Вопросы о родине для детей. Материал на тему: Викторина "Что я знаю О России"

Цель: воспитание любви и уважения к Родине, к Приморскому краю, к городу Уссурийску – своей малой Родине; к людям, прославившим и прославляющих свою страну, свой город.

Задачи:

  • Закрепить знания о Российской символике, о флаге и гербе Приморского края и г. Уссурийска;
  • Закрепить знания о городе – малой Родине и его достопримечательностях;
  • Закрепить в памяти имена людей, прославивших свою страну и город;
  • Продолжать работу над грамматическим строением речи и выразительностью чтения стихов.

Оборудование:

  • портрет Президента РФ;
  • иллюстрация государственных символов (Герб России, Флаг России), Флага Приморского края, Гербов приморского края и г. Уссурийска;
  • изображения 3-х цветных флагов других государств;
  • аудиозапись мелодии песни «С чего начинается Родина»;
  • изображение картин русской природы;
  • портреты Пушкина А.С., Некрасова Н. А., фотографии генерала Карбышева Д.М., героев-афганцев;
  • три конверта с открытками (Москва, Уссурийский тигр, Уссурийск);
  • эмблемы на каждого ребенка;
  • волчок со стрелкой;
  • фото памятников ВОВ;
  • ребус (Приложение 1 );
  • подарки для игроков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку дети входят в зал и останавливаются перед стендом с ребусом. На груди у каждого эмблема (Белая ромашка, синий василек, красный мак).

– Ребята, давайте решим головоломку и отгадаем, какое слово здесь спрятано.

(Дети отгадывают слово «Родина»).

– А как вы понимаете слово «Родина»? (Ответы детей)
– Послушайте прекрасное стихотворение З. Александровой «Родина»

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

– У каждого из нас есть ещё и своя малая Родина. А что значит «Малая Родина»? (Ответы детей)
– Правильно, это место где родился и вырос человек. А где родился ты? (2-3 ответа)
– Ваша малая родина – город Уссурийск. Вот сегодня мы с вами поговорим о нашей необъятной Родине.

Под музыку дети занимают свои места.

(I команда «Белые ромашки»
II команда «Синие васильки»
III команда «Красные маки»)

– Внимание! Внимание! Начинаем игру-викторину «Моя Родина «Россия!» (все вместе)
– В нашей игре участвуют три команды.
Правила игры: команды выполняют задания и набирают очки. Победившую команду ожидает приз.
– Итак начнем!

Маленькая разминка для игроков. Игра «Вопрос – ответ»

  • Как называется наша страна? (Россия)
  • Как называют людей, которые живут в нашей стране? (Россияне)
  • Как называется край в котором мы живем? (Приморский край)
  • Кто руководит нашей страной? Как его зовут? (Президент В.В. Путин) (Показ портрета Президента РФ) .
  • От чего произошло название нашего города? (От названия самой большой реки в Приморье – Уссури)
  • Как назывался первоначально наш город? (Никольск-Уссурийский)

– Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны. Какие? (Гимн, герб и флаг) .

Игрокам предлагаются изображения трехцветных флагов разных государств, среди которых изображения Флага России и Флага Приморского края (картинки).

– Уважаемые игроки. Вам предлагается игра-задание «Кто быстрее найдет Флаг России и Флаг Приморского края». (Очко присуждается той команде, которая первая правильно показала Флаг).

Воспитатель заостряет внимание ребят на Флаге России.

– Да, это флаг Российской Федерации. Он трехцветный или ещё по другому его называют триколор.
– Ребята я хочу обратить ваше внимание на ваши эмблемы. Что вы заметили? (Ответы детей)
– Конечно же, цвета ваших эмблем выбраны не случайно. Они символизируют цвета нашего Флага. А кто знает стихотворение о Флаге России?

Дети читают стихотворение Б. Семенова

Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Новый день над Россией встает.
Символ мира, чистоты
Это Флаг моей страны!

Воспитатель предлагает следующее задание командам: собрать три герба, разрезанные на части: герб России, герб Приморского края, герб Уссурийска.

