Виды расизма. Современные формы расизма: языки описания, воспроизводства, противодействия

Концепция, которая базируется на утверждении об превосходстве одной расы над другими.

Что такое РАСИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Расизм – это система предрассудков которая построена на изначальном неравенстве между различными расами. Подобные расовые предрассудки часто включают в себя убеждения в том, что люди разных рас отличаются умственными или физическими способностями, наличием определенных моральных или культурных качеств и так далее.

Таким образом, можно сказать, что расизм – это вид дискриминации или угнетения доминантной расой по отношению к людям другой расы. Как правило, доминантная раса считает себя превосходящей остальные по ряду параметров, что якобы дает ей право на высокомерное отношение или даже подчинение представителей других рас. Само собой, что подобная идеология или концепция, является абсолютно антинаучной и опасной. История знает множество примеров, когда под влиянием расистских идей уничтожались или порабощались целые народы (рабство, нацизм).

Типы, виды и формы расизма.

Исходя из современной реальности, можно утверждать, что в мире существует огромное количество различных форм проявления расизма. Условно их можно поделить на три большие группы:

  • Биологический или научный расизм;
  • Индивидуальный расизм;
  • Институциональный расизм.

Биологический или научный расизм.

Данный вид расизма основывается на ранних научных заблуждениях, которые были сделаны учеными еще в начале 18-го века и получили популярность и влияние в середине 19-го века. Так используя подобные заблуждения, были попытки оправдать жестокость по отношению к негроидной расе. На основании измерений различных черепов представителей негроидной расы, строились теории о том, что именно они являются средним звеном между «белыми» людьми и шимпанзе. Естественно, что все это не выдерживает никакой критики, но такие взгляды были очень популярны в свое время.

Подобные идеи были настолько популярны, что даже Дарвин, который считал всех людей одним и тем же видом, отмечал, что некоторым расам присущи различия в умственных способностях. Что поделать, таковы были времена и такой была наука.

Также стоит отметить и вклад Жозефа Артюра де Гобино в развитие расизма. Ведь именно он является автором теории о существовании так называемой «арийской» расы, которая по его представлению занимала доминирующее место среди всех остальных. Подобные мысли были изложены в его работе «Очерк о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). И именно его идеи были взяты за основу при создании нацистской расовой политики Третьего рейха.

Индивидуальный расизм.

Данный вид проявления расизма может принимать следующие формы:

  • Расовые предрассудки – это личные мнения по поводу того или иного человека, основанные на его принадлежности к другой расе. К примеру, это может быть так: этот человек плохой, так как он является представителем другой расы. Подобные предрассудки зачастую формируются на основании социальных мнений или стереотипов.
  • Расовая дискриминация – это форма расизма при которой строится отношение к людям в зависимости от их расы. К примеру, на работу, могут просто не принимать чернокожих людей или отдавать предпочтение «белым», если есть выбор.
  • Обратная дискриминация. Это довольно неоднозначная форма расизма, которая может относится как к индивидуальному, так и к институциональному расизму. Суть заключается в том, что в качестве компенсации за прошлые «грехи» перед определенной расой, ее представителям отдается преимущество. Так к примеру работодатель может намеренно или из-за существующих квот предоставлять место представителю другой расы и игнорировать кандидатуры своей расы.
  • Расизм в отношении своей расы. Данный вид расизма возникает, когда внутри одной расы существует группа с некоторыми выраженными особенностями. К примеру более светлокожие представители негроидной расы могут испытывать чувство собственного превосходства над более темнокожими.

Расизм и его социальные корни

Психологические причины проявления расизма

Наличие объективных социологических причин возникновения ненависти, вражды к другим этносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разные люди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говорить о наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих его склонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.

Психика устроена таким образом, что для того, чтобы уважать себя, чувствовать себя спокойно и достойно, большинство людей вынуждено не замечать некоторую часть своих свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которые обладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традиции аналитической психологии принято называть «тенью».

Не замечая собственные неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят их внешние объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «люди злы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «он меня ненавидит».

Психический механизм здесь следующий: психика, как правило, распространяет себя и свои свойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек «естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемый дальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я не такой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следует вытеснение -- в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человек продолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.

«Примитивная личность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует как примитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, поскольку его сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшие конфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечто чуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцы становятся жертвами теневой проекции.

