В каких годах были балы. Вы поедете на бал? История балов

Многие танцы раннего Нового времени (XVI - первая половина XVII века) достаточно подробно описаны в источниках и неплохо реконструированы. При этом, сведения о том, как эти танцы выбирались и чередовались на балах, достаточно отрывочны. Большинство источников лишь вскользь упоминают об этом. В этой заметке собраны современные представления о том, как проходили балы в западной Европе в указанный период. Кроме того, здесь представлены рекомендации и практические соображения по организации танцев на современных балах по данной эпохе.

Италия

Судя по имеющимся источникам, в Италии не было единой системы проведения балов и танцев. В разных городах в разное время танцевали по-разному, и местные учителя танцев могли оказывать значительное влияние на то, что и как было принято при том или ином дворе.
В «Nobiltà di dame…» Карозо дает множество советов кавалерам и дамам по поведению на балу. Кроме того, он неявным образом описывает, как различные баллетти встраиваются в Ballo del Fiore. Сюзан де Гвардиола реконструировала этот церемониал и представила его на ФСТ-2015.
Сам по себе Ballo del Fiore был, несомненно, широко распространен. В различных вариантах он упоминается во французских, итальянских и испанских источниках раннего Нового времени. Танец описывают следующим образом.
Начинает танец один кавалер, который держит в руке цветок (факел, свечу или другой предмет). Этот кавалер после начального реверанса, танцуя, подходит к выбранной им даме и реверансом приглашает ее на танец. Они берутся за руки и в паре танцуют определенные фигуры. Эти фигуры, судя по всему, выбирает кавалер, который ведёт танец. После этого, кавалер делает реверанс, передает даме цветок (целуя его, в варианте Карозо) и выходит из танца. Дама же продолжает танец, приглашая себе нового кавалера. Также Карозо описывает фигуры для Ballo del Fiore на 3 и 5 танцоров. В этом случае кавалер или дама с цветком по очереди приглашает всех танцоров, также по очереди выводя их на места. После передачи цветка оставшиеся кавалеры и дамы подают друг другу руки и парами выходят из танца.
В «Nobiltà di dame…», кавалер, оставшись с цветком, может заказать у танцмейстера (mastro da ballo) баллетто. Из текста неясно, могла ли это делать дама. Далее этот кавалер приглашает всех остальных танцоров. После исполнения баллетто, он передает цветок даме, и она продолжает Ballo del Fiore.
Карозо упоминает, что заказывать баллетти танцоры могут также во время Piantone. Piantone - это гальярда с таким же приглашением по цепочке, как и в Ballo del Fiore, но без цветка. В этом случае, когда после баллетто продолжают танцевать Piantone, то вначале танцуют приглашавший кавалер и его дама (или наоборот), и только после этого заказавший баллетто танцор выходит из танца.
Карозо отмечает, что если в танце было больше двух партнеров, то ведущий может передать цветок любому из них, хотя правила вежливости требуют передавать его первому из приглашенных.
Таким способом можно провести весь бал. Практика танцевального вечера на ФСТ-2015 показала, что опытные танцоры с большим удовольствием импровизируют в Ballo del Fiore. Также понятно, что на баллетти нужно приглашать тех, кто его знает и готовил к балу. Партнеры могут договориться заранее и, когда цветок попадет к одному из них, он пригласит остальных. Также нельзя исключать, что в достаточно ограниченном кругу знакомых, регулярно танцевавших друг с другом, всем было хорошо известно, кто помнит какие балетти, и решение о приглашении на него могло приниматься во время бала, а не заранее. При этом сомнительно, чтобы в активном репертуаре большинства танцоров было больше десятка баллетти. Также следует учесть, что музыкантам нужно было подготовить музыку этого баллетто заранее, если от них требуется исполнить ее на балу.
С учетом вышесказанного, на современном балу важно выделить тем или иным образом группу баллетти, музыку для которых будут готовить музыканты, и ограничить участников в заказе баллетти только этим списком. Это также позволит танцевать вместе участникам, которые не могут совместно репетировать танцы к балу.
Неизвестно, насколько распространен был такой вариант проведения бала. Нигде, кроме «Nobiltà di Dame…», не описан подобный принцип построения бала, хотя сам Ballo del Fiore, в различных вариантах и под разными названиями, был распространен весьма широко.
Еще одна группа танцев, которая заслуживает отдельного рассмотрения, - это общие танцы в колонну: Chiaranzana, Catena d’Amore и Caccia d’Amore. Для всех трех танцев Карозо и Негри описывают одновременное приглашение, когда все кавалеры одновременно спешат пригласить дам. Поскольку систему с вписыванием других танцев внутрь Ballo del Fiore Карозо описывает в другой книге, нежели Chiaranzana, мы не можем сказать, предполагал ли он, что Chiaranzana должна исполняться отдельно от Ballo del Fiore или внутри него. На современном балу можно использовать любой из этих вариантов. В случае, если какой-то из этих танцев заказывают во время Ballo del Fiore, кавалер или дама с цветком приглашает себе партнера и становится ведущей парой, а все остальные танцоры находят себе пару и выстраиваются за ведущей парой самостоятельно. Судя по тексту Карозо и Негри, дамы в этих танцах не приглашали себе партнеров.
Caccia d’Amore в группе этих танцев стоит немного особняком. После фигур в колонну в ней идут две игровые фигуры, после которых все выстраиваются в цепочку, образуют круг и танцуют внутри него Piantone в том порядке, в котором они стоят в цепочке.
Piantone, как было сказано выше, представляет собой гальярду с приглашением по цепочке, так же как в Ballo del Fiore, но без цветка. Негри пишет, что этот танец был популярен, поэтому могли запускать две цепочки приглашений так, что одновременно танцевали две пары, независимо друг от друга. Когда Piantone исполнялся как часть Caccia d’Amore, то приглашения должны были идти не в произвольном порядке, а в том порядке, как они стояли в цепочке.
Для всех трёх танцев указано, что существует множество других фигур, но авторы, чтобы не утомлять читателей, не описывают их. Поэтому, в контексте современного бала имеет смысл разрешать ведущей паре использовать фигуры из одного из этих танцев в другом (кроме специфичных для Caccia d’Amore игровых фигур и Il Piantone) и сочинять свои фигуры, по подобию исторических. Ведущей паре при этом следует подготовить эти фигуры заранее, если они планируют заказывать один из этих танцев.