– Какой герб получился у команды «Белые ромашки», «Синие васильки», «Красные маки»? Почему вы так решили? Докажите.
– А теперь давайте немножко отдохнем. Проводится динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орел двуглавый
Гордо крылья распустил
(поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу
(поочередно сжать в кулак правую и левую руку)
Он Россию сохранил
(написать руками круг)
На груди орла щит красный
(приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне
(наклон головы вправо – влево)
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне
(шаг на месте с высоким подниманием ног)
Развивается плащ синий
(плавное покачивание рук)
И копье в руке блестит
(сжать руки в кулаках)
Побеждает всадник сильный
(руки на поясе)
Злой дракон у ног лежит
(показать руками)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны
(поднять руки вверх)
Для народов всей России
Наши символы важны!
(покачивание руками влево–вправо)

– Наша страна гордится людьми, которые в разные периоды времени прославили её своими героическими поступками. Их имена носят улицы нашего города.
– Я предлагаю вам сыграть в игру «Бегущая стрелка». Командам надо называть улицу нашего города, начинающуюся на букву, указанную стрелкой волчка. (ул. Пушкина, ул. Некрасова, ул. Карбышева, ул. Ивасика (герои ВОВ), ул. Францева, ул. Кушнира (герои Афганской войны).

Дети называют улицы, а воспитатель показывает слайды с портретами А.С. Пушкина, Н. Некрасова, и т.д. и данными улицами.

– Ребята, и в наше время с нами тоже живут замечательные люди, которые трудятся на благо своей Родины, своего города. Но самое главное, что растет новое поколение, которое продолжит их славные дела. Это вы, ребята!
– А сейчас я приглашаю вас на фотовыставку «Узнай памятник». (Часть памятника на фотографии прикрыта) . Дети узнают и называют памятник Могилу неизвестного солдата в Москве; памятник уссурийцам, погибшим за освобождение Родины во время ВО Войны, памятник Сергею Лазо.
– Да, ребята, наша страна, наш народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою Родину. Давайте вспомним пословицы о защитниках Родины.

  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Жить – Родине служить.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– И последнее наше задание «Поэтическая страничка».
На подносе – три конверта с открытками (Москва, уссурийский тигр, город Уссурийск). Команды вытягивают конверты и читают стихи о России, Приморском крае, городе Уссурийске.

Моя Родина

М. Лисянский

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы родиной светлой,
Мы родиной милой,
Мы родиной нашей зовем.

Мой край

Л. Бондарь

Как причудливо заморский,
Как волшебный рай,
Русский, нашенский,
Приморский,
Милый сердцу край.
С Уссурийскою тайгою,
Где тигровый ход,
Где Женьшень укрыт листвою,
Где косуль полет!
На манящей синей глади
Лотос–царь цветов
Распустил седые пряди
В водяной покров.
Дорог с детства край Приморский
Родина моя,
Наш чудесный, не заморский,
Русская земля!

Мой город

Н. Червень

Много у России городов прекрасных
Но роднее Уссурийска нет.
Этот город сотню лет построен
Процветать ему тысячи лет.

Хорошеет город год от года
Процветают парки и сады.
Здесь росли, мужали наши деды,
Ходим дружно в садик я и ты.

Может, раскидает нас по свету,
Может, я уеду на несколько дней,
Только точно знаю, что не будет
Никакого города родней!!!

Игра-викторина заканчивается подведением итогов и награждением победителей памятными подарками (набор открыток о родном городе), а всех участников маленькими сувенирами (Российскими флажками).

Оксана Руднева
Игра - Викторина Тема: «Россия - Родина моя».

Цель : обобщить и закрепить знания о нашей стране – России ; государственных символах; столице нашей Родины ; об истории древней Руси; о быте наших предков. Продолжать формировать и развивать патриотические чувства. Воспитывать у детей гордость, любовь к своей Отчизне.

Оборудование и материалы : барабан с шарами (лототрон) ; специально подготовленная электронная презентация по вопросам викторины ; музыкальный видео клип «Наша Родина » ; медали для награждения; воздушные шары трех цветов (красные, синие, белые) . Мультимедийная установка или компьютер для демонстрации презентаций и клипов. Музыкальное произведение в исполнении оркестра «Степь, да степь кругом…» .

(минусовка) .

Ход занятия.

Зал специально подготовлен для игры – викторины : места для двух команд, место для жюри, экран для мультимедиа, Мультимедийная установка. Барабан, с пронумерованными шарами.

Звучит русская народная мелодия. Ведущий предлагает детям проходить в зал и занимать свободные места.

