Выставка на вднх: «всегда современное. искусство xx–xxi веков

Искусство XX - XXI вв.

Живопись Как и современное искусство, современная живопись в нынешнем своем виде сформировалась в 60-70-е гг XX века. Шли поиски альтернатив модернизму, часто вводились и противоположные ему принципы. Французские философы ввели термин "постмодернизм", и к этому течению присоединились многие художники. Самыми заметными явлениями искусства 60-70х стали концептуальное искусство и минимализм. В 70е и 80е люди словно устали от концептуального искусства и понемногу вернулись к изобразительности, цвету и фигуративности. В середине 80х происходит подъем движений, использующих образы массовой культуры - кэмпизм, искусство ист-виллиджа, а также нео-поп. Расцветает фотография - всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На живописный арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х - видео и аудио, затем - компьютеры, и в 90-х - интернет Работа из собрания Виктора Бондаренко

Актуальное искусство В России 90-х существовал термин «актуальное искусство», который, хотя и схож с термином "современное искусство", но не тождественен ему. Под ним подразумевалось новаторство в современном искусстве в идеях и технических средствах. Оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Во многом актуальному искусству приписывались черты авангардизма, то есть новаторство, радикальность, новые техники и приемы. Работы из собрания Виктора Бондаренко Валерий Кошляков «Набережная» Дубосарский -Виноградов «Земля-чемпион»

Абстракционизм Абстракционизм (лат. «abstractio» - удаление, отвлечение) - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Михаил Ларионов «Красный лучизм » Василий Кандинский « Зершёнесбильд » Малевич Казимир «Точильщик»

Кубизм (фр. Cubisme) - авангардистское направление в живописи 20 века, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Кубизм Пикассо « Авиньонские девицы» Хуан Грис «Гроздья винограда» Фернан Леже «Строители» Хуан Грис «Завтрак»

Сюрреализм Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - новое направление в живописи, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Сальвадор Дали «Искушение святого Антония» Макс Эрнст «Ангел очага или триумф сюрреализма» Рене Магритт «Сын человеческий» Войтек Сьюдмак «Мир грёз и иллюзий»

Модерн Моде́рн (от фр. moderne - современный) или ар-нуво (фр. art nouveau, буквально "новое искусство") - художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Альфонс Муха «Танец» Михаил Врубель " Царевна-Лебедь" А. Н. Бенуа «Маскарад при Людовике XIV » Михаил Врубель «Жемчужина»

Оптическое искусство Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство) – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Оп-арт. стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации. Яков Агам «Новый пейзаж» Йозеф Альберс «Фабрика А» Бриджет Райли «Большой голубой»

