Вена картинная. Музей истории искусства в вене

В Вене более 100 музеев. Обойти их все за время поездки не возможно. Посмотрите рейтинг 10 лучших художественных галерей Вены и выберите, что вам больше по душе.

1. Художественно-исторический музей

Альбертина, фото Theron LaBounty

Галерея (Albertina) располагает коллекцией графики мирового значения (около 65 000 рисунков и более 1 млн. произведений печатной графики) с такими произведениями как «Полевой заяц» и «Руки молящегося» Дюрера, наброски женских портретов Климта, наброски детей Рубенса. Альбертина обладает архитектурной и фотоколлекцией, где представлены старинные строительные схемы и чертежи, архитектурные макеты и планы, фотографии. В постоянной экспозиции представлены полотна импрессионистов начала XX века (французские, немецкие, русские художники). В Альбертине проходят временные выставки.

6. Венский Дом Искусств

(Künstlerhaus) на Карлплац построен в 1865–68 гг. по заказу Австрийского художественного сообщества. Сегодня в этом здании, на площади 2000 м², проходят творческие семинары, летние фестивали, форумы. В Доме Художника проводятся выставки живописи, прикладных искусств и скульптуры; архитектурные экспозиции. В боковых крыльях здания работают кинотеатр и театр.

(Museum im Schottenstift) открыт в помещении бывшей резиденции прелатуры на площади (Freyung). Публике представлена коллекция работ голландских и немецких живописцев XVII–XVIII вв., картины фламандцев, венская живопись Бидермайер. Ключевой экспонат – позднеготический алтарь, созданный неизвестным мастером XV столетия. Большое панно с многоцветной росписью на библейские сюжеты интересно не только как произведение искусства. На двух его панелях изображены топографически точные городские пейзажи Вены 1470 года. Среди экспонатов Schottenstift – гобелены и мебель, облачения священников и монахов, исторические документы.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Экспозиция музея истории искусств или художественного исторического музея в Вене размещена в двух огромных зданиях, стоящих не далеко друг от друга. Все экспозиции расположенные в этих двух зданиях посещаются по одному билету. Это мы поняли только когда купили билет, поскольку информация в интернете представлена так, что кажется, что нужен отдельный билет на каждую из этих выставок. Для того чтобы посетить этот музей понадобится целый день.

Экспозиции очень обширны. Это один из богатейших музеев в мире. Оба этих здания были построены при предпоследнем императоре Австро-Венгерской империи Франце Иосифе. Именно он решил собрать вместе все разрозненные коллекции Габсбургов и выставить их на всеобщее обозрение. После распада империи в 1918 году все коллекции перешли в собственность Австрийской республики.

В здании, стоящем на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz , 1010 Wien) размещены:

  1. На первом этаже расположена Кунскамера , в которой представлены всякие любопытные штучки типа музыкальных шкатулок, заводных игрушек и прочее — это самая ранняя кунскамера центральной Европы сведения об ее организации восходят к 1550 году. И собрание древнеегипетского, древнегреческого и древнеримского искусства .
  2. На втором этаже огромная коллекция живописи , включающая в себя картины именитых европейских живописцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто, Энтони ван Дейк, Питера Брейгеля и многих других.
  3. На третьем этаже огромная нумизматическая коллекция .
Здание на площади Марии Терезии

В Новом Бурге (Neue Burg Heldenplatz, 1010 Wien) расположены:

  1. Эфесский музей.
  2. Охотничья и Оружейная палата.
  3. Коллекция старинных музыкальных инструментов.
  4. Кроме того в этом же здании расположена штаб-квартира миссии ОБСЕ, но туда не пускают.


Здание Новый Бург

Все вышеперечисленное посещается по одному билету и быстрее всего осмотреть все за один день не удастся, поэтому лучше подумать заранее на какие выставки пойти.

Взрослый 16€, дети до 19 лет бесплатно. Предлагается комбинированный билет музей истории искусств + = 22€ (экономия 6€). Есть годовой билет — 44€. Указанные цены действительны на 2019 год. В высокий сезон в музей возможны большие очереди и по электронному ваучеру предоставляется скидка 5% в музейном сувенирном магазине, так европейцы пытаются стимулировать посетителей покупать билеты через интернет. Музею в этом случае удастся сэкономить на содержании кассиров, ну и на печати самих бланков бумажных билетов.