В стране объектами теневой проекции становятся национальные меньшинства. Очевидно, что благодаря расовым и этническим особенностям, и тем более при наличии иного цвета кожи, национальные меньшинства наиболее подходят для теневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемы национальных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный. Однако все варианты имеют одну общую особенность--раскол в структуре коллективной психики.

Роль чужаков, которую в прежнее время выполняли военнопленные и потерпвшие кораблекрушение мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один и тот же принцип определяет отношение к религиозным меньшинствам во всех религиях» (Эрих Нойман).

«Чужак как объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психической энергетике. Тень -- чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная, противоположная точка зрения, оказывающая губительное воздействие на нашу сознательную установку и чувство безопасности -- может быть экстериоризирована и затем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагами народа по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями, уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национального мировоззрения» (Нойман).

Действия такого человека является неосознаваемыми. До сих пор проблема Тени проявляет себя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, на которые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер, озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специального образования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртого класса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показали результат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценки прогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык «умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числа школьников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственно отсталых, их 32%.

С точки зрения аналитической психологии «Коллектив будет стремиться к своему освобождению с помощью «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувство вины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления в сознании».

Например, в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германия наконец-то сможет восстановить былое величие, которое было потеряно в результате проигрыша в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших, что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущую судьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5% территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек, из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% ее производственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железной руды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почти весь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожных вагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальная комиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию на сумму 20 млрд. золотых марок.

Но при всей тяжести экономических последствий Версальского договора не они повлияли на дальнейшую судьбу Веймарской республики, а то, что в Германии возобладало чувство унижения, которое способствовало появлению настроений национализма и реваншизма. В Версале британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж пророчески заявил, что главная опасность заключаемого договора в том, что «мы толкаем массы в объятия экстремистов».

«Любая война может состояться только при условии превращения врага в носителя теневой проекции. Поэтому страсть и радость участия в военном конфликте, без которых невозможно заставить ни одного человека участвовать в войне, проистекают из удовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны служат коррелятом старой этики, поскольку в них зримо проявляется активизация бессознательной, теневой стороны коллектива» (Нойман).

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Девиантное поведение подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков...

Неудивительно, что прямые политические выводы из расистских концепций были сделаны именно в Германии. Подобные концепции очень пришлись ко двору самым агрессивным, империалистическим кругам этой страны - милитаристам и колониалистам...

Критика существующих расовых доктрин с позиций Концепции Общественной Безопасности

Научную несостоятельность расистской концепции давно видели все бoлee добросовестные ученые - и антропологи-натуралисты и историки-этнографы. Расистские бредни едко высмеивал Н. Г. Чернышевский...

Культура, как фактор социальных изменений

Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов. Один из основных компонентов культуры - обычай, как сложившаяся форма регуляции массового поведения...

Насилие в молодой семье: социологический анализ (региональный аспект)

Насилие - неотъемлемая часть бытия на протяжении всего развития человеческого сообщества. И сегодня различные формы его проявления можно встретить во всех уголках мира. Ежегодно от насилия на планете погибает более полумиллиона людей...

Проблема отказов от детей

До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка...

В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16--18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии...

Расизм и его социальные корни

В первой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствии обострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами - приверженцами освобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции...

Расизм и его социальные корни

Жозеф Артюр де Гобино (1816--1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том...

Расизм и его социальные корни

Ряд этологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции -- агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам...

Расово-антропологическая школа в социологии

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX--XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались...

Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье

Семейные разногласия является естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами...

Социальные и психологические причины наркотизации общества

Среди психологических факторов, влияющих на наркотизацию общества можно выделить следующие: Личностная незрелость в семейной и общественной жизни, узкий круг интересов, асоциальные увлечения, низкие духовные запросы...

Социальные факторы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Реальный масштаб насилия в семье возможно никогда не будет точно известен, но очевидно, что подобный тип насилия является частью динамики многих семейных конфликтов как в развитых, так и в развивающихся странах. Исследования...

Понятие расизма

Определение 1

Под расизмом понимают дискриминация по расовому признаку, то есть по отличительным признакам расы человека.

