В чем традиции и новаторство комедии недоросль. Традиции и новаторство в комедии Д

Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее «золотой» XIX век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое вре-ми 1л о комедия «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматур-I ми и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как «I оре от ума» Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Соз-«лппая в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе нова-трские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русском

Еще Пушкин определил особое значение Фонвизина, которого он назвал «сатиры смелым властелином». Действительно, «Недоросль» является сатирической комедией в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, |тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь viccb идет о «воспитании» в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан -тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, - лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова - все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в «Евгении Онегине» среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются «Скотинины, чета седая», отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.

В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Сам Фонвизин возлагал большие надежды в деле исправления пороков общества на просвещение дворянства. И в том же духе высказывается его герой:

«Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин».

Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»), С гостями Простакова - светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову"меч не сечет»).

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность - это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кугейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна - «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них - это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. Но верит ли автор, что исправление всех общественных пороков, «скотских» пороков человеческой натуры возможно путем воспитания? На вопрос Правдина об этом Стародум отвечает: «Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больному неисцелимому. Тут врач не поможет, разве что сам заразиться». И в пом тоже проявился реализм Фонвизина.

Прошли года, минули два столетия с тех пор, как появилась смешная и грустная комедия Фонвизина. Но герои ее остались жить, мы находим среди наших современников своих Скотининых и Правдиных, Простаковых и Стародумов. А Митрофанушка стал нарицательным образом и, видимо, останется таким еще долгое время - к сожалению! Его знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться» - кажется, так и разносится эхом среди наших молодых людей. И в этом еще одно подтверждение подлинного реализма комедии «Недоросль».

Традиции и новаторство в системе образов героев комедии Фонвизина «Недоросль»

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.

Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова - все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Бытовые второстепенные герои также имеют говорящие фамилии: Цифиркин, Кутейкин, Вральман.

Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность - это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, го образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна - «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.

По мнению О.Б. Лебедевой, наблюдения над поэтикой «Недоросля» четко выявляют эстетические параметры двух антагонистических групп персонажей комедии: с одной стороны, словесная живопись и «живая жизнь» в пластически достоверной бытовой среде (Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин), с другой - ораторство, риторика, резонерство, говорение (Правдин, Милон, Стародум, Софья). Эти два семантических центра очень точно определяют и природу художественной специфики разных групп персонажей как разных типов художественной образности, и русскую литературную традицию, к которой эти типы восходят (9).

Сам способ существования на сцене антагонистических персонажей комедии, который предполагает определенный тип связи человека со средой в ее пространственно-пластическом и вещном воплощениях, воскрешает традиционную оппозицию сатирического и одического типов художественной образности. Герои комедии четко делятся на сатирико-бытовых «домоседов» и одических «странствователей».

Оседлость Простаковых-Скотининых подчеркивается их постоянной прикрепленностью к замкнутому пространству дома-поместья, образ которого вырастает из словесного фона их реплик во всех своих традиционных компонентах: крепостная деревня («Г-жа Простакова <…> я вас теперь искала по всей деревне» (1 Далее используются цитаты из этого же издания текста. В скобках указываются номер действия и явления., 2, 5), господский дом с его гостиной, которую являет собой сценическая площадка и место действия «Недоросля», надворные постройки («Митрофан. Побегу-тка теперь на голубятню» (I, 4); «Скотинин. Пойти было прогуляться на скотный двор» (I, 8) - все это окружает бытовых персонажей «Недоросля» пластически достоверной средой жилища (9).

Напротив, герои-идеологи совершенно бездомны. Они перемещаются в пространстве с легкостью; они не принадлежат к миру простаковского поместья, приходя в него извне и на время; их образы связаны не с домом как средой обитания, а с городом как культурологической категорией: как известно, в Москве живет Правдин, Москву покинул, уезжая в Сибирь на заработки, Стародум (I, 7), в Москве родилась взаимная любовь Милона и Софьи (IV, 6). И этот московский генезис героев-идеологов далеко не случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, Стародум, Милон и Софья, несмотря на свою западническую книжную культуру, в той же мере русские, что и оседлые обитатели провинциальной нивы.