1.Искусство России конца 20 века. Последнее десятилетие 20 века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентация на западную модель экономического развития, наконец, ослабление, вплоть до полной отмены, идеологического контроля – все это в начале 90-х годов способствовало тому, что культурная среда стала стремительно изменяться. Либерализация и демократизация страны способствовали развитию и становлению новых тенденций и направлений в отечественном искусстве. Эволюция искусства в 1990-х годах в России происходит с появлением тенденций присущих постмодернизму, с появлением нового поколения молодых художников, работающих в таких направлениях как, концептуализм, компьютерная графика, неоклассицизм связанных с развитием компьютерных технологий в России. Возникнув из классической эклектики, «Новый русский неоклассицизм» стал «многогранным бриллиантом», соединив в себе различные направления, которые никак не относились к «классике» до эпохи модернизм. Неоклассицизм - это направление в искус­стве, в котором художники возрождают классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно исполь­зуют новей­шие технологии. Британский историк и теоретик искусства Эдвард Люси Смит назвал русский неоклассицизм "первым ярким явлением русской культуры, оказавшим влияние на мировой художественный процесс после Казимира Малевича". Неоклассицизм требовал иного, чем у классицистов, отношения к античности. Исторический взгляд на греческую культуру делал античные произведения не абсолютным, а конкретно-историческим идеалом, поэтому подражание грекам получило иной смысл: в восприятии античного искусства на первый план вышла не его нормативность, а свобода, обусловленность правил, которые позже станут каноном, реальной жизнью народа. Д.В. Сарабьянов находит неоклассицизм своеобразным «осложнением» модерна. С одинаковой вероятностью неоклассицизм можно считать и поздним модерном и самостоятельным направлением. В творчестве «новых художников» нет чистого модерна или отдельного неоклассицизма, они всегда выступают взаимосвязано, художники новой академии объединили сразу несколько течений в изобразительном искусстве: авангард, постмодернизм, классицизм в «коллажном пространстве». Работы «новых художников» эклектичны, сочетают в себе компьютерную графику офорт, живопись и фотографию. Художники переводили в цифровой формат готовые произведения, выделяли нужные фрагменты и создавали коллажи, виртуозно восстанавливая костюмы и декор древности. Сочетание традиционных методов с возможностями компьютерных графических программ расширили творческий потенциал художников. Из сканированного материала, собирали коллажи, применяли к ним художественные спецэффекты, деформировали, создавая иллюзорные композиции. Наиболее яркими представителями Петербуржского неоклассицизма начала 90-х годов были О. Тоберлутс, Е. Андреева, А. Хлобыстин, О. Туркина, А. Боров­ский, И. Чечот, А. Небольсин, Е.Шефф. Неоклассицизм Тоберлутс является одним из проявлений романтизма. Ее произведения олицетворяют чувства человек, мечты, благородство, нечто восторженное и обращенное к несбыточному идеалу. Художница сама становится героиней своих произведений. По стилистики творчество О.Тоберлутс можно определить как неоклассицизм, пропущенный через постмодернистское сознание, как эклектичный мир, в котором изображены античные храмы, интерьеры эпохи ренессанс, голландские мельницы и костюмы от дизайнера К. Гончарова как штрих современности. Безграничные возможности компьютерной графики придают работам О.Тобрелутс фантастичность и сверхъестественность. С помощью компьютерных технологий Е.Шефф возвращается то в древнюю Грецию, то в древний Рим, создавая в своих коллажах образы античной мифологии. В серии «Мифы Людвига» художник использовал фотографии греческих скульптур, архитектурных сооружений, накладывая на них эффекты старины. С помощью компьютерных технологий художник восстанавливает первозданность Колизея, проводя по нему увлекательные экскурсии. Цифровая живопись Шутова представляет собой эмоциональный эквивалент его многочисленных увлечений. В ней можно найти и греческую классику, и отголоски этнографических изысканий, а также элементы молодежной субкультуры.Таким образом, можно отметить, что конец 20 века был переломным периодом не только в политической и экономической жизни России, но и в искусстве. В 90-е годы было заложено мощное направление в изобразительном искусстве «новый русский неоклассицизм». Развитие компьютерных технологий в России расширило творческий потенциал художников, новые художники, используя новые технологии, создавали классические произведения. Главное не техника и технология, а эстетика. Клас­сическим может быть и современное искусство.2.Искусство России начала 21 в. Особенностью изобразительного искусства рубежа 20 – 21 веков является то, что оно стало свободно от цензурного гнета, от влияния государства, но не от рыночной экономики. Если в советское время профессиональные художники были обеспечены пакетом социальных гарантий, их картины закупались в национальные выставки и галереи, то теперь они могут рассчитывать только на свои силы. Но русская живопись не умерла и не превратилась в подобие западноевропейского и американского искусства, она продолжает развиваться на основе русских традиций. Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной. Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики. Частные коллекционеры оказывают большое влияние на всю систему современного искусства. В России одной из самых крупных коллекций работ современного искусства обладает негосударственный музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге. Направления в искусстве современности: Нонспектакулярное искусство - направление в современном искусстве, отвергающее зрелищность и театральность. Примером такого искусства является перформанс польского художника Павла Альтхамера «Script Outline», на выставке «Manifesta» в 2000 году. В России свой вариант нонспектакулярного искусства предлагал Анатолий Осмоловский.Стрит-арт (англ. Street art - уличное искусство) - изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль. Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу. Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого. Аэрография - одна из живописных техник изобразительного искусства, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность. Также может быть использован баллончик с краской. В связи с широким распространением аэрографии и появлении большого количества различных красок и составов, аэрография получила новый толчок развития. Сейчас аэрографию применяют для создания живописных полотен, ретуши фотоснимков, таксидермии, моделизма, росписи текстиля, настенной росписи, боди-арта, росписи ногтей, росписи сувенирной продукции и игрушек, росписи посуды. Часто применяется для нанесения рисунков на автомобили, мотоциклы, другую технику, в полиграфии, в дизайне и т. д. Благодаря тонкому слою краски и возможности плавного распыления её на поверхности, возможно достичь превосходных декоративных эффектов, таких как плавные переходы цвета, объёмность, фотографическая реалистичность получаемого изображения, имитацию грубой фактуры при идеальной гладкости поверхности.



Темы и вопросы семинарских занятий;

Тема 1 . Основные понятия искусствоведения и истории искусства.

Вопросы:

1.Проблема классификации видов искусств.

2. Понятие «произведение искусства». Возникновение и задача художественного произведения. Произведение и искусство.

3. Сущность, цели, задачи искусства.

4.Функции и смысл искусства.

5. Понятие «стиль». Художественный стиль и его время.

6.Классификация искусств.

7. История возникновения и становления искусствоведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Известны 5 определений искусства. Что характерно для каждого из них? Какого из определений Вы придерживаетесь? Можете ли Вы сформулировать Ваше определение искусства?

2. В чем состоит назначение искусства?

3. Как можно определить произведение искусства? Как сосуществуют «произведение искусства» и «художественное произведение»? Объясните процесс возникновения художественного произведения (по И. Тэну). В чем заключается задача художественного произведения (по П.П. Гнедичу)?