Ребята, вы наверно обратили внимание на то, что сегодня у нас занятие будет проходить немого не обычно. Во – первых вы заняли места на стульчиках, кому где нравится, и у нас образовались две команды. Сегодня викторина – соревнование . Две команды : команда синих шаров и команда красных шаров, будут отвечать на вопросы. Чья команда больше ответить правильных вопросов, тот и победитель в нашей игре.

И так правила игры : каждый член команды (по очереди, выходит и крутит лототрон и достает шарик. На шаре имеется номер. Этот номер вопроса. Я, ведущий зачитываю вопрос, команда совещается и дает ответ на заданный вопрос. Если ответ правильный, то шар засчитывается команде. Если нет, то возвращается в барабан лототрон.

Правильность ответов и подсчет баллов будет осуществлять уважаемое жюри. Идет представление.

А сейчас проведем жеребьевку. Вызывают по одному из членов команд. Тот ребенок, который вытянет шарик с наибольшим числом, та команда отвечает на вопрос викторины первой .

А теперь давайте узнаем тему нашей игры. Послушайте стихотворение и определите, чему будет посвящена наша игра .

Ведущий читает :

Россия - священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достояние на все времена.

От южный морей до полярного края

Раскинулись наши поля и леса.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная страна! С. Михалков

Правильно ребята, мы будем с вами сегодня говорить и отвечать на вопросы на тему России , нашей с вами Родины , об истории нашего Отечества.

Вопрос 1. Как называется наша страна, в которой мы с вами проживаем?

Ответ : Наша страна называется – Россия . И еще имеет официальное полное название Российская Федерация .

Вопрос 2. Что такое столица? Назовите главный город нашей страны.

Ответ : Столица – это главный город любой страны. Столица нашей Родины – город Москва .

Вопрос 3. Перед вами расположены флаги различных государств. Определить флаг России . Что означают эти три цвета.

Ответ : На флаге России три цвета : белый, красный, синий. Его иначе еще называют – триколор.

Вопрос 4. Перед вами расположены гербы различные. Определить среди них герб нашей страны. Рассказать, что это за всадник на белом коне.

Ответ : Это не просто всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. У него в руках серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей символ зла.

Вопрос 5. Как называется главная, торжественная песня страны? Что надо делать, когда она звучит?

Ответ : главная песня страны называется гимном. Он звучит только в очень торжественных моментах, надо вставать, а мужчины должны еще снимать головные уборы.

Вопрос 6. Внимание на экран. Перед вами карта с городами : Москва, Владимир, Кострома, Углич и т. д. – это карта схема. Как еще модно сказать про эти города с другими словами и почему?

Ответ : Эти города, если их соединить образуют кольцо (круг) и называется «Золотое кольцо России » . А называют их так, они очень красивые, древние, много памятников.

Вопрос 7. Перед вами фотографии : 1. Долина гейзеров на Камчатке. 2. Озеро Байкал. 3. Петергоф – летняя резиденция царя Петра 1. 4. Природный памятник «Столбы выветривания в республике Коми» . 5. Собор Василия Блаженного в Москве. 6. Мамаев курган и статуя Родины – матери в Волгограде. 7. Гора Эльбрус. Что это за фотографии, о чем они вам рассказывают, что больше всего нравится.

Ответ : Фотографии это «Семь чудес России » .

Вопрос 8. Кто такие славяне? Как они потом стали называться и почему?

Ответ : Славяне это наши предки, которые жили очень давно в Древней Руси. Потом славяне стали называться «руссами» или «росами» . Как считают ученые, это название произошло от реки Россь . От названия этого племени и произошли наименования Россия и «русские» .

Физкультминутка.

Ветер веет над полями.

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой) .

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх) .

Ветер пыль над полем носит.

Накланяются колосья –

Вправо – влево, взад – вперед,

А потом наоборот. (Наклоны влево - вправо, назад- вперед) .

Мы, взбираемся на холм. (Ходьба на месте) .

Там немного отдохнем. (Дети садятся) .

Вопрос 9. Почему раньше на Руси жилые поселки и города в основном строили на берегах рек больших и малых?

Ответ : Потому, что раньше были дремучие, не проходимые леса и дороги строить было очень трудно. А река служила как и дорога, летом по воде на лодках, а зимой по льду на конях, также источником пропитания (рыба) .

Вопрос 10. Что такое кремль? Он существует только в Москве л есть в других города? Каких?

Ответ : Кремль – это крепость. Она служила для укрытия мирного населения от врагов на Древней Руси. Кремли – крепости есть почти во всех древних городах России .

