Владимир Мулявин. "Я человек скромный" (13 фото)

Наверняка многие из вас в свое время слушали ансамбль «Песняры». А что вам известно о его основателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты — обо всем этом вы узнаете в статье.

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость – появился на свет сын Володя. Это 2-й ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи работал на крупнейшем заводе Зауралья – «Уралмаше» — рабочим. Работа была трудной, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самых ранних лет. Мать была швеей. Большого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, однако с приходом к власти Советов их, как и большинство купцов, раскулачили.

Невзирая на то что у Георгия и Акулины было уже 3-е детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая круглосуточно. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть таким способом облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин любил слушать музыку, понимал ее, поэтому ему удалось освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и остальные инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, соответственно концерты на гитаре и балалайке проводились дома, во дворе. Когда Володя смог посмотреть оперу «Травиата», он был до такой степени впечатлен увиденным, что это, наверное, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Можно считать огромным везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, закончившим Институт культуры в Харькове. Это был прекрасный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, порой не замечая времени, работали по несколько часов день.

Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, став его студентом в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра музыкальных инструментах – все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовый коллектив. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в Советском Союзе не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, однако все же со временем он был восстановлен в училище.

Учеба закончена, желаний и устремлений куча, душа требует полета! И без копейки в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Наверное, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал группу, в которой выступал как эстрадный артист – играл на гитаре. К тому моменту он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах были задействованы оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в оригинальном жанре художественного свиста. В 1961 году в молодой семье появляется на свет первенец – дочь Марина.

В начале шестидесятых годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году перебирается в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разнообразную, однако интересы его все больше склонялись к народной. Его привлекал фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Проживая в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, соответственно Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его забрали в армию. Службу проходил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, так как он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии сформирован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все сложилось) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые позднее вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они давали концерты в Доме офицеров, выступали на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у парней не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, однако не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не мыслей не было. Однако как-то раз их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно нужно петь, имея такие данные. Может быть, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Поначалу они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть отдельным коллективом. В то время их ряды пополнил брат Владимира – Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября семидесятого года и сменил название на «Песняры», так как название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского языка — «певцы», «поэты», «сказители») они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их деятельностью.

Ансамбль много ездил с гастролями по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано примерно 150 песен. Мулявину была не по душе эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика привлекала, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, иметь представление о том, что они пели.

В семидесятом году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, так как руководство заявляло, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, броские костюмы – все не как у всех. Мулявин вынужден был доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» исполнили забытую белорусскую народную песню «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая публику. Группа просто произвела фурор.

После конкурса они стали известными на всю страну. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их начали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные почитатели даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

В 1973 году коллектив был на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала выступления с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о гибели брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было очень тяжело. Зал был полон, публика ждала, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он лишь играл на гитаре. В скором времени еще одно горе постигло Мулявина: скончалась сестра Наташа.

В 1970-х ансамбль приобретает в Советском Союзе все большую популярность, его начали сравнивать с «Битлз», стали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала очень известной.

Глядя на такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя были люди, которые очень скептически относились к заказным песням. Многие даже думали, что «Березовый сок» и «Молодость моя – Белоруссия» — это переработки народных песен, хотя придуманы они были по заказу.

Владимир Мулявин использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, просил для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, однако в творчестве был верен своим принципам: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и заявлял: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за рубеж. Попасть на гастроли за границу в то время было довольно сложно, почти невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в США. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из СССР.

Так как ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они лишь на белорусском языке, однако Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого продолжительное время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были наиболее гастролирующей группой в Советском Союзе.