Франция

Про балы во Франции в раннее Новое время нам известно следующее.
На регулярных королевских балах во времена Генриха III порядок танцев был таким: павана, аллеманда, бранли, куранта, вольта и гальярда. Последние два танца, видимо, иногда менялись местами. Арбо в 1589 году пишет, что павану в его время танцуют только на королевских балах, а танцами для начала бала служит первая сюита бранлей: Double, Simple, Gay, de Bourgogne. В 1612 году на бале, данном королевой Маргаритой в честь испанского посланника, танцевали сначала бранль (Premiere/Simple), затем куранты, затем канарио, затем гальярду с цепочечным приглашением. Завершился бал еще одним бранлем. Де Лоз (1623) и Мерсенн (1636) приводят немного различающиеся списки бранлей, которыми открывают бал, по-разному комментируя то, какие из них успели выйти из употребления. Первые три бранля, которые, по их словам, танцуют всегда, – это Simple, Gay и Poitou. Традиция начинать королевские балы бранлем и курантой, судя по всему, сохранялась в течение всего правления Людовика XIV. Французские источники упоминают также бранль de la torche, исполнявшийся так же, как Ballo del Fiore, но никаких указаний на его особую роль на балу нет. Кроме того, у нас нет никаких свидетельств об исполнении во Франции танцев с прогрессией в это время.
Другой важной особенностью королевских балов были строгая ранговая система. Королеве, например, разрешалось танцевать бранль только между двумя принцами крови. В танцах с цепочечным приглашением эти приглашения шли строго по знатности, по крайней мере первые несколько раз. Для самого короля, насколько можно судить, таких ограничений не было. Если король или королева-мать желали, они могли указать, кого именно на какой танец пригласить. Так, на балу королевы Маргариты, Мария Медичи приказала своей дочери станцевать канарио с маркизом д’Эльбёф, а королева Маргарита (первая жена Генриха IV, на тот момент покойного) попросила мадемуазель д’Ане пригласить господина д’Антибу, отличавшегося умением хорошо танцевать.
К сожалению, на текущий момент нет убедительной реконструкции ранней куранты и аллеманды, поэтому точное следование порядку танцев на современном балу невозможно. Английские паваны и аллеманды представляют собой отдельную линию эволюции этих танцев и, насколько мы можем судить, во Франции не исполнялись. Порядок танцев, также будет зависеть от реконструируемой эпохи и того, королевский бал или нет.
Для королевского бала можно предложить следующую схему:

