Вера есликовская. Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание Любовь и преданность

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель:совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;

показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние

страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских

ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность,

ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему:

«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть

не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

- Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова.

Именно Сонечка, беззащит- ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу,

взбунтовавшегося против несправедливос- ти и бесчеловечности, пожелавшего

подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы

и поразмышляемсегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по

желтому билету. Исто- щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она

отдает Мармеладову последние «гре- ховные гроши» на его непристойное пьянство в

трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни

видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её

воспринимают герои?Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет

Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он

протестует против несправед- ливости. Теория толкает его на путь насилия над

другими ради своего благополучия. Он готов пере- ступить через трупы других,

стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить

жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление

Расколь- никова рождают конфликт в его душе, ведутк разъединению с людьми,

заставляют героя прези- рать себя больше всего за человечность и чуткость к

страданиям других. Соня идет другой доро- гой.Она смиряется и страдает. Ее

жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она

избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале

Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони.

Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с

этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления?

Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её

человеческого терпе- ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истокикоторой

ему непонятны. Он считает, что Соня –более преступница, чем он сам, ведь она

напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня

не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит

герой Соне, но, дума- ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху,

Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека,

сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за

малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро- дившее вопрос: «Почему она так

слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в

силах была броситься в воду».Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет

избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о

воскрешении Лазаря.Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но

не сознает себя живым –сознает мертвым, он –Лазарь, который 4 дня как во гробе.

Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской

комнате убийцу иблудницу, странно сошед- шихся за чтением вечной книги»,

теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий,

уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по

иным законам, зако- нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и

жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в

героине.Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение

Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го- лодных

детей, думая не о себе, а о своих ближних. Уходя от девушки, он говорит, что скажет,

кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не

квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов –

фамилия значимая.

Иисус Христос после то- го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его

городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус

возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками

Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с

нуждуво враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники,

страдальцы, убогие –все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и

Раскольников, чтобы сознаться в преступле- нии. Почему именно Соне герой

признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело

ему жить, испыты- вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все

окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем

Лужину, то Расколь- ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел

право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто

-Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения

вместе с ним.

- Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена

ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским.

Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

-Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она

считает, что един- ственный путь спасения – через покаяние и искупление

страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей

гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

- Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади,

когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «...

все разом в нем размягчилось, и хлы- нули слезы... он стал на колени среди площади,

поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей

предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все

прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как

казались они ему в то роковое время, преж- де», «Вот в чём одном признавал он своё

преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане

его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись

над ним».

- А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они

любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили

её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны

видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все

люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести

человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед:

ведь гением- предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые

переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди

убивают друг друга –«все и всё погибало».

- Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое "грех", "преступление"7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

В презентации я подобрала иллюстрации к роману (именно этих сцен) разных авторов.

Буду рада, если мои материалы вам пригодятся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обрести Христа – значит обрести собственную душу.

Ф.М. Достоевский

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос.

Ф.М. Достоевский

Для него человек есть не только

психологическое, но и духовное существо.

Н. Бердяев

Тема урока: «Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони Мармеладовой». Анализ эпизода.

Цель урока – определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении эпизода меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Ход урока

  1. Организация начала урока – 1 мин.
  1. Мотивация начала урока

Учитель читает «Заповеди блаженства» (Мф.5:3-8)

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову?

  1. Беседа по тексту гл.IV части 4 романа.

Какие события предшествуют этой встрече?

Зачем Раскольников идет к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к Сонечке?

Обращаем внимание на детали , пытаемся их объяснить: Раскольников, « стараясь не глядеть на нее » прошел в комнату…Соня, « совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении »; « краска бросилась в ее бледное лицо »; « ей было и тошно, и стыдно, и сладко ». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова

Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению?

(Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах?

(Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас).

Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»?

Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».

Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содраганием».

  1. Анализ диалога Сони и Раскольникова

Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?

(Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества).

Почему Раскольников продолжает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?

Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; доводя ее до исступления. Она, «как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом ранили», по ее лицу пробежали судороги», потом она горько-горько заплакала.

Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»

Почему Раскольников, считая Соню «великой грешницей», поклонился ей?

Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» - в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: Зачем Вам? Ведь Вы не веруете?...»

  1. Чтение и анализ Библейского повествования о воскресении Лазаря.

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,

освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,

странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

Ф.М. Достоевский

Задание: при чтении выпишите в тетрадь поведение Сони и Раскольникова во время чтения.

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» - именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?

Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?

(Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).

Почему Раскольников выбирает именно этот отрывок для чтения?

Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?

Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?

Какую роль играет этот эпизод в романе?