Вопрос 11. Как назывался жилой поселок на Руси, состоящий из деревянных домов. Почему?

Ответ : Жилой поселок из деревянных домов назывался – деревня. Так как дома деревянные.

Вопрос 12. Как называется дом, построенный из круглых деревянных бревен?

Ответ : Дом, построенный из круглых, деревянных бревен называется – избой.

Вопрос 13. Что в избе, наши предки славяне считали главным? Почему?

Ответ : Главной в избе была – печь, она топилась дровами, в ней готовили кушать и ей обогревали всю избу.

Вопрос 14. А какие кушанья готовили и в чем?

Ответ : Готовили различные похлебки, уху. Также парили репу с медом, горох с луком. А готовили в горшках, их потом еще называли чугунами.

Вопрос 15. Назвать пословицы и поговорки о родной стране.

Ответ :

Нет земли краше, чем сторонка наша.

Всякому мила своя сторона.

Русское раздолье 0 человеку приволье.

Родина любимая , что мать родимая .

Береги землю любимую, как мать родимую .

Жить – Родине служить .

Вопрос 16. Какие пословицы вы знаете о столице нашей Родины Москве ?

Ответ :

Москва – сердце России .

Москва – мать городов русских.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой – столицей весь народ гордиться.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Вы просто все молодцы! Вопросы викторины на этом закончены . И я предлагаю вам полюбоваться красотой нашей Родины , красотой родного края, необъятными просторами России… (просмотр музыкального видео клипа «Наша Россия » , слова и музыка К. Дерр, песня «Россия » ). По окончании просмотра ведущий читает :

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины

Это Родина моя !

А теперь настал момент подвести итоги нашей игры – викторины . Подсчитать количество шаров, сколько какая команда заработала. Приглашают по одному человеку из команды, они подсчитывают. Определяется победитель.

Ведущий :

Поздравляю, вас ребята, с победами в викторине и желаю вам дальше интересоваться историей нашей страны, ведь мы соприкоснулись сегодня только с небольшой частичкой знаний истории нашего Отечества. И в качестве поощрительного приза вам дарим воздушные шары. Обратите внимания, каких они цветов (синего, красного, белого) о чем вам эти цвета напоминают? Это цвета нашего Российского флага .

Звучит музыка «Вижу русское раздолье» - дети разбирают шары.

Примечание : каждый вопрос и ответ сопровождается кадрами презентации.

Викторина «Моя Родина – Россия»

Подготовила: Зобанова Л.В., учитель нач. классов ООШ №16

Цель: формирование у детей гордости, интереса, уважения к историческому прошлому нашей страны, бережного отношения к традициям своего народа.

Вступление .

Россия - это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира (17,1млн. кв. км.), а по количеству живущих здесь людей (144 млн. человек) – лишь седьмое место. В России проживают люди многих национальностей: татары, чуваши, хакасы, и другие народы. Столица нашей Родины - Москва.

Послушайте стихотворение Игоря Северянина.

Моя великая Россия,

священная моя страна!

Ее порывы снеговые,

Ее порывы огневые,

Ее мечты передовые,

Ее писатели живые,

Постигшие ее до дна!

Ее полеты голубые,

Ее наряды расписные,

И наше солнце и луна!

И соловьи ее ночные,

И тройки бешено – степные,

И эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

И песни наши разрывные,

Такие русские, родные,

И рек безбрежных глубина.

Ты в этом вся, моя Россия,

Это стихотворение как нельзя подходит к теме нашего занятия « Моя Родина». Оно приурочено к празднику День России, который наша страна отмечает 12 июня. Этот праздник - один из самых молодых государственных праздников в стране. Начало движения за российский суверенитет приходится на 90-ые годы 20 века. До этого периода наша страна называлась СССР. Кроме Российской Федерации в него входило 14 республик, которые сейчас являются независимыми государствами. Но в 90-ые годы союз распался, и нужно было менять правила управления страной.

12 июня 1990 года 1 съезд народных депутатов Российской Федерации принял Декларацию о государственном суверенитете России. В 1994 году этот день был объявлен государственным праздником. Формально это самый главный из современных государственных праздников в стране. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на идее равноправия и партнерства федеральных республик.

Декларация, принятая 12 июня 1990 года, стала символом возрождения обновленной России. Суверенитет РФ был провозглашен во имя обеспечения каждому человеку нерушимого права на жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - права на сохранение и развитие национальной культуры и независимости.