Аудиогиды есть. На немецком, английском, итальянском и французском языках описано 990 объектов музея, а на русском всего 120. Стоимость пользования аудиогидом 4 евро.

В сувенирном магазине можно купить книги на русском языке с описанием коллекций, но цены кусаются от 19 евро за описание избранных экспонатов только одной Кунскамеры, за описание картинной галереи столько же и еще 39 евро за описание произведений грандиозной выставки Велласкеса (она проходила в 2016 году). В музее всегда проводятся очень впечатляющие выставки

Художественно-исторический музей

Здание художественно исторического музея на площади Марии Терезии является зданием близнецом . Эти два здания стоят друг напротив друга и почти одинаковы по архитектуре.

Внутренний интерьер музея истории искусств тоже очень хорош, можно сказать что просто шикарен.



Художественно-исторический музей — внутренний интерьер

Как и в музее естественной истории под центральным куполом расположено кафе.



Художественно-исторический музей — кафе под куполом

Шикарная парадная лестница.



Художественно-исторический музей — главная лестница

Искусство древнего мира

Собрание Египетских и ближневосточных ценностей считается одним из самых значительных в мире благодаря представительной коллекции древнеегипетских памятников периода Древнего царства (300 — ок. 2270 до н.э.). Скульптурные портреты фараонов и высокопоставленных чиновников, изваяния животных, рельефы, каменные и бронзовые статуэтки, амулеты, украшения, папирусы, мумии, саркофаги и другие предметы знакомят нас с древнейшей цивилизацией народов северо-восточной Африки и передней Азии.

Зал посвященный искусству древнего Египта

Собрание греческих и римских древностей относится к числу наиболее значимых в мире, включает античные памятники культуры и сокровища эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья.

Искусство древней Греции 550 — 525 до н.э.

Золотые украшения выставлены в общих залах, никаких специальных и кладовых как у нас в Эрмитаже.



Экспозиция античных золотых украшений

Все залы музея оформлены очень изыскано, сразу бросается в глаза, что музейные работники продумывали каждую деталь декора стен, потолков, расположения витрин с экспонатами.

Гемма Августа считается значимым сокровищем музея и выставлена в отдельной витрине.

Гемма Августа. Не ранее 10 г. н.э., оникс

Во всех залах идеальное освещение.



Экспозиция древнеримских статуэток

Кунскамера

Экспозиция кунскамеры Вены сильно отличается от экспозиции кунскамеры Санкт-Петербурга. В венской кунскамере собраны удивительные и драгоценные изделия рук человеческих, никаких заспиртованных уродцев, как у нас.



Экспозиция кунскамеры — приборы из золота

Многие залы снабжены интерактивными экранами, где можно почитать об экспонатах зала на английском и немецком языках.

Так, например, эта масштабная потолочная роспись сопровождена планшетом, тыкая пальчиком в который можно узнать как зовут и кем был каждый из персонажей этой огромной картины.



Роспись потолка в одном из залов

Экспозиция кунскамеры — изделие из кости

Картинная галерея

В картинной галерее фотографировать запрещено и ее экспозиция настолько богата, что не имеет смысла приводить фотографий. Ограничусь только одной произведшей на меня самое большое впечатление. Это удивительные картины итальянского живописца Джузе́ппе Арчимбо́льдо предвестника сюрреализма, он написал эти удивительные аллегории в 1560-х годах.

Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Времена года»

Наряду с постоянной экспозицией живописи, в картинной галерее проходила огромная выставка произведений Диего Велласкеса, он был придворным живописцем при испанском короле и написал большое количество портретов семьи Габсбургов. На выставке представлено несколько портретов инфанты Маргариты и знаменитая картина «Менины», 59 вариаций которой кисти я видела в Барселоне.



«Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Картинная галерея очень богата на бессмертные шедевры, весь второй этаж огромного здания увешен картинами в несколько рядов.