Мулявин Владимир был прекрасным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, однако музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, замечал любые неточности. К себе был довольно требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не любил фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к публике, требовал отдачи от артистов, а публика платила за это любовью. И когда слушатели вставали, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для коллектива искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, звал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в коллективе появились Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось примерно 50 музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Спустя 10 лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в США. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в США, начал там свой бизнес. Позже он виделся во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, однако разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и создатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Это был сложный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально довольно тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал свыше 10-ти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск ему удалось записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в РФ и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыканты вынуждены были даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин («Песняры») не бездействовал, писал руководству и очень резко, за что его отстранили от управления коллективом, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение алкоголем. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист коллектива). Когда дело дошло до главы государства Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из коллектива, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не получилось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Со временем он набрал новый состав группы, и юбилей в 30 лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на «Аллее славы» заложена звезда Мулявина. В 2001 году он был удостоен ордена Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Кармальская гастролировала вместе с супругом, хотя с ребенком это было совсем не легко. Музыканты получали не так уж и много денег, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для коллектива Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, корила всех. Володю она с нежностью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на выступлениях.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце совместно с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был в действительности, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать лишь она.

В 1975 году появился на свет второй ребенок в семье Володи и Лизы – сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах супруга, Лиза подала на развод.

Второй супругой музыканта была Светлана Слизская. В браке появилась на свет дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с супругом не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, супруги разошлись в 1981 году. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках картины «Хождение по мукам» знакомится будущая пара — Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. Они узаконили свои отношения в 1981 году. Спустя год появился на свет второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием ребенка. Валерий получил музыкальное образование, однако не захотел связать свою жизнь с музыкой, начал работать с компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что коллектив распался. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, несмотря на жто, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе двадцать лет.

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя машиной, попал в серьезное ДТП на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил довольно тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он был в Минске, затем его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как отмечали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была супруга – Светлана Пенкина.

8 месяцев боролись медики за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимир Георгиевич Мулявин ушел из жизни. Прощание с ним в Москве прошло 27 января, а в Минске – 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в городе Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, а в Белоруссии выпущена марка в его честь.

26 января 2003 года из жизни ушёл известный советский исполнитель и музыкант Владимир Георгиевич Мулявин. Почти год 62-летний артист боролся за свою жизнь, но полученные раннее травмы не позволили ему восстановить здоровье.

Певец родился 12 января 1941 в Свердловске. С юности Владимир увлекся музыкой и особенно игрой на гитаре. Окончив среднюю школу, он поступает в музыкальное училище имени П. И. Чайковского на отделение струнных инструментов. Будущий артист полностью посвящает себя искусству и реализации своих планов и совсем забывает про учебу. Мулявин не видит смысла продолжать обучение и отчисляется из училища. Вскоре юноша увлекается джазом, который в будущем нашел свое отражение в его творчестве.

В поисках признания Владимир отправляется колесить по России и пробует обосноваться в таких городах, как Тюмень, Томск, Оренбург и других. Одновременно с этим он работает в областных филармониях, ведет различные концерты и праздники. С 1965 Владимир поступает на военную службу, где создает свой собственный вокальный квартет и организовывает выступления ансамбля Белорусского военного округа. Народный кружок позволил ему проявить себя и обзавестись первыми поклонниками его творчества. По возвращении со службы Мулявин устраивается работать в Белорусскую филармонию, где вскоре становится участником вокально-инструментального ансамбля «Лявоны». Уже через два года Владимир становится руководителем кружка и принимает решение сменить название на «Песняры». Народный коллектив быстро набирал популярность, как в Белоруссии, там и в других станах СНГ. Артисты гастролировали по всему СССР и вскоре стали лауреатами многих конкурсов и фестивалей. Помимо отечественного признания, «Песняры» заполучили всемирную известность и неоднократно выступали в Европе, США и Кубе. Несмотря на мировую славу, народный ансамбль «Песняры» записывали свои пластинки и репетировали выступления в маленькой, обшарпанной комнатке в Минске. Мулявин неоднократно признавался друзьям, что очень устал от такой жизни, надоело еле сводить концы с концами.

