Василий каратыгин. Каратыгин василий андреевич Каратыгин актер

Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853)

Василий Андреевич Каратыгин - сын Андрея Васильевича Каратыгина. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А.А. Шаховским и П.А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В.А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым, В.К. Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида («Димитрий Донской» Озерова, «Сид» Корнеля), Ипполита («Федра» Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах.

С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов («Рука всевышнего отечество спасла», «Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Кукольника), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский» Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета («Отелло» и «Гамлет» Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835).

Критики В.Г. Белинский, Н.И. Надеждин («П.Щ.») отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П.С. Мочалова. *7» Смотря на его игру, - писал Белинский в статье «И моё мнение об игре г. Каратыгина», - вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы…». Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины.»… Его игра становится всё проще и ближе к натуре…», - отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению Каратыгина главной роли в драме «Велизарий» Шенка (1839). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836). Творчество Василия Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес (в том числе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, «Король Лир», «Кориолан» Шекспира, и др.).

творчество мочалов каратыгин театр

Никакие другие русские актеры театра 19 века не вызывали столько ожесточенных споров, сколько лучшие артисты обеих столиц России – Василий Каратыгин (1802-1853) и (1800-1848). Их подходы к творчеству настолько разнились, насколько не похожи друг на друга две эпохи:

  • Каратыгин был ярким представителем уходящего направления,
  • Мочалов – расцвета и зарождающего реалистического.

Их обоих называли гениями театральных подмостков.

Каратыгин – актер Петербурга 19 века

На петербургской сцене блистал Василий Андреевич Каратыгин. Сын знаменитых петербургских актеров, он должен был стать чиновником, но стремление играть на сцене преодолело желание родителей. Подготовкой юного актера вначале занимался Александр Шаховский, известный драматург и фактический руководитель всех петербургских театров, затем – близкий к декабристам поэт и переводчик Павел Катенин. Именно Павла Александровича будущий актер считал своим подлинным учителем. Любовь к французским драмам и «высоким» трагедиям предопределило манеру воспитания юноши Катениным. Театральный педагог привил своему ученику любовь к насыщенной эмоциями, пафосной речи, эффектным движениям, монументальным позам, а также к трудолюбию.

В.А.Каратыгин, портрет В.А.Тропинина

Лишенный по сути природного актерского дарования, Василий Андреевич однако подкупал зрителей своим мастерством. Точно выверенные движения, поставленный голос, манера держать себя на сцене – все это производило неизгладимое впечатление на зрителей. Отличные внешние данные (аристократические черты лица, пластическая фигура, сильный голос), эмоциональность и естественность игры делали его прекрасным трагиком. В эпоху, когда на русской театральной сцене господствовало классицистической направление, ему не было равных. Посмотреть на этого артиста в роли Фингала (дебютная роль в Малом театре), Эдипа, Танкреда, Пожарского собирался весь высший свет Петербурга.

Вспоминал, что Каратыгин столь величественно умел держать себя, что театралы рукоплескали ему, когда он в роли увенчанного лаврами Велизария проезжал по сцене в колеснице, не произнося еще ни единого слова.

Особую популярность актеру придало его участие в патриотичных пьесах Озерова, Кукольника и Полевого, посвященных, в основном, тематике Смутного времени (освобождение Москвы народным ополчением) и Отечественной войны 1812 года. Напыщенность стиля этих пьес как нельзя лучше подходило к манере игры величавого артиста.

Амплуа Каратыгина

С конца 1820-х годов Василий Андреевич приобрел еще одно амплуа, дебютировав в романтических драмах и затмив собой другого ученика Шаховского – Якова Брянского. Роли Карла Моора, Фердинанда в пьесах Шиллера и Дон Гуана, Барона в «маленьких трагедиях» Пушкина не уступали по виртуозности исполнения трагедийным ролям.

Когда с середины 30-х годов на русскую сцену проникли трагедии Шекспира, Каратыгин упрочил свою славу как актера-трагика, с успехом исполняя роли Гамлета, Короля Лира, Отелло. Сближение с декабристами и восприятие либеральных идей способствовало тому, что он одним из первых русских актеров исполнил роли:

  • Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»,
  • Арбенина в стихотворной драме «Маскарад» Лермонтова,
  • Тараса Бульбы в инсценировке одноименной повести Гоголя.

