Виды гротеска. Что такое гротеск в литературе и примеры его использования

Хранит дневники матери, отправившейся за мужем в Сибирь, он стал просить у него разрешения на знакомство с бумагами. Три вечера Михаил Сергеевич и Николай Алексеевич читали записи. Во время чтения поэт неоднократно вскакивал, хватался за голову и начинал плакать. Эти документальные свидетельства и легли в основу поэмы «Русские женщины». Описание княгини Трубецкой (1 часть) и княгини Волконской (2 часть) - сюжетная основа знаменитого произведения, впервые прочитанного поэтом летом 1871 года.

Историческая справка

Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за Сергея Трубецкого по любви. Она стала его верным другом и единомышленником, была в курсе политических взглядов мужа. Узнав о событиях на двадцатипятилетняя Екатерина сразу же для себя решила, что разделит с мужем его участь, какой бы страшной она ни была. Княгиня стала первой из одиннадцати женщин, отправившихся вслед за приговор огласили 23 июля, а уже на следующий день она отправилась в дорогу. Ее сопровождал секретарь отца Карл Воше (по пути он заболеет и вернется назад, о чем пишет в поэме Некрасов). «Русские женщины» - это поэма, рассказывающая о нелегком путешествии от Петербурга до Иркутска, показывающая стойкость, терпимость героини, ее преданность мужу и готовность к самопожертвованию.

Описание дороги

Рыдания отца, провожающего дочь, которая «куда-то едет в эту ночь». Прощальные слова героини, понимающей, что больше никогда не увидит родных. Полная уверенность княгини в том, что ее долг - быть рядом с мужем. Воспоминания о безмятежной юности и о человеке, ставшем виновником ее несчастий (имеется в виду танец на балу в 1818 году с будущим императором Николаем I). Так начинается поэма (ей придавал большое значение в своем творчестве Некрасов) «Русские женщины».

Княгиня Трубецкая - центральный образ первой части. Автор не дает героини, так как для него важно другое - показать ее внутренний мир, проследить формирование существенных черт характера. С самого начала поэмы Екатерина Ивановна полна решимости и нисколько не сомневается в своем поступке. Она знает, насколько страшной будет ее будущая судьба. Чтобы добиться разрешения на поездку, она сознательно отказалась от титула, возможности общаться с родными, благосостояния - дом ее отца был лучшим в Петербурге. «Сталью я одела грудь,» - признается она при прощании отцу, и в этих словах слышится готовность следовать за любимым во что бы то ни стало, способность преодолеть любые преграды ради возможности исполнить свой святой долг и быть рядом с мужем.

Роль воспоминаний и сновидений

Дорога в Сибирь очень длинная и трудная, но нет времени на отдых. Подъезжая к станции, княгиня требует как можно быстрее поменять лошадей и отправляется дальше. Автор использует при этом очень удачный прием, описывая картины, которые рисует в этом бесконечном пути ее воображение. То ли сны, то ли просто воспоминания, возникающие в ее голове, - это лучшая характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Сначала она видит великолепную светскую жизнь с весельем и балами, поездку за границу вместе с молодым мужем, все то, что теперь стало для нее незначительным и неважным. Эти яркие картинки неожиданно сменяются тягостным зрелищем: труженики-мужики в поле, стонущие у реки бурлаки. К этой стороне русской жизни привлек ее внимание муж.

По пути встречается партия ссыльных, которая напоминает о тяжелой участи декабристов. Сознание героини возвращает ее к трагическим событиям полугодовой давности. Сжатая, но точная картина восстания. Екатерина Ивановна не только знала о его подготовке, но и хранила у себя типографский станок. А потом было свидание с мужем в тюрьме, во время которого он и давал ей полную свободу. Однако любящая женщина еще в минуту ареста Сергея Петровича решила, что поддержит его во всем. Из таких деталей и складывается из поэмы «Русские женщины». Автор показывает сочувствие героини простому народу, ненависть к царю и его режиму. А еще желание бороться и доказать свое право на независимость.

Встреча с губернатором

Вторая глава представляет собой диалог. Именно он помогает до конца понять характер героини, ее решительность и уверенность в правильности сделанного выбора. Нужно сказать, что описанная Некрасовым сцена имела место в действительности, и Цейдлер на самом деле получал приказ от императора остановить Екатерину Ивановну любой ценой. Доводы героини во время разговора также могут восприниматься как характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Ее не страшат ни подробности того, как живут каторжники, ни суровый климат, где только три месяца в году светит солнце, ни тот факт, что княгиню и ее детей приравняют к простым крестьянам. Екатерина Ивановна, подписавшая отказ от всех своих прав, готова идти вперед даже в составе партии каторжников. Твердый характер, огромная сила воля, ни с чем не сравнимые мужество и стойкость Трубецкой заставили губернатора отступить. «Я делал все, что мог…», - эти слова Цейдлера стали признанием моральной победы, которую одержала решительная, готовая ко всему женщина.