Расизм является широко распространенным явлением на территории всех государств мира. Он связан с тем, что все люди делятся на расы, которые далеко не всегда положительно относятся друг к другу. Люди отличаются по цвету кожи, морфологическим и физиологическим признакам, в силу климатических условий, в которых они проживают и так далее. Всё это вызывает негативное отношение у определенного меньшинства, которые считают свою расу самой лучшей, а другие расы отстающими.

В основе российских воззрений лежат антинаучные учения, заявляющие, что люди разных рас генетически различны, в том числе отличаются по таким признакам, как харизма, лидерство, чувство юмора, характер и так далее. Несмотря на анти научность данных учений, они оказали значительное влияние на развитие истории и культуры многих государств.

Существует и более широкое понятие расизма. Например, расизм рассматривают в качестве идеологии о разделении людей на определенной категории или группы, именуемые расами, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими. На практике расовая дискриминация заключается в том, что, как минимум, нарушаются права и свободы человека и гражданина, а как максимум - совершаются преступления по признакам расовой ненависти.

Виды расизма

Несмотря на специфичность данного явления, существуют различные его виды:

  • мягкий;
  • этноцентризм;
  • символический расизм;
  • биологический расизм.

Мягкий расизм характеризуется тем, что представители разных рас могут общаться друг с другом, быть соседями, одноклассниками и даже супругами. Между расами имеются тесные связи, даже, несмотря на неприязненные отношения.

Биологический расизм представляет себя учение о том, что определенные категории лиц не имеют права жить в какой-либо стране, так как они не являются уроженцами данной страны. При этом они наделяются более низкими интеллектуальными способностями, расисты верят в то, что различия между ними являются врожденными и передаются генетически. Как правило, его представители выступают против заключения браков между различными расами. Также пытаются отделить отдельные категории населения путем ограничений в различных сферах, сегрегацией.

Символический расизм предполагает тот факт, что у иммигрантов нет никаких прав и свобод, в том числе политических и социальных. Позитивно его представители относятся только к местному населению, к мигрантам же отсутствует толерантное отношение, кроме тех случаев, если они соответствуют своим поведением местным устоям. Нередко именно в сфере данного расизма возникают утверждения о том, что расисты представляют опасность для общества и его культуры, а также жалобы о том, что приезжие получают больше прав и свобод, чем коренные жители.

И, наконец, этноцентризм направлен на сохранение у коренных народов образа жизни. Его представители убеждены в том, что коренные жители ведут себя положительно и пристойно, в то же время у властей имеются основания для того, чтобы депортировать всех приезжих, и эти инструменты должны применяться. Однако применение силы принуждения государства осуществляется лишь тогда, когда мигранты недостойно себя ведут.

Замечание 1

Интересным является тот факт, что такие термины, как раса, этнос и этничность в каждой стране имеют своё собственное значение. Так или иначе, указанная терминология затрагивает расовую принадлежность.

Формы расизма

Сегодня выделяют не только виды расизма , но и его формы. Например, выделяют следующие формы:

  • Примордиалистские;
  • Эссенциалистские.

Указанные формы выступают в качестве концепций расизма, сложившихся достаточно давно, однако в XX веке стали пересматриваться. Такая позиция связана с изменениями в социальной и культурной среде. В частности, было установлено отсутствие связи между культурой, расой, этничностью. Подобная позиция имеет место постольку, поскольку человек легко способен переходить из одной культуры в другую. Человек выступает в качестве самостоятельного и активного объекта в силу первого подхода. Однако нередко дискриминация наступает, в том числе по признаку культуры.

Для России характерна вторая точка зрения. В частности, в период существования СССР здесь долгое время была политизирована этничность, в том числе в сфере преступности. В связи с этим некоторые авторы выделяют так называемые криминогенные народы. В частности, некоторым народам приписывается свойство совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом негативное отношение направлено не на конкретных преступников, которые совершают преступления, а на весь народ, к которому принадлежит преступник. Сторонники данной концепции считают, что на поведение людей оказывает влияние культура, которая диктует ему определенную модель поведения.

Замечание 2

На сегодняшний день, очевидно, что для преодоления всех указанных видов расизма необходимо формирование твердой гражданской позиции в обществе, требуется воспитывать толерантность, расширять кругозор молодёжи, отказываться от всех не научных исследований.

