Великий князь святослав игоревич. Правление князя святослава игоревича

Святослав Игоревич (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и "гневался на мать", когда она убеждала его креститься: "Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною", – говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: "легко ходя, аки пардус (барс)", – по выражению летописи.

Памятник князю Святославу Игоревичу в Запорожье

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество , Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на Востоке, Святослав Игоревич получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своей собственностью. "Хочу жить в Переяславце Дунайском, – говорил он: – там середина (центр) моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров – серебро и кони, из Руси меха, воск и мед и рабы". Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгиней Ольгой и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и просьбой о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание, но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад на Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война , и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Доростол (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию.

Встреча князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Картина К. Лебедева, ок. 1880

Войско Святослава, истомленное войной, на пути домой было захвачено в днепровских порогах печенегами и Рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

После смерти Святослава Игоревича на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли междоусобия, в которых погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным. Потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов , у него служивших, и усмирить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудачи Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Время рождения сына Игоря и Ольги - князя Святослава вызывает вопросы. «Повесть временных лет» не датирует это событие, отмечая лишь, что в 945 - 946 годах Святослав был ещё ребёнком. Когда войска Ольги и древлян стояли напротив друг друга, готовые к битве, сигналом к сражению послужило копье, брошенное Святославом в сторону врага. Но поскольку он тогда ещё был мал, копьё упало впереди его коня. Некоторые древнерусские летописи, в том числе Ипатьевская, отмечают рождение Святослава под 942 годом. Это, впрочем, противоречит другим летописным данным: ведь Игорь родился в конце 870-х годов, Ольга в 880-х - самое позднее в начале 890-х, а поженились они в 903 году. Получается, что только через 40 лет брака у двух пожилых людей родился сын, что выглядит маловероятным. Поэтому учёные пытались как-то объяснить эти противоречия.

К сожалению, и здесь не обошлось без нигилизма. Так, археолог С. П. Толстов писал даже, что «генеалогия Рюриковичей до Святослава шита белыми нитками”, а Л. Н. Гумилёв полагал, что Святослав вовсе не был сыном Игоря (или был сыном другого Игоря, не Рюриковича). Но источники не дают возможности усомниться в прямом родстве Святослава с Игорем и Ольгой. Не только русские летописи, но и иностранные авторы, такие, как Лев Диакон и Константин Багрянородный, называют Святослава сыном Игоря и Ольги.

Найти выход из сложной хронологической ситуации могут помочь дополнительные сведения из некоторых исторических произведений. Согласно «Летописцу Переяславля-Суздальского”, Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, то есть родился в 941 - 942 годах, а ведь он не был первенцем Святослава. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский также писал о преклонном возрасте Владимира, умершего «отягчённым годами». А по данным В. Н. Татищева, сославшегося в данном случае на Ростовскую и Новгородскую летописи, Святослав родился в 920 году. И наконец, сообщение Константина Багрянородного в его трактате «Об управлении Империей» (составлен в 948 - 952 гг.) о том, что сын Ингора Сфендослав сидел в Немогарде (большинство исследователей видят в этом названии Новгород). По-видимому, Святослав княжил в Новгороде до того, как официально стал князем киевским, то есть до осени 944 года. В таком случае совершенно непонятно, как двухлетний младенец мог княжить в таком крупном центре Руси да ещё и посылать своего представителя на русско-византийские переговоры (при заключении договора 944 года Святослав был представлен отдельным послом). Конечно, можно предположить, что за Святослава правил его кормилец Асмуд, то есть и княжение, и посольство были простыми формальностями, но тогда какой они имели смысл? Княжичи на Руси могли принимать участие во взрослой жизни с семи-восьми лет, но чтобы младенец двух лет был представлен особо на внешнеполитических переговорах и формально был князем во втором по значению русском городе (причём Константин пишет, что Святослав именно «сидел”, княжил, а не просто владел) - такого никогда не бывало ни до, ни после Святослава!

Всё это позволяет сделать вывод, что Святослав родился раньше 942 года, возможно, в начале 920-х годов, то есть на 20 лет ранее датировки Ипатьевской летописи. Ошибку можно объяснить, предположив, что около 942 года родился не Святослав, а кто-то из его сыновей. На ещё одну сторону этой проблемы обратил в своё время внимание великий историк С. М. Соловьёв. По летописям известен рассказ о том, что мать Святополка Окаянного была приведена сыну Святослава Ярополку в жёны отцом, причём первоначально она была монахиней. Если за этой легендой стоит исторический факт, то в 970 году Ярополк уже был женат, что плохо согласуется с датой рождения Святослава в 942-м. Соловьёв объяснил это тем, что князья могли женить и своих малолетних детей, даже если невеста намного старше: «Разница лет при многожёнстве ничего не значила”. Однако само летописное известие лишний раз свидетельствует о сложности рассматриваемой проблемы.

При анализе датировки рождения Святослава бросается в глаза аналогия с таким же поздним рождением Игоря. По летописным данным, Игорь в момент смерти Рюрика был ещё очень мал (по Воскресенской летописи - двух лет от роду). Святослав как бы повторяет эту ситуацию: ему примерно три года (если признать, что Игорь погиб поздней осенью 944 года, то Святославу тоже было два года). При Игоре воспитатель Олег, который фактически является самостоятельным князем вплоть до своей смерти. При Святославе - Ольга, которая также удерживает бразды правления в своих руках очень долго. Может быть, с помощью аналогии с Игорем летописец попытался объяснить фактическую узурпацию власти Ольгой, представив Святослава ребёнком?

Если Святослав родился раньше, то получается, что Ольга просто отстранила сына от верховной власти. Может быть, в этом следует видеть одну из причин его безудержной военной активности?

Интересно, что, принадлежа к варяжской по происхождению династии, Святослав носил чисто славянское имя. У Константина Багрянородного и Льва Диакона имя князя передано как Сфендослав, что доказывает сохранение в то время в славянском языке носовых гласных. Факт первоначального княжения Святослава в Новгороде можно рассматривать, по сути, как самое раннее проявление династической традиции Рюриковичей сажать на новгородский стол старшего сына, наследника или одного из сыновей великого князя. Таким образом, подчёркивалось и единство двух важнейших древнерусских центров и особое положение Новгорода в системе Древнерусского государства. Святослав начал эту традицию, возникшую почти сразу после оформления Киева как древнерусской столицы (Игорь - первый киевский князь из рода Рюриковичей).

Святослав прославился как отважный и доблестный витязь, деливший со своими дружинниками все трудности и лишения. Он не возил с собой шатра, постели, посуды и котлов, не любил дорогой одежды, а вместе с воинами спал под открытым небом, на земле, положив под голову седло, ел полусырое мясо, испечённое на углях. Под стать образу жизни была и внешность князя - могучего богатыря, закалённого в лишениях и грозного на вид. Святослав был смелым и талантливым полководцем - враги боялись его. «Иду на Вы!», то есть иду на вас, - так обычно предупреждал он противника перед началом войны.

