Внешний вид митрофанушки из комедии недоросль. Описание, образ и характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»: полезная информация для сочинения

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина - это комедия о недоросле Митрофанушке (от греч. «подобный своей матери»), о пороках его воспитания, превращающем юношу в избалованное и глупое создание. Ранее не было ничего дурного в этом слове и лишь со временем оно стало словом нарицательным. В те времена недорослями называли подростков, не достигших возраста пятнадцати лет, необходимого для вступления на службу.

Указ о вольности дворянской, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но так или иначе обучение становилось обязательным. Госпожа Простакова старается следовать закону, но хочет удержать сына «при себе» еще лет на десять: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич в шестнадцать лет живет с родителями, не зная забот. Всё за него решает властная маменька: кого в жены взять, кого в ручку целовать.

Характеристика героя

(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981 )

Наш главный герой - избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.

Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.

Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.

Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает.

Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека - Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.

Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: "Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок - даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком - и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия - это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он - раб своей матери, он - ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

Восемнадцатый век подарил русской (и мировой, разумеется) литературе множество выдающихся имен, талантливых деятелей. Один из них - Денис Иванович Фонвизин, писатель и драматург. Большинству обывателей он известен как автор комедии «Недоросль». Как создавалось самое знаменитое произведение автора, с кого он писал своих персонажей и что особенного в одном из героев пьесы - Митрофанушке?

Денис Фонвизин

Прежде чем говорить о самой комедии, необходимо хотя бы вкратце сказать о ее авторе. Денис Фонвизин прожил не слишком долгую (всего сорок семь лет), но яркую жизнь. Большинство знает его лишь как человека, написавшего «Недоросля», между тем его перу принадлежат пьеса «Бригадир», множество переводов и адаптаций, трактаты и очерки.

Несмотря на то что пьес он написал всего две (и то после «Бригадира» более десяти лет не обращался к драматургии), именно Фонвизин является «прародителем» так называемой русской бытовой комедии.

«Недоросль» Фонвизина: история создания

Несмотря на то что «Недоросль» был завершен писателем и политиком в начале восьмидесятых годов, есть основания полагать, что задумал свою сатирическую «комедию нравов» Фонвизин еще в шестидесятых: именно к этому времени относится пьеса, впервые увидевшая свет лишь в минувшем столетии - при жизни автора она так и не была опубликована. Ее персонажей можно назвать ранними прообразами героев «Недоросля»: в каждом из них достаточно легко улавливаются знакомые черты.

Трудясь над комедией, Денис Иванович использовал огромное многообразие источников - и статьи, и произведения различных авторов (как современных, так и прошлых столетий), и даже тексты, принадлежащие перу самой Екатерины Великой. Закончив работу над «Недорослем», Фонвизин, разумеется, решил поставить пьесу, хоть и понимал, что сделать это будет трудно - обилие новых идей и смелых высказываний перекрывало произведению дорогу к широкой аудитории. Тем не менее он сам взялся за подготовку спектакля и, хоть и медленно, хоть и со всевозможными задержками, «Недоросль» увидел свет в театре на Царицыном лугу и получил феноменальный успех у зрителей. Произошло это в 1782 году, а годом позже пьеса впервые была опубликована.

Кто такой недоросль

У многих вызывает искреннее недоумение название произведения. В самом деле, почему - недоросль? Что это вообще за слово? Все просто. В восемнадцатом веке (а именно тогда жил и работал Денис Фонвизин) «недорослем» называли молодого человека дворянского (то есть знатного) происхождения, который не получил образования. Человек ленивый, бестолковый, ни к чему не способный - вот кто такой недоросль. Подобные юноши не могли устроиться на службу, не выдавалось им и разрешение на брак.

Денис Иванович же назвал свое произведение «Недоросль» потому, что именно таков Митрофанушка, один из главных героев. Он вложил в это слово чуть больше сатиры, чем оно имело в реальности. Недоросль, с легкой руки Фонвизина, - не только необразованный, но еще и эгоистичный, и грубый юноша. Характеристика образа Митрофанушки более подробно будет представлена далее.