Вместо послесловия

«Она других на подвиг увлекла», - так сказал о Екатерине Ивановне Н. Некрасов. Русские женщины, княгиня Трубецкая в частности, пожелавшие разделить участь мужей, до конца исполнить долг перед Богом и собой, навсегда стали символом неиссякаемого героизма, самопожертвования, большой человеческой любви и преданности.

Екатерина Ивановна в полной мере испытала и голод, и тюремную жизнь, и изнуряющий сибирский холод. Первая из декабристок не дожила до амнистии всего два года и умерла в Иркутске. Но хотя она так и не увидела больше ни своих родных, ни столицы, по свидетельствам современников, никогда не жалела о сделанном.

Такова характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины» Н. Некрасова.

/ / / Анализ поэмы Некрасова «Княгиня Трубецкая»

Николая Некрасова можно назвать тонким ценителем чистой души настоящей русской женщины. В основе поэмы лежит историческое событие 1825 года. Это время обозначилось восстанием декабристов - прогрессивной части населения, которые боролись с властью за свои идеалы. Но не их подвиг стал центром произведения, а подвиг их верных жен. После приказа сослать декабристов в наказание в Сибирь, большинство жен последовало туда за своими любимыми. Среди женщин были как обычные крестьянки, так и родовитые дворянки. Николай Некрасов для поэмы создает два женских образа. Обе они были знатными княгинями, и обе променяли свои титулы на серую жизнь в Сибири. Почему они согласились на это? Ими управляли два чувства – любовь и долг.

Лиро-эпическое произведение «Русские женщины» состоит из двух частей. Первая посвящена княгине Трубецкой. Она изображена достойной женщиной, преданной супругой. И хоть этот образ собирательный, но очень живой. Княгиня имеет все: немалое материальное состояние, высокое положение в обществе. Однако когда перед нею становится выбор: сохранить свои привилегии или последовать за мужем, то она не колебалась и минуты, выбрав второе.

Часть поэмы под названием «Княгиня Трубецкая» построена на эмоциональных диалогах. Вначале женщина прощается с отцом. Она осознает, что ему больно отпускать ее. Но так же она верит, что отец позже будет гордиться поступком дочери. Потому что княгиня видит свой святой долг в том, чтобы находится возле мужа, поддерживать его в трудные времена.

Важным эпизодом в поэме является и диалог княгини с губернатором. Высший чиновник получил бумагу с прошением не отпускать княгиню в Сибирь. И поэтому она приводит массу аргументов против ее решения воссоединиться с мужем на каторге. Но княгиня с гордостью парирует все его доводы. Ей жаль оставлять отца, но долг жены ей сейчас кажется важнее. А потеря титула и с ним всех преимуществ ее и вовсе не тревожит. Губернатор поражен стойкостью этой русской женщины, и в результате соглашается отвезти ее к мужу. В диалоге с чиновником Трубецкая выглядит морально сильнее, и поэтому тот признает ее превосходство. В чем же сила княгини? Конечно в настоящей любви и верности. Ей не жаль отречься от материального богатства, потому что богатство ее души никогда не исчерпается.

Решение женщин поехать за мужьями на Сибирь можно приравнять к подвигу. Ведь даже знатные дворянки теряли свои привилегии, и даже их дети рождались уже без особых прав.

Возможно, Николай Некрасов выбирает своих героинь из знати именно потому, что тем было больше терять, чем обычным крестьянкам. Они, не привыкшие к холоду и голоду, учились жить в нужде.

Перед тем как приступить к написанию первой части поэмы с названием «Княгиня Трубецкая» автор изучал исторические источники, в том числе «Записки декабриста» Андрея Розена. Впервые эта часть появилась в 1872 году в издании «Отечественные записки».

Проводила юность в роскоши. Она бывала на балах, часто путешествовала. Особняк ее отца можно было бы сравнить с величественным замком. Но весь этот блеск вмиг для нее поблек после ссылки мужа. Она поняла, насколько фальшивым является ее мир, в котором большинство ценит лишь деньги и связи. Возможно поэтому она и не жалеет о том, что потеряет связь с таким миром. И хоть жизнь в Сибири намного сложнее, но зато она будет рядом с любимым человеком, которому когда-то поклялась в верности.