Почти всю свою жизнь Святослав провёл в войнах с соседними государствами. В 964 году он двинулся в земли вятичей, плативших дань хазарам. Это был первый удар по могуществу Хазарского каганата. Вятичи жили в междуречье Оки и Волги, этот глухой край отделяли от остальной Руси дремучие, труднопроходимые леса, и поход туда стал первым подвигом Святослава (много позже Владимир Мономах с гордостью писал, что прошёл сквозь землю вятичей). Затем в 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. Он взял важную крепость, защищавшую Хазарию с Дона, - Белую Вежу (Саркел). Саркел был построен для хазар византийцами ещё в конце 830-х годов. Теперь вся Волга оказалась под контролем Руси, и это не могло не обеспокоить византийцев. С богатыми дарами в Киеве появился посланец Константинополя сановник Калокир, который предложил Святославу направить свой удар на Дунайскую Болгарию. В то время она вышла из-под контроля Византии и перестала соблюдать условия мирного договора, ранее заключённого между двумя странами. Святослав, преследовавший свои цели, согласился. Князю показалась заманчивой мысль овладеть Нижним Дунаем. Ведь это был богатый в хозяйственном и торговом отношении край. Если бы он вошёл в состав Руси, то её границы расширились бы и вплотную подошли к рубежам самой Византийской империи.

В 967 году Святослав начал войну с болгарами. Удача сопутствовала ему. По сообщению летописей, русы взяли 80 городов по Дунаю, а Святослав обосновался в дунайском городе Переяславец. Сюда византийцы присылали ему всевозможные дары, в том числе золото и серебро. В 968 году Святославу пришлось отлучиться, чтобы спасти Киев от нашествия печенегов, но потом он вернулся на Дунай. Летопись сохранила его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мёд и рабы». Такая позиция усилила пропасть между Святославом и киевской верхушкой. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул...» Вероятно, поэтому и не прислали ему на помощь войска, когда Святослав возвращался после войны с византийцами в Киев.

Но всё-таки Святослава тянуло на Дунай. Вскоре он опять был там, вновь взял Переяславец, вернувшийся за время его отсутствия к болгарам, а затем вспыхнула и война с Византией. Императором тогда являлся армянин по происхождению Иоанн Цимисхий (Цимисхий в переводе на русский язык означает «туфелька»). Он был известен как опытный полководец, но и Святослав не уступал ему в воинском мастерстве. Столкновение двух героев становилось неизбежным. Византийский историк Лев Диакон донёс до нас подлинные слова русского князя: «Сфендослав (Святослав) очень гордился своими победами над мисянами (жители византийской провинции Мисия) ; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью (здесь, конечно, нужно учитывать, что Святослав являлся для византийцев смертельным врагом) . Ромейским послам Сфендослав ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами (так Лев Диакон называет жителей Руси)».

Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неосквернённым и благодаря споспешествованию Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и оговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключённого в давние времена мира. (...) если вы сами не уйдёте из страны, то мы изгоним вас из неё против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря (Игоря) , который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору (Керченский пролив) прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его дальнейшей жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев (вернее, на древлян) , он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернёшься в своё отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, - ты найдёшь погибель здесь со всем своим войском, и не один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну - мы сами разобьём вскоре свои шатры у ворот Византия (Константинополя) и возведём вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих (византийское войско состояло во многом из крестьян, в то время как в дружине Святослава были воины-профессионалы) , а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами». Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне, дабы предупредить нашествие Сфендослава и преградить ему доступ к столице...»

Известие о приближении дружин Святослава привело в смятение коварных греков. Русы продвигались к Константинополю. Но Цимисхию удалось мобилизовать свои силы, и Святослав отступил. В кровопролитных битвах решалась судьба Балкан. Наконец Святослав оставил столицу Болгарии - Преслав Великий и укрепился в крепости на Дунае Доростоле (ныне Силистра). Здесь в 971 году его войско было окружено стотысячной армией императора византийцев. Воеводы Святослава считали дальнейшую борьбу бессмысленной и предложили князю сдаться. Но он решительно отказался и обратился к своим немногочисленным воинам с призывом: «Не посрамим землю русскую, но ляжем костьми. Мёртвые срама не имут. Станем крепко, я впереди вас пойду!»

О той же битве рассказывает и Лев Диакон: «В то время как государь (император Иоанн) медленно продвигался по направлению к войску росов, от их фаланги отделилось несколько одержимых отчаянной дерзостью храбрецов, которые, устроив засаду, совершили внезапное нападение и убили некоторых воинов из передового отряда ромеев. Увидев их трупы, разбросанные вдоль дороги, император опустил поводья и остановил коня. Гибель соотечественников привела его в негодование, и он приказал выследить совершивших это злодеяние. Телохранители Иоанна, тщательно обыскав окрестные леса и кустарники, схватили этих разбойников и связанными привели к императору. Он тотчас же приказал их умертвить, и телохранители, без промедления обнажив мечи, изрубили всех их до одного на куски. Тогда войска подошли к пространству, лежащему перед Доростолом... тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повёл фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба при мысли о том, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом. Побуждаемые такими мыслями, оба войска сражались с непревзойдённой храбростью; росы, которыми руководило их врождённое зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство. Много воинов пало с обеих сторон, бой шёл с переменным успехом, и до самого вечера нельзя было определить, на чью сторону склоняется победа. Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор; громким голосом призвал он воинов показать на деле природную ромейскую доблесть и вселил в них бодрость духа. Они устремились с необыкновенной силой, трубачи протрубили к сражению, и могучий клич раздался над ромейскими рядами. Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены; они потеряли в этом бою многих своих воинов. А ромеи запели победные гимны и прославляли императора. Он раздавал им награды и устраивал пиры, усиливая их рвение в битвах».

Но, несмотря на «победные гимны», Иоанн понял, что Святослав стоит насмерть. Видя, что ему не удастся сломить сопротивление русских, византийский император пошёл на мир. Лев Диакон так описал встречу Святослава с Цимисхием: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

В результате Русь и Византия заключили новый мирный договор - не во дворце или в канцелярии, а прямо на поле брани. Русы обязались впредь не нападать на Болгарию и византийские земли, а греки обещали беспрепятственно пропустить войско Святослава домой, снабдив его небольшим запасом продовольствия. Восстанавливались и торговые отношения между двумя державами. Текст договора, как и обычно, составлялся в двух экземплярах и скреплялся печатями. Следует думать, что на печати русского князя красовалось изображение двузубца - родового знака Рюриковичей.