4. Перечислите 4 основные функции искусства (по И.П. Никитиной) и четыре

возможных понимания смысла искусства.

5.Определите смысл понятия «стиль». Какие Вам известны стили в европейском искусстве? Что такое «художественный стиль», «художественное пространство»?

6. Перечислите и дайте краткую характеристику видам искусства: пространственные, временные, пространственно-временные и зрелищные искусства.

7. Что является предметом изучения истории искусства?

8. Как Вы думаете, какова роль музеев, выставок, галерей, библиотек для изучения произведений истории искусства?

9. Особенности античной мысли об искусстве: Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве («Каноне» Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). «Топографическое» направление в литературе об искусстве: «Описание Эллады» Павсания. Описание художественных произведений у Лукиана. Пифагорейская концепция «космоса» как стройного целого, подчиненного законам «гармонии и числа» и ее значение для начал теории архитектуры. Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве. Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга «Законов», диалог «Критий») и Аристотеля (седьмая книга «Политики»). Понимание искусства в Древнем Риме. «Естественная история» Плиния Старшего (I в. н. э.) как главный источник сведений по истории античного искусства. Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории.

10. Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве: Эстетические воззрения Средневековья (Августин, Фома Аквинский), ведущая эстетическая идея: Бог – источник красоты (Августин) и ее значение для художественной теории и практики. Идея «первообраза». Особенности средневековой литературы об искусстве. Практически-технологические, рецептурные руководства: «Руководство живописцев» с горы Афаонской Дионисия Фурнаграфиота, «О красках и искусствах римлян» Гераклия, «Схедула» (Schedula – Ученьице) Теофила. Описание памятников архитектуры в хрониках и житиях святых.

11.Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Новое отношение к античности (изучение памятников античности). Развитие светского мировоззрения и возникновение экспериментальной науки. Формирование тенденции к исторической и критической интерпретации явлений искусства: «Комментарии» Лоренцо Гиберти Трактаты по специальным вопросам – градостроительству (Филарете), пропорциям в архитектуре (Франческо ди Джорджо), перспективе в живописи (Пьеро дела Франческа). Теоретическое осмысление ренессансного перелома в развитии искусства и опыта гуманистического изучения античного наследия в трактатах Леона Батиста Альберти («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»), Леонардо да Винчи («Трактат о живописи», опубл. посмертно), Альбрехта Дюрера («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Критика архитектурной теории Витрувия в «Десяти книгах о зодчестве» (1485) Леона Батиста Альберти. Витрувианская «Академия доблести» и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия. Трактат Джакомо да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). «Четыре книги об архитектуре» (1570) Андреа Палладио – классический эпилог в истории архитектуры эпохи Возрождения. Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма. Палладио и палладианство.

12.Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману: «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки. «Книга о художниках» Карела Ван Мандера как продолжение жизнеописаний Вазари на материале нидерландской живописи.

13. Мыслители 18 века о проблемах стилеобразования в искусстве, о художественных методах, месте и роли художника в обществе: Рационализм в искусствознании. Классицистическая теория Никола Пуссена. Теоретическая программа классицизма в «Поэтическом искусстве» Никола Буалло (1674) и «Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» А. Фелибена (1666-1688).

14. Век Просвещения (18 в.) и теоретико-методологические проблемы искусства. Формирование национальных школ в рамках общей теории искусства. Развитие художественной критики во Франции. Роль Салонов во французской, художественной жизни. Обзоры Салонов как ведущие формы критической литературы об изобразительном искусстве. Споры о задачах художественной критики (оценка творчества или просвещение публики). Особенности немецкого искусствознания. Вклад в теорию изобразительного искусства Готхольда Эфраима Лессинга. Трактат «Лаокоон» (1766) и проблема границ живописи и поэзии. Введение понятия «изобразительные искусства» вместо «изящные искусства» (перенос акцента с красоты на правду и выделение изобразительно-реалистической функции искусства). Значение деятельности Иоганна Иоахима Винкельмана для развития исторической науки об искусстве. Винкельмановская концепция античного искусства и периодизация его развития.

15. Истоки отечественной мысли об искусстве. Сведения о художниках и художественных памятниках в русских средневековых летописных и эпистолярных источниках. Постановка вопросов об искусстве в общественно-политической жизни 16 в. (Стоглавый собор 1551 г. и др. соборы) как свидетельство пробуждения критического мышления и борьбы различных идейных направлений.

16. Коренной перелом в русском искусстве 17 в.: формирование зачатков светского мировоззрения и первое знакомство с европейскими формами художественной культуры. Становление художественно - теоретической мысли. Глава «Об иконном писании» в «Житии» Аввакума. «Сочинение об искусстве» Иосифа Владимирова (1665-1666) и «Слово к люботщательному иконного писания» Симона Ушакова (1666-1667) – первые русские сочинения по теории искусства.