  1. павана (до Генриха III включительно);
  2. бранли (Double, Simple, Gay, de Bourgogne до Генриха III включительно, Simple, Gay и Poitou до Людовика XIII включительно, далее можно оставлять только Poitou, хотя неизвестно, когда именно произошел переход);
  3. показательные танцы (канарио, баллетти);
  4. вольта (до Генриха III включительно);
  5. гальярда (начиная с Генриха IV с цепочечным приглашением, до того возможны оба варианта);
  6. другие бранли, например региональные или decoupé; бранли morgue, вряд ли были бы уместны на королевском балу.

Для менее официального бала нужно исключить павану, начав бал с бранлей, соответствующих эпохе. Далее можно чередовать вольту, гальярду и другие бранли, в том числе de la torche по желанию гостей и хозяев.

Англия

Хотя Елизавета I, по свидетельствам современников, любила танцевать и делала это довольно часто, у нас нет свидетельств о формировании определенных ритуалов на балах при английском дворе. Большая часть танцев, упоминаемых в источниках, совпадает с популярными во Франции танцами того времени. Это, в первую очередь, вольта, куранта, гальярда. Другие танцы, такие как бранли, пассомеццо или испанская павана, также встречаются в английских источниках. Павана и аллеманда позаимствовали из бассадансов принцип композиции и к последней четверти XVI века стали называться measures. В конце XVI века восемь таких танцев, известные как “old measures”, получили статус обязательных ритуальных танцев на праздниках в Inns of Court. Они исполнялись во время празднеств на День всех святых (1 ноября) и Сретение (2 февраля) в рамках Solemn Revels. После ритуальной части празднования, устраивались Post Revels, частью которых были танцы. популярные в то время. Традиция Solemn Revels существовала до 1730-х годов, с перерывом в 1649–1670 годах. Исполнение «old measures», вероятно, было элементом Solemn Revels на протяжении большей части их существования.
У нас есть свидетельства того, что ранние формы контрдансов могли исполняться в Англии начиная с последнего десятилетия XVI века, но о их месте в танцевальной культуре того времени практически ничего неизвестно.
На современном бале по Англии раннего Нового времени, большую часть танцев, таким образом, должны составлять танцы со схемой. Для времен Елизаветы I это разнообразные measures, для ранних Стюартов - контрдансы без прогрессии, после гражданской войны - контрдансы с прогрессией. Остальные танцы будут те же, что и в континентальной Европе того времени - бранли, вольта, гальярда и другие.

Другие страны

К сожалению, на данный момент у нас недостаточно источников для того, чтобы сделать подобный анализ для других стран Европы. Насколько можно судить, в Испании исполняли танцы из Франции и Италии, дополненные танцами местного происхождения, такими как испанская павана и сарабанда. Ситуация в немецких землях, видимо, была схожей, с той разницей, что местным танцем была аллеманда.

Заключение

Представленные выше сведения и рекомендации по организации балов в стиле раннего Нового времени не могут считаться исчерпывающими. По мере появления новых исследований об истории танца, анализа новых источников и переосмысления старых, стоит ожидать существенных исправлений и дополнений к изложенному выше материалу. Представленный материал может рассматриваться как отправная точка для тех, кто хочет реконструировать бальную культуру раннего Нового времени на практике.

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Менцель Адольф. Бал в Новом дворце в 1829 году. Картина написана в 1854
57106489_1269868779_0_20cef_3845ec2c_XL.jpg

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.

Владимир Первунинский - Светский раут

Дворянские балы

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

М.Зичи Бал в концертнм зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873
57106491_1269868792_0_213ea_cd34d3fd_XL.jpg

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII-XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

М. Зичи бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в здании вокзала

Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения "делали свое дело". Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, "в крови" и воспитывалось с детства.

James Hayllar 1829-1920
45854510_511aa5e60cb2.jpg

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец "ходячий разговор". Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.

Адольф Менцель "Бал с ужином"
57106497_1269868829_3fad4deab573t.jpg

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс - танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах "летучие, почти воздушные вальсы".

Бал при Александре II.
49710097_bal_pri_Aleksandre2.jpg

Мазурка - это середина бала. Она "приехала" в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки "антраша", во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Николя Ланкре Танец возле фонтана 1730-35 г.г.
15643738_Nikolya_Lankre_Tanec_vozle_fontana_173035.jpg

"Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам."