Однако пространство героев-идеологов несравненно более проницаемо, и сами они в нем невероятно мобильны. Если с оседлостью Простаковых-Скотининых связывается идея застоя и неподвижности, то легкость перемещения в пространстве естественно предполагает способность к духовной эволюции в героях альтернативного ряда (9).

В стане обличаемых домоседов царит интенсивное физическое действие, более всего наглядное во внешнем пластическом рисунке ролей Митрофана и г-жи Простаковой, которые то и дело куда-то бегут и с кем-то дерутся (в этой связи уместно вспомнить и две сценические драки, Митрофана и Еремеевны со Скотининым и Простаковой со Скотининым): «Митрофан. Побегу-тка теперь на голубятню (I, 4); (Митрофан, стоя на месте, перевертывается.) Вральман. Уталец! Не постоит на месте, как тикой конь пез усды! Ступай! Форт! (Митрофан убегает.) (III, 8)»

Совсем не то - добродетельные странствователи, из которых наибольшую пластическую активность проявляет Милон, дважды вмешивающийся в драку («разнимает г-жу Простакову со Скотининым» и «отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за нее было уцепилась, кричит к людям, имея в руке обнаженную шпагу» - V, 2), да еще Софья, несколько раз совершающая взрывные, импульсивные движения на сцене: «Софья (бросаясь в его объятия). Дядюшка!» (II, 2); «(Увидев Стародума, к нему подбегает» (IV, 1) и «бросается» к нему же со словами: «Ах, дядюшка! Защити меня!» (V.2). В остальном они пребывают в состоянии полной сценической статики: стоя или сидя ведут диалог - так же, как и «два присяжных оратора». Помимо нескольких ремарок, отмечающих входы и выходы, пластика Правдина и Стародума практически никак не охарактеризована, а их действия на сцене сводятся к говорению или чтению вслух, сопровождаемому типично ораторскими жестами.

Таким образом, и общий признак типа сценической пластики разводит персонажей «Недоросля» по разным жанровым ассоциациям: Стародум, Правдин, Милон и Софья сценически статуарны, как образы торжественной оды или герои трагедии; их пластика полностью подчинена акту говорения, которое и приходится признать единственной свойственной им формой сценического действия. Семейство Простаковых-Скотининых деятельно и подвижно, подобно персонажам сатиры и комедии; их сценическая пластика динамична и носит характер физического действия, которое лишь сопровождается называющим его словом (9).

Еда, одежда и деньги сопровождают каждый шаг Простаковых-Скотининых в комедии:

«Еремеевна. <…> пять булочек скушать изволил (I, 4).

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых не помню, пять, не помню, шесть (I, 4);

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен (I, 1);

Простаков. Мы <…> взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением как над своим (I, 5);

Скотинин и оба Простаковы. Десять тысяч! (I, 7);

Г-жа Простакова. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют (I, 6);

Г-жа Простакова. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть (III, 6)».

Еда, одежда и деньги выступают в своей простой физической природе предметов; вбирая в свой круг простаковскую бездуховную плоть, они усугубляют то самое свойство персонажей этой группы, в котором литературоведческая традиция видит их «реализм» и эстетическое преимущество перед героями-идеологами - их чрезвычайную физическую достоверность и, так сказать, материальный характер.

В отличие от бытовых героев, через руки всех героев-идеологов проходят письма, приобщающие их к субстанциальному, бытийному уровню драматургического действия. Их способность читать (т.е. заниматься духовной деятельностью) так или иначе актуализируется в сценическом действии комедии при помощи читаемых на сцене (Софья, читающая трактат Фенелона «О воспитании девиц») или за сценой («Софьюшка! Очки мои на столе, в книге» (IV, 3) книг. Так оказывается, что именно вещи - письма, очки и книги, преимущественно связанные с образами героев-идеологов, как раз и выводят их из пределов быта в бытийную область духовной и интеллектуальной жизни (9).

И если деньги для Простаковых и Скотинина имеют смысл цели и вызывают чисто физиологическую жажду обладания, то для Стародума они средство приобретения духовной независимости от материальных условий жизни: «Стародум. Я нажил столько, чтобы при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного» (IV, 4).

