Время создания романа «Обломов». История создания романа гончарова "обломов" История создания произведения обломов

Демиховская О. А. Творческая история романа И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / Ред.: Н. Б. Шарыгина. - Ульяновск: Симбирская книга, 1992 . - С. 135-142.

О. А. Демиховская

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Вопросы истории создания романа И. А. Гончарова «Обломов» привлекали внимание многих исследователей. Однако долго оставалось загадкой, как могло случиться, что роман, работа над которым тянулась около десяти лет, был вдруг написан за несколько недель, когда писатель лечился в Мариенбаде. Не случайно этот литературный феномен, получивший название «мариенбадского чуда», вызвал изумление и острый интерес. Наконец, после опубликования писем И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, казалось, загадка была разгадана: у героини романа объявился живой прототип, который и вдохновил писателя на молниеносное создание романа «во имя ее». Такое объяснение было принято литературоведами, вошло в научный обиход, приобретя силу традиционной концепции.

С течением времени появляется другая точка зрения. Но вопросу о прототипе Ольги Ильинской завязывается дискуссия.

Кто же является прототипом Ильинской?

Это проясняется при решении проблемы прототипности и типичности в романе, вопроса о соотношении художественного образа и прототипа.

Указывая на медлительность пера Гончарова как особенность его таланта, обычно отмечали, как долго писались его романы: «Обломов» - десять лет, «Обрыв» - двадцать лет; но при этом забывалось, что писатель должен был заботиться о куске хлеба. Об этом - позднее признание писателя: «...более всего любил я перо. Писать было моей страстью. Но я служил - по необходимости (да еще потом цензором, Господи прости!), ездил вокруг света - и кроме пера, должен был заботиться о добывании содержания» 1 . Действительно, отрывок из первой части «Обломова» - «Сон Обломова» - был опубликован в 1849 году, а потом - служба в департаменте, кругосветное путешествие, создание очерков «Фрегат «Паллада», начало работы над «Обрывом», цензорство, поглощавшее все творческие силы, не оставлявшее свободного времени для других занятий.

Работа над «Обломовым» затягивалась. К лету 1857 года, когда по предписанию врачей Гончаров отправился в Мариенбад, была готова лишь первая часть романа. За два летних месяца в Мариенбаде, которые оказались порой необыкновенного прилива творческих сил, были написаны три части «Обломова», за исключением самых последних четырех глав, законченных потом в Петербурге. Поразительно короткий срок, в который был создан почти весь роман, объясняется в значительной мере тем, что задуманное в 1847 году вынашивалось автором в течение многих лет и было тщательно продумано. Особенно вдохновенно писался образ главной героини Ольги Ильинской, возникший в воображении писателя именно в это время. В письмах из Мариенбада к И. И. Льховскому и Ю. Д. Ефремовой в июле и августе 1857 года выступают выражения, которые относятся к Ольге Ильинской: «не надышусь, не нагляжусь», «живу, дышу только ею» 2 .

Влюбленность в создаваемый образ героини позволяет предполагать существование прототипа, тем более, что сам автор в заключительных строках своей «литературной исповеди» - критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» - писал: «то, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил - то недоступно моему перу!.. я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало» 3 .

На вопрос, кто же мог послужить прототипом Ольги Ильинской, в литературоведении существуют две точки зрения. П. Н. Сакулин прототипом героини романа «Обломов» считает Елизавету Васильевну Толстую. По мнению О. М. Чемены, прототип Ольги - Екатерина Павловна Майкова.

По концепции П. Н. Сакулина, проблема прототипности в романе И. А. Гончарова решается при изучении взаимоотношений писателя с Е. В. Толстой, падающих на первую половину 1850-х годов, когда шла интенсивная работа над романом. Точка зрения П. Н. Сакулина аргументированно изложена в статье «Новая глава из биографии И. А. Гончарова в неизданных письмах» 4 . Он замечает, что письма Гончарова к Толстой вводят нас в самые интимные уголки внутренней жизни писателя. Действительно, в этих письмах отразились сокровенные чувства И. А. Гончарова, влюбленного в Е. В. Толстую. Они открывают одну из самых поэтических страниц биографии писателя.