Возвращаясь на родину, русское воинство разделилось. Одна его часть, во главе с воеводой Свенельдом, направилась по суше, а Святослав с дружиной поплыл по Дунаю в Чёрное море. Затем вошли в Днепр и двинулись на север. Но весной 972 года на днепровских порогах, где суда приходилось перетаскивать волоком, на русскую дружину напали печенеги. Святослав погиб в бою. А печенежский хан Куря сделал из черепа князя, оковав его золотом, чашу. Из этой чаши он пил вино, надеясь, что к нему перейдут ум и мужество славного полководца.

Князь Святослав Игоревич навеки остался в русской истории как отважный воин и великий полководец, покрывший славой русское оружие и укрепивший международный престиж Руси.

У Святослава было трое сыновей. Ещё при жизни он сделал старшего сына Ярополка своим наследником в Киеве, второго сына Олега - князем древлянским, а младшего Владимира, родившегося от наложницы Малуши, по требованию самих новгородцев, князем Новгорода.

Происхождение Малуши неизвестно. В летописях лишь глухо сообщается, что она была дочерью некоего Малка Любечанина. Сестрой Малуши был Добрыня, далёкий прообраз былинного богатыря Добрыни Никитича. Сама же Малуша являлась рабыней княгини Ольги, а потому Владимира княжна Рогнеда и назвала «робичичем», то есть сыном рабыни (но об этом чуть ниже). В историографии возникла интересная гипотеза о родословной Малуши. Выдвигалось предположение о том, что она на самом деле дочь древлянского князя Мала, ставшая после гибели отца рабыней победительницы - княгини Ольги. Но эта версия наталкивается на такие неразрешимые противоречия, что не может быть признана заслуживающей внимания.

Любопытно, что о матери Владимира, правда, не упоминая имени, говорит и скандинавская «Сага об Олаве Трюггвасоне». У конунга Гардарики Вальдамара была старая, дряхлая мать. Она считалась языческой пророчицей, и многие её предсказания сбывались. В Гардарики был обычай: в первый день йоля (языческий зимний праздник, впоследствии отождествлённый с Рождеством), вечером, мать Владимира выносили в кресле в палату, ставили напротив места князя, и старая пророчица предсказывала будущее. Владимир относился к матери с большим уважением и почтением, спрашивал её, не угрожает ли какая опасность Гардарики. В один из вечеров княгиня предсказала рождение в Норвегии Олава Трюггвасона, впоследствии побывавшего на Руси.

Мотив пророчества распространён в средневековой литературе. Но при всей легендарности этого рассказа (исследователи полагают, что в образе матери Владимира могли отразиться черты мудрой княгини Ольги) он добавляет новые краски начальной русской истории.

После смерти Святослава Ярополк стал уже полноправным князем Киева. Но его правление оказалось недолгим. Воеводой при Ярополке, так же как и при его отце и деде, остался Свенельд. «Повесть временных лет» рассказывает, как однажды сын Свенельда - Лют охотился в лесах недалеко от Киева. В это же время на охоту поехал и князь Олег Святославич. «Кто это посмел охотиться на княжеских землях?” - спросил Олег своего воеводу, увидев вдалеке нескольких всадников. «Лют Свенельдич,” - отвечали ему. Тогда князь решил наказать ослушника. Догнав Люта, Олег в гневе убил его. С тех пор Свенельд затаил злобу на Олега и начал уговаривать Ярополка пойти войной на брата.

В 977 году между Святославичами началась усобица. Ярополк двинулся в поход на Древлянское княжество. В первой же битве Олег потерпел поражение и бежал в город Овруч. Как и многие русские города, Овруч был окружён рвом, через который к городским воротам был перекинут мост. Воины Олега и окрестные жители со всех сторон стекались под стены города, надеясь укрыться от приближавшихся дружин Ярополка. На мосту, ведущем в крепость, столпилось множество людей, они теснили и отталкивали друг друга. В эту давку попал и сам Олег. Он с трудом пробивал себе дорогу среди обезумевших от страха людей и, наконец, был сброшен с коня прямо в ров. Сверху падали на него тела задавленных воинов и трупы коней... Когда Ярополк захватил Овруч, он нашёл в городском рву бездыханное тело брата. Князь сокрушался, что начал войну, но остановить её уже было нельзя.

Владимир, княживший в Новгороде, узнал о случившемся и бежал к родственникам в Скандинавию. В 980 году он вернулся на Русь с большой варяжской дружиной и двинулся на юг, к Киеву. По пути молодой князь решил захватить большой и богатый город Полоцк, где княжил Рoгволод. У Рогволода было два сына и красавица дочь, которую звали Рогнедой. Владимир посватался к Рогнеде, но гордая княжна отказала ему («не хочу розути робичича», сказала она, так как по обычаю жена разувала своего мужа после свадьбы), тем более что на ней собирался жениться Ярополк. Тогда Владимир внезапно напал на Полоцк, захватил город и сжёг его. Рогволод и его сыновья погибли, а Рогнеде поневоле пришлось стать женой победителя. Она родила Владимиру четырёх сыновей, одним из которых был Ярослав Мудрый.

Теперь настал черёд и Ярополка. По совету воеводы Блуда, которого Владимир подкупил, Ярополк бежал из Киева, бросив город на произвол судьбы. Лишённые предводителя киевляне даже не сопротивлялись надвигавшемуся войску. Ворота Киева открылись, и Владимир торжественно сел на княжеском престоле своего отца. Ярополк между тем укрылся в небольшом городке Родень, но силы его были истощены. Когда Владимир подошёл к городу, приближённые Ярополка посоветовали своему князю сдаться без боя. С тяжёлым сердцем отправился Ярополк в ставку брата. И только вошёл он в сени дома Владимира, как два охранявших двери варяга подняли его мечами за пазухи. Окровавленное тело князя безжизненно повисло на острых мечах...

Так началось киевское княжение Владимира.

СВЯТОСЛАВ!

"МУЖ КРОВИ"
(КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ)

Яркий след оставил в русской истории князь Святослав Игоревич. Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году. После гибели в древлянской земле отца князя Игоря он, тогда трехлетний мальчик, первым начал битву с восставшими древлянами, выехав перед киевскими полками и бросив в сторону врага боевое копье. И хотя, брошенное некрепкой детской рукой, оно упало на землю перед ногами его же коня, но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое. Не княжич, но князь! Не мальчик, но воин! И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод:"Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!".

Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. По всему видно, что лучшего наставника чем дядька Асмуд, княгиня Ольга не могла найти своему сыну - он воспитал его настоящим воином. Полководческому искусству обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд. Несомненно, что этот варяг, лишь огранил незаурядный талант князя, объяснив ему хитрости воинской науки. Святослав был ярким, самобытным полководцем, интуитивно чувствовавшим высокую симфонию сражения, умевшим решительным словом и личным примером вселить мужество в своих воинство, предугадывающим действия и поступки врагов.
И еще один урок извлек Святослав из наставлений своих воспитателей-воевод - быть всегда заодно со своей дружиной. По этой причине отверг он предложение матери - княгини Ольги, в 855 году принявшей христианство и захотевшей крестить и сына. Киевские дружинники, почитавшие Перуна, были настроены против новой веры, и Святослав остался со своими витязями.