В последнее время американские антропологи выступают за тот факт, что никаких рас не существует. С другой стороны, такая реакция рассматривается в качестве реакции на длительное господство в США представления о разделении на расы. От дискриминации страдали, прежде всего, афроамериканцы.

На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что расы существуют. В этом нет ничего зазорного. Расизм начинается тогда, когда какую-либо расу объявляют господствующей, а остальные низшие. Все люди равны в своих правах и свободах, несут равные обязанности, какая-либо дискриминация в данной сфере недопустима.

В некоторых случаях главенствующим объявляется какая-либо конкретная раса, в других случаях делается указания на конкретный народ, однако национальные группы постоянно смешиваются друг с другом, и разделить их по каким-либо признакам на сегодняшний день невозможно.

Расизм - психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных, человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о допустимости и необходимости господства «высших» рас над «низшими». Расизм и национализм взаимосвязаны. Абсолютизируя второстепенные внешние наследственные признаки той или иной расы (цвет кожи, волос, строение головы и т. д.), идеологи расизма игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека (функции мозга, нервной системы, психологическую организацию и др.), которые одинаковы у всех людей.

Современный расизм - порождение капиталистической эпохи. Он имеет свою предысторию, уходящую в прошлое человечества. Идея врожденной неполноценности отдельных человеческих групп, составляющая суть современных расистских представлений, возникла уже в древнейших классовых обществах, хотя выражалась в иной форме, чем в 20 в. Так, в Древнем Египте общественное неравенство рабов и их владельцев объяснялось принадлежностью к разным породам людей. В Древней Греции и Древнем Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физической силой в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. В средние века феодалами культивировались взгляды о «кровном» превосходстве дворян над чернью, имели широкое хождение понятия «голубая кровь», «белая» и «черная кость».

Уже в 16 в. испанские завоеватели Америки для оправдания варварской жестокости по отношению к индейцам выдвинули «теорию» о неполноценности «краснокожих», которые были объявлены «низшей расой». Расистские теории оправдывали агрессию, захват чужих территорий, безжалостное истребление народов колоний и зависимых стран. Расизм выступил как важнейшее идеологическое оружие в борьбе против покоренных народов. Военно-техническое и организационно-политическое преимущество европейских стран и США обусловило появление у колонизаторов чувства превосходства над порабощенными народами, представителями негроидной или монголоидной расы, чаще всего оно принимало форму расового превосходства. Что касается африканцев, то лишь в конце 18 в. - начале 19 в., когда шла борьба за запрещение работорговли, была создана теория о их неполноценности по сравнению с европейцами. Она была нужна сторонникам рабства и работорговли для того, чтобы обосновать законность дальнейшего существования работорговли. До этого к африканцам в целом не относились как к низшей расе.

В 1853 г. французский аристократ граф Жозеф Артюр Гобино, дипломат и публицист, опубликовал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался установить своего рода иерархию народов, населяющих нашу планету. Низшей расой Гобино считал «черную», несколько более развитой - «желтую», а высшей и единственно способной к прогрессу - «белую» расу, в особенности ее элиту - арийскую, светловолосых и голубоглазых. Среди арийцев на первое место Гобино ставил германцев. Они, по его мнению, создали настоящую славу Рима, ряд государств в новой Европе, в том числе Русь. Теория Гобино, где отождествлялись расы и языковые группы, стала основой многих расистских теорий.

В эпоху империализма сформировалась теория противоположности Запада и Востока: о превосходстве народов Европы и Северной Америки и отсталости стран Азии и Африки, об исторической неизбежности для последних находиться под руководством «цивилизованного Запада». После первой мировой войны в Германии приобрел популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной, или «нордической», расы, якобы генетически связанной с народами, говорящими на германских языках. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. Фашистская доктрина получила распространение в Италии, Венгрии, Испании, Франции, Нидерландах и других странах. Расизм оправдывал агрессивные войны, массовые уничтожения людей. Во время второй мировой войны гитлеровскими расистами было запланировано и начато уничтожение (геноцид) определенных наций, согласно расистским теориям фашизма считавшихся неполноценными, например евреев, поляков.

Равенство народов и рас было провозглашено и закреплено в документах ООН. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека (1948). После разгрома фашизма расизму был нанесен сокрушительный удар. ЮНЕСКО неоднократно принимало декларации о расах и расовых предрассудках.

