Война и мир князь андрей портрет. Мини-сочинение на тему "Образ Андрея Болконского в романе Л.Н

«Он слишком хорошо, чтобы жить» - эти слова героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя?
Андрей Болконский - «небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» - восхищает Пьера Безухова своей начитанностью и эрудицией. Его суждения и вопросы поражают точностью и определенностью формулировок, а отношения с людьми имеет четкий, недвусмысленный характер. Кроме того, в свете перед князем Андреем открыты все двери и горизонты – он «легко может быть и флигель-адъютантом».
Но Болконский мечтает о большем – ему наскучил свет с его пустотой и посредственностью. Герой жаждет славы, почестей и восхищения, равных тем, что есть у самого Наполеона - недаром этот французский полководец в начале романа является его кумиром.
Таким образом, мы видим, что князь Андрей эгоистичен, очень тщеславен и честолюбив. Все в жизни Болконского подчинено одной цели, во всем он руководствуется своим блестящим, холодным умом, мало внимания уделяя душе, чувствам.
Попав на фронт, Болконский пользуется уважением у солдат и офицеров: «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела». Но именно здесь герою придется расстаться со своими прежними идеалами.
В Аустерлицком сражении автор дает возможность Болконскому претворить свою мечту в жизнь. Именно здесь князь Андрей окончательно приходит к убеждению, что настает его «Тулон». Все размышления героя накануне боя заканчиваются одной мыслью: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими...»
Князю Андрею выпадает стать «спасителем армии», повернуть вспять постыдно бегущее «российское воинство». Именно он подхватывает знамя и, раненный, падает, а вперед идет возвращенный им батальон.
Но с этого момента начинается новая эпоха в жизни Болконского: куда-то исчезает суета войны - ее сменяет полная, ненарушимая тишина. Раненый, князь Андрей впервые видит «небо» - «неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками». «Небо» символизирует здесь вечную, бесконечную жизнь, которую силилась прервать война, но отступила бесславно, потерпев поражение перед жизнью.
Неожиданное появление на поле боя Наполеона, недавнего кумира, теперь рождает в Болконском неприятное, враждебное чувство, соединенное с раскаянием. Все, пережитое в действительности и в мечтах, в прошлом, настоящем и будущем, сливается в едином образе мира, каким он видится теперь князю Андрею: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему».
Болконский возвращается домой из плена одушевленный верой в то, что возможно исправить содеянное, отдавшись той жизни, которую символизировало «небо». Но смерть жены, последовавшая за рождением сына; то, что она «не удивилась, что он приехал... не поняла того, что он приехал», потрясают душу Болконского. Он вновь замыкается в себе, в своем раскаянии. Живя с отцом, сестрой и сыном, герой занимается делами хозяйства, однако это не приносит ему истинного счастья.
Так продолжалось до встречи с Безуховым, который убедил Болконского, что «надо жить, надо любить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем…». С этими словами к князю Андрею вновь возвращается ощущение своей причастности к бесконечной жизни. Впервые после Аустерлица Болконский видит «небо» и всей душой устремляется навстречу жизни, сулящей ему неизведанные, необъятные возможности. Именно в это время на пути князя Андрея встречается Наташа, поражая его самобытностью своей «отдельной... веселой и счастливой жизни».
Петербургский период жизни Болконского, последовавший затем, проходит под знаком усиленной работы сознания и одновременно близости к природным истокам бытия. Усилия князя Андрея направлены на полезную общественную деятельность под началом видного деятеля эпохи М. М. Сперанского.
Однако вскоре приходит разочарование и фигурой Сперанского, и всей его преобразовательной деятельностью. Князь Андрей с иронией думает о том, как он мог увлечься формой вместо сущности: участвовать в работе комитетов, где избегали говорить о деле; верить, что презирающий людей Сперанский действительно заботится о благе человечества.
Вслед за этим разочарованием наступает другое – сокрушительное: измена Наташи и бесчестие Болконского, связанное с этим. Герой вновь замыкается в себе, в своем оскорбленном достоинстве и поруганном идеале любви и счастья.
И лишь война 1812 года «вытягивает» Болконского из этого состояния, заставляет его забыть о личном ради общего. Сначала, попав на фронт, князь Андрей стремится отомстить своему обидчику Курагину, однако в условиях Отечественной войны он забывает о личном чувстве: узнав в раненом Анатоле, оказавшимся рядом с ним на перевязочном пункте, Болконский с умилением открывает, что связывает их гораздо большее, чем то, что в недавнем прошлом сделало врагами.
Важно, что на этой войне князь Андрей не ищет славы - он командует полком, и «устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его».
Окончательно избавиться от бремени «внешнего человека», от пустых и ложных идеалов Болконскому помогает близость смерти, которая оставляет его один на один с первичными, главными вопросами. Отечественная война и страдания, испытанные им вместе со всеми, обогащают героя «жалостью и любовью» ко всем, побуждая его не только «простить» Наташу, но и полюбить ее новой, более духовной любовью.
Оказавшись перед выбором: навсегда остановиться на достигнутом или вернуться в обыкновенную жизнь с ее бесчисленными, не всегда возвышенными свойствами, князь Андрей (который всегда мечтал о воплощении идеала) выбирает первое, то есть смерть.
Таким образом, стремлению «быть вполне хорошим» этот герой остается верен до конца. Выбрав смерть, он выбрал новый этап духовного развития, новый шаг к самосовершенствованию. В этом смысле, на мой взгляд, слова Наташи Ростовой о нем верны.
В любом случае, смерть явилась логическим финалом жизни этого героя. Думаю, он выполнил свое земное предназначение, прошел свой земной путь до конца. Понять и до конца принять истину (как трактовал ее Толстой) князю Андрею суждено, наверное, только в другой жизни.