17. Активное формирование новых светских форм культуры в 18 в. Записки

Я.фон Штелина – первая попытка создания истории русского искусства.

18. Новое романтическое понимание искусства в критических статьях К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, В. Кюхельбекера, В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова, Н.В. Гоголя.

19. Искусствознание конца 19 - 20 вв.: Попытки синтеза достижений формальной школы с концепциями ее критиков – «структурная наука» о художественных стилях. Семиотический подход в искусствознании. Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М. Лотмана, С.М. Даниэля, Б.А. Успенского. Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства в трудах М. Алпатова («Художественные проблемы искусства Древней Греции», «Художественные проблемы итальянского Возрождения»). Синтез методологических подходов (формально-стилистического, иконографического, иконологического, социологического) у В. Лазарева. Сравнительно-исторический метод исследования в работах Д. Сарабьянова («Русская живопись 19 века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования»). Системный подходк искусству и его особенности.

1.Алексеев В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991.

2.Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.

3.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

4.Власов В.Г. Стили в искусстве.- СПб.: 1998.

5.Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.

6.Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: Сварог и К, 1998.

7.Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп – АСТ, 2000.

8.Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.

Тема 2 . Искусство Древнего мира. Искусство эпохи первобытнообщинного строя и Древнего Востока.

Вопросы:

1.Периодизация искусства первобытного общества. Характеристика первобытного искусства эпохи: палеолита, мезолита, неолита, бронзы.

2.Понятие синкретизма в первобытном искусстве, его примеры.

3.Общие закономерности и принципы искусства Древнего Востока.

4.Искусство Древней Месопотамии.

5.Искусство древних шумеров.

6. Искусство древней Вавилонии и Ассирии.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте краткий обзор периодизации первобытного искусства. В чём особенности искусства каждого периода?

2. Охарактеризуйте основные черты первобытного искусства: синкретизм, фетишизм, анимизм, тотемизм.

3.Сравните каноны в изображении человека в художественном творчестве древнего Востока (Египет и Месопотамия).

4. В чём особенности изобразительного искусства Древней Месопотамии?

5.Расскажите об архитектуре Месопотамии на примере конкретных памятников:

зиккурта Этеменнигуру в Уре и зиккурата Этеменанки в Новом Вавилоне.

6.Расскажите о скульптуре Месопотамии на примере конкретных памятников: стенах вдоль дороги Процессий, воротах Иштар, рельефах из дворца Ашшурнасирпала в

7.Какова тематика скульптурных рельефных изображений Месопотамии?

8. Как назывались первые вавилонские памятники архитектуры? Каково было их

назначение?

9. Какова особенность космогонии шумеро – аккадской культуры?

10. Перечислите достижения в искусстве шумеро – аккадской цивилизации.

1.Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. – М.: Искусство, 1997.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

3. Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1968.

4.Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1972.

5.Искусство Древнего Мира. – М.: 2001.

6.История искусства. Первые цивилизации. – Барселона-Москва: ОСЭАНО – Бета-Сервис, 1998.

7.Памятники мирового искусства. Выпуск III, первая серия. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1970.

8.Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М.: Искусство, 1985.

9.Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985.

Русское народное декоративно-прикладное искусство.

Века.

Резьба по дереву . Из дерева делали мебель, посуду, орудия труда, возводили избы. Народ выработал много приемов резьбы: геометрическая, скобчатая, сквозная, рельефная и др. Крыши крестьянских изб увенчивались монументальной скульптурой коня, птицы. Деревянная резная и долбленая посуда (чаши, фигурные сосуды, ставы –глубокие чаши с крышкой).

Роспись по дереву и лубу. Расписывали посуду, прялки, шкафы, колыбели, сундуки, сани. Было две росписи: живописная и графическая. Из живописных –хохломская роспись масляными красками на точеной деревянной посуде. Хохломские ложки, чаши, миски

Резьба по кости. В Белом море добывался материал – моржовый клык, он способствовал успехам косторезного дела. Основные приемы украшения изделий – гравировка и плоский рельеф. Изображали животных, целые сцены охоты, чаепития, прогулок, библейские сюжеты. Расписывали табакерки, различные коробочки, то в виде туфелек, то сердец, гребни, ларцы, веера. Для крестьянского быта выполняются недорогие изделия – гребни, ларцы в виде теремков, серьги.

Керамика . Занимаются гончарством, лепят игрушки. Чернолощеная посуда иссиня-черного цвета, полученная от воздействия коптящегося пламени, декорируется лощением – сплошным или орнаментальным. Миски, кувшины, рукомои. Простые формы глазурованной посуды оживляются цветными потечными глазурями, зелеными, красно-коричневыми, растекающимися во время обжига. Гжельская майоликовая посуда – изделия из цветной глины, покрытые непрозрачным стекловидным составом – эмалью. Изображают – домики, птиц, зверей, деревья, травы, цветы.