Существуют две исторические разновидности расизма: добуржуазный и буржуазный. Основными формами первого были биологический расизм (противопоставлялись различные народы по их происхождению, внешнему виду и строению) и феодально-клерикальный (противопоставление шло по религиозным воззрениям). При капитализме возникает буржуазный расизм. Сюда относятся: англосаксонский (Великобритания), антисиметизм, неонацизм, антибелый расизм («расизм наоборот», негритюд), общинный расизм и др. Каждая из вышеуказанных форм расизма может распространяться на представителей всех иных рас или иметь строгую направленность по отношению к конкретной расе. По степени и форме выражения расизм может быть открытым и грубым, прикрытым и утонченным.

Современный расизм многолик. Расисты выступают под разными вывесками и выдвигают различные программы. Их взгляды и убеждения имеют широкий спектр - от «либеральных» до фашистских. Разнохарактерны и конкретные проявления расизма - от линчеваний американских негров до создания расистскими идеологами изощренных доктрин, «обосновывающих» деление человечества на «высшие» и «низшие» расы. Сегрегация является одной из крайних форм расовой дискриминации в буржуазных государствах, она ограничивает человека в правах по расовой или национальной принадлежности. Сегрегация - это политика принудительного отделения негров, африканцев и «цветного» населения от белых. Она сохраняется в США, несмотря на формальный запрет, в Австралийском Союзе, где аборигены вынуждены жить в резервациях. Элементы сегрегации проявляются в настоящее время в некоторых странах Западной Европы по отношению к рабочим-иммигрантам - арабам, туркам, африканцам и др.

Одной из форм расизма является апартеид (апартхейд; на языке африкаанс - apartheid - раздельное проживание). Политика апартеида до последнего времени применялась в ЮАР, была официальной идеологией, образом мысли, поведения и действий. Проведение политики апартеида началось с принятия закона о регистрации населения (1950), который периодически оформлял принадлежность каждого гражданина страны, достигшего 16 лет, к той или иной расовой категории. Каждый житель получал удостоверение, в котором содержалось описание его примет и указывалась так называемая «этническая» (точнее, расовая) группа. Было предпринято составление реестра всего населения страны под эгидой социальной коллегии по расовой классификации. К 1950 г. был принят акт о расселении по группам. В соответствии с ним правительство имело право объявить любую территорию областью расселения какой-либо одной расовой группы. В 1959 г. принимается акт о предоставлении банту независимости (Билль о бантустанах). явившийся законченным юридическим оформлением апартеида. Создаются бантустаны, или «национальные отечества», для каждой из этнических групп коренного населения. Некоторые из банту станов объявлялись Преторией «независимыми государствами», хотя ни одна страна не признала официально подобную независимость.

Система апартеида лишала черное население ЮАР всех основных политических прав и свобод, в том числе свободы передвижения в своей собственной стране и права на квалифицированный труд, подвергала всем известным видам и формам расовой дискриминации, практически лишала доступа к образованию, культуре, медицинскому обслуживанию.

Во 2-й половине 80-х - начале 90-х гг. правительство ЮАР провело ряд реформ, направленных на ослабление режима апартеида. Отменялись законы, ограничивавшие свободу передвижения по стране (пропуска, миграционный контроль), вводился единый южноафриканский паспорт, разрешались деятельность профсоюзов черных, межрасовые браки, более того, исчез так называемый малый апартеид, т. е. проявление расизма в быту и повседневной жизни.

ЮАР подвергалась бойкоту и санкциям, рекомендованным ООН, как странами третьего мира, так и западными демократиями. Однако в 1989-1991 гг. ситуация кардинальным образом изменилась. В соответствии с реформаторским курсом Фредерика де Клерка начался демонтаж системы апартеида. Отменено свыше ста законодательных актов, подвергавших людей дискриминации из-за цвета кожи. Огромную роль в деле осуждения международным сообществом апартеида сыграл Африканский национальный конгресс (АНК) - старейшая организация Южной Африки (существует с 1912 г.). АНК выступает в качестве партнера правительства по подготовке переговоров и новой конституции страны.

Однако идеология расизма не сдает своих позиций и ныне проявляет тенденцию к активизации.