Общие черты характера и жизни Андрея Болконского. Натурой совершенно иного склада, чем Пьер Безухов , является в «Войне и мире » Толстого князь Андрей. В противоположность первому, человеку чувства, а не ума, князь Андрей всю свою жизнь строит на результатах отчетливой, последовательной, ясной мысли и подчиненной ей воли. В то время, как Пьер большей частью безвольно отдается обстоятельствам и упорно ищет устоя и утверждения духовного не в себе, а в окружающем, общаясь со всеми, открывая каждому свою душу, бессознательно веруя в какое-то общее жизненное руководящее начало, – Андрей Болконский обладает сильной волей, чуждается людей, замкнут в самом себе и утверждается на своем личном начале.

У него в голове сложился законченный жизненный план, он знает свои силы, свой ум и волю, и готовится к власти, влиянию, к деятельности, к высокому общественному положению. Рационалистически настроенный, натура трезвая, «головная», князь Андрей считается только с внешними условиями окружающей жизни. Но автор ведет своего героя через целый ряд исключительных переживаний, в течение которых ему раскрывается совершенно иная сторона жизни, и – прежде индивидуалист, замкнутый и одинокий в личном внутреннем мире, – князь Андрей, как и Пьер, приходит к отречению от личного индивидуалистического устоя и признанию высшей руководящей Силы, объединяющей всех людей, к идеям самоотречения и любви.

Андрей Болконский

Силу воли и твердость характера князь Андрей унаследовал от своего отца, русского барина, генерала Екатерининских времен, человека сурового, властного, скрывающего большую нравственную силу за внешним чудачеством и самодурством. Старый князь Болконский сочувствовал материалистической французской философии XVIII века , и можно установить связь между рационализмом сына, князя Андрея, и этой склонностью отца. Унаследовав от него также ясный ум и стремление к широкой деятельности, князь Андрей чувствовал себя неудовлетворенным пустотой светской жизни, выше которой стоял он по своему уму и интересам.