14 мая 2002 года артист попал в страшную автомобильную катастрофу, во время которой получил множество серьезных травм, таких как повреждение спинного мозга, дисфункция тазовых органов, закрытый перелом шестого позвонка и другие. Певец был экстренно госпитализирован в Москву, где лучшие советские врачи боролись за его здоровье. Сам Мулявин тоже мечтал о скорейшем выздоровлении и о возвращении в родной коллектив. Реабилитация проходила тяжело, исполнителю приходилось заново учиться сидеть, стоять, двигать руками. Несмотря на всевозможные старания медиков 26 января 2003 года Владимир Мулявин скончался. Прощание с любимым артистом проходило в двух городах – Москве и Минске. Похоронен певец в последнем на Восточном кладбище.

3804 Просмотров

Мулявин Владимир Георгиевич (1941-2003) – белорусский музыкант, гитарист, аранжировщик, композитор, певец эстрады. С 1970 года был художественным руководителем ВИА «Песняры», эту группу называют явлением в мире музыки, аналогов у неё не было ни до, ни после. Спустя почти полвека многие музыкальные композиции «Песняров» до сих пор пользуются огромной популярностью: «Беловежская пуща», «Вологда», «Берёзовый сок», «Я всё тот же». В 1991 году Мулявину было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.

Детство

До революции его дедушка с бабушкой были зажиточными сибирскими купцами с хорошим образованием и своими продуктовыми магазинами. Но советская власть предков раскулачила, и уже отец Владимира, Мулявин Георгий Арсеньевич, трудился на строительстве завода «Уралмаш» обыкновенным разнорабочим. У него были хорошие музыкальные способности, Георгий здорово играл на гитаре. Но он оставил семью, ушёл к другой женщине.

Мама, Акулина Сергеевна, воспитывала сама троих детей, у Владимира ещё были брат Валерий и сестра Наташа. Жили в тесном бараке. Мать трудилась в швейном цеху, её маленькой зарплаты не хватало, и, чтобы прокормить семью, она постоянно где-то подрабатывала. Дети практически не видели её дома, росли самостоятельными.

У Владимира музыкальный талант стал проявляться ещё в раннем детстве, сказались отцовские гены. Да и сам Георгий Арсеньевич, пока не ушёл из семьи, любил обучать детей музыке. Когда маленький Володя побывал в театре на опере «Травиата», долгое время ходил потом потрясённый и восхищённый увиденным представлением.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик стал осваивать музыкальные инструменты, сам научился играть на балалайке и гитаре. Музыкальная школа была платная, а лишних денег в семье не было, поэтому Мулявин занимался в детском секторе в Доме культуры Сталина со струнным оркестром.

Руководителем в кружке работал бывший политический заключённый Навроцкий Александр Иванович, в своё время он окончил Институт культуры в Харькове и был очень талантливым педагогом. С детьми он проходил ту же самую программу, которую преподавали в музыкальной школе, Навроцкий учил их пению, нотной грамоте, дирижированию. Педагог сразу же оценил музыкальный талант Мулявина, как только мальчик впервые сыграл ему на балалайке. Именно здесь пропадал Володя после школьных уроков и до позднего вечера.

Образование

Мама только была недовольна его увлечением, говорила: «Шёл бы лучше работать. Сколько можно брынчать на гитаре?» И Владимир её послушал, начал подрабатывать, но всё равно с гитарой в руках. Он играл на улице у подъездов и в переходах, в лесу возле костров и в поездах.

Кроме гитары и балалайки подросток освоил ещё несколько струнных инструментов. А на своих импровизированных концертах выкладывался по полной программе. Пассажирам и прохожим нравилась такая отдача юного артиста, и Владимир получал щедрые вознаграждения. Домой парнишка возвращался с полными сумками продуктов, купленных на первые гонорары.

В 1956 году Мулявин окончил восьмилетнюю школу и продолжил учёбу в свердловском музыкальном училище. Он поступил на отделение струнных инструментов по классу гитары. Преподаватели сразу обратили внимание на талантливого и бойкого парня.

Одновременно с учёбой Мулявин играл в оркестре народных инструментов, который собрал из своих учеников Александр Иванович Навроцкий. Владимиру досталась партия контрабаса, и он сам писал для себя партитуры, хотя для всех остальных участников оркестра их разрабатывал руководитель.