Сюжет «Недоросля» закручивается вокруг скромной девушки Софьи, оставшейся без родителей и потому взятой на воспитание семьей Простаковых, людьми жадными и недалекими. Софья - богатая наследница, невеста на выданье, и заполучить супругу с таким приданым хотят и Простаковы, пытаясь выдать ее за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку - недоросля, и брат Простаковой Скотинин, одержимый идеей о большом количестве скота в Софьином хозяйстве. У Софьи же есть любимый человек - Милон, за которого ее хочет отдать и ее единственный родственник - дядюшка Стародум. Он приезжает к Простаковым и очень удивляется, видя, как хозяева заискивают перед ним и его племянницей. Митрофанушку стараются выставить в лучшем свете, однако необразованный и ленивый увалень портит все попытки матери.

Узнав, что Стародум и Милон увозят Софью, ночью по приказу Простаковых ее пытаются выкрасть, однако Милон предотвращает похищение. Заканчивается же все тем, что Простаковы теряют не только выгодную невесту, но и свои имения - всему виной их жадность, злость и корыстолюбие.

Главные персонажи

Основными героями «Недоросля» являются уже упомянутые Митрофанушка, его родители (при этом следует отметить, что всем в этой семье заправляет мать, не считающая прислугу за людей, усиленно следующая моде того времени; отец же семейства находится полностью под каблуком у своей властной жены, которая даже поднимает на него руку), Софья, ее дядюшка Стародум, жених Милон, государственный чиновник Правдин, чьей целью является разоблачение злодеяний Простаковых (в этом он в итоге преуспевает). Нужно обратить особое внимание на то, что Фонвизин использовал для своих персонажей «говорящие» имена - ими наделены как положительные (Стародум, Правдин, Софья), так и отрицательные (Скотинин, Простаковы) персонажи. В характеристике Митрофанушки его имя также имеет огромное значение - с греческого «Митрофан» означает «маменькин сынок», что действительно полностью отражает характер героя. Лишь в самом конце пьесы Митрофанушка ругается с матерью и велит ей отстать от него.

Фонвизин сталкивает лбами в своем произведении совершенно разные социальные слои - здесь представлены и чиновники, и дворяне, и слуги… Он открыто высмеивает дворян с их воспитанием, осуждает таких, как Простаковы. С первых же слов пьесы легко понять, где положительные, а где отрицательные герои и каково отношение автора к каждому из них. Во многом именно благодаря прекрасно прописанным образам отрицательных персонажей (особенно характеристике Митрофанушки) «комедия нравов» и принесла своему создателю такой успех. Имя Митрофанушки вообще стало нарицательным. Пьесу, кроме того, разобрали на крылатые выражения с цитатами.

Характеристике Митрофанушки стоит уделить особое внимание. Однако прежде необходимо сказать еще о трех персонажах пьесы. Это учителя Митрофанушки - Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Их нельзя напрямую отнести ни к положительным, ни к они принадлежат к такому типу людей, в которых равным образом сочетается и хорошее, и дурное. Однако фамилии у них также «говорящие»: а говорят они о главном свойстве человека - например, у Вральмана это вранье, а у Цыфиркина - любовь к математике.

«Недоросль»: характеристика Митрофанушки

Персонажу, в чью «честь» названо произведение, почти шестнадцать лет. В то время как многие в его возрасте являются вполне самостоятельными взрослыми людьми, Митрофанушка не может и шагу ступить без матушкиной подсказки, не держась за ее юбку. Он из тех, кого называют «маменькин сынок» (и как уже упоминалось выше, прямое указание на это содержится даже в значении его имени). Несмотря на то что у Митрофанушки есть отец, мужского воспитания в полноценном понимании этого слова мальчик не получает - его батюшка и сам не славится подобными свойствами.