Так же, как и Пьер, он хорошо видел фальшь и ложь этой жизни. Создав себе собственный внутренний мирок, князь Андрей замкнулся в нем, относясь холодно и даже презрительно к людям и общаясь с немногими. В числе этих немногих был Пьер, с которым Андрея Болконского связывала общность умственных интересов. Опять-таки в противоположность Пьеру князь Андрей был занят не отвлеченными вопросами нравственного порядка, но вопросами жизни практической; он любил все умственные построения связывать с их практическим осуществлением. Поэтому ему были чужды такие чисто теоретические умы, как Сперанский , в котором он после недолгого увлечения разочаровался. Здесь также причина того, что князю Андрею трудно было найти применение своим силам в тех областях государственной службы, где царили формализм, теоретичность, где на первом месте были теоретические формулы, а не потребности действительной жизни.

Свои планы широкой деятельности, надежды на славу и возвышение, князь Андрей основывает потом на службе военной; пример героической судьбы Наполеона волнует его воображение. Чувствуя за собой большой запас нерастраченных сил, волю и ум, князь Андрей видел для себя возможность твердо и полно осуществить намеченные цели и добиться всего, чего он хотел. Но именно ум, нравственная брезгливость и широкие цели отвращали его от многих путей служебной карьеры, на которых успевали карьеристы и хищники. Когда же побывал он на поле Аустерлицкой битвы , то поблекли и его представления об обаянии войны и о военной славе .

Чувство личности. Отличительными чертами Андрея Болконского являются сила воли и властное чувство личности, индивидуалистическая замкнутость его в самом себе и отрешение его личности от всего окружающего. Князь Андрей обнаруживает склонность всегда анализировать свои чувства и впечатления, погружаться в самого себя, жить интересами своего внутреннего мира, считаться как с самым существенным, с фактами своей внутренней жизни. Новое впечатление, поразившее его душу и открывшее какую-либо незамеченную раньше сторону жизни, становится определяющим для его дальнейшего поведения, для всего уклада его существования.

Нравственные поиски князя Андрея в «Войне и мире»

Не внешние факты влияют на его жизнь, а внутренние факты личного духовного сознания. Так, увидев на поле Аустерлицкой битвы ничтожную роль личности в деле войны и громадную власть сил стихийных, не зависящих от личной воли, а главное, почувствовав в виду близкой смерти от раны мелочность своих прежних честолюбивых целей и всего людского муравейника перед впечатлением вечного покоя вселенной, обнимающего и живых и мертвых, – князь Андрей, выздоровев, отрекается от прежних целей и уединяется в своей деревне.

Воля. Сила его воли обнаруживается в той неуклонности, с какой он немедленно осуществляет принятые решения, часто вопреки своему же чувству. Так, почувствовав разногласие свое со Сперанским, разочаровавшись в его деятельности , князь Андрей покидает путь к блестящей служебной карьере, которая ему открывалась. Принимаясь за что-либо, будь то управление полком, или осуществление намеченных в деревне реформ, он настойчиво и терпеливо добивается всего, что было им намечено.

Ещё по теме...

  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 20 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Разговор князя Андрея с Пьером на пароме («Война и мир»)
  • Разговор князя Андрея с Пьером в Богучарово («Война и мир»)
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 3, часть 3, глава 34 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 3, часть 3, глава 32 – краткое содержание

Одной из самых незаурядных и многогранных личностей в романе Толстого «Война и мир» является образ блестящего русского князя и офицера Андрея Болконского.

На протяжении романа он оказывается в различных жизненных ситуациях: теряет молодую жену, участвует на войне с французами, переживает тяжелый разрыв с молоденькой невестой и несбывшейся женой Ростовой, в самом конце умирает от смертельной раны, полученной на поле боя.

Характеристика героя

("Князь Андрей Болконский", эскизный портрет. Николаев А. В., иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Война и мир", 1956 )

Князь Андрей — молодой русский дворянин и офицер, отличается красивой внешностью и статной фигурой. Его первая встреча с читателями происходит в салоне Анны Шерер, куда он приходит с женой, племянницей Кутузова. Он имеет скучающий и отстраненный вид, оживляющийся только после встречи со старым знакомым Пьером Безуховым, дружбой с которым он очень дорожил. Его взаимоотношения с женой весьма натянуты и прохладны, они живут словно чужие друг другу люди. Он устал от пустой светской жизни, которая так близка его молодой и неискушенной жене, и не видит в ней никакого смысла.