Новый замок — охотничья и ружейная палата

Собрание оружия и доспехов считается одним из лучших в мире; самые ранние экземпляры относятся к V веку. Собрание сложилось в 1889 году в результате объединения императорского Арсенала с коллекциями, находившимися в замке Амбрас в Инсбруке.



Новый бург или Новый замок — интерьер

В этой витрине представлены самые старинные экземпляры коллекции.



Старинные доспехи XIV век

Впервые увидела такие подушки на шее у лошади, очевидно, они защищали лошадь при столкновении с соперником.



Рыцарь на турнире

Некоторые доспехи выглядят, как произведения искусства, настолько тонкая отделка.



Оружейная палата

Коллекция доспехов очень интересная, я например не знала, что бывают доспехи с физиономиями

Доспех Генриха фон Вюртемберга 1525-1530

Или такие вот шлемы в рыбьей мордой.



Шлем от доспеха с головой рыбы

Оружейная палата

В залах установлены интерактивные экраны. На них можно посмотреть историю рыцарских турниров в средневековых гравюрах. Кроме классических европейских доспехов, представлено еще и множество турецкого военного облачения, поскольку Вена частенько воевала с османской империей и даже один доспех японского самурая.



Оружейная палата

Охотничья и ружейная палата во много раз обширней, чем рыцарский зал Эрмитажа, поскольку рыцари все таки жили в Западной Европе и вполне естественно, что и большие коллекции рыцарских доспехов сложились именно в Европе.

Новый замок — музей старинных музыкальных инструментов

Признаюсь честно, что музыкальные инструменты мы не осматривали, поскольку это очень специфично и мы далеки от увлечения классической музыкой, однако арфа в интерьерах дворца смотрится отлично.



Арфа в музее музыкальных инструментов

Новый замок — Эфесский музей

В Эфесском музее представлено все, что было найдено при раскопках античного города Эфес, сейчас находящегося на территории Турции. Раскопки велись 1886-1906 годах, было отправлено целых 7 экспедиций с находками в Вену. В Эфесе конечно хотели найти знаменитый храм Артемиды Эфесской, являющийся одним из 7 чудес света. К сожалению храм был разрушен и не один раз еще в древности и от него мало, что осталось, но мраморных статуй и обломков хватило на целый эфесский музей в Вене.

Музей истории искусств в Вене это очень большое собрание произведений искусства разных эпох, начиная от становления цивилизации в Древнем Египте и до конца XVIII века. Это одно из самых больших собраний в мире, что вполне естественно, ведь все эти коллекции собирались Габсбургами на протяжении почти 500 лет. Любители искусства гарантированно получат большое удовольствие от осмотра коллекции.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 9 | 9 182, сегодня 36 |

Венский Музей истории искусства (Kunsthistorisches Museum) известен как один из наиболее значимых музеев в мире, обладатель исключительных по своей художественной значимости коллекций. Особенно ценится знатоками искусства его картинная галерея.

Адрес музея: Maria Theresien-Platz, Vienna (Мария-Терезиен Платц, Вена)
Ближайшее метро: Museumsquartier (линия U2)
График работы: с 10:00 до 18:00, Понедельник - выходной.
Обычный билет: - 12€, посетителям до 19 лет вход свободный при условии предъявления удостоверения личности.
Официальный сайт: khm.at

История создания и развития Венской картинной галереи неразрывно связана с историей правления императорского дома Габсбургов. Основу коллекции заложил ещё Максимиллиан I (1459-1519). При нём было составлено собрание портретов, прекрасно иллюстрирующее генеалогию этого древнего рода. Чуть позже, эрцгерцог Фердинанд II (1529-1595), исходя из собственных предпочтений, продолжил собирать портреты, а переехав в Богемию, в 1529-1563 годах начал собирать работы лучших художников того времени. Именно эта коллекция затем была перевезена в замок Амбрас, недлеко от Инсбрука. Одновременно с Фердинандом II, другой представитель династии, Рудольф II (1552-1612), живший в Праге, также поддался страсти коллекционирования художественных полотен, прибегая, иногда, не к самым честным способом приобретения картин. В частности, Рудольфу удалось присвоить коллекцию из замка Амбрас, после смерти своего дяди, Фердинанда II, а чуть позже – и самые ценные экспонаты, собранные его братом, Эрнстом.

