «Я»;

· материальное «Я»;

· социальное «Я»;

· телесное «Я».

Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми.

«Я–концепция» имеет следующие составляющие:



§ Когнитивная–это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя. В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.

§ Оценочная−данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

§ Поведенческая–данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» «Я−концепцию».

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека .

Современные представления о «Я–концепции» в психологической науке. Понятие «Я−концепция» нашло своё развитие в феноменологической, гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс] , которая была устремлена к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. «Я–концепция» стала связующим принципом в гуманистической психологии, интерпретирующим поведение личности на языке феноменологических категорий. «Я–концепция в гуманистической психологии также понимается как субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида. Можно выделить следующие положения теории «Я–концепции» в рамках феноменологического подхода:

1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологическая реальность индивида–продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.

2. «Я–концепция» является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я–концепция» дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность представлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.

4. «Я–концепции» регулирует поведение.

5. «Я–концепция» обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.

6. Формирование «Я–концепции» протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я–концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я–концепции»–это одно из главных мотивационных побуждений личности.

В результате развития теории «Я–концепции» появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер «Я–концепции» .

Из отечественных психологов проблемой «Я–концепции» занимались такие представители ученого мира как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.

В отечественной психологии в структуре «Я–концепции» выделяют следующие компоненты:

Когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;

Эмоциональный, отражающий отношение к себе;

Оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.

«Я–концепцию» можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Разрешение проблемы «Я–концепции» прежде всего сводится к выявлению ее отличий и взаимосвязей с понятием «Я», «личность», «сознание». Анализ исследований, проведенных А.В.Иващенко и В.С.Агаповым, показал, что в отечественной психологии выделяют экзистенциональный, субъект–объектный, смыслодинамитеский и этический аспекты изучения категории «Я». В отечественной психологии изучается в большей степени экзистенциональное «Я», содержание которого раскрывается как: 1) ощущение себя субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия; 2) способ переживания человеком своей личности; 3) переживание себя субъектом собственной жизни; 4) объект внешних воздействий; 5) субъектно−деятельностное проявление, которому соответствует саморегуляция и самоконтроль.

По мнению С.Л. Рубинштейна, существование человека предполагает его деятельностное, познавательное и созерцательное отношение к миру. По мнению А.В. Брушлинского, «Я» выражает субъективную сторону личности, творческую природу субъекта с одной стороны, с другой «Я» становится объектом полицентрической реальности: объектом самопознания на различных уровнях: в системах «Я и другой», «Я и Я»; то есть соотнесения себя с другими и себя самим собой. Как особое образование «Я−концепция» - это, во-первых, структура, обладающая механизмами «встроенными» в личностную систему, во-вторых, свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. В структуре личности «Я−концепция» осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно−деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категорально-ценностный духовный статус самой «Я–концепции» [С.Л.Рубинштейн].

«Я–концепция» выполняет следующие функции:

1. Содействие согласованности внутреннего мира личности. Перед личностью стоит задача не только достичь гармонии с окружающим миром, но и добиться самосогласования. «Я–концепция» обеспечивает относительную стабильность внутреннего мира человека (переживаний, идеалов, жизненных планов, намерений) и поведения, несмотря на постоянные изменения и проблемы в окружающем мире.

2. Определение характера интерпретации опыта «Я–концепция» является своеобразной «призмой», сквозь которую преломляется вся информация, происходит ее «сортировка» на важнейшую, менее значимое и вовсе в безразличную для конкретной личности. «Я–концепция» действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, обеспечивает ее переосмысление согласно представлениям человека.

3. Источники ожиданий. У человека возникают определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти во время развития конкретной ситуации. Например, уверенные в собственной значимости люди ожидают, что другие будут воспринимать их так же. Те кто сомневается в своей ценности, заранее уверены в негативном отношении к себе со стороны других, и поэтому они начинают избегать любых социальных контактов. Основой зависимости между ожидан6иями и поведением, по мнению английского психолога Роберта Бернса, является механизм самореализующего пророчествамеханизм развития событий своей жизни, реализации планов. На этапе ранней взрослости самопророчество формируется на основе собственного опыта, приобретенных знаний, созданных под влиянием оценок, значимых других установок восприятия. Личность вначале самоактуализации часто использует пророчества значимых других для определения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Иногда эти пророчества интериоризуются в самопророчества.