Тщеславный и амбициозный князь, желая почестей и славы, отправляется на войну. Там он ведет себя совсем по-другому, здесь раскрываются такие качества как смелость, благородство, выдержка, ум и великое мужество. Получив тяжелейшее ранение в битве под Аустерлицем и осознав всю быстротечность жизни и свое бессилие и ничтожество перед вечностью, он полностью меняет свои жизненные позиции.

Разочаровавшись в ратном деле, как и в своем бывшем кумире Наполеоне, князь решает посвятить всего себя семье. Однако этому не суждено сбыться, приехав в имение он застает жену на смертном ложе в результате тяжелейших родов. Андрей Волконский, которого семья уже не чаяла увидеть в живых, остается с новорожденным сыном Николенькой на руках, разбитыми мечтами о счастливой семейной жизни и опустошенным от горя и печали сердцем. Он ощущает свою вину перед умершей женой и жалеет, что не был ей хорошим мужем при жизни.

Встретив и полюбив чистую и открытою душой и сердцем молоденькую Наташу Ростову, Болконский оттаивает и понемногу начинает проявлять интерес к жизни. Обычно он холоден и сдержан в эмоциях, по натуре он закрытый человек, держащий свои эмоции в узде, и только с Наташей раскрывается по-настоящему и показывает свои истинные чувства. Графиня Ростова отвечает ему взаимностью, происходит обручение и не за горами свадьба. Однако, будучи примерным сыном, уважающим мнение старших, он по настоянию отца, который был против его брака, уезжает на некоторое время за границу. Легко увлекающаяся натура и еще совсем молоденькая невеста влюбляется в молодого повесу Курагина, и князь, не сумевший простить измену, порывает с ней.

Опустошенный и раздавленный её предательством Волконский,желая загасить душевные раны уезжает обратно на войну. Там он уже не ищет славы и признания, движимый душевным порывом он просто защищает свою Отчизну и как может облегчает нелегкую солдатскую жизнь.

Получив смертельное ранение в Бородинском сражении, он попадет в госпиталь, и там встречает любовь всей своей жизни Наташу Ростову. Перед смертью он успевает признаться ей в своих чувствах и великодушно прощает и обидчика Курагина, и ветреный и бездумной поступок девушки, который разрушил жизнь их обоих. Наконец он понимает истинный смысл любви, их соединяющей, но уже слишком поздно...

Образ главного героя

(Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Возможно если бы в момент второй встречи Ростовой и Болконского на тот момент не было бы войны между Россией и Францией. Все кончилось бы счастливым финалом и их свадьбой. И может быть брак так горячо влюбленных сердец был бы идеальным символом семейных отношений. Но человеку издавна присуще истреблять себе подобных и всегда на войне гибнут самые благородные и яркие представители своего Отечества, которые могли бы в дальнейшем принести немалую пользу своей стране, но этого не суждено им сделать.

Лев Толстой не зря проводит своего героя Андрея Волконского через тяжелые испытания и мучения, ведь они подняли его на вершину духа, показали ему путь достижения гармонии с другими людьми и мира с самим собой. Очистившись от все пустого и неискреннего: гордыни, ненависти, эгоизма и тщеславия, он открыл для себя новый духовный мир, полный чистых помыслов, добра и света. Он умирает счастливым человеком на руках своей возлюбленной полностью приняв мир каким он есть и в полной гармонии с ним.

Сумел не только разнообразить литературный мир новым произведением, которое оригинально с точки зрения жанровой композиции, но также придумал ярких и колоритных персонажей. Безусловно, не все завсегдатаи книжных лавок прочитали громоздкий роман писателя от корки до корки, однако большинство знает, кто такие , и Андрей Болконский.