Государственные символы - герб, флаг и гимн, принятые в декабре 2000 года, означают независимость России и ее международное признание.

И сегодня, накануне главного праздника страны, мы проводим викторину «Моя Родина», которая покажет, насколько хорошо вы ее знаете, чтобы гордиться ею.

Вопросы викторины разбиты на блоки. Они представлены здесь, на карте нашей Родины.

Начнем с блока «Моя Родина на карте». За правильный ответ вы получаете 1 жетон. Если отвечает несколько человек, жетон не дается. В конце викторины подведём итоги и узнаем, кто победил.

1 блок вопросов «Моя Родина на карте»

1.На каком материке находится Россия? (Евразия)

2. Воды, каких океанов омывают границы нашей Родины?

3. Самое большое и глубокое море страны? (Берингово; средняя глубина 1,5км.)

4. Самое маленькое и мелкое море? (Азовское; средняя глубина 8 м.)

5. Самое глубокое озеро? (Байкал)

6. Самый большой остров? (Сахалин)

9. Назовите государства, которые граничат с Россией?

10. Назовите моря, омывающие берега России?

11. Сколько часовых поясов? (11)

12. Какие горы делят страну на две части света: Европу и Азию?

2 блок « Природа России»

1.Растение-символ нашей Родины.

2.Если Вам предложили изобразить нашу Родину в цветах, то какие бы вы выбрали цветы?

3.Дерево, которое является главным в деревообрабатывающей промышленности.

4.Самое маленькое дерево страны? (Карликовая береза)

5.Это охраняемое растение с китайского языка означает «человек-корень», используется в медицине, т.к. помогает при множестве болезней. (Женьшень)

6.Этот таежный зверек с мягким, белым или черным искристым мехом был с давних времен самой желанной добычей охотников. Его мех назывался мягким золотом.

7.Зверек - древний русский эндемик, т.е. живет только в России. Живет на берегах рек. Шерстка бархатная, нос вытянутый в забавный хоботок, хвост большой кожистый, на лапках перепонки.

8.Самый крупный наземный хищник? (Белый медведь)

9.Как называется хвойный лес? (Тайга)

10.Какое животное живет в водах Байкала и больше нигде? (Тюлень - Байкальская нерпа)

3 блок « Символы»

1.Перечислите символы государства.

2.Какие цвета у государственного флага? Что они означают? Какие еще знамена утверждены в РФ (Андреевский флаг, Президентский штандарт, знамя Победы)

4.Кто изображен на гербе?

5.Что символизирует две головы орла?

6.Что вы знаете о всаднике, изображенном на гербе?

4 блок « Москва»

1.Кто основал г. Москву?

2.Когда впервые упоминается о Москве? (1147год)

3.Что раньше располагалось на Красной площади? (Рынок)

4.Место работы российского президента? (Кремль)

5.Главная башня Кремля? (Спасская)

6.Как называются часы на Спасской башне? (Часы-Куранты)

7.Как по-другому называется Покровский собор на Красной площади? (Храм Василия Блаженного)

9.Главный храм страны?

5 блок « Великие люди»

1.Царь-реформатор, создатель русского флота? (Петр 1)

3.Первый космонавт. (Гагарин Ю.А.)

4.Великий полководец и дипломат, выигравший сражение на Чудском озере?

5.Составители славянской азбуки.

6.Назовите выдающихся русских полководцев, не проигравших ни одного сражения. (Суворов, Ушаков)

7.Кто изобрел радио? (Попов)

8.Основатель первого государственного университета. (Ломоносов М.В.)

9.Великий русский писатель, который никогда не писал для детей. Но дети зачитываются его произведениями. (Пушкин А.С.)

6 блок « Наш город»

1.Год основания г. Гусь – Хрустальный? (1756 год.)

2.Кто основал г. Гусь - -Хрустальный? (А.В. Мальцов.)

3.Почему город так назван?

4.Називите главную улицу города? В честь кого она названа? (Калинин М.И.-участник революционного движения, председатель ЦИК)

5. Наше озеро естественное или искусственное?

6. Перечислите архитектурные памятники города. (Георгиевский собор, Свято-Троицкий храм, часовня святой великомученицы Варвары, православная гимназия, торговые ряды.)