4. Самоопределение личности по стратегии жизни и поведения. «Я–концепция» позволяет личности локализовать себя в физическом и психологическом времени. Она является основой определения главной цели жизни, выбору стратегии жизнедеятельности, личностной установки по определенному поведению (например, творить добро, любить или творить зло, ненавидеть их)

5. Обеспечение саморегулирования. «Я–концепция» является основным фактором саморегулирования жизнедеятельности, становления личности, ее развития и саморазвития. Она обеспечивает осознание собственных наклонностей, выбор деятельности, формирование индивидуального стиля жизни, приближение к своей сути личностного идеала. Любые поступки человека во многом обусловлены его «Я–концепцией».

Итак, «Я–концепция» позволяет утвердить самопознании личности, чувство определенности в социальном и материальном мире, сфере морали и духовности, идентифицироваться с конкретным окружением, достигнуть приемлемого самоотождествления. Она определяет, как человек будет действовать в конкретной ситуации, как интерпретировать свои действия и поступки других, чего ожидать от близкого и отдаленного человека .

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self- concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self- image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self- esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Я-концепция (self- concept )

На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к.

С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США.

Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.

Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов.

Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к.

1. Личная Я-к. (personal self- concept ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени».

2. Социальные Я-к. (social self-concepts ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.

Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их.

3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one"s personal self-concept ). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.

4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one"s social self-concepts ). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.

5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes ). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.

6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one"s social self-concept ). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.

Самооценка

Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self- esteem ). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассер tance ) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков.

Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед.

Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии «самоосознавания». Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими.

Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей.

Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус.

Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса.

Министерство Образования Московской Области

Московский Государственный Областной Университет

Кафедра психологического консультирования

Специальность: психология 5,5 лет обучения

Контрольная работа

По предмету: Психология личности

Тема: «Я» - концепция личности»

Выполнил: студентка 4 курса

Малаха О.А.

Проверил: Шульга

Москва 2010

План

Введение

1. Понятие «Я» - концепции

2. Составляющие «Я» - концепции

2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции

2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции

2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции

3. «Я» - концепция в различных теориях личности

4. Развитие «Я» - концепции

4.1 Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

4.2 Источники развития и формирования Я - концепции

Заключение

Список литературы

Введение

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.

Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я - концепция».

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я - концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.

1. Понятие «Я» - концепции .

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

2. Составляющие «Я» - концепции (по Р.Бернсу).

Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я-концепции:

2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции.

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Мы рассмотрели понятие Я-концепции.Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

3. «Я» - концепция в различных теориях личности.

Содержание и объем понятия «Я-концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон…

Основоположником изучения «Я-концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего «Я» он выделят физическую, социальную идуховную личности с компонентами каждой из которой мы себя отождествляем.

В первых десятилетиях двадцатого века «Я-концепцию» начали изучать с позиций социологии такие ученые, как Ч. Кули и Дж. Мид. Это направление получило название «Социальный интеракционизм». Однако,задолго до них, в 1752 г. А. Смит – представитель шотландской школы философии морали – писал о том, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во многом так же, как думаем, что судят о нас.

Позднее Ч. Кули и Дж. Мид развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «Я-концепции». В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы индивидуального подхода сделали противоположный акцент – поставили в основу своей теории внутренние факторы становления «Я-концепции».

Другой подход к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе.

В клиент-центрированной терапии К. Роджерса делается упор на конфликт между установками личностного «Я», возникшими под воздействием окружающих и непосредственным опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории является взгляд на глубинные слои человеческой психики как на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Я-концепция». Здесь «Я» – это результат непосредственного переживания своего реального опыта, а «Я-концепция» устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.

С исследованием «Я» как системы опыта связана теория личностных конструктов Дж. Келли. В ее основе лежит понятие конструкта, который является единицей опыта. Конструкт представляет собой способ толкования реальности, изобретенный человеком. Человеческий опыт, таким образом, формируется системой личных конструктов.

Одно из направлений, сформировавшихся под влиянием идей К. Роджерса, представителями которого являются В. Б. Свэнн и С. Стилл, включило в себя множество трудов, направленных на изучение таких проблем, как организующая роль «Я-концепции» в общении, структурировании когнитивных процессов, механизмов поддержания имеющейся «Я-концепции». В. Б. Свэнн – автор теории верификации –

утверждает, что «Я-концепция» нуждается в подтверждении со стороны других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл – автор концепции самоутверждения – выделяет мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности.