Вскоре Володя решил заняться современной музыкой, сильно увлекал его джаз. С ребятами из училища он создал группу, но руководители учебного заведения отчислили парней за «подражание западной музыке».

Тогда Владимир вместе с братом поехал в соседнюю Челябинскую область и предпринял попытку поступить в музыкальное училище Магнитогорска, но провалил экзамен по литературе. Вернувшись в Свердловск, узнал, что его восстановили в училище, походатайствовал первый наставник Навроцкий. Но через два месяца у Володи пропала вся тяга к учёбе, и он сам забрал документы из учебного заведения.

Начало эстрадного пути

Несмотря на неоконченное музыкальное образование, в 1958 году Мулявина с охотой приняли в Тюмени в областное концертно-эстрадное бюро в качестве артиста-инструменталиста. В течение следующих пяти лет ему довелось работать в филармониях многих городов: Томск, Петрозаводск, Кемерово, Оренбург, Чита, Минск. В родном Свердловске во Дворце культуры при заводе «Уралмаш» он играл в Неаполитанском ансамбле.

Когда Владимира призвали в армию, он попал служить под Минск, где в роте сразу же создал вокальный квартет, а потом участвовал в организации ансамбля Белорусского военного округа.

Окончив службу, получил приглашение от Белорусской государственной филармонии работать гитаристом в коллективе Юрия Антонова. В 1968 году Владимир со своим братом Валерием и ещё четырьмя участниками создали при филармонии аккомпанирующую группу «Лявоны», которая выступала с певицей Нелли Богуславской.

«Песняры»

В сентябре 1969 года группа «Лявоны» получила право выступать с собственными программами и называться вокально-инструментальным ансамблем. Мулявин стал художественным руководителем коллектива.

Спустя год они отправились на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, но им посоветовали сменить название. Здесь они впервые выступили как «Песняры» и заняли второе место, которое разделили с певцом Львом Лещенко. В этом же году «Песняры» победили в Москве на Всесоюзном конкурсе политической песни.

Популярность группы была сумасшедшей.

  • 1971 – выпустили первый виниловый диск и оправились за границу в польский город Сопот на Международный фестиваль песни.
  • 1973 – победа на Всесоюзном конкурсе советской песни.
  • 1976 – «Песняры» стали первым советским ансамблем, который отправился на гастроли в США. На следующее утро в американской прессе написали: «Эта группа заслужила, чтобы им аплодировали стоя».
  • 1977 – за активную пропаганду патриотических песен среди молодёжи коллектив награждён премией Ленинского комсомола.
  • 1979 – всем участникам ВИА «Песняры» присвоено звание Заслуженных артистов Белорусской ССР, а Владимиру Мулявину – Народного артиста.

Мулявин никогда не забывал свою родину, на Урале «Песняры» гастролировали чаще всего. Но и Белоруссию Владимир полюбил всей душой, их народного классика Янку Купалу музыкант просто боготворил. Когда ему было грустно на душе, брал томик стихов поэта и искал в них ответы на свои вопросы. По творчеству Купалы Мулявин создал несколько концертных программ.

Он был невероятно требовательным к участникам коллектива, но в противном случае и не получился бы такой уникальный ансамбль, которому нет аналогов. Ещё более требовательным он был к себе. Если написанную им песню на первом концерте слушатели воспринимали вяло, то Мулявин сразу же рвал ноты и не вспоминал больше об этом произведении.

На Аллее Славы в Москве заложена звезда Владимира Мулявина. А Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2001 году вручил музыканту высшую в стране награду – орден Франциска Скорины.

ВИА «Песняры» признан одним из наибольших культурных достижений Белоруссии ХХ века.