7.Как называется край между Владимиром и Рязанью? (Мещерский)

7 блок « Разное»

1.30 июня 1908 года на землю упал Тунгусский метеорит. Назовите место падения метеорита? (Сибирь-60км. диаметр круга, р. Тунгуска)

2.О каком самоцвете Уральских гор писал П. П. Бажов? (Малахит)

3.По запасам какого полезного ископаемого Россия занимает первое место? (Природный газ)

4.Главная река Европы, которая течет в России? (Волга)

5.Какой российский праздник предполагает сожжение чучела и угощение блинами?

6.Как назывался первый русский музей, который основал Петр 1? (Кунсткамера). А где находится Музей самоваров? (В Туле)

Музей огурца? (Суздаль)

Музей мыши? (Мышкин)

Эрмитаж? (Санкт-Петербург)

Музей Хрусталя? (Гусь-Хрустальный)

7.Любимый цвет в России? (Красный)

8.Где и когда проходили летние Олимпийские игры на территории России? (Москва 1980 год)

9. Где пройдут зимние Олимпийские игры 2014 года? (Сочи)

Поведение итогов. Награждение. Закончить наше занятие хочется словами К. Ушинского: «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. От нас требуется знать ее, беречь и защищать».

Викторина «Моя Родина» - страница №1/1

http://www.o-detstve.ru/

Викторина «Моя Родина»

Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг; гимн, герб); обобщить знания о родном городе и его достопримечательностях;

развивать познавательные интересы, память, мышление, речь; развивать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду;

воспитывать чувство гордости, любви к родному городу Новокузнецку, к своей Родине – России; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

Оборудование: карма мира, глобус, символы России - Флаг, Герб, Гимн; открытки с достопримечательностями города, герб города Новокузнецка, разноцветные ленточки и картон, карточки с изображением флага, буквы для составления слов Родина, Россия

Музыка: Гимн России, песня “ Россия”, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий.

Предварительная работа:

Изучение государственных символов России (их происхождение и история), работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем, повторить пословицы и поговорки о Родине и родном крае, рассматривание книг, открыток с видами города, беседы о достопримечательностях города, заучивание стихов, прослушивание гимна.

Ход занятия

Старый двор, берёзки молодые, хоровод кудрявых тополей,

Это всё страна моя Россия, милый образ Родины моей!

Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия….

Как вы думаете, почему Отечеством мы зовём её (потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды)

Родиной? (мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас тут родное).

А матушкой? (потому, что она вскормила, вырастила, выучила нас русскому языку и, как мать, защищает и бережёт нас).

Сегодня викторина посвящена нашей Родине - России.

Команда УМНИКОВ и ЗНАТОКОВ покажут свои знания!

Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию

Конкурс вопросов:

1. В каких частях света расположена Россия? (Европа, Азии)

2. Какими океанами омывается? (Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим).

Наша страна отличается от других стран своей историей, обычаями, традициями.

3.Как называют людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).

4. На каком языке говорят все россияне? (на русском).

У каждой страны есть свое правительство.

5. Как зовут президента РФ? (Д.А.Медведев).

6.Назовите столицу нашего государства? (Москва).

У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать всегда о какой стране идет речь.

7. Назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)

Воспитатель: (демонстрируя герб России)

8. Что за птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)

9.Что изображено в самом центре герба России? (Герб Москвы)

10. Кто изображен на гербе Москвы? (Георгий Победоносец, убивающий копьем змея)

Что это олицетворяет? (Победу добра над злом)

конкурс “Собери свой флаг”.

У каждой группы на столе лежат ленточки разных цветов. Вам нужно из них собрать правильно флаг России.

Воспитатель (демонстрируя флаг России): под флагом сражаются за свою Родину войны, флаг поднимают во время побед, флаги вывешиваются во время праздников.

Что означает белая полоса? (Мир, чистоту совести)

А синий цвет? (Небо, верность и правду)

А какое значение у красного цвета? (Это цвет силы, огня, отваги).

Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают клятву верности, обещают защищать Родину от ее врагов.

Как надо слушать гимн? (Стоя)

Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране. (Дети стоя слушают первый куплет гимна России).

Крепко любили и любят свою Родину русские люди, храбро защищали ее от врагов, сложили о ней много песен, сказаний, пословиц и поговорок.

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?

Конкурс «пословицы и поговорки о Родине»

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете?

Конкурс «народные промыслы»

(дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки)

(выставка изделий народных промыслов).