В исследованиях ряда ученых, таких, как Р. А. Неймейер, М. Д. Берзонский, Р. М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние «Я-концепции» на различные характеристики когнитивных процессов, таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого и различные личностные характеристики. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает внутренней когнитивной согласованности. В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума исследуется отношение, возникающее при сравнении внутри когнитивной структуры личности двух объектов – информации и коммуникатора.

Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Хотя в структуре «Я» большинство исследователей выделяют множество образов, наибольшая дифференциация встречается у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них – это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное или будущее Я», «идеализированное Я», также как и ряд «изображаемых Я». Различения между Я-реальным и Я-идеальным присутствуют в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.

Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали такие исследователи, как А. Шютценберг, И. Гофман, представители нарративной психологии (Ротри, Х. Арендт). Из них самой разработанной теорией Я как сюжета (или как драмы) является теория И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные постановки с реальной жизнью. По его мнению, личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей.

У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:

1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.

2. Я обладает пластичностью.

3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

Кон подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.

1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди

2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.

3. Система самоатрибуции, т.е. приписывание себе определенных свойств.

4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.

В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В. В. Столин, Т. Шибутани, А. А. Налачжанян, Е. Т. Соколова, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.

Многие авторы все множество теорий в исследовании «Я» делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую определенные функции. Ко второй – исследующие «Я» как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно.

Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов в изучении «Я-концепции», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.

В заключении можно сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.

4. Развитие «Я» - концепции.

4.1 Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

Все теории развития Я - концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я - концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Поведение родителей

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я - концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я - концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я - концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Значимые другие

Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я - концепции.

4.2 Источники развития и формирования Я – концепции

Из многочисленных источников формирования «Я - концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1) представление о своем теле (телесное «Я»);

2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;

4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина);

5) практика воспитания детей в семье.

Телесное «Я» и образ тела - рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я - концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я - концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я - концепции» в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.

Язык и развитие «Я - концепции». Значение языка для развития «Я - концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я - концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) - другой важный источник формирования «Я - концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я - концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я - концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я - концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я - установок» в подростковом возрасте.

Полоролевая идентификация . Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение - важнейший и универсальный компонент «Я - концепции».

Воспитание детей в семье . Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я - концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я - концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;

4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

Заключение

В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я - концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления самооценки: отношение между Я - реальным и Я - идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.

В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как представление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина);

Я - концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, и осмысляя ее, человек строит представление о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Таким образом, становление Я - концепции играет важную роль во всех аспектах жизни человека.

Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание/Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.

2. Дерябин, А.А. Я - концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994.

3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008.

4. Колесникова, С.С. Особенности Я - концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1998.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000.

6. Джемс У. Психология. М., 1991.

7. Психология самосознания // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.

8. Самосознание и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.

9. Рождерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

10. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М., 1996.

11. Ждан А.Н. История психологии. - М.: «Российское педагогическое агенство», 2007

12. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 2006.

13. Психология / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 2004. - 556 с.

Особой формой сознания является самосознание, где личность выступает как субъект и как объект познания. С помощью процесса самосознания человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется своим продуктом – Я-концепцией.

Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе и включает:

  • Осознание своих свойств – физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и др.
  • Самооценку;
  • Субъективное восприятие влияющих внешних факторов на собственную личность.

Понятие Я-концепция появилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. Её представители А. Маслоу, К. Роджерс, стремились рассмотреть целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности.

Первые теоретические разработки в этой области принадлежат У. Джемсу. Он разделил личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-концепцию определяют как совокупность установок, которые направлены на себя и выделяют три структурных компонента:

  1. Когнитивный компонент – это «образ Я». К нему относится содержание представлений о себе – ролевые, статусные, психологические характеристики. Независимо от того, истинны они или ложны, индивиду они кажутся убедительными – надежный, общительный, сильный и др.
  2. Оценочный компонент или эмоционально-ценностный. Включает в себя самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение;
  3. Поведенческий компонент. Он характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении, в речи, в высказываниях о себе и др. Сюда можно отнести стремление повысить свой социальный статус, желание быть понятым, скрыть свои недостатки.

Все компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития. Единой схемы описания сложного строения Я-концепции в литературе пока нет.

Р. Бернс, например, представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я-концепция. Она конкретизирует установки личности, имеющие различные модальности, на себя.