Гончаров встретил Е. В. Толстую в семье Майковых в начале 40-х годов, когда ей было всего 16 лет. Уже тогда она произвела на него неотразимое впечатление. Оставляя запись в альбоме, писатель желал ей «святой и безмятежной будущности» 5 . Снова Гончаров встретил Е. В. Толстую только через 12 лет, осенью 1855 года, когда он уже вернулся из кругосветного путешествия. Он был под обаянием ее личности, ее чарующей красоты, доброго сердца, тонкого, нежного женского ума. В ней писатель увидел идеал женщины. По мнению Гончарова, «ей дано все, чтобы быть единственной из числа немногих - возвышенностью характера, чистотой сердца, прямотой и достоинством...» 6 .

Отъезд Е. В. Толстой в Москву (18 октября 1855 г.) вызвал целую серию писем Гончарова - «Pour et contre». От лица своего «друга» он рассказывает о своей любви, о своих душевных муках. «Pour et contre» является искренней и волнующей исповедью любви. Но героем романа Е. В. Толстой суждено было стать не Гончарову, а ее кузену Александру Илларионовичу Мусину-Пушкину, блестящему офицеру, ярославскому помещику. Осенью 1856 года она была уже его невестой, а в январе 1857 года вышла за него замуж.

По иронии судьбы И. А. Гончарову пришлось устраивать счастье Е. В. Толстой: по просьбе ее матери хлопотать перед Синодом о разрешении брака с двоюродным братом.

В утешение и на память себе он испросил у супруга Е. В. Толстой ее фотопортрет, сделанный с написанного Н. А. Майковым портрета красками, в котором, по мнению И. А. Гончарова, художник уловил «самую поэтическую сторону... красоты» 7 .

«И. А. Гончарова-человека постигла тяжелая неудача: жизнь отняла у него добрую и светлую мечту, его личное существование стало бледнее и тусклее... Зато Гончаров-художник остался в выигрыше: он выстрадал право «артистически» наслаждаться портретом Елизаветы Васильевны; ...в минуты творчества ее образ будет светиться ему из неизвестной дали» 8 .

Портрет Е. В. Толстой, в котором отразилась «самая поэтическая сторона общей женской красоты», помог И. А. Гончарову рисовать образ Ольги Ильинской. П. Н. Сакулин говорит о двух романах, развивавшихся параллельно: один роман И. А. Гончаров переживает сам и излагает в письмах к Е. В. Толстой, другой творит в форме литературного произведения, но также во имя ее. 25 октября 1855 года Гончаров писал: «Не подозревали Вы и того, что Вы едва успели миновать Тверь, а у меня в голове, не правда, в душе созрел уже план прилагаемой при этом главы романа. Вы еще не огляделись в Москве, а план был уже набросан на бумагу, теперь переписывается и завтра посылается Вам, - не того романа, который должен быть готов через полтора года во имя Ваше, а того, который начался в душе героя и, Бог весть, когда кончится» 9 .

Под романом, который творится «в душе», И. А. Гончаров разумеет свою «исповедь» «Pour et contre». Второй роман - «Обломов», над которым Гончаров работал как раз в это время. Образ Е. В. Толстой жил в душе Гончарова, «и его чувство, художественно претворенное, живым ингридиентом входило в его творчество» 10 .