"Когда Святослав вырос и возмужал, - записано в летописи, - начал он собирать множество воинов храбрых, и легко, как пардус (гепард), передвигаясь в походах, много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко изрезав конину, или зверину, или говядину жарил на углях и так ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник с коня, а под голову седло".

Святослав совершил два великих похода.
Первый - против огромной хищной Хазарии - темного царства, владевшего землями от Кавказских гор до заволжских степей; второй - против Дунайской Болгарии, а затем, в союзе с болгарами, против Византии.

Еще в 914 году в хазарских владениях на Волге погибла рать князя Игоря, отца Святослава, пытавшаяся обезопасить волжский торговый путь. Отомстить неприятелю и завершить дело, начатое отцом - возможно именно это и бросило в дальний поход молодого киевского князя. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Не тронув вятичей и не разоряя их земли, лишь повелев им платить дань не хазарам, а Киеву, Святослав вышел на Волгу и двинул свою рать против старинных врагов Русской земли: волжских болгар, буртасов, и самих хазар. В окрестностях Итиля, столицы Хазарского каганата произошла решающая битва, в которой киевские полки разбили и обратили в бегство хазар. Затем уже он двинул свои дружины против других данников северокавказских племен ясов и касогов, предков осетин и черкесов. Около 4 лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил всех своих врагов, захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел (на Дону), Семендер (на Северном Кавказе). На берегах Керченского пролива в захваченном хазарском селении Таматархе он основал форпост русского влияния в этом крае - город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Вернувшись в Киев, Святослав лишь около года пробыл в своем стольном граде и уже в 968 году отправился в новую военную экспедицию - против болгар на далекий голубой Дунай. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. За помощь Византии Калокир передал Святославу 15 кентинариев (455 килограмм) золота, однако было бы не правильно считать поход русичей против болгар рейдом наемных дружин. Прийти на выручку союзной державе киевский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 году князем Игорем. Золото было лишь даром, сопровождавшим просьбу о военной помощи...

Всего 10 тысяч воинов взял с собой в поход русский князь, но не числом воюют великие полководцы. Спустившись по Днепру в Черное море, Святослав стремительно атаковал высланное против него тридцатитысячное болгарское войско. Разгромив его и загнав остатки болгар в крепость Доростол, князь взял город Малую Преславу (Сам Святослав называл этот город, ставший его новой столице Переяславцем) , заставив объединиться против него и врагов и вчерашних друзей. Болгарский царь Петр, лихорадочно в своей столице Великой Преславе собиравший войска, вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, охотно согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. В отчаянной, кровавой сечи изнемогали киевляне, но печенежский натиск не ослабевал. Лишь ночная атака небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева. С этой историей связано первое в нашей летописи описание героического деяния, свершенного оставшимся безымянным киевским отроком. Когда "осадили печенеги город силой великой - было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогли люди от голода и жажды. И собрались (ратные) люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали печалиться люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и передать им: если не подступите утром к городу - сдадимся печенегам". Исказал один отрок: " Я проберусь". И ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и пробежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ничего с ним сделать. На том берегу заметили это, подплыли к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную".
Далеко на Дунай полетел призыв киевлян, с трудом отбившихся от нападения врагов: "Ты, князь, чужую землю ищешь и бережешь ее, а свою покинул, чуть было не забрали нас печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас и снова нас возьмут, то неужели тебе не жаль ни матери старой своей, ни детей твоих".

Не мог не услышать этот призыв Святослав. Вернувшись с дружиной в Киев, он настиг и разгромил печенежское войско и далеко в степь прогнал его жалкие остатки. Тишина и покой воцарились тогда в Русской земле, но мало этого было ищущему битвы и ратного подвига князю. Не выдержал он мирной жизни и взмолился матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед."

Выслушала горячие, запальчивые слова сына княгиня Ольга и лишь одно промолвила ему в ответ: "Ты видишь, что я уже больна, куда же ты хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, то иди куда захочешь..."

Через 3 дня она умерла. Похоронив мать, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои силой оружия завоеванные владения на Дунае. Спешить его заставляли приходившие оттуда известия - новый болгарский царь Борис, вступивший на трон с помощью греков, напал на русский отряд, оставленный Святославом в Переяславце и овладел крепостью.

Подобно стремительному барсу бросился русский князь на врага, разгромил его, пленил царя Бориса и остатки его войска, овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Вскоре он узнал о смерти Никифора Фоки, убитого своим приближенным Иоанном Цимисхием, выходцем из армянской фемной знати, объявившего себя новым императором. Весной 970 года Святослав объявил ему войну, угрожая врагу поставить свои шатры у стен Царьграда и называя себя и своих воинов "мужами крови". Затем он перешел через заснеженные горные кручи Балкан, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и подошел к Аркадиополю (Люле-Бургаз). До Царьграда оставалось всего лишь 4 дня пути по равнине. Здесь произошла битва русичей и их союзников болгар, венгров и печенегов с наспех собранной армией византийцев. Победив и в этом сражении, Святослав, однако, не пошел далее, а, взяв с греков "дары многие" вернулся назад в Переяславец. Это была одна из немногих, но ставшая роковой ошибка прославленного русского воителя.

Иоанн Цимисхий оказался хорошим учеником и способным полководцем. Отозвав из Азии лучшие византийские войска, собрав отряды и из других частей своей империи, он всю зиму учил и муштровал их, сплотив в огромное обученное войско. Также повелел Цимисхий собрать новый флот, починив старые и построив новые боевые корабли: огненосные триеры, галеи и монерии. Число их превысило 300. Весной 971 года император Иоанн направил их к устью Дуная, а затем вверх по этой реке, чтобы отрезать дружину Святослава, помешать ей получит помощь из далекой Руси.

Со всех сторон двинулись византийские армии на Болгарию, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. В битве у стен Преславы полегли почти все воины находившегося там 8-тысячного русского гарнизона. В числе немногих спасшихся и прорвавшихся к своим главным силам были воевода Сфенкел и патрикий Калокир, некогда призвавший Святослава в Болгарию. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русичи к Дунаю. Там, в Доростоле (современный город Силистрия), последней русской крепости в Болгарии, поднял Святослав свой стяг, готовясь к решительной битве. Город был хорошо укреплен - толщина его стен достигала 4,7 м.