Если члены семейства Простаковых в своем материальном мире едят солонину и подовые пироги, пьют квас, примеряют кафтаны и гоняют голубей, дерутся, считают единожды един на пальцах и водят указкой по страницам непонятной книги, за чужими деревеньками присматривают как за своими, вяжут кошельки для чужих денег и пытаются умыкать чужих невест; если эта плотная материальная среда, в которую человек входит на правах однородного элемента, отторгает от себя всякое духовное деяние как чужеродное, то мир Правдина, Стародума, Милона и Софьи подчеркнуто идеален, духовен, нематериален. В этом мире способом связи между людьми становится не семейное сходство, как между Митрофаном, Скотининым и свиньей, а единомыслие, факт которого устанавливается в диалогическом акте сообщения своих мнений (9).

И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них - это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

В конфликте «Недоросля» происходят постоянные «обманные движения» и подстановки. Как и любой драматургический текст, комедия Фонвизина должна была бы обозначить свою конфликтную сферу с самого начала. Однако та линия политического противостояния, которая намечается в первых пяти явлениях (спор о кафтане, г-жа Простакова и Тришка, крепостница и крепостной), не находит развития в действии комедии. Конфликт, стало быть, переходит на уровень бытового нравоописания (борьба Митрофана и Скотинина за право присвоить деньги Софьи - I, 4; II, 3). Появление же на сцене Правдива и Стародума, сразу ознаменованное диалогом о неизлечимой болезни русской власти (III, 1), переводит его в сферу идеологическую (9).

Из этих трех возможностей реализации конфликта в действии комедии актуализируются только две: семейно-бытовое соперничество за руку богатой невесты, порождающее любовную интригу, которую венчает помолвка Милона и Софьи, и идеологический конфликт идеальных понятий о природе и характере власти, категорически не совпадающих с ее практическим бытовым содержанием. Этот конфликт продуцирует нравственно-идеологическое противостояние реального властителя-тирана г-жи Простаковой и носителей идеальной концепции власти Стародума и Правдина, которое и увенчано лишением г-жи Простаковой ее политических прав. Так что произведение в целом выглядит не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным. И в этом тоже проявилось новаторство Фонвизина.