Княгиня Трубецкая – это образ искренней русской женщины, для которой долг перед мужем свят. Знатная особа отреклась от всего ради своей любви.

Значение слова ГРОТЕСК в Словаре литературоведческих терминов

ГРОТЕСК

- (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарс у. Отличается от прочих разновидностей комического (юмор а, иронии, сатиры и т. п.(см. ирония, сатира)) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРОТЕСК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРОТЕСК в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от итальянского grottesco - причудливый) 1. Вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и изобразительные мотивы (растительные и …
  • ГРОТЕСК в Литературной энциклопедии:
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. — Термин Г. заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» (grotte) …
  • ГРОТЕСК в Большом энциклопедическом словаре:
    устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной …
  • ГРОТЕСК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные …
  • ГРОТЕСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - мотивы орнамента в живописи и пластике, представляющие причудливое сочетание форм растительного царства с фигурами или с частями фигур человека …
  • ГРОТЕСК в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГРОТЕСК
    (французское grotesque, буквально - причудливый комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие …
  • ГРОТЕСК в Энциклопедическом словарике:
    , а, мн. нет, м. 1. В искусстве: изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде. Гротескный, гро-тесковый - характеризующийся гротеском. 2. …
  • ГРОТЕСК в Энциклопедическом словаре:
    [тэ], -а, м. В искусстве: изображение чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. II прил. гротескный, …
  • ГРОТЕСК
    ГРОТ́ЕСК, устар. название шрифтов нек-рых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой …
  • ГРОТЕСК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРОТ́ЕСК (франц. grotesque, букв.- причудливый, комичный), орнамент, в к-ром причудливо, фантастически сочетаются декор. и изобр. мотивы (р-ния, ж-ные, человеческие формы, …
  • ГРОТЕСК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гроте"ск, гроте"ски, гроте"ска, гроте"сков, гроте"ску, гроте"скам, гроте"ск, гроте"ски, гроте"ском, гроте"сками, гроте"ске, …
  • ГРОТЕСК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [т"э], -а, только ед. , м. В искусстве и литературе: художественный прием, основанный на контрастном сочетании реального и фантастического, трагического …
  • ГРОТЕСК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ГРОТЕСК в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. grotesque причудливый, затейливый; смешной, комический ит. grotta грот) 1) орнамент в виде переплетающихся изображений животных, растений и др., …
  • ГРОТЕСК в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. орнамент в виде переплетающихся изображений животных, растений и др., наиболее древние образцы которого были обнаружены в развалинах древнеримских …
  • ГРОТЕСК в словаре Синонимов русского языка.
  • ГРОТЕСК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) а) Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. б) …
  • ГРОТЕСК в Словаре русского языка Лопатина:
    грот`еск, …
  • ГРОТЕСК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    гротеск, …
  • ГРОТЕСК в Орфографическом словаре:
    грот`еск, …
  • ГРОТЕСК в Словаре русского языка Ожегова:
    В искусстве: изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и …
  • ГРОТЕСК в Словаре Даля:
    муж. живописное украшенье, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. В арабесках и …

Тем, кто интересуется искусством, будет очень интересно узнать о таком жанре как «гротеск». Подобный стиль довольно широко распространён в архитектуре, литературе, и даже музыке. Давай же подробнее рассмотрим, что такое гротеск.

Понятие гротеск

Термин «гротеск» взят из живописи. Так называлась роспись стен, найденная в «гротах» - подвалах Тита, во время археологических раскопок. Эти раскопки велись в Риме (XV-XVI вв.) на месте, где когда-то были бани императора Тита. В засыпанных землей помещениях, известный итальянский художник Рафаэль со своими учениками нашли необычную живопись, которая впоследствии была названа «гротеск» (от итальянского слова grotta - «грот», «подземелье»). В дальнейшем, термин «гротеск» был распространен и на другие виды искусства - музыку, литературу. Само определение «гротеск» звучит как тип образности, который основан на причудливом, контрастном сочетании фантастики и реальности, комичного и трагичного, прекрасного и безобразного. В искусстве сфера гротеска включает в себя многозначные образы, которые созданны фантазией художника, в них жизнь получает довольно противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают их буквального толкования, сохраняя черты загадочности. Существуют и другие значения термина «гротеск»:

  1. Гротеск - это вид художественной образности; орнамент, где причудливо сочетаются изобразительные и декоративные мотивы (животные, растения, человеческие формы, маски).
  2. Рубленый шрифт (гротеск, sans serif, gothic type) - это шрифт без засечек.