Приблизившись к Доростолу 23 апреля 971 года в день Святого Георгия, византийцы увидели перед городом русское войско, выстроившееся для битвы. Сплошной стеной стояли русские витязи, "сомкнув щиты и копья" и не думали отступать. Раз за разом они отбили за день 12 атак врага. Лишь ночью отошли они в крепость. Наутро византийцы начали осаду, окружив свой лагерь валом и частоколом с закрепленными на нем щитами. Продолжалась она более двух месяцев (65 дней) до 22 июля 971 года. В этот день русские начали свой последний бой. Собрав перед ним своих воинов Святослав произнес свое знаменитое: "Мертвые сраму не имут". Упорный этот бой длился долго, отчаяние и мужество придавало небывалые силы воинам Святослава, но лишь только русские начали одолевать, как поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Так природа вырвала из рук Святослава уже почти одержанную победу. Князь вынужден был отступить обратно в Доростол и начать переговоры о мире с Иоанном Цимисхием.

Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец Лев Диакон грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким".
В ходе переговоров стороны пошли на уступки. Святослав обещал оставить Болгарию и уйти на Русь, Цимисхий - пропустить русское войско и выделить на 22 тысячи оставшихся в живых воинов по 2 меры хлеба.

Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских порогов, его поредевшее войско уже поджидали извещенные вероломными греками печенеги. Конному отряду Свенельда удалось незаметно для врага пройти на Русь степью, Святослав, шедший на ладьях, пришлось зимовать в устье Днепра в Белобережье, но весной 972 года он решил прорываться к Киеву через печенежские заслоны. Однако силы были слишком неравны. В тяжелом бою полегла и верная дружина Святослава, пал в этой жестокой сече и он сам. Из черепа Святослава половецкий князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать окованную золотом чашу для пиров.

Озвучте свое мнение!

Князь Святослав Игоревич (Храбрый) – покоритель вятичей и победитель хазаров

Великий киевский князь Святослав Игоревич (родился в 940 г. – погиб в 972 г.) – без преувеличения, самый отчаянный воин в истории средневековой Руси. Он был сыном своего жестокого времени, и судить о поступках этого воинственного монарха с современной точки зрения, безусловно, не стоит. Князь мало вписывается в этические каноны сегодняшнего дня, как, впрочем, и все его современники. В то же время Святослав идеально бы смотрелся в украинской версии "Игр престолов" как один из наиболее ярких персонажей и колоритных персонажей.

Великий киевский князь Святослав (Храбрый) – первый великий киевский князь со славянским именем, однозначную оценку которому не могут дать даже сами историки. Так,

  • Николай Карамзин (1766-1826) назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории»;
  • советский академик Борис Рыбаков (1908-2001), охарактеризовал Святослава великим завоевателем, создавшим на карте Европы "единым сабельным ударом" огромное государство от завоеванных им вятичей (современных москвичей) до северного Кавказа;
  • профессор Сергей Соловьев (1820-1879) считал, что князь был "воином, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли".
  • Чем прославился великий киевский князь Святослав Игоревич, чьи памятники установлены во многих городах Украины?

    1. Расширением территории Киевской Руси за счет присоединения к Киеву земель вятичей (современная Смоленская, Московская, Тульская, Воронежская области РФ).

    2. Разгромом и грабежом многочисленных соседей – Волжской Болгарии, Хазарского каганата и вторжением на Балканы, где потерпел в итоге поражение от Византии. Был убит печенегами на острове Хортица на Днепре, когда возвращался с малой дружиной из своего провального похода в Болгарию.

    Из этих 2-х пунктов становится понятным сарказм профессора Соловьева о "великом воине" и "бесполезности его дел для родной земли". Да в ту эпоху все великие национальные герои других стран, на первый взгляд, действовали точно так же, но они не только громили, разоряли и ослабляли соседей, но и удерживали эту территорию, присоединяя ее к своему государству. Так,

  • Карл Великий (768-814) – король Франков, сумевший впервые после падения Римской империи объединить Западную Европу – территорию современных Франции, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Западной Германии и Северной Италии, получив титул императора;
  • Чингизхан (1162-1227) – основатель самой крупной империи от современной Монголии и Китая о Крыма и Волжской Булгарии, расширенное на Запад Батыем;
  • Саладин (Салах ад-Дин, 1138-1193) – султан Египта и Сирии и т. д., в сравнении с которыми князь Святослав Игоревич, разумеется, очень сильно проигрывает.
  • Сын мудрой княгини христианки Ольги и князя Игоря Святослав был воспитан викингами Свенельдом и Асмудом, которые вместе с почитанием языческих идолов внушили ему несвойственную для славянина воинственность. С 10-летнего возраста княжича брали на многочисленные битвы, где мальчику в полной мере пришлось освоить всю военную премудрость того сурового времени. При Святославе неотступно находился друг его отца воевода Свенельд, который по мере сил приобщал юношу к ратному делу.

    Каждый год правления молодого князя был ознаменован новой войной. При нем русичи превратились в очень опасных соседей буквально для всех. Святослав никогда не искал серьезных поводов для начала боевых действий, он просто направлял впереди себя гонца с лаконичным посланием "Иду на вы". Именно таким образом он подчинил славянское племя вятичей, разбил Волжскую Булгарию и нанес сокрушительное поражение Хазарскому каганату. Древнерусские войска не только покончили со своим давним и могучим противником (хазары брали дань со славян еще до прибытия князя Олега в Киев), но и продемонстрировали всему миру свою необычайную силу, захватив неприступные крепости Итиль и Саркел. Вместе с тем Святослав и его ближние дружинники получили под свой контроль оживленный торговый путь по Волге с выходом на Каспий.

    При всем своем авантюризме князь, как и его варяжское окружение, оставался спокойным прагматиком. Обложив данью народы на востоке, он устремил свой взгляд в юго-западном направлении – на Балканы. Мечтой Святослава было взять в свои руки весь "Путь из варяг в греки", что сулило бы ему баснословную прибыль.

    В свете таких планов очень кстати пришлось предложение византийского императора Никифора Фоки помочь подавить восстание подвластных Константинополю дунайских болгар. Император Византии Никифор Фока, желая отомстить болгарам за то, что они попустительствовали венграм, нападавшим на его страну, обещал великие дары, если князь выступит против Болгарии. В 967 году Святослав, получив несколько пудов золота, с 60000 воинами захватил придунайские города. Вместе с верными спутниками Свенельдом, Сфенкелем, Икмором и своей дружиной князь перешел через заснеженные перевалы, захватил болгарскую столицу Преславу и пленил местного царя Бориса.

    В легенду вошла чрезвычайная жестокость, с какой победители обращались с порабощенным славянским народом, не щадя ни матерей, ни младенцев. Царь Болгарии вскоре умер от горя, а Святослав сел княжить в болгарском городе Переяславце. "Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок – середина моей земли!" – сказал он матери и боярам.

    Разумеется, Царьград не мог мириться с тем, чтобы киевская власть укрепилась на Балканах. Впереди у князя Святослава была самая тяжелая война в его жизни – война с единственной сверхдержавой того времени, великой Византийской империей. Именно тогда, в схватке с самым сильным противником, и проявились все героические качества князя Святослава и его отважных воинов.