Для родителей Митрофанушка все еще маленький ребенок - даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его дитем, ребенком - и Митрофанушка беззастенчиво этим пользуется на протяжении всей комедии. Отца мальчик ни в грош не ставит, лишний раз доказывая тем самым, что он совершенный «маменькин сынок». Очень показательна в этом плане сцена, где Митрофан жалеет мать, уставшую от битья отца - так она, бедная, натрудилась, его избивая. О том, чтобы посочувствовать отцу, речи и не идет.

Кратко характеристику Митрофанушки в «Недоросле» дать не совсем возможно - столько всего можно сказать об этом персонаже. Например, он очень любит плотно покушать, а потом - всласть понежиться без дела (впрочем, дел-то у него особо и нет, кроме учебы, в которой, надо отметить честно, он вовсе не прилежен). Как и мать, Митрофан довольно бессердечный человек. Он любит унижать других, ставя их ниже себя, лишний раз «указывая место» людям, работающим на него. Так, постоянно обижает он свою няню, с рождения приставленную к нему, которая всегда при этом находится на его стороне. Это еще один показательный момент в характеристике Митрофанушки из комедии «Недоросль».

Митрофанушка - ябеда и наглец, но между тем и подхалим: уже в таком возрасте он чувствует, кому нельзя грубить, перед кем стоит «показать свои лучшие качества». Беда-то только в том, что с подобным маменькиным воспитанием лучших качеств у Митрофанушки просто не может быть. Даже ей, той, которая так слепо любит его и все ему дозволяет, он угрожает, шантажирует ее в попытках добиться желаемого для себя. Такие качества не делают чести характеристике Митрофанушки, говоря о нем как о дурном человеке, готовом идти по головам ради только себя самого и своих требований, как о человеке, который любит только до тех пор, пока выполняют его волю.

Интересно, что Митрофану присуща самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако совершенно не огорчается по этому поводу, заявляя, что «не охотник до умниц». Вряд ли подобное качество перешло к нему от матери, скорее он перенял его от отца - хоть что-то он должен был от него унаследовать. Такова краткая характеристика Митрофанушки, героя, чьим именем вот уже несколько веков называют людей, обладающих подобными чертами характера.

А был ли мальчик?

Известно, что сценки для своего произведения Фонвизин «подсматривал» в жизни. А что же с героями? Придуманы ли они полностью или списаны с реально существовавших лиц?

Характеристика героя Митрофанушки дает основание полагать, что прототипом его был Алексей Оленин. Впоследствии он стал известен как государственный деятель и историк, а также художник. Но до восемнадцати лет его поведение являлось абсолютно сходным с характеристикой Митрофанушки: он не желал учиться, был груб, ленив, как говорится, впустую «прожигал жизнь». Считается, что «встать на путь истинный» Алексею Оленину помогла именно комедия Фонвизина: якобы, прочитав ее, он узнал себя в главном герое, впервые увидел свой портрет со стороны и был настолько потрясен, что обрел мотивацию для «перерождения».

Так это или нет, теперь достоверно узнать невозможно. А вот некоторые факты из биографии Оленина сохранились. Так, до десяти лет его воспитывали отец и специально нанятый гувернер, обучался он также на дому. Когда же он пошел в школу (причем не в какую-нибудь, а в Пажескую придворную), то вскоре был отправлен продолжать учебу за рубеж - выбрали с этой целью именно его, так как маленький Алеша демонстрировал прекрасные успехи в обучении. За границей он окончил два высших заведения - таким образом, говорить о том, что Оленин был лентяем и неучем, как Митрофанушка, не приходится. Вполне возможно, что некоторые качества, присущие Оленину, напоминали характеристику Митрофанушки, однако, скорее всего, утверждать, что Оленин - стопроцентный прототип фонвизинского героя, нельзя. Более вероятно все же, что Митрофан - некий собирательный образ.

Значение комедии «Недоросль» в литературе

«Недоросль» изучают на протяжении уже двух с лишним столетий - с самого выхода пьесы и по сей день. Ее значение переоценить трудно: она сатирически высмеивает социальный и даже государственный уклад общества. И делает это открыто, не боясь даже власти - а между тем Екатерина Великая именно из-за этого после публикации «Недоросля» запретила издавать что-либо, вышедшее из-под пера Фонвизина.