Не принимая в расчёт этическую сторону давно минувших дел, необходимо отметить, что Рудольф II внес наиболее значимый вклад в формирование ценнейшей коллекции картин Kunsthistorisches Museum. Именно он, находясь в конце XVI века в Нидерландах, выкупил большое количество картин фламандских мастеров, в том числе крупнейшее в мире собрание работ Питера Брейгеля Старшего. Даже не смотря на то, что большое количество картин было украдено в 1648 году, уцелевшая часть коллекции сегодня считается наиболее ценной среди всего собрания Венского музея. Рудольф II стал первым Габсбургом, тонко воспринявшем творчество старых мастеров. После него коллекция, переходя от одного владельца к другому, только возрастала как в стоимости, так и в художественной ценности.

Следующим представителем императорского дома, сделавшим очень многое для формирования художественной коллекции, стал эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662). Его художественные предпочтения сосредоточились на венецианской живописи. Согласно описи, составленной незадолго до его смерти, коллеция живописи, собранная Леопольдом, составила более 1400 предметов искусства. Согласно завещанию эрцгерцога, все богатство отошло его внуку, императору Леопольду I. В его же руки попали и коллекции из Инсбрука и Вены. Перед молодым императором встала необходимость размещения весьма обширной коллекции, которая продолжала пополняться и позднее, во время правления Марии Терезии и императора Иосифа II.

Однако, вопрос с размещением сокровищ был решён только при эрцгерцоге Франце Фердинанде, выделившем для этих целей поместье Сталлбург (Stallburg) в Вене. Некоторое время собрание картин размещалось в замке Бельведер, где была предпринята вторая попытка систематизации и каталогизации уникальной коллекции. Здесь же, в 1776 году коллекция стала доступна для широкой публики. Наконец, в 1891 году в Вене было построено современное здание музея.

Сегодня пинакотека занимает весь второй этаж здания музея. Посетители могут увидеть работы ван Эйка, Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и многих других художников. Первый же этаж полностью отдан под коллекции древнего искусства: отделы египетского и восточного искусства, отдел скульптуры, отдел прикладного искусства.

Любителям изобразительного искусства нужно отправляться в Вену минимум на неделю, ведь музеев и галерей в австрийской столице — великое множество. При этом, шедевры живописи как будто нарочно выставлены в разных местах: знаменитый «Страшный суд» Босха — в галереи Академических искусств, «Мадонна в зелени» Рафаэля в Художественно-историческом Музее, а работы Густава Климта — сразу в нескольких городских галереях.

Впрочем, в этом есть соль, ведь, когда осматриваешь огромную экспозицию того же Эрмитажа, Лувра или музеев Ватикана, у многих возникает неизбежная интоксикация искусством, то самое чувство, когда вроде бы и грех не зайти в очередной зал, а в тоже время уже возникло чувство «переедания прекрасным».

В случае с Веной все устроено как раз разумно — большинство экспозиций можно осмотреть менее, чем за час. Так что и удовольствие от визита в музей получаешь, но при этом и перенасыщения не происходит. Главное, точно знать, что/где выставлено, дабы не пропустить важные конкретно для вас произведения искусства. Мы составили подборный гид музеев и галерей венской столицы для тех, кто интересуется живописью.

КОЛЛЕКЦИЯ ГУСТАВА КЛИМТА — БЕЛЬВЕДЕР

Красивейший дворцовый комплекс XVIII века в стиле барокко расположен на возвышенности к юго-востоку от центра города, так что вид на центр имперской Вены отсюда открывается, действительно, впечатляющий. Построил Бельведер Евгений Савойский, а потом дворец выкупила австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия. Состоит дворцовый ансамбль из двух зданий, между которыми разбит сад.

В 1781 году в Верхнем Бельведере был открыт один из первых публичных музеев в мире. Сегодня сюда стоит отправиться, чтобы увидеть одну из самых полных коллекций работ Густава Климта, в том числе, и знаменитый «Поцелуй».