Урок 4. Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”» 1. Традиции классицизма в комедии. Особенности пьес XVIII века (индивидуальное сообщение)
  • Подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств: места, времени, действия .
Соблюдены ли в комедии Фонвизина эти три единства? События происходят в течение одних суток и в одном месте (в захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой).
  • Сатира должна исправлять нравы, учить . Исправляет ли нравы комедия, чему она учит?
  • Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать.
Главные герои комедии резко делятся на два лагеря. В одном — представители порока, “злонравия” — Простакова, Скотинин, Митрофан. В другом лагере носители добродетели — Стародум, Милон, Правдин, Софья.
Побеждает ли добродетель? Добродетель действительно побеждает.
  • По традициям классицзма, каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту .
Определите, каковы основные качества героев, носителями каких пороков или добродетелей они являются.
Простакова “злонравна”, Простаков забит, Скотинин скотоподобен, Митрофан невежествен, Стародум прям, Правдин честен, Софья благородна...
  • В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора, его самые заветные и дорогие мысли.
Кто из героев является выразителем авторской идеи ?
В «Недоросле» это Стародум. Его главная задача — высказать то, что хочет внушить зрителям автор.
2. Новаторство Фонвизина-драматурга
  • Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока.
Дурны или хороши Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Еремеевна? Однозначно не ответишь.
Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит.
Докажите, что Простакова не только злонравна, найдите её положительные качества.
Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына . В финале комедии перед нами страдающая мать , теряющая последнее утешение — утешение сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие.
Определите качества характера Митрофана, выходящие за рамки определения невежды и “маменькиного сынка”.
Митрофан не только невежда и “маменькин сынок”. Он хитёр , знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Сообразителен (ответ на вопрос Стародума). Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать — страшен.
  • Новаторство Фонвизина — в умении так строить речь своих героев, что читатель представляет характеры действующих лиц.
Индивидуальные задания по составлению речевых характеристик
Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной до властной и грубой. Подтвердите примерами.
Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.
Речь Стародума — это речь образованного, культурного человека. Она афористична, возвышенна.
В чём своеобразие речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина?
  • В пьесе всё национально: тема, сюжет, социальный конфликт и характеры действующих лиц. А в произведениях классицизма в изображении характеров стремились выявить не индивидуальное, а общее, вечное, присущее людям всех стран и времён.
  • Добродетель побеждает.
Но почему побеждают именно положительные герои?
Они побеждают случайно . Не потому, что есть справедливый закон. Оказался честным человеком Правдин. Хороший человек здешний наместник. Вовремя приехал дядюшка Стародум. Случайно проводил через село отряд Милон. Стечение счастливых обстоятельств, а не торжество справедливого закона.
3. Просветительские идеи автора
Новаторством является идея автора. Мысль о просвещении не нова. Фонвизин же утверждает, что одного просвещения мало. “Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу”. Вначале нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом — об уме.
Драматург считает, что нужен такой закон, чтобы добродетель была выгодной, чтобы все поняли, что “без благонравия никто не может выйти в люди. Тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится”.
Таким образом, получается, что в злонравии своём помещики не виноваты, виноваты чиновники и государь, которые не устанавливают хорошего закона.
По-настоящему государственный человек в комедии — Стародум (мыслит категориями эпохи Петра I). К сожалению, в современную автору эпоху не нужны ни честность, ни храбрость, ни забота о пользе государства.
Начиная с комедии «Недоросль» русская литература вступила в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость и за человека.
4. Афоризм
Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
Индивидуальное задание: найти и перечислить выражения Фонвизина, которые обогатили русскую речь крылатыми выражениями, стали афоризмами.
Домашнее задание. Пересказ статьи из учебника; приготовить ответы на вопросы (по вариантам).
Речевые характеристики — большое достижение Фонвизина.
Простакова — властная помещица, говорит отрывисто, повелительно, часто переходя на крик, искажая слова, употребляя грубые выражения и оскорбляя окружающих. Ласково обращается только к Митрофану.
Стародум — образованный и гуманный человек. Его суждения метки и остроумны (“В большом свете водятся мелкие души”, “Наличные деньги — не наличие достоинства”) .
Живое воображение и сердечная отзывчивость рано проявились в отношениях Фонвизина к окружающим. Он способен был ощутить состояние другого человека как своё собственное и, по его словам, “ничего так не боялся, как сделать кому-нибудь несправедливость, и для того ни перед кем так не трусил, как перед теми, кто от меня зависел и кои ответить мне были не в состоянии”.
Однако это не означало, что он был робок и уступчив.
“Весьма рано проявилась моя склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве. Как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть... Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли”, — признавался писатель.
Например: “О, Клим, дела твои велики! Но кто хвалил тебя? Родня и два заики”.
С юности Фонвизин владел искусством “передразнивания”, актёрского перевоплощения. Ему было свойственно умение “принимать на себя лицо” знакомого человека и говорить “не только его голосом, но и умом”.
Во всех его первых опытах сказывается дар слова.
Отработка темы «Речевые характеристики героев»
Цель: показать высокое драматическое мастерство в создании речевых характеристик.
1. Индивидуальные задания:
1) жизнь Кутейкина; биография Цыфиркина; жизнь Вральмана;
2) лексика, присущая только Кутейкину; Цыфиркину; Вральману.
2. Работа с классом. В чём своеобразие речи Кутейкина?
Речь недоучившегося семинариста. Построена на церковнославянской лексике и фразеологии, насыщена формами церковнославянского языка: тьма кромешная, притча во языцех; горе мне, грешному; здешняя епархия, взалкал, зван бых и придох; богу изволившу, кабы не умудрил и меня владыко и так далее.
В чём своеобразие речи Цыфиркина?
Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. Приведите примеры, доказывающие это.
В чём своеобразие речи Вральмана?
Составьте краткую характеристику речи. Приведите примеры.
3. Задания для работы в группах:
Составить речевую характеристику Скотинина (на этом уроке работает только одна группа).
  • говорить, характеризующие Скотинина.
  • Докажите материалами комедии, что весь лексический состав речи Скотинина характеризует его скотский характер. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.
Работа по тексту комедии (продолжение)
Явление 3
Чтение по ролям (Простакова, Милон, Скотинин, Стародум, ремарки автора)
Чем отличаются взаимоотношения Стародума, Правдина, Милона и Софьи от взаимоотношений Простаковых, Скотинина? Чем поражают отношения брата и сестры?
Отсутствие родственных чувств. (“Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...”)
Какой композиционный приём использует автор? (Приём противопоставления. Контраст между беседами Стародума с Правдиным и Софьей и потасовками Простаковой и Скотинина подчёркивает добродетель одних и порочность других.)
Явление 7
Чтение по ролям (Простакова, Митрофан, Цыфиркин, Кутейкин, ремарки автора)
Как происходит обучение Митрофанушки?
Как объясняет необходимость его учения Простакова?
Как идёт учение?
Кто Митрофанушкины учителя?
Как относится к учителям и учению сам Митрофан?
Важно: через всю комедию проходит и тема воспитания и образования молодых дворян. “Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить” (явл. 1. д. 4).
Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.
Анализ четвёртого действия. Чтение по ролям советов Стародума (явл. 2).
Домашнее задание
Задание для всех: сравнить Простакову на уроке Митрофона и Стародума в беседе с Софьей. Чему они учат, что считают главным — идеалы героев в ком? Какими они хотят видеть своих детей? (Желательно выполнить в виде плана, сравнительной таблицы.)
Индивидуальные задания:
  • жизнь Кутейкина; биография Цыфиркина; жизнь Вральмана;
  • лексика, присущая только речи Кутейкина; Цыфиркина; Вральмана (подготовить устно);
  • подготовить аналитический пересказ пятого действия;
  • ответить на вопросы:
Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? Какие способы сделать людей добрыми видит Стародум?
Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии? Как обернулось злонравие Простаковой против неё самой в последнем действии?