Письма И. А. Гончарова к Е. В. Толстой представляют параллель соответствующим страницам романа «Обломов». Создатель романа и его герой руководствуются одной и той же теорией любви. У них - один идеал женщины: для героя романа он воплотился в Ольге Сергеевне, для И. А. Гончарова - в Е. В. Толстой. Портреты Е. В. Толстой и Ольги Ильинской, выполненные в одной лирической окраске, почти совпадают. Е. В. Толстая «создана гармонически-прекрасно, наружно и внутренно». «Она такое артистически щеголеватое создание, она аристократка природы» 11 . Если бы Ольгу Ильинскую «обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она - «артистически созданное существо». Писатель наделял Ольгу Ильинскую особенностями, которые заметил у Е. В. Толстой. Гончаров называл Е. В. Толстую своим идеалом, «прекраснейшей, лучшей, первой женщиной» 12 . «Ольга! - восклицал Обломов. - Вы... лучше всех женщин, вы первая женщина в мире!..» 13

Общая концепция того и другого романов одна и та же: прекрасная девушка на мгновение озаряет тусклое существование дряхлеющего холостяка. Гончаров упорно приписывает Е. В. Толстой то же самое значение в своей жизни, какое имела Ольга в жизни Обломова. «Та внутренняя жизнь, которая раскрылась в письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой - основа для самых поэтических страниц лучшего романа писателя. Пережитое им самим счастье любви светлыми бликами падало на листы его романа» 14 .

Таким образом, основываясь на письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, аналоги которых находятся на страницах «Обломова», П. Н. Сакулин считает, что именно Е. В. Толстая послужила прототипом образа Ольги Ильинской.

На вопрос о прототипе образа Ольги Ильинской в литературоведении, как отмечено выше, существует и другая точка зрения, принадлежащая О. М. Чемене. Отвергая концепцию П. Н. Сакулина, исследовательница пытается доказать, что прототипом гончаровской героини является Екатерина Павловна Майкова. Свое убеждение она основывает на близости писателя к семье Майковых, с которой он был знаком со времени приезда в Петербург в 1835 году и в которую осенью 1852 года вошла Е. П. Калита, став женой В. Н. Майкова.

Е. П. Майкова развивалась в обстановке известного литературного салона Майковых, постоянными посетителями которого были многие литераторы 40-х и 50-х годов. Здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. И. Панаев. Екатерина Павловна знала А. А. Фета, Я. П. Полонского, с которыми встречалась на литературных вечерах и чтениях, принятых тогда в Петербурге. Из всех литераторов самым близким ей был И. А. Гончаров. Их связывала продолжительная и прочная дружба. Так любила называть свои отношения с писателем Е. П. Майкова. В дружбе к ней признавался в письмах и Гончаров. Опираясь на известное свидетельство Е. А. Штакеншнейдер, О. М. Чемена считает, что писатель был увлечен Е. П. Майковой 15 . По словам исследовательницы, в ней Гончаров видел женщину «особого типа, непрерывно ищущую и ничем не удовлетворяющуюся» 16 . Справедливо ее замечание, что «прирастание» Гончарова к семье младших Майковых объясняется не только обаянием 20-летней женщины. В этой семье перед писателем «раскрывалось широкое поле для наблюдения и изучения многогранной женской натуры, для которой постепенно становились тесными тиски семейных обязанностей» 17 .

Сравнивая черновой автограф «Обломова» с печатным текстом, исследовательница приходит к выводу, что образ Ольги Ильинской в период от осени 1857 года до осени 1958 года подвергся значительным изменениям. В Петербурге Гончаров перерабатывает образ героини. В этом О. М. Чемена видит влияние Е. П. Майковой.

В 8-ой главе романа взамен Ольги Ильинской появляется Ольга Штольц, которой сообщены черты неудовлетворенности настоящим, стремление к осмысленной, имеющей общественное значение работе, характерные для Е. П. Майковой. В образе Ольги Штольц Гончаров проецировал характер реальной Майковой. В то же время О. М. Чемена утверждает, что Ольга Штольц возникла ранее Ольги Ильинской, решительно исключая возможность существования другого прототипа. А это противоречит законам реализма. Известно, что при создании художественного образа писатель отбирает наиболее типичные характеры реальной действительности, а иногда делает их лишь основой образа, обогащая чертами, улавливаемыми у многих людей. Творческая фантазия художника создает новый характер, хотя и подобный реально существующему. Художественный образ представляет собою обобщение, типизацию более широкого свойства, чем индивидуальное лицо, послужившее прототипом. Следовательно, художественный образ не тождествен лицу действительной жизни, не сводим к своему прототипу и потому, что включает в себя тенденцию развития, угаданную в нем художником. Но именно наличие прототипа сообщает образу его жизненную силу и полнокровность.