Собрание работ Климта занимает несколько залов галереи, здесь и прекрасная «Юдифь», и «Дама в шляпе», и незаконченная работа мастера «Адам и Ева». Фотографировать в Верхнем Бельведере запрещено, работники галереи следят за этим очень придирчиво. А вот в Нижнем Бельведере съемка разрешена, и здесь уже выставлены картины современных художников.

Но, в первую очередь, в Нижний Бельведер нужно идти для того, чтобы полюбоваться дворцовыми интерьерами: золотой зал с многочисленными зеркалами и Мраморный зал, украшенный фресками Альтомонте Мартино, достойны вашего времени и внимания.

«СТРАШНЫЙ СУД» БОСХА — ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Академия изобразительных искусств, конечно, прежде всего учебное заведение, но при ней открыта галерея, в которой выставлено 250 картин. В первую очередь, сюда стоит заглянуть, чтобы увидеть своими глазами триптих «Страшный суд» Босха.

Основную часть коллекции музея составляют работы мастеров фламандской и голландской школ живописи XVII века, помимо самой известной работы великого и ужасного Иеронима, в галерее можно увидеть «Мальчиков, играющих в кости» Бартоломе Эстебана Мурильо, пейзажи Франческо Гуарди, «Тарквиния и Лукрецию» Тициана, одну из версий «Святой Цецилии» Рубенса и «Посвящение ведьмы» Давида Тенирса Младшего.

«МАДОННА В ЗЕЛЕНИ» РАФАЭЛЯ, АРЧИМБОЛЬДО, НИДЕРЛАНДСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ КЛАССИКА — ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АВСТРИИ

Италия длительное время находилась под властью австрийцев, так что в Вену привезли немало работ итальянских мастеров периода Ренессанса. Самая значительная коллекция представлена в венском Художественно-историческом музее, здесь находится , а также картины Тициана, Перуджино, Паоло Веронезе и Караваджо.

С голландской живописью в Музее истории искусств тоже все очень хорошо, тут можно увидеть знаменитую «Вавилонскую башню» Питера Брейгеля Старшего, работы Яна ван Эйка и Босха. Дело в том, что живший в семнадцатом веке австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм во время своего пребывания во Фландрии активно пополнял личную коллекцию работами голландских и фламандских мастеров, которая и стала впоследствии основой коллекции музея.

Но, главное, в Художественно-историческом музее представлены 4 картины Джузеппе Арчимбольдо: «Зима» и «Лето» из цикла «Времена года», а также «Огонь» и «Вода» из серии «Стихии» — любителям знаменитых портретов из овощей и фруктов советуем не пропускать этот музей.

НА НАШЕМ САЙТЕ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЯМ ВЕНЫ

КАРТИНЫ ХУНДЕРТВАССЕРА — ВЕНСКИЙ ДОМ ИСКУССТВ

Если на приходит посмотреть 90 процентов гостей Вены, то до Дома Искусств, также построенного по проекту художника из здания бывшей мебельной фабрики, добираются не все. А зря! Здесь и атмосферно, и интересно. Во-первых, само здание выполнено в узнаваемом стиле Фриденсрайха Хундертвассера: прямых углов почти нет, зато много разноцветных деталей, керамики и, конечно, зелени. Во-вторых, экспозиция — отличная.

Первые два этажа музея отведены под постоянную выставку работ Хундертвассер — все-таки он был в первую очередь живописцем, а уже потом архитектором. В двух других залах проходят временные выставки художников, чья философия и взгляды на искусство созвучны тем, какие проповедовал Хундертвассер. Кстати, когда рассматриваешь картины Хундертвассера, сразу становится понятно, чем именно вдохновляются дизайнеры венского дома Frey Willi, создавая свои коллекции украшений.

КОЛЛЕКЦИЯ ЭГОНА ШИЛЕ — МУЗЕЙ ЛЕОПОЛЬДА

Тем, кто хочет продолжить изучение работ Густава Климта и кому коллекции Бельведера мало, стоит зайти в Музей Леопольда, что открылся в столице Австрии в 2001 году. Здесь выставлены «Жизнь и смерть» и «Даная» основоположника австрийского модерна. Впрочем, главная причина зайти в музей Леопольда — возможность познакомиться с самой полной коллекцией работ Эгона Шиле — известнейшего представителя австрийского экспрессионизма.