Игрушка. Одним из крупнейших центров выработки деревянной раскрашенной игрушки стал Троице-Сергиев посад. Сергиевские свистульки, птички, коньки, куклы. Во 2пол. 19в. распространение получила гжельская майоликовая игрушка. Она лепилась от руки или в двустворчатых формах. Игрушка из глины – женщины в конусообразных юбках, всадники, птицы. . Известностью пользовались вятские игрушки (слобода Дымково) – глиняные кавалеры на коне в шляпе, важные барыни, водоноски., птицы, полусказочные звери.

Ткани, вышивка, кружева. Ручное ткачество – на ручном станке женщины ткали холст, полотно, узорные ткани. Материал – лен, конопля, хлопок. Украшали ткани вытканные узоры, набойка. Основа ручного ткачества – переплетение по счету нитей: вертикальных и горизонтальных. Узорным тканьем украшали рубахи, передники, полотенца, простыни. Набойка – способ нанесения на ткань узора посредством резной доски, предварительно покрытой краской. Вышивка украшение праздничной одежды и бытовых предметов – полотенец, платков, скатертей. Золотое шитье украшали свадебные головные уборы. Кружево в праздничной одежде и предметах быта применяется вместе с вышивкой. Наиболее раннее плотное и простое по технике Михайловское кружево (его выплетали из суровых льняных или хлопчатобумажных нитей). Знаменитое вологодское кружево (элементы узора – цветок, напоминающий ромашку, стилизованная птица – пава, выкладывают тесьмой – вилюшкой).

Архитектура Беларуси.

Архитектура новейшего времени 1990 нач. 2000-х характерна новаторскими поисками. Происходят изменения в градостроительной концепции: развитие планировочной структуры городов идет путем перехода к системе «город-пригород». Возрастает роль строительства малоэтажных и индивидуальных жилых домов. Получили распрастранение дороги-обходы, позволяющие миновать город (Логойск, Кобрин, Гомель). Распрастранение получила скульптура и колористика (памятники князьям Давиду в Даивд-Городке, Борису в Борисове, Ф.Скорыне, М.Гусовскому и К.Туровскому во внутреннем дворике БГУ). С нач. 2000г. становление художественного облика белорусских городов осуществляется с использованием графических средств и декоративного освещения, которые служат ориентиром в пространстве, выполнения информационных функций, открывают новые эстетические грани зданий и сооружений (здания на проспектах Независимости, Партизанском, Победителей – в Минске, Петропавловский собор и дворец Румянцевых-паскевичей в Гомеле, стела Победы в Мозыре), храм во имя Преподобной Ефрасиньи княжны Полоцкой в Минске, Свято-Крещенская церковь в Гродно. Из новых строительных материалов используются тонированные и зеркальные стекла (Ледовый дворец в Минске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Витебске) главный корпус железнодорожного вокзала, офисный центр 21 века в Минске, здание Национальной библиотеки в Минске. Современные конструкции основаны на сочетании металлических каркасов и внешнего остекленения и стен выпоёлняющих утилитарную и декоративную функцию. Связи с разнообразием строительных материалов возведение жилья осуществляется с использованием железобетонных конструкций, панельное строительство, применяется кирпич. Возрождается высотные малоэтажные и индивидуальные жилые дома, построенные по типовым проектам. В 1992-1997 создан жилой городок для военнослужащих в г.п. Россь Волковыского района. Широкое распрастранение получило строительство индивидуальных жилых домов котежного типа на пригородных территориях (поселки Боровляны, Новинки Минского района). В архитектуре коттеджей воплотились мотивы барокко, классицизма, модерна, готики, народного зодчества. В 2000 г. построены мемориальный ансамбль воинам-пограничникам в Гродно, архитектурный знак «Белоруским партизанам в Минске». Здание главного корпуса железнодорожного вокзала в Минске архитекторы – Крамаренко, Виноградов они удостоены Государственной премии Б. 2004г.

К архитектурным памятникам относятся: Мирский замок, Несвижский замок, Гродненский замок, Агинский канал, Крепостная стена в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске, Лидский замок, костел Терезы в Щучине.

Изобразительное искусство в конце 20 века начало 21 века.

Во 2-ой половине 80-х годов 20 века сложились все основные направления изобразительного искусства 20в. - начала 21в.: церковная живопись, в том числе иконопись (Н.Мухин, В.Балабанов, И.Глазунов, Е.Максимов, В.Шилов); «этюдная школа» живописи для которой характерен традиционный русский пейзаж (В.Сидоров, В.Щербаков, В.Телин, В.Полотнов); авангард (Злотников, Янкилевский, Наседкин); русский постмодерн (Дубов, Кислицин, Маркелова, Терещенко); «актуальное искусство». Особенностью изобразительного искусства рубежа 20-21в. является то, что оно стало свободно от цензурного гнета, от влияния государства, но не от рыночной экономики. Если в советское время профессиональные художники были обеспечены пакетом социальных гарантий, их картины закупались в национальные выставки и галереи, то теперь они могут рассчитывать только на свои силы.