А сейчас я предлагаю вам сказать как можно больше хороших, красивых слов о нашей родине. (Называют по очереди, в кругу)

Берегли родную землю русские люди, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена, воспевали о ней песни.

Звучит запись русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет». Дети под музыку выполняют танцевальные движения

Конкурс «собери слово Родина, Россия»

Ребята, на ваших столах лежат буквы, из них нужно собрать слово и выложить его на ковре.

(Вика) Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, любимый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Среди просторов нашей большой страны есть и самое любимое и дорогое для нас место, в котором мы с вами живем, это наша малая Родина.

Как называется наша область? (Кемеровская обл.)

Как называется наш город? (Новокузнецк)

Как раньше назывался наш город? (Кузнецк) Почему?

Конкурс « собери герб Новокузнецка»

Конкурс «достопримечательности г. Новокузнецка)

Назовите какие достопримечательности изображены на фотографиях?

Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.

Люблю его твердую поступь,


Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвездную россыпь
В его молодых городах

И сталью, и углем богата


Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!!!

Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны.

Подведение итогов, награждение.

Наша страна сильна своим единством, ведь не зря говорят: Если дружба велика, будет Родина крепка.

Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми и мне хотелось бы всем пожелать - любите свою родину, любите как свою родную мать, ведь для человека нет ничего дороже, чем родина.

Песня « Моя Россия »

МКОУ СОШ с.Преображенка

Катангского района Иркутской области

Познавательная игра

«Россия – Родина моя»

Разработала учитель

начальных классов

Егорова Екатерина Юрьевна

Цель деятельности учителя: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков.

Задачи:

    Научить слушать и выделять главное.

    Развивать речь, любознательность, мышление.

    Воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к Родине.

Метапредметные цели:

Познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании родной страны, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

Регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.

Личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «Россия – Родина моя!».

У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт. Каждый человек любит родные леса и поля, реки и озёра, свою зиму и лето, весну и осень. Человек любит людей, с которыми живёт, свой народ, свою родную землю.

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля.

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в лесу поля,-

Всё напомнит мне о самом важном-

Только здесь Родимая земля.

Великую землю,

Любимую землю.

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Как же называется наша Родина?

Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Ее площадь составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч., пролетев 10 тыс. км.

С высоты мы увидим крупные и мелкие реки, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

И сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей необъятной родине, проверить и пополнить знания о ней.

Итак, 1тур «Символы»

Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.

Задание командам: найти в филворде слова, обозначающие государственные символы и записать их на листочке.

Какие у вас получились слова? (флаг, гимн, герб). (каждое слово – 1 балл).

Что такое флаг?

Флаг – официальный государственный символ, прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года, это государственный флаг Российской Федерации.

А что символизируют белый, синий и красный цвета?

Есть разные версии. По одной это единство моря, воды и неба.

По другой – это содружество трёх славянских народов.

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный любовь.

Задание: раскрасить флаг России в нужный цвет.

Что такое гимн?

Гимн - это торжественная песня.Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Гимн мы слушаем и в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.

Композитор – Александр Александров, стихи – Сергей Михалков.

Задание: Вспомнить, с какой строки начинается современный Гимн России? Обведите нужный вариант. За правильный ответ – 1 балл.

    С чего начинается Родина?

    Россия – священная наша держава…

    Славься, Отечество наше свободное…

Ответ: Россия – священная наша держава…(1)

Слушаем гимн Российской Федерации.

(Звучит гимн РФ)

Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства.

Задание: найти герб России из данных гербов разных стран.

У нас очень красивый герб . В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.

2 тур «Слово рассыпалось»

Задание: из букв составить слово, название основного закона государства.

Конституция - основной закон государства, определя­ющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ определяет для всех своих граждан ряд прав и обязанностей. Какие права и обязанности есть у вас, как граждан РФ?

Заполните таблицй

Права

Обязанности

на жизнь;

Защищать Родину;

на отдых;

соблюдать законы;

на образование;

охранять природу;

на помощь;

платить налоги

на защиту чести и достоинства.

3 тур «Самые-самые…»

    Самый густонаселённый город РФ. (Москва, 12млн111тыс человек)

    Самый известный во всём мире русский сувенир?(Матрёшка. В 2014 году ей исполнилось 124 года.)

    Самая большая птица нашей страны (Пеликан, длина 1,3-1,8 м.)

    Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России. (Байкал: максимальная глубина – 1637 метров, площадь – 31,5 тыс. кв. км.)

    Самое древнее название российских супов. (Уха. Вплоть до XIX века ухой на Руси называли всякий мясной, овощной и рыбный суп. Сегодня уха – это особый рыбный суп.)

    Самые распространённое мужское имя. (Александр)

    Самый большой остров России. (Сахалин: площадь – 76,4 тыс. кв. км.)

    Самая большая равнина России. (Западно-Сибирская: площадь – около 3 млн. километров.)

    Самые высокие горы России? (Кавказ.)

    Самая длинная река, протекающая только по территории России. (Лена, 4400 км.) 11.Самое большое по объёму водохранилище России. (Братское на реке Ангаре: объём – 169,3 кв. км.) 12. Назовите самый высокий действующий вулкан в России. (Ключевская Сопка на полуострове Камчатка – 4750 метров.) 13. Какой заповедник России самый большой? (Таймырский – 1500000 га.)

4 тур «Президенты»

В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Кто был первым президентом России? Вторым? Третьим?

Д.А.Медведев Б.Н.Ельцин В.В.Путин

Кто является действующим президентом России?

5 тур «Пословицы и поговорки»

Наш народ очень любит свою Родину - Россию. Про неё написано много стихотворений и музыкальных произведений. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.

Задание: соединить начало пословицы с её концом.

На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

Родина краше солнца,

дороже золота.

Родная сторона - мать,

чужая - мачеха.

Человек без Родины -

что соловей без песни.

Родина - мать,

умей за неё постоять.

Нет в мире краше

Родины нашей.

Для Родины своей

ни сил, ни жизни не жалей.

6 тур « Праздничное настроение»

Задание: совместить дату и название праздника.

7 тур «России милый уголок»

Как называется наша малая родина?

Задание: Выбрать герб Катангского района.

Герб языком символов и аллегорий отражает природные, исторические и культурные особенности Катангского района.

Территория района располагается в зоне средней тайги. Лесами покрыто более 80% территории района. Преобладают хвойные породы - даурская лиственница, сосна, ель, меньше - кедра и пихты. Жители считают, что лес - главное богатство района: это основной вид топлива, строительного материала, это и кладовая естественных продуктов, ягод, грибов. Лесные богатства Катангского района символически отражены в гербе зеленым цветом. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

На территории района проживают коренные жители эвенки, которые занимаются в основном охотопромысловой деятельностью. Охота на таёжных обитателей (соболя, белку, горностая, лисицу, росомаху) до сих пор является основным источником доходов коренных жителей, как и мясо диких животных (лось, олень). Олень на гербе района - символ разнообразной и многочисленной фауны, а окаймляющая красную перевязь серебряная кайма - аллегория узоров, вышиваемых на одежде и обуви. Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Красный цвет - символ красоты здешней природы, символ богатства земель Катангского района полезными ископаемыми. В районе обнаружены запасы нефти, газа, калийных солей, каменного угля, железной руды, алмазов, цветных и поделочных камней. Красный цвет - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.

Главной речной артерией, прорезающей территорию района в северном направлении, является Нижняя Тунгуска, самый многоводный приток Енисея. Реки для жителей района - кормилицы. Они богаты рыбными ресурсами, которые используются для личных нужд. Кроме рек, в водных ресурсах большое место занимают озёра. Рыба - главный продукт катангчан. Все это отражено в гербе лазоревой оконечностью и рыбами - тугун. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности,возрождения.

Есть у района и флаг, который разработан на основе герба.

8 тур «Вопрос – ответ»

1. Имя воина, изображённого на гербе России. (Георгий Победоносец)

2. Как называют воина, который сражается на коне. (всадник)

3. Столица нашей Родины.

4. Главный символ (эмблема) любого государства. (герб)

5. Какого цвета щит на гербе России? (красного)

6. Золотой шар с крестом наверху. (держава)

7. Птица, изображённая на Российском гербе. (орёл)

8. Как иначе называется флаг? (стяг)

9. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (синий)

10. Действующий президент России?

11.Сколько голов у орла на гербе России? (две) 12. Торжественная песня – символ государства (гимн)

13. Основной закон государства (Конституция)

Учитель: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны на­шей великой страны, ее многовековой истории и подви­гов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше занятие словами великого русского поэта Н. А. Некра­сова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достой­ными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

Клип «Моя Россия»

Берегите Россию-

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.