Размышляя над закономерностями художественного творчества русских писателей и собственной творческой практики, Гончаров создал учение об эстетике реализма, в первую очередь о художественной правде и типичности, отлившееся в форме критических статей и высказываний в его письмах к писателям-современникам. Указывая на специфические средства освоения действительности, находящиеся в распоряжении художника слова, он писал: «Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся. У нее свои слишком могучие средства. Из непосредственного снимка с нее выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии... Иначе было бы слишком просто быть художником. Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть» 18 .

Гончаров был убежден, что основной закон искусства есть правда. Талант художника трактуется писателем прежде всего как способность правдиво отражать жизнь. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину: художник перестает быть художником, как скоро он станет защищать софизм, а еще менее, если он вздумает изображать сознательную ложь. Перестанет он также быть художником и в таком случае, если он удалится от образа и станет на почву мыслителя, умника, или моралиста и проповедника! Его дело изображать и изображать...» 19 .

Вопрос о художественной правде тесно связан с вопросом о типичности. В письме к Ф. М. Достоевскому от 14 февраля 1874 года Гончаров говорил о значении творчества, которое «именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины» 20 , создавать типические образы.

Что такое тип по Гончарову? «...Тип слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц, где подобия тех и других учащаются в течение времени, и наконец, устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю»; «Тип, я разумею, с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком»; «Под типами я разумею нечто очень коренное - долго и надолго устанавливающееся и образующее иногда ряд поколений»; «Типы образуются и плодятся в обыденной среде текущих явлений жизни: повторения этих явлений наслаиваются и образуют многие экземпляры или виды, всеми отличаемые в толпе по обычным чертам, признакам, формам» 21 . «Только то, что оставляет заметную черту в жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе» 22 .

Типы Гончарова представляют собою значительнейшие художественные достижения. Типологическое искусство писателя охарактеризовал Н. А. Добролюбов, писавший, что романист «не хотел отстать от явления, на которое однажды бросил свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение» 23 .

Героиня романа И. А. Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская - это художественный образ, созданный творческим воображением романиста, тип, соответствующий эпохе. Основу этому художественному образу дали существующие в реальной действительности прототипы. Безусловно, Гончаров не исходил из единичного прототипа. Он наблюдал жизнь и характер как Е. В. Толстой, так и Е. П. Майковой. Черты характера и обстоятельства жизни двух этих русских женщин воплотились в образе Ольги Ильинской.

Аргументы О. М. Чемены в пользу Е. П. Майковой как прототипа Ольги Ильинской не отменяют концепции П. Н. Сакулина. Они лишь содействуют выяснению вопроса о прототипе Ольги Ильинской на стадии, когда она уже стала Ольгой Штольц. В ее образе воплощены лучшие национальные черты русского женского характера, Н. А. Добролюбов писал: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни» 24 .

Создавая образ Ольги Ильинской, Гончаров предсказал появление в реальной действительности новой породы людей высокой духовности, не удовлетворяющихся жизнью только в сфере семейной, стремящихся к общественному служению, в истории общественной мысли получивших имя их создателя - «гончаровских женщин». Гончаровские героини стали прообразом новых женщин - шестидесятниц-просветительниц. Ольга Ильинская повлияла, в частности, на Екатерину Майкову, духовное развитие которой происходило в атмосфере дружбы с Гончаровым, когда создавался роман «Обломов». В ней Добролюбов увидел «задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество» 25 . Е. П. Майкова продолжила жизнь гончаровской героини, в свою очередь послужив прототипом образа Веры в романе «Обрыв», то есть той же Ольги Ильинской на новой ступени исторического развития, характер которой доведен до его логического предела.