Вернемся к истории. Так, Рафаэль использовал стиль «гротеск» в качестве образца украшений лож Ватикана, его ученики - для росписи потолков, стен дворцов. Известный итальянский мастер эпохи Возрождения, Бенвенуто Челлини, гравировал гротеском на клинках мечей.

Гротеск в мифологии первобытного и древнего мира достаточно сложен для понимания. Если говорить с точки зрения современной эстетики, то здесь очевидны многочисленные гротескные элементы. Например, произведения - египетская сказка об обреченном царевиче, античные мотивы гарпий, сирен. Но также с уверенностью можно сказать - впечатление гротескного не только не было задачей автора подобных произведений, но и слушателем их гротескность воспринималась в меньшей степени.

Что такое гротеск в литературе

В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. Комический гротеск отличается от иронии и юмора тем, что в нём забавное и смешное неотделимы от зловещего и страшного, гиперболы и алогизма. Что такое гипербола? Гротеск, как уже говорилось выше, это преувеличенное, контрастное сочетание реальности и фантастики, а гипербола – это стилистическая фигура намеренного преувеличения (например, «я говорил вам это миллион раз» или «нам еды на год хватит»). Обычно, образы гротеска несут трагический смысл в себе. В гротеске, за выраженном внешним неправдоподобием и фантастичностью, скрывается глубокое художественное обобщение важнейших явлений жизни. Примерами литературного гротеска можно назвать: повесть Н. В. Гоголя «Нос», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана.

Гротеск в музыке

Теперь, немного о музыке: размере и ритме. В гротеске они должны присутствовать и ощущаться, иначе ничего не получится. Приведем несколько примеров музыкальных групп, исполняющих песни в этом направлении:

  • Пятый студийный альбом The Golden Age of Grotesque известного певца Мэрилина Мэнсона. В его творчестве гротеск занимает непоследнее место.
  • Группа Comatose Vigil (песня - Suicide Grotesque).
  • Вымышленная дэт-метал группа Detroit Metal City(песня Grotesque).

Что такое гротеск: архитектура

Зачастую, гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле «гротеск» не предназначалась для отвода воды. Данный вид скульптуры еще называют химерой. Термин же «горгулья» относили к жутким резным фигурам, которые специально созданы для отвода дождевых вод от стен здания.

Подводя итог, отмечу, что как направление искусства, гротеск необходим. Гротеск борется с обыденностью, запретами. Он делает наш внутренний мир намного богаче и открывает новые возможности для творчества.

Что такое Гротеск?


Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Гротеск - изображение людей, предметов, деталей в изобразительном искусстве, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно совместимость реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного мягкого юмора. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. Свое название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов.

Эти странные по своей причудливой неестественности изображения свободно соединяли различные живописные элементы: человеческие формы переходили в животные и растительные, человеческие фигуры вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались с необычными строениями. Поэтому сначала гротеском стали называть искаженные изображения, уродливость которых объяснялась теснотой самой площади, не позволявшей сделать правильный рисунок. В дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. Перенесение термина в область литературы и подлинный расцвет данного вида образности происходит в эпоху романтизма, хотя обращение к приемам сатирического гротеска происходит в западной литературе гораздо раньше. Красноречивые примеры тому – книги Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль и Дж. Свифта Путешествие Гулливера. В русской литературе широко пользовались гротеском при создании ярких и необычных художественных образов Н.В. Гоголь (Нос, Записки сумасшедшего), М.Е. Салтыков-Щедрин (История одного города, Дикий помещик и другие сказки), Ф.М. Достоевский (Двойник. Приключения господина Голядкина), Ф. Сологуб (Мелкий бес), М.А. Булгаков (Роковые яйца, Собачье сердце), А. Белый (Петербург, Маски), В.В. Маяковский (Мистерия-буфф, Клоп, Баня, Прозаседавшиеся), А.Т. Твардовский (Теркин на том свете), А.А. Вознесенский (Оза), Е.Л. Шварц (Дракон, Голый король).

Наряду с сатирическим, гротеск может быть юмористическим, когда с помощью фантастического начала и в фантастических формах внешности и поведения персонажей воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение читателя, а также – трагическим (в произведениях трагического содержания, рассказывающих о попытках и судьбе духовного определения личности.