Урок 5. Продолжение урока-практикума

Задания для работы в группах (продолжение) :
Составить речевую характеристику Простаковой.
  • Анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Простакову.
  • Анализ обращений в речи Простаковой: как они меняются в зависимости от ситуации.
  • Докажите материалами комедии, что обнаруживает характер человека грубого, несдержанного, самодура. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.
Составить речевую характеристику Стародума.
  • Анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.
  • Докажите материалами комедии, что речь Стародума насыщена книжной лексикой, свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.
Проверка работы в группах.
Подведение итогов: при помощи речевых особенностей (характеристик) автору удалось создать незабываемые образы героев комедии. Вспомним, что речевая характеристика — главное средство создания образа в драматическом произведении.
Продолжение анализа четвёртого действия.
Простакова приспосабливается к требованиям Стародума и меняет свою тактику. Она прикидывается радушной хозяйкой дома, старается понравиться почтенному гостю. Не упускает случая расхвалить себя и Митрофана. Резкие переходы в поведении — от грубости к преувеличенной любезности — выявляют коварство и лицемерие Простаковой.
Сцена «Экзамен Митрофана» (явл. 9), чтение (возможно, с элементами инсценирования) и краткие пояснения.
Что можно сказать о знаниях Митрофана?
Нужна ли дворянину наука? Как отвечают на вопрос Простакова и Скотинин? Что задумала Простакова, узнав о предстоящем отъезде Софьи и Стародума?
Проверка индивидуальных заданий.
Пересказ-анализ пятого действия комедии.
Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? Какие способы сделать людей добрыми видит Стародум?
Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии? Как обернулось злонравие Простаковой против неё самой в последнем действии?
Итог: Цели Простаковых и Скотинина ничтожны и низменны (обогащение за счёт страданий других людей). Положительные персонажи пьесы стремятся к торжеству справедливости и подлинно человеческих чувств.
Анализ заключительной сцены
Что привело Простакову к катастрофе? Кто более прав, объясняя причину несчастья Простаковой: Правдин (“безумная любовь” к Митрофану “довела её больше всего”) или Стародум (“имела силу делать другим дурно”)?
Каким видит сына Простакова и каков он на самом деле? Простакова обращается за сочувствием к сыну. Но тот грубо отталкивает её: “Да отвяжись, матушка! Как навязалась...” На горестный вопль: “Нет у меня сына!” — Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: “Вот злонравия достойные плоды!”
Домашнее задание
Выбрать тему сочинения (темы предложены в учебнике) или придумать свою формулировку. Подобрать к нему материал.