В 1947 была создана Академия художеств. В 50-х годах была установлена жестая система. Художник обучающийся в вузе должен пройти ряд этапов.

1 этап – окончить художественную школу

2 этап – окончить художественное училище или институт.

Свое обучение закончить большой тематической картиной. Затем становится членом союза художников. Периодически представляя на официальной выставке свои новые работы. Главным заказчиком художественных работ у мастеров было государство. Конец 50-х над Москвой взметнулись высотные здания со шпилями. Они назывались «Высотки». Их было 7 штук. 1967 в Москве построена Астанскинская телевизионная башня. Автопроект Никитина 1907-1973 этот архитектор участвовал в строительстве комплексов Дворца культуры в Варшаве, монумент «Родина-мать зовет!» телевизионная башня и ресторан «Седьмое небо». Стали появляться жилищные комплексы напоминающие постмодернистическую культуру Запада. Потом в Москве на смену блочной архитектуре пришло разнообразие форм, стиля материал (стекло). В стиле хайтек построена в Минске Национальная библиотека 2002. Особенно популярен Московский стиль – восстановленный храм Христа Спасителя, который возглавил список крупнейших. Но самый грандиозный проект в Москве «СИТИ» с десятками небоскребов. В 21 веке осуществляется строение 25-этажное. Ристоврируется комплекс «Хатынь» (Силиханов, Занкович). «Брестская крепость» - Волчок, Сысоев, Занкович, Назаров участие принимали скульпторы – Бобыль, Бембель. В живописи стало распространяться ваблио. Это жанр иронических рисунков, который включает в себя вербальность перекличку с популярным в народе фильмом Гугарев его работа «ночной дозор». Следующий период эгоцентризм. Новаторство и конформизм это когда в работах прослеживается метафора и концепция, которой пришли на смену тематические направления. А.Босолыга – «Молитва». В 21 веке возвращается христианство, возрождается икона, ристоврируются храмы, церкви. В современной школе 21 века отсутствует влияние заподноевропейского искусства. В графике – свободная линия это интеллектуальная игра линий. Ю.Подолин «Люстэрка». В 21 веке в графике возрождаются малые формы открытки, объявления, афиши и книжная графика. Появляется графика с цветом. Развитие получает компьютерная графика. В этом направлении: Борозна, Яковенко. Печатная графика ослабило свое развитие литография, эстант выполняется на металлических пластинах. Автор Звенцов «Основы графики». Возрождается художественное фото и оказывает сильное воздействие на графику. Развивается интуитивное искусство.

Искусствознание, осмысливающее явления и исследующее процессы развития искусства 20 века , углубляющееся в их закономерности и выявляющее узловые моменты этих процессов, не в состоянии судить о них в целом по их конечным результатам. Историк искусства прошлых эпох вправе рассмотреть исследуемый им материал в свете проистекающих из него выводов и последствий и даже предварить ими основное изложение. Ничего подобного история искусства XX века не допускает. Ей противопоказаны попытки дать окончательные суждения о неоконченных процессах. Речь идет прежде всего о неосновательности неких всеобщих определений XX века как эпохи, изменившей чуть ли не всю природу искусства и учредившей навечно свой новый стиль. Обычно такие то тальные суждения выводятся из ка кой-либо одной из линий художест венного процесса, из эфемерных частных явлений, которые объявля ются началом новой эры. Примеров подобных опытов, равно как и по срамления их реальной историей искусства XX века, можно было бы привести немало. Свою роль здесь играет и то, что исследователь искусства 20 века сам погружен в его течение и наблюдает его, так ска зать, изнутри. При такой точке зре ния легко могут возникать своего рода оптические ошибки. Никто не обладает гарантией от них, а сами они в свою очередь составляют часть истории самоосознания худо жественной культуры 20 века .

Обстоятельства, в которых находится история искусства 20 века , предостерегают от соблазна сфор мулировать или кодифицировать во введении ее общие свойства. Спра ведливее будет ограничиться неко торыми историко-художественными предпосылками, на основе которых предстоит далее рассма тривать само искусство. Исходная предпосылка может быть представлена как постулат: искус ство XX века - искусство перелом ное, а не просто старый или просто ное, а не просто старый или просто новый период его истории. Непростительно наивным было бы видеть в нем либо только прямое и последовательное угасание прошлого, либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов или же - в наиболее сложных случаях - превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое (о том, что они означают, еще неоднократно придется вести речь ниже) не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. В силу этих причин в искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том, что и как отражает искусство, например, в характерном для таких периодов аллегоризме как типе художественного мышления, выражающего новые идеи в старых формах, или в признании невозможности воплотить эти идеи в изобразительной форме; в развитии охранительских тенденций и новаторства, сопряженного с отрицанием прошлого, и т.п. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротою, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит собой, для чего существует и что может искусство, а в числе ответов на них встречаются весьма примечательные для неклассического времени мифологизированное представление искусства о самом себе как о всевластной жиз-нестроительной силе и иконоборческое самоотрицание художественного творчества.