После смерти Климта Шиле пророчили славу самого влиятельного художника Австрии, но не сложилось — Эгон Шиле скончался через полгода после Густава Климта. Жизнь талантливого живописца унесла печально известная испанка, Шиле умер в возрасте 28 лет через три дня после смерти своей беременной жены Эдит. Художник предчувствовал собственную кончину, недаром же он написал пронзительную картину «Семья», на которой изобразил себя, свою супругу и их ребенка, умирающих от страшной болезни, унесшей в начале XX века жизни миллионов человек.

Создан музей на основе частного собрания Рудольфа и Элизабеты Леопольдов, правительство страны приобрело у коллекционеров 5000 произведений искусства, и сегодня музей Леопольда — самый посещаемый в музейном квартале Вены.

ЗА РИСУНКАМИ БОСХА, ДА ВИНЧИ И РАФАЭЛЯ — ГАЛЕРЕЯ АЛЬБЕРТИНА

Самая посещаемая галерея Вены может похвастаться великолепной коллекцией графики и рисунков за последнюю 1000 лет: в собрании представлены экспонаты со времен Средневековья и до конца XX века. Коллекцию начал собирать в восемнадцатом веке герцог Альберт Саксонский-Тешенский — большой любитель искусств, живший в Братиславе, а его наследники — тоже эрцгерцоги — в дальнейшем коллекцию графики неустанно пополняли.

Общественным достоянием коллекция стала в 1919 году, и сегодня в экспозиции Альбертины можно увидеть настоящие редкости для истинного ценителя, например, рисунки Иеронима Босха, в том числе, и знаменитый «Улей и ведьмы», графику Пикассо, Климта, рисунки Рембрандта и итальянских мастеров Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля.

ЗА СРЕДНЕВЕКОВЫМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ — НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА АВСТРИИ

Помните, в фильме «Девятые врата», коллекционер листает дьявольскую книгу и говорит, что она сделана «как сам Бог велел, не то что сейчас»? Чтобы убедиться в правоте слов персонажа фильма, загляните в Австрийскую Национальную библиотеку, где хранятся книги еще со времен Средневековья.

Выглядит зал библиотеки совсем, как в мультфильме «Красавица и Чудовище» — миллион трудов в огромных шкафах из ценного дерева, которые стремятся к украшенному фресками потолку. Место — удивительное по своей атмосфере, в небольшом зале библиотеки можно провести целый час — просто стоять с раскрытым от восхищения ртом, обозревая бесконечные ряды книг, статуи и огромные глобусы, на одном, кстати, изображена карта созвездий. Но, раз уж сегодня мы говорим об изобразительном искусстве, то упомянем о цветных средневековых гравюрах и эстампах, что украшают страницы старинных книг.

Книги выложены в раскрытом виде под стеклами, большинство иллюстраций, само собой, на библейскую тему, но, когда смотришь на совершенно не поблекшие со времен Средневековья яркие краски, дух захватывает, а голова идет кругом. Кстати, именно в Национальной библиотеке находится и восхитительная «Обнажённая истина» Густава Климта.

ЗА КЛИМТОМ И СКУЛЬПТУРОЙ МАКСА КЛИНГЕРА — МУЗЕЙ ВЕНЫ НА КАРЛСПЛАЦ

Музей на Карлсплац раньше носил название музея истории Вены, что полностью соответствует истине — в его стенах представлена вся история столицы Австрии, начиная с первых поселений на берегу Дуная. Конечно, основная часть экспозиции посвящена Габсбургам, но на третьем этаже нашлось место и для коллекции картин и предметов искусства XIX - XX веков.

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Содержание статьи

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер . Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего , составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне , Тициана , Веронезе , Андреа Мантеньи , Тинторетто , Яна ван Эйка , Питера Пауля Рубенса , Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк : Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува ) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ). Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима ), Пасмурный день (Канун весны) , Возвращение стада (Осень ), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс : Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен , обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом) , Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи .

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи.

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты Маргариты -Терезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в., а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта . Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.). Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм. Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в. Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.