Урок 6. Творческий практикум: работа над сочинением по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Предлагаемые для анализа темы сочинений:
  • “Весёлая” семейка.
  • Смешное и печальное в Митрофане.
  • Жизнь Стародума.
  • Учителя Митрофана.
Три главных закона (Представьте себе, что вы имеете возможность установить три закона. Какие это будут законы? Как их сформулировать? Как объяснить их смысл людям?)
  • Образование и воспитание. (Чем различаются образование и воспитание? Воспитанный и образованный человек — одно ли и то же? В чём, по-вашему, должна быть главная цель воспитания? А какова цель образования?)
Работа по подготовке к сочинению
Самостоятельный отбор эпизодов литературного произведения. Их анализ, определяемый данной темой. Что такое характеристика?
Характеристика — это описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях.
Как строится сочинение — характеристика персонажа?
1. Тезис — высказывается мысль.
2. Аргументы — доказывается примерами из текста.
3. Вывод — логическое обобщение.
Характеристика Митрофанушки
(Сочинение; основные тезисы)
От чего зависит характер человека?
От среды, быта, условий формирования молодого человека как личности. Именно так решал эту проблему Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Важность её подчёркнута самим заглавием.
Общие замечания о персонаже
Митрофанушка, “недоросль”, — один из главных героев комедии. Митрофан — имя греческое и в переводе на русский означает “похожий на мать”. Это пятнадцатилетний молодой человек, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян-крепостников.
Логический переход. Новая мысль
“Похожий на мать”... Этим уже многое сказано. Но нет, в некотором отношении он пошёл дальше матери.
Обобщение, переход и новая мысль
Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.
Доказательство
В конце комедии, когда Простакова ищет у него сочувствия, “недоросль” грубо отталкивает её: “Да отвяжись ты, матушка! Как навязалась”.
Промежуточный тезис
Грубость и жестокость его проявляются во всём.
Доказательства
К нему пришли “учителя” — он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который действительно хочет его чему-нибудь научить, он называет “гарнизонной крысой”. Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы слышит в свой адрес только брань. А после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
Логическое обобщение
Таким образом, учителя для него — враги, а слуги... слуг он и за людей не считает.
Переход к новой мысли
Но, говоря о чертах характера Митрофанушки, нельзя не упомянуть о его крайнем невежестве...
Задания по работе:
Придумайте своё вступление к работе.
Разделите текст на абзацы.
Советы по стилистике:
Не нужно использовать много цитат, особенно больших.
Избегайте повторов слов, пользуйтесь синонимами.
Употребляйте только те слова и выражения, которые вам понятны.
Следите за правильным порядком слов в предложении.
Не пишите обрывочных, незаконченных предложений, придаточных предложений без главного.
Ошибки, которые часто допускаются:
  • неясная или ошибочная формулировка мысли;
  • отсутствие доказательств или недостаточность их;
  • несоответствие доказательств высказанной мысли;
  • отсутствие логических обобщений;
  • отсутствие логической связи между отдельными частями сочинения.

Новаторство Фонвизина
Одним из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина является комедия «Недоросль». Это небольшая история о том, что происходит в семье русской дворянки Простаковой. «Недоросль» была написана в XVIII веке – веке господствующего классицизма, от канонов которого Фонвизин отшел. Я могу уверенно, без сомнений сказать, что Фонвизин – новатор. В чем же заключалось новаторство «русского из прерусских» ? (так Фонвизина называл юный А.С. Пушкин).
Классицизм имеет определенные рамки и строгие правила, такие как застывшие характеры; обязательная система амплуа; одна идея; один конфликт; единство действия; говорящие фамилии; счастливый конец и т.д. Фонвизин же, хоть и писал произведение во время расцвета классицизма, затронул несколько видов конфликтов. Например, любовный конфликт (Скотинин, Милон и Митрофан хотят в жены Софью), причем данный конфликт не является главным, он выполняет функцию фона. Также Фонвизин затронул социальный конфликт – отношение Простаковой к крестьянам. Бессердечие, тирания, деспотизм… Все это качества дворянки, представительницы элиты Российской Империи. Автор показывает недопустимое в классицизме развитие характеров героев, действительно, Митрофанушка не до конца остается «маменькиным сынком», он отказывается от «матушки любимой», когда узнает, что она лишена прав на управление имением.