Искусство 20 века - не первая переломная, неклассическая эпоха во всеобщей истории искусств. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде и эстетически полноценно решающие свои идейно-художественные социальные задачи, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии значительной части его современников; двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности; искусство нередко проникается неудовлетворенностью самим собой и окружающей жизнью; весьма сомнительно также, всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью и т. д. Вместе с тем местоположение переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля или, что гораздо шире и значительнее, художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. И те и другие прочно связаны в единую цепь историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначаль-нее - курица или яйцо. Столь же закономерны противоречивость, неустойчивость, которые составляют специфическое качество искусства переломного времени. Изменения, переживаемые в такие эпохи, обнимают как внутреннюю структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно художественные, стилевые, но и целый комплекс внести-левых сил. Они могут быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности национального и интернационального характера. Все они отвечают истории искусства, укоренены в ней и существуют во взаимосвязанном виде. Очевидно, что такие события, как появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их взаимоотношений. Социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в XX веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родо-племенного строя, и от средневековых по типу художественных культур до разнообразных высокоразвитых современных культур. Историко-художественные свойства всех этих разных искусств существуют на земном шаре одновременно, образуя собой неотъемлемые разделы художественной культуры 20 века .

С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство 20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, их региональных общностей и международных художественных движений. В своем целом они образуют систему, которую вполне можно назвать мировым искусством. В XX веке эта система охватывает собой все, что существует в художественном творчестве на географической карте мира. На ней не остается более "белых пятен", исчезают своего рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому опыту. Мировое искусство XX века интегрирует искусства практически всех этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима путем сопоставления национальных преимуществ: теории "избранных" и "неполноценных" национальных культур служат здесь самым низким националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-художественные же свойства того или иного национального искусства, напротив, предполагают вполне точные измерения. Таким образом, панорама мирового искусства 20 века , рассматриваемая в свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную, поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же эпохи. То есть, совмещенные в одном хронологическом периоде, художественные культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных ответов на одни и те же вопросы. Из этих предпосылок проистекают определенные методологические выводы. Соответственно природе явления исследование искусства 20 века предполагает сочетание диахронного и синхронного подходов, их взаимную коррекцию. Оба они существенно необходимы, но каждый из них, взятый в самодовлеющем виде, может дать искаженную картину. Так, диахронный анализ, без которого немыслимо представить себе историческое развитие, выявить в нем прогресс и реакцию, склонен распределить все, что происходит в искусстве нашего времени по расположенным одна над другой ступеням последовательной эволюции, где одно плавно проистекает из другого, скрывая при этом множество реальных связей, соединяющих современные художественные явления. Как в музейной экспозиции, искусство распределяется по разным залам идеально-эволюционной анфилады, заставляющей забывать о том, что в них представлены соратники и противники, не раз преломлявшие копья в эстетических баталиях. Синхронный анализ, позволяющий уловить актуальное значение и взаимоотношения явлений современного искусства, различных по своей социально-исторической природе, национальному характеру, идейно-художественному строю, тяготеет к тому, чтобы представить их в виде статического многообразия. Как в экспозиции выставки современного искусства, здесь наглядно раскрываются сходство и различие, связи и борьба художественных сил, но из этого никак не явствует, в каких направлениях и последовательности движется развитие искусства и происходит ли оно вообще. Позволительно заметить, что сочетание диахронного и синхронного подходов играет немаловажную роль и при изучении искусства прошлых эпох. Особенно для освещения переломного времени, например для понимания ренессансных и позднесредневековых движений, существующих в одно время. Для исследования же искусства XX века такое сочетание имеет чрезвычайное значение, поскольку в это время приобретает невиданную ранее интенсивность и сложность процесс всеобщей интернационализации художественных культур. Было бы наивным объявлять какую-либо одну причину источником глобальных историко-художественных процессов XX века. История искусства нашего века переживает на основных своих рубежах целые комплексы социальных, национальных и стилевых преобразований. Эти комплексы причин определяют этапы развития истории искусства, приобретают основоположное значение ее периодизации. Первый этап завершается в 1917-1918 годах, в эпоху первой мировой войны и Октябрьской революции в России, когда мировая художественная культура пережила принципиальный перелом. Второй этап истории искусства 20 века приносит не только сложные стилевые сдвиги. За ними стоят коренные изменения социальной структуры, а также перестройка регионального деления мировой культуры 20 века . С 1917 года формируется советская художественная культура, развивающаяся на собственной социальной основе, обретающая свою политическую функцию и стилевую направленность. По этим причинам анализ и оценка искусства народов СССР, его идеологические и художественные начала, свобода и тоталитарность, закономерности и аномалии рассматриваются в "Малой истории искусств" отдельно. Кроме того, здесь лишь бегло отмечены тенденции искусства других тоталитарных режимов, распавшихся в 1945 году. То есть эти разделы истории искусства 20 века останутся за пределами этой книги. Третий этап, начало которому можно отсчитывать с 1945 года, ознаменован рождением мировой системы искусства, включающей в себя многонациональные и национальные художественные культуры, различные по социальной структуре и многообразные по стилевой ориентации. Видоизменения, которые претерпевает мировое искусство 20 века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Попытка охарактеризовать все их сразу была бы явно бесплодной - этому предмету посвящена вся книга в целом. Сейчас целесообразно отметить лишь некоторые предварительные положения. А именно, не представляется возможным определить некий общий единый стиль мирового искусства в 20 веке и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так, скажем, фовизм либо кубизм не является следствием развития реализма рубежа XIX-XX веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т. д. Более того, ни один из существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом. Так, например, казалось бы, привычная линия движения от постимпрессионизма к абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного процесса XX века. За пределами развития реализма также остается немалое число весьма существенных явлений. Очевидно, стало быть, что в мировом искусстве 20 века , как это естественно для художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет несколькими рядами. Каждому из них свойственны свои закономерности, а взаимоотношение таких рядов стилевого движения соединяет в себе диахронные и синхронные начала. Лишь в своей совокупности и взаимодействиях все они образуют историю искусства 20 века .