Его комедия подчеркивает острые вопросы того времени, но не менее актуальными они остаются и сейчас. Недостатки общества, существовавшие в восемнадцатом веке, никуда не делись и в двадцать первом. Пьесу с легкой руки Пушкина называли «народной комедией» - она имеет полное право именоваться так и в наши дни.

  1. В первой версии пьесы Митрофанушку зовут Иванушкой.
  2. Начальный вариант комедии ближе к пьесе «Бригадир».
  3. Фонвизин работал над «Недорослем» около трех лет.
  4. Идеи для написания черпал из жизни, однако рассказывал о создании только одной сцены - той, где Еремеевна защищает своего воспитанника от Скотинина.
  5. Когда Николай Васильевич Гоголь учился в гимназии, он играл в школьных постановках роль госпожи Простаковой.
  6. Фонвизин набрасывал продолжение «Недоросля» в письмах друг другу Софьи и Стародума: по задумке автора, после свадьбы Милон изменил Софье, на что она и жаловалась своему дяде.
  7. Впервые мысль о создании подобного произведения зародилась у Дениса Ивановича, когда он был во Франции.

С момента создания пьесы прошло уже более двух столетий, а она не теряет своей актуальности и по сей день. Все новые и новые исследования посвящаются изучению самой комедии и отдельных ее персонажей. А значит, Денису Фонвизину удалось подметить и осветить в своем произведении что-то такое, что во все времена будет приковывать внимание читателей и зрителей.

Чтобы побороть в себе лень стоит прочесть комедию «Недоросль» или краткую характеристику из нашего материала.

Значимый вклад в историю русской литературы середины 18 в. внес писатель литературовед Д. И. Фонвизин. В раннем творчестве автор занимался написанием и переводом басен. Обладая прекрасным чувством юмора, Фонвизин пишет произведения с ярко выраженным сатирическим тоном. Среди множества литературных направлений автор отдает предпочтение классицизму. В своих комедиях Фонвизин поднимает важные социально-политические вопросы, сопровождая их иронией и сарказмом.

Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»

Новым этапом в творческой жизни писателя Д. И. Фонвизина стало комедийное произведение «Недоросль» . Недорослью было принято называть дворянских юношей, не допущенных к государственной службе из-за незаконченного образования. Перед тем как стать офицером, необходимо было сдать экзамен, но на деле это становилось всего лишь формальностью. Поэтому основная часть армии состояла из избалованных и бестолковых офицеров. Именно таких ленивых и невежественных молодых людей, бесполезно проживающих свои годы, выставляет на всеобщее обозрение автор.

  • Пьеса была представлена обществу в 1782 году и получила потрясающий успех. Комедия имеет социально-политического характер. Основные проблемы, затронутые в произведении – это необразованность и отсутствие воспитания, конфликт старшего и младшего поколения, супружеские отношения, несправедливое отношение с крепостными. Автор выстраивает различные ситуации взаимодействия дворян и крепостных крестьян, в которых всячески высмеивает бесчеловечные и безнравственные поступки общества.
Образ от Фонвизина
  • Для своих персонажей автор подбирает имена, которые сразу же дают представление о человеке, разделяя их на отрицательных и положительных героев. Их образы Фонвизин подчеркивает при помощи разных разговорных стилей, противопоставляя их друг другу. Отрицательными героями выступают представители дворянства – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Положительные герои , являющиеся представителями новой эпохи просвещения, имеют более приятные имена – Софья, Правдин, Милон и Стародум.
  • Действие комедии происходит в зажиточной дворянской семье, в которой главным героем выступает необразованный хамоватый маменькин сынок Митрофан. Избалованный вниманием юноша является воплощением эгоизма, грубости и заносчивости. Образ Митрофана полностью передает деградацию молодого наследия России.

Описание и характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Фонвизин не случайно подбирает главному герою имя Митрофан. В значении его имени «подобный» подчеркивается его подражание матери.