    Главный подвиг князя Святослава – война с Византией.

    Как и следовало ожидать, византийцы придерживались несколько иного мнения относительно пределов владений неуправляемого князя. В Цареграде давно уже недоумевали, почему тот не покидает пределов их империи. Когда же на константинопольский трон сел искусный военачальник Иоанн Цимисхий, византийцы решили перейти от слов к делу.

    Первое столкновение с войском Иоанна Цимисхия возле Адрианополя окончилось победой русского князя. Летописец Нестор приводит легенду о дарах, преподнесенных ему после битвы: "Цимисхий в страхе, в недоумении призвал вельмож на совет и решился искусить неприятеля дарами, золотом и паволоками драгоценными; отправил их с человеком хитрым и велел ему наблюдать все движения Святославовы. Но сей князь не хотел взглянуть на золото, положенное к его ногам, и равнодушно сказал отрокам своим: возьмите. Тогда император послал к нему в дар оружие: герой схватил оное с живейшим удовольствием, изъявляя благодарность, и Цимисхий, не смея ратоборствовать с таким неприятелем, заплатил ему дань".

    После заключения мирного договора с греками киевский князь допустил ряд стратегических ошибок: не занял горные проходы через Балканы, не перекрыл устье Дуная и разделил свое войско на две части, расположив их в Преславе и в Доростоле. Самоуверенный полководец, видимо, очень полагался на свое воинское счастье, но в этот раз ему противостоял очень грамотный и опытный противник. Иоанн Цимисхий в 971 году направил большой флот (300 кораблей) к устью Дуная с целью отрезать войскам Святослава путь к отступлению. Сам же император, под началом которого двигалось 13 тысяч всадников, 15 тысяч пехотинцев, 2 тысячи его личной гвардии ("бессмертных"), а также огромный обоз со стенобитными и огнеметательными машинами, без всяких трудностей перешел через горные перевалы и вышел на оперативный простор. Болгары, прожившие несколько лет под властью Святослава, с удовольствием поддержали цивилизованных византийцев. Первым же ударом Цимисхий захватил Преславу, при этом остатки разбитых русичей во главе с воеводой Сфенкелем едва успели отойти к Доростолу. Пришло время для решающего сражения.

    Первый бой под Доростолом состоялся 23 апреля 971 года. Греки подошли к резиденции Святослава. Их войска в несколько раз превосходили по численности осажденных в Доростоле русичей, при этом византийцы имели очевидное преимущество в вооружении, боевом оснащении и экипировке. Ими руководили опытные командиры, изучившие все премудрости военного искусства по древнеримским трактатам. Несмотря на это, воины Святослава смело встретили наступающих в чистом поле, "сомкнув щиты и копья наподобие стены". Так они выдержали 12 атак византийцев (в последней тяжелую конницу вел в бой сам император) и отступили под защиту городских стен. Считается, что первый бой закончился вничью: греки не смогли сходу разгромить русскую дружину, но и Святослав понял, что на этот раз столкнулся с серьезным противником. Данное убеждение только укрепилось на следующий день, когда князь увидел установленные напротив крепостных стен огромные стенобитные машины византийцев. А 25 апреля по Дунаю подошел и византийский флот, окончательно захлопнув смертельную ловушку. В этот день впервые в жизни Святослав не ответил на вызов, войска Цимисхия напрасно прождали русичей в поле, вернувшись в свой лагерь ни с чем.

    Второй бой под Доростолом состоялся 26 апреля. В нем погиб воевода Сфенкель. Боясь быть отрезанными от города византийской конницей, русичи снова отступили под защиту крепостных стен. Началась изнурительная осада, в ходе которой дружинники Святослава смогли предпринять ряд дерзких вылазок, а орудия византийцев все же сделали пролом в стене. Так прошло три месяца.

    Третий бой прошел 20 июля и вновь без определенного результата. Потеряв одного из полководцев, русичи "закинули щиты на спины" и скрылись в городских воротах. Среди погибших врагов греки с удивлением обнаружили одетых в кольчугу женщин, сражавшихся наравне с мужчинами. Все говорило о кризисе в лагере осажденных. На следующий день в Доростоле собрался военный совет, на котором решалось, как быть дальше: пытаться прорываться или стоять насмерть. Князь Святослав сказал своим командирам: "Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?" На том все и сошлись.

    Четвертый бой. 24 июля русичи вышли на четвертый бой, который должен был стать для них последним. Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто в войске уже не помышлял об отступлении. Цимисхий вышел с армией им навстречу. В ходе сражения русы держались стойко, они не имели резервов и очень устали. Византийцы, напротив, могли сменять атакующие подразделения, вышедшие из боя солдаты по приказу императора освежались вином. Наконец, в результате имитации бегства греки смогли отвести противника подальше от стен Доростола, после чего отряд Варды Склира смог зайти в тыл войску Святослава. Ценой огромных потерь русичам все же удалось отойти в город. На следующее утро князь предложил Иоанну Цимисхию начать переговоры о мире. Греки, не желая больше терять своих людей, пошли навстречу предложениям Святослава и согласились отпустить его войско домой с оружием, и даже снабдив их на дорогу хлебом. Князь же поклялся больше не воевать с Константинополем. После подписания мира состоялась и личная встреча полководцев. Император не сразу смог узнать правителя Руси, который подплыл к нему на лодке, сидя за веслами наравне с простыми дружинниками. Из 60-тысячной армии, которую Святослав привело собой в Болгарию, в живых в это время осталось примерно 22 тысячи человек.

    На пути в Киев ослабленное войско Святослава попало в засаду, устроенную на острове Хортица кочевниками-печенегами. Русичи храбро сражались, но, к сожалению, силы были неравны. Погибшему в бою Святославу отрубили голову, а из черепа сделали чашу для своих ханов. Так закончил свой путь славный воин, про которого сказал летописец: "Чужого искавши, свое потерял".

    Биография князя Святослава.

    940 г. (примерно) – родился князь киевский Святослав Игоревич.

    945 г. – после смерти отца стал номинальным правителем Киевской Руси.

    961 г. – княгиня Ольга перестает быть регентшей, а Святослав становится полновластным владыкой всех древнерусских земель.

    964 г. – Святослав предпринял поход на р.Ока, где подчинил своей власти славянское племя вятичей.

    964-967 гг. – князь с войском одержал целый ряд побед над волжскими булгарами, буртасами и хазарами, разрушил мощную цитадель Саркел, прошел до Боспора Киммерийского. Также ходил опустошительными походами на Северный Кавказ, где разбил племена ясов и касогов. Вернувшись, разрушил последнюю хазарскую крепость Семендер.