Можно отметить также разный характер таких стилевых движений, новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных, допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную национальную интерпретацию. Надо быть готовым и к тому, что реальная история искусства 20 века покажет, как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на протяжении всех десятилетий XX века, лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX века. Нередко более важную роль играет длительность жизни таких движений. Все это опять-таки составляет предмет конкретного изучения истории искусства 20 века , понимание которой сопряжено также с понятиями, имеющими гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления. Таким образом, надлежит вновь и вновь отдать себе отчет в историчной природе социальных, национальных, стилевых сил мирового искусства 20 века . Каждая из них и все они в совокупности являются именно историчными, а не вечными, конечными, абсолютными. Мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы 20 века, претендующие на высшее, исчерпывающее значение. В своем самообольщении они противопоставляют себя глобальным историко-художественным процессам, вычленяются из них, считают себя венцом всего социального, национального и стилевого мирового опыта искусства. С этими предостережениями мы обратимся далее к многосложному искусству 20 века .

В апреле 2016 г. на ВДНХ (в пав-не №66 «Культура») состоялось открытие выставки «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.», которая знакомит зрителей с самыми знаковыми художественными произведениями отечественных мастеров изобразительного искусства, среди которых и признанные классики начала ХХ в., и культовые современники наших дней.

Несмотря на тот факт, что вошедшие в экспозицию полотна написаны в разные годы истории нашей страны и принадлежат к разным стилистическим художественным направлениям, организаторы проекта подчеркивают, что картины не то что не противоречат друг другу, а даже напротив - они как бы вступают в диалог.

Выставка разделена на три части, в центре внимания каждой из которых - различные художественные решения и стилевые поиски, запросы времени и ответы на них самих авторов.

Искусство первой половины ХХ в. русского авангарда

В этом разделе вниманию аудитории представлены художественные произведения русского авангарда, совершившие настоящую революцию в представлении о задачах изобразительного искусства. Здесь можно увидеть картины Г. Носкова, И. Клюна, А. Грищенко, М. Ле-Дантю, И. Малютина и других в стиле неоимпрессионизма, кубизма, сезаннизма, кубофутуризма, супрематизма и прочих направлений.

Русское искусство 1960-80-х гг.

Данный раздел выставки рассказывает о художественных произведениях 1960-80-х гг. В советском изобразительном искусстве тех годов одновременно с соцреализмом существовали и различные его стилистические модификации - к примеру, так называемый «суровый стиль». Также здесь вниманию зрителей представлены и такие направления живописного искусства, как экспрессионизм, фотореализм, сюрреализм, фантастический реализм и др. В этом разделе посетители познакомятся с творчеством О. Булгаковой, А. Ситникова, Н. Нестеровой, Л. Нагеля, Л. Семейко, Т. Салахова и мн. др.

Творчество наших современников

Этот раздел знакомит зрителя с работами современных художников периода конца ХХ – ХХI вв. Вошедшие в экспозицию работы демонстрируют, как в наши дни различные стили в живописи стали настоящими инструментами художественного языка, а сами мастера, формируя его, цитируют известнейшие работы своих предшественников и используют в своей творческой деятельности уже узнаваемые приемы. В данном разделе выставки собраны произведения таких известных художников современности, как И. Макаревич, Э. Булатов, И. Нахова, Г. Гурьянов и др.