  • Перед читателем предстает высокий возмужавший юноша в красивых одеждах и глуповатым выражением лица. За его внешностью скрывается пустая невежественная душа.
  • Пятнадцатилетний Митрофан окружен беззаботной жизнью. Он не расположен к учебе и не ставит перед собой важных целей. Изучение наук не вызывают у молодого человека интерес.
  • Все что его заботит — это вкусный обед и бесполезный досуг. Свое счастливое времяпровождение Митрофан видит в возможности подурачиться или погоняться за голубями.
  • Благодаря состоятельности семьи , юноша получает образование в домашних условиях. Однако науки даются ему с большим трудом. Мать Митрофана не требует от сына образованности и позволяет создавать видимость обучения, с целью выполнения государственного приказа: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».
  • Не придавая важного значения процессу просвещенности, необразованная Простакова окружает сына бесполезными учителями-невеждами. Ее жадная натура скупится на дорогое образование.
  • При помощи их имен, Фонвизин подчеркивает незаурядность преподавания. Математические предметы преподает сержант в отставке Цыфиркин.
  • Грамматике обучает бывший семинарист Кутейкин. Французскому языку учит Вральман – в дальнейшем выясняется, что он не так давно работал кучером.


Вральман самый хитрый человек среди учителей. Видя незаинтересованность семьи, он недобросовестно проводит процесс обучения, преследуя лишь материальный интерес. Видя глупость Митрофана, Вральман проявляет разумность и никогда не спорит, и не задирает юношу в беседе. В своих высказываниях учитель подчеркивает незаурядность и посредственность ученика.

  • Характеристика Митрофана идентична многочисленной дворянской молодежи того времени. За четыре года обучения в нем не откладывается ничего полезного. Первопричиной этому стала пассивность юноши. Проявляя желание, он мог бы получить хоть какие-то начальные знания. Рассуждения юноши настолько примитивны, что слово «дверь» он с уверенностью относит к прилагательным, обосновывая свой выбор несуразными доводами.
  • Находясь под покровительством Простаковой, Митрофана ничто не заботит и не тревожит. Он не чувствует никакой ответственности перед государством. Юноша уверен в своем благополучном будущем, видит себя в роли преуспевающего помещика. Он старается выполнить все материнские указания и из каждого поступка извлекает собственную выгоду. В случаях, когда Простакова не идет на поводу у эгоистичных желаний сына, Митрофан манипулирует ее сознанием путем неблагоразумных угроз.
  • Все что способен чувствовать сын к матери – это признательность за ее внимание. Простакова любит своего сына животной любовью, от которой больше вреда, чем пользы. Всячески потакает его человеческим инстинктам. Она не в состоянии привить сыну достойные человеческие качества, так как сама не обладает ими. Принимая за него все решения и выполняя его прихоти, мать становится главной причиной деградации сына.
  • Видя жестокое и грубое обращение Простаковой с крепостными, сын перенимает ее модель поведения и ведет себя наглым образом. Несмотря на благосклонное материнское отношение, Митрофан не питает к ней любви и понимания, открыто проявляя пренебрежение.
  • В момент, когда Простакова разбита нереализованными ожиданиями и ищет в сыне поддержку, он хладнокровно отстраняется от нее. И это после того, как во всех затруднительных положениях Митрофан прятался за ее юбку.
  • Отец юноши, идя на поводу у своей жены, далек от реальности и высказывает восхищение Митрофаном: «…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…».
  • Митрофан, чувствуя доминирование матери, неуважительно относится к отцу. Увидев в одном из сновидений, как мать колотит отца, у Митрофана возникает сочувствие не к побитому отцу, а обессиленной матери: «… Так мне и жаль стало … тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…». В этих словах видна открытая лесть Митрофана. Понимая, что мать сильнее и властнее отца, он становится на ее сторону.


Родители слепо не признают взросление сына, называя его ребенком, Митрофанушкой и постоянно сюсюкаясь с ним. Чрезмерное внимание приводит в избалованности и изнеженности юноши.