1 Гончаров И. А. Необыкновенная история. - В кн.: Сборник Российской публичной библиотеки. Пг., 1924, с. 125.

2 Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми тт. М., ГИХЛ, 1952-1955, т. 8, с. 282, 288.

9 Там же, с. 230.

10 Там же, с. 56.

13 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 4, с. 271.

15 См.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854-1886). - М. - Л., Academia, 1934, с. 196.

16 Чемена О. М. «Обломов» Гончарова и Екатерина Майкова. - Русская литература, 1959, № 3, с. 161.

17 Там же, с. 162.

18 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8, с. 107.

19 Там же, с. 127.

20 Там же, с. 459.

21 Там же, с. 457, 459, 460, 205.

22 Там же, с. 128.

23 Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? - В кн.: И. А. Гончаров в русской критике. М., Худ. лит-ра, 1958, с. 57.

24 Там же, с. 91.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал своеобразным призывом к современникам о необходимости перемены косного образа суждения. Это произведение является второй частью трилогии, в которую помимо него вошли такие романы, как «Обыкновенная история» и «Обрыв».

История создания романа «Обломов» поможет читателю разгадать замысел великого писателя и проследить этапы написания произведения.

«Сон Обломова»

Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. Он приступает к работе и надеется очень быстро закончить свое новое произведение. Гончаров обещает Н.А. Некрасову, редактору литературного журнала «Современник», предоставить ему рукопись для печати уже к 1848 году. Работа над романом идет тяжело и медленно. В 1849 году Гончаров публикует отрывок из него под названием «Сон Обломова». В нем раскрываются размышления автора о сути «обломовщины» и роли этого явления в социальной жизни России. Критика восприняла отрывок довольно благожелательно.

Редактор «Современника» был в восторге, но из-за того, что роман не был завершен к обещанному сроку, отношения Гончарова и Некрасова слегка разладились. По этой причине Иван Александрович обращается в журнал «Отечественные записки», обещая предоставить рукопись к 1850 году.

Поездка в Симбирск

В 1849 году Гончаров отправляется в родной город, Симбирск. Он пытается работать над романом, но успевает закончить лишь первую часть. Симбирск был уютным небольшим поселением, в котором был еще жив уклад патриархальной России. Здесь Гончаров встречает множество случаев, так называемого, обломовского сна. Помещики живут размеренной неторопливой жизнью, не испытывая тяги к прогрессу, вся их жизнь строится на труде крепостных.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.

Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.

В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Прототипы героев

Обломов. Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень». Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская. Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин. Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына. Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна. После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц. Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Вывод

Роман «Обломов» был закончен И.А. Гончаровым в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Он показал кризис патриархальной России, предоставив читателю самостоятельно решать, какой путь является идеальным для русского человека: сонное и мирное существование или стремление вперед, в мир преобразований и прогресса.

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.

Любой человек с претензией на грамотность знаком с именами Льва Толстого, Ивана Тургенева, Федора Достоевского и наверняка может привести в пример названия некоторых самых известных произведений этих авторов. Но кто написал "Обломова"? Кто был этот писатель? И почему герой его приобрел такую символическую популярность?

Детские и юношеские годы будущего писателя

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал "Обломова") родился в Симбирске, ныне он известен как Ульяновск, в 1812 году. Был сыном богатого купца. Но папа Ивана Алексеевича умер спустя семь лет после появления на свет мальчика, молодой Иван воспитывался крестным отцом, Николаем Трегубовым, либерально настроенным аристократом. Он открыл для Гончарова более широкие культурные горизонты и утонченный образ жизни.

Учился Иван Гончаров изначально в коммерческом училище с 1822 года, продолжалось обучение на протяжении восьми лет. Как затем вспоминал были самые несчастные годы в его жизни. Иван терпеть не мог низкое качество образования и методы суровой дисциплины. Единственным его утешением на тот момент было самообразование.