Владимир Первунинский. Под звуки вальса
57106503_1269868869_1012405.jpg

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы - гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

Вильгельм Гауз. Императорский бал.
57106505_1269868882_1162586.jpg

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Босс, Абрахам. Бал
45854838_1.jpg

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что"большая вежливость - это учтивый обман", "истинное учтивость - это одолжение", "притворное лукавство - это обхождение", "всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении".

Катала Льюис Алварез (1836-1901), Dressing For The Ball 1876
45854586_Dressing20For20The20Ball.jpg

Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I.Начало 1830-х
45854211_image.jpg

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Ватто Антуан "Радости бала", фрагмент
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

Квятковский. Полонез Шопена.
15644185_Kvyatkovskiy_Polonez_SHopena.jpg

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:
"...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче".

На балу. Берта Моризо
45854652_100009Morisotl.jpg

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Владимир Первунинский - Бал
25009520_1210842169_Vladimir_Pervuninskiy__Bal2.jpg
Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота -
Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,
Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
Я не был угнетен; когда бы предо мной
Не пролетала тень с насмешкою пустой,
Когда б я только мог забыть черты другие,
Лицо бесцветное и взоры ледяные!..
(М.Ю.Лермонтов)

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

Мартин Пепейн. Придворный бал 1604 г.
pridvornuibal_b.jpg

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Владимир Первунинский - Незнакомка
25009530_1210843506_Vladimir_Pervuninskiy__Neznakomka.jpg

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.

501822f08eafb17dac09e4521b32791c_full.jpg

Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

57106509_1269868923_1238151317_artlib_gallery89037o.jpg

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.

Дж.Тиссо
47040187_3310.jpg

Выделяли в бальной семье также маскарады, благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".

Д. А. Белюкин. Бал
54192_or.jpg
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки, фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

B8571539172c57889a207441e7a3f215_full.jpg

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: "Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих". Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

C91c804bb4fb.jpg
"Вот и окончен бал...погасли свечи...
И на полу остатки конфети...
Унёс с собой полжизни этот вечер,
Оставив лишь короткое "Прости..."
Устало собирая шлейфом блёстки,
Последний раз по залу я пройдусь...
Всё получилось мимолётно...просто...
Только я всё ещё боюсь,
Что возвратится ночь та отраженьем
Зеркального синонима судьбы...
И снова ты с тем самым выраженьем
Шептать мне будешь ложно о любви...
И что тогда? Где прятаться от боли?
Как удержать желаемое "да"?
Я за любовь плачу сегодня кровью,
Чтоб успокоить сердце навсегда!"

Бал... бал!!! Фейерверк, танцы, ухаживания, любовь, подозрения, вызовы на дуэль... Романтика?! Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.

10 главных правил венского бала

Рабочий день позади. Инженер надевает фрак. Кондитерша - фамильные драгоценности. Президент страны готовит приветственное слово. И все они едут на бал.



Длинные платья, классический вальс, живой оркестр - это не пережиток прошлого, а часть современной жизни Вены. Австрия давно не империя, но с некоторыми имперскими привычками не простилась. Каждый год с поздней осени до весны город в едином порыве со всеми своими жителями кружится в вальсе. Будто и не было последних 100 лет и ничего в мире не изменилось.

Большие маневры

Пик бального сезона приходится на январь и февраль: в эти месяцы Вена возвращается в XIX век - время расцвета бальной культуры с ее головокружительными вальсами, нарядами и этикетом.

Традиционный танец в новогоднюю ночь исполняют сливки общества и аристократы из разных стран в зимней резиденции Габсбургов - императорском дворце Хофбург. Там проходит большой «Голубой огонек» страны - Le Grand bal, или Kaiserball. Гости в роскошных нарядах выходят из лимузинов и ступают на красную дорожку. Среди гостей - президент страны. Он настоящий, в отличие от традиционно встречающей публику императорской четы - Франца-Иосифа и Сисси в исполнении актеров. Гостей развлекают солисты Венской государственной оперы и Народной оперы. За торжеством наблюдает вся страна по главным телеканалам Австрии. Считается, что именно Императорский бал официально открывает сезон. Хотя фактически балы начинаются с середины ноября (в этом году - 15 ноября с Венского бала Красного Креста).