  • Преувеличивая свою важность, Митрофан позволяет себе хамское и жестокое отношение к окружающим. Кормилица, воспитавшая его с рождения, постоянно выслушивает в свой адрес грубые высказывания и угрозы.
  • Учителя, недовольные процессом обучения юноши, также вынуждены терпеть нелицеприятные вещи: «…Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать…».
  • Митрофан не желает учиться, но его привлекает мысль о женитьбе. Высказывание юноши: «не хочу учиться, хочу жениться» стало крылатым и часто произносится в наши дни. По вопросу женитьбы, Митрофан в очередной раз полагается на мать и помогает ей воплощать хитроумные замыслы.
  • Невеста, которую Простакова подбирает своему сыну, гораздо умнее юноши в одночасье замечает его недальновидность ума. Софья говорит о том, что большего чем есть в Митрофане к его 16 годам, ожидать не стоит.
  • Митрофан вместе с матерью во всех ситуациях преследуют собственную корысть. Не смотря на свою необразованность, у Простаковых хватает ума разглядеть во всем выгоду. Они быстро подстраиваются под новые события и переигрывают ситуацию.
  • Митрофан готов целовать руки незнакомцу, чувствуя его властность и богатство. Как только семейство узнает, что Софья стала наследницей, то тут же меняют свое отношение к девушке. Начинают проявлять наигранную любовь и беспокоиться о ее счастье. Ради благополучия своего сына маменька готова собственноручно драться со своим братом Скотининым.


Простакова и Скотинин

В комедии происходит столкновение двух разных миров – невежд и просвещенных. Дворяне по-разному воспитаны и имеют противоположные представления о нравственности. Когда намерения жениться на Софье ради материальной выгоды с треском проваливаются, Митрофан, поджавши хвост, выслуживается перед матерью.

Сталкиваясь с сильным соперником, молодой человек проявляет трусость, усмиряет свой пыл и преклоняет голову. Благодаря усилиям Стародума, олицетворяющего авторскую позицию, Митрофана наконец-то разоблачают в его бесполезности обществу и отправляют на службу. Это единственный шанс на положительные изменения в жизни юноши.

В конце комедии у Простаковой отбирают право на управление имуществом, и неблагодарный сын тут же отказывается от нее. Госпожа получает по заслугам за свою жадность и невежество. Жестокие дворяне, во власти которых ответственность за жизнь сотни дворян, должны получать по заслугам.

Митрофана можно назвать жертвой воспитания своих родителей. Излишняя высокомерность и превосходство привели всю семью к полной несостоятельности. На примере Митрофана, автор показывает, как лень молодых людей лишает возможности самореализации.

Видео: Краткое содержание известной комедии «Недоросль»

Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» и хочу дать характеристику Митрофана Простакова.

Простаков Митрофан Терентьевич является одним из главных героев комедии. Живёт он в семье дворянских помещиков. Митрофану в произведении Фонвизина 16 лет. Он не любит что-либо делать, учиться, а только любит бегать на голубятне. Госпожа Простакова – мать Митрофана – одобряет всё, что хочет её «дитятко».

Я вижу Митрофана толстым, грязным и лохматым – одним словом неопрятным, так как он ест на ночь и не ухаживает за собой. «Солонины ломтика три, да подовых, не помню пять, не помню шесть» – сказал слуга о Митрофане, который поел на ночь. Имя «Митрофан» с древнегреческого переводится как «похожий на мать», что как раз является одним из главных характеристик героя, а также его жадность, хитрость и жестокость по отношению к слугам. Ещё его можно назвать маменькиным сынком.

Герой «Недоросля» привык, что всё делают за него. Он во всём подражает матери, а как родители воспитали, такое и будет образование. Да, образования никакого, а ещё Митрофанушка говорит известную фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться», что ещё раз доказывает, что он ленивый. Семья Простаковых не похожа на любящую друг друга семью. Сын пользуется любовью матери для удовлетворения своих прихотей, а об отце и совсем забыл, он его не замечает.