Особенности актерской игры Каратыгина

Мастерской игры русский актер театра 19 века В.А.Каратыгин добивался непрестанными репетициями. Он тщательно продумывал все свое выступление, выверяя каждую деталь, проникаясь психологией персонажа. Для этого ему требовалось всесторонне изучить замысел драматурга, привлечь массу литературы и литературной критики для того, чтобы правильно трактовать идею и основную мысль пьесы. В этом ему помогали отличный вкус, привитый Катениным и Шаховским, образованность и острый ум. Такая скрупулезная работа над сценическим образом оказала большое влияние на всю труппу Александрийского театра, в котором артист прослужил всю свою жизнь.

Беря за основу классицистическую эстетику, Василий Андреевич стремился подчеркнуть в своем персонаже одну, самую важную, по его мнению, черту, иногда даже в ущерб психологичности. Как отмечал Белинский, игра Каратыгина поражала своей виртуозностью, изысканностью, пышностью, но не трогала эмоционально. Там, где требовалась показать глубину чувства, кипящие страсти, актер был слаб. Однако, благодаря своему мастерству, но одинаково хорошо мог исполнять самые разные роли, поэтому диапазон его амплуа был достаточно широк.

Постепенно с усилением реалистических тенденций в искусстве и прихода гоголевской «натуральной» школы, игра Василия Андреевича обрела больше естественности и непринужденности. Но вместе с этим, трагедия постепенно стала исчезать с театральных подмостков, уступая место романтическим и мещанским драмам. После блистательных трех десятилетий, когда Каратыгин был «королем трагедии», его популярность уменьшается. Он занимается литературной и переводческой деятельностью. Его перу принадлежит более 40 переводов трагедий, драм и водевилей. В 1853 году актер сильно простыл на похоронах своего друга и коллеги Брянского и вскоре скончался.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь 

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.

{Половцов}

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый русский трагик, сын Андрея К. (см.). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполнются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование К." ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К." (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 1877, стр. 39-53).

{Брокгауз}

Каратыгин, Василий Андреевич

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Каратыгин, Василий Андреевич" в других словарях:

    Каратыгин, Василий Андреевич знаменитый трагик (1802 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили… … Биографический словарь

    - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каратыгин. Василий Андреевич Каратыгин … Википедия

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Театр: Роли:

Могила В.А. Каратыгина на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Василий Андреевич Каратыгин (26 февраля (10 марта) , Санкт-Петербург - 13 (25) марта , Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр, трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных . Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова .

Созданный для трагедии

Василия Андреевича Каратыгина рано определили чиновником департамента внешней торговли. Но «чиновник», которому не исполнилось и шестнадцати, с упоением играл в домашних спектаклях, ставившихся в доме родителей, известных петербургских актёров. Василия заметил А. А. Шаховской , видный театральный деятель тех лет. Он изъявил желание «образовать юношу актёром». Затем учил Каратыгина П. А. Катенин - поэт и переводчик, близкий к декабристам. 3 мая 1820 года Василий Каратыгин впервые вышел на сцену. Он сыграл роль Фингала в одноименной трагедии В. А. Озерова . Первые в своей жизни аплодисменты Василий Андреевич воспринял как аванс в счёт будущего. Он с детства знал, что за счастье покорять сердца нужно платить огромным ежедневным трудом. Каратыгин стал режиссёром собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный художник. Не случайно писал А. С. Грибоедов , что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен . А. С. Пушкин подарил актёру для бенефиса своего «Скупого рыцаря ». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всём. Всё же для людей декабристского поколения он остался в памяти как живое воплощение театра тех лет. В 1834 году В. К. Кюхельбекер в письме из Свеаборгской крепости спрашивал своих племянниц: «Бываете ли вы иногда в театре? Случается ли вам вслушиваться в собраниях в суждении об актёрах? Кроме Каратыгина, который образовался ещё при мне,- есть ли в русской труппе какой-нибудь отличный талант?»