    967 г. – Святослав отправился в свой первый поход на Дунайскую Болгарию. Святослав одолел болгар в битве и, взяв 80 их городов по Дунаю, сел княжить в Переяславце, беря дань, в том числе и с греков.

    968 г. – воспользовавшись отсутствием Святослава, к Киеву подошли печенеги. Князю с дружиной пришлось спешно возвращаться из похода, чтобы отогнать кочевников от столицы.

    969 г. – Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега – у древлян, Владимира послал княжить в Новгород, а сам отплыл в Болгарию в Переяславец. Потом вернулся в Болгарию, где с трудом подавил восстание местного населения.

    970 г. – война переместилась во Фракию, поскольку Святослав стал наступать на Константинополь. Русичи захватили Филиппополь и Цимисхий, озабоченный начавшимся у него в тылу мятежом полководца Варды Фоки, согласился заплатить северным "гостям" большую дань.

    971 г. – Иоанн Цимисхий с войском вернулся в Болгарию, возобновив войну. Византийцы захватили Преславу, и многие болгарские города признали их власть над собой. Святослав с остатками войска заперся за стенами Доростола. Началась многомесячная оборона города.

    972 г. – возвращаясь из Болгарии в Украину, князь Святослав подвергся нападению печенегов и был убит. По одной из версий, византийцы послали сказать печенегам: "Вот, идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа".

  • Святослав был еще отроком, когда древляне подло убили его отца князя Игоря, но княгиня Ольга сумела удержать власть. Молодой княжич еще мальчиком принял участие в карательном походе против восставших древлян. Святослав не принимал участия во внутренних делах державы до самой кончины своей матери в 969 году. Отношения их всегда оставались прекрасными, и даже нежелание князя перейти в христианство не поссорило отца с матерью. "О, дорогое мое дитя! – говорила Святославу святая Ольга. – Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на земле внизу, кроме Того, Которого познала я, Создателя всея твари Христа Сына Божия... Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь". Святослав же рассуждал иначе: "Если бы я и хотел креститься, – отвечал он матери, – никто бы мне не последовал и никто бы из моих вельмож не согласился этого сделать. Если один я закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной... И что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я буду никому не нужен". Однако он никому не препятствовал креститься и выполнил волю Ольги, похоронив ее по христианскому обычаю.
  • Тяготы и радости воинской жизни привлекали молодого Рюриковича куда больше, чем расписные палаты в Киеве. Уже будучи великим князем Святослав предпочитал в походе спать на сырой земле, подложив под голову лишь седло, есть вместе со своими воинами и одеваться как они. Вид он имел сугубо варяжский. По словам византийского историка Льва Диакона, внешность князя была под стать его характеру: дикая и суровая. Брови у него были густые, глаза голубые, волосы и бороду князь имел обыкновение брить, но зато имел длинные висячие усы и пучок волос на одной стороне головы. Будучи невысок ростом и строен телом, он отличался могучей мускулистой шеей и широкими плечами. Роскоши Святослав не любил. Одежду древнерусский властелин носил самую простую, и только в ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.
  • Когда в 968 г. Киев окружили печенеги, к Святославу в Болгарию с трудом удалось отправить послание: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Нас же чуть было не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми. Если не придешь и не защитишь нас, то не миновать нам полона. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей?" Святослав спешно вернулся, но кочевники успели отойти в дальние степи.
  • Историческая память о князе Святославе Игоревиче.

    Памятники князю Святославу установлены в украинских городах Киеве, Запорожье и Мариуполе, в с. Старые Петривцы, а также в с. Холки Белгородской области Российской Федерации.

    Памятный знак – на вероятном месте гибели князя на о. Хортица.

    Улицы, названные в честь Святослава Храброго, есть в Днепропетровске, Львове, Стрые, Чернигове, Радехове, Шепетовке.

    В 2002г. Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету из серебра номиналом в 10 гривен, посвященную князю Святославу.

    Князь Святослав в социальных сетях.

    В "Одноклассниках" найдено 129 видео.

    В Youtube по запросу "князь Святослав" – 8 850 ответов.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Святославе Храбром?

    Для анализа популярности запроса "Святослав Храбрый" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 17 марта 2016 г., количество запросов за месяц составило 16 116, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество по запросу "Святослав Храбрый" зарегистрировано в сентябре 2014 г. – 33 572 запроса за месяц.

    Святослав Храбрый известен из летописей как правитель Руси в 945-972 годах. Он отличился как смелый полководец. Биография Святослава полна интересных фактов, которые мы рассмотрим.

    Происхождение

    Древнерусские летописи повествуют, что Святослав Храбрый - это сын княгини Ольги и князя Игоря. Нет точной информации о дате его рождения. В одних источниках указан 942 год, в других - 920.

    В истории Древней Руси Святослав Храбрый считается первым вождем, имеющим славянское имя. У его прародителей скандинавское происхождение.

    В некоторых источниках имя князя упоминается как Сфендославос. Специалисты предполагают, что скандинавское имя Свен слилось со славянским окончанием -слав. Но не все ученые согласны с подобной трактовкой, ведь многие славянские имена имеют приставку Свент-, которая после потери звуков дает славянский слог «свят», что означает «святой».

    Детские годы

    В исторических летописях первое упоминание о Святославе имеется в 944 году. Это договор князя Игоря с Византией. По сообщению летописных документов, князя Игоря убили в 945 году за сбор огромной дани. Ольга, имевшая малолетнего ребенка, выступила против древлян.

    Поход оказался успешным, и Ольга, одержав победу, покорила древлян и стала править ими.

    Летописи информируют, что Святослав все детство был с матерью в Киеве. Ольга в 955-957 годах стала христианкой и пыталась крестить сына. Мать рассказывала ему о счастье быть христианином. Святослав не препятствовал другим обращаться, но сам относился с неуважением к христианству и считал, что дружина не поймет его.

    Возмужав, князь возгорелся желанием отличиться как полководец. Он был поистине благороден и всегда сначала объявлял войну народам, затем нападал.

    Некоторые специалисты считают, что делегация Ольги в Константинополь была предпринята с целью договориться о браке Святослава и царевны из Греции. Получив отказ, мужчина был обижен и твердо решил остаться язычником.

    Взрослая жизнь

    О взрослой жизни Святослава летопись говорит с 964 года. В это время юноша возмужал. Правление Святослава Игоревича началось с того, что он выгнал всех христианских священников, приехавших по настоянию матери Ольги. Для Святослава, не желавшего принять христианство, это было принципиальным шагом.

    Киевский князь собрал дружину воинов и активно участвовал в походах. «Повесть временных лет» говорит, что он не брал с собой котлов и возов, но резал куски мяса и готовил на углях, а спал под открытым небом, клав под голову седло.

    Святослав Храбрый походы начал в 964 году, сначала он пошел на вятичей, живущих на Оке и Волге, затем на Хазарию. Ему удалось победить хазар.