Получение высшего образования и дебютные издания

А затем в Московском университете, в атмосфере интеллектуальной свободы и оживленных дискуссий, дух Гончарова процветал. Иван Алексеевич во время обучения знакомится с некоторыми ведущими умами своей эпохи, но не вступает ни в один из студенческих кружков, которые были полны веры в идеалы философии немецкого романтизма.

Гончаров остался равнодушным к идеям политических и социальных перемен, которые набирали популярность в то время. Основным его занятием становится чтение и перевод. В 1832 году были опубликованы две главы из произведения Эжена Сю, которые перевел Иван Алексеевич. Это стало его дебютным изданием.

Окончание учебы и начало взрослой жизни

После окончания обучения в 1834 году Гончаров служил на протяжении почти тридцати лет в качестве правительственного чиновника. Сначала он вернулся домой, чтобы войти в канцелярию Симбирского губернатора, а год спустя переехал в Петербург и начал работать переводчиком в Министерстве финансов.

В отличие от литературных соперников, таких как Тургенев или Гончаров был вынужден зарабатывать себе на жизнь, а не только надеяться на писательскую деятельность. Иван Алексеевич, конечно, стал членом литературного кружка, основанного в доме Майковых, даже писал стихи. Но вскоре вообще перестал баловаться поэзией. Многие из стихотворений Гончарова были включены в роман "Обыкновенная история" как сочинения Адуева. Верный признак того, что автор перестал принимать их всерьез.

Писательская карьера того, кто написал "Обломова". Фото автора произведения

Первая проза Гончарова начала появляться в "Подснежнике". Это сатирическая повесть "Лихая болесть", в которой он высмеивал романтический сентиментализм. Затем появилась светская драма с оттенком комедии, а наиболее значительным произведением того времени было эссе под названием "Иван Саввич Поджабрин". Так начиналась литературная карьера того, кто написал "Обломова".

Несмотря на то что писать Иван Алексеевич начал давно, первым его серьезным произведением становится "Обыкновенная история". Рассказывает она о столкновении между распадающейся русской знатью и новыми торговыми классами. Наиболее влиятельный критик того времени характеризовал роман как нападение на устаревший романтизм.

Наиболее популярное произведение, или Второй роман Ивана Алексеевича

А в каком году написан "Обломов"? Иван Алексеевич Гончаров начал свой второй роман в конце 1840-х годов, но процесс был медленным по многим причинам. В одна тысяча восемьсот пятьдесят пятом он принял должность цензора, совершил путешествия в Англию, Африку и Японию в качестве секретаря адмирала Путятина.

А сам роман "Обломов" впервые появился в журнале "Отечественные записки" в 1859 году. Он посвящен кризису среднего возраста главного героя. Отличительной чертой Ильи Ильича является ленивое отношение к жизни. Автор изобразил своего персонажа с сочувствием, хотя тот и был олицетворением знати.

Основные вопросы в произведении Ивана Алексеевича

Что в первую очередь интересует простого читателя? Это, прежде всего, то, о чем произведение, а не только то, кто написал. "Обломов" - это такой роман, в котором описывается судьба помещика Ильи Ильича, и на основе этого сюжета автор в своем творчестве рассматривает многие важные вопросы, с которыми сталкивается российское общество в девятнадцатом столетии. Это бесполезность многих землевладельцев и дворян в обществе, сложные отношения между членами различных классов общества, такие как Обломов и его слуга Захар.

Главный персонаж - молодой и щедрый дворянин, но кажется, что он вообще не в состоянии принимать важные решения или начинать какие-то значительные действия. На протяжении всего произведения он редко покидает свою комнату или постель. Более того, на протяжении первых приблизительно пятидесяти страниц Илье Ильичу очень лихо удается совсем не покидать ее.