А еще считается, что новогодний бал в Хофбурге развлечение скорее для туристов, чем для венцев. Он не чета главному балу страны - Оперному (Opernball), проходящему в конце февраля.

Минута совершенства


Одна из самых известных в Австрии танцевальных школ - Elmayer. Ее основал кавалерийский офицер австрийской императорской армии Вилли Эльмайер фон Фестенбругг в 1919 году. Уже 26 лет ею руководит его внук, профессор Томас Шефер Эльмайер - неизменный член жюри в популярной австрийской танцевальной телепрограмме и автор девяти книг по европейскому этикету.
«Соблюдение бальных манер не менее важно, чем шаги в венском вальсе, - говорит он. - То, как партнер приглашает на танец, как девушка подает руку, а юноша целует ее, - это часть культуры. Мы относимся к ней как к сокровищу. В мире нет аналогов венским бальным традициям. Поэтому я стал продолжать семейное дело».
Школа Elmayer может сделать профессионала бального вечера даже из туриста, заехавшего в Вену на несколько дней в сезон балов (стандартная цена одного приватного занятия - 58 евро). Но традиционно она готовит детей из высшего общества к выходу в свет и отвечает за отбор дебютантов к церемонии открытия самых важных балов: Оперного, Императорского и Филармонического. Томас Шефер Эльмайер говорит, что кастинг обычно проходит в несколько этапов. Сначала из танцующих пар отсеиваются слабые.
Тому, у кого получается неплохо, предлагают посетить пять уроков в школе. Для тех, кто не умеет, разработан 10-недельный курс стоимостью 340 евро. После окончания занятий претенденты проходят еще один отбор, как правило, во время первой большой репетиции. Лучших Шефер Эльмайер рекомендует организаторам ведущих балов страны - его мнение очень авторитетно. «Перед каждым балом дебютант репетирует 4–5 раз. Одна репетиция длится около двух часов. За это время мы отрабатываем всю программу открытия церемонии, которая состоит из трех танцев. Вначале следует полонез, потом специальный танец - кадриль, марш или полька - и лишь в конце венский вальс. Он исполняется максимум минуту, но это должна быть минута совершенства». Девиз танцевального учреждения как нельзя лучше отражает отношение австрийцев к венскому балу: «Без приличия все знание тщеславно, без приличия ты только нищий, даже если ты идешь в блестящем, как золото, шелке и твой раб несет за тобой мешок с золотом».


На Оперный бал мечтают попасть многие, но не все могут себе это позволить. Стоимость билета на мероприятие начинается с 250 евро (стоячее место), аренда ложи обходится около 9000 евро, а за ложу на двоих возле сцены выкладывают 18 500 евро. Столик на двоих - 360 евро.

Ради ежегодного Оперного бала, история которого берет начало с 1935 года, в зрительном зале Венской оперы убирают все стулья и настилают паркет. Зал декорируют композициями из 60 000 роз. Бал открывается под звуки фанфар, раздающиеся в тот момент, когда в президентской он из лендлера - парного кругового народного танца с размером в три четверти. Лендлер танцевал простой люд во время карнавального сезона, традиционно начинавшегося в 11 часов 11-го дня 11-го месяца (то есть 11 ноября) и длившегося до начала Великого поста. Понятно, что народ не только танцевал, но и ел мясо, пил пиво и развлекался, пренебрегая приличиями. Такие развлечения не нравились императрице Марии Терезии, а вот позаимствовать народную культуру она не считала зазорным. С ее легкой руки вальс попал в императорский двор и превратился в главный танец на знатных балах, потеснив французский менуэт. Параллельно Мария Терезия перенесла костюмированные гулянья с улиц во дворцы, куда приглашались исключительно воспитанные гости, а на улицах маскарады запретила.

Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1741–1790), был настроен более демократично и разрешил всем желающим, за исключением прислуги, посещать балы в императорском дворце Хофбург. Так изысканная атмосфера балов проникла в жизнь народа.

Во второй половине XIX века, при императоре Франце-Иосифе, балы проводились повсюду: в ратушах, дворцах, парках. Главным считался Придворный бал, на который стремились все сливки общества, а попасть могли лишь избранные: высшее духовенство, послы, министры и аристократы в шестнадцатом поколении (или те, кто получил титул от самого кайзера).