Далеко не всегда объективными бывают те качества, которые люди приписывают собственной личности и другие люди не всегда готовы с ними согласиться. Объективные на первый взгляд показатели, такие как рост, возраст, для разных людей могут иметь разное значение, которое обусловлено общей структурой их Я-концепции.

Я-концепция играет следующую роль:

  • Способствует достижению внутренней согласованности личности;
  • Определяет интерпретацию приобретенного опыта;
  • Является источником ожиданий относительно самого себя.

Человеку свойственно стремиться к достижению максимальной внутренней согласованности и для этого он готов предпринимать различные действия для восстановления утраченного равновесия. На основе представлений о себе человек строит не только свое поведение, но и интерпретирует собственный опыт. В этом плане Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Ситуация, проходя через этот фильтр, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

Если между Я-концепцией и реальным поведением идет рассогласование, то это порождает страдания. Несмотря на то, что Я предполагает внутреннее единство, индивид фактически имеет множество «образов Я».

Людям свойственно желание иметь положительный «образ Я», отрицание собственного Я переживается всегда очень болезненно, потому что ассоциируется с такими чувствами как гордость или унижение.

Знание самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик другими людьми и противоречий.

Я-концепция в различных теориях личности

До настоящего времени объем и содержание этого понятия остаются дискуссионными.

В исследование этого феномена большой вклад внесли Х.Ч Кули, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, Р. Бернс, В.В. Столин и многие другие ученые.

Такие ученые как, Кули и Мид в начале XX века начали изучать Я-концепцию с позиций социологии. Данное направление стали называть «социальный интеракционизм», но еще задолго до них, в 1752 г. А. Смит говорил, что отношение человека к себе и его самооценка зависят от других людей. Свои собственные достоинства и недостатки можно увидеть, если опираться на их отношение. Поэтому не секрет, что человек судит о себе и своем поведении во многом так же, как думает, что судят о нем.

Развив теорию «зеркального Я» Мид и Кули в основу своей позиции поставили тезис о том, что развитие и содержание Я-концепции определяет именно общество.

Авторы индивиду ального подхода – Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Д. Бугенталь – в основу своей теории поставили внутренние факторы становления Я-концепции. Представители психоаналитической школы предложили другой подход к изучению этого феномена.

Так, Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, характер которой связан с особенностями культурной среды, окружающей индивида и его возможностями. Ученый описывает восемь стадий развития личности, которые напрямую связаны с изменениями эго-идентичности, указывает кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, которые характерны для различных возрастных этапов. Подростковому и юношескому возрасту Эриксон уделяет особое внимание. Он говорит о механизме формирования Я-концепции как о бессознательном процессе в отличие от символического интерракционизма.

Нельзя не сказать о таком исследователе Я-концепции как Р. Бернс. В основу своей теории он положил взгляды Э. Эриксона, Д. Мида, К. Роджерса.

Его Я-концепция связана с самооценкой индивида. Это совокупность установок «на себя». Автор описательную составляющую Я-концепции называет образом Я или картиной Я, а составляющую, связанную с отношением к себе, он называет самооценкой или принятием себя. По его мнению, Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но еще и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и каковы возможности развития в будущем.

Исследуя Я-концепцию И.С. Кон считает, что она входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я – дифференцированность и обобщенность, а также предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я:

  1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я. Суть сводится к тому, что образ Я формируется на основе других людей;
  2. Система социального сравнения. Сравнение настоящего с прошлым и будущим. Свои достижения сравниваются с притязаниями, сравнение себя с другими людьми. Формируется самооценка;
  3. Система самоатрибуции – приписывание себе определенных свойств;
  4. Система смысловой интеграции жизненных переживаний. С помощью интегрирования все предыдущие системы взаимосвязываются.

Я-концепция в отечественной психологии в основном рассматривалась в русле изучения самосознания. Данной проблемой занимались В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и др. Множество теорий в исследовании «Я» авторы делят на структуралистические – они рассматривают Я-концепцию как структуру, выполняющую определенные функции и функциональные – исследующие «Я» как часть психического опыта и структуру этого опыта.

При первом подходе «Я» будет сложно и многомерно, а при втором – едино и целостно.

Таким образом, в изучении Я-концепции в научной литературе существует множество подходов. Все они рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием личности с различных теоретических позиций, которые порой противоречат друг другу.

Но тот факт, что Я-концепция является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни человека, навряд ли можно оспорить.