Герой Фонвизина – жестокий и грубый. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть и деньги. Благодаря такому герою слово «Недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя. Фонвизин показывает негативное отношение этого персонажа к образованию, потребительское отношение к родителям, Митрофан не считается с чувствами, действует из корыстных интересов (женитьба на Софье). Всё это видит читатель в Митрофане Простакове. Автор комедии хотел сказать, что не надо быть такими, как этот лентяй.

Плохое отношение мальчика к няне и слугам, к матери и учителям, к учёбе и образованию вызывают чувство отвращения. Я считаю, что этот персонаж может вызывать у читателя лишь антипатию.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» читают:

Поделиться:

Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем ещё ребенок, но не милый и наивный, а капризный и жестокий. Самовлюбленный, так как все его окружили любовью, но такой – ограничивающей.

Конечно, он смеётся над учителями. Понятно, что он хочет уже жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он боится всего, всегда готов позвать на помощь нянюшку и мамочку, но ведёт себя со всеми очень нагло, вызывающе…

И всё бы ничего! Но вот только мамочка его во всём поддерживает, никак не ограничивает.

Знакомимся мы с Митрофаном, когда он красуется в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже вырос – высокий, довольно плотный парень. Лицо у него не очень умное, как и поступки. Он немного смеётся над всеми, играет, дурачится. Его точно хорошо кормят, он даже меры не знает, поэтому у него часто болит живот. Физически он вырос, а вот его сердцем и душой не занимались. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (года три азбуку учит), то это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без наук у него всё будет – стараниями мамочки. Она его почти пристроила за богатую наследницу Софью, которая ещё и очень красива и добра.

Часто Митрофан делает то, что ему говорят. Не учителя, конечно, а мама. Сказала, мол, целуй ручку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради выгоды. Никакой учтивости, доброты, уважения к другим у Митрофанушки нет.

В общем, Митрофан, может, и не такой плохой, но очень избалован. Недоросль верит в свою исключительность «без усилий». Он видит себя успешным помещиком, видит себя В его сердце нет любви даже к обожающей его маме, к верной няньке, ни к кому. Конечно, любит он только себя, но недостаточно. Иначе он бы хотя бы учился, развивался!

Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста

Митрофан Простаков - герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей, которые из-за своей лени и невежественности не могли окончить обучение, и как следствие, поступить на службу и жениться.

Фонвизин в своей пьесе как раз и высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы - сына Простаковых Митрофана.

Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, переживают за сына и заботятся, как будто он маленький ребенок, берегут от всех напастей, боятся, что он может переутомиться от работы:"....пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится...".

Митрофанушка не прочь вкусно отобедать: "... А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал [...] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню..." "...Да видно, брат, поужинал ты плотно..." "...Квасу целый кувшинец выкушать изволил...".

Митрофан – очень грубый и жестокий юноша: он мучает крепостных, издевается над своими учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом есть вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что ни ставит своего мужа. Её не любят ни крестьяне, ни родные, потому что она ругается и колотит всех почем зря.

За воспитание и обучение Митрофанушки также отвечает госпожа Простакова, однако не сильно вмешиваясь в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но не может постоять за себя, а прячется за мамину юбку. Дела с учёбой также обстоят не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, ему ничто не интересно, он не любопытен, а на уроках ему очень скучно. К тому же учителя у него никудышные - бывший дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и бывший кучер Вральман – люди невежественные и малообразованные:"...Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.." Кроме того, Вральман – учитель французского, хотя сам он немец, французского языка не знает, но ухитряется учить ему мальчика.

В образе Митрофана отразился тип представителя молодого поколения того времени: ленивого, невежественного, грубого; он не стремится расти духовно, умственно и культурно, у него нет никаких идеалов и стремлений.