Несомненно, новаторством является идея произведения – вина государства. Начиная с комедии «Недоросль» , русская литература вступает в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость. Действительно, Фонвизин указал на проблему власти, проблему законов и их реализации в обществе XVIII века. Если хорошо задуматься над комедией, то можно понять, что в проблемах образования и крепостного права автор винит именно правительство.
«Русская комедия начиналась еще задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти комедии – суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Я полностью согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского. Фонвизин не только талантливый, но и смелый писатель. Далеко не каждый в то время мог указать властям на их пороки и бездействие. В классицизме представители правительства – идеал, нечто высокое и благородное, а в комедии «Недоросль» Фонвизин показал правду, за что ему пришлось уйти в отставку.

Фонвизин – отец Великой русской комедии, разрушивший каноны классицизма.

Традиционное и новаторское в комедии «Недоросль»

(литературная статья)

Славу принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.,

Новая комедия «Недоросль» была завершена в 1781 году и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была Дмитревским. Над комедией Фонвизин начал работать в пору своей политической и творческой зрелости - после возвращению осенью 1778 года из Франции. Одновременно с комедией писалось «Рассуждение о непременных государственных законах». Ясность политической мысли Фонвизина, его приверженность идеалам свободы человека, сказавшаяся с такой силой в «Рассуждении», обусловили политическую остроту комедии, ее общественный пафос.

Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил» - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается «Недоросль». Главный конфликт социально-политической жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становится темой комедии. Драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым.

Главным намерением Фонвизина в «Недоросле» и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия «Недоросль» соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки «низкого» жанра.

«В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига. Однако она играет в комедии Фонвизина необычную роль и теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы. Любовную интригу Фонвизин всецело подчиняет задачам социальной сатиры. В психологическом отношении, как средство раскрытия внутренних переживаний героев, любовь Милона и Софьи его мало интересует: она нужна ему как удобный повод для изображения «злонравных» характеров людей, пытающихся из личных целей помешать их соединению» .

Раскрытию идейной сущности «Недоросля» служат прежде всего выведенные в комедии художественные образы.

Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим.

В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.

«Действующие лица пьесы отчетливо делятся на три группы. Первую группу составляют отрицательные персонажи: центром ее является Простакова. Группа положительных персонажей объединяется вокруг Стародума. Наконец, третья группа включает в себя действующих лиц комедии, стоящих вне собственно сюжетной интриги, но нужных автору для создания социально-бытового фона пьесы: Тришку, Еремеевну, Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, слугу Простакова и камердинера Стародума» .

Из пятнадцати действующих лиц комедии одиннадцать наделены значащими именами. Объяснение слова «простак» или «простяк», данное в «Словаре Академии Российской» («малоумный, оплошливый»), как нельзя более соответствует образу самого Простакова. Но характер его жены отнюдь не покрывается таким определением. Не следует забывать, что она - урожденная Скотинина. Ее «простота» другого рода, такого, о котором говорится в пословице: «Простота хуже воровства». Простакова хочет прикинуться простодушной, но это никого не убеждает.

Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цыфиркин выражают в первую очередь социальное лицо персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников. Цыфирное учение означало арифметику.

Таким образом, самая фамилия Цыфиркина указывала на его занятие. Наряду с открыто «говорящими» именами Фонвизин пользуется и скрыто «говорящими». Неспроста недоросль назван Митрофаном. Это имя в дословном переводе с греческого означает: «являющий свою мать», то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья («мудрость»), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милона. Софье противны такие претенденты на ее руку, как Митрофан и Скотинин, но ей «мил он», этот честный и благородный молодой офицер.

«Если уже в самом перечне действующих лиц «Недоросля» содержатся намеки на характер или социальную принадлежность как отрицательных, так и положительных персонажей, то внешним приемам их обрисовки, каковыми являются имена и фамилии, вполне соответствует и внутренняя их сущность.

«Дурак бесчестный» и «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома» - такое представление о муже и жене Простаковых сложилось у Правдина за три дня его пребывания под их кровом» .

Характер Простакова определяется в самом начале комедии его собственным признанием жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» На всем дальнейшем протяжении пьесы зритель убеждается в этом не раз. Простаков всецело под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается авторской ремаркой при первой же реплике Простакова: «от робости запинаясь» Эта «робость» или, как характеризует ее Правдин, «крайнее слабомыслие» и приводит к тому, что «бесчеловечие» Простаковой не встречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии сам Простаков оказывается, по собственному признанию, «без вины виноватым» .