Значение известного произведения

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал роман "Обломов") наверняка не предполагал, что его произведение станет настолько популярно, что наложит значительный отпечаток на русскую культуру. Более того, работа Гончарова добавит новые слова в русскую лексику. Имя главного героя станет часто использоваться для описания того, кто проявляет черты ленивой и апатичной личности, аналогичной персонажу романа.

Произведение вызвало единодушное признание не только у читателей, но и у критиков. Были такие, кто написал: Обломов - это последняя личность в ряду "лишних людей" после Онегина, Печорина и Рудина в распадающейся крепостнической России. Николай Добролюбов отметил, что в романе переведены на передний план и подвергнуты тщательному анализу очень важные проблемы той эпохи. Особый вид лени, приводящий к саморазрушению личности.

Последние годы жизни известного писателя и критика

Вот такие глобальные проблемы смог затронуть в своем произведении тот, кто написал "Обломова". Тем не менее Иван Алексеевич не был плодотворным писателем. Он опубликовал только три своих романа. Спустя десять лет после публикации романа "Обломов" выходит еще одно произведение под названием "Обрыв", которое тоже имеет значительный успех у читателей.

Гончаров планирует и четвертый роман, но мечты не материализовались. Вместо этого он становится критиком и делает многочисленные театральные и литературные обзоры. К концу своей жизни Иван Алексеевич написал необычные мемуары, в которых обвинил своих литературных соперников в плагиате его работ. Умер он в Петербурге 24 сентября 1891 года от пневмонии.

Так прошла жизнь замечательного писателя и критика Ивана Алексеевича Гончарова - того, кто написал роман "Обломов". Фото его известно теперь каждому школьнику. А произведения не только популярны, но и любимы среди широкого круга читателей.

Главное произведение Гончарова, обеспечившее ему одно из первых мест среди русских писателей, — это роман «Обломов». Значение этого произведения, помимо чисто художественных его достоинств, основано на широкой типичности, которую Гончаров сумел придать своему главному герою. Благодаря этой типичности, слова «Обломов» и «обломовщина» получили значение нарицательное и употребляются до сих пор для характеристики либо отдельного лица, либо целого строя жизни.

Обломов как тип может быть рассматриваем с двух сторон: с одной стороны, он является представителем старого русского барства, как оно сложилось под влиянием условий крепостного права; с другой, в его лице воплощены некоторые черты русского национального характера, как об этом свидетельствует сам Гончаров, признающий, что в характер Обломова вошли некоторые «элементарные свойства русского человека»; нужно, однако, иметь в виду, что эти «элементарные свойства» не составляют еще всего национального характера, что наряду с чертами, отмеченными Гончаровым в образе Обломова, существуют еще многие другие, совершенно отличные от них, как, например, те черты, которые изображены в народных типах Тургенева.

Гончаров писал «Обломова» почти десять лет. В 1849 году он напечатал отрывок из первой части романа — «Сон Обломова», и только в 1859 году роман появился целиком. Содержание его было навеяно еще воспоминаниями детства: сам Гончаров, описывая в главе «На родине» обстановку и быт своего родного дома, рисуя портреты окружавших его лиц, моряка «крестного» (Якубова) и его друзей, людей по тому времени образованных и умных, но ничем не занимавшихся, не выходивших из халата, отдавших все свои хозяйственные и денежные дела на попечение старосты, замечает по этому поводу: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародилось неясное представление об обломовщине».

Это представление стало более сознательным, когда Гончаров, после окончания университета, вернулся в родной город: провинциальная жизнь того времени представляла полную «картину сна и застоя», в ней господствовала та же «обломовщина», которая ему знакома была еще с детства. Сам Гончаров говорил про себя: «обобщение — моя вторая натура»; поэтому из мелких наблюдений над сонной провинциальной жизнью, из знакомства с ее отдельными представителями, из детских воспоминаний и, наконец, из анализа собственного характера слагался постепенно живой образ Обломова как типичного обобщения лени, апатии, застоя, господствовавших в русском провинциальном обществе.