История создания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным произведением. Тогда мастер слова задумывался о создании повести, которая расскажет читателям о герое-декабристе, вынужденном вернуться обратно в Российскую Империю. Писатель невольно перенес место действия романа в 1825 год, но к тому времени протагонист был семейным и возмужалым человеком. Когда Лев Николаевич задумался о молодости героя, это время невольно совпало с 1812 годом.

1812 год был нелегким для страны. Началась Отечественная война, потому что Российская Империя отказалась поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании. Толстого вдохновило то смутное время, к тому же его родственники участвовали в данных исторических событиях.

Поэтому в 1863 году литератор начал работать над романом, который отразил судьбу всего русского народа. Чтобы не быть голословным, Лев Николаевич опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Богдановича, Михаила Щербинина и других мемуаристов и писателей. Говорят, чтобы найти вдохновение, литератор даже побывал в деревне Бородино, где столкнулись армия и российского главнокомандующего .


Над своим основополагающим произведением Толстой трудился семь лет не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов, выведя 550 персонажей. И это не удивительно, ведь произведение наделено философским характером, который показывается через призму жизни русского народа в эпоху неудач и поражений.

«Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Каким бы критически настроенным ни был Толстой, роман-эпопея «Война и мир», вышедший в 1865 году (первый отрывок появился в журнале «Русский вестник»), имел широкий успех у публики. Труд российского писателя поразил как отечественных, так и зарубежных критиков, а сам роман был признан величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.


Коллаж-иллюстрация к роману «Война и мир»

Литературная диаспора отметила не только захватывающий сюжет, который переплетается и в «мирное», и в «военное» время, но и размеры беллетристического полотна. Несмотря на большое количество действующих лиц, Толстой постарался придать каждому герою индивидуальные черты характера.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский является главным героем в романе Льва Толстого «Война и мир». Известно, что у многих персонажей в этом произведении есть реальный прототип, например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, генерала-лейтенанта русской армии, а также штабс-капитана инженерных войск Федора Ивановича Тизенгаузена.


Примечательно, что первоначально Андрей Болконский планировался писателем как второстепенный персонаж, который впоследствии получил индивидуальные черты и стал главным героем произведения. В первых набросках Льва Николаевича Болконский был светским молодым человеком, тогда как в последующих редакциях романа князь предстает перед читателями как мужчина-интеллектуал с аналитическим складом ума, который подает поклонникам литературы пример отваги и мужества.

Причем читатели могут проследить от и до становление личности и изменение характера героя. Исследователи относят Болконского к числу духовной аристократии: этот молодой человек строит карьеру, ведет светскую жизнь, но он не может быть безразличным к проблемам общества.


Андрей Болконский предстает перед читателями как красивый молодой человек небольшого роста и с сухими чертами лица. Он ненавидит светское лицемерное общество, но приезжает на балы и другие мероприятия ради приличия:

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Болконский равнодушно относится к своей супруге Лизе, но, когда та умирает, молодой человек винит себя в том, что был холоден со своей женой и не уделял ей должного внимания. Стоит отметить, что Лев Николаевич, умеющий отождествлять человека с природой, раскрывает личность Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея.


Помимо прочего Лев Николаевич Толстой наделил этого героя противоположными качествами, в нем сочетаются смелость и трусость: Болконский участвует в кровопролитном сражении на поле боя, но в буквальном смысле этого слова бежит от неудачной женитьбы и неудавшейся жизни. Протагонист то теряет смысл жизни, то вновь надеется на лучшее, выстраивая цели и средства их достижения.

Андрей Николаевич почитал Наполеона, хотел так же прославиться и привести свое войско к победе, но судьба внесла свои коррективы: герой произведения был ранен в голову и доставлен в больницу. Позже князь понял, что счастье не в триумфе и лаврах почета, а в детях и семейной жизни. Но, к сожалению, Болконский обречен на неудачи: его ждет не только смерть супруги, но и измена Наташи Ростовой.

"Война и мир"

Действие романа, который рассказывает дружбе и предательстве, начинается в гостях у Анны Павловны Шерер, где собирается весь высший свет Петербурга, дабы обсудить политику и роль Наполеона в войне. Лев Николаевич олицетворял этот безнравственный и лживый салон с «фамусовским обществом», которое блистательно описал Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» (1825). Именно в салоне Анны Павловны и предстает перед читателями Андрей Николаевич.