Личная жизнь

Первый раз Владимир женился в восемнадцать лет. Его супругой стала очень красивая женщина Лидия Кармальская. Она была старше Мулявина на три года, выступала на эстраде в необычном жанре – художественный свист. В браке родилось двое детей – дочь Марина (1961) и сын Владимир (1974). Но вскоре после рождения мальчика супруги развелись, так как у Мулявина завязался новый роман.


Владимир Мулявин и его первая жена – Лидия Кармальская

В 1975 году он женился второй раз на актрисе Светлане Слизской. В 1976 году у них родилась дочь Ольга. Но этот брак оказался ещё менее продолжительным, чем первый.

В 1981 году Владимир третий раз скрепил себя узами брака с актрисой Светланой Пенкиной, известной зрителям по главным ролям в советских фильмах «Хождение по мукам» и «Берегите женщин». Супруги прожили вместе более двадцати лет, в 1982 году у них родился мальчик, которому дали имя Валерий в честь трагически погибшего родного брата Мулявина.

Сын Владимир от первого брака был очень похож на отца внешне и также стал музыкантом. Но его музыкальный жизненный путь переплёлся с криминальным. Он получил тюремный срок за распространение наркотиков, умер в заключении в 2006 году.

Авария, болезнь и смерть

14 мая 2002 года Владимир попал в автомобильную катастрофу, в результате которой получил травму позвоночника и оказался прикованным к постели. Реабилитацию проходил в Минске, потом при содействии Иосифа Кобзона был переведён в Москву в клинику Бурденко. Очень мечтал встать на ноги и вернуться на сцену. Но, несмотря на все старания медиков, 26 января 2003 года Владимир ушёл из жизни. Любители его творчества прощались с ним в Москве, и по просьбе огромного количества людей – в Минске. Похоронили музыканта на Восточном кладбище города Минска.

Осенью 2014 года на родине Владимира в городе Екатеринбурге был открыт памятник «белорусскому песняру с сибирскою душою». Монумент Мулявину установили и в Минске возле филармонии, в которой он проработал более 40 лет.

26 января исполняется 15 лет со дня смерти основателя ВИА «Песняры» народного артиста СССР Владимира Мулявина. Он в 2003-м, но по-прежнему интересен публике. О нем пишут книги, снимают фильмы, ему посвящают спектакли, поклонники и знатоки спорят на форумах.

Воспоминаниями о своем отце с Naviny . by поделится сын «песняра» Валерий Мулявин .

Валерий Мулявин

- Можете рассказать, с какого момента детства помните своего отца?

Давно готовился к этому вопросу, многое вспоминал, но вот такой яркой вспышки, когда я вдруг впервые осознал, что вот он, мой папа, наверное, не было. У меня ощущение, что родители рядом, видимо, с момента рождения. Как и ощущение, что я окружен их безусловной любовью.

А вообще отец подарил мне весь мир, мы много путешествовали. Только три раза он не взял меня на гастроли: в Африку, Монголию и Северную Корею. Из-за гастролей приходилось сдавать что-то вроде зачетов. Я учился в школе с углубленным изучением иностранных языков и еще в музыкальную школу ходил по классу фортепиано. Правда, на гастролях всегда просил у Володи Беляева разрешения поиграть на барабанах. Он уходил на антракт, отдавал мне палочки, я садился за барабанную установку. Публика недоумевала: барабанщик ушел, а звук есть. Меня тогда совсем маленького за барабанами не было видно.

- Но музыку своей профессией не выбрали…

Признаюсь, что меня даже заставляли родители ходить в музыкальную школу. Мне хотелось к мальчишкам во двор и поиграть в футбол. Папа говорил, что даже если не стану музыкантом, то потом буду ему благодарен за то, что научился. И он оказался прав, я действительно благодарен отцу за то, что он научил не только слушать музыку, но и самому музицировать. Я также благодарен родителям, что они не навязывали мне выбор профессии, предоставив свободу.

- Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, кем вы работаете.

Работаю арт-директором, занимаюсь организацией шоу.

Но вернемся в детство. Летом «Песняры» выступали в курортных городах СССР, брали с собой семьи, и так получалось совмещать работу и отдых. Вы дружили с детьми других музыкантов?