Человечество прошло долгий путь и преодолело множество трудностей. Будь-то война, эпидемия, стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, мы прошли через это. Но за все эти годы, кажется, мы упустили суть того, что все беды, с которыми мы сталкиваемся, создаем мы сами. Это мы - люди так неистово разжигаем внутри себя ненависть, которая является причиной большинства разрушений.

Хотя международное сообщество прилагает все усилия, чтобы распространить идею любви, кажется, что их послание остается не услышанным –насилие, убийства, расизм, гомофобия, военные преступления ежедневно происходят в наше время. И из всего этого столкновения с расизмом не заслуживает ни один человек. По сути, расизм - это предубеждение и дискриминация против людей определенной расы. Хотя мы побороли радикальный расизм, он все еще преобладает во многих частях мира. Вот некоторые самые расистские страны мира –


Любая страна способна сделать многое, чтобы остановить расизм, и весьма печальными душераздирающим является тот факт, что расизм в Южной Африке пережил Манделу, который всю свою жизнь так упорно с ним боролся. Благодаря движению борьбы против апартеида, была изменена правовая система государства и сейчас проявление расизма считается незаконным, но он все еще остается реальностью жизни.

Как известно, люди в Южной Африке – расисты, и в некоторых местах цены на продукты и товары устанавливаются в зависимости от расы человека. Недавно в Южной Африке была задержана группа людей, подстрекавших к насилию против белых. Это лишь доказывает, что расизм находится за пределами правовых рамок.


Являясь богатой страной, Саудовская Аравия имеет некоторые очевидные преимущества перед бедными и развивающимися странами. Но Саудовская Аравия использует эти привилегии для получения своей выгоды. Как известно, Саудовская Аравия привлекала рабочих из развивающихся стран, таких как Бангладеш, Индия, Пакистан и т.д., с которыми плохо обращались и которые проживали в нечеловеческих условиях.

Помимо этого, граждане Саудовской Аравии проявляют расизм по отношению к более бедным арабским странам. Спустя некоторое время после сирийской революции многие сирийцы нашли убежище в Саудовской Аравии, где с ними очень плохо обращаются. Самое печальное, что эти люди никуда не могут обратиться со своими жалобами.


Страна свободы и отваги также оказалась в списке самых расистских стран мира. Хотя на сложившуюся картину в США мы смотрим через розовые очки, и она кажется очень радужной, настоящее положение дел сильно отличается. В дальних южных и средне-западных регионах таких, как Аризона, Миссури, Миссисипи и т.д., расизм – это ежедневное явление.

Быть против азиатов, африканцев, южноамериканцев и даже обычных жителей США – это суть коренных американцев. Случаи неприязни и ненависти из-за цвета кожи постоянно учащаются, и пока мы не изменим мышление людей, никакой закон ничего не изменит.


Вероятно, они все еще страдают комплексом превосходства, поскольку в какой-то момент истории им довелось практически править всем миром. И сегодня Великобритания является одной из самых расистских стран в мире, особенно по отношению к людям, которых они называют «дези». Речь идет о людях родом с индийского субконтинента.

Помимо этого они проявляют неприязнь в отношении американцев, которых они презрительно называют«янки», французов, румын, болгар и т.д. Поразительно, что и сейчас любая политическая партия в Великобритании пропагандирует вопрос о том, хочет ли человек жить рядом с иммигрантами, что и приводит к расовой ненависти и расизму.


Австралия не похожа на страну, которая может быть расистской, но никто не знает горькую правду лучше, чем индийцы. Большинство людей, которые живут в Австралии, мигрировали сюда из других стран. И все же они считают, что любой новый человек, который мигрирует или переезжает в Австралию, чтобы зарабатывать на жизнь, должен вернуться в свою родную страну.

В 2009 году в Австралии участились случаи преследования и нападок на уроженцев Индии. Было заявлено почти 100 таких случаях, и в 23 из них была выявлена расовая подоплека. Законы ужесточились и сейчас ситуация стала намного лучше. Но такие инциденты только показывают, насколько эгоистичным может стать человечество, удовлетворяя собственные потребности и причиняя вред другим.


Геноцид в Руанде в 1994 году – это пятно позора в истории человечества. Это было ужасное время, когда две этнических расы Руанды конфликтовали между собой и этот конфликт привел к ужасной гибели более 800 000 человек. Два племени тутси и хуту были единственными участниками геноцида, в котором племя тутси стало жертвой, а хуту виновником преступления.