После обеда и пустых разговоров Андрей едет в деревню к отцу и оставляет свою беременную жену Лизу в фамильном имении Лысые Горы на попечении сестры Марьи. В 1805 году Андрей Николаевич отправился на войну против Наполеона, где выступает в качестве адъютанта Кутузова. В ходе кровопролитных сражений герой был ранен в голову, после чего был доставлен в больницу.


По возвращении домой князя Андрея ждала неприятная весть: во время родов его жена Лиза умерла. Болконский окунулся в депрессию. Молодого человека мучало то, что он относился к своей супруге холодно и не проявлял к ней должного уважения. Потом князь Андрей снова влюбился, что помогло ему избавиться от плохого настроения.

На этот раз избранницей молодого человека стала Наташа Ростова. Болконский предложил девушке руку и сердце, но так как его отец был против подобного мезальянса, женитьбу пришлось отложить на год. Наташа, которая не смогла жить в одиночестве, совершила ошибку и начала роман с любителем разгульной жизни Анатолем Курагиным.


Героиня отправила Болконскому письмо с отказом. Такой поворот событий ранил Андрея Николаевича, который мечтает вызвать своего соперника на дуэль. Чтобы отвлечься от безответной любви и душевных переживаний, князь начал усиленно работать и посвятил себя службе. В 1812 году Болконский участвовал в войне против Наполеона и во время Бородинского сражения получил ранение в живот.

Тем временем семейство Ростовых переехало в свое московское поместье, где располагаются участники войны. Среди раненных солдат Наташа Ростова увидела князя Андрея и поняла, что в ее сердце не угасла любовь. К сожалению, подорванное здоровье Болконского было несовместимо с жизнью, поэтому князь умер на руках изумленной Наташи и княжны Марьи.

Экранизации и актеры

Роман Льва Николаевича Толстого не раз экранизировали именитые режиссеры: произведение русского писателя адаптировали для заядлых киноманов даже в Голливуде. Действительно, фильмов, поставленных по этой книге, по пальцам нельзя пересчитать, поэтому перечислим только некоторые киноленты.

«Война и мир» (фильм, 1956)

В 1956 году режиссер Кинг Видор перенес произведение Льва Толстого на экраны телевизоров. Фильм мало чем отличается от оригинального романа. Недаром в первоначальном сценарии было 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего текста. Съемки проходили в Италии, некоторые эпизоды снимались в Риме, Фелонике и Пинероло.


В блестящий актерский состав вошли признанные звезды Голливуда. Наташу Ростову сыграла , в Пьера Безухова перевоплотился Генри Фонда, а в роли Болконского предстал Мел Феррер.

«Война и мир» (фильм, 1967)

Российские кинодеятели не отстали от своих иностранных коллег по цеху, которые поражают зрителей не только «картинкой», но и размахом бюджета. Режиссер целых шесть лет работал над самой высокобюджетной картиной в истории советского кинематографа.


В фильме киноманы видят не только сюжет и игру актеров, но и режиссерское ноу-хау: Сергей Бондарчук использовал новую для того времени съемку панорамных сражений. Роль Андрея Болконского досталась актеру . Также в картине сыграли , Кира Головко, и другие.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Немецкий режиссер Роберт Дорнхельм тоже занялся экранизацией произведения Льва Толстого, приправив кинофильм оригинальными сюжетными линиями. Более того, Роберт отошел от канонов в плане внешности главных героев, например, Наташа Ростова () предстает перед зрителями блондинкой с голубыми глазами.


Образ Андрея Болконского достался итальянскому актеру Алессио Бони, который запомнился киноманам по фильмам «Ограбление» (1993), «После бури» (1995), « » (2002) и другим картинам.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

По сообщению издания «The Guardian» жители туманного Альбиона начали скупать оригинальные рукописи Льва Николаевича Толстого после этого сериала, снятого режиссером Томом Харперм.