Конечно, дети иногда вместе собирались, играли. Но все же артисты больше времени старались проводить именно со своими семьями. Удивительным образом сохранилась дружба со взрослыми, и сейчас я общаюсь с папиными коллегами: Анатолием Кашепаровым, Леонидом Борткевичем, Олегом Молчаном, Вадимом Косенко, Валерием Скороженком, Вячеславом Шараповым.

Владимир Мулявин (в центре), Анатолий Кашепаров (справа) в Америке в гостях у Леонида Борткевича (слева)

Немало читая о вашем отце, общаясь с музыкантами из «Песняров» и другими артистами, я так и не могу составить некий целостный портрет.

И вряд ли получится, потому что отец был разный. Мягкий, добрый, щедрый - в кругу семьи и с друзьями. Жесткий, требовательный - на работе. Со стороны иногда казалось, что «Песняры» - это хорошо дисциплинированная семья. В творчестве он был чрезвычайно требователен и к себе, и к коллегам. Не было такого, чтобы он сказал, мол, доволен на сто процентов. И даже его отношение к собственным песням: если публика не принимает на двух-трех концертах, они безжалостно исключались из репертуара. Хотя, возможно, с ними чуть поработать - и было бы отлично. Он знал, что напишет другие, лучшие…

- Практически на всех фотографиях Владимир Георгиевич с сигаретой. Как мне кажется, это не навредило голосу…

Открою секрет: папа не курил в затяжку. Небольшой период времени он увлекся трубкой - помню очень приятный запах табака с разными вкусовыми добавками. Но ему быстро надоело чистить и набивать трубку. У отца были удивительные данные от природы. Все певцы боятся простудиться, у папы был утренний ритуал: большая чашка молока из холодильника. Вокалистам нельзя семечки, но мы очень часто по вечерам щелкали их дома.

- Еще один непростой вопрос: 1998 год, кризис в «Песнярах». Каким вы запомнили отца в то время?

Момент был тяжелый, что касается коллектива и человеческих отношений с бывшими коллегами. Папа перенес все это очень достойно и мудро. Я им горжусь.

В разных интервью не раз обсуждался вопрос, кто после аварии приходил в больницу к вашему отцу, кто не приходил. Есть такая устойчивая версия, что посетителей фильтровала ваша мама.

На самом деле все решали врачи: можно или нельзя посещать пациента. Конечно, и сам пациент решает: кого он хочет видеть, кого нет. Мама во всех больницах была рядом с папой, после переезда в Москву на реабилитацию оставалась ночевать с ним в одной палате. Я тоже много времени проводил рядом, помогал отцу. И в Минске, и в Москве двери были открыты для всех, и навещали папу известные артисты, чиновники, спортсмены, друзья, священники.

В Минске, когда из НИИ травматологии его перевели в лечкомиссию, мы всегда выезжали на прогулки во дворик, где мы могли спокойно поговорить по душам.

Знаете, в таком состоянии, когда человек вынужден перемещаться в инвалидной коляске, многие впадают в уныние. Папа был оптимистом, он верил, что в худшем случае будет ходить с тростью, но вообще надеялся полностью восстановиться. Операция у него была сложная и многочасовая, тяжело выходил из наркоза. Самое трудное - это период реабилитации.

Владимир Мулявин с сыном Валерием и супругой Светланой Пенкиной в Музее кока-колы в Атланте

Операцию папе делали белорусские врачи и сделали ее очень грамотно. Но и травма очень серьезная. Мама и врачи искали лучшие варианты реабилитации, так мы оказались в Москве, сперва в обычной больнице, потом благодаря Иосифу Давыдовичу Кобзону - в центре нейрохирургии имени Бурденко. В то время там были самые лучшие условия для реабилитации после такой травмы.

Помню такой неприятный момент, когда перевозили папу из больницы. Его везли на носилках, а в это время подбегает папарацци и прямо в лицо тычет камерой. Так ему хотелось сделать эту подлую фотографию. Любого человека, в том числе известно, фотографировать на больничной койке - подло и бессердечно.