Но в развитии бальной культуры Вены принимали участие все слои общества: и бедные, и богатые. Пока высший свет строго следовал бальному этикету, прачки, кондитеры, цветочники, трубочисты, фармацевты, булочники организовывали костюмированные праздники для себя.

Без регламента

И сегодня среди четырех сотен балов, ежегодно проходящих в австрийской столице, каждый желающий может найти вечеринку на свой вкус. Если пальма первенства среди классических балов принадлежит Оперному, то среди альтернативных лидирует Бал жизни (Life Ball). Впервые он был проведен в 1993 году, чтобы собрать деньги на помощь больным СПИДом. Теперь это крупнейшее мероприятие Вены посещают ежегодно тысячи людей, среди которых преобладают представители секс-меньшинств. VIP-билет с закусками и напитками стоит 750 евро. Неудивительно, что сумма благотворительных средств обычно переваливает за миллион. Бал поддерживают «посланники жизни» - такие знаменитости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Шэрон Стоун, а также известные дизайнеры, которые устраивают модные показы во время вечера. Это яркое действо больше напоминает карнавал с эпатажными костюмами, нежели традиционный бал.

Наконец, для большинства местных жителей существует великое множество других, куда более демократичных мероприятий. Свои «вечеринки» организуют представители разных профессий: юристы, врачи, пожарные, кондитеры, офицеры. Любой такой «профессиональный бал» вправе посетить все желающие, независимо от рода деятельности. Нужно просто приобрести билет, соответствовать дресс-коду и радоваться особенностям праздника. Например, на Охотничий бал гости облачаются в национальные костюмы альпийских регионов Австрии. На конфетном балу выбирают мисс Бонбон и взвешивают ее, используя сладости вместо гирек. На одном из самых популярных - балу владельцев кофеен в Хофбурге - совмещают приятное с приятным: танцуют и дегустируют разные сорта кофе.

На многих вечерах есть традиция дарить женщинам сувенир на память, так называемый дамский взнос. Иногда во время вечера проходит лотерея (Tombola). Человек, чей номер окажется выигрышным, получает приз: от горы конфет до туристической путевки. «Есть не только профессиональные балы, но и вечера для разных социальных групп, - рассказывает Элизабет Грубер, научный сотрудник Венского университета, - их устраивают университеты, школы, общественные организации. Мои родители, как большинство представителей старшего поколения, ходят один-два раза в год на бал, организованный муниципалитетом или церковью. Я впервые принимала участие в таком празднике 10 лет назад. Моя школа вместе с пятью другими пригласила нас, старшеклассников, в городскую ратушу. Мы серьезно готовились, посещали уроки танцев. Мне было 16 лет. Я потратила целый день на поиски наряда и обуви. И бал обошелся мне примерно в 250 евро - такси, туфли, платье, прическа, напитки. Для меня это было немало. Конечно, сегодня можно приобрести платье и за 1000, но молодежь не привыкла тратить много на наряд. К тому же его можно арендовать за 150 евро, пунктов проката множество. Но я всегда покупаю платье за 50–150 евро в обычном магазине, таком как H&M, и немного перешиваю его, чтобы не дай бог не совпасть с другими девушками. Помню, как в тот вечер мне было скучно от классической музыки, и я с нетерпением ждала начала неформальной части с дискотекой».

С тех пор Элизабет побывала не на одном балу и замечает, насколько демократичнее с годами становится имперская Вена и проще бальный этикет. «Многие думают, что на балах все танцуют только вальсы под музыку Штрауса и Моцарта, - говорит она, - но это не совсем так. На альтернативных бальных вечеринках можно услышать поп-музыку и диджеев, а надеть все что захочешь. Обычно бал проходит по следующему сценарию: все начинается в 7–8 вечера. Ты заходишь в зал, пьешь шампанское или вино, танцуешь или наблюдаешь за танцующими. В полночь традиционно вместе со всеми пляшешь кадриль. После обязательной части в отдельном зале для желающих начинается дискотека. А еще после полуночи все начинают есть, обычно сосиски и гуляш. Некоторые гости заказывают пиво. Кто-то удивится, но пиво разрешено пить даже во время Оперного бала. Что самое забавное, после изысканных балов, заканчивающихся в два-четыре часа ночи, можно увидеть, как люди в вечерних туалетах уплетают сосиски за обе щеки, стоя около уличных ларьков с едой».