    Исторические источники сообщают различные сведения о взятии Хазарии. Одни говорят, что сначала Святославу удалось взять город Саркел, затем Итиль. Другие считают, что в ходе большого военного похода Святославу удалось покорить Итиль, а потом и Саркел.

    Князь Святослав смог разрушить Хазарский каганат, позднее он закрепил отвоеванные земли за собой. Вместо Саркела была образована Белая Вежа.

    После взятия Хазарии в 966 году Святослав взял верх над вятичами вторично и наложил на них дань.

    Антиболгарский союз

    В 967 году Византия и Болгария вступили в конфликт. Византийский правитель послал делегатов к Святославу с просьбой о походе в Болгарию. Именно так Византия хотела взять Болгарию и ослабить Русь. Калокир, глава делегации, подписал со Святославом антиболгарский союз и выразил желание занять престол в Византии. Взамен он пообещал русскому князю несметные богатства.

    В 968 году Святослав вышел на Болгарию, а после военных действий остался в устье Дуная, куда ему присылали греческую дань.

    В 968-696 годах Киев атаковали печенеги, и Святослав туда возвратился. В то же время умерла Ольга, Святослав распределил бразды правления между сыновьями. Затем он пошел с походом на Болгарию, сокрушил ее. Болгарам пришлось просить покровительства у Византии, которая медлила оказывать помощь. В итоге болгарский царь подписал со Святославом союз, и позднее Болгария уже воевала вместе с русами против Византии.

    Нападение на Византию

    После установления партнерства с болгарами, Святослав оставался на Дунае. Так он расширил собственные земли.

    В 970 году Святослав напал на византийские территории во Фракии. Он вместе с войском дошел до окрестностей Константинополя, где состоялся итоговый бой. Его результаты историки трактуют по-разному. В одних документах говорится, что были сокрушены союзные войска Святослава, а затем и его силы. В других сообщается, что Святославу удалось одержать победу, но он отошел, собрав дань.

    В любом случае, сражения в Византии закончились к лету 970 года, хотя набеги русов не закончились.

    Сокрушение Болгарии

    В 971 году император Иоанн I Цимисхий выступает против Святослава, отправляет флот на Дунай, чтобы отрезать русов.

    Вскоре взята болгарская столица Преслав, царя взяли в плен. Российские воины прорываются в Доростол, там же располагается и Святослав. Смелость Святослава нарастает вместе с опасностями. По свидетельствам византийских историков, русы вели себя отважно. Когда они не могли спастись, сами наносили себе удары в сердце. Их жены вели себя как настоящие амазонки, участвуя в сражениях. Попадая в плен, русские сохраняли самообладание, ночью сжигали погибших братьев и закаляли над ними пленников, а младенцев пускали в воды Дуная.

    Иоанн подходит к Доростолу, русы уходят крепость, осаждаемую в течение трех месяцев. Удача оставляет русских. Отечество их очень далеко, соседние народы на стороне греков. Войско Святослава ослабло от ран и голода, в то время как греки ни в чем не имеют нужды.

    Святослав собирает дружину. Одни хотят бежать ночью, другие предлагают о мире. Но князь решает испытать судьбу, чтобы не впасть в презрение у соседних народов. Войско вступает в бой. Князь подбадривает воинов и отдает приказ запереть ворота города, чтобы никто не сбежал.

    Сражение начинается утром, к полудню греки изнемогают и начинают отступать. Вскоре бой возобновился. Цимисхий был изумлен мужеством врага и надумал прекратить войну. После этого бой продолжается. Греки очень желали гибели Святослава. Витязь Анемас сокрушил князя и сбросил его с коня, но шлем не дал Святославу погибнуть.

    Святослав, потерявший многие силы и будучи тяжело раненным в итоговом бою, решает требовать мира. Иоанн Цимисхий обрадован и принимает условия русов, в свою очередь Святослав покидает Болгарию и заключает союз с Византией. После утверждения мира император обеспечивает россиян продуктовыми запасами и провожает. Военные ресурсы Святослава после сражений резко сократились, армия ослабла.

    Историки тех времен анализируют войну как успешную для греков, Святослав же не требовал ничего для России. Восточная Болгария присоединяется к Византии, только западным территориям удается сохранить независимость.

    Дружбу Святослава и Цимисхия можно оценивать по-разному. Святослав с небольшим войском отошел в свое отечество. А Цимисхий отправил послов к печенегам, которые были недовольны примирением россиян и греков. Возможно, сами греки известили печенегов о возвращении ослабленной русской армии. Печенеги поджидали русских у порогов Днепра.

    Гибель

    После объявления мира Святослав подошел к Днепру. Воевода его предупредил, что рядом печенеги. Но Святослав не испугался и решил перезимовать на Днепре. Изнурительный голод и нужда сопровождает русов в это время.

    Весной Святослав Храбрый отправляется в опасный путь домой. В очередной схватке он был смертельно поражен. На него напал князь печенегов Куря, отсек голову и пил из черепа Святослава. Лишь немногим русским удалось спастись. Так скончался мужественный полководец, обладавший изумительным великодушием. На месте кончины в Запорожье (Украина) поставлен памятник Святославу Игоревичу. На монументе воин изображен с мечом.

    Историки считают, что печенежские воины штурмовали Святослава по настоянию византийцев. Византия стремилась к дружбе с печенежскими народами для охраны от русов и венгров. Сокрушение Святослава нужно было грекам. Хотя летопись инициаторами засады называет болгар, а не греков.

    «Повесть временных лет» указывает причины кончины Святослава в том, что он не подчинился матери, которая мечтала сделать из сына христианина. В любом случае, пример Сфендослава - это образ гениального полководца и пример великого государя Русской земли, пленившего многих современников силой своего характера. Святослав Игоревич, биография которого нами рассмотрена, и после смерти своим образом еще долгое время ужасал соседние народы.

    О внешности

    Греческий писатель того времени, Лев Диакон, ярко рисует киевского князя. Сфендослав был сдержанного роста, имел густые брови и голубые глаза, усы, на лысой голове свивал клок волос, что указывало на знатное происхождение. Выражение лица князя было суровым. В ухе красовалась золотая серьга с камнями. Одежды были белыми и чистыми.

    Некоторые источники называют князя безбородым, другие - с редкой бородой. Иногда он описывается с одним клоком волос, а также с двумя косами. Нос князя по описаниям того времени, то курносый, то плоский.

    Потомки

    История знает детей Святослава Игоревича, это:

    • Ярополк, правивший Киевом;
    • Олег, князь древлян;
    • Владимир, крестивший Русь.

    Иногда упоминается Сфенг, которого А. В. Соловьев считает не сыном, а внуком Сфендослава.

    Итак, политика Святослава Игоревича резко отличалась от правления его матери Ольги. Правитель больше внимания уделял внешним войнам. Он победил Хазарский каганат и предпринял несколько успешных походов против болгар.