- Были ли какие-то тревожные звоночки или смерть оказалась внезапной?

Да, были предвестники, папа лежал в реанимации из-за проблем с сердцем. А проблемы появились, потому что он давал себе очень большую нагрузку, он хотел быстрее встать на ноги. Поэтому можно сказать, что он истязал себя занятиями. В свой последний день рождения чувствовал себя хорошо.

Вечером 25 января у меня было предчувствие беды: я не находил себе места, очень плохо спал. С мамой договорились, что приду в больницу к 10 утра. Она позвонила рано утром и сказала: «Валера, приходи пораньше, папе плохо». Жаловаться - это не в традициях нашей семьи, и я понимал, что если это прозвучало, значит, очень плохо. Я шел и думал: только бы он был жив. Но когда я пришел, врачи подвели меня к маме, то понял, что папа умер.

Отец и сын Мулявины, по центру - Ричард Борткевич, сын Леонида Борткевича и Ольги Корбут

- Как прошли для вас эти 15 лет без отца?

Долго не мог смириться с его смертью. Я ведь и не прощался с ним ни в тот момент, когда сообщили, что он умер, ни во время отпевания и погребения. То есть физически я везде присутствовал, но сердце отказывалось верить в происходящее. Очень долго верил: он вернется. И только через несколько лет научился жить с этой потерей. Теперь мне кажется, что он где-то сверху, с других миров наблюдает за мной.

Мама пыталась пережить потерю, направив все силы на создание музея, организацию концертов в день рождения папы. Мама хлопотала и об открытии памятников папе. Тот, который на бульваре Мулявина, ведь тоже инициировала мама, она просто не успела довести дело до конца. Очень благодарен другу нашей семьи скульптору Александру Кострюкову, что на церемонии открытия памятника он вспомнил и маму.

Несколько лет подряд концерты в день рождения папы проводит Национальный академический народный оркестр Беларуси имени Иосифа Жиновича, и я хочу сказать спасибо всем музыкантам и руководителю коллектива народному артисту Беларуси Михаилу Антоновичу Козинцу.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина с Валерием Янкловичем - администратором Владимира Высоцкого

- Валерий, а у вас есть любимая песня из репертуара «Песняров», даже, думаю, правильно спросить, самая любимая.

Любимых очень много. Особо отмечу «Слуцкие ткачихи», благодаря этой песне я получил пятерку по белорусской литературе, и как-то запала она мне в душу.

Отец был таким локомотивом, который вел за собой публику, развивая ее музыкальный вкус, воспитывая на лучших образцах поэзии. К этому и мама приложила руку. Она тихонечко так, деликатно подкладывала папе книги. Хотя у него не было за плечами даже оконченного музыкального училища, он всегда тянулся к знаниям, всю жизнь занимался самообразованием.

Валерий, как вы относитесь к тому, что в том или ином виде существует несколько групп, использующих название «Песняры».

Кто и насколько правомерно использует название «Песняры»… Я не юрист и не эксперт в этой ситуации. Мое личное отношение такое: если исполняют песни отца, то чтобы не порочили его имя. И хочется, чтобы работали на достойном Мулявина уровне. В адрес БГА «Песняры» иногда высказывают претензию, что музыканты не то, что на одной сцене не стояли, что даже не видели живым моего отца. У меня иное отношение. Рад, что молодые ребята поют песни отца, а значит, они продолжают жить.

Я реалист и понимаю, что не все тинейджеры будут искать в интернете записи «Песняров» 1970-80-х годов. А придут на концерт нынешних «Песняров», таких же молодых ребят, и услышат папины песни. Папа оставил им большое музыкальное наследие, это песни и программы, которые стоит восстанавливать, но ребята создают и свою музыку в современной стилистике. Будь жив отец, он бы тоже создавал что-то новое.

Фото из личного архива Валерия Мулявина