Гораздо более сложными изобразительными средствами очерчен Фонвизиным характер «презлой фурии» - госпожи Простаковой, урожденной Скотининой. «... Все сцены, в которых является Простакова, - писал Вяземский, - исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным». В этих словах соединены воедино основные черты характера Простаковой. Но не само по себе невежество, которому Вяземский склонен приписывать причину всех зол, а разлагающее влияние крепостного права, порождающее, в частности, и это невежество, является их «мутным источником» .

В обрисовке характера Простаковой Фонвизин отступает прямолинейности и схематизма, свойственных классицизму. Если образ ее мужа с первого до последнего действия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепенно раскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потому постоянно выдает себя с головою.

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма.

«В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе . Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян» .

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти.

«Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы» .

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин).

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления.

Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание). Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя» - портной Тришка; «бестия», «каналь» - нянька Еермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»).

«Правильный», книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нём говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит подразделяет персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма).

Соблюдается в комедии и правило трёх единств . Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания.

В «Недоросле» Фонвизин уже не ограничивается бытовой характеристикой своих героев, не замыкается в семейных отношениях, умея за семьей увидеть Россию, за точно выписанным интерьером помещичьего дома - экстерьер человеческой судьбы в обществе. Индивидуальные особенности характера каждого из членов семьи Простаковых оказываются связанными с определенной социальной системой, которая существует при поддержке двора. Так естественно и закономерно рассказ о поведении семьи Простаковых оборачивается осуждением правительства и монарха, осуждение жестокости Простаковой приводит к выводу, что угнетать рабством себе подобных недопустимо. Здесь же, в частном доме, в миниатюре разыгрывается та идейная борьба, которая проходила внутри дворянства между лучшими людьми господствующего сословия, стоявшими на просветительских позициях, и помещиками-рабовладельцами. Все это делало «Недоросль» новаторским произведением.

Созданная Фонвизиным общественная комедия преодолевала противоречия драматургии «во вкусе Дидеротовом». При этом развитие «высшего содержания» не приводило к отказу от комического начала. «Недоросль» - смешная, исполненная истинной веселости, обличительная комедия. Но то был смех карающий, смех, убивающий трусость и подлость, моральную низость дел и помыслов, ничтожество и преступность жизни Простаковых и Скотинина. Таковы сцены, раскрывающие материнскую любовь Простакововй, любовное соперничество Скотинина и Митрофана, мечты о семейном счастье Скотинина, обучение Митрофана наукам, экзамены и многие, многие другие.

Но иногда смех вытесняет горькая ирония. Под знаком иронии проведены, например, беседы учителей Митрофана с Еремеевной. Итак, «Недоросль» - комедия реалистическая. Но мало констатировать этот факт. Необходимо тщательно изучить и определить конкретно-исторический характер фонвизинского реализма. Все исследователи справедливо отмечают, что в пору, когда классицизм еще не сдал господствующих позиций, написание реалистического произведения связано с огромными трудностями.

Власть традиции сказалась и в «Недоросле». Отсюда и значащие фамилии, и сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей, и условность некоторых действующих лиц, и, главное, недостаточная в ряде случаев индивидуализация их. В «Недоросле» не всегда тип раскрываемый как социальное явление, показан и как личность. Несмотря на внешнее соблюдение традиционных правил классической комедии, пьеса Фонвизина отражает общее для русской комедии того времени движение через «слезную драму» к реализму. «Вся комедия Фонвизина вызывает не простой, веселый смех, а горький смех, внушающий раздумье… Именно такой смех всегда был присущ передовым деятелям русской литературы . Каждый из них мог бы применить к себе стих Кантемира: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии….

Список литературы

1. Куликова К. и его комедия «Недоросль» // Фонвизин: комедия в 5-ти действиях. - Л., 1989.- С. 5-42.

2. Макогоненко Фонвизин. Творческий путь. - М.-Л., 1961. – С. 238-280.

3. Пигарев Фонвизина. - М.: Наука, 1954. - С.

4. Степанюк комедии «Недоросль» Д. Фонвизина в «Горе от ума» А. Грибоедова. Грозный, 1986. – 122 с.

5. Фонвизин / В кн. Избранные произведения. – М.: Академия, 2004. – С. 30-66.