Шестисерийная адаптация романа показывает зрителям любовные отношения, практически не уделяя времени военным событиям. Роль Андрея Болконского исполнил , разделив съемочную площадку с и .

  • Лев Николаевич не считал свое громоздкое произведение оконченным и считал, что роман «Война и мир» должен завершиться иной сценой. Однако автор так и не воплотил свою задумку в жизнь.
  • В (1956) костюмеры использовали более ста тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков, которые были изготовлены по оригинальным иллюстрациям времен Наполеона Бонапарта.
  • В романе «Война и мир» прослеживаются философские взгляды автора и кусочки из его биографии. Писатель не любил московское общество и имел душевные пороки. Когда жена не выполняла все его капризы, по слухам, Лев Николаевич ходил «налево». Поэтому неудивительно, что его персонажи, как и любые смертные, имеют отрицательные черты.
  • Картина Кинга Видора не снискала славы у европейской публики, но зато приобрела невиданную популярность в Советском Союзе.

Цитаты

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»
«Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
«Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым».
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

Фигура князя Андрея является одной из самых неоднозначных в романе. Самосознание и миропонимание героя проходят длинный и сложный эволюционный путь на протяжении всего произведения. Меняются ценности персонажа, а также его представление о семье, любви, войне и мире.

Впервые читатель знакомится с князем в окружении людей из светского общества и молодой беременной жены, которая отлично вписывается в этот круг. Ярчайший контраст составляют Андрей и Лиза: она мягкая, кругленькая, открытая и дружелюбная, он колкий, угловатый, замкнутый в себе и несколько надменный. Она предпочитает шум светских салонов, а ему близок гром лишь военных действий, в мирное же время Болконский выбрал бы деревенскую тишину и уединение. Они слишком разные и обречены на полное непонимание мировоззрений друг друга. Маленькой княгине чужды метания Андрея, его тернистый путь обретения себя, а он, зациклившись на самоанализе, замечает лишь внешнюю легкость характера жены, которую ошибочно истолковывает как пустоту внутреннего мира. Герой не знает, что делать с молодой семьей, он слишком смутно представляет себе обязанности мужа и отца и не желает разбираться в них. Пример, данный ему его родителем, также не может положительно повлиять на ситуацию. Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, он скуп на общение и тем более на ласки.

Андрей Болконский очень похож на своего отца. Возможно, именно поэтому в нем так сильна тяга к боевой славе. Он лучше понимает реалии войны, чувствует себя нужным и применимым в этой сфере, поэтому всячески стремится оградить себя от среды бездействующего, вечно праздного света. Он спешит на фронт, оставляя позади семью, как некий балласт, сдерживающий его на пути к маячащим перед ним высотам. Князь Андрей еще осознает, чего он лишил себя, но будет уже поздно. Смерть жены заставит его по-новому взглянуть на окружающих людей. Болконский почувствует вину перед маленькой княгиней за то невнимание, которым он ее всегда одаривал. Он попытается иначе выстроить свои взаимоотношения с отцом, сестрой, а позже и с подрастающим сыном.

В жизни этого человека произойдет много знаковых событий, которые так или иначе будут влиять на его миропонимание. Еще до трагической кончины княгини Лизы, Андрею явится «неизмеримо высокое» небо Аустерлица. Это будет первая встреча Болконского со смертью. Он увидит окружающий мир тихим и спокойным, таким, каким его принимают и любят родные и близкие князя. Он почувствует себя счастливым.

Душа его никогда не успокоится, и будет вечно требовать чего-то недостижимого. Он снова почувствует себя в своей стихии, вернувшись на фронт, но к тому времени дни его будут уже сочтены. Получив в Бородинской битве смертельное ранение, Андрей Болконский завершит свой путь на руках Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Сестра Болконского всегда пыталась смягчить брата, примирить его с жизнью. Княжна Марья, провожая Андрея в последний путь, помогает ему без страха принять смерть и возвращение к Богу. Возможно, только там душа его может обрести покой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!