Напряженные отношения между племенами остаются и сегодня, и даже небольшая искра может заново разжечь пламя ненависти в стране.


Япония на сегодня представляет собой хорошо развитую страну первого мира. Но тот факт, что она по-прежнему страдает ксенофобией, отбрасывает ее на много лет назад. Несмотря на то, что согласно японским законам и постановлениям расизм и дискриминация являются запрещенными, правительство само практикует то, что называется «положительной дискриминацией». Это очень низкая терпимость к беженцам и людям из других стран.

Также известен факт, что Япония старается изо всех сил не пускать мусульман в свою страну, так как они думают, что ислам не соответствует их культуре. Такие очевидные случаи дискриминации широко распространены в стране и ничего с этим не поделаешь.


Если вы посеете ненависть, вы пожнете только ненависть. Германия является живым примером того, какое влияние может оказывать ненависть на разум людей. Сегодня, спустя многие годы после правления Гитлера, Германия остается одной из самых расистских стран мира. Немцы испытывают чувство ненависти ко всем иностранцам и все еще верят в превосходство немецкой нации.

Неонацисты существуют и сейчас и открыто заявляют об антисемитских идеях. Убеждения неонацизма могут привести к неожиданному пробуждению тех, кто думал, что идеи немецкого расизма умерли вместе с Гитлером. Немецкое правительство и ООН прилагают все усилия, чтобы скрыть эту запретную деятельность.


Израиль был центром противоречий многие годы. Причиной этого были преступления, совершенные против палестинцев и израильских арабов. После Второй Мировой Войны новое государство было создано для евреев и коренным жителям пришлось стать беженцами на своей собственной земле. Так начался текущий конфликт между Израилем и Палестиной. Но сейчас мы очень хорошо видим, как Израиль жестоко обращался с людьми и проводил дискриминацию по любому признаку.


В России все еще преобладают ксенофобия и «националистические» чувства. Даже сегодня русские являются расистами по отношению к тем людям, которых они не считают исконно русскими по происхождению. Кроме этого, они испытывают расовую неприязнь по отношению к африканцам, азиатам, кавказцам, китайцам и т. д. Это приводит к ненависти и в дальнейшем к серьезным преступлениям против человечности.

Российское правительство наряду с ООН пытались сделать всевозможное, чтобы предотвратить такие случаи расизма, но они все еще продолжают появляться не только в отдаленных районах, но даже в крупных городах.


Пакистан – страна, где большинство населения исповедуют ислам, но даже там происходят многочисленные конфликты между сектами суннитов и шиитов. С давних пор эти группировки враждуют между собой, но не принимается никаких мер, чтобы прекратить это. Кроме того, всему миру известна продолжительная война с соседней Индией.

Между индийцами и пакистанцами были случаи проявления расизма. Наряду с этим подвергаются дискриминации другие расы, такие как африканцы и латиноамериканцы.


Страна с таким великим многообразием также находится в списке самых расистских стран мира. Индийцы – самые расистские люди в мире. Даже в наше время ребенка, родившегося в индийской семье, учат почитать любого человека с белой кожей и презирать темнокожего. Так зародился расизм по отношению к африканцам и другим темнокожим нациям.

К светлокожему иностранцу относятся как к божеству, а к темнокожему отношение крайне противоположное. Среди самих индийцев также возникают конфликты между кастами и людьми из разных регионов, как например, конфликт между маратхами и бихарцами. И все же индийцы не будут признавать этот факт, и гордиться многообразием культур и принятием их. Самое время нам открыть глаза на то, какова ситуация на самом деле, и принять во внимание конструктивное высказывание «Athithi DevoBhava» (принимайте гостя как Бога).

Этот список показывает, что никакие существующие законы и правила, никакой документ не сможет нас изменить. Мы должны сами изменить себя и свое мышление для лучшего будущего и приложить все усилия, чтобы ни одна человеческая жизнь в дальнейшем не пострадала из-за чьего-либо эгоизма и ощущения превосходства.

Социальный ролик о том, как мы каждый день в обычной жизни сталкиваемся с расизмом. Все люди одинаковы - пора над этим задуматься.