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

  • «Цыганы ». Драматическое представление в 2 к., взятое из поэмы А. С. Пушкина
  • «Мал да удал, или Записки гусарского полковника» (Les memoires d’un colonel de hussards). Водевиль в 1 д. Э. Скриба и Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр.
  • «Адольф и Клараб или Два арестанта» (Adolphe et Clara, ou Les deux prisonniers). Ком. в 1 д. Марсолье, Бенуа-Жозеф”Б.-Ж. Марсолье. Пер. с фр.
  • «Фанни, или Мать и дочь соперницы» (La mere et la fille). Ком. в 5 д. Эмпи (Adolphe Simonis Empis) и Э. Мазера. Пер. с фр.
  • «Антоний» (Antony). Тр. в 5 д. Перед. с фр. Драма А. Дюма .
  • «Изора, или Бешеная» (Isaure). Ком. в 3 д. Теодора, Бенжамена и Франсиса. Пер. с фр.
  • «Елизавета и граф Эссекс». Тр. в 5 д. Перед. с нем. в стихах тр. в прозе И.-Г. Дика «Graf Essex».
  • «Полночь, или Кто прежде поцелует» (Minuit, ou La veille du jour de l’an). Ком. в 1 д. Дезодра и А. Сен-При. Перед. с фр. в вольных стихах
  • «Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро» (Mirandolina). Ком. в 3 д. К.-Л. Блума. Переделка ком. К. Гольдони «Трактирщица». Пер. с нем.
  • «Двое за четверых, или Ревность и шутка» (Defiance et malice, ou Le prete rendu). Ком. в 1 д. М. Дьелафуа. Пер. с фр. в стихах;
  • «Мария, или 17 лет из жизни женщины» (Маrie, ou Les trois epoques). Драма в 3 д. М. Ансело (Marguerite-Louise Virginie Ancelot). Пер. с фр.
  • «Все или ничего» (Tout ou rien). Драма в 3 д. Поля де Кока . Пер. с фр.
  • «Кин, или Гений и беспутство» (Kean, ou Desordre et genie). Ком. в 5 д. А. Дюма . Пер. с фр.;
  • «Эсмеральда, или Четыре рода любви» (Der Glockner von Notre-Dame). Драма в 5 д. с прологом «Алый башмачок» Ш. Бирх-Пфейффер. Сюжет заимств. из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери ». Пер. с нем.
  • «Король Лир » (King Lear). Тр. в 5 д. Шекспира. Пер.;
  • «Кай-Марций Кориолан» (Coriolanus). Историческая тр. в 4 д. Пер. тр. в 5 д. В. Шекспира
  • «Она помешана» (Elle est folle). Драма в 2 д. Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр..
  • «Братья-враги, или Мессинская невеста» (Die Braut von Messina). Тр. в 3 д. Ф. Шиллера . Пер. с нем..
  • «Мономан, или Помешанный» (Le monoman). Драма в 5 д. Ш. Дюверье (Charles Duveyrier). Пер. с фр.;
  • «Живая покойница» (La nonne sanglante). Драма в 5 д. О. Анисе-Буржуа . Пер. с фр.
  • «Испытание, или Завязка и развязка» (Discretion). Ком. в 1 д. Ф. Дюмануара и Камиля. Пер. с фр.;
  • «Еврей, или Слава и позор». Тр. в 4 д. Перед. с фр. Драма в 5 д. В. Сежура «Diegarias» в стихах
  • «Графиня Клара д’Обервиль» (La dame de St. Tropez). Драма в 5 отд. О. Анисе-Буржуа
  • «Предок и потомки» (Les burgraves). Драма в 3 д. В. Гюго . Пер. с фр. в стихах и в прозе
  • «Мечтания Тасса» (Une vision de Tasse). Мелодрама в 1 д. в стихах. Пер. с фр.
  • «Кастильская честь». Драма в 1 д. (5-е д. тр. В. Гюго «Эрнани»). Пер. с фр. в стихах

Литература

  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев , Е. С. Семёнова , В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов , В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. - М .: Искусство , 1989. - С. 173 - 236. - 320 с. - 75 000 экз. - ISBN 5-210-00345-0

Ссылки

  • Материалы к биографии В.А. Каратыгина / Сообщ. В. Надпорожный и А.А. Киреев // Русская старина, 1889. - Т. 63. - № 7. - С. 159-161.
  • Шенрок В. Мочалов и Каратыгин // Русская старина, 1898. – Т. 93. - № 3. – С. 521-536; Т. 94 - № 4. – С. 97-110.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 10 марта
  • Родившиеся в 1802 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 25 марта
  • Умершие в 1853 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Актёры по алфавиту
  • Актёры Российской империи
  • Актёры XIX века
  • Персоналии:Александринский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Биографический словарь
  • - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

Каратыгин (Василий Андреевич) - знаменитый русский трагик, сын Андрея Каратыгина. Родился 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г.

Учился в горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру.

Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нём следы на всю жизнь.

Более благодетельно для Каратыгина было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греческими и латинскими классиками и с лучшими произведениями французской литературы.

Дебюты Каратыгина на петербургской Императорской сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа ("Эдип в Афинах", Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны.

Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова.

Сначала Каратыгин играл в классической трагедии; затем, с 1828 г., проникает на нашу сцену романтизм, и Каратыгин играет героев новой французской драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана.

Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности Каратыгина. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара. Дарование Каратыгина не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли.

Лучшие дня

Каратыгин уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники.

Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Мария Стюарт"). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм Каратыгина, шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др.

Некоторые переводы Каратыгина исполняются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (тоже) и др.