Несмотря на верность имперским привычкам и неизбывное уважение к регламенту, жители Вены относятся к своему национальному достоянию с детской непосредственностью: для них балы не роскошь, достойная избранных, а обыкновенное чудо, доступное всем.

Дресс-код

При параде

На венском Оперном балу дресс-код особенно строг. Для мужчин обязателен white tie, подразумевающий фрак с белой бабочкой. Женщинам следует облачиться в бальное платье в пол и туфли на высоком каблуке. В случае несоблюдения условий дресс-кода организаторы оставляют за собой право не допускать гостей на мероприятие.

Женщина

Платье - вечернее, в пол, из шелка, крепа, кружева. Цвет любой, кроме белого (это прерогатива дебютанток). Этикет запрещает женщинам появляться на разных балах в течение одного сезона в одном и том же платье.
Верх - желательны оголенные плечи и глубокое декольте.
Низ - пышная свободная юбка, не стесняющая движений.
Украшения - самая дорогая часть туалета. Колье, серьги и кольца из натуральных драгоценных камней, предпочтительнее из бриллиантов (часто берутся напрокат). Стразы Swarovski тоже допускаются - если украшения сверкают, дресс-код соблюден.
Туфли - атласные или кожаные на каблуке с закрытым носком, но могут быть открыты в области пятки. Предпочтителен вариант на застежках - такие туфли не слетят во время танца. Обязательный элемент туалета - чулки.
Часы (необязательно) - вечерние, элегантные, декорированные драгоценными камнями. Их надевают поверх перчаток.
Перчатки - к платью с открытым верхом - длинные, по локоть, к платью с рукавами - короткие. Голые руки - моветон.
Сумочка - крошечная, сочетающаяся с цветом платья. Лучше блестящая. Цветы - аккуратный букет обязателен для дебютанток.
Прическа - вечерняя, открывающая шею. Распущенные волосы недопустимы. Голову дебютанток украшает корона.
Макияж - вечерний. Натуральный не приветствуется. Акцент либо на губах, либо на глазах. Открытые платья рекомендуется сочетать с палантином из дорогого меха или с болеро.

Мужчина

Фрак - черный. Укороченный спереди пиджак с длинными узкими фалдами сзади носят незастегнутым. Брюки без отворотов, с высоким поясом, с шелковыми двойными полосками (галунами) вдоль наружных боковых швов. Надеваются без ремня, с белыми подтяжками.
Галстук-бабочка - белый, из шелка или хлопка-пике.
Сорочка - белая, накрахмаленная, с воротником-стойкой с загнутыми углами и манжетами. Манишка, пристегнутая к сорочке, должна быть туго накрахмаленной, чтобы грудь «стояла колесом».
Жилет - белый, накрахмаленный, из пике. Шелковый считается дурным тоном. Три пуговицы должны быть всегда застегнуты.
Пуговицы на рубашке и жилете должны соответствовать фрачным. Обычно они дорогие и изготовлены из перламутра или жемчуга.
Запонки не должны бросаться в глаза. Предпочтительны из желтого, розового или белого золота с вставками из перламутра или оникса. Элегантные запонки из других драгоценных металлов допускаются.
Часы - только карманные на цепочке. С фраком запрещено носить наручные.
Носовой платок - белый, из хлопка, льна или шелка. Вкладывается в нагрудный карман фрака.
Перчатки - белые. Консервативные господа остаются в перчатках на протяжении всего вечера, снимая их только во время еды или для рукопожатия. Дама вправе отказать в танце кавалеру без перчаток.
Туфли - классические черные, лакированные (лоферы и оксфорды одинаково уместны).
Носки - длинные черные из дорогой шерсти или шелка. Фрак рекомендуется сочетать с черным классическим пальто, белым шелковым шарфом и черным цилиндром.

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка - это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка - это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон


В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Общие правила поведения на балу и бальный этикет

Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям; жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты - к голубым тканям.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).

На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала - дурной тон. Если во время танца сказать нечего,лучше молчать.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. "Как-то княгиня Е.П. Белосельская-Белозерская нарушила этикет.Она явилась на придворный бал в платье лилового цвета с неподходящими украшениями,которые сразу обратили внимание присутствующих,это был своего рода вызов свету.и в свете в течении двух недель обсуждали такое грубое нарушение этикета."


Current Mood: средь шумного бала

Current Music: И.Штраус-сын-вальс Liebeslieder(Песни любви)

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIII – начале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.