  1. Анализ IV главы части 5 романа.

В чем Раскольников хочет убедить Соню? (с.424)

Как Соня отвечает на его вопросы? Каков смысл этого ответа?

(принципиально разный подход к человеку: для Раскольникова все люди – или «твари дрожащие», или «властелины»; для Сони каждый человек – творение Божие, и жизнь его – во власти Создателя, перед Которым он сам несет ответственность. Вмешательство чужой воли здесь недопустимо, оно равносильно преступлению и будет наказано самым страшным – отлучением от Бога, нарушением своей гармонии с миром, чувством одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести.)

Зачем Раскольников хочет рассказать Соне об убийстве?

  1. Чтение сцены признания Раскольникова

Как Соня принимает признание Раскольникова?

В чем видит Раскольников свою вину, признаваясь Соне?

Почему Соня считает, что Раскольникова «Бог…дьяволу предал!»?

(Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом)

Почему Раскольников говорит, что «для себя убил» и «себя убил, а не старушонку»?

Какой совет дает Соня Родиону? (с.438) Почему Соня зовет его повиниться?

(Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей)

  1. Подведение итогов урока

Почему Раскольников после признания стал «беспримерно несчастнее, чем прежде»?

Почему Раскольников не принял от Сони крест?

Вспоминая «Заповеди блаженства», как теперь вы ответите на вопрос?

Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

  1. Домашнее задание
  1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Когда это произошло?

Приложение

Евангелие От Иоанна

Глава 11

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
  32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
  34. И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…

«А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус.

Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву.

Соня Раскольников

Соня - Раскольникову «Кого убить: Лужина или Катерину «И кто меня тут судьей поставил? » Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!

Соня Раскольников

Абстрактного человечества, «убив других» Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

» «Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого».

Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Конкретных людей, «убив себя» Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное.

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

Раскольников - Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

Раскольников - Соне

Сначала он говорит о том, что знает, кто убил старуху и Лизавету, говорит, что он знаком с этим человеком. Соня с ужасом слушает его откровения и вдруг понимает, что убийца перед ней и это он – Родион Раскольников. И вот здесь проявляется вся сущность Сони – человека очень тонко чувствующего, жалеющего и берущего на себя весь ужас этого мира. В ней нет осуждения, есть только бесконечная жалость к Раскольникову. «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - это говорит Соня. После этого Раскольников начинает рассказывать Соне о своей теории, о своем «праве», о том, что «хотел сделаться Наполеоном». Но все это звучит как-то мелко и неубедительно в сравнении с горем Сони и ее ужасом перед преступлением и болью за Раскольникова. Она не очень слушает его и, наверное, не все понимает из его «теории». Ее переполняет жалость к этому человеку. На вопрос Раскольникова что же ему теперь делать, она советует ему покаяться и предлагает ему надеть крест. Потом этот кипарисный крестик будет с Раскольниковым, когда он сознается в преступлении. «Возьми его, это мой крест! Мы вместе его понесем». Этими словами она бескорыстно и искренне предлагает ему разделить с ней последствия преступления, предлагает помощь и раскаяние. Но Раскольников еще не готов для раскаяния, он уходит к себе. Признание Соне не облегчает его состояние, он пока ничего не может решить. Решение придет только после третьей встречи с Соней. Третий визит Раскольникова к Соне Третий визит Раскольникова к Соне – самая короткая из их встреч. Причем здесь герои меньше разговаривают и больше действуют. Раскольников решается признаться в своем преступлении. Но сделать это ему по-прежнему очень трудно и он ищет близкого человека, который был бы рядом. В семье он не может найти такого человека и, видимо, сам не хочет нанести такой удар по семье. Остается один единственный близкий ему человек – Соня. Он опять что-то говорит, но соня чувствует, что все его слова это «напускное», а на самом деле в его душе «волнение и страх». В этой сцене опять возникает крест и на это раз Раскольников надевает его. «Я за твоими крестами, Соня», говорит он ей. И она надевает на него кипарисный крест. Второй крест, который принадлежал Лизавете она оставляет себе. Она опять самоотверженно разделяет тяжелую моральную ношу Раскольникова. Раскольников не разрешает Соне идти с ним, останавливает ее и идет один. Раскольников видит ее уже после площади, где он стоял на коленях под насмешками людей. Он понимает, что она тайно пошла за ним, не потому что сомневалась в его желании сознаться, а потому, что как настоящий друг стремилась быть с ним до конца. Это окончательно уверяет его в правильности его поступка и он идет и заявляет о своем преступлении. Мне кажется, что главная роль в понимании Раскольниковым своего преступления и решении признаться играет именно Соня Мармеладова. Только ее поддержка дает силы Раскольникову и на суде и на каторге. И именно она помогает придти герою к моральному возрождению.