Вариант 3

Денис Иванович Фонвизин – великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого поколения из дворянского сословия 19 века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения построены на лжи, лести, грубости. Мать вырастила своего сына непутевым, необразованным человеком. У Митрофана в жизни нет никаких целей и стремлений, они слишком мелки и ничтожны. Он разбалован, грубо обращается не только с прислугой, но и с родителями. Фонвизин данный образ не придумал. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались подобные Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни.

У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но и стремление к учебе у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, речь его не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, ничего не может делать без матери и без слуг. Основные его занятия в течение дня - поесть, отдохнуть и гонять голубей. Что же сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и тем самым в итоге получился такой вот результат воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.

Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык, что имеет право голоса в семье, имеет право грубо обращаться с окружающими. Такому человеку, как Митрофан, в жизни будет очень тяжело, если он останется один со своими проблемами. В конце произведения Простакова теряет свое имение и вместе с ним теряет и собственного сына. Вот это и есть плод ее воспитания. Данный итог комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.

На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем в семейном воспитании. Эта проблема и сейчас является актуальной. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в подобных условиях. Каждый должен задуматься над тем, чтобы искоренить таких недорослей, тянущих наше общество назад. Думаю, что такие люди как Митрофан не знают, что такое настоящая жизнь и не понимают в чем ее смысл в силу своего невежества. Мне жалко таких детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Сочинение 4

Пьеса "Недоросль" написана Фонвизиным в 1781 году. Через год поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины второй и Денису Ивановичу запретили публиковать свои произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.

В восемнадцатом веке недорослями называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетия. Считалось, что они еще "не доросли" до самостоятельной, взрослой жизни.

Таким недорослем был один из главных героев комедии – Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупого и ленивого маменькиного сыночка.

Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но матушка, госпожа Простакова, слепо любит сынка и ни за что на свете не готова отпустить его от себя. Она балует, во всем потакает ему. Потворствует его безделью. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого неуча-подростка.

Для Митрофанушки наняли преподавателей, но они ничему не научили его, потому что, учиться он не желал: "Не хочу учиться - хочу жениться". Впрочем, мать и не настаивает на занятиях: "Поди порезвись, Митрофанушка». Впрочем, такие учителя вряд ли научат ребенка уму-разуму. Об этом говорят их фамилии - Цыфиркин, отставной солдат, Кутейкин, недоучившийся семинарист и немец Вральман, который и вовсе оказался кучером.

Сын Простаковых никого не любит и не уважает. К отцу он относится пренебрежительно. Это очень ярко показано в сцене, где маменькин сынок жалеет родительницу из-за того, что та "....так устала, колотя батюшку". Прислуге Митрофан грубит, огрызается. Свою няню или мама он называет "старая хрычовка". Над учителями и крепостными издевается. Ни во что не ставит наш герой и родную мать. Не трогают его сердце никакие заботы. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: "Вить здесь река близко. Нырну, так и поминай как звали." А на вопрос о том, что же плохого снилось ночью, отвечает: "Да то ты, матушка, то батюшка.".

Ко всем перечисленным дурным качествам Митрофана можно добавить трусость и раболепие перед сильным противником. Он униженно просит пощады, когда срывается попытка насильно отвести Софью под венец, и по приказу Стародума покорно соглашается идти служить.

Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки присущие дворянству того времени. Это невежество и тупость, жадность и лень. Одновременно замашки тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает много примеров недорослей, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.

Несколько интересных сочинений

    Начнем с того, что многие любят говорить такую фразу, как: Талантливый человек талантлив во всем. На данном этапе развития, можно не согласиться с эти мнением.

  • Образ и харктеристика Дориана Грея из романа Оскара Уайльда

    Главным персонажем произведения является юный парень по имени Дориан. Внешне он был схож с ангелом, имел миловидное лицо, он просто прекрасен. У Дорина голубые глаза и бледное лицо.

  • Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака сочинение

    В книге «Сотников» - два главных героя, Сотников и Рыбак. В них много общего, они оба – храбрые и смелые войны, оба на фронте с первых дней войны

  • Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

    В пословицах концентрируется народная мудрость - наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

  • Сочинение Выдающаяся личность